Урок заболевания сердца и сосудов

Тема урока «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»
Цель урока. Обобщить и углубить знания учащихся о сердечно-сосудистой системе, выяснить причины, вызывающие заболевания сердца и сосудов.
Задачи урока.
Образовательные: формирование новых понятий «функциональная проба», «дозированная нагрузка»; повторить и закрепить знания по теме « Кровообращение».
Развивающие: развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Уметь проводить функциональную пробу сердечно –сосудистой системы.
Воспитательные: воспитывать санитарно-гигиеническую привычку к здоровому образу жизни, показать вредное воздействие гиподинамии, курения, алкоголя на сердце и сосуды.
Тип урока. Комбинированный.
Методы обучения: обьяснительно – иллюстративный ( беседа, рассказ), проблемный, практический.
Ход урока.
Организационный момент (2 минуты).
Приветствие. Выявление отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по теме «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов».
- Какие два способа регулируют работу всех органов и систем органов организма? (Нервная и гуморальная регуляция).
- Какой дополнительный способ регуляции существует у сердца? (Автоматизм).
- Дайте определение понятию «автоматизм». (Способность органа ритмически возбуждаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом).
- Из каких фаз состоит сердечный цикл? (Сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза).
- Может ли нервная система изменить последовательность фаз сердечного цикла? (Нет).
- Какой отдел вегетативной нервной системы ускоряет работу сердца? (Симпатический).
- Какой нерв замедляет частоту сердечных сокращений? (Блуждающий).
- К какому отделу вегетативной нервной системы относится блуждающий нерв? (Парасимпатический).
- Какой из названных нервов сужает кровеносные сосуды? (Симпатический).
- Какой гормон ускоряет работу сердца? (Адреналин).
- Какая железа внутренней секреции вырабатывает адреналин? (Надпочечники).
- Какие еще вещества ускоряют работу сердца? (Соли кальция).
- Какие вещества замедляют работу сердца? (Ацетилхолин, соли калия).
- Какое значение имеет взаимоисключающее влияние нервов и химических веществ на работу сердца и просвет кровеносных сосудов? (Адаптация к новым условиям).
Актуализация знаний.
Сердечно-сосудистые заболевания – самая распространенная группа заболеваний в мире. В нашей стране они ежегодно являются причиной смерти 1,4 млн. человек. С каждым годом этот показатель увеличивается.
Цель нашего урока: определить основные причины заболеваний сердца и сосудов, последствия их влияния на организм.
Изучение нового материала.
Первая причина – снижение физической активности (гиподинамия).
Здоровье человека во многом зависит от хорошего кровоснабжения всех органов нашего тела. Недаром говорят «Движение – это жизнь». Без движения невозможны занятия спортом, трудовая и даже познавательная деятельность. В основе движения лежит сокращение мышц. При интенсивной физической работе учащается частота сердечных сокращений. Почему? (Мышцы нуждаются в притоке большего количества питательных веществ и кислорода. Поэтому сердце сокращается быстрее, чтобы усилить кровоснабжение мышц).
Вспомните, какая ткань образует сердце? (Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань). Т.е. сердце – это тоже мышца.
Чтобы скелетные и сердечная мышцы сокращались интенсивнее и КПД их работы был более высоким, их необходимо тренировать.
На странице учебника в первом абзаце найдите и запишите определение понятию «тренировочный эффект».
Тренировочный эффект – это сокращение мышц, близкое к предельному, и последующий отдых.
Чем отличается сердце тренированного от сердца нетренированного человека?
Работа в парах. Ищем и озвучиваем соседу по парте: первый вариант – как работает сердце тренированного человека; второй вариант – как работает сердце нетренированного человека.
Проверяем.
Как измерить степень своей работоспособности и тренированности?
Наиболее простой и доступный способ – проведение функциональных проб.
Функциональная проба – это реакция человека на дозированную нагрузку.
Работа заключается в подсчете пульса до и после физической нагрузки.
Практическая работа
Тема. Функциональная сердечно-сосудистая проба.
Цель. Определить степень своей тренированности.
Ход работы.
- Сидя, подсчитайте пульс за 10 секунд и умножьте полученный результат на 6. Результат запишите в таблицу.
- Сделайте быстро 20 приседаний, сядьте и подсчитайте пульс за 10 секунд, умножьте результат на 6. Запишите в таблицу.
- Такой же подсчет нужно сделать через 1,2,3,4,5 минут. Результат запишите в таблицу.
- По полученным результатам составьте график. По оси абсцисс (Х) – откладывается время, по оси ординат (У) – величину частоты сердечных сокращений.
- На странице учебника 94 (восьмой абзац в практической работе) найдите норму функциональной пробы и сравните эту норму со своими результатами.
- Сделайте вывод. Находятся ли Ваши показатели функциональной пробы в норме, или отклоняются от нее?
Таблица. Частота сердечных сокращений (ЧСС).
Покой | 0 мин | Через 1 мин | 2 мин | 3 мин | 4 мин | 5 мин |
График ЧСС.
Дома проделайте эту работу еще раз, чтобы убедиться, что показатели были записаны верно.
Вторая причина – курение.
Страница учебника 94, последний абзац.
Третья причина – употребление алкоголя.
Страница 95, первый абзац.
Запишем
Основные причины заболеваний сердца и сосудов:
- Снижение физической активности (гиподинамия);
- Курение;
- Употребление алкоголя;
- Избыточный вес;
- Стресс.
Закрепление нового материала.
Выполним тест «Выбери правильные утверждения»
1. Постоянные занятия физическим трудом и физической культурой способствуют развитию и укреплению сердечной мышцы.
2. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов.
3. «Перемежающаяся хромота» – это результат неправильного питания.
4. Алкогольные напитки, в том числе и пиво, нарушают кровообращение.
5. Гиподинамия никак не сказывается на работе сердца и сосудов.
6. При выкуривании сигарет успокаиваются нервы, снимается стресс.
7. Никотин усиливает свёртываемость крови.
8. При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу.
9. Сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы лишен кислорода.
10. Образ жизни не влияет на продолжительность жизни человека.
Правильные ответы: 1,2,4, 7, 8, 9.
Проверьте себя: 10 правильных ответов-«5»
8-9 правильных ответов-«4»
6-7 правильных ответов-«3»
5и меньше правильных ответов-«2»
Подведение итогов.
Выставление оценок за урок.
Организация домашнего задания.
Параграф 21.
Провести повторно и оформить практическую работу.
Источник
Урок биологии по теме «Заболевания сердечно-сосудистой системы»
Задачи:
Образовательные: обобщить , углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; раскрыть причины сердечно – сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно – сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование.
III. Изучение нового материала.
1. Заболевания сердечно – сосудистой системы и их причины .
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечеий и первая помощь при кровотечениях.
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Проводится компьютерное тестирование .
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.
III. Изучение нового материала:
Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: читает стихотворение «Сердце».
Раньше не знали причин сердечно – сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко. Медикам удалось раскрыть причины заболеваний и тем самым лечить больных .
Ребята, какие сердечно – сосудистые заболевания вы знаете? (Ответы учащихся).
Учитель : дает краткие сведения о сердечно – сосудистых заболеваниях: гипертония, гипотония, инсульт, атеросклероз, расширение вен, инфаркт, миокардит, ишемическая болезнь сердца. ( Названия заболеваний вывешены на магнитной доске).
Русская народная пословица гласит: «Здоровье невозможно купить, его дарит ум».
Объясните смысл этой пословицы.(Слушаются мнения учащихся).
Отгадайте загадку: что на свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете – это здоровье. Если человек болен, ему никакие богат – ства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
Ребята, как вы думаете, в чем причина сердечно – сосудистых заболеваний? (Мнения учащихся).
Сердечно – сосудистые заболевания – это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большин-
стве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.
Учитель: Одной из причин сердечно – сосудистых заболеваний являются упот -ребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 – 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«- Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно – сосудистой системы . По наблюдениям медиков, сердечно – сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно – сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями – давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».
Учитель: У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непре- рывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по протал-
киванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение – источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно – кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка».
Учитель: На данный момент количество людей, принимающих наркотические вещества стремительно увеличивается. Многократное употребление наркотика чаще всего обуславливает привыкание к нему.
Что такое наркотики? Наркотики – это вещества, сильно действующие на психику чело- века. Наркотическое действие на организм дают природные и синтетические вещества: героин, кокаин, опиум и т.д.
Люди, принимающие наркотические вещества, быстро худеют и стареют. Ухудшается память, усиливается заболевание печени, почек, сердечно – сосудистой системы.
Сообщение учащегося о вредном влиянии наркотиков.
«- В организме человека можно выделить условные зоны риска, где разрушения после приема наркотика неизбежны. Это, прежде всего, головной мозг: на первых стадиях отмечается ухудшение памяти, работоспособности, головные боли, в дальнейшем развиваются отек мозга и паралич. Это дыхательная система, сердце, печень и почки, а также пронизывающие их нервные волокна и кровеносные сосуды. Значит, страдают все органы и системы организма. Однако наркоманы редко умирают от каких либо заболе -ваний, чаще от передозировки наркотиков. Еще не стоит забывать о СПИДе и гепатите- это тоже удел наркоманов.
При продолжительной наркотизации общая смертность возрастает в 30 раз; риск самоубийства- в 350; любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для окружающих; он может покалечить себя, упасть с высоты; для наркомана характерно состояние «озверения»».
Учитель: «Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», – сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно – сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 – 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде – залог здоровья и долго – летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Сообщение учащегося о вреде переедании.
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним многие другие болезни и сокращение продолжительности жизни.
Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холесте -рина, что, как известно, способствует развитию и пргрессированию атеросклероза».
Учитель: Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие – отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно – сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отно- шениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Учитель: читает стихотворение «Добродушие».
Учитель: Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, про – текающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питатель- ными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
(Учитель показывает и объясняет по таблице «Значение тренировки сердца»).
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема – сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.
(Учитель знакомит учащихся, как обстоит дело с сердечно – сосудистыми заболевания- ми В Республике Татарстан).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов – мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызовить «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, веноз -ные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по – разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы – пузырь со льдом».
2 –й ученик: «-Венозное кровотечение: характерен темно – красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута – 2 часа для взрослых и 40 – 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем – один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».
Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки крово-
течений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.
Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).
IV.Подведение итогов урока:
Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!
V. Вывод. Учитель комментирует оценки учащихся.
VI. Домашнее задание. а) подберите поговорки , пословицы и стихотворения о сердце, о здоровье; б) Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».
Источник