Урок технологии лепка простого сосуда

Урок технологии лепка простого сосуда thumbnail

6 класс раздел ДПИ «Народное и современное декоративно – прикладное искусство»

2 урок

Тема: «Лепка декоративного сосуда»

Цели и задачи: обучение лепки декоративных изделий, развитие художественно – творческих способностей учащихся, понимание красоты, богатства, разнообразие глиняных изделий. Воспитание интереса к декоративной работе, предметам быта и их украшений.

Материалы: картон, стек, глина, салфетки, фактура, скалка.

Оборудование для учителя: мультимедиа, магнитофон, предметы быта (глиняная посуда). Использование классной доски, глина, салфетки, стек.

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

-Ребята, скажите, чем мы занимались на прошлом уроке?

-На прошлом уроке мы выполнили эскизы декоративных ваз в карандаше (показ работ учащихся)

-А из чего можно выполнить данную работу? из глины, из пластилина

– А как можно выполнить этот эскиз?

– Можно выполнить из пласта глины, можно применить лепку из жгутов (ответы детей)

– Сегодня мы с вами должны закончить работу, чтобы все увидели результат. Мы выполним лепку декоративного сосуда из глины, украсив её внешний вид декорированием различной фактурой.

сл.слово Декор – придавать красивый вид, украшать.

– выпуклой (шарики, полоски)

– вдавленной – (оттиски различных предметов)

Ребята, готовясь к уроку задавалась вопросом, какой же должен быть состав готовой глины к применению? Может из вас кто – то знает? (ответ ребенка)

Для лепки декоративных изделий подходит глина средней жирности, в нее входит примерно 15% песка. Определить пригодность глины для лепки, можно довольно просто. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатать между ладонями жгут, затем медленно согнуть его пополам. Если на месте сгиба не образуются трещины, то глина пригодна для работы (показ)

Люди еще с незапамятных времен лепили из глины предметы быта, прежде всего посуду.

Может среди вас, кто-то знает историю появления глины? (ответ учащегося)

Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумело человека обжигать посуду на костре.

Ребята, а сейчас обратите свое внимание на экран, вашему вниманию будут представлены слайды, какие существуют способы формования глины:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4слайд

5 слайд

Ребята, а сейчас посмотрите на следующий слайд, какие виды формования глины здесь представлены?

– формование на гончарном круге

– глиняное литье

Сейчас ребята давайте подготовим наши руки для работы. Чтобы наши пальчики были гибкими, умелыми, подвижными. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной. Это вам пригодится в работе.

Физ.минутка:

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу,

непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

Ребята, сегодня мы продолжаем работу, которую начали на прошлом уроке. Прежде чем приступить к работе, зачитайте алгоритм выполнения работы по пунктам, который имеется у вас на партах.

Самостоятельная деятельность учащихся

Алгоритм выполнения декоративного сосуда

из пласта глины:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.

3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.

4. При помощи стека срезать лишнее.

5. Скатать дно вазы.

6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра

7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.

8. Декорирование изделия (фактурой)

Алгоритм выполнения декоративного сосуда, спиральная лепка

из жгутов:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать между ладонями

3. Из другого куска глины скатать жгут

4. Все делать последующие жгуты

5. Готовые жгуты приклеивают вдоль краев диска, наращивая стенки

6. Отдельно из коротких жгутов выполнить ручку, завитки

Перед тем как приступить к работе, нужны стеки, колющие и режущие предметы. Вспомним, как ими пользоваться (читают технику безопасности)

1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.

3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.

В работе используем стилизованные изображения (птиц, животных, растений)

сл. слово Стилизация- упрощение природных форм.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Ребята, сейчас мы проведем выставку работ. При просмотре работ на выставке, обратить внимание на аккуратность и правильность выполнении работы.

Ребята, у нас получилась незаконченная выставка работ. Почему эти работы незаконченные? Не в цвете, не прошли обжиг в печи, не покрыты лаком. Правильно, это мы сделаем на последующих уроках. Ребята, а какие чувства вы испытывали при выполнении данной работы? У вас у всех лежат на столе квадраты синий красный, оранжевый. Синий – безразличие, красный- радость , оранжевый- удовлетворение. Возьмите и поднимите тот квадрат, какой вы считаете нужный. Аргументируйте свои ответы.

Вопросы:

1. Где будет использована ваша работа?

2. Какие элементы стилизации вы использовали? Почему?

3. Понравилась ли вам работа?

Можно данную работу использовать для украшения интерьера

На этом наш урок закончен, всем спасибо, до свидания! А вам ребята , спасибо за проявленное творчество!

Алгоритм выполнения декоративного сосуда

из пласта глины:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.

3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.

4. При помощи стека срезать лишнее.

5. Скатать дно вазы.

6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра

7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.

8. Декорирование изделия (фактурой)

Техника безопасности:

1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.

Читайте также:  Теплоизолированный сосуд разделен на две равные части

3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.

Алгоритм выполнения декоративного сосуда

из пласта глины:

1. Взять небольшой кусок глины

2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.

3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.

4. При помощи стека срезать лишнее.

5. Скатать дно вазы.

6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра

7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.

8. Декорирование изделия (фактурой)

Техника безопасности:

1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.

3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.

Источник

Конспект по технологии

Тема: «Лепка из глины методом жгутового налепа»

Выполнила студентка 342 группы

Коданёва Антонина

СГПК им. И. А. Куратова

Место прохождения практики:

Шк. №16 2 «б» класс 36 каб.

Дата и время проведения урока:

25.09.2012 14ч. 15 мин.

преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна

(число, подпись)

_______________________________

учитель Чегесова Надежда Михайловна

(число, подпись)

_______________________________

Цель: вылепить глиняный сосуд методом жгутового налепа

Задачи:

  1. Познакомить с новым природным материалом – голубой глиной

  2. Расширить кругозор детей о керамической посуде разных народов мира через сообщения их же одноклассников.

  3. Познакомить детей с лепкой методом жгутового налепа

  4. Развивать мышление через анализ предложенных учителем образцов

  5. Воспитывать чувство толерантности к культуре других народов

  6. Развивать мелкую моторику руки

Ход урока:

Содержание:

1.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку

– Здравствуйте, ребята!

– Садитесь.

– Сегодня я проведу у вас урок технологии, а начать я его хочу с небольшой игры, которая называется «Проверь друга»

– Сейчас я буду называть то, что нужно для работы на уроке, а вы проверите наличие этого друг у друга, кто сидит один у себя: стеки, подкладные доски, кусочек глины, влажная тряпочка.

(обеспечение недостающим)

2.

Повторение правил рабочего человека

– Хорошо, ребята, я вижу, все справились.

– Давайте сразу повторим главное правило сегодняшнего урока, как вы думаете, если сегодня мы будем работать с глиной, что это будет за правило?

– Как мы должны работать? (аккуратно)

3.

Выход на тему

– Ребята, вам интересно из чего ели первобытные люди, из чего они делали первую посуду? Оказывается посуда была каменная, деревянная и даже кожаная… Маори из Новой Зеландии варили мясо и рыбу в полотняных мешочках, причем вместо кастрюли с кипятком использовался гейзер. Казахи готовили в кожаных «котлах» – суп в нем, конечно, не сваришь, а творожный сыр получался замечательно. Пигмеи Африки делали посуду из скорлупы яиц страуса. Австралийские аборигены выдалбливали каменные миски. В Юго-Восточной Азии популярны были «кастрюльки» из бамбука; якуты и эвенки предпочитали бересту. Но глиняная посуда произвела революцию в кулинарии.

– Итак ребята, надеюсь мой рассказ произвёл на вас впечатление и вы узнали много интересных и увлекательных фактов.

– А мне интересно, догадались ли вы о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о посуде)

– Но о посуде не современной, а наших предков.

4.

Выступление докладчиков. Анализ сосудов разных народов

– Давайте послушаем сообщение ваших товарищей, которые они подготовили специально для вас:

Грузия

Квеври – так называли керамические сосуды грузин. Они бывают всех размеров, от обычного, до нескольких сотен литров. В Грузии такие сосуды используются для приготовления и хранения вина. Квеври вкапывают в землю, поэтому дно сосуда имеет заострённую форму, затем внутрь заливают виноградный сок, закрывают крышкой и замазывают глиной. Спустя некоторое время в квеври получается вино.

– Спасибо!

– Итак, ребята, что вы запомнили из сообщения?

– Как называется сосуд грузин? (квеври)

– Каких размеров он бывает? (от обычного до нескольких сотен литров)

– Какую форму имеет сосуд? (дно сосуда имеет заострённую форму)

– Для чего служит такой сосуд? (для приготовления вина)

– Молодцы, вы были внимательными слушателями!

– Давайте послушаем сообщение о русских сосудах.

Русь

Крынка – традиционный керамический русский сосуд для хранения и подачи молока на стол. Особенность сосуда – высокое и довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны.

– И снова я хочу проверить на сколько внимательными слушателями вы были.

– Что запомнили из сообщения? (название, материал, назначение, форма)

– Из следующего сообщения мы узнаем о коми сосудах.

Коми

Глиняные сосуды коми имеют чашевидную форму с наклонённой внутрь, прямой или отогнутой шейкой. Расположение узоров на сосуде было горизонтальное. Узор выполнялся на горлышке способом вдавливания и оттиска штампов. Сосуд использовали для приготовления и хранения пищи.

– Что нового и интересного узнали о коми сосудах? (материал, форма, узор, назначение)

– Большое спасибо, выступавшим ребятам!

– А теперь, рассмотрим все эти сосуды и найдём, что в них общего и чем они различаются?

– Из какого материала выполнен каждый сосуд? (из глины)

– Для чего использовали сосуд коми, русские и грузины?

– В чём главное отличие квеври (если говорить о его форме и размерах)?

– Какие сосуды имеют название?

– Чем отличается коми сосуд от русского и грузинского? (узором)

– Поразмышляйте, почему квеври и крынка узора не имеют? (квеври – закапывали в землю, крынка – использовалась повседневно)

Читайте также:  Инструкция к сосудам дьюара

– Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили особенности каждого сосуда. Давайте двигаться дальше.

5.

Знакомство с методом жгутового налепа

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо обсудить ещё один вопрос. Как вы думаете, какой? (как будем лепить)

– Сегодня мы с вами познакомимся с лепкой методом жгутового налепа(параллельно с объяснением на доске появляется схема):

  1. Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.

  1. Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.

  1. На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.

  1. Пригладь стенки сосуда пальчиками.

  1. При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.

– Лепка одного из наших сосудов будет отличаться от остальных. Как вы думаете, какого и чем?

– Особенность грузинского сосуда в том, что его дно имеет заострённую форму.

– Тогда как же мы будем его лепить?

– Лепить его мы будем сверху вниз, т.е начнём лепку с горлышка, а дно вылепим в последнюю очередь.

– А теперь ребята, вам необходимо выбрать один из трёх сосудов, уметь объяснить свой выбор. Вылепить сосуд методом жгутового налепа, соблюдая все этапы. Главная задача – отразить особенности наци, так, чтобы смотря на ваш сосуд, мы без труда могли определить

– Приступайте к работе!

6.

Подведение итога урока. Оценивание. Рефлексия.

(Анализ работ 1-2 ребят:

– Сосуд какого народа вылепил(а) …? – Верно? – Почему ты вылепила сосуд этого народа? Чем он тебя привлёк? – … оцени пожалуйста работу … по (критерий ниже))

– А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу по следующим критериям:

1. Точность передачи формы (насколько точно вы смогли передать форму сосуда, показали его особенности)

2. Освоение метода жгутового налепа (насколько хорошо вы освоили метод жгутового налепа)

3. Аккуратность (насколько аккуратно вы выполнили работу)

– У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки:

Красная – я молодец

Зелёный – могу и лучше

Жёлтый – в следующий раз постараюсь

– Сейчас я буду зачитывать критерий, а вы оцените себя по этому критерию и покажите мне соответствующую сигнальную карточку.

– Спасибо, мне очень приятно, что вы умеете себя правильно оценить, видите «плюсы» и «минусы» в своей работе.

Источник

Тема

Лепка посуды из пластилина. Чайный сервиз.

Цель

Научить технологии изготовления посуды из пластилина на основе знаний о свойствах пластилина и приёмов работы с ним, изученных ранее.

Задачи

1. Организовать проектную работу по созданию чайного сервиза из пластилина;

2. Закреплять умения обработки пластилина.

3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.

4.Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре и традициям своего народа.

Планируемые результаты

Научатся:

  • определять особенности пластилина, его возможности;
  • овладевать некоторыми приёмами работы с пластилином.

Получат возможность научиться:

  • реализовывать художественный замысел с помощью полученных знаний;
  • использовать некоторые приёмы работы с пластилином для создания объёмного изображения образа.

Основные понятия

Композиция, сервиз, сервировка, традиции.

Оборудование

Пластилин, доска для лепки, учебник «Технология. 1 класс». Авторы: Н.И.Роговцева, рабочая тетрадь, СД – диск «Электронное приложение к учебнику.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (знание традиций разных народов).

ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности).

Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Фронтальная,

групповая,

индивидуальная.

Мультимедийная презентация

Ход урока

УУД

I этап. Мотивация к деятельности

– Рада приветствовать вас на уроке технологии.

– Чем на кухне вкусно пахнет?

Что же там готовится?

Это пахнет пирогами,

Ешьте на здоровьице!

Чай Иришка наливает,

Сливки к чаю добавляет.

Как же здорово с друзьями

Чаю выпить с пирогами!

– Кто из вас любит чай? Почему?

-Все вы, конечно, знакомы с этой давней традицией – чаепитием. Она прочно вошла в нашу жизнь. Мы пьём чай каждый день и даже по нескольку раз в день. А вы знаете что в России чай стал известен почти 400 лет назад, когда монгольский хан передал чай в подарок русскому царю.

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.1 (от остановки 1 до остановки 2)

-А что вы знаете о чае и чаепитиии?

– Что такое традиция?(табличка со словом на доске)

– За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры. Не зря наш народ придумал поговорку: Чай пить – приятно жить или выпей чайку – позабудешь тоску.

– И в наши дни чаепитие символизирует русское гостеприимство.

Традицией чаепития является красивое праздничное оформление – сервировка

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.1 (от остановки 2 до остановки 4)

– Что нового узнали? Как традиционно пьют чай в разных странах? Послушайте вопрос, который хочет задать вам Ваня.

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.1 (вопрос Вани: «А какая посуда необходима для чаепития?»)

– Я уверена, что вы все знаете ответ. Но сумеете ли вы узнать предметы посуды по описанию.

1.Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

2. Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

3. Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри! (Сахарница)

4. Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет. (Чашка)

5.Под чашкой я всегда стою,

Чайку пролиться не даю (блюдце) (Все предметы выставляю на стол)

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.1 (ответ на поставленный ранее вопрос)

-Знаете ли вы из чего изготавливают посуду?

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.1 (от остановки 5 до остановки 6)

-Я думаю, что вы уже готовы назвать тему нашего урока. Что же мы сегодня будем делать?

– Как понимаете слово «сервиз»?(слово на доске)

– Сервиз – набор посуды, выполненной в одном стиле (оформлении).

-Верно, сегодня на уроке мы будем работать в группе. После того как будет готов ваш сервиз, вы накроете стол и сервируете его.

Познавательные УУД:

1) извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) выявлять сущность и особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы.

4) перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

учимся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

II этап. Актуализация знаний учащихся

– Вернёмся к теме урока. При изготовлении посуды и раньше и сейчас используют глину. А мы с вами будем лепить из пластилина.

-Какие свойства пластилина уже знаем?

– Какие правила работы с пластилином знаем и умеем выполнять?

III этап. Проектная деятельность

1. Планирование совместной деятельности

– Какая посуда составляет чайный сервиз?

– Справитесь ли вы с лепкой сервиза самостоятельно?

– Я предлагаю вам работать в группах. А это значит, что нужно вспомнить правила работы в группе. (Повторяем правила работы в группе)

1.Подготовка рабочего места.

-Прежде чем приступить к работе, подготовим рабочее место.

-Какие инструменты и приспособления нам понадобятся для работы?

-Проверим, всё ли мы предусмотрели?

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.2.

-Всё ли вам было понятно?

2. Прежде чем приступить к работе, спланируем свою деятельность.

Дети совместно с учителем составляют план работы: Рассмотрим предметы чайного сервиза. Соотнесём свои возможности со сложностью работы.

  1. Распределим, какой предмет будет лепить каждый.
  2. Выполним изделие, с опорой на технологическую карту.
  3. Оформим изделие
  4. Соберём композицию.
  5. Приберём рабочее место.
  6. Представим композицию классу.
  7. Оценим результаты.

Личностные УУД:

1) учимся оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

2) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, учимся делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

3) формируем умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

2. Практическая работа

– Итак, знакомимся с порядком выполнения предметов чайного сервиза.

Оказываю индивидуальную помощь учащимся.

Выполнение изделия из пластилина с опорой на технологическую карту.

Познавательные УУД:

1) извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) выявлять сущность и особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

1) слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме.

4) донести свою позицию до других.

Регулятивные УУД:

1) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

2) готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем образцу.

Личностные УУД:

1) оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

2) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

IV этап. Оценка результатов деятельности

-Ваши сервизы готовы. А теперь нам нужно сервировать стол. Как вы понимаете слово «сервировать» (табличку со словом на доску прикрепляю). Где мы это можем узнать?

-Прежде чем расставить чайный сервиз на своём столе, проверим, знаем ли мы, как это сделать.

1. Дидактическая игра «Сервировка стола»

Демонстрация мультимедийного фильма «Чайный сервиз» ч.3. «Сервировка стола»

-Стол накрыт. Можно приглашать гостей. Но знаете ли вы правила поведения за столом?

-Приятного всем чаепития.

– Ребята, дайте оценку своим работам. Оцените работу команды.

Каждая группа демонстрирует свои изделия, оценивает по плану:

  1. Что нужно было сделать?
  2. Что получилось особенно хорошо? Благодаря чему (кому)?
  3. Что хотелось бы исправить? Как это можно сделать?

Подведение итогов.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

V этап.Рефлексия

-Ребята, вы сегодня сделали несколько красивых чайных сервизов и каждая группа уже готова приглашать гостей к себе на чай. В заключение давайте посмотрим на доску:

-Поднимите зелёный смайлик, если вы со всей работой справились и у вас не возникло трудностей.

-Поднимите жёлтый смайлик, если у вас не всё получилось так, как вы хотели и в работе возникали какие -то сложности.

-Поднимите красный смайлик, если у вас вообще ничего не получилось и вам ничего не понравилось.

-Спасибо за урок. Я с нетерпением жду встречи с вами на следующем уроке.

Регулятивные УУД:

осуществлять личностную рефлексию.

ТОУУ

Читайте также:  У старых чистые сосуды

Источник