Урок физики 7 класс сообщающиеся сосуды водопровод

Урок физики 7 класс сообщающиеся сосуды водопровод thumbnail

Урок «Сообщающиеся сосуды».

Цель: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, модель фонтана, фотографии шлюзов, фонтанов, компьютерная презентация «Сообщающиеся сосуды», компьютер, проектор, экран.

Организационный этап. Актуализация знаний.

К новым знаниям спешим.

По давленью повторим.

Фронтальный опрос.

Работа по индивидуальным карточкам – 3 человека.

Объяснение нового материала.

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются,

Опыты прекрасные с ними получаются!

Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.

hello_html_m3e3116b7.jpg

Если в сообщающиеся сосуды налить однородную жидкость, то она в них установиться на одном уровне.

Демонстрируются сосуды. Опыт.

Дhello_html_m4c516950.jpgоказательство:

P1=P2

так как жидкость покоиться

gρвh1= gρвh2

так как ρв=ρв

h1= h2

Закон сообщающихся сосудов.

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

hello_html_m43451398.jpg

Зhello_html_59fb8129.jpgадание:

  • Известно, что в правом колене изогнутой трубки жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих коленах трубки.

Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, то столб жидкости меньшей плотности будет выше.

Демонстрация опыта.

Дhello_html_m6c901411.jpgоказательство:

P1=P2

так как жидкость покоиться

gρвh1= gρкh2

так как ρв>ρк

h1< h2

Закон сообщающихся сосудов.

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Задание.

  • В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?

Задачи:

  1. В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо­
    жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно
    в обоих случаях будет одинаковое.))

  2. Рассмотрите рис. а—в и ответьте на вопрос: что произойдет
    с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а из правого колена
    жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в
    сосудах не уравняется; на рис. б
    из левого колена жидкость
    будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко­
    ленах не станет равным; на рис. в жидкость перетекать не
    будет.)hello_html_d0827df.jpg

hello_html_m54b58a8d.jpg

  1. Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?

Загадки:

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)

2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится. (Чайник.)

Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носи­ке чайника.

3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –

Как мы это назовем? (Водопровод.)

Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)

  1. Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Кран.)

Применение сообщающихся сосудов.

  1. Устройство шлюза. ( по фотографиям из личного альбома)

  2. Фонтаны. (по фотографиям из личного альбома)

Устройство фонтана (на модели)

Водомерное стекло

Артезианский колодец

Лейка

Чайник

Сообщения учащихся о шлюзах, фонтанах, водопроводах.

Из «Книги рекордов Гиннеса»

Шлюзы

Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Ант­верпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3.

– Самый глубокий шлюз – Карапатело – в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.

– Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) – в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин.

Фонтаны.

– Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) – был по­ строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч.

— Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее ем­кость 9 462 000 л.

Водопровод

– Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.

– Самая протяженная водопро­водная сеть (8 тыс. км) в нашей стране – в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-кило­метрового Мытищинского водопро­вода, вступившего в строй в 1804 г.

Итог урока.

Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть.

Расстроены ребята? Нет!

Тогда для вас ларец конфет!

Домашнее задание:

§ 39, упр 16 (1,2)

* Изготовить модель сообщающихся сосудов.

Источник

Конспект урока по физике с мультимедийной презентацией:

«Сообщающиеся сосуды и их применение»

Физика 7 класс (учебник Перышкина А.В.)

Цели урока:

Дидактические:

  • Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
  • Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Развивающие:

  • Способствовать развитию общеучебных умений, логического мышления;
  • Развивать умения применять полученные знания на практике;
  • Формировать компетентность  самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
  •  воспитывать коммуникативную культуру;
  • создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оснащение урока:

1.      мультимедийный компьютер с проектором;

2.      оборудование и материалы:

  • две стеклянные трубки, соединенные резиновым шлангом , стаканчик с водой (на партах учащихся);
  • чайник
  • стеклянные сообщающиеся сосуды разной формы;
  • сосуды с водой и маслом (разнородными жидкостями).

План  урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Постановка цели урока перед учащимися, введение в тему (2мин).
  3. Изучение нового материала (25 мин).
  4. Первичная проверка усвоения материала (тест) (5 мин.).
  5. Обобщение изученного на уроке (2 мин).
  6. Итоги урока (1 мин).
  7. Домашнее задание (1 мин).

              1. Мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)(Слайд 2). Ребята, вам интересно узнать, что такое сообщающиеся сосуды и где они применяются? Сегодня цель нашего урока познакомиться с ними, узнать много нового и интересного, а так же …  мы найдем сообщающиеся сосуды у себя дома!
Слово «сообщающиеся» о чем вам говорит?

Учащиеся. Сосуды как-то сообщаются (Самый частый первый ответ). Сосуды связаны между собой.

             2. Этап объяснения нового материала

Учитель. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 3)

 Проведем серию опытов с сообщающимися сосудами.

 Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. В одну из трубок нальем воды.  (Учащиеся выполняют задания).

Что произойдет?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Читайте также:  Исследование сосудов через пах

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? А если обе наклонить в разные стороны и потом крест-накрест?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.

Учитель.  В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. (Слайд № 4, часть 1) (Учащиеся записывают закон в тетради).
Учитель.  Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Выясним это с помощью опыта. В один из сосудов я доливаю растительное масло. Что мы наблюдаем?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. Верно. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. (Слайд № 4, часть 2). (Учащиеся записывают в тетради).

Попробуйте доказать это теоретически, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.

(Учащиеся пытаются доказать, предлагают свои версии).

(Слайд 5-6 ) По закону Паскаля  p1 = p2, по определению гидростатического давления  p1 = ρ1h1g,    p2 = ρ2h2g, отсюда для однородной жидкости эти gρ1h1 = gρ2h2, т.е  h1=  h2 .

для разнородных жидкостей эти gρ1h1 ≠ gρ2h2, т.е  h1≠ h2 .  (Учащиеся записывают в тетради).

          3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике (Слайд 7, примеры появляются по очереди).

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

На слайде даны те примеры, которые мы сегодня рассмотрим.

 (Слайд 8). В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.

(Слайд 9). Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. На модели фонтана мы  выясним, как он действует. Приглашаю желающего мне помочь. (Выходит ученик или два).

Проводится опыт с моделью фонтана.

Учитель (Слайд 10). Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.

Учащиеся предлагают варианты принципа работы шлюза.

Учитель. Есть ли у вас дома сообщающиеся сосуды? (Учащиеся задумываются, после таких грандиозных сооружений трудно представить дом)

А теперь отгадайте загадки!

     1. Хоть и задрал он кверху нос,

      Но это вовсе не всерьез.

      Ни перед кем он не гордится,

      Кто пить захочет – убедится.  (Чайник).

(Слайд 11, строки появляются по очереди). Можно ли назвать чайник сообщающимися сосудами?

     2.  Дождь веселый, озорной

      В огород пришел со мной.

      Дождевую тучку

      Я держу за ручку. (Лейка).

Беседа о сообщающихся сосудах, которые можно встретить дома.

(Слайд 12). Учитель. Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.

Посмотрите на слайд. Знаком ли вам это сооружение? (Учащиеся узнают водонапорную башню, которая стоит в центре города и является памятником архитектуры).

        Построенная в 1864 году городским главою купцом Ермаковым, водонапорная башня положила начало местному водопроводу. В то время Муром стал одним из немногих в России обладателей столь важной инженерной коммуникации. Уже давно башня потеряла свое прямое назначение.

Загадка.       Если речка по трубе

           Прибегает в дом к тебе

           И хозяйничает в нем –

           Как мы это назовем?   (Водопровод).

Беседа о том, как работает водопровод. Вспомните, какие дома стоят вокруг нашей водонапорной башни? Достаточно ли было высоты водонапорной башни для работы водопровода? (Высота водонапорной башни больше высоты двухэтажных домов, которые она в свое время снабжала водой.)

Слайд 13.(Картинки появляются по очереди) . Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта, и древние греки для демонстрации своих «чудес». Около одного из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая чаша», наполненная «святой» водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но уровень воды не понижался. Это в народе считалось чудом.

А там было два сообщающихся сосуда: один на виду-чаша, а за стеной, невидимый для людей, второй сосуд-большой бак с водой. Он соединялся с чашей спрятанной под землей трубой и подпитывал ее, когда уровень воды в ней понижался

          4. Этап закрепления материала

Учитель (Слайды 14-17). Чтобы проверить, как вы усвоили  пройденный материал, предлагаю вам ответить на 5 вопросов теста. Ответы записывайте в тетрадь. (Учащиеся выполняют работу).

(Слайд 18). А  теперь проверьте правильность своих ответов. Правильные ответы вы видите на слайде. Поставь себе оценку. ( Или : поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов вашего соседа. Поставьте сосуду оценку за выполнение теста.)

         5. Итоги урока Подведение итогов

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами и их применением.  Мне очень интересно было работать с вами. Вы –молодцы! Активно работали на уроке!

 Записываем домашнее задание.

Обязательное: изучить § 39.

Для желающих: найдите примеры применения сообщающихся сосудов, о которых мы сегодня не вспоминали, объясните их действие, приготовьте рассказ к следующему уроку.

(Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)

Всем спасибо за работу.

Источник

Разработка открытого урока по физике в 7 классе

Еркова Елена Александровна

ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

Тема: Сообщающиеся сосуды

Дата проведения 29.01.2019

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник: Физика. 7 кл.: А.В. Перышкин. _ М.: Дрофа, 2018;

  2. https://0204.jimdo.com/фгос/;

  3. https://www.youtube.com/watch?v=Ysangs;

  4. https://stihi-russkih-poetov.ru;

  5. https://nika-fizika.narod.ru/1002 727.htm4.

Оборудование: слайдовая презентация, различные виды сообщающихся сосудов, жидкости: вода, масло; металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, лейка, чайник, строительный уровень, карта урока.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

  3. Ориентировочный этап

  4. Актуализация знаний

  5. Поисково-исследовательский этап

  6. Первичное осмысление и закрепление

  7. Практический этап

  8. Рефлексивно-оценочный этап

Цели урока:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, коррекция.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотезы и ее обоснование, подведение под понятие.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формами речи.

Читайте также:  Режим работы и безопасная эксплуатация сосудов

Формы и методы обучения

Метод мотивации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, создание ситуаций занимательности.

Метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности – эвристическая беседа, демонстрация, иллюстрация, исследование.

Методы формирования новых умений – решение ситуационных задач.

Методы обобщения и систематизации изученного – создание таблиц, заполнение технологической карты.

Методы контроля результатов обучения – устный опрос.

Методы стимулирования учебной деятельности – словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), формальная оценка (баллы, отметка)

Основные термины и понятия: сообщающиеся сосуды, артезианский колодец, шлюз.

Планируемые результаты обучения:

  • понимать смысл физического понятия: сообщающиеся сосуды, давление столба жидкости;

  • знать обозначения физических величин: давление, площадь, сила, плотность и их единиц измерения в системе СИ;

  • приводить примеры практического использования сообщающихся сосудов;

  • уметь использовать приборы для измерений;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Организационная структура урока

Приветствует учеников.

Побуждает к самоорганизации.

Приветствую учителя.

Организация рабочего места.

Фронтальная

Регулятивные УУД: умения самоорганизации и устанавливать рабочие отношения, деловую обстановку

Мотивационно –

целевой этап

Демонстрация слайдов.

Читает пятистишье А.С. Пушкина.

Знакомит с планом действия учеников на уроке.
Демонстрирует гидравлический уровень.

Предлагает объяснить принцип действия гидравлического уровня. Обеспечивает осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

Смотрят слайды.

Слушают учителя.

Высказывают правильные и ошибочные мнения.

Испытывают затруднения в объяснении принципа действия водопровода. Формулируют проблему.

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности, выдвигать гипотезу;

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, приобщиться к русской литературе

Ориентировочный этап

Включение в систему знаний

Демонстрирует сообщающиеся сосуды на столе.

Предлагает рассмотреть изображения сообщающихся сосудов на слайде.

Задает вопросы.

Предлагает сформулировать тему и цель, задачи урока.

Рассматривают сообщающиеся сосуды на столе, изображения на слайде.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы учеников.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Заполняют технологические карты

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные УУД:

уметь планировать, прогнозировать, корректировать знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Коммуникативные УУД: уметь точно выражать свои мысли, владеть монологической речью.

Актуализация знаний

Задает вопросы.

Демонстрирует слайды.

Анализирует ответы.

Вспоминают обозначения физических величин и единиц измерения.

Заполняют технологические карты.

Дают ответы на вопросы. Слушают ответы учеников.

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные УУД: оценивать степень владения изученными знаниями;

Познавательные УУД: выделять материал, который будет использован на уроке;

Предметные УД: повторить знания обозначения физических величин и их единиц измерения.

Поисково-исследовательский этап

Задает вопросы.

Знакомит с методологией предмета.

Анализирует ответы учащихся, обобщает.

Побуждает к изучению плана исследования, проведению экспериментов.

Призывает к аккуратности.

Руководит проведением экспериментов.

Показывает слайды.

Вызывает интерес учащихся к уроку.

Задает наводящие вопросы.

Проводит демонстрационный опыт.

Слушают товарищей.

Предлагают свои варианты определений.

Записывают определение в технологическую карту.

Проводят эксперименты, делают выводы.

Смотрят слайды.

Вспоминают формулу давления столба жидкости, закон Паскаля.

Проводят теоретическое доказательство результатов опытов.

Записывают выводы и выкладки в технологическую карту.

Фронтальная,

групповая

Познавательные УУД: овладевать методами научного познания, строить логическую цепочку рассуждений;

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, определить внутреннюю позицию необходимости изучения темы, мотивировать себя на познание;

Предметные УД: дать определение сообщающихся сосудов, формулировать закона сообщающихся сосудов;

Коммуникативные: планировать, проявлять инициативу, сотрудничать в сборе информации, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, овладевать монологической и диалогической формами речи.

Первичное осмысление и закрепление

Предлагает выполнить задание № 3 из Упр. 18

Задает вопросы.

Анализирует ответы учащихся, обобщает.

Призывает к аккуратности.

Руководит проведением экспериментов.

Показывает слайды.

Задает наводящие вопросы.

Читают задание из учебника.

Проводят эксперименты, делают выводы.

Слушают товарищей и предлагают свои варианты ответов.

Смотрят слайды.

Закрепляют умения проведения выкладок с формулами. Проводят расчеты.

Заполняют таблицу. Сравнивают результаты вычислений и записывают выводы и выкладки в технологическую карту.

Фронтальная,

групповая

Познавательные УУД: действовать по алгоритму, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать условие задачи;

Предметные УД: формулировать выводы закона сообщающихся сосудов для жидкостей разной плотности;

Личностные УУД: оценивать свои способности воспроизведения действий по алгоритму, сформировать положительную внутреннюю позицию по отношению к новым знаниям, вызывать положительные эмоции успешности;

Коммуникативные: планировать совместную работу, проявлять инициативу, сотрудничать с группой, управлять поведением партнера.

Практический этап

Предлагает из учебника найти примеры сообщающихся сосудов, выписать в технологической карте.

Проводит групповой опрос по проделанной работе.

Рассказывает стихотворение В. Рождественского. Демонстрирует фильм о Петергофе, вызывает к чувству патриотизма и гордости за нашу Родину. Напоминает о юбилейной дате Победы.

Просит объяснить действие водопровода.

Работают с учебником,

Выписывают примеры сообщающихся сосудов из учебника в технологическую карту.

Перечисляют примеры сообщающихся сосудов.

Слушают учителя.

Смотрят фильм.

Дают ответы на вопросы.

Слушают ответы товарищей.

Фронтальная, групповая

Познавательные УУД: обобщать полученные знания, применять их для объяснения ряда объектов и явлений, работать с учебником.

Предметные УД: знать примеры сообщающихся сосудов, уметь объяснять их действие на основе полученных знаний.

Коммуникативные: проявлять инициативу, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: формировать морально – этические нормы, гражданственность и патриотизм.

Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает озвучить записи, выполненные в ходе урока. Благодарит за работу на уроке. Подводит итог работы по технологической карте.

Соотносят свои записи в группе, выбирают   ученика, желающего выступить.

Записывают домашнее задание в дневник.

Групповая, индивидуальная

Регулятивные УУД: Саморегуляция. Оценка степени достижения цели.

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания.

Конспект урока

  1. Организационный момент. (1 мин) (на доске заранее записана дата)

(слайд 1) Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики.

  1. Мотивационно – целевой этап (4 мин)

Привлечение внимания учащихся. (слайд 2) Я хочу начать урок стихами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которые много лет звучали в заставке к телепередаче «Очевидное, невероятное»:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

Удивительно точно подметил великий поэт характер научной деятельности. Просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие научного открытия. (слайд 3) Сегодня с вами мы будем изучать чудесные сосуды, проводить опыты и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды.

Подготовка к восприятию нового материала.

(Демонстрация прибора для проверки горизонтальности) У меня на руках прибор строительный. Как вы думаете, для чего он нужен в строительстве? Какой принцип заложен в действие этого инструмента?(Ученики высказывают свои точки зрения) Это будет нашей гипотезой, которую мы в ходе урока либо докажем, либо опровергнем.

  1. Ориентировочный этап (5 мин)

Включение в систему знаний

(урок – исследование, технологические карты) У нас сегодня урок-исследование. У вас на столах лежат технологические карты, которые вы будете заполнять по ходу урока. (Учитель демонстрирует технологическую карту)

(тема)Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на предметы на столе и на слайде. Какие предметы вы видите? (чайник, лейка, сосуды различной формы)

Что общего между ними? (имеют соединения) (слайд 5)

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: Сообщающиеся сосуды. (Учащиеся записывают тему урока; учитель записывает тему на доске) (слайд 6)

Читайте также:  Метод для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья

(цель) Таким образом, целью нашего урока является изучение какого объекта? (сообщающихся сосудов) (слайд 7)

(1 – задача урока)Для изучения их, нам необходимо определить предмет нашего изучения,

т. е. дать определение сообщающимся сосудам (слайд 8) Во первых, это что? Сосуды. Чем они отличаются от других сосудов?(Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов) Записываем определение в технологическую карту.

(слайд 10)

(Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, называются сообщающимися)

(2 – задача урока)В виде чего в физике формулируются результаты изучения, исследования? Как называются такие утверждения? Например, как называется открытие, которое сделал Блез Паскаль?(формула, закон)

Таким образом, следующей задачей урока является: формулировка закона сообщающихся сосудов. (слайд 11)

А зачем нам нужно что-то изучать? Для чего нам нужно знать законы физики?

(чтобы применить их на практике)Итак, третья задача урока: узнать, как на практике применяются сообщающиеся сосуды (слайд12)

  1. Поисково-исследовательский этап. (10 мин)

Переходим к выполнению второй задачи урока.Прочтите третий пункт технологической карты.

Налейте в один из сосудов подкрашенную воду (всю)

Что происходит? (жидкость стала перетекать). И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления справа и слева не станут равными.)

Зарисуйте положение уровней однородной жидкости. (слайд 13)

(На демонстрационном столе учитель наливает воду в сообщающиеся сосуды)

Что будет происходить, если наклонить сосуды? Как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне: как в первой картине или как во второй? (слайд 14) Зарисуйте положение предполагаемых уровней жидкости при наклоне вашей конструкции.

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда и от формы сосуда? Какой вывод сделаем?

Учащиеся делают вывод: (сообщающихся сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне) (слайд 15) Запишите вывод в технологических картах.А можно ли вывод обосновать теоретически?

  1. Актуализация знаний. (слайд 16)

Учитель. Сформулируйте закон Паскаля. Какой буквой мы обозначаем давление? плотность? В каких единицах они измеряются? Каковы давления столбов жидкости в обоих сосудах?

(По закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое), т.е.давление в левом колене равно давлению в правом колене: p1= p2

По какой формуле вычисляется давление столба жидкости? (p= gh)

Ставьте себе 1 балл, если вы правильно помните закон Паскаля и формулудавления столба жидкости.

  1. Поисково-исследовательский этап. Распишем давления столбов жидкости по формуле.

Давления столбов жидкости в левом и правом коленьях:p1= gh1; p2=gh2.Приравняем правые части: gh1=gh2;Какие множители сокращаются? (, g)

Сократим общие множители: gh1=gh2; Получим:h1=h2.

  1. Домашнее задание. Прочтите задание 3 из упражнения 16.__________, прочти задание вслух. Это задание будет домашним заданием. По приведенному здесь алгоритму вы можете провести выкладки для разнородных жидкостей. Только плотности жидкостей будут разными.

Если задание интересно, запишите как домашнее задание. Упр. 16(3).

Обязательное домашнее задание: прочитать § 39.Поставьте себе еще 1 балл, если вы выбрали дополнительное задание. (слайд 17)

  1. Первичное осмысление и закрепление

А на уроке мы выполним это задание практически.

  1. Физкультминутка. А пока сделаем кратковременный перерыв. Встали все ровно между рядами.Внимание, на экран.(слайд 18) Садитесь.

  1. Первичное осмысление и закрепление (продолжение) (слайд 19)

Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная вода и масло).

Зарисуйте уровни жидкостей. (Маркеры розовые и желтые)Как располагаются уровни различных жидкостей в сообщающихся сосудах? (слайд 20) Запишите результат. (слайд 21)

(слайд 22) Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу на листе плана. Вычислите. h1/h2 (Из каждой группы по одному человеку записывают на доске результаты измерений и вычисления h1/h2)Вычислим 2/1. Сравните h1/h2 и 2/1.

Итак, h1/h2 ≈ 2/1. Обратите внимание на индексы. Как называется в математике такое соотношение, когда в одной части равенства величина находится в числителе, а в другой части – в знаменателе? (обратной пропорциональностью)

Учитель: Ответьте на вопрос в технологической карте: как зависят высоты столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?[Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям] Запишите вывод в технологических картах. (слайд 23)

Поставьте себе 3 балла за исследовательскую деятельность

  1. Практический этап. (слайд 24)

Учитель: Переходим к выполнению третьей задачи урока – узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов.

А для этого нам необходимо обобщить опыт, накопленный человеком.

Теперь поработаем с учебниками. В учебнике в § 39, в задачах, заданиях найдите примеры применения сообщающихся сосудов и выпишите на картах. Минута времени вам на работу.Ученики работают.

Учитель: Я думаю, все готовы.

Расскажите, в каких устройствах используются сообщающиеся сосуды? Каждая группа приводит по одному примеру. Учащиеся перечисляют: водомерная трубка, шлюзы, фонтаны, артезианский колодец, водопровод. (слайды 25,26)

Петродворец – всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль. (слайд 27)

В годы Великой Отечественной войны гитлеровские войска разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Статуя “Самсон, раздирающий пасть льва ” была похищена немцами. После окончания войны заминированный Петродворец возродили вновь и золочёная бронзовая статуя “Самсон, раздирающий пасть льва” заняла своё место. (слайд 28)

9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы.  (слайд 29) Мы должны помнить, что честь, свободу и независимость нашей Родины народ отстоял ценой своей жизни.

Однако мы увлеклись историей и забыли, что у нас урок физики.

Давайте проделаем простой опыт. (Демонстрация принципа действия фонтанов) Итак, на чем основано действие фонтанов? (Действие фонтанов основано на принципе сообщающихся сосудов)

(слайд 30)А теперь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока.

На чем основано действие гидравлического уровня? (Демонстрация гидравлического уровня)

(Гидравлический уровень. Принцип работы основан на принципе сообщающихся сосудов, в которых уровень жидкости остается одинаковым независимо от высоты расположения одного из них).

Резерв. Задание 9(3) Посмотрите на слайде, как это происходит.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.(3-5 мин)

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов. (15 с)

Итак, что мы узнали на уроке? (слайд 36). Дополните предложения. (слайдs 31-34)

Сообщающимися называются cосуды, …………………………………

В сообщающихся сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на……

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет…………………. (выше или ниже)высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах …………… …………. ………………………………………………… их плотностям (прямо или обратно пропорциональны)

(слайд 35)Поставьте оценку себе 1 балл, если вы справились с заданием. Посчитайте количество баллов – это будет вашей оценкой за урок.

Учитель: Всем спасибо за работу. (25 с.)

В заключение хочу прочитать стихотворение Марка Львовского(слайд 36)

Любите физику, друзья,

Без космоса никак нельзя.

Без света не прожить и дня,

Как в древнем мире без огня.

Без физики не только свет,

Компьютер или Интернет

Мы не могли бы получить.

Да