Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда thumbnail

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

          Тема урока: «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

    ФИО (полностью)

    Корниенко Елена Ивановна

      Место работы

      ГБОУ СОШ № 10 г. Жигулевск

        Должность

        учитель физики

          Предмет

          физика

            Класс

            7

              Тема и номер урока в теме

              Тема: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

              Урок №6

                Базовый учебник

                Физика 7 класс А.В. Перышкин (М.: Дрофа).

                8. Цели  урока. 

                Личностные

                • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
                • Формирование целостного мировоззрения.
                • Формирование коммуникативной компетентности в общении и в сотрудничестве со сверстниками.

                Метапредметные

                • Ставить и формулировать новые задачи в учёбе.
                • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
                • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

                Предметные

                • Повторение темы «Гидростатическое давление. Закон Паскаля».
                • Формирование представлений о давлении жидкости на дно и стенки сосуда.
                • Приобретение опыта применения научных методов познания для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
                • Проведение текущего контроля.

                9. Задачи:

                – обучающие

                продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда;

                ввести правило расчета давления жидкости;

                отработать навыки применения правила расчета давления жидкости при решении задач.

                -развивающие

                расширение кругозора учащихся;

                развивать приёмы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

                развивать интерес к предмету с помощью ЭОР, познавательную и творческую деятельность учащихся;

                развивать потребности к самообразованию.

                -воспитательные

                сформировать интерес к изучаемой теме, воспитать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

                1. Тип урока:  изучение нового материала и первичное закрепление.
                2. Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.
                3. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры с выходом в Интернет.
                4. Структура и ход  урока

                Таблица 1.

                СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                Этап урока

                Название используемых ЭОР

                (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

                Деятельность учителя

                (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

                Деятельность ученика

                Время

                (в мин.)

                I

                Актуализация знаний

                5 минут

                Устные упражнения

                (1)

                Гидростатическое давление и закон Паскаля К1 

                Ученики выполняют устные упражнения.

                Фронтальный опрос.

                • Вспомнить как определяют давление и как читается закон Паскаля.

                Учитель задает вопросы.

                Ученики отвечают на вопросы учителя.

                II

                Изучение нового материала

                Введение новой информации

                (2)

                Гидростатическое давление. И1

                После каждого просмотренного пункта учитель задает вопросы.

                Смотрят ЭОР, отвечают на вопросы.

                10 минут

                III

                Закрепление нового материала Первичное закрепление нового материала

                • Зачитать от чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда;
                •  Вспомнить единицы измерения давления.
                • Записать вывод формулы для расчета давления жидкости.

                Учитель наблюдает за работой учащихся, слушает и корректирует ответы учеников.

                Ученики работают с учебником и делают соответствующие записи в тетрадь.

                7 минут

                Применение полученных знаний

                • Работа за компьютером.

                (3)

                Решение задач на гидростатическое давление. П1 

                Выполняют практическую работу за компьютером

                13 минут

                IV

                Подведение итогов.

                • Какую физическую величину мы научились рассчитывать?
                • По какому правилу рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда?
                • Вспомните, почему нельзя резко погружаться на глубину?

                Учитель комментирует оценки учеников.

                Ученики отвечают на вопросы  учителя.

                3 минуты

                V

                Домашнее задание:

                п. 38 Упр15(1)

                Учитель комментирует порядок выполнения домашнего задания.

                Ученики записывают домашнее задание в дневники.

                2 минуты

                Приложение к плану-конспекту урока

                Тема урока: «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

                Таблица 2.

                ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

                Источник

                Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

                Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

                Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.

                Задачи урока:

                образовательные:

                1. ученики знают, что давление жидкости зависит от её плотности и высоты столба жидкости;
                2. умеют объяснять причины изменения давления с высотой;
                3. применяют изученную формулу p=ρgh к решению качественных задач;

                развивающие:

                1. анализируют проводимые эксперименты и делают выводы по ним;
                2. оценивают ответы других учеников, дополняют и исправляют ошибки.

                воспитательные:

                1. проявляют интерес к учебному занятию и предмету в целом;
                2. проявляют потребность к самопознанию.

                Оборудование урока:

                Демонстрационное оборудование:

                1. сосуд с отверстиями на разной высоте;
                2. поддон для воды;
                3. манометр;
                4. стакан с водой;
                5. стакан с маслом;
                6. прибор для измерения давления в жидкости.

                Технические средства обучения:

                1. компьютер;
                2. подготовленная презентация по теме урока;
                3. карточки с домашним заданием;
                4. карточки с изображением окна.

                Демонстрации на уроке:

                1. напор жидкости на разных уровнях;
                2. зависимость давления жидкости от плотности жидкости.

                Ход урока

                I. Подготовка к основному этапу урока.

                Учитель задает вопросы учащимся, помогая им составить план работы на уроке. Примерные ответы учащихся указаны в скобках.

                Тема нашего сегодняшнего урока «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» (слайд 1)

                Что означает глагол «рассчитать»? (Вычислить, определить)

                Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления? (Формулу)

                Какими способами можно получить формулу? (С помощью эксперимента и вывести теоретически)

                Что мы должны узнать на уроке? (Получить формулу для вычисления давления в жидкости на дно и стенки сосуда.) (слайд 2)

                Какой вы составите план для изучения данной темы? (1. От каких величин будет зависеть давление в жидкости; 2. Записать формулу для расчета давления в жидкости; 3. Научиться применять полученную формулу для решения задач) (слайд 3)

                II. Усвоение новых знаний и способов действий.

                Учащиеся наблюдают за экспериментом, анализируют, делают выводы. Предполагаемые ответы учащихся указаны в скобках.

                Определим экспериментально, от каких величин будет зависеть давление в жидкости на дно и стенки сосуда.

                На столе стоит колба, в которой на разных уровнях расположены отверстия. Эти отверстия закрыты пробками. Что будет если пробки убрать? (Вода выльется)

                Из какого отверстия вода будет выливаться быстрее? (Делают предположения)

                Давайте пронаблюдаем данный эксперимент

                Почему скорость вытекания разная? (Отверстия в колбе расположены на разных уровнях)

                Связана ли скорость вытекания воды с давлением жидкости на стенки сосуда? (Да, связана)

                Связана ли высота столба жидкости с давлением жидкости? Если да, то каким образом? (Да, связана. С глубиной давление увеличивается.)

                Какой вывод вы запишите по результатам эксперимента? (Давление в жидкости зависит от высоты ее столба) (слайд 4)

                От чего еще будет зависеть давление в жидкости?

                В два сосуда налиты до одинаковой высоты разные жидкости: вода и масло. Опустим на одну и ту же высоту в сосуды специальный прибор для изучения давления в жидкости. Этот прибор соединен трубкой с прибором для измерения давления. Заметьте, одинаковыми ли будут давления в воде и масле? (Нет, не одинаковые)

                Читайте также:  Почему тянет икры ноги правой это сосуды или позвоночник

                От какой еще величины будет зависеть давление в жидкости? (От плотности жидкости)

                Запишите вывод в тетрадь. (Давление в жидкости зависит от плотности жидкости)

                Наши наблюдения подтверждаются теоретически. В результате теоретического вывода формулы получаем: p=ρgh

                Вывод формулы вы рассмотрите самостоятельно дома, опираясь на материал параграфа учебника.

                Давление в жидкости называется гидростатическим. (слайд 5)

                Ребята вы когда-нибудь ныряли на большую глубину?

                У кого закладывало уши при нырянии?

                А почему это происходит? (Изменяется давление)

                Где необходимо учитывать перепады давления? (При погружении на большую глубину)

                Прежде чем проводить подводные прогулки людей учат нырять под воду с аквалангом. Таких людей называют дайверами. (Просмотр слайд-шоу про подводные погружения) (слайд 6)

                Ребята, помните была трагедия с подводной лодкой «Курск». Как вы думаете, почему не удалось открыть спасательный люк? Сейчас о том, что произошло расскажет нам… (имя учащегося)

                III. Закрепление изученного материала.

                Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждая группа получает задание на карточке. Необходимо решить качественную задачу. Краткое условие задач высвечивается на экране.

                Решение обсуждается со всеми вместе. Другие группы записывают решение задач в свои тетради.

                1. Сравните давления в этих трёх сосудах

                  Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
                  Рисунок 1

                2. Определите, у какой жидкости давление на дно больше.

                  Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
                  Рисунок 2

                3. В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов

                  Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
                  Рисунок 3

                4. В два одинаковых сосуда налиты молоко и спирт. Определить , в каком сосуде давление будет больше.

                  Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
                  Рисунок 4

                5. В сосуде с керосином два отверстия закрыты резиновыми плёнками. Одинаково ли будут прогнуты резиновые плёнки?

                  Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
                  Рисунок 5

                6. В сосуде с молоком, имеющем форму, указанную на рисунке, два одинаковых отверстия закрыты тонкой резиновой пленкой. Одинаково ли будут прогнуты резиновые пленки в отверстиях сосуда?

                  Урок по физике расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
                  Рисунок 6

                IV. Информирование о домашнем задании.

                У вас на столах лежат желтые листочки. На них записано ваше домашнее задание. Посмотрите на них. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и дополнительное экспериментальное задание на дополнительную оценку.

                Домашнее задание

                1. Прочитать §38, ответить на вопросы.

                2. Упражнение 15(1).

                3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.

                Давление внутри жидкости…

                А.

                1. на разных уровнях жидкости…
                2. на одном и том же уровне жидкости во всех точках…

                Б.

                1. одинаково.
                2. неодинаково.

                В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…

                1. во всех точках самого верхнего слоя…
                2. во всех точках самого нижнего слоя…

                Г.

                1. одинаково и …
                2. неодинаково и …

                Д. 

                1. наименьшее.
                2. наибольшее.

                4. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.

                V. Подведение итогов урока

                Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

                • О чем вы узнали сегодня на уроке?
                • Что научились делать?
                • Как вы себя чувствовали на уроке?
                • Какие есть вопросы по теме урока?

                Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением окна. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение.

                Примечание

                В презентации 2 «Подводные погружения» использован фрагмент слайд-шоу с диска «Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Молекулярная структура материи» тема 3 «Гидростатическое давление». При наличии диска презентацию 2 можно заменить данным слайд-шоу.

                Источник

                Сценарий урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», Полянских А.В. Физика 7 класс.

                Тема урока: Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

                Тип урока: урок изучения нового материала

                Оборудование: компьютер, телевизор, набор демонстрационного оборудования «Давление в жидкости», видеоролики и презентации.

                Учащиеся владеют:

                • регулятивными УУД:

                – формулировать вопросы по теме на основе опорных слов;

                • познавательными УУД;

                – выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

                • личностные УУД:

                – осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

                У учащиеся недостаточно сформированы:

                • коммуникативные УУД:

                – эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

                Цели урока: познакомить учащихся с понятием давления в жидкости и газе, выяснить от чего оно зависит и как его можно рассчитать.

                Задачи:

                образовательные: расширить представление о давлении в жидкости газе;

                развивающие: формирование УУД у учащихся при решении задач;

                воспитательные: политехническое воспитание через изучение способов измерения давления, уважение труда и точки зрения одноклассников.

                План урока:

                1. Мотивационно-целевой этап
                2. Ориентировочный этап
                3. Поисково-исследовательский этап
                4. Практический этап
                5. Рефлексивно-оценочный этап
                1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

                Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами продолжим знакомиться с понятием ДАВЛЕНИЕ. Давайте для начала вспомним то что мы уже знаем о давлении.

                Проводится фронтальный опрос.

                1. От чего зависит давление тела на поверхность? (F, S)
                2. Назовите формулу для расчета давления тела на поверхность. (p=F/S)
                3. Чем создается давление газа в сосуде? (ударами молекул о стенки сосуда)
                4. Как можно изменить давление газа в сосуде? (изменить: объем сосуда, температуру газа, количество молекул в сосуде)
                5. Как передается давление в жидкостях и газах? (без изменений во всех направлениях, закон Паскаля)
                6. Как передается давление в твердых телах? (в направлении действия силы)

                Учащиеся заполняют таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал», графу «Знаю».

                Учитель. А теперь давайте перейдем к новой теме. Для этого проведём небольшой опыт.

                Демонстрирует опыт: Сосуд, заполненный водой, имеет три отверстия, на разных уровнях. Отверстия закрыты пробками. Если убрать пробки, то образуется три струи с разным напором воды.

                Учитель. Сформулируйте вопросы, которые у вас возникают в результате наблюдения и запишите их в таблицу в графе «Хочу знать».

                Ученики записывают вопросы: Почему струи воды на разных уровнях имеют разный напор? От чего зависит давление в жидкости на разных уровнях? Как рассчитать давление в жидкости?

                Учитель. Исходя из ваших вопросов, сформулируем тему нашего урока.

                Ученики совместно с учителем формулируют тему урока.

                1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

                Учитель. Давайте подумаем, где мы можем найти информацию для ответа на те вопросы, которые вы записали.

                Ученики отвечают, что информацию можно найти в учебнике, в энциклопедии, интернете, спросить у учителя, провести эксперимент.

                Учитель. Хорошо. Предлагаю вам следующий порядок работы: каждый из вас получит задание – провести эксперимент и объяснить его.

                Читайте также:  Очень плохо сужение сосудов

                Ученики соглашаются с предложенным порядком работы.

                1. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

                Учитель выдает каждому задание с описанием опыта. Инструктирует по ходу работы.

                Ученики знакомятся с опытом, проводят его, демонстрируют и объясняют результаты одноклассникам.

                Учитель просит зафиксировать результаты опытов, которые являются ответами на поставленные вопросы, задавать вопросы если, что то, не ясно.

                Ученики записывают в полученную информацию в тетрадь, задают при необходимости вопросы.

                Учитель. Мы узнали, что давление зависит от плотности жидкости и оот глубины погружения или от высоты столба жидкости. Давайте теперь выведем формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда.

                Ученики совместно с учителем выводят формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда.

                1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

                Учитель. Ребята, давайте обобщим полученные знания. Для этого ответим на несколько вопросов.

                1. Как меняется давление в жидкости с глубиной погружения? (с увеличением глубины давление в жидкости возрастает)
                2. Одинаковое ли давление действует в разных направлениях в жидкости на одном и том же уровне? (да)
                3. Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от площади дна? (нет)
                4. От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда? (от плотности жидкости и высоты столба жидкости)

                Ученики отвечают на вопросы.

                Учитель предлагает выполнить тест (Приложение). Ученики выполняют тест и обсуждают ответы.

                Учитель дает ученикам решить задачу на применение формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, показывает алгоритм решения.

                Задача: Высота столба жидкости в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказала бы ртуть, налитая до того же уровня?

                Ученики решают задачу по алгоритму.

                1. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

                Учитель. А теперь давайте подведем итоги. Заполните в вашей таблице графу «Узнал» и определите получили ли вы ответы на все поставленные вопросы.

                Ученики заполнят таблицу и оценивают степень достижения цели урока.

                Учитель задает домашнее задание (§39, §40, упр. 17, написать в каких областях человеческой деятельности необходим расчет давления жидкости и газа) и дает инструкции по его выполнению. Ученики записывают домашнее задание и слушают инструкции учителя.

                ПРИЛОЖЕНИЕ

                Тест

                                       

                Источник

                Тема урока :

                «Давление жидкости. Расчет давления на дно и стенки сосуда».

                Цели урока:

                 Образовательные:

                1. Выяснить причину давления жидкости.

                2. Вывести формулу, позволяющую рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

                Развивающие:

                1. развивать учебно- познавательную, коммуникативную компетенцию при решении задач и постановке эксперимента ( умение анализировать и делать вывод, выделять главное, проводить рефлексию своей деятельности, оценивать результат, умение общаться в группе ).

                Воспитательные:

                1. приучать обучающихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке, умению слушать друг друга.

                Тип урока: изучение нового материала

                Применяемые методы, педтехнологии: технология проблемного обучения, использование элементов ИКТ технологии.

                Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

                Используемые средства обучения: проектор, ноутбук, экран, прибор для демонстрации давления жидкости, пластиковые бутылки с водой.

                Ход урока.

                I. Вступительное слово учителя.

                Учитель: Здравствуйте, ребята. Поднимите руки те, кто умеет плавать? Нырять? А как вы думаете, на какую глубину в воду может погрузиться человек без специального снаряжения и почему?

                Учитель выслушивает ответы обучающихся. Обучающиеся называют разную глубину погружения.

                Учитель: Ваши предположения о глубине погружения человека в воду мы проверим сегодня на уроке, темой которого является ……(обучающиеся добавляют) давление жидкости.

                Формулируется учителем проблемное задание: рассчитайте давление воды на названной вами глубине на человека. С этим заданием обучающиеся справиться не могут, так как у них нет соответствующих знаний по данной теме, поэтому они формулируют цели урока.

                Цели урока:

                1. Выяснить причину давления жидкости.

                2. Вывести формулу, позволяющую рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

                II. Объяснение нового материала.

                Демонстрация опыта. Учитель берет цилиндрический сосуд, дно которого заменяет пленка, и наливает в него воду.

                Учебная проблема: Почему у сосуда прогнулось дно? (уч-ся: вода давит на дно сосуда).

                Учитель предлагает выяснить, почему возникает это давление.

                Наводящие вопросы:

                • Испытывает ли жидкость действие силы тяжести

                • Если жидкость разбита на слои, будет ли верхний слой давить на нижний?

                Определение: Давление, оказываемое покоящейся жидкостью, называется гидростатическим .

                Учитель: Как вы думаете, от чего будет зависеть давление жидкости?

                Обучающиеся выдвигают свои предположения:

                • От высоты столба жидкости;

                • От рода жидкости.

                Давайте проверим наши предположения с помощью опытов. Для этого используем

                • Жидкостный манометр;

                • Прибор для демонстрации давления жидкости;

                • Жидкости разных плотностей.

                Опыт: Присоединить прибор для демонстрации давления жидкости с жидкостным манометром. Опустить его в первую жидкость (воду).

                1. Перемещать прибор на одном уровне воды (сделать вывод).

                2. Опустите в воду прибор для демонстрации давления жидкости на ½ высоты пластиковой бутылки и на дно. Понаблюдайте, как изменяется уровень воды в трубке (сделать вывод).

                3. Опустите прибор для демонстрации давления жидкости во вторую жидкость (соленую воду). Понаблюдайте, как изменяется уровень воды в трубке (сделать вывод).

                Презентация: Вывод формулы давления жидкости на дно и стенки сосуда.

                Решим задачу для сосуда, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда

                hello_html_6bd18d9d.png

                Рассчитаем давление жидкости на дно сосуда:

                О чем говорит нам эта формула? Какие из нее вытекают следствия?

                • Давление на дно зависит только от плотности и высоты столба жидкости;

                • Можно рассчитать давление жидкости, налитой в сосуд любой формы;

                • Можно вычислить давление на стенки сосуда (так как давление на одной и той же глубине одинаково по всем направлениям).

                III. Закрепления материала.

                Решение обсуждается со всеми вместе.

                1. Сравните давления в этих трёх сосудах

                https://festival.1september.ru/articles/624848/f_clip_image002.png
                Рисунок 1

                1. Определите, у какой жидкости давление на дно больше.

                https://festival.1september.ru/articles/624848/f_clip_image004.png
                Рисунок 2

                1. В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов

                https://festival.1september.ru/articles/624848/f_clip_image006.png
                Рисунок 3

                1. В сосуде с керосином два отверстия закрыты резиновыми плёнками. Одинаково ли будут прогнуты резиновые плёнки?

                https://festival.1september.ru/articles/624848/f_clip_image010.png
                Рисунок 4

                1. В сосуде с молоком, имеющем форму, указанную на рисунке, два одинаковых отверстия закрыты тонкой резиновой пленкой. Одинаково ли будут прогнуты резиновые пленки в отверстиях сосуда?

                https://festival.1september.ru/articles/624848/f_clip_image012.png
                Рисунок 5

                Обучающийся делает доклад по теме:

                «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин».

                IV. Решение задач.

                Задача 1.

                Какое давление на дно канистры оказывает находящаяся в ней вода, если высота его слоя равна 50 см?

                Задача 2.

                Определите высоту столба керосина, который оказывает давление на дно сосуда равное 8*103 Па (плотность керосина 800 кг/м3).

                Задача 3.

                В цистерне, заполненной нефтью, имеется кран, перекрывающий отверстие площадью 0,003 м2. На какой глубине от поверхности нефти расположен этот кран, если нефть давит на него с силой 48 Н.

                Читайте также:  Венозный застой сосудов глаза

                V. Информация о домашнем задании.

                У вас на столах лежат листочки. На них записано ваше домашнее задание. Посмотрите на них. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и задание на дополнительную оценку.

                Домашнее задание

                1. Прочитать §38, ответить на вопросы.

                2. Упражнение 15(1).

                3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.

                Давление внутри жидкости…

                А.

                1. на разных уровнях жидкости…

                2. на одном и том же уровне жидкости во всех точках…

                Б.

                1. одинаково.

                2. неодинаково.

                В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…

                1. во всех точках самого верхнего слоя…

                2. во всех точках самого нижнего слоя…

                Г.

                1. одинаково и …

                2. неодинаково и …

                Д. 

                1. наименьшее.

                2. наибольшее.

                4*. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.

                I V. Подведение итогов урока.

                Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

                • О чем вы узнали сегодня на уроке?

                • Что научились делать?

                • Какие есть вопросы по теме урока?

                • Как вы себя чувствовали на уроке?

                Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением смайлика. Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению, которое вы получили на данном уроке.

                Качественные задачи:

                • Почему вода из ванны вытекает быстрее, если в нее погружается человек?

                • Воду, которая была в узкой мензурке, перелили в широкую банку. Изменилось ли давление воды на дно?

                • Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?

                • Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом все медленнее и медленнее?

                • Из отверстия, находящегося в нижней части сосуда сбоку, бьет струя воды. Как сделать, чтобы струя вытекала все время под постоянным давлением, несмотря на то, что уровень воды в сосуде по мере ее вытекания все время понижается?

                • Из небольшого отверстия в боковой стенке сосуда вытекает струйка воды. Что произойдет с этой струёй, если сосуд начнет свободно падать? Сопротивлением окружающего воздуха пренебречь.

                • Как изменяется объем пузырька воздуха, когда этот пузырек поднимается со дна водоема на поверхность?

                • Герметически закрытый бак залит водой полностью, только на дне его имеется пузырек воздуха. Высота воды в баке Н. Каким станет давление на дно, когда пузырек всплывет?

                Доклад по теме:

                «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин»

                Из формулы гидростатического давления следует, что во всех местах жидкости, находящихся на одной и той же глубине, давление жидкости одно и то же. С увеличением глубины оно возрастает. Особенно больших значений оно достигает на дне морей и океанов. Например, на глубине 10 км давление воды составляет около 100 миллионов паскалей!

                Несмотря на огромное давление, существующее на таких глубинах, и здесь обитают некоторые животные: различные иглокожие, ракообразные, моллюски, черви, а также глубоководные рыбы. Организм этих животных приспособлен к существованию в условиях большого давления, и точно такое же давление имеется внутри их.

                Сюда не доходит солнечный свет (он угасает уже на глубине 180 м), и потому здесь царствует мрак. Обитатели глубин либо слепые, либо, наоборот, имеют очень развитые глаза. Некоторые из глубоководных животных светятся собственным светом.

                Человек начал осваивать подводный мир еще в глубокой древности. Опытные, хорошо тренированные ныряльщики (ловцы жемчуга, собиратели губок), задерживая дыхание на 1-2 мнн, погружались без всяких приспособлений на глубину 20-30 (а иногда и более) метров.

                Опускаться на очень большие глубины человек без специального снаряжения не может. Этому мешает как отсутствие воздуха, так и огромное гидростатическое давление, прогибающее ребра грудной клетки настолько, что они могут не выдержать и сломаться.

                Для увеличения времени пребывания под водой люди вначале использовали дыхательные трубки из тростника, кожаные мешки с запасом воздуха, а также “водолазный колокол” (в верхней части которого при погружении в воду образовывалась “воздушная подушка”, из которой человек и получал воздух).

                Следует иметь в виду, однако, что дышать через трубку, выступающую над поверхностью воды, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м.

                На больших глубинах разность между давлением воды, сжимающим грудную клетку, и давлением воздуха внутри ее возрастает настолько, что у человека уже не хватает сил увеличивать объем грудной клетки при вдохе и наполнять свежим воздухом легкие.

                На глубине, превышающей 1,5 м, можно дышать только таким воздухом, который сжат до давления, равного давлению воды на данной глубине.

                В 1943 г. французами Ж. Кусто и Э. Ганьяном был изобретен акваланг – специальный аппарат со сжатым воздухом, предназначенный для дыхания человека под водой (рис. 101). Благодаря этому изобретению плавание под водой стало увлекательным и распространенным видом спорта.
                Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. фото

                Рисунок 101. Акваланг.

                Акваланг позволяет находиться под водой от нескольких минут (на глубине около 40 м) до часа и более (на небольших глубинах). Спуски с аквалангом на глубины более 40 м не рекомендуются, так как вдыхание воздуха, сжатого до большого давления, может привести к азотному наркозу. У человека нарушается координация движений, мутится сознание.

                При подводных работах на разных глубинах используют специальные водолазные скафандры. Если скафандр мягкий (резиновый), то глубина погружения обычно не превосходит нескольких десятков метров.

                На больших глубинах человек может работать только в жестком (“панцирном”) скафандре (рис. 102). В последнем случае глубина погружения может доходить до 300 м.
                Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. фото

                Рисунок 102. Скафандр. Для исследования морей и океанов на больших глубинах используют батисферы и батискафы (рис. 103).
                Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. фото

                Рисунок 103. Средства для исследования морей и океанов на больших глубинах.

                Батисферу опускают с надводного судна с помощью троса. Впервые она была использована итальянцем Бальзамелло в 1892 г.

                Глубина погружения тогда составляла 165 м; впоследствии она превысила 1 км.

                Батискаф не связан тросом с кораблем и представляет собой автономный (самоходный) аппарат (рис. 104). Первый батискаф был построен и испытан швейцарским ученым О. Пиккаром в 1948 г. В январе 1960 г. сын ученого Ж. Пиккар вместе с Д. Уолшем достигли на батискафе дна Марианского желоба в Тнхом океане. Его максимальная глубина (измеренная в 1957 г. исследовательским советским судном “Витязь”) составляет 11 022 м.
                Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. фото

                Смайлики картинки

                Источник