Урок физики 7 класс сообщающиеся сосуды презентация 7 класс
Слайд 2
Автор презентации: Учитель физики МОБУ КБГИ Гафурийского района Республики Башкортостан Кузьмина Наталья Евгеньевна
Слайд 3
«Я говорю, а ты молчишь» (монолог) « Я – словечко, ты – словечко, будет песенка» (диалог)
Слайд 5
1. В каких единицах измеряют давление. 2. По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда? А ) P = g h Б ) P = gV В ) P = mg А) Н; Б) Па; В) м 2 .
Слайд 6
3 . Как изменится давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость? А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится
Слайд 7
4. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева так, что вода из сосуда не выливается? А ) Увеличится Б ) Уменьшится В ) Не изменится
Слайд 8
5. В сосудах, изображённых на рисунке, находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно? А) в 1 больше Б) во 2 больше В) одинаково
Слайд 9
6. В каком сосуде давление воды на дно больше? А) в первом Б) во втором В) одинаково
Слайд 10
Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше? А) на 1 Б) на 2 В) на 3
Слайд 11
Количество п равильных ответов ОЦЕНКА 7 (нет ошибок) « 5 » 5-6 (1,2 ошибки) «4» 4 и менее (3 и более ошибок) «3»
Слайд 12
Сообщающиеся сосуды и их применение
Слайд 13
Определение: сообщающиеся сосуды- это Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть
Слайд 14
ОПЫТ № 1 Вывод: в сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости устанавливается на одном уровне, если давление над жидкостью одинаково .
Слайд 15
ОПЫТ №2 Сообщающиеся сосуды
Слайд 16
Вывод: в сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне .
Слайд 17
ОПЫТ № 3 Вывод: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.
Слайд 18
p 1 =p 2 , p 1 =g ρ 1 h 1 , p 2 =g ρ 2 h 2 , g ρ 1 h 1 =g ρ 2 h 2 , h 1 :h 2 = ρ 2 : ρ 1 . Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям
Слайд 19
Сообщающиеся сосуды В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Однородная жидкость Разнородная жидкость
Слайд 20
Физическая пауза Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Слайд 21
Демонстрация моделей практической направленности
Слайд 22
Водомерное стекло парового котла.
Слайд 23
Действие шлюза – гидротехнического устройства, с помощью которого суда проводят из водного бассейна с одним уровнем воды в другой – с иным уровнем.
Слайд 25
Фонтаны
Слайд 26
Фонтаны
Слайд 30
Работа и устройство водопровода
Слайд 31
Закрепление материала: На рисунке изображен кофейник. Какую ошибку допустил конструктор?
Слайд 32
Закрепление материала: Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой – низкий. Какой из них вместительнее? Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую форму?
Слайд 33
Домашнее задание: § 39; Упр.16 (1,2, задание 9 №1. стр. 95). Предлагаю вам побыть учеными – экспериментаторами философами, писателями. Экспериментаторам: 1 группа – модель фонтана ; 2 группа – модель оросительной системы для огорода ; 3 группа – модель системы водопровода ; Теоретикам: Составить кроссворд по данной теме.
Слайд 34
Я сегодня на уроке открыл для себя… Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что… Мне хотелось бы порекомендовать… Если бы я был учителем, то …
Слайд 35
Источники https://yandex.ru/images/?pos=43&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fpptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com%2Fslides%2Fpics%2F001%2F489%2F347%2Foriginal%2FSlide4.jpg%3F1480251782&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage https://yandex.ru/images/?pos=11&img_url=https%3A%2F%2Fds04.urok.ru%2Fuploads%2Fex%2F084e%2F00015455-93302ed7%2Fhello_html_m6d0a7013.jpg&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage https://yandex.ru/images/?pos=51&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fpresentacii.ru%2Fdocuments_2%2F7239fccbf4ad30b495abf8b6b2771f54%2Fimg13.jpg&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage
Источник
Ф.И.О. учителя: Селина Людмила Вячеславовна, учитель физики МКОУ Амурской СОШ Брединского района
Предмет: физика.
Требуемое время: 45минут.
– повторить формулу для расчета гидростатического давления, ввести понятие сообщающих сосудов,
-рассмотреть применение сообщающихся сосудов в природе, технике и быту.
– продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся; сосудов в быту, технике, природе;
-вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента, умения делать выводы по результатам эксперимента, способствовать развитию самостоятельности и творческого мышления.
– применение полученных знаний и умений для решения задач повседневной жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью:
2. Проблемное обучение.
Части урока
Содержание урока
слайды
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент.
2. Постановка проблемы
3. Актуализация знаний
4.Физминутка.
5. Изучение нового материала.
6. Развитие и закрепление знаний (применение сообщающихся сосудов).
7. Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание
-Что изображено на рисунке?
-В какой из них можно налить больше жидкости? Почему?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, повторим необходимые знания, и изучим новые.
Фронтальный опрос с использованием сигнальных карточек.
-Какой буквой обозначается физическая величина:
давление
сила
плотность
ускорение свободного падения
высота
площадь опоры?
-Показать основную единицу измерения физической величины:
силы, площади, плотности, высоты,
ускорение свободного падения, давления
-Составьте определительную формулу давления.
Учитель вызывает одного ученика записать ее на доске и выразить из нее силу давления.
-Составьте формулу гидростатического давления жидкости.
-Сформулируйте (устно) закон Паскаля.
-Решить задачи-рисунки и выбрать ответ
Учитель предлагает учащимся встать и выполнить упражнения, связанные с давлением твердых тел
-Перед вами на слайде несколько предметов. Всех их называют сообщающимися. Как вы думаете, почему их так назвали? Что общего у названных предметов и сосудов у меня на столе?
– Правильно, молодцы!
– Значит, тема нашего урока…
(фиксирует на доске тему урока)
Формулирует определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть называют сообщающимися.
-На сегодняшнем уроке мы будем выступать в роли исследователей. Изучая новый материал, мы пройдем все этапы теории познания: новые фактывыдвижение гипотезы экспериментальная проверка выводы применение на практике.
– С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Я возьму самый простой по форме сообщающийся сосуд- U – образную трубку. Наливаю в него окрашенную воду, т.е. однородную жидкость, что можно сказать по этому опыту? Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? Какой вывод? (показать линейкой, что вода на одном уровне).
– А если сообщающиеся сосуды поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в них? (учитель проверяет гипотезу учеников, продолжая опыт)
– Посмотрите на этот красивый прибор у меня на столе.(рис. № 109, учебник А. В. Перышкин).
– Охарактеризуйте его.
– Какой вывод можно сделать?
– Правильно.
(формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов)
– А как это можно объяснить?
-Покажем это теоретически
Решим задачу-рисунок
-Какой из сосудов можно заполнить доверху?
– Объясните почему можно заполнить доверху только сосуд №2?
– Вернемся к нашей проблеме выбора вместительного кофейника. Как можно решить эту проблему?
– А что будет, если в сообщающиеся сосуды налить разные жидкости? Если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни?
– Почему? Как это можно объяснить?
– Посмотрите на слайд. У какой жидкости столб выше и почему?
– Значит, какой вывод мы можем сделать?
-Проверяем результат по таблице плотностей
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, “водяных затворах” в системе канализации. На слайде показана водомерная трубка бака. Объясните принцип действия этого прибора.
Опыт №3: демонстрация самого простого фонтана
– Объясните наблюдаемое явление в опыте.
-Где можно использовать принцип работы данного прибора?
Демонстрация действующей модели фонтана.
-Во время ремонта актового зала школы возникла необходимость наметить на стенах горизонтальную линию. Как можно это сделать, используя сообщающиеся сосуды?
Проводится групповая работа по выполнению минипроекта «Изготовление сообщающегося сосуда»
Задание первой группе:
– используя свой изготовленный сообщающийся сосуд, проверить горизонтальность подоконника.
Задание второй группе:
– используя свой изготовленный сообщающийся сосуд, проверить горизонтальность крышки парты.
– А вот фотографии шлюзов.
-Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните, как проводят корабль через шлюзы.
-Назовите примеры сообщающихся сосудов.
-Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов. Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды?
-Сформулировать законы сообщающихся сосудов, с которыми ознакомились на уроке.
-Где используются сообщающиеся сосуды?
-Выразите свое отношение к уроку сигнальными карточками.
-Выставление оценок. Домашнее задание
-на рисунке два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная
дают различные ответы на вопросы
по команде учителя: «ответ» учащиеся все вместе одновременно поднимают, соответствующую названной величине, карточку с ее буквенным обозначением
р,
F
ρ
g
h
S
Учащиеся карточки переворачивают обратной стороной и по команде учителя поднимают ответ
Н, , , м, Па
Каждый ученик перед собой, используя карточки, выкладывает формулу давления
Каждый ученик перед собой, используя карточки, выкладывает формулу гидростатического давления жидкости
-Давление в жидкости и газах передается во все стороны одинаково.
Учащиеся поднимают по команде учителя карточку с выбранным номером ответа
№3-3, №4-2, №5-1, №6-3
Учащиеся по команде учителя изменяют давление в 2, 4 раза на пол, стоя на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пяточках, потом задание повторяется в подскоках на месте.
Предлагают варианты ответов. – Общее основание, по два совмещенных сосуда.
(в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи)
– Сообщающиеся сосуды
Учащиеся записывают в тетрадь тему и определение
– Вода установится на одном уровне.
– Уровни жидкости будут одинаковыми.
– Это тоже сообщающиеся сосуды.
– Форма трубок различная.
– Разное сечение трубок.
– Вода в каждой трубке на одном уровне.
– В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.
– Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые.
Номер ответа учащиеся показывают карточкой
-На рисунке сообщающиеся сосуды, жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокие сосуды никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через сосуд №2
– Кофейник и трубка носика – сосуды, которые связаны между собой, и жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокий кофейник никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через носик. Кофейники вмещают одинаковое количество жидкости.
– Уровни будут различными.
– У жидкостей различные плотности.
– Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.
– Чем больше плотность жидкости, тем меньше высота ее столба.
Более того, можно сказать: во сколько раз больше плотность жидкости, во столько раз меньше ее высота
Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.
– Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх.
Методом мозгового штурма появляется решение -две стеклянные трубки, соединенные длинным резиновым шлангом, заполнит водой. Держа одну из трубок у стены, сделать отметку уровня, отойти вместе с другой трубкой и вновь сделать отметку, точки соединить, операцию повторить.
Выполнение работы, используя раздаточный материал, и защита проектов
Группы реализуют решение проблемной ситуации.
Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. Устройство шлюза также основано на принципе сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание
Усвоил новое знание и научился применять его на практике -зеленый сигнал; усвоил новое знание, но еще нужна помощь- желтый сигнал; испытываю затруднения- красный сигнал.
Слайд №1
Слайд №2
Слайды №3, №4, №5, №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №2
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
слайды № 16, 17
слайд
№ 18
Слайд
№19
Источник
(учебник «Физика – 7», А. В. Перышкин, 2011 г.)
Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
– продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона
– сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
– продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;
– устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.
– воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.
Презентация из Приложения1 «Сообщающиеся сосуды», модели сообщающихся сосудов.
Тип урока: изучение нового материала.
1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире). 5. Проверка знаний. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. | Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5) (на доске слайд № 6) – Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их. – А теперь посмотрите на эти приборы, (ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 -учебник А. В. Перышкин). – Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе? – Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися. – Значит, тема нашего урока… (фиксирует на доске тему урока) – С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин) – Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7) – Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин) – А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин) (слайд № 8) – Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). (слайд № 9) – Охарактеризуйте его. – Какой вывод можно сделать? – Правильно. (формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10) – А как это можно объяснить? – А какая формула нам помогает это объяснить? – Запишите ее на доске. – А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни? – Почему? Как это можно объяснить? – Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему? – Значит, какой вывод мы можем сделать? – Правильно. (формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12) – Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13). – Объясните принцип работы этого прибора. – А вот фотографии шлюзов (слайд № 14). – А это схема устройства шлюзов (слайд № 15). – Объясните принцип работы данного устройства. – Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17). – Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18). Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по «Волшебной лестнице знаний» (слайд № 19). § 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20). | Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы – Чайник, кофейник, лейка. – Общее основание, по два совмещенных сосуда. (в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи) – Сообщающиеся сосуды. – Вода из одной трубки перетечет в другую. – Вода установится на одном уровне. – Уровни жидкости будут одинаковыми. – Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание. – Форма трубок различная. – Разное сечение трубок. – Вода в каждой трубке на одном уровне. – В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это. – Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые. – Формула гидростатического давления. – p = ρgh (один из учеников пишет на доске формулу) – Уровни будут различными. – У жидкостей различные плотности. – Выше у керосина, потому что у него плотность меньше. – Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде. – Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые. Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов. Дают ответы на основе изученного материала. Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку. | 2 5 15 10 8 2 3 |
Источник
Конспект урока по физике с мультимедийной презентацией:
«Сообщающиеся сосуды и их применение»
Физика 7 класс (учебник Перышкина А.В.)
Цели урока:
Дидактические:
- Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
- Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.
Развивающие:
- Способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления;
- Развивать умения применять полученные знания на практике;
- Формировать компетентность самостоятельной познавательной деятельности;
- Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
- воспитывать коммуникативную культуру;
- создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оснащение урока:
1. мультимедийный компьютер с проектором;
2. оборудование и материалы:
- две стеклянные трубки, соединенные резиновым шлангом , стаканчик с водой (на партах учащихся);
- чайник
- стеклянные сообщающиеся сосуды разной формы;
- сосуды с водой и маслом (разнородными жидкостями).
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Постановка цели урока перед учащимися, введение в тему (2мин).
- Изучение нового материала (25 мин).
- Первичная проверка усвоения материала (тест) (5 мин.).
- Обобщение изученного на уроке (2 мин).
- Итоги урока (1 мин).
- Домашнее задание (1 мин).
1. Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)(Слайд 2). Ребята, вам интересно узнать, что такое сообщающиеся сосуды и где они применяются? Сегодня цель нашего урока познакомиться с ними, узнать много нового и интересного, а так же … мы найдем сообщающиеся сосуды у себя дома!
Слово «сообщающиеся» о чем вам говорит?
Учащиеся. Сосуды как-то сообщаются (Самый частый первый ответ). Сосуды связаны между собой.
2. Этап объяснения нового материала
Учитель. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 3)
Проведем серию опытов с сообщающимися сосудами.
Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. В одну из трубок нальем воды. (Учащиеся выполняют задания).
Что произойдет?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? А если обе наклонить в разные стороны и потом крест-накрест?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
Учитель. В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. (Слайд № 4, часть 1) (Учащиеся записывают закон в тетради).
Учитель. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Выясним это с помощью опыта. В один из сосудов я доливаю растительное масло. Что мы наблюдаем?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Учитель. Верно. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. (Слайд № 4, часть 2). (Учащиеся записывают в тетради).
Попробуйте доказать это теоретически, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.
(Учащиеся пытаются доказать, предлагают свои версии).
(Слайд 5-6 ) По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = ρ1h1g, p2 = ρ2h2g, отсюда для однородной жидкости эти gρ1h1 = gρ2h2, т.е h1= h2 .
для разнородных жидкостей эти gρ1h1 ≠ gρ2h2, т.е h1≠ h2 . (Учащиеся записывают в тетради).
3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике (Слайд 7, примеры появляются по очереди).
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.
На слайде даны те примеры, которые мы сегодня рассмотрим.
(Слайд 8). В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.
(Слайд 9). Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. На модели фонтана мы выясним, как он действует. Приглашаю желающего мне помочь. (Выходит ученик или два).
Проводится опыт с моделью фонтана.
Учитель (Слайд 10). Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.
Учащиеся предлагают варианты принципа работы шлюза.
Учитель. Есть ли у вас дома сообщающиеся сосуды? (Учащиеся задумываются, после таких грандиозных сооружений трудно представить дом)
А теперь отгадайте загадки!
1. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (Чайник).
(Слайд 11, строки появляются по очереди). Можно ли назвать чайник сообщающимися сосудами?
2. Дождь веселый, озорной
В огород пришел со мной.
Дождевую тучку
Я держу за ручку. (Лейка).
Беседа о сообщающихся сосудах, которые можно встретить дома.
(Слайд 12). Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.
Посмотрите на слайд. Знаком ли вам это сооружение? (Учащиеся узнают водонапорную башню, которая стоит в центре города и является памятником архитектуры).
Построенная в 1864 году городским главою купцом Ермаковым, водонапорная башня положила начало местному водопроводу. В то время Муром стал одним из немногих в России обладателей столь важной инженерной коммуникации. Уже давно башня потеряла свое прямое назначение.
Загадка. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод).
Беседа о том, как работает водопровод. Вспомните, какие дома стоят вокруг нашей водонапорной башни? Достаточно ли было высоты водонапорной башни для работы водопровода? (Высота водонапорной башни больше высоты двухэтажных домов, которые она в свое время снабжала водой.)
Слайд 13.(Картинки появляются по очереди) . Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта, и древние греки для демонстрации своих «чудес». Около одного из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая чаша», наполненная «святой» водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но уровень воды не понижался. Это в народе считалось чудом.
А там было два сообщающихся сосуда: один на виду-чаша, а за стеной, невидимый для людей, второй сосуд-большой бак с водой. Он соединялся с чашей спрятанной под землей трубой и подпитывал ее, когда уровень воды в ней понижался
4. Этап закрепления материала
Учитель (Слайды 14-17). Чтобы проверить, как вы усвоили пройденный материал, предлагаю вам ответить на 5 вопросов теста. Ответы записывайте в тетрадь. (Учащиеся выполняют работу).
(Слайд 18). А теперь проверьте правильность своих ответов. Правильные ответы вы видите на слайде. Поставь себе оценку. ( Или : поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов вашего соседа. Поставьте сосуду оценку за выполнение теста.)
5. Итоги урока Подведение итогов
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами и их применением. Мне очень интересно было работать с вами. Вы -молодцы! Активно работали на уроке!
Записываем домашнее задание.
Обязательное: изучить § 39.
Для желающих: найдите примеры применения сообщающихся сосудов, о которых мы сегодня не вспоминали, объясните их действие, приготовьте рассказ к следующему уроку.
(Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)
Всем спасибо за работу.
Источник