Урок кровеносные сосуды функция крови

Урок кровеносные сосуды функция крови thumbnail

План-конспект урока по биологии

Дата 18. 01.2018 г.                                                                  № урока   33  

Класс   8-Б

Тема урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

Цель:  познакомить учащихся с органами кровообращения –сердцем и сосудами, показать значение кровообращения  для здоровья человека.

Задачи урока:

Образовательная: формировать знания об особенностях кровообращения в организме человека, о строении и работе сердца. Показать взаимосвязь строения и функций сердца.

Развивающая: развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательная: вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения, воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;

Оборудование:

учебные таблицы, иллюстрирующие кровеносную систему человека, строение и работу сердца; презентация, учебник.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний.

    ( определить уровень исходных знаний.)

 Выполните тест:

  1. Сердце позвоночных расположено:
  2.  а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,
  3. в) в грудной полости справа
  4. Сердце образовано:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.

  1. Сердце млекопитающих животных:

а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.

  1. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
  2. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
  3. Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.

2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу

3. Оцените свою работу

6 правильных ответов – 5 баллов; 5 правильных ответов – 4 балла; 3-4 – 3 балла;  менее 3 – 2 балла.

Ключ к тесту:  1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.

Учителем выставляются только «4» и «5» в классный журнал.

III. Изучение нового материала

Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. (слайд №1)

 А сейчас послушайте, как пишет о сердце поэт Эдуардас Межелайтис.

Что такое сердце?

 Камень твердый?

 Яблоко с багрово-красной кожей?

 Может быть, меж ребер и аортой

 Бьется шар, на шар земной похожий?

 Так или иначе – всё земное

 Умещается в его пределы,

 Потому-то нет ему покоя,

 До всего ему есть дело.

 Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? О системе кровообращения? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания.(формулируем цели урока)

Статистика сердечно-сосудистых заболеваний (слайд №2)

Амосов Николай Михайлович – знаменитый на весь мир врач-кардиолог с большим опытом работы. Выдвинул теорию и доказал на практике, что физический труд способен сделать человека не только здоровым, но и бодрым и счастливым. (слайд №3) (Сообщения  2 обучающихся   с краткой биографией Амосова Н.М.)

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.

Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.(слайд №4)

Работа в группах.

А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.  Класс объединяется в 7 групп, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Беспозвоночные и Хордовых.   Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного.1 группа – кольчатые черви, 2 группа- моллюски, 3 группа- членистоногие, 4 группа – рыбы, 5 группа  –  земноводные, 6 группа –  пресмыкающиеся, 7 группа – птицы, млекопитающие.

Кольчатые черви. Кровеносная система кольчатых червей имеет замкнутый характер. У кольчатых червей совсем нет сердца. Его заменяют крупных 5 кольцевых сосудов (сердца), стенки которого способны сокращаться. Они гонят кровь из задней части тела к передней. Оттуда кровь переходит в брюшной сосуд, где движется в противоположном направлении – спереди назад; стенки брюшного сосуда не могут сокращаться.

Моллюски. У моллюсков она незамкнутого типа. В ее состав входят такие органы: сердце, сосуды. Сердце у моллюсков состоит из двух или трех камер. Это один желудочек и одно или два предсердия.

Членистоногие. Кровеносная система членистоногих незамкнутая: кровеносные сосуды открываются в полость тела, и поэтому кровь смешивается с полостной жидкостью. Движение гемолимфы по кровеносным сосудам обеспечивает мускульный пульсирующий орган — сердце.

Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.

Читайте также:  Рецепт настоя с лимоном для сосудов

Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом.

Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.

Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.

Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела?

Прочитать в учебнике о строении сердца (слайд №6) стр._________(3 мин.)

Работа в парах: вставить в текст пропущенные слова. (слайд №7)

Рассказ учителя о строении сердца (слайд №8,9)

– Сердце… Незаменимый орган в теле человека. Размером всего лишь с левый кулачок, а сколько работы выполняет. Только представьте…

Интересные факты о сердце:

1. В среднем сердце взрослого человека бьется 72 раза в минуту, 100,000 раз в день, 3600000 раз в год, и приблизительно 2,5 миллиарда раз за всю жизнь.

2. Несмотря на то, что само сердце весит всего около 310 граммов, в здоровом состоянии оно прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 километров кровеносных сосудов в день.

3. Объем прокачки сердцем крови может варьироваться в широком диапазоне: от 5 до 30 литров в минуту.

4. Ежедневно сердце создает энергию, которой было бы достаточно грузовику для того, чтобы проехать более 30 километров, за всю жизнь это эквивалентно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

5. Частота биения сердца плода примерно в два раза выше, чем у взрослого и составляет около 150 ударов в минуту. В возрасте 12 недель его сердце прокачивает 34 литра крови в день.

6.  Сердце прокачивает кровь почти ко всем 75 триллиона клеток организма, исключение составляют лишь роговицы.

7. 5% крови идут на поддержание сердца, 15-20% поступают в мозг и центральную нервную систему, 22% идет в почки.

8. Сердце за всю жизнь делает больше работы, чем какая-либо другая мышца, его мощность колеблется в пределах 1-5 Вт.

9. Сердце перекачивает обогащенную кислородом кровь через аорту со скоростью примерно равную 1,6 км/ч. К тому времени, как она достигает капилляров, ее скорость падает до 109 см/ч.

10. Обычно сердце женщины бьется быстрее сердца мужчины, с среднем у женщин происходит 78 ударов в минуту, у мужчин – 70.

– 3 декабря 1967 года южноафриканский доктор Кристиан Барнард (1922-2001) пересадил человеческое сердце в тело Луиса Вашански. Хотя пациент прожил после операции всего 18 дней, этот случай считается первой успешной операцией по пересадке сердца.

– Сердце человека четырехкамерное, состоящее из двух предсердий и двух желудочков.

–  Стенка сердца состоит из трех слоев:

•        внутреннего – эндокарда,

•        среднего – заключено в околосердечную сумку – перикарда.

•        Самый мощный слой – миокард – состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, обладающей особым ритмом сокращения (сокращается непроизвольно).

–  Левая половина  сердца не сообщается с правой. Предсердия и желудочки сообщаются между собой отверстиями, снабженными створчатыми клапанами.

В левом желудочке – двустворчатый клапан, в правом – трехстворчатый. На границе между левым желудочком и аортой, между правым желудочком и легочной артерией расположены полулунные клапаны, закрывающие отверстие аорты в левом желудочке и отверстие легочной артерии в правом желудочке.  Просмотр видеофрагмента «Клапаны сердца» (1 мин)

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

         Кровеносные сосуды образованы артериями, венами и капиллярами (слайд №10)  Заполнить сравнительную таблицу, используя учебник стр._____.

Физкультминутка (слайд №11,12). Если согласны – стоим, если нет, приседаем.

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни? 

Фазы сердечного цикла

1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.

2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения)  0,3 сек.

3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца.  Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с. (слайд №13)

Читайте также:  Перевязка сосудов на протяжении производится при

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. . Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. (слайд №14)

Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.  На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.

        Сердце, удаленное из организма, продолжает сокращаться. Способность сердца сокращаться независимо от каких-либо внешних раздражений называется автоматией сердца. Русский физиолог А.А.Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, через 20 часов после его смерти, пропустив через сосуды сердца солевой раствор. Это показало, что сердце может работать в автоматичском режиме, т.е. изолированно, поскольку импульс возбуждения зарождается в самом сердце. (Слайд 15).

Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые сигналы называют электрокардиограммой. Электрокардиограмма (ЭКГ) является записью электрической активности сердца. (слайд №16)

Запись ЭКГ занимает 10-15 минут, затем ее просматривает врач и выдает заключение. Расшифровка позволяет получить информацию о сердечном ритме, гипертрофии (утолщении) стенок сердца, расширении полостей, ишемии сердечной мышцы и наличие рубцов, нарушении ритма и проводимости.

ЭКГ является очень информативным недорогим и доступным тестом, позволяющим получить много информации о сердечной деятельности.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
  • Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
  • Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 45 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца  70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови? (слайд №17)

(Решение:         70 * 45 = 3150раз сердце сократилось за урок.

                3150*150= 472500 (472 л 500 мл) крови перекачало сердце за урок.)

3. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

                        а) 3                                        в) 4

                        б) 2                                        г) 5

2. Околосердечная сумка называется:        

                        а) эпикард                                в) миокард

                        б) эндокард                                г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

                        а) и одного желудочка                в) полулунный

                        б) трёхстворчатый                г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

                        а) 0,8 сек                                в) 0,3 сек

                        б) 0,4 сек                                г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

                        а) адреналин                        в) соли калия

                        б) ацетилхолин

Вариант 2.

1. Сердце человека состоит из:

                        а) одного предсердия и двух желудочков

                        б) двух предсердий и одного желудочка

                        в) двух предсердий и двух желудочков

                        г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

                        а) миокард                                в) эпикард

                        б) перикард                                г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

                        а) двухстворчатый                в) одностворчатый

                        б) трёхстворчатый                г)полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность  первой фазы сердечного цикла составляет:

                        а) 0,8 сек                                в) 0,1 сек

                        б) 0,4 сек                                г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

                        а) адреналин                        в) тироксин

                        б) ацетилхолин                        г) серотонин

V. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?

И в заключение урока, я хочу вас познакомить с памяткой «Здоровое сердце».

Программа «Здоровое сердце»

  • Не пить и не курить
  • Выделять достаточно времени для сна. Сон – основа здорового сердца
  • Не позволять никому оказывать на себя давление
  • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
  • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
  • Регулярно заниматься физическими упражнениями
  • Приобретать хорошие привычки
  • Избегать искусственных стимуляторов – кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, – это неправда!
  • Ходить! Дышать глубоко… И ходить, ходить, ходить.
  • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
  • Не употреблять консервированные заменители сахара.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым

и работоспособным.

Оценка работы школьников.

VI. Домашнее задание

1. Выучить конспект, изучить параграф_____.

2. Решить задачу.

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.

Источник

ТЕМА 5. УРОК 2

Тема урока: Кровеносная и лимфатическая системы.

Тип урока: получение новых знаний

Цель: Изучить строение и функции кровеносной и лимфатической систем. Создание условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по строению и работе ССС человека

Задачи:

Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения строения и работы кровеносной и лимфатической систем.

Развивающие:Создать условия для развития и коррекции памяти на этапе актуализации знаний; зрительного восприятия, представления, мышления и монологической речи в процессе изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Читайте также:  Требование к сварным швам сосудов под давлением

Воспитывающие: Овладеть комплексом упражнений для предупреждения заболеваний вен;

сформулировать требования к одежде для предупреждения нарушений крово- и лимфообращения

Формируемые УУД

Предметные: получение обучающимися знаний о строении и работе сердца.

Метапредметные: Выделять и формулировать полученные знания. Формулировать собственное мнение. Строить понятные высказывания.

Личностные: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью

Применяемая технология: здоровьесберегающая.

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, обучающий диск, таблицы, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь, резинки для проведения практической работы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

-Приветствие

-Проверка готовности учащихся к уроку.

-Настрой учащихся на активную работу на уроке.

2. Целеполагание и моти-вация

Отгадайте загадку:

«По замкнутой системе

Стремительно бегу

А в чем моя задача?

Я кислород несу!»

О чем идет речь? О какой системе? Какой тип кровеносной системы у человека?

Кровь

Кровеносная система

Замкнутая

3. Первичное усвоение учебного материала

1

2

Сообщение темы урока

Сообщение целей урока

Записывают тему, число

Откройте учебник на с. 82. Из чего состоит кровеносная система?

Сердце и сосуды

3

Диск (2мин)

4

А) Строение сосудов.

Какие вам известны виды сосудов?

Как их различить?

Вычертите в тетради основу схемы.

Чтобы выяснить, чем отличается строение сосудов посмотрите фрагмент и заполните схему

Проверка схемы

В чём главное отличие артерий?

Вен?

Капилляров?

Почему кровь называется артериальной и венозной?

Всегда ли в артериях находится артериальная кровь, а в венах венозная?

Превращение крови из венозной в артериальную происходит во время движения её по кровеносной системе.

Артерии, вены, капилляры.

Смотрят видеофрагмент, заполняют схему

Проверяют схему

Толстые стенки, клапаны,

один слой клеток.

Дают предположительные ответы

5

Диск. (2 мин.) Общая схема кровообращения: Большой круг, Малый круг.

6

Б) Круги кровообращения.

Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе млекопитающих? Давайте вспомним круги кровообращения и попытаемся заполнить таблицу. (2 мин.)

Прочитайте, что вы смогли записать отдельно по кругам.

Теперь внимательно посмотрите следующие фрагменты и заполните остальное. Обратить внимание! Большой круг – последняя колонка.

Проверка таблицы по кругам

В чём мы видим соответствие строение сосудов их функциям

2

Заполняют таблицу

Зачитывают ответы

Смотрят видеофрагмент, дополняют таблицу

Сверяют со слайдом

Артерии – начало кругов – толстые стенки; Капилляры – обмен веществами – один слой клеток; Вены – возвращение крови – клапаны;

4. Физкультминутка

7

Если долго стоять или сидеть в венах происходит застой крови. Из-за этого может развиться варикозная болезнь. Чтобы предотвратить это проведём физкультминутку со специальными упражнениями.

Представьте, что вы едете в автобусе дальнего следования, в котором нельзя вставать при движении. Сделаем разминку сидя. (Все упражнения по 5 раз)

  1. Вращение стоп наружу и внутрь

  2. «Икроножный насос» (вытягивание стопы)

  3. Продвиньтесь на стуле вперед и сгибайте и разгибайте ноги в коленях.

  4. С максимальной силой сожмите колени, затем расслабьтесь

  5. Вращение кистей.

  6. Вращение плечами.

  7. Повороты и наклоны головы

Выполняют предложенный комплекс упражнений.

В) Лимфатическая система.

Не только кровь в нашем организме выполняет транспортную функцию.

Отгадайте следующую загадку:

«Я не кровь, но в связи с нею,

Свои функции имею,

К тканям жидким отношусь,

И в сосудах нахожусь.»

О какой жидкости идёт речь?

В отличие от крови она не имеет эритроцитов и тромбоцитов, но много лимфоцитов.

Лимфа

8

9

Чтобы выяснить строение лимфатической системы, обратимся к учебнику с.84 и заполним схему.

Проверка схемы.

Лимфатическая система включает: лимфатические капилляры, которые начинаются слепо, в виде мешочков на конце. В эти капилляры поступает тканевая жидкость. Так образуется лимфа. Затем капилляры образуют лимфатические сосуды. Сливаясь они формируют два крутых протока: грудной и верхний правый. По ходу лимфатических сосудов находятся лимфатические узлы. В них происходит уничтожение болезнетворных микроорганизмов. Наибольшее количество лимфатических узлов находится в подмышечных и паховых кладках, на шее и стенках кишечника.

Заполняют схему

Проверяют схему

Слушают учителя

10

11

12

Г) Функции лимфатической системы.

Запишите заголовок и найдите в тексте учебника на стр. 84, последний абзац п18 и выпишите в тетрадь 3 пункта.

Проверка:

Д) Практическая работа Кислородное голодание (с. 84)

Какие выводы можно сделать по результатам работы?

Чем опасно нарушение крово- и лимфообращения?

Какие требования в связи с этим мы должны предъявлять к одежде и обуви

Выписывают функции лимфатической системы

1. Возвращение белков, воды и солей из тканей в кровь.

2. Всасывание из кишечника жиров.

3. Создание иммунитета

Выполняют практическую работу по заданию в учебнике

Пережимание сосудов нарушает движение крови и лимфы.

Ткани испытывают кислородное голодание.

Не должны сдавливать тело.

Не должно быть тугих резинок.

Нельзя сильно затягивать ремни и пояса

5. Домашнее задание

13

С. 81-83, п.18, записи в тетради.

Записывают домашнее задание

6. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

14

-Дает учащимся задание типа «Доскажи слово»

Малый круг кровообращения начинается в …

По его артериям течет кровь …, а по венам …

Большой круг кровообращения заканчивается в …

Очистка лимфы происходит в …

Лимфа возвращается в кровь по …

Правый желудочек

Венозная

артериальная

Правое предсердие

Лимфатических узлах

Грудному протоку

7. Итоги урока

Выставление оценок за урок

8. Рефлексия

15

Задает вопросы: 1)Какое у вас настроение?

2)Что полезного для своего здоровья узнали на уроке?

Источник