В библии глиняный сосуд
Свт. Иоанн Златоуст
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
И величие даров, и слабость получивших их показывают силу не только тем, что Бог даровал столь великие блага, но и тем, что даровал слабым. Под глиняным сосудом он как раз подразумевает хрупкость нашей смертной природы и немощь нашей плоти. Ибо она ничуть не крепче глиняного сосуда, столь же легко повреждается и так же просто разрушается смертью, болезнями, непостоянством воздухов и множеством других причин… Тогда-то особенно и проявляется сила Божия, когда она совершает великие дела через ничтожные орудия.
Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.
Какое сокровище? Наитие Духа, оправдание, освящение, искупление. Какое, скажи мне сокровище? «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. – Эней! исцеляет тебя Иисус Христос, – обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 3:6, 9:34, 16:18).
Видишь ли сокровище, блистательнейшее царских сокровищ? Может ли царский жемчуг сделать то, что совершали слова апостольские? Наложи тысячи диадем на мертвого, и он не встанет; а произнесено одно слово апостола, и оно восстановило мятежную природу и возвратило ее в прежнее состояние.
«Но сокровище сие». О, сокровище, не только сохраняющееся, но и сохраняющее тот дом, в котором оно находится! Понял ли ты, что я сказал? Земные цари и начальники, имея сокровища, приготовляют великие дома, стены, запоры, двери, стражей, замки, чтобы сохранить сокровище; а Христос сделал иначе: Он положил свое сокровище не в каменный, а в глиняный сосуд. Если это сокровище велико, то почему слабый сосуд? Именно потому-то и слабый сосуд, что велико сокровище: не сосуд хранит это сокровище, а оно хранит сосуд. Я полагаю, говорил Он, сокровище, и кто может похитить его? Приходил дьявол, приходила вселенная, приходили тысячи, и не похитили сокровища; сосуд был поражаем ударами, а сокровище не далось; он был потопляем в море, а оно не потонуло; он умер, а сокровище остается.
Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен.
Свт. Феофан Затворник
Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас
Сокровищем называет Апостол то, о чем говорил пред сим, то есть слово благовестия с полнотою благодати Святого Духа на устроение духовного царства Христова на земле, или Святой Его Церкви. Это сокровище, столь великое, столь преславное, столь многодейственное, имеем мы, говорит, или носим в скудельных сосудах, разумея под сим тело немощное, с подразумеванием и внешнего своего положения, всегда уничиженного и стеснительного, как изображает вслед за сим. Для чего же это так устроено? Разве не мог Господь так сделать, чтоб Апостолы одним видом своим, или своею показностию, уже влияли на людей? – Мог, но не благоволил так сделать, для того, говорит, чтоб в действовании нашем ничего нашего не было видно, чтоб ничто наше не бросалось в глаза, а все было относимо к силе Божией. Смотря на нас, столь немощных и уничиженных, никто и подумать не может, чтоб, когда или слово сильней от нас исходит, или дело какое чрезвычайное нами совершается, это и подобное сему зависело от нас, но все то прямо отнесет к силе Божией, чрез нас действующей. Сия сила ничем с нашей стороны заслоняема не бывает; она видится во всей своей наготе и полноте. Если же так, то всякий должен был заключать словами Господа: если сии о персте Божии все сие творят, убо постиже на нас царствие Божие; надо покориться слову их и веровать, чтоб не быть Богоборцами.
Святой Златоуст говорит на это место: «Сие-то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет и хранить такое сокровище. Да премножество, говорит, силы Божия будет, а не от нас. Ибо и величие даров, и слабость получивших оные, показывают силу Божию, как в том, что Бог столь великие даровал блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти, потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда; она столь же удобосокрушима и так же легко сокрушается и смертию, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он, как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого. Ибо тогда особенно и бывает видна сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела; как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: сила бо Моя в немощех совершается (2 Кор. 12:9). – Так, послав только двенадцать человек, покорил Он вселенную, и притом тогда, когда сии двенадцать сами были гонимы. Подивимся в сем силе Божией, почудимся ей и поклонимся! Вопросим иудеев, спросим еллинов: кто убедил всю вселенную оставить отеческие обычаи и переменить образ жизни? Не рыболовы ли, не скинотворцы ли, не мытари ли, не книжные и простые люди? Как же бы это могло совершиться, если бы не действовала чрез них сила Божия? Притом – что говорили они, когда убеждали? – Креститесь во имя Распятаго. Какого? – Того, Которого они не знали и не видали. И, однако ж, несмотря на то, что говорили и проповедали сие, пригвожденный ко кресту Христос привлекал к Себе всех. Откуда же такая сила убедительности? – Ниоткуда более, как от силы Божией. Новость проповеди была противна всем, а проповедники были из народа, всеми презираемого, бедные и неученые. Каким же образом они покорили вселенную? Не ясно ли сие показывает, что они имели Бога помощником себе? Ибо не человеческой силе свойственно производить такие действия, но силе Божией всемощной».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, — дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.
Прп. Исидор Пелусиот
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Слова сии: имамы убо сокровище сие в скудельных сосудех, кажется мне, имеют двоякий смысл. Или они означают, что сокровище сие, то есть небесное богатство и преестественные дарования, превышающие наше достоинство, имеем мы в смертном сем теле, справедливо названном скудельным, потому что оно сотворено из земли, или, что богатство Божественной премудрости в Священных Писаниях имеем заключенным в низких и простых речениях и примерах. А что это дает разуметь Апостол, присовокупил он на то и причину: да премножество силы будет Божия, а не от нас. Ибо видевшие, что проповедники Слова, будучи людьми неучеными, невеждами и немощными, которых везде били и гнали, преодолевают и препобеждают все, прославляли Бога, потому что сила Божия в немощи Апостолов наиболее открывалась и просиявала. Ибо они, будучи немощными, превозмогали сильных, будучи бедными, овладевали богатыми, будучи невеждами, преодолевали мудрых.
Не знаешь ты, кажется мне, состояния Церкви в первые времена, ибо, зная, не усомнился бы в этом. А я, пролив горячие слезы о том, что, имея у себя сумы с богатством, по нерадению (говорю это о себе) утратили мы истинное богатство, перейду к объяснению указанного тобою. Апостолы, имея тело смертное и более слабое, чем всякое брение, гонимые и преследуемые, воскрешали мертвых, воздвигали расслабленных, исцеляли больных, изгоняли демонов, предрекали будущее, являли присутствие Святаго Духа.
Не слышал ты разве, что говорил им Симон: дадите и мне власть сию, да на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго (Деян. 8:19)? Что сравнится с сим богатством? Что драгоценнее сего? Если кто, совокупив воедино царства всей земли – разумею царства ассирийское, персидское, македонское и римское – словом своим соделает из них одно и приравняет к этому богатству, то осужу его, как несмысленного ребенка, не умеющего различать свойства вещей. Даже если представишь в уме и нечто большее, то увидишь, что богатство сие и того выше.
Апостолы соделались сожителями и сотрапезниками Владыки всех, сподобились Божественного собеседования, удостоены преестественных наставлений, усыновления и содружества, были как бы областными какими правителями окрест Царя, как бы звездами, сопровождающими Солнце правды, и приняли не писания на слоновой кости, составляющие, может быть, человеческое преимущество, но власть, какой не имеют и цари земные. Ибо сказано им было: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите, будут разрешена (Мф. 18:18).
Если же вообразишь в уме и оные обетованные им блага, то придешь в большее изумление. А если кто не поверит будущему, то пусть за доказательство примет настоящее. Ибо Царствующий на суше и на море нисходит в гробницу рыбаря, лобызать его кости. Видишь ли это неприкосновенное богатство, лежащее в скудельных сосудах?
Обрати взор и на Божественную Премудрость, растворенную в низких словах и примерах. Если бы на Свое только достоинство взирал Бог, а не на пользу тех, которые будут читать, то употребил бы слова и примеры небесные и Божественные. Напротив того, поскольку Он давал закон людям, которые немощны и имеют нужду в словах человеческих (в таком только случай могли они удобно понимать и то, что выше их), то Божественные уроки растворил словами простыми, чтобы и женщина, и ребенок, и самый неученый из всех людей приобретали некую пользу и от одного слышания. Ибо, озаботившись спасением многих и даже несведущих, Слово, по человеколюбию Законоположника растворенное такою ясностью, никого не лишает посильной пользы.
Не вознерадело Оно и о более мудрых, потому что в такой ясности, как некие сокровища, сокрыты учения настолько таинственные, что самые мудрые и ученые люди приходят в недоумение от глубины мыслей, и часто не могут проникнуть в непостижимость премудрости.
Письма. Книга I.
Прп. Макарий Великий
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Если кто в мире очень богат, и есть у него скрытое сокровище: то на сие сокровище и на богатство, какое имеет он, приобретает себе все, что хочет, и, какие угодно ему, стяжания в мире без труда достает, полагаясь на свое сокровище; потому что им без труда приобретается всякая вещь, какую только человек захочет иметь. Так и те, — которые прежде всего взыскали у Бога, и обрели, и имеют уже небесное сокровище Духа, самого Господа, воссиявшего в сердцах их, — сим сокровищем, сущим в них Христом, приобретают себе всякую правду добродетелей и всякое обладание благостью заповедей Господних, и тем же сокровищем присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Ибо с помощию небесного сокровища, твердо полагаясь на обилие в них духовного богатства, исполняют всякую добродетель правды, и силою невидимого богатства сущей в них благодати без труда совершают всякую правду и заповедь Господню. И Апостол говорит: имея «сокровище сие в скудельных сосудех», то есть, будучи еще во плоти, сподобились приобрести в себе оное сокровище — освящающую силу Духа. И еще: «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1:30).
Посему, кто обрел, и имеет в себе, сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения. Поэтому и мы станем умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего, и таким образом, возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду Духа, при помощи небесного сокровища, то есть Христа. Кто нищ и беден, истаевает голодом, тот, по причине нищеты своей, не может ничего приобрести в мире. Но кто имеет сокровище, тот, как сказано уже, без труда и болезни приобретает всякое стяжание, какое только захочет. Так и душа, которая обнажена и лишена общения с Духом и пребывает в страшной нищете греха, прежде причастия Духа, не может, хотя бы и желала, действительно сотворить духовный плод правды.
Собрание рукописей типа II. Беседа 18.
Прп. Симеон Новый Богослов
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Сокровищем называет он Сына Божия, в Коего благодатию Святого Духа облекаемся и Коего имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева имея, то есть и мы, души свои девственными и чистыми. И как Пресвятой Девы не опалил огнь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком жизни вечной.
Слова (Слово 45-е).
Блж. Иероним Стридонский
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Многие это понимают в отношении тела и Святого Духа, подразумевая, что мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Так, конечно же, можно понимать, но есть и другое понимание, и намного лучшее: мы имеем ценнейшее сокровище в глиняных сосудах – это сокровище в простых словах Писания.
Трактат на Псалмы (Пс. 77).
Блж. Феофилакт Болгарский
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах
Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? – говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею.
чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе.
Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ориген
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Как Божественное провидение не сводится к выдумке убежденных в его существовании от того, что дела его или планы человеческой способностью не охватить, так и о святом Божественном вдохновении Писания, которое простирается на все его тело, не следует думать как о несуществующем по причине нетвердости нашей способности к пониманию, не справляющейся с открытием скрытых глубоких мыслей в отдельных словах. Ибо в сосудах простых и неприкрашенных слов скрывается сокровище божественной мудрости, как это подчеркивает апостол, говоря: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, – с тем чтобы тем сильнее божественная сила добродетели воссияла, поскольку никакие прикрасы красноречия человеков не примешивались к истине основ учения.
О началах.
Амвросиаст
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Под сокровищем апостол Павел здесь имеет в виду таинство Бога во Христе, которое открыто для верующих, а от неверующих сокрыто покрывалом; ибо как сокровище помещается в потайном месте, так и таинство Бога внутри человека, то есть в сердце человеческом, хранится. Это сокровище в душе и теле он называет даром Бога, дабы высота добродетели Его обнаружилась через проповедующих человеков, чтобы утешилось все языком Творца своего, не для прославления человеков, но Бога. Ибо человеки, когда сами были малы и малоопытны, восприняли от Бога подвиг и чудо слова и дела. О глиняных сосудах апостол Павел говорит, чтобы подчеркнуть хрупкость природы человеческой, которая сама ничего не может иначе, как восприняв добродетель от Бога, и Сам Бог Себя во славу Свою проповедует через то, что непрочно.
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Сокровище сие, т. е. величие внутреннее. — Мы, т. е. Ап. Павел. — В глиняных сосудах — т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2 Кор. 12:7 и сл.; Гал. 4:14). — Чтобы преизбыточная сила — т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. — Была приписываема Богу, а не нам. Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла.
Ст. 7-12 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас
После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю.
Толковая Библия.
Источник
2-е Коринфянам 4:5-7 —
Глиняные сосуды. Странное сравнение. Мы – сосуды для священнодействия. В храме для этого использовались золотые сосуды и сосуды из отполированной бронзы, ценившиеся как золотые. По ассоциации с этими сосудами Павел должен был бы так и назвать учеников. А он сказал – глиняные. В глиняных сосудах хранили воду для бытовых нужд. Несоответствие содержимого и оболочки. Что имеется в виду? Не наша внешность – наша грешная натура, человеческое несовершенство.
Вы когда-нибудь видели в церкви, как отношения, начинавшиеся с горячей привязанности, заканчивались неоправданными ожиданиями, разочарованием, горечью, обидой и отчуждением? Вспомните, сколько раз у вас были случаи разочарования, вызванного человеческими недостатками и явными грехами тех, с кем были очень близкие и волнующие отношения? Я подозреваю, что царапины и глубокие шрамы в сердце есть у каждого, кто достаточно долгое время живет как ученик.
Римлянам 3:9-12 —
О ком это? О людях в миру? О язычниках? Да, но также это — о людях, исполняющих закон в Ветхом завете, о принявших благую весть в Новом завете, о нас с вами, обо мне. Наша грешная природа к сожалению не исчезла. Не надо обманываться. Обычно первое впечатление от учеников – это удивительные люди! Спустя время появляются другие эмоции – как они могут так вести себя! Глиняные сосуды. Но верно и то, что сказано про содержимое сосудов – в них сокровище! Сокровище – но в глиняных сосудах. В глиняных – но сокровище! Что за сокровище?
Римлянам 3:1-2 —
Перестали ли мы, став учениками Иисуса Христа, быть грешниками, чьи поступки причиняют боль людям и Богу? К сожалению, нет. Ученичество не помогает перестать грешить на 100%. Но глядя на учеников Господа Иисуса Христа, мы видим, что
1) это глиняные сосуды
2) то, что они глиняные сосуды, для нас не самое главное.
Главное – то, что они узнали от Господа Иисуса Христа, то, что их наполняет и чем они делятся с другими. Если мы нашли сокровище, и оно имеет для нас невероятную ценность, имеет ли для нас значение, из чего сделан сосуд, в который оно находится? Каждый из нас бесценен не в силу своего совершенства – в каждом из нас скрыто сокровище – Слово Божие, познание о Боге, которым мы хотим поделиться.
Наши отношения друг с другом в церкви, по замыслу Бога, строятся не на личных особенностях друг друга, как в мире, где люди выбирают друг друга по общим склонностям и взаимным интересам.
Господь Иисус Христос ожидает, что у Его учеников будут очень близкие отношения, но их мотивом будет не личная привязанность, основанная на схожести характеров, интересов ит.д., а понимание нашей индивидуальной ценности и значимости в глазах Бога – я глиняный кувшин, об меня можно испачкаться, но во мне сокровище. Отношения со мной могут причинить боль, но во мне сокровище.
2-е Коринфянам 5:16-17
О чем тут идет речь? Возможно, до того как нам подарили это сокровище, у нас была определенна ценность в глазах мира и в собственных глазах, возможно, и не очень маленькая. Но когда нас наполнили сокровищем, все прежние ценности перестали работать. Пример: на вас неожиданно свалилось наследство в миллиард долларов. Чем бы вы не занимались до этого момента, какие бы планы не строили, факт обладания наследством полностью изменит все области вашей жизни – ваши взгляды, планы, занятия, отношения с людьми и т.д. По сути, наследство просто начнет управлять вашей жизнью, хотите вы этого или нет. Фактически, это будет похоже на то, как будто вы родились заново.
Благовестие и наши отношения в церкви – это то, чем мы наполнены. Наше содержимое, Слово Божие – мотив и горючее и для того, и для другого. И для благовестия, и для отношений. Тот трепет, который мы испытываем перед чудесным «сокровищем» друг друга, при этом не закрывая глаза на глиняную оболочку. Отнять или украсть это сокровище никто не может. Моль и ржавчина его не истребляют, воры не подкапывают и не крадут. Только мы сами можем обесценить его в своих же глазах, променять на ценности мира, которые нам покажутся более значимой валютой.
Что? Сегодня? Приводит? Тебя? В трепет? Новая работа, где есть огромная возможность роста и перспективы? Идея уехать из страны? Обвальный рост цен?
Важно знать, от чего мы реально трепещем. Кто не трепещет от Бога – от страха Бога, от восторга перед Богом – будет трепетать от мира, от его страхов, от его соблазнов. Или – или.
Важно регулярно устраивать себе самопроверку на времени с Богом, смотреть на себя глазами Иисуса Христа. Полезно спрашивать мнение других людей о себе – каким видят меня со стороны? Можно услышать кучу интересного. Подумайте над следующим вопросом — что во мне самое главное, самое основное с точки зрения ближних – семьи, соседей, сослуживцев?
Имеющие детей, вы это знаете – если Библия не приводит меня в трепет, если у меня нет потребности говорить о ней – бесполезно пытаться заставить ребенка говорить на эту тему. Детей никогда не захватит то, чем вы сами не зажжены. Никакие слова о том, как это важно и нужно, не помогут. Спросите своих детей, если они достаточно взрослые, что вы любите больше всего, пусть они перечислят основные вещи – и они вам скажут, не ошибутся.
Филиппийцам 2:15 —
Удивительное дело – глиняные сосуды, оказывается, могут сиять как звезды! Благодаря чему?
Филиппийцам 2:16 —
Сияет не глина – сияет сокровище внутри. А глина – она и есть глина.
Если мы видим свою личную ценность именно в том, что нам доверено, свет сокровища полностью затмевает наши несовершенства. Так ли важно для нас, что Павел обругал первосвященника, что Петр и Варнава лицемерили перед язычниками а у Тимофея была куча комплексов?
Церковь в Филлипах – самая радостная, самая отдающая и гостеприимная – началась с двух обращенных: крутая бизнес-вумен Лидия и римский солдат тюремщик. Что у них общего – с человеческой точки зрения? Какие общие интересы? Какие темы для разговоров? Люди из параллельных миров, с разных планет. Эти двое + члены их семей стали основанием филлипийской церкви. Их обратил Павел – замкнутый и жесткий по характеру человек, не интересовавшийся ничем, кроме закона и его предписаний, не умеющий сочувствовать и сострадать, по всей видимости, не дружелюбный – сложно иметь друзей при таких задатках..
То, что Павел принял Господа Иисуса Христа, целиком изменило и его характер, и его интересы. Он научился жить жизнью других людей, их интересами. Он научился чувствовать чужие души. В письмах к греческим ученикам он цитирует отрывки из греческих языческих писателей, он, еврей, специально читал их, чтобы лучше понимать тех, кого он наставлял. Только трепет перед их содержимым – их ценностью в глазах Христа — мог дать ему достаточный стимул для такого преображения. Он смог показать всю ценность этого сокровища Лидии и тюремщику – и они стали единомышленниками и друзьями – а иначе не возникло бы и той церкви, которую мы знаем.
Только трепет перед Словом, любовь к Нему может вдохновлять нас на новые инициативы в отношениях, в служении, в благовестии – вопреки все более насыщенному расписанию, грузу забот и обязанностей, дефициту времени, ухудшающемуся здоровью.
..отрывок из романа Рэя Брэдбери «4510 по Фаренгейту»:
— Теперь вам не мешает познакомиться с нами,— продолжал Грэнджер. — Это Фред Клемент, некогда возглавлявший кафедру имени Томаса Харди в Кембриджском университете; это было в те годы, когда Кембридж еще не превратился в Атомно-инженерное училище. А это доктор Симмонс из Калифорнийского университета, знаток творчества Ортега-и-Гассет’; вот профессор Уэст, много лет тому назад в стенах Колумбийского университета сделавший немалый вклад в науку об этике, теперь уже древнюю и забытую науку.
Преподобный отец Падовер тридцать лет тому назад произнес несколько проповедей и в течение одной недели потерял своих прихожан из-за своего образа мыслей. Он уже давно бродяжничает с нами. Что касается меня, то я написал книгу под названием: «Пальцы одной руки. Правильные отношения между личностью и обществом». И вот теперь я здесь. Добро пожаловать к нам, Монтэг!
— Нет, мне не место среди вас, — с трудом выговорил наконец Монтэг. — Всю жизнь я делал только глупости.
— Ну, это для нас не ново. Мы все совершали ошибки, иначе мы не были бы здесь. Хотите присоединиться к нам, Монтэг?
— Да.
— Что вы можете нам предложить?
— Ничего. Я думал, у меня есть часть Экклезиаста и, может быть, кое-что из Откровения Иоанна Богослова, но сейчас у меня нет даже этого.
— Экклезиаст — это не плохо. Где вы хранили его?
— Здесь, — Монтэг рукой коснулся лба.
— А, — улыбнулся Грэнджер и кивнул головой.
— Что? Разве это плохо? — воскликнул Монтэг.
— Нет, это очень хорошо. Это прекрасно! — Грэнджер повернулся к священнику. — Есть у нас Экклезиаст?
— Да. Человек по имени Гаррис, проживающий в Янгстауне.
— Монтэг, — Грэнджер крепко взял Монтэга за плечо. — Будьте осторожны. Берегите себя. Если что-нибудь случится с Гаррисом, вы будете Экклезиаст. Видите, каким нужным человеком вы успели стать в последнюю минуту!
— Но я все забыл!
— Нет, ничто не исчезает бесследно. У нас есть способ встряхнуть вашу память. Монтэг, хотели бы вы прочесть «Республику» Платона?
— О да, конечно!
— Ну вот, я — это «Республика» Платона. А Марка Аврелия хотите почитать? Мистер Симмонс — Марк Аврелий.
— Разрешите познакомить вас с Джонатаном Свифтом, автором весьма острой политической сатиры «Путешествие Гулливера». А вот Чарлз Дарвин, вот Шопенгауэр, а это Эйнштейн, а этот, рядом со мной, — мистер Альберт, Швейцер, добрый философ. Вот мы все перед вами, Монтэг, — Аристофан и Махатма Ганди, Гаутама Будда и Конфуций, Томас Лав Пикок, Томас Джефферсон и Линкольн — к вашим услугам. Мы также — Матвей, Марк, Лука и Иоанн.
Они негромко рассмеялись.
— Этого не может быть! — воскликнул Монтэг.
— Нет, это так, — ответил, улыбаясь, Грэнджер. — Мы тоже сжигаем книги. Прочитываем книгу, а потом сжигаем, чтобы ее у нас не нашли. Микрофильмы не оправдали себя. Мы постоянно скитаемся, меняем места, пленку пришлось бы где-нибудь закапывать, потом возвращаться за нею, а это сопряжено с риском. Лучше все хранить в голове, где никто ничего не увидит, ничего не заподозрит. Все мы — обрывки и кусочки. Байрон, Том Пэйн, Макиавелли, Христос — все здесь, в наших головах. О чем вы задумались, Монтэг?
— Я думаю, как же я был глуп, когда пытался бороться собственными силами.
— Вы делали, что могли. Но наш путь борьбы проще и, как нам кажется, лучше. Наша задача — сохранить знания, которые нам еще будут нужны, сберечь их в целости и сохранности. Мы в некотором роде самые мирные граждане: бродим по заброшенным колеям, ночью прячемся в горах. И горожане оставили нас в покое. Иной раз нас останавливают и обыскивают, но никогда не находят ничего, что могло бы дать повод к аресту. Сейчас нам очень тяжело: мы ждем, чтобы поскорее началась и кончилась война. Это ужасно, но тут мы ничего не можем сделать. Не мы управляем страной, мы лишь ничтожное меньшинство, глас вопиющего в пустыне. Когда война кончится, тогда, может быть, мы пригодимся.
— И вы думаете, вас будут слушать?
— Если нет, придется снова ждать. Мы передадим книги из уст в уста нашим детям, а наши дети в свою очередь передадут другим. Самое главное, что нам надо было понять, — это что сами по себе мы ничто. Мы не должны чувствовать свое превосходство над другими людьми. Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, — ничего больше.
Монтэг пытался разглядеть лица своих спутников, старые, изборожденные морщинами, усталые лица, которые он видел у костра. Он искал на них выражение радости, решимости, торжества над будущим. Он, кажется, ожидал, что от тех знаний, которые они несли в себе, их лица будут светиться как зажженный фонарь в ночном мраке. Но ничего этого он не увидел на их лицах. Они ничем не отличались от других таких же людей, много скитавшихся по дорогам.
— Не пытайтесь судить о книгах по обложкам, — сказал кто-то.
Все тихо засмеялись, продолжая идти дальше.
…Если бы вы оказались на месте главного героя — что бы вы смогли предложить хранителям? Псалом, который вы знаете наизусть? Главу из посланий, евангелия или пророков?
То, сколько фрагментов Библии вы знаете наизусть, целиком отражает вашу любовь к Слову. Кто-то может сказать: где в Библии говорится, что нужно заучивать наизусть, где прямо сказано об этом? А где сказано, что утром нужно проводить тихое время (изучать Библию и молиться господу Богу)? А где заповедь о том, что нужно поститься? Какие-то вещи в Библии сказаны явно, какие-то через контекст, но тем не менее они прочитываются очень ясно. Тихое время по утрам? Голос логики и пример Иисуса Христа. Пост? Голос логики и пример множества библейских героев в обоих Заветах. Про необходимость знания наизусть важнейших вещей из Писания, я думаю, любой смог бы вспомнить хотя бы 2-3 отрывка. Если бы 7 поколений, от Авраама до Моисея, не запоминали бы наизусть по цепочке все, что сообщали им их отцы о посланиях Бога, полученных ими лично и предшествующими поколениями, у нас бы не было книги Бытие. Только с Моисея началось непрерывное ведение летописей, когда все, что происходило с народом Бога, фиксировалось письменно.
Псалом 118:11 —
118-й псалом – самое яркое послание о том, что любовь к Слову выражается в стремлении как можно сильнее сокрыть его в своем сердце. Автор псалма прямо говорит в нем, что радость от изучения Слова толкает его на то, чтобы максимально наполнить себя им.
Я c 1996 года занимаюсь компьютерным дизайном. Я использую полдюжины программ, связанных с графическим дизайном и версткой. В каждой из программ есть сотни т.н. горячих клавиш, существенно экономящих время при работе. Как минимум процентов 20-30 я знаю наизусть в каждой программе – те, которыми больше всего пользуюсь.
Вы понимаете, о чем я. Даже если мне не нравится сама работа, но я использую постоянно, изо дня в день, определенные инструменты для ее выполнения, я в конце концов изучаю до тонкостей все особенности этих инструментов. Ну а если и работа мне в радость, то я стремлюсь творчески использовать свои инструменты, открывая для себя такие их свойства, о которых раньше и не подумал бы, что они способны на такое.
Если спустя годы после того как мы начали изучать Библию, мы не в состоянии написать, не заглядывая в нее, 2-3 десятка отрывков, которые мы открывали для себя в ходе изучения в разное время и которые нас греют — у нас проблемы не с памятью, просто мы не настолько голодны на Слово Бога.
Лидеры, если вы хотите, чтобы отношения в церкви и атмосфера в церкви изменились, стали больше похожи на библейские – начинать нужно не с планов для церкви и не с отношений с учениками — со своих отношений с Библией.
от Иоанна 1:1,14 —
Все усилия Господа Иисуса Христа были, есть и будут направлены на то, чтобы мы понимали простую вещь: любить Бога = любить Его Слово, любить Иисуса Христа = любить Бога = любить Его Слово. Иисус Христос — Слово, ставшее плотью. Слово Господа Бога живо и действенно. Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. Это Слово – сокровище, которое нам доверено. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Источник