В буддизме о сосудах

В буддизме о сосудах thumbnail

В тибетском буддизме существует  много методов для того, чтобы улучшить свое финансовое благосостояние. Эти искусные методы давались Буддами прошлого для… того, чтобы освободить живых существ от «страданий нищеты и бедности».

Традиция ритуалов притягивания богатства (тиб. Янгуг) и сосудов — янгбум исходит из далёкой древности Тибета и в чем то напоминает китайское искусство Фэн-шуй. Цель проведения подобного рода ритуальных действий- облегчение страданий, которые вызваны бедностью и нищетой.

                                              

В целом   сосуды богатства или сосуды благоденствия/процветания делятся на два вида:

1.Сосуд сока земли, предназначенный для благословения какой-либо местности, территории, предназначен для гармонизации сил и энергий места, через упорядочение 4 элементов — Земли, Воды. Огня и Ветра. Можно сказать, что это своего рода духовная экология в действии, заложенная в местах сельскохозяйственных угодий, такая ваза распространяет свое благотворное влияние на многие километры вокруг, защищая от угрозы различных природных стихийных бедствий.
2. Собственно «Ваза Богатства», т.е. сосуд — запечатанный, наполненный благими субстанциями богатства, являющийся опорой привлекающий всевозможные силы, энергии связанные с усилением положительных качеств мирского и духовного индивидуального существования: богатство, здоровье, потомство, успех в начинаниях и предприятиях, процветание, увеличение благих качеств щедрости и даяния, и т.д. Вместе со стрелой Долгой Жизни mda’ dar хранится дома в укромном месте, совместно являясь опорой phywa и g.yang, по тибетским верованиям две силы управляющие «удачей» и «богатством».

Ритуал Вазы Богатства, как правило, состоит из трех частей, Подготовительной, Основной и Заключительной. К подготовке относится приготовление самого сосуда, сбор субстанций и gzungs — специальных и общих мантр и дхарани, наполнение ими сосуда. Основная: исполнение ритуала призывания божества, основного и свиты, расположение-помещение их в опоры пребывания, обращение к ним и Буддам, бодхисаттвам с просьбой даровать даровать благословение, привлечь и приумножить, укрепить и сделать устойчивыми, всевозможные благие качества, повторение соответствующей мантры. Заключительная, посвящение заслуг и благопожелания. После этого, сосуд помещается в чистое, высокое место, укрытое от чужих глаз.

Традиции Ритуалов изготовления Ваз Богатства присутствуют во всех тибетских школах как старых переводов Нингма, так и новых Сакья, Кагью и Гелук, множество таких ритуалов существует и в Юнгдрунг Бон. Среди Нингма распространено множество практик из различных Терма, весьма известны Вазы Богатства, связанные с линиями Чогьюр Лингпы и др. Во всех новых школах присутствуют ритуалы Ваз Богатства Белого Махакалы, принесенные из Индии Великим Кьюнгпо Нелжором, первоначально передаваемые в линии Шангпа Кагью, затем распространились в линиях Сакья и Гелук.
 
В буддизме о сосудах

Перед проведением самого ритуала изготавливается материальная опора- сосуд. Он будет являться центром и основой для собирания различного рода финансовых энергий, которые притягиваются в ходе выполнения этого ритуала. Дословный перевод с тибетского языка слова «Янгуг» — «притягивание богатства».

Наиболее главная из субстанций, которые закладываются в янгбум — это так называемая «пилюля богатства» (тиб. Яндзе-рильбу), которая изготавливается из множества священных ингредиентов с добавлением золота. Помимо этого в сосуды янгбум могут закладывать 5 видов зерна, специальные пилюли и порошки содержащие драгоценности. Тибетцы считают, что коралл это камень притягивающий богатство, а бирюза — жизненную энергию. Все эти субстанции собирают в сосуд и запечатывают его особым образом.

Несколько слов о том, как хранятся Сосуды Богатства. Обычно они устанавливаются в чистом месте, на алтаре за изображениями Божеств Богатства — таких как Дзамбала, Вайшравана и др. Распечатывать и раскрывать сосуды нельзя, так как в этом случае благословение полученное в ходе ритуала теряется. Сам сосуд символически трактуется ламами следующим образом:

На внешнем уровне сосуд богатства — янгбум представляет собой вазу, содержащую различные драгоценности, мантры и изображение божества.
На внутреннем уровне- это неописуемый дворец- вместилище Божества.
Сосуд, может быть металлическим, медным, серебряным или золотым, фарфоровым, глиняным, хрустальным, стеклянным, деревянным и т.д. Но обязательно, закрывающийся, с крышкой.

                                В буддизме о сосудах 

Наилучший цвет — золотой, но возможны и другие цвета. На нем могут быть изображены 8 Благих Эмблем, либо Сияющая Драгоценность, либо символы 5 семейств Будд и др. благоприятные знаки. На нем не должно быть царапин, вмятин и повреждений. Он должен быть получен из хороших рук, куплен, но не украден, не подарен существами, загрязненными сильными недобродетелями — это же требование о происхождении относится ко всем другим субстанциям. После наполнения он закрывается и запечатывается, повязывается золотой или белой тканью.

                                 В буддизме о сосудах

Субстанции для наполнения, главное требование — не ядовитые и не черные. Берут  разные виды зерна, растений и минералов, лекарства из традиционной медицины, различные драгоценные камни и металлы, ткани, деньги, хорошо подходят Ринчены — лекарства из тибетской медицины, санг, благовония, Мендуб и Рилбу, камешки и субстанции со всевозможных святых мест паломничества, и т.д.

Остается только добавить, все Учителя подчеркивают, что Вазы Богатства являются опорой и помогают в наших начинаниях, при этом никак не заменяют работы, не стоит думать, что просто обладание такой Вазой приведет к обогащению спонтанно и по мановению волшебной палочки. Но и иметь такую замечательную вещь, несущую благословение и притягивающую благоприятное, в общем-то, весьма неплохо.

Читайте также:  Как лечить сосуды симптомы и лечение

Многие современные Учителя достаточно часто выполняют и изготавливают их как, для нужд локальных общин, так и для распространения по миру. В частности, широко известен проект Дильго Кьенце Ринпоче, исполняемый ныне Дзонгсар Кьенце Ринпоче по распространению специальных Ваз Сокровищ gter bum предназначенных для установления всеобщего Мира, предотвращения мировых катаклизмов, войн и бедствий, их было изготовлено 6000 и они благословлены Высочайшими Учителями. Около 4000 уже размещены в различных уголках земного шара.

Есть планы о размещении их и в России, хотя, к сожалению, до сих пор приезд Дзонгсар Кьенце Ринпоче к нам не состоялся, будем надеяться, что когда-нибудь это произойдет.

Источник

Будда никогда не считался богом или божеством, и буддийские символы, возникшие после его смерти, были способом представить его учение – Дхарму – через искусство.

Будда жил в VI веке до нашей эры, но искусство, вдохновленное буддизмом, появилось в Индии более чем три века спустя.

Сам Будда использовал множество изображений и символов в своих учениях, чтобы сделать его послание понятным для всех.

Существует множество буддийских символов, каждый из которых уникален и несет свое учение, другое послание. Среди самых ранних и самых известных символов буддизма – Колесо Дхармы и Цветок лотоса.

По мере того, как буддизм начал распространяться в Азии и начал делиться на разные традиции или школы, буддийские символы стали более распространенными.

Буддийское искусство школы Тхеравады оставалось в сфере репрезентативного и исторического значения. С другой стороны, буддийское искусство школ махаяны тяготеет к символическому значению.

8 благоприятных символов буддизма

Восемь благоприятных символов или Аштамангала на санскрите – это серия из восьми основных буддийских символов, которые представляют учение Будды и важные духовные концепции, лежащие в основе буддийской философии.

Позднее принятые буддизмом, эти восемь символов возникли в древней Индии, и многие из них были связаны с коронациями королей.

Возможно, вы не знакомы с некоторыми из этих восьми символов, но они присутствуют в каждой школе буддизма как в качестве декоративного искусства, так и в качестве напоминания об учениях Будды.

Давайте узнаем больше об этих восьми благоприятных символах.

1. Колесо Дхармы

Колесо Дхармы в сопровождении двух оленей.

Дхарма колесо или Дхармачакр на санскрите, это, вероятно , самый известный буддийский символ. Как один из старейших и важнейших символов буддизма, он символизирует учение Будды.

В большинстве случаев Колесо Дхармы состоит из восьми спиц и трех спиралей в своей основе. В настоящее время Колесо Дхармы используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм.

Происхождение: Подобные символы колеса были найдены в древней Индии, но самые старые изображения Колеса Дхармы были найдены на колоннах, построенных императором Ашокой (268–232 гг. До н. Э.). Эти столбы представляют собой серию больших колонн, разбросанных по всей Индии, построенных императором Ашокой. Будучи ревностным буддистом, Император построил эти огромные столбы, чтобы распространять учение Будды на своей земле.

Значение: восемь спиц или стержней Колеса Дхармы символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют Три Драгоценности Буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху. (общество). Обод Колеса Дхармы символизирует способность удерживать все учения вместе посредством практики медитации.

2. Бесконечный узел

Бесконечный узел символизирует цикл рождения и возрождения.

Бесконечный узел без начала и конца представляет собой замысловатый узор, состоящий из петлевых переплетенных линий, которые складываются и скручиваются друг с другом, создавая красивый и сложный узор.

Происхождение: Считается, что дизайн Бесконечного узла произошел от древнеиндийского символа – двух переплетенных змей.

Значение: Бесконечный узел имеет много значений. Он символизирует сансару , цикл рождений, смертей и возрождений. «Бесконечный узел» также учит о взаимосвязанности, показывая, что ничто не отделено от всего остального, что все находится в симбиозе.

3. Цветок лотоса

Цветок лотоса представляет тело, речь и ум, генераторы кармы.

Еще один узнаваемый символ буддизма – знаменитый цветок лотоса. Растущий в прудах цветок лотоса должен пробираться через мутную воду, чтобы зацвести и в конечном итоге достичь поверхности. Даже если корни лотоса находятся в самых мутных водах, он дает самые красивые цветы.

Происхождение: лотос часто встречается в буддийском искусстве и писаниях. Будду часто изображали сидящим на вершине большого цветка лотоса. Легенда гласит, что когда родился Будда, по его стопам выросли лотосы.

Значение: с точки зрения символизма лотос олицетворяет чистоту тела, речи и ума – трех генераторов кармы . Поскольку цветок лотоса расцветает в мутной воде, он символизирует чистоту нирваны ( сатори по-японски) и состояние ума, пробуждающегося через страдания сансары. Цветок лотоса издавна почитается в Азии из-за его точного сходства с человеческими условиями.

4. Ваза с сокровищами

Ваза с сокровищами, также известная как «ваза неиссякаемых сокровищ», представляет собой круглую вазу с короткой тонкой шейкой, иногда украшенную драгоценным камнем. Он выполнен в виде кумбхи , традиционного индийского глиняного горшка для воды.

Происхождение: Ваза с сокровищами – очень древний традиционный предмет, возникший в Индии. Считалось, что ваза с сокровищами обладает способностью приносить крепкое здоровье, счастье, богатство и изобилие, и что независимо от того, сколько из нее вытащили, она всегда будет оставаться полной.

Значение: в буддизме ваза с сокровищами используется для обозначения богатства и изобилия учений, переданных нам Буддой. Это также символизирует, что независимо от того, сколько сострадания и внимания мы уделяем другим, учение Будды останется в изобилии и наполнит наши сердца и умы.

Читайте также:  Остановка сосудов работающих под давлением

5. Две золотые рыбки

Две золотые рыбки символизируют духовное счастье и свободу.

Символ двух золотых рыбок состоит из двух рыб – самца и самки, которые изображены стоящими вертикально, повернув головы друг к другу. Две рыбы, изображенные на символе, – карпы, и в Азии хвалят их изящество, красоту и продолжительность жизни.

Происхождение: этот древний добуддийский символ впервые появился как изображение двух священных животворных рек Индии, которые помогли цивилизации процветать на их плодородных берегах: Ганга и Ямуна .

Значение: в буддизме золотые рыбки олицетворяют множество вещей. Во-первых, они выражают счастье, поскольку имеют полную свободу в воде. Во-вторых, они символизируют плодородие и изобилие, поскольку воспроизводятся довольно быстро. В-третьих, они символизируют жизнь в состоянии бесстрашия, без угрозы утонуть в океане дуккха или страданий.

6. Зонтик

Зонтик представляет собой Учение Будды, которое защищает три яда (гнев, желание, невежество).

Традиционный буддийский зонтик или Chatta на санскрите сделан из длинного шеста из сандалового дерева, который обычно украшен маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным камнем. Декоративная золотая планка-гребень обрамляет круговой ободок зонтика, он украшен павлиньими перьями, подвесными цепочками с драгоценностями и другими подвесками.

Происхождение: Буддийский зонтик или зонтик – традиционный индийский символ, который почти исключительно используется королевской семьей как способ защиты от палящего палящего солнца.

Значение: как буддийский символ, зонтик символизирует Дхарму, которая защищает своего практикующего от страданий, желаний, гнева и невежества. Купол зонтика символизирует мудрость, а подвесная юбка – сострадание. Вместе они представляют собой союз этих двух элементов – мудрости и сострадания.

7. Раковина.

Буддийская раковина символизирует распространение Дхармы Будды.

Как один из основных буддийских символов, белая раковина обычно изображается вертикально, часто с шелковой лентой вокруг нее.

Происхождение: С незапамятных времен раковины использовались в качестве роговых труб. В сказках древней Индии рассказывается, как каждый герой нес могущественную белую раковину, у которой часто было личное имя и особые способности.

Значение: в буддизме раковина символизирует бесстрашие обучать истине Дхармы , пробуждаться и работать на благо других. Раковина также символизирует распространение учения Будды, которое распространяется во всех направлениях, как звук рога. Согласно буддизму и индуизму, раковина также ассоциируется с правдивой и честной речью и жизненной силой.

8. Знамя Победы.

Знамя Победы, известное на санскрите как дхваджа , просто означает «флаг», «знамя» или «знак». Знамя победы в своем классическом стиле представляет собой трубчатый флаг, установленный на длинном деревянном шесте. Вверху знамени есть маленький белый зонтик, увенчанный драгоценным камнем.

Происхождение: Первоначально знамя победы было военным знаменем, используемым в древних индийских войнах, на котором отображались оружейные склады или логотип каждого клана.

Значение: знамя победы использовалось ранними буддистами как символ пробуждения Будды и победы знания над невежеством. Знамя победы также выражает победу Будды над иллюзиями, такими как гнев, страх, желание, жадность и гордость.

Надеюсь, вам понравилась эта статья. А вы знали про эти символы буддизма?

Читайте также: Дополнительные символы буддизма

Источник

Страница 1 из 2

В религии индусов присутствуют восемь символических предметов – аштамангала, что означает «восемь благоприятных». Сначала эти предметы использовали при коронации царей. Среди них были: престол, свастика, ваза, крючковидный скипетр, бутыль…Но со временем набор таких знаков и символов менялся. Наибольшую популярность заняли восемь символов, которые сложились в традициях мифологии буддизма. Древняя легенда гласит, что все предметы были принесены в дар принцу Гуатаме, как он достиг просветления. Каждый предмет имеет свою история и значение. Набор их всех символов называют восемью эмблемами славы или восемью знаками счастья.


Раковина

(Шанкха) Раковина похожа формой на «рог Тритона». Так в Европе называется раковина крупных моллюсков, которые обитают в  морях у побережья стран Юго-Восточной Азии. В мифах древней Греции Тритон  сын Посейдона и Амфитриты. Он часто изображен с раковиной, выполняющей роль горна. Из раковины «рога Тритона» действительно можно сделать нечто вроде музыкального духового инструмента — крупного рожка. Поэтому, образ  шанкхи в буддизме – символ призыва реализовать при жизни заветы Будды.

Благоприятным символом аштамангала являются раковины, закрученные только вправо по спирали, такое направление дает намек на движение небесных светил. В современных магазинах продаются разнообразные раковины брюхоногих моллюсков. Делая такой подарок, расскажите о древнем значение этого символа в буддизме.

Бесконечный узел  

(Шриватса) Другое название –  тибетский узел. Символ узла изображен в виде переплетенной ленты, изогнутой под прямыми углами и у которой нет конца. В современных китайских сувенирах шнуры так искусно переплетенные шнуры,что напоминают «бесконечный узел».

Принято считать, что прототипом узла являлся древний символ – клубок из переплетенных змей, которые ассоциируются с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам человеческого тела. В традиционных культурах Индии, Китая, Тибета и Монголии «бесконечный узел» имеет свое значение, символизирующее бесконечный круговорот бытия, и сложную взаимосвязь противоположных начал, а также мудрость Будды, которая неотделима от его сострадания. Существуют и другие трактовки, связанные с течением времени и сложными духовными поисками.

Две рыбы

В западном гороскопе тоже присутствует знак рыбы, но в отличие от него на этом символе рыбы повернуты головами друг к другу. В более древнем толкование их сравнивали с двумя священными реками Индии — Гангом и Ямуной. В современной трактовке – с глазами Будды. В индуистской мифологии рыба является первым из главных десяти аватар бога Вишну. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа родоначальника человеческого рода. Наиболее распространенное толкование символа двух рыб связано с Сансарой — океаном жизненного круговорота и бесконечных перерождений. Для рыб вода — родная стихия, поэтому они сравниваются с мудрецами, для которых не страшна буря жизни. Две рыбы — значат освобождения от бремени страстей; их золотой цвет – символ победы.

Читайте также:  В сосуде объемом 83 дм3

В Древнем Китае рыбу, в качестве подарка, преподносили родителям невесты по случаю обручения их дочери; амулеты и талисманы с парой рыб дарят молодоженам на свадьбу. Считается, что этот амулет защищает от напастей. Совершенно не имеет значения какие именно рыбы изображены, но если у рыбы есть собственная символика, то действие такого амулета усиливается.

Лотос  

(Падме) Было бы странно, если среди символов аштамангалы не было бы лотоса. Индийский или священный лотос — распространенное растение; заросли его крупных округлых листьев часто можно обнаружить в водоемах Юго-Восточной Азии. В храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения различных божеств, восседающих на гигантском лотосе. Так лепестки лотоса часто окружают сидящего принца Гуатаму –  основателя буддизма. В этом случае лотос выступает в качестве символа творческой силы, места, где она рождается. Буддистский рай порой изображается как место, где люди покоятся на цветках лотоса. Существует миф, в котором из тела бога Вишну появляется лотос, лепестки которого дают начало горам, долинам и рекам. В мифологии Индии бога Браму часто рисовали сидящим на цветке лотоса. Индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан на цветке лотоса. Фигурка лотоса из розового хрусталя являются символом любви и удачи.

В японской культуре изображение лотоса нередко используется в ювелирном деле.  Лотос из хрусталя считается в Фэн-шуй позитивным амулетом. Прозрачные лепестки цветка пропускают через себя негативную энергию ша, преобразуя ее в ци и равномерно распределяя по всему помещению. Хрустальный лотос наполняет прекрасным здоровьем всю семью.

Зонт

(Чхатра) Сакральный зонт в индуизме является одним из атрибутов Варуны — бога мировых вод и хранителя справедливости. Изображение чхатра можно увидеть рядом и с другими индийскими божествами.

Зонт чхатра в Индии является символом царской власти. В европейской культуре ему соответствует балдахин. По одной из версий существует связь между формой чхатра и шляпками грибов, которые используются в традиционной тибетской медицине. Вместе с тем зонт чхатра олицетворяет защиту от неблагоприятных высших сил. Вспомните об этой символике, преподнося сувенир в виде зонтика.


Драгоценный сосуд

(Бумпа) Сосуд изображается в виде кувшина с крышкой, украшенного лентами. При изготовление кувшинов, такая лента превращается в орнамент. На рисунках, сверху крышки изображают кристалл, символизирующий драгоценность. Одно из воплощений Будды – Амитабха, часто изображен с «драгоценным сосудом», внутри которого находится эликсир бессмертия. Поэтому и возникло символическое значение сосуда – пожелание долгих лет жизни. По другой трактовке внутри сосуда находятся неисчерпаемые драгоценности, но которые не следует воспринимать, как материальные блага, это скорее сокровища души, которая готова щедро делиться своими дарами с окружающим миром.

В искусстве Фэн-шуй ваза в доме увеличивает духовное и материальное богатство, защищает помещение от неблагоприятных информационных воздействий.

Колесо дхармы

(Дхармачакра) На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с шестью или восемью спицами расположены в старинных индийских храмах. В философии буддизма такой символ означает непрекращающейся круговорот сансары — рождений и смертей, в котором душа человека ищет освобождения. Само слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать») и в широком смысле обозначает веру, религию, которые помогают совершать правильные действия, поддерживаемые моральным законом жизни. Восемь спиц дхармачакры это составляющие пути, которым надо следовать, чтобы избавиться от страданий и обрести душевный покой.

Человек, стремящийся к такому состоянию должен изменить свои мысли и устремления, поведение и образ жизни. Он должен научиться сосредотачиваться, правильно думать и верно излагать свои мысли. Тогда он станет свободным и избавится от кармы — груза неправильных действий, совершенных в предыдущих поколениях. В индийской иконографии в виде круга, похожего на колесо, изображается и бхавачакра. Этот символ близок к дхармачакре — все тоже вечно вращающееся «колесо жизни». Подарок в виде стилизованного изображения такого «колеса» будет говорить о желании изменить жизнь к лучшему, сделать ее более светлой и одухотворенной. Это пожелание избавиться от нплохих мыслей и обрести духовную свободу.


Знамя победы

(Дхваджа) Символические изображения таких знамен можно увидеть на крышах знаменитого дворца Потала в Лхасе. Эти скульптурные украшения имеют вид маленьких башенок. На обычные знамена, принятые в европейской культуре, дхваджа совсем не похожи. Скорее они напоминают балдахин или штандарт со свисающими лентами из красного, желтого, зеленого и синего шелка. Считается, что именно такой штандарт украшает мифическую гору Меру, которая в буддийской и индуистской космологии является центром мира. С помощью ее главной вершины Мандары боги во главе с Брахмой и Вишну взбивали, как мутовкой, мировой океан, чтобы получить амриту — эликсир бессмертия.

В древности штандарты с лентами использовали в военных стычках индусы. В буддизме «знамя победы» входит в восемь символических предметов, которые были дарованы принцу Гаутаме. Дхваджу следует воспринимать, как победу принца над искушениями, которые насылало на Будду злое божество Маара. В такой трактовке сувенир «знамя победы» означает торжество духа, неоспоримую победу над соблазнами жизни.

Источник