Урок керамика роспись сосуда

Урок керамика роспись сосуда thumbnail

Муниципальное общеобразовательное учреждение Крымская средняя

общеобразовательная школа № 5

Изобразительного искусства 7 класс.

Тема урока: « Античная керамика.

Декоративная роспись сосуда».

Разработка учителя высшей квалификационной категории

Болдыревой

Шохакат

Вартересовны.

План открытого урока в 7 классепо изобразительному искусству.

Тема урока: Античная керамика.

Декоративная роспись сосуда.

Тип учебного занятия: Комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа. Интеграция внутренняя и с уроками истории; дифференциация задания, группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики декоративной росписи, на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного.

Цель:приобщениешкольников к художественной культуре ознакомление с отличительными чертами искусства Древней Греции, изучение стилей древнегреческой вазописи, особенности чернофигурной и краснофигурной росписи, ознакомление с особенностями росписи мотивов и видов орнамента.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с видами сосудов античной керамики.

  2. Развитие творческой самостоятельности.

  3. Формирование умений составлять декоративную роспись выбранного сосуда с учетом его формы.

  4. Воспитание эмоционального отклика к произведениям античного искусства.

Оборудование и материалы: информационные материалы к уроку – диск СД. Авторский слайд – фильм, план урока.

Зрительный ряд: иллюстративный материал; учебные таблицы, образцы древнегреческих орнаментов, изображения различных сосудов античной керамики, работы учащихся прошлых лет, рисунки учителя на классной доске.

Музыкальный ряд: греческая музыка «Сиртаки».

Художественный материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра, пастель.

Форма урока:

а) эвристическая беседа

б) дифференцированное творческое задание

в) экспресс – диагностика.

План урока.

2

2.

Дидактический блок 2

Введение в содержание урока.

5

3.

Дидактический блок 3

Теория учебного предмета.

10

4.

Дидактический блок 4

Самостоятельная работа.

20

5.

Дидактический блок 5

Закрепление полученных знаний.

3

6.

Дидактический блок 6

Анализ работ «экспресс-вернисаж»

4

7.

Дидактический блок 7

Подведение итогов урока.

1

Структура и ход урока.

  • Дидактический блок 1.

приветствие, организация рабочего места

– сообщение темы и цели урока.

  • Дидактический блок 2.

Введение в содержание урока:

В древней Греции во второй половине 6в. до нашей эры одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных керамических сосудов. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наиболее известными были: кратер,амфора, пелика, гидрия, лекиф ,кальпида, динос.

Вспомним из курса истории, что амфоры предназначались для хранения оливкового масла, вина, и зерна. Ребята, где вы видели древние амфоры? Что вы знаете о музее Танаисе? Да это крупнейший в России археологический музей – заповедник , который располагается на территории нашего Мясниковского района и мы этим должны гордиться (представить материал по Танаису).

Кроме амфор эллины пользовались кратерами – для смешивания вина, гидриями – для воды, лекифами , которые ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем жизненном пути. Великолепные расписные амфоры вручались победителям олимпийских игр.

Дидактический блок 3

Теория учебного предмета.

Сосуды гончары обжигали в печи. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком. Этот стиль называли чернофигурным. Со второй половины 7в. до начало 5в. до нашей эры чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подвергались изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. На вазах кроме орнамента изображались различные сюжеты; охоты, Олимпийских игр, бытовые и исторические сюжеты. Особое место в древнегреческой вазописи занимал орнамент. Многие варианты орнаментов имели символический характер. Например :

морская волна.

Этот орнамент очень часто встречается на фресках на керамике и одежде эллинов. Давайте подумаем почему? Вспомним географию. Греция омывается тремя морями. Какими? Эгейское море с востока. Адриатическое море с запада. И Средиземное море с юга.

лабиринт

крепостная стена

Древнегреческий

орнамент.

Геометрический орнамент

Растительный орнамент

Стили росписи.

Чернофигурный.

Краснофигурный.

Сюжетная роспись.

Объяснение задания на данный урок:

а) выполнить построение рисунка выбранного сосуда или обвести контуры по шаблону.

б) подобрать орнамент для горловины средней части и основания сосуда (обязательный уровень).

в) в центре сосуда выполнить сюжетный рисунок (дополнительный уровень) .

При работе использовать карточки и весь иллюстративный материал на таблицах и доске.

  • Дидактический блок 4.

Самостоятельная творческая работа – роспись сосуда ( карандаш) .

Ребята представьте, что вы мастера мастерской декоративной росписи и выполняете творческую работу в следующей последовательности.

1.Построение рисунка или обводка по шаблону.

2.Выбор орнамента и разметка его на сосуде (в живописной технике, в технике «граттаж», в технике аппликации из цветной бумаги).

3.Соблюдение ритма орнамента.

4.Выполнить сюжетный рисунок.

  • Дидактический блок 5.

Закрепление полученных знаний. Рефлексия.

Вопросы для мини викторины:

1.Когда в Греции вазопись стала самой высокоразвитой областью в искусстве?

2.Какие стили вазописи существовали в Греции 5 веке до н. э.

3.Назовите некоторые виды древнегреческих керамических сосудов.

  • Дидактический блок 6.

Анализ выполненных творческих работ на основе « экспресс – вернисажа».

Читайте также:  Сосуды на веке глаза у ребенка

1.Проводят мастера мастерской декоративной росписи.

– мы любуемся сделанным на уроке.

-мы учимся рассуждать и говорить о своих работах и о работах одноклассников.

-мы сравниваем работы не по мастерству – хорошо или плохо, а по многообразию выражения художественных образов.

  • Дидактический блок 7.

Подведение итогов урока.

Отметить и поблагодарить активных учеников и тех учеников которые справились с обязательным уровнем и похвалить тех, кто справился с дополнительным уровнем.

Завершение урока.

Дидактический словарь:

Античность – перевод от латинского «древний», история и искусство древней Греции и Рима.

Граттаж – рисунок или картина выполненная техникой царапнья по поверхности пером или другим острым предметом.

Керамика – перевод с греческого глина. Изделия из глины изготовленные гончарами на гончарных станках.

Источник

Тема урока: Эскиз декоративной росписи сосуда

Цели и задачи: Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству , самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы  и способности, познакомить с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями с художественными промыслами Гжели.

 учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею  изделие; формировать практические умения и навыки рисования с образца;

 воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

развивать детскую фантазию и индивидуальность

Оборудование: презентация, иллюстрации, таблицы, кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист

Ход урока

  1. Организационный момент.

1) Слайд №2

 – Наш урок мне хотелось бы начать с загадки:

Белым снегом замело

Луг и лес, и всё кругом.

И, замёрзнув, речка стала,

Скованная синим льдом.

     II.       Вступительная беседа

– Какие цвета используются в загадке при описании зимних картин? (синий, белый)

2) слайд №3 Мих. Ник. Ромадин «Зима»

– Зима находит отражение и в творчестве художников.

(дети рассматривают слайд)

– Какие краски и цвета использует художник, чтобы передать прелесть русской зимы?

3) слайд №4  стихотворение А. С. Пушкина «Под голубыми небесами…»

– Свои замечательные стихи адресовал зиме известный вам поэт-классик

– Какими бы красками воспользовались вы, чтобы сделать иллюстрацию к этому стихотворению?

Итог: 

– Голубые тени на белом снегу нашли отклик в творчестве русских мастеров. Догадались?

II. Сообщение темы и целей урока.

– На сегодняшнем уроке мы поговорим о гжельской росписи, будем расписывать кувшины .

III. Рассказ о гжельской росписи.   ( сообщение делает ученица)

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.

 слайд №5       Гжель

Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин.

 Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор. Он воспроизводит сценки народной жизни или цветочные композиции и выполнен в русской национальной манере.

 слайд №6   Традиционные изделия гжельских мастеров

Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки. 

 слайд №7     Использование гжельской росписи для украшения предметов обихода

В наши дни  очень модно украшать гжельской росписью самые неожиданные предметы: валенки, кроссовки, ноутбуки и, даже, мотоцикл.

4. Практическая часть

1) повторение элементов гжельской росписи               (таблица с образцами на доске)

– Назовите основные элементы росписи, которые собираетесь использовать при росписи своих кувшинов

( усики и завитки, капельки и листочки,  синяя роза- как центральный элемент)

– Так как работа очень ответственная и каждый неверно сделанный мазок невозможно будет исправить, то каждый из вас заранее продумал и выполнил предварительный эскиз.

2) эскизы кувшинов, выполненные учениками заранее 

3)  повторение правил работы с кисточкой

слайд №8     

 * Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.

* Не оставляй кисточку в баночке с водой.

* Не забывай прополоскать кисточку.

5.Физкультминутка

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Читайте также:  Давление в закрытом сосуде формула

6. самостоятельная работа обуч-ся – роспись кувшинов (под музыку)

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить её.

7. Выставка работ обуч-ся

– Как приятно смотреть на творение своих собственных рук, правда? Как можно будет использовать ваши кувшинчики? 

( в качестве подарка,  поставить на полку в качестве сувенира)

-Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.  

8. Итог урока

– Зачем в современной жизни нужны знания о народных  промыслах?

( важно помнить о национальных корнях)

– Храните дух, эпоху,

  Предметы старины,

  Что нам как выдох вдоху

  Предшествовать должны.

Источник

Инфоурок

Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

Описание слайда:

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

2 слайд

Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­

Описание слайда:

Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­же сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.

3 слайд

Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского

Описание слайда:

Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.

4 слайд

В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку с

Описание слайда:

В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охва­тывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда

5 слайд

А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люд

Описание слайда:

А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.

6 слайд

Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а кост

Описание слайда:

Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.

7 слайд

Урок керамика роспись сосуда

8 слайд

Урок керамика роспись сосуда

9 слайд

Урок керамика роспись сосуда

10 слайд

Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не

Описание слайда:

Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, изли­шеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!

11 слайд

Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты про

Описание слайда:

Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрожда­ют культуру предков.

12 слайд

Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних с

Описание слайда:

Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисун­ках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.

13 слайд

Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается

Описание слайда:

Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.

14 слайд

Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны и

Описание слайда:

Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.

15 слайд

В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах.

Описание слайда:

В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы спле­таются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.

16 слайд

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а сост

Описание слайда:

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а состав­лял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красо­ты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.

Выберите книгу со скидкой:

Урок керамика роспись сосуда

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок керамика роспись сосуда

Курс повышения квалификации

Урок керамика роспись сосуда

Курс профессиональной переподготовки

Читайте также:  Чем чистить сосуды при высоком давлении

Учитель, преподаватель технологии

Урок керамика роспись сосуда

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-807013

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

ТЕМА: “Античная расписная керамика”. 7 класс

Цель урока: знакомство учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизация и обобщение знаний учащихся об искусстве древней Греции.

Задачи урока:

Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента. Развивать чувство прекрасного, творческое и пространственное мышление, воображение, внимание, навыки работы с художественным материалом.

Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Оборудование:

Материалы: карандаш; ластик, шаблоны , повторяющие форму греческого сосуда.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся:

– тема четверти звучит так «Декоративно-прикладное искусство в жизни».

III. Сообщение темы и целей урока:

О чем будет идти речь на уроке

Об античной расписной керамике

– Тема нашего урока “Античная расписная керамика”.

Словарная работа

Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.

Антропоморфный – человекоподобный

Калогатия – гармония тела и духа

Керамика – изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик

Орнамент – (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо

Пальметта – скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья

Меандр – геометрический узор в виде изогнутых линий

IV. Беседа, теоретический материал:

– Говоря “античное искусство” – мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.

– Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. (показ по карте)

Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Древнейшие памятники – это глиняные сосуды.

Слова «сосуд», «посуда» на латинском языке звучат как «вазы». Вазопись – это роспись керамических сосудов.

– Предместье Афин, где жили гончары называлось “Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” – изделие из обожженной глины.

– В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. Посмотрите на памятки и скажите, какую особенность можно отметить?

– Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте вместе выясним назначение каждой формы.

– Амфора – вместительный сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Если она упадёт, то выльется из неё немного.

Кратер – сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Греки всегда вино размешивали водой, они осуждали пьянство.

Килик – это плоская широкая чаша на ножке и с двумя ручками для питья вина.

Пксиктер – сосуд для охлаждения вина.

Гидрия – сосуд для ношения воды, у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная.

Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, благовоний.

Пиксид – сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл – сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

.

«Наши сосуды строги – роспись полна геометрии славной.

Всё заполняет меандр – непрерывный орнамент.

Амфоры наши для вечности предназначались».

– Итак, как назывался элемент геометрического орнамента? /меандр/

– Какие ассоциации возникают, при взгляде на меандр? /движение волны/

– Меандр – символ вечности. Амфоры расписанные меандром оставляли на могилах.

… В

Зооморфный орнамент

Растительный орнамент

– В чём секрет чёрнофигурной росписи? /рисунки людей и животных заливались чёрным лаком и отчётливо выделялись на фоне глины/.

– Этот стиль появился в 6 в.до н.э.. Великим мастером того времени был Эксекий. Вот его рабОТА

– Как мастер добивался краснофигурной росписи?

– К V веку до н.э. появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

V. Инструктаж выполнения задания:

– Ваша задача: выбрать шаблон сосуда.(Нарисовать самостоятельно сосуд) Разделите сосуд на полосы для ленточного орнамента – отделите горлышко сосуда, ножку – дно сосуда. Центральную часть сосуда оставляем чистой, мы с ней будем работать на следующем уроке. Здесь мы разместим мифологический сюжет, который вы подберёте дома.

– Сегодня мы должны проработать орнаментальные полосы, характерные для античной вазописи. Используем геометрический или растительный орнамент.

VI Самостоятельная работа учащихся на местах.

тихо оказываю учащимся помощь и поддержку в воплощении идей.

VII. Подведение итога урока:

– Показ работ, обсуждение.

– Кому работа понравилась – похлопайте в ладоши.

– Кто добился поставленной цели на урок – встаньте. Поаплодируем им

Источник