Урок лепки из глины сосуды

Урок лепки из глины сосуды thumbnail

План-конспект

практического занятия творческого объединения

«Юные мастера»

Тема: Лепка посуды из глиняных жгутов.

Автор: учитель ИЗО МКОУ Романовской СОШ Малышева Анастасия Сергеевна

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: лепка из глины, практическая работа

Цель: знакомство со способом лепки глиняного сосуда из жгутов

Возраст обучающихся – 12 лет.

Задачи:

  1. Образовательные:

– знакомство учащихся с техникой лепки «из жгута»;

– формирование практических умений по лепке сосуда из жгутов;

– вырабатывание умений по использованию стеков для формировки сосуда.

  1. Развивающие:

– развитие навыков конструирования сосуда ручным способом;

– развитие чувства объема и пропорции;

– развитие мелкой моторики пальцев, воображения и интереса к творчеству;

– формирование представлений о связи эстетических и функциональных свойств

керамики.

  1. Воспитательные:

– воспитание эстетического вкуса, чувства меры, усидчивости и трудолюбия;

– воспитание веры учащихся в свои собственные силы и стремления к

самостоятельной деятельности.

Оборудование и материалы;

Для учителя: Образцы сосудов из жгутов. Компьютер, проектор. Зрительный ряд: презентация с последовательным показом этапов лепки сосуда из глиняных жгутов.

Для учащихся: студийные вращающиеся круги, деревянные стеки, металлические цикли, губки, скалки, шаблоны для донышка, кисти, небольшие емкости, глина.

Время выполнения: 45 минут.

Словарная работа: сосуд, пифос, быт, корчага, крынка, шликер, жгут, шамот.

Содержание занятия.

Теоретическая часть (7 мин.)

  1. Приветствие педагога и учащихся;

  2. Ознакомление с темой занятия.

Презентация:

1 слайд.

Сегодня на занятии мы познакомимся со способом спиральной лепки сосудов из «глиняного жгута».

2 слайд. Эта техника – один из древнейших способов лепки, он зародился еще в каменном веке, а затем активно использовалась в Древнем Египте и Месопотамии, странах Африки и Азии. Как вы думаете, ребята, чем это было обусловлено?

3 слайд.

Самые древние следы использования керамики найдены в Моравии. Им примерно 25 000 лет. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном.

4 слайд.

Техника лепки из жгутов незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например,пифосы – достигающие двухметровой высоты сосуды для воды в Древней Греции.

5 слайд.

Скажите, пожалуйста, у вас дома или у ваших бабушек есть старинная керамическая посуда. Может, кто напомнит, как она называется и для чего используется?

Учащиеся отвечают, рассматривая образцы старинных сосудов. Педагог на примере их рассказывает о сосудах, которыми пользовались наши предки (чашки, миски, солонцы, блюда, чарки, братины) .

6 слайд.

Мы сегодня с вами увидели много самых разных керамических сосудов. Но всё-таки строение у них одно. Кто заметил, из каких составных частей они состоят?

7 слайд.

Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Какие из них вам знакомы и для чего они нужны?

8 слайд.

Учитель наглядно демонстрирует этапы выполнения работы.

Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы. Будьте внимательны. Постарайтесь заполнить порядок выполнения действий.

Подготовка рабочих мест учащихся. Проговаривание этапов работы с опорой на технологическую карту. Распределение предметы посуды, для каждого участника группы.

Практическая часть (35 мин.)

Педагог раздает глину и предлагает выполнить практическое задание, используя наглядный материал. Перед работой все вместе вспоминаем правила безопасности и основные приемы подготовки глины.

9 слайд.

Для лепки в технике «жгута» используется следующая последовательность: раскатываем глину для донышка сосуда, ограничители позволяют раскатать пласт определенной толщины.

10 слайд.

Намечаем нужную окружность, и вырезать стеком донышко будущего сосуда.

11 слайд.

Выкладываем донышко на вращающуюся подставку, центруем и наносим по краю крестообразные насечки. Дополнительно промазывая шликером.

12 слайд.

Из другого куска глины скатайте на поверхности стола жгут нужной вам толщины. Такого же диаметра нужно стараться делать все последующие жгуты.

13 слайд.

Готовый жгут приклейте сверху вдоль краев донышка. Затем к его торцу присоедините следующий жгут и плотно уложите сверху.

14 слайд.

Глиняные жгуты одинаковой толщины накладывать один за другим, Тщательно приглаживая пальцами внутри, а затем, и снаружи.

Подведение итогов:

По окончанию работы педагог предлагает подготовить получившиеся изделия к просмотру. Каждый представляет свою работу; рассказывает, какие способы были использованы при лепке. Дети оценивают работы по критериям: соответствие, красочность, умение «презентовать».

Рефлексия. Беседа с учениками об их впечатлениях от новой техники. Самооценка качества выполненных изделий.

Обсуждение технологии предстоящих процессов сушки, обжига и декорирования.

  1. Как бы вы хотели в будущем использовать ваш сосуд?

  2. В какой жизненной ситуации вам мог бы пригодиться тот опыт,

который вы сегодня получили?

  1. Сколько времени надо сушить законченную работу?

  2. Каким образом происходит процесс обжига? При какой температуре?

  3. Как вы хотели бы декорировать ваш сосуд?

Читайте также:  Закупорка сосудов на ногах к какому врачу обратиться

Вывод: Используя предложенную технологию изготовления керамических изделий методом лепки из жгутов педагог решает одновременно несколько задач в образовательной и воспитательной деятельности, а ученик имеет возможность реализовать свои творческие замыслы овладев конкретными навыками. Поэтому эта методика вызывает интерес у школьников и педагогов.

Литература

1. Буббико Д. Керамика: техника, материалы, изделия Джованни Буббико , Хуан Круус. – М.: НИОЛА-ПРЕСС, 2006. – 357с.

2. Рос Д. Керамика: техника, приемы, изделия Долорос Рос. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2003. – 144с.

3. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла / – М.: АСТ_ПРЕСС, 1999.

Этапы лепки сосуда из жгутов

Источник

6 класс раздел ДПИ «Народное и современное декоративно – прикладное искусство»

2 урок

Тема: «Лепка декоративного сосуда»

Цели и задачи: обучение лепки декоративных изделий, развитие художественно – творческих способностей учащихся, понимание красоты, богатства, разнообразие глиняных изделий. Воспитание интереса к декоративной работе, предметам быта и их украшений.

Материалы: картон, стек, глина, салфетки, фактура, скалка.

Оборудование для учителя: мультимедиа, магнитофон, предметы быта (глиняная посуда). Использование классной доски, глина, салфетки, стек.

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

-Ребята, скажите, чем мы занимались на прошлом уроке?

-На прошлом уроке мы выполнили эскизы декоративных ваз в карандаше (показ работ учащихся)

-А из чего можно выполнить данную работу? из глины, из пластилина

– А как можно выполнить этот эскиз?

– Можно выполнить из пласта глины, можно применить лепку из жгутов (ответы детей)

– Сегодня мы с вами должны закончить работу, чтобы все увидели результат. Мы выполним лепку декоративного сосуда из глины, украсив её внешний вид декорированием различной фактурой.

сл.слово Декор – придавать красивый вид, украшать.

– выпуклой (шарики, полоски)

– вдавленной – (оттиски различных предметов)

Ребята, готовясь к уроку задавалась вопросом, какой же должен быть состав готовой глины к применению? Может из вас кто – то знает? (ответ ребенка)

Для лепки декоративных изделий подходит глина средней жирности, в нее входит примерно 15% песка. Определить пригодность глины для лепки, можно довольно просто. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатать между ладонями жгут, затем медленно согнуть его пополам. Если на месте сгиба не образуются трещины, то глина пригодна для работы (показ)

Люди еще с незапамятных времен лепили из глины предметы быта, прежде всего посуду.

Может среди вас, кто-то знает историю появления глины? (ответ учащегося)

Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумело человека обжигать посуду на костре.

Ребята, а сейчас обратите свое внимание на экран, вашему вниманию будут представлены слайды, какие существуют способы формования глины:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4слайд

5 слайд

Ребята, а сейчас посмотрите на следующий слайд, какие виды формования глины здесь представлены?

– формование на гончарном круге

– глиняное литье

Сейчас ребята давайте подготовим наши руки для работы. Чтобы наши пальчики были гибкими, умелыми, подвижными. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной. Это вам пригодится в работе.

Физ.минутка:

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу,

непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

Ребята, сегодня мы продолжаем работу, которую начали на прошлом уроке. Прежде чем приступить к работе, зачитайте алгоритм выполнения работы по пунктам, который имеется у вас на партах.

Самостоятельная деятельность учащихся

Алгоритм выполнения декоративного сосуда

из пласта глины:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.

3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.

4. При помощи стека срезать лишнее.

5. Скатать дно вазы.

6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра

7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.

8. Декорирование изделия (фактурой)

Алгоритм выполнения декоративного сосуда, спиральная лепка

из жгутов:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать между ладонями

3. Из другого куска глины скатать жгут

4. Все делать последующие жгуты

5. Готовые жгуты приклеивают вдоль краев диска, наращивая стенки

6. Отдельно из коротких жгутов выполнить ручку, завитки

Перед тем как приступить к работе, нужны стеки, колющие и режущие предметы. Вспомним, как ими пользоваться (читают технику безопасности)

1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.

3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.

В работе используем стилизованные изображения (птиц, животных, растений)

сл. слово Стилизация- упрощение природных форм.

Читайте также:  Как делают коронарографию сосудов

Самостоятельная деятельность учащихся.

Ребята, сейчас мы проведем выставку работ. При просмотре работ на выставке, обратить внимание на аккуратность и правильность выполнении работы.

Ребята, у нас получилась незаконченная выставка работ. Почему эти работы незаконченные? Не в цвете, не прошли обжиг в печи, не покрыты лаком. Правильно, это мы сделаем на последующих уроках. Ребята, а какие чувства вы испытывали при выполнении данной работы? У вас у всех лежат на столе квадраты синий красный, оранжевый. Синий – безразличие, красный- радость , оранжевый- удовлетворение. Возьмите и поднимите тот квадрат, какой вы считаете нужный. Аргументируйте свои ответы.

Вопросы:

1. Где будет использована ваша работа?

2. Какие элементы стилизации вы использовали? Почему?

3. Понравилась ли вам работа?

Можно данную работу использовать для украшения интерьера

На этом наш урок закончен, всем спасибо, до свидания! А вам ребята , спасибо за проявленное творчество!

Алгоритм выполнения декоративного сосуда

из пласта глины:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.

3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.

4. При помощи стека срезать лишнее.

5. Скатать дно вазы.

6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра

7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.

8. Декорирование изделия (фактурой)

Техника безопасности:

1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.

3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.

Алгоритм выполнения декоративного сосуда

из пласта глины:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.

3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.

4. При помощи стека срезать лишнее.

5. Скатать дно вазы.

6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра

7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.

8. Декорирование изделия (фактурой)

Техника безопасности:

1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.

3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.

Источник

Конспект по технологии

Тема: «Лепка из глины методом жгутового налепа»

Выполнила студентка 342 группы

Коданёва Антонина

СГПК им. И. А. Куратова

Место прохождения практики:

Шк. №16 2 «б» класс 36 каб.

Дата и время проведения урока:

25.09.2012 14ч. 15 мин.

преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна

(число, подпись)

_______________________________

учитель Чегесова Надежда Михайловна

(число, подпись)

_______________________________

Цель: вылепить глиняный сосуд методом жгутового налепа

Задачи:

  1. Познакомить с новым природным материалом – голубой глиной

  2. Расширить кругозор детей о керамической посуде разных народов мира через сообщения их же одноклассников.

  3. Познакомить детей с лепкой методом жгутового налепа

  4. Развивать мышление через анализ предложенных учителем образцов

  5. Воспитывать чувство толерантности к культуре других народов

  6. Развивать мелкую моторику руки

Ход урока:

Содержание:

1.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку

– Здравствуйте, ребята!

– Садитесь.

– Сегодня я проведу у вас урок технологии, а начать я его хочу с небольшой игры, которая называется «Проверь друга»

– Сейчас я буду называть то, что нужно для работы на уроке, а вы проверите наличие этого друг у друга, кто сидит один у себя: стеки, подкладные доски, кусочек глины, влажная тряпочка.

(обеспечение недостающим)

2.

Повторение правил рабочего человека

– Хорошо, ребята, я вижу, все справились.

– Давайте сразу повторим главное правило сегодняшнего урока, как вы думаете, если сегодня мы будем работать с глиной, что это будет за правило?

– Как мы должны работать? (аккуратно)

3.

Выход на тему

– Ребята, вам интересно из чего ели первобытные люди, из чего они делали первую посуду? Оказывается посуда была каменная, деревянная и даже кожаная… Маори из Новой Зеландии варили мясо и рыбу в полотняных мешочках, причем вместо кастрюли с кипятком использовался гейзер. Казахи готовили в кожаных «котлах» — суп в нем, конечно, не сваришь, а творожный сыр получался замечательно. Пигмеи Африки делали посуду из скорлупы яиц страуса. Австралийские аборигены выдалбливали каменные миски. В Юго-Восточной Азии популярны были «кастрюльки» из бамбука; якуты и эвенки предпочитали бересту. Но глиняная посуда произвела революцию в кулинарии.

– Итак ребята, надеюсь мой рассказ произвёл на вас впечатление и вы узнали много интересных и увлекательных фактов.

– А мне интересно, догадались ли вы о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о посуде)

– Но о посуде не современной, а наших предков.

4.

Выступление докладчиков. Анализ сосудов разных народов

– Давайте послушаем сообщение ваших товарищей, которые они подготовили специально для вас:

Читайте также:  Что помогает от спазма сосудов

Грузия

hello_html_m31826cff.png

Квеври – так называли керамические сосуды грузин. Они бывают всех размеров, от обычного, до нескольких сотен литров. В Грузии такие сосуды используются для приготовления и хранения вина. Квеври вкапывают в землю, поэтому дно сосуда имеет заострённую форму, затем внутрь заливают виноградный сок, закрывают крышкой и замазывают глиной. Спустя некоторое время в квеври получается вино.

– Спасибо!

– Итак, ребята, что вы запомнили из сообщения?

– Как называется сосуд грузин? (квеври)

– Каких размеров он бывает? (от обычного до нескольких сотен литров)

– Какую форму имеет сосуд? (дно сосуда имеет заострённую форму)

– Для чего служит такой сосуд? (для приготовления вина)

– Молодцы, вы были внимательными слушателями!

– Давайте послушаем сообщение о русских сосудах.

Русь

hello_html_md512339.jpg

Крынка – традиционный керамический русский сосуд для хранения и подачи молока на стол. Особенность сосуда – высокое и довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны.

– И снова я хочу проверить на сколько внимательными слушателями вы были.

– Что запомнили из сообщения? (название, материал, назначение, форма)

– Из следующего сообщения мы узнаем о коми сосудах.

Коми

hello_html_m4de5422a.png

Глиняные сосуды коми имеют чашевидную форму с наклонённой внутрь, прямой или отогнутой шейкой. Расположение узоров на сосуде было горизонтальное. Узор выполнялся на горлышке способом вдавливания и оттиска штампов. Сосуд использовали для приготовления и хранения пищи.

– Что нового и интересного узнали о коми сосудах? (материал, форма, узор, назначение)

– Большое спасибо, выступавшим ребятам!

– А теперь, рассмотрим все эти сосуды и найдём, что в них общего и чем они различаются?

– Из какого материала выполнен каждый сосуд? (из глины)

– Для чего использовали сосуд коми, русские и грузины?

– В чём главное отличие квеври (если говорить о его форме и размерах)?

– Какие сосуды имеют название?

– Чем отличается коми сосуд от русского и грузинского? (узором)

– Поразмышляйте, почему квеври и крынка узора не имеют? (квеври – закапывали в землю, крынка – использовалась повседневно)

– Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили особенности каждого сосуда. Давайте двигаться дальше.

5.

Знакомство с методом жгутового налепа

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо обсудить ещё один вопрос. Как вы думаете, какой? (как будем лепить)

– Сегодня мы с вами познакомимся с лепкой методом жгутового налепа(параллельно с объяснением на доске появляется схема):

  1. Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.

hello_html_2ba93195.png

  1. Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.

hello_html_m633fc0ac.png

hello_html_m3463bae0.png

  1. На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.

hello_html_m6a1dbfb7.png

  1. Пригладь стенки сосуда пальчиками.

hello_html_13e0890a.png

  1. При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.

hello_html_m1bf35c7e.png

– Лепка одного из наших сосудов будет отличаться от остальных. Как вы думаете, какого и чем?

– Особенность грузинского сосуда в том, что его дно имеет заострённую форму.

– Тогда как же мы будем его лепить?

– Лепить его мы будем сверху вниз, т.е начнём лепку с горлышка, а дно вылепим в последнюю очередь.

– А теперь ребята, вам необходимо выбрать один из трёх сосудов, уметь объяснить свой выбор. Вылепить сосуд методом жгутового налепа, соблюдая все этапы. Главная задача – отразить особенности наци, так, чтобы смотря на ваш сосуд, мы без труда могли определить

– Приступайте к работе!

6.

Подведение итога урока. Оценивание. Рефлексия.

(Анализ работ 1-2 ребят:

– Сосуд какого народа вылепил(а) …? – Верно? – Почему ты вылепила сосуд этого народа? Чем он тебя привлёк? – … оцени пожалуйста работу … по (критерий ниже))

– А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу по следующим критериям:

1. Точность передачи формы (насколько точно вы смогли передать форму сосуда, показали его особенности)

2. Освоение метода жгутового налепа (насколько хорошо вы освоили метод жгутового налепа)

3. Аккуратность (насколько аккуратно вы выполнили работу)

– У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки:

Красная – я молодец

Зелёный – могу и лучше

Жёлтый – в следующий раз постараюсь

– Сейчас я буду зачитывать критерий, а вы оцените себя по этому критерию и покажите мне соответствующую сигнальную карточку.

– Спасибо, мне очень приятно, что вы умеете себя правильно оценить, видите «плюсы» и «минусы» в своей работе.

Источник