Урок керамика роспись сосуда
Муниципальное общеобразовательное учреждение Крымская средняя
общеобразовательная школа № 5
Изобразительного искусства 7 класс.
Тема урока: « Античная керамика.
Декоративная роспись сосуда».
Разработка учителя высшей квалификационной категории
Болдыревой
Шохакат
Вартересовны.
План открытого урока в 7 классепо изобразительному искусству.
Тема урока: Античная керамика.
Декоративная роспись сосуда.
Тип учебного занятия: Комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа. Интеграция внутренняя и с уроками истории; дифференциация задания, группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики декоративной росписи, на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного.
Цель:приобщениешкольников к художественной культуре ознакомление с отличительными чертами искусства Древней Греции, изучение стилей древнегреческой вазописи, особенности чернофигурной и краснофигурной росписи, ознакомление с особенностями росписи мотивов и видов орнамента.
Задачи:
Ознакомление учащихся с видами сосудов античной керамики.
Развитие творческой самостоятельности.
Формирование умений составлять декоративную роспись выбранного сосуда с учетом его формы.
Воспитание эмоционального отклика к произведениям античного искусства.
Оборудование и материалы: информационные материалы к уроку – диск СД. Авторский слайд – фильм, план урока.
Зрительный ряд: иллюстративный материал; учебные таблицы, образцы древнегреческих орнаментов, изображения различных сосудов античной керамики, работы учащихся прошлых лет, рисунки учителя на классной доске.
Музыкальный ряд: греческая музыка «Сиртаки».
Художественный материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра, пастель.
Форма урока:
а) эвристическая беседа
б) дифференцированное творческое задание
в) экспресс – диагностика.
План урока.
2
2.
Дидактический блок 2
Введение в содержание урока.
5
3.
Дидактический блок 3
Теория учебного предмета.
10
4.
Дидактический блок 4
Самостоятельная работа.
20
5.
Дидактический блок 5
Закрепление полученных знаний.
3
6.
Дидактический блок 6
Анализ работ «экспресс-вернисаж»
4
7.
Дидактический блок 7
Подведение итогов урока.
1
Структура и ход урока.
Дидактический блок 1.
– приветствие, организация рабочего места
– сообщение темы и цели урока.
Дидактический блок 2.
Введение в содержание урока:
В древней Греции во второй половине 6в. до нашей эры одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных керамических сосудов. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наиболее известными были: кратер,амфора, пелика, гидрия, лекиф ,кальпида, динос.
Вспомним из курса истории, что амфоры предназначались для хранения оливкового масла, вина, и зерна. Ребята, где вы видели древние амфоры? Что вы знаете о музее Танаисе? Да это крупнейший в России археологический музей – заповедник , который располагается на территории нашего Мясниковского района и мы этим должны гордиться (представить материал по Танаису).
Кроме амфор эллины пользовались кратерами – для смешивания вина, гидриями – для воды, лекифами , которые ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем жизненном пути. Великолепные расписные амфоры вручались победителям олимпийских игр.
Дидактический блок 3
Теория учебного предмета.
Сосуды гончары обжигали в печи. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком. Этот стиль называли чернофигурным. Со второй половины 7в. до начало 5в. до нашей эры чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подвергались изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. На вазах кроме орнамента изображались различные сюжеты; охоты, Олимпийских игр, бытовые и исторические сюжеты. Особое место в древнегреческой вазописи занимал орнамент. Многие варианты орнаментов имели символический характер. Например :
морская волна.
Этот орнамент очень часто встречается на фресках на керамике и одежде эллинов. Давайте подумаем почему? Вспомним географию. Греция омывается тремя морями. Какими? Эгейское море с востока. Адриатическое море с запада. И Средиземное море с юга.
лабиринт
крепостная стена
Древнегреческий
орнамент.
Геометрический орнамент
Растительный орнамент
Стили росписи.
Чернофигурный.
Краснофигурный.
Сюжетная роспись.
Объяснение задания на данный урок:
а) выполнить построение рисунка выбранного сосуда или обвести контуры по шаблону.
б) подобрать орнамент для горловины средней части и основания сосуда (обязательный уровень).
в) в центре сосуда выполнить сюжетный рисунок (дополнительный уровень) .
При работе использовать карточки и весь иллюстративный материал на таблицах и доске.
Дидактический блок 4.
Самостоятельная творческая работа – роспись сосуда ( карандаш) .
Ребята представьте, что вы мастера мастерской декоративной росписи и выполняете творческую работу в следующей последовательности.
1.Построение рисунка или обводка по шаблону.
2.Выбор орнамента и разметка его на сосуде (в живописной технике, в технике «граттаж», в технике аппликации из цветной бумаги).
3.Соблюдение ритма орнамента.
4.Выполнить сюжетный рисунок.
Дидактический блок 5.
Закрепление полученных знаний. Рефлексия.
Вопросы для мини викторины:
1.Когда в Греции вазопись стала самой высокоразвитой областью в искусстве?
2.Какие стили вазописи существовали в Греции 5 веке до н. э.
3.Назовите некоторые виды древнегреческих керамических сосудов.
Дидактический блок 6.
Анализ выполненных творческих работ на основе « экспресс – вернисажа».
1.Проводят мастера мастерской декоративной росписи.
– мы любуемся сделанным на уроке.
-мы учимся рассуждать и говорить о своих работах и о работах одноклассников.
-мы сравниваем работы не по мастерству – хорошо или плохо, а по многообразию выражения художественных образов.
Дидактический блок 7.
Подведение итогов урока.
Отметить и поблагодарить активных учеников и тех учеников которые справились с обязательным уровнем и похвалить тех, кто справился с дополнительным уровнем.
Завершение урока.
Дидактический словарь:
Античность – перевод от латинского «древний», история и искусство древней Греции и Рима.
Граттаж – рисунок или картина выполненная техникой царапнья по поверхности пером или другим острым предметом.
Керамика – перевод с греческого глина. Изделия из глины изготовленные гончарами на гончарных станках.
Источник
Тема урока: Эскиз декоративной росписи сосуда
Цели и задачи: Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству , самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности, познакомить с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями с художественными промыслами Гжели.
учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изделие; формировать практические умения и навыки рисования с образца;
воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
развивать детскую фантазию и индивидуальность
Оборудование: презентация, иллюстрации, таблицы, кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист
Ход урока
- Организационный момент.
1) Слайд №2
– Наш урок мне хотелось бы начать с загадки:
Белым снегом замело
Луг и лес, и всё кругом.
И, замёрзнув, речка стала,
Скованная синим льдом.
II. Вступительная беседа
– Какие цвета используются в загадке при описании зимних картин? (синий, белый)
2) слайд №3 Мих. Ник. Ромадин «Зима»
– Зима находит отражение и в творчестве художников.
(дети рассматривают слайд)
– Какие краски и цвета использует художник, чтобы передать прелесть русской зимы?
3) слайд №4 стихотворение А. С. Пушкина «Под голубыми небесами…»
– Свои замечательные стихи адресовал зиме известный вам поэт-классик
– Какими бы красками воспользовались вы, чтобы сделать иллюстрацию к этому стихотворению?
Итог:
– Голубые тени на белом снегу нашли отклик в творчестве русских мастеров. Догадались?
II. Сообщение темы и целей урока.
– На сегодняшнем уроке мы поговорим о гжельской росписи, будем расписывать кувшины .
III. Рассказ о гжельской росписи. ( сообщение делает ученица)
Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
слайд №5 Гжель
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин.
Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор. Он воспроизводит сценки народной жизни или цветочные композиции и выполнен в русской национальной манере.
слайд №6 Традиционные изделия гжельских мастеров
Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.
слайд №7 Использование гжельской росписи для украшения предметов обихода
В наши дни очень модно украшать гжельской росписью самые неожиданные предметы: валенки, кроссовки, ноутбуки и, даже, мотоцикл.
4. Практическая часть
1) повторение элементов гжельской росписи (таблица с образцами на доске)
– Назовите основные элементы росписи, которые собираетесь использовать при росписи своих кувшинов
( усики и завитки, капельки и листочки, синяя роза- как центральный элемент)
– Так как работа очень ответственная и каждый неверно сделанный мазок невозможно будет исправить, то каждый из вас заранее продумал и выполнил предварительный эскиз.
2) эскизы кувшинов, выполненные учениками заранее
3) повторение правил работы с кисточкой
слайд №8
* Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
* Не оставляй кисточку в баночке с водой.
* Не забывай прополоскать кисточку.
5.Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
6. самостоятельная работа обуч-ся – роспись кувшинов (под музыку)
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить её.
7. Выставка работ обуч-ся
– Как приятно смотреть на творение своих собственных рук, правда? Как можно будет использовать ваши кувшинчики?
( в качестве подарка, поставить на полку в качестве сувенира)
-Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.
8. Итог урока
– Зачем в современной жизни нужны знания о народных промыслах?
( важно помнить о национальных корнях)
– Храните дух, эпоху,
Предметы старины,
Что нам как выдох вдоху
Предшествовать должны.
Источник
Инфоурок
›
Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева
2 слайд
Описание слайда:
Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
3 слайд
Описание слайда:
Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.
4 слайд
Описание слайда:
В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда
5 слайд
Описание слайда:
А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
6 слайд
Описание слайда:
Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
11 слайд
Описание слайда:
Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
12 слайд
Описание слайда:
Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
13 слайд
Описание слайда:
Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
14 слайд
Описание слайда:
Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
15 слайд
Описание слайда:
В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
16 слайд
Описание слайда:
Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель технологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-807013
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
ТЕМА: “Античная расписная керамика”. 7 класс
Цель урока: знакомство учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизация и обобщение знаний учащихся об искусстве древней Греции.
Задачи урока:
Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента. Развивать чувство прекрасного, творческое и пространственное мышление, воображение, внимание, навыки работы с художественным материалом.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование:
Материалы: карандаш; ластик, шаблоны , повторяющие форму греческого сосуда.
Ход урока
- Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся:
– тема четверти звучит так «Декоративно-прикладное искусство в жизни».
III. Сообщение темы и целей урока:
О чем будет идти речь на уроке
Об античной расписной керамике
– Тема нашего урока “Античная расписная керамика”.
Словарная работа
Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.
Антропоморфный – человекоподобный
Калогатия – гармония тела и духа
Керамика – изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик
Орнамент – (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо
Пальметта – скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья
Меандр – геометрический узор в виде изогнутых линий
IV. Беседа, теоретический материал:
– Говоря “античное искусство” – мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.
– Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. (показ по карте)
Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Древнейшие памятники – это глиняные сосуды.
Слова «сосуд», «посуда» на латинском языке звучат как «вазы». Вазопись – это роспись керамических сосудов.
– Предместье Афин, где жили гончары называлось “Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” – изделие из обожженной глины.
– В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. Посмотрите на памятки и скажите, какую особенность можно отметить?
– Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте вместе выясним назначение каждой формы.
– Амфора – вместительный сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Если она упадёт, то выльется из неё немного.
Кратер – сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Греки всегда вино размешивали водой, они осуждали пьянство.
Килик – это плоская широкая чаша на ножке и с двумя ручками для питья вина.
Пксиктер – сосуд для охлаждения вина.
Гидрия – сосуд для ношения воды, у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная.
Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, благовоний.
Пиксид – сосуд для хранения женских украшений.
Арибалл – сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.
.
«Наши сосуды строги – роспись полна геометрии славной.
Всё заполняет меандр – непрерывный орнамент.
Амфоры наши для вечности предназначались».
– Итак, как назывался элемент геометрического орнамента? /меандр/
– Какие ассоциации возникают, при взгляде на меандр? /движение волны/
– Меандр – символ вечности. Амфоры расписанные меандром оставляли на могилах.
… В
Зооморфный орнамент
Растительный орнамент
– В чём секрет чёрнофигурной росписи? /рисунки людей и животных заливались чёрным лаком и отчётливо выделялись на фоне глины/.
– Этот стиль появился в 6 в.до н.э.. Великим мастером того времени был Эксекий. Вот его рабОТА
– Как мастер добивался краснофигурной росписи?
– К V веку до н.э. появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.
V. Инструктаж выполнения задания:
– Ваша задача: выбрать шаблон сосуда.(Нарисовать самостоятельно сосуд) Разделите сосуд на полосы для ленточного орнамента – отделите горлышко сосуда, ножку – дно сосуда. Центральную часть сосуда оставляем чистой, мы с ней будем работать на следующем уроке. Здесь мы разместим мифологический сюжет, который вы подберёте дома.
– Сегодня мы должны проработать орнаментальные полосы, характерные для античной вазописи. Используем геометрический или растительный орнамент.
VI Самостоятельная работа учащихся на местах.
тихо оказываю учащимся помощь и поддержку в воплощении идей.
VII. Подведение итога урока:
– Показ работ, обсуждение.
– Кому работа понравилась – похлопайте в ладоши.
– Кто добился поставленной цели на урок – встаньте. Поаплодируем им
Источник