Урок по теме сердце и сосуды

Урок по теме сердце и сосуды thumbnail

План-конспект урока по биологии

Дата 18. 01.2018 г. № урока 33

Класс 8-Б

Тема урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

Цель: познакомить учащихся с органами кровообращения -сердцем и сосудами, показать значение кровообращения для здоровья человека.

Задачи урока:

Образовательная: формировать знания об особенностях кровообращения в организме человека, о строении и работе сердца. Показать взаимосвязь строения и функций сердца.

Развивающая: развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательная: вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения, воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;

Оборудование:

учебные таблицы, иллюстрирующие кровеносную систему человека, строение и работу сердца; презентация, учебник.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

( определить уровень исходных знаний.)

Выполните тест:

  1. Сердце позвоночных расположено:
  2. а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,
  3. в) в грудной полости справа
  4. Сердце образовано:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.

  1. Сердце млекопитающих животных:

а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.

  1. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
  2. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
  3. Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.

2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу

3. Оцените свою работу

6 правильных ответов – 5 баллов; 5 правильных ответов – 4 балла; 3-4 – 3 балла; менее 3 – 2 балла.

Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.

Учителем выставляются только «4» и «5» в классный журнал.

III. Изучение нового материала

Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. (слайд №1)

А сейчас послушайте, как пишет о сердце поэт Эдуардас Межелайтис.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе – всё земное

Умещается в его пределы,

Потому-то нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? О системе кровообращения? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания.(формулируем цели урока)

Статистика сердечно-сосудистых заболеваний (слайд №2)

Амосов Николай Михайлович – знаменитый на весь мир врач-кардиолог с большим опытом работы. Выдвинул теорию и доказал на практике, что физический труд способен сделать человека не только здоровым, но и бодрым и счастливым. (слайд №3) (Сообщения 2 обучающихся с краткой биографией Амосова Н.М.)

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.

Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.(слайд №4)

Работа в группах.

А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс объединяется в 7 групп, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Беспозвоночные и Хордовых. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного.1 группа – кольчатые черви, 2 группа- моллюски, 3 группа- членистоногие, 4 группа – рыбы, 5 группа – земноводные, 6 группа – пресмыкающиеся, 7 группа – птицы, млекопитающие.

Кольчатые черви. Кровеносная система кольчатых червей имеет замкнутый характер. У кольчатых червей совсем нет сердца. Его заменяют крупных 5 кольцевых сосудов (сердца), стенки которого способны сокращаться. Они гонят кровь из задней части тела к передней. Оттуда кровь переходит в брюшной сосуд, где движется в противоположном направлении – спереди назад; стенки брюшного сосуда не могут сокращаться.

Моллюски. У моллюсков она незамкнутого типа. В ее состав входят такие органы: сердце, сосуды. Сердце у моллюсков состоит из двух или трех камер. Это один желудочек и одно или два предсердия.

Членистоногие. Кровеносная система членистоногих незамкнутая: кровеносные сосуды открываются в полость тела, и поэтому кровь смешивается с полостной жидкостью. Движение гемолимфы по кровеносным сосудам обеспечивает мускульный пульсирующий орган – сердце.

Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.

Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом.

Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.

Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.

Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела?

Читайте также:  Витамины для сердца и сосудов внутривенно

Прочитать в учебнике о строении сердца (слайд №6) стр._________(3 мин.)

Работа в парах: вставить в текст пропущенные слова. (слайд №7)

Рассказ учителя о строении сердца (слайд №8,9)

– Сердце… Незаменимый орган в теле человека. Размером всего лишь с левый кулачок, а сколько работы выполняет. Только представьте…

Интересные факты о сердце:

1. В среднем сердце взрослого человека бьется 72 раза в минуту, 100,000 раз в день, 3600000 раз в год, и приблизительно 2,5 миллиарда раз за всю жизнь.

2. Несмотря на то, что само сердце весит всего около 310 граммов, в здоровом состоянии оно прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 километров кровеносных сосудов в день.

3. Объем прокачки сердцем крови может варьироваться в широком диапазоне: от 5 до 30 литров в минуту.

4. Ежедневно сердце создает энергию, которой было бы достаточно грузовику для того, чтобы проехать более 30 километров, за всю жизнь это эквивалентно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

5. Частота биения сердца плода примерно в два раза выше, чем у взрослого и составляет около 150 ударов в минуту. В возрасте 12 недель его сердце прокачивает 34 литра крови в день.

6. Сердце прокачивает кровь почти ко всем 75 триллиона клеток организма, исключение составляют лишь роговицы.

7. 5% крови идут на поддержание сердца, 15-20% поступают в мозг и центральную нервную систему, 22% идет в почки.

8. Сердце за всю жизнь делает больше работы, чем какая-либо другая мышца, его мощность колеблется в пределах 1-5 Вт.

9. Сердце перекачивает обогащенную кислородом кровь через аорту со скоростью примерно равную 1,6 км/ч. К тому времени, как она достигает капилляров, ее скорость падает до 109 см/ч.

10. Обычно сердце женщины бьется быстрее сердца мужчины, с среднем у женщин происходит 78 ударов в минуту, у мужчин – 70.

– 3 декабря 1967 года южноафриканский доктор Кристиан Барнард (1922-2001) пересадил человеческое сердце в тело Луиса Вашански. Хотя пациент прожил после операции всего 18 дней, этот случай считается первой успешной операцией по пересадке сердца.

– Сердце человека четырехкамерное, состоящее из двух предсердий и двух желудочков.

– Стенка сердца состоит из трех слоев:

• внутреннего – эндокарда,

• среднего – заключено в околосердечную сумку – перикарда.

• Самый мощный слой – миокард – состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, обладающей особым ритмом сокращения (сокращается непроизвольно).

– Левая половина сердца не сообщается с правой. Предсердия и желудочки сообщаются между собой отверстиями, снабженными створчатыми клапанами.

В левом желудочке – двустворчатый клапан, в правом – трехстворчатый. На границе между левым желудочком и аортой, между правым желудочком и легочной артерией расположены полулунные клапаны, закрывающие отверстие аорты в левом желудочке и отверстие легочной артерии в правом желудочке. Просмотр видеофрагмента «Клапаны сердца» (1 мин)

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

Кровеносные сосуды образованы артериями, венами и капиллярами (слайд №10) Заполнить сравнительную таблицу, используя учебник стр._____.

Физкультминутка (слайд №11,12). Если согласны – стоим, если нет, приседаем.

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

Фазы сердечного цикла

1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.

2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения) 0,3 сек.

3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца. Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с. (слайд №13)

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. . Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. (слайд №14)

Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.

Сердце, удаленное из организма, продолжает сокращаться. Способность сердца сокращаться независимо от каких-либо внешних раздражений называется автоматией сердца. Русский физиолог А.А.Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, через 20 часов после его смерти, пропустив через сосуды сердца солевой раствор. Это показало, что сердце может работать в автоматичском режиме, т.е. изолированно, поскольку импульс возбуждения зарождается в самом сердце. (Слайд 15).

Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые сигналы называют электрокардиограммой. Электрокардиограмма (ЭКГ) является записью электрической активности сердца. (слайд №16)

Запись ЭКГ занимает 10-15 минут, затем ее просматривает врач и выдает заключение. Расшифровка позволяет получить информацию о сердечном ритме, гипертрофии (утолщении) стенок сердца, расширении полостей, ишемии сердечной мышцы и наличие рубцов, нарушении ритма и проводимости.

ЭКГ является очень информативным недорогим и доступным тестом, позволяющим получить много информации о сердечной деятельности.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
  • Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
  • Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?
Читайте также:  Коронарография сосудов сердца сколько лежать в больнице после операции

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 45 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови? (слайд №17)

(Решение: 70 * 45 = 3150раз сердце сократилось за урок.

3150*150= 472500 (472 л 500 мл) крови перекачало сердце за урок.)

3. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3 в) 4

б) 2 г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард в) миокард

б) эндокард г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка в) полулунный

б) трёхстворчатый г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек в) 0,3 сек

б) 0,4 сек г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин в) соли калия

б) ацетилхолин

Вариант 2.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков

б) двух предсердий и одного желудочка

в) двух предсердий и двух желудочков

г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард в) эпикард

б) перикард г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый в) одностворчатый

б) трёхстворчатый г)полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек в) 0,1 сек

б) 0,4 сек г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин в) тироксин

б) ацетилхолин г) серотонин

V. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?

И в заключение урока, я хочу вас познакомить с памяткой «Здоровое сердце».

Программа «Здоровое сердце»

  • Не пить и не курить
  • Выделять достаточно времени для сна. Сон – основа здорового сердца
  • Не позволять никому оказывать на себя давление
  • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
  • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
  • Регулярно заниматься физическими упражнениями
  • Приобретать хорошие привычки
  • Избегать искусственных стимуляторов – кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, – это неправда!
  • Ходить! Дышать глубоко… И ходить, ходить, ходить.
  • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
  • Не употреблять консервированные заменители сахара.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым

и работоспособным.

Оценка работы школьников.

VI. Домашнее задание

1. Выучить конспект, изучить параграф_____.

2. Решить задачу.

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.

Источник

Тема урока: Сердце и сосуды – органы кровообращения.

Цель урока: Развить знания учащихся о системе органов кровообращения.

Задачи урока:

1. Развить знания учащихся о строении и работе сердца.

2.Сформировать знания о роли кровообращения, большом и малом кругах кровообращения.

3.Раскрыть принципы движения крови по сосудам.

4.Способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

5.Способствовать развитию умения работать с текстом, осуществлять самоконтроль и самооценку, уважать мнение собеседника.

Тип урока: урок-игра

Методы обучения: словесные, наглядные, игровые.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, модель сердца человека, модель: «торс человека» материал для постановки сценок: эмблемы с названиями органов и частей тела, видами крови, красные и синие фишки (обозначающие кислород и углекислый газ), видеофрагмент «Движение крови по сосудам».

План урока

1.Организационный момент – 2 мин.

2.Проверка знаний – 8 мин.

3.Изучение новой темы – 18 мин. + Физминутка – 2 мин.

4. Закрепление – 4 мин.

5.Домашнее задание – 2 мин.

6.Рефлексия (итоги урока) – 4 мин.

Ход урока

1.Организационный момент: приветствие учителя с классом, отметка отсутствующих, знакомство с планом урока.

2.Проверка знаний.

Учитель: «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?»

Эти слова сказал о сердце безымянным древнеегипетским врачом. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом.

– Что же это за орган? к какой системе органов он относится? Где располагается? Каким способом можно определить его величину?

Ученик у доски отвечает на эти вопросы (по модели: «торс человека»)

– Каково строение сердца?

Ученик у доски рассказывает строение сердца человека (по модели сердца).

Учитель: Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. За 70 лет жизни человека сердце сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт.

– Какие фазы сердечной деятельности вам известны? Расскажите о них

Ученик по рисунка слайда «Фазы сердечной деятельности» отвечает на вопрос. (слайд 1)

Учитель: «Тело человека построено из кровеносных сосудов», – писал голландский врач Ван – Хорн 270 лет назад.

– Какие сосуды различают в организме человека? Расскажите о них.

Рассказ ученика по рисунку слайда «Кровеносные сосуды». (слайд 2)

3.Изучение новой темы.

Учитель: Кровеносные сосуды в теле человека образуют два круга кровообращения – большой и малый. Кровь в организме человека течет по замкнутой системе сосудов. Она находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме человека называется кровообращением. Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. Запишите число и тему урока в тетрадь. (слайд 3)

– Давайте, перед собой поставим цель на сегодняшний урок и сформулируем задачи урока.

Ученики коллективно формулирует цель и задачи урока. Цель урока ученик записывает на доске.

Учитель: Итак, кровообращение – это движение крови по сосудам (слайд 4). Ученики записывают определение в тетрадь.

– Как вы думаете, с какой целью кровь разносится по сосудам всего организма?

Ученики высказывают свое мнение, учитель акцентирует внимание на верных высказываниях.

Учитель: Запишите в тетрадь функции кровообращения (слайд 5)

1.Транспортная

2.Терморегулирующая

3.Защитная

4.Гуморальная

Учитель: Что обеспечивает непрерывный ток крови в организме?

Ученики высказывают свои мнения. Учитель акцентирует внимание на верном высказывании.

– Непрерывный ток крови обеспечивают сердце и кровеносные сосуды. Сердце всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. За 70 лет жизни человека сердце сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нём говорят: сердце – это жизнь!

Читайте также:  Хорошие препараты для сердца и сосудов

– Давайте проследим движение крови по большому и малому кругу кровообращения.

Класс делится на две группы. Одна группа по параграфу рассматривает большой круг кровообращения, другая – малый. Каждая группа осуществляет постановку сценки: первая – «Движение крови по большому кругу кровообращения», вторая – «Движение крови по малому кругу кровообращения». Для постановки сценки у каждой группы на столах имеются эмблемы с названиями органов и частей тела, видами крови, красные и синие фишки (обозначающие кислород и углекислый газ).

После постановки ученики показывают свои сценки.

Сценка первой группы «Движение крови по большому кругу кровообращения»

Участвует 9 человек: «сердце», «головной мозг», «внутренние органы», «руки», «ноги», «кровь» – 4 человека.

«Артериальная кровь» (4 человека с красными фишками), идет от «сердца» к «головному мозгу», «внутренним органам», «рукам», «ногам». Там отдает кислород (отдают красные фишки), а присоединяет углекислый газ (берут синие фишки). Кровь становится венозной. Венозная кровь направляется к «сердцу».

Сценка первой группы «Движение крови по малому кругу кровообращения»

Участвует 3 человека: «сердце», «легкие», «кровь». Венозная кровь (ученик с синей фишкой) идет от сердца к «легким». Там «кровь» отдает углекислый газ (ученик отдает синюю фишку), а присоединяет кислород (ученик берет кранную фишку). «Кровь» становится артериальной и возвращается в «сердце».

Учитель: Давайте немного отдохнем (физминутка). Под руководством ученика (физкультсектора) ребята выполняют физические упражнения.

Учитель: Продолжаем. Посмотрите, как кровообращение происходит в организме человека. Учитель демонстрирует видеофрагмент «Движение крови по сосудам».

Учитель: Изобразите схематично движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Один ученик работает у доски, остальные работают в тетради. Затем сравниваем со слайдами презентации.

Схема большого круга кровообращения (слайд 6)

Левый желудочек – аорта – артерии – капилляры органов – верхняя и нижняя полая вены – правое предсердие

Схема малого круга кровообращения (слайд 7)

Правый желудочек – легочные артерии – капилляры легких – легочные вены – левое предсердие.

Учитель акцентирует внимание учащихся (слайд 8)

ВАЖНО ЗНАТЬ: термины “артериальная кровь” и “венозная кровь” указывают на степень насыщенности крови кислородом. Названия сосудов указывают лишь направления, куда движется кровь: артерия – от сердца, вена – к сердцу.

Учитель: кто же поведал миру о кругах кровообращения в организме человека?

Сообщения 2-х учащихся об открытии кругов кровообращения. (Приложение1)

Учитель: Запишем в тетрадь: Мигель Сервет – открыл малый круг кровообращения, Уильям Гарвей – открыл большой круг кровообращения

4.Закрепление

Из трех предложенных вариантов ответа, выбери один верный. (слайд 9)

  1. Газообмен между легочным воздухом и кровью происходит

  1. В капиллярах

  2. В артериях

  3. В венах

  1. В артериях малого круга кровь

  1. Артериальная

  2. Смешанная

  3. Венозная

  1. Правая половина сердца заполнена кровью:

  1. Артериальной

  2. Смешанной

  3. Венозной

  1. Большой круг кровообращения в отличие от малого круга:

  1. Образован артериями, венами и капиллярами

  2. Начинается в левом желудочке

  3. Обеспечивает транспорт веществ кровью

  1. Левый желудочек сердца, в отличие от правого желудочка:

  1. Имеет более толстую стенку

  2. Содержит венозную кровь

  3. Дает начало малому кругу кровообращения

Ответы: (слайд 10)

1) 1

2) 3

3) 3

4) 2

5) 1

Учитель: Давайте подведем итог и сделаем вывод. Ученики формулируют вывод. Один ученик начинает, затем продолжает второй, третий и т.д.

Предполагаемый вывод:

Циркуляция крови в организме человека (кровообращение) происходит благодаря непрерывной работе сердца, которое последовательно перегоняет кровь по большому и малому кругам кровообращения. Сердце человека четырехкамерное. Левая и правая его части изолированы сплошной перегородкой, благодаря которой артериальная кровь не смешивается с венозной. Различают три фазы в работе сердца: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза. Частота и сила сердечных сокращений зависят от физической нагрузки человека и его психического состояния. Различают три типа сосудов: 1) артерии, по которым кровь движется к сердцу; 2) капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен в легких и обмен веществ в тканях; 3) вены, по которым кровь возвращается в сердце.

5.Домашнее задание

§ 17, ответить на вопросы 1-6 стр. 83. Проработать обобщение стр. 83.

6.Рефлексия (итоги урока)

Анкетирование (письменная рефлексия)

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/тредным

Интересным/не интересным

Учитель раздает анкеты, ученики подписывают их и отвечают на вопросы. В первой колонке записаны вопросы, а во второй – ответы. Выбранный ответ, обводится ручкой.

Итог урока. Анализ работы учащихся на уроке. Учитель озвучивает оценки за урок и комментирует их.

Приложение 1

Открытие малого круга кровобращения

Открытие малого круга кровообращения – величайшее открытие в биологии ΧV века и принадлежит оно Мигелю Сервету. Сервет дал прекрасное описание малого круга кровообращения, опоровергнув, таким образом, теорию Галена о переходе крови из левой половины сердца в правую, через небольшие отверстия в перегородке предсердий. Опубликованное в теологическом трактате, в добавок запрещенном инквизицией, открытие Сервета осталось неизвестно ученым. Через несколько лет после смерти Сервета малый круг кровообращения был вторично открыт выдающимся итальянским анатомом Реальдо Коломбо.

Открытие большого круга кровообращения

В 1616 году Уильям Гарвей впервые высказал убеждение, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует). Таким образом, Гарвей опроверг теорию Галена о том, что центром кровообращения является печень. В 1628 году свет увидел наиболее важный труд его жизни – «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Книга насчитывала всего лишь 72 страницы и вызвала революцию в понятиях о человеческом организме не только в современном Гарвею мире медицины, но и в последующие века. В этой книге ученый впервые в науке точно описал работу сердца, различил малый и большой круги кровообращения. Он доказал, что сердце ритмично бьется до тех пор, пока в организме теплится жизнь, причем после каждого сокращения сердца наступает короткий перерыв в его работе, во время которого этот важный орган отдыхает.

Марчелло Мальпиги впервые наблюдал капилляры в легких и открыл связь между артериями и венами, что не удалось Гарвею, описавшему большой и малый круги кровообращения.

Источник