В четырех сосудах содержится по одному литру перечисленных

1.Чему равен заряд атома углерода?
1)0; 2)+6; 3)+12; 4)-1
2. Газообразный кислород состоит из…
1)двухатомных молекул; 2)свободных атомов; 3)атомов, объединенных в кристаллическую решетку; 4)трехатомных молекул.
3. Какой из перечисленных оксидов будет растворяться в водном растворе щелочи?
1)N2O; 2)Al2O3; 3)FeO; 4)Ag2O.
4.Сколько электронов в атоме углерода?
1)0; 2)1; 3)6; 4)12.
5. Какой тип связи в молекуле Н2 ?
1)ионная; 2)водородная; 3)ковалентная неполярная;
4)донорно-акцепторная.
6.Какое из перечисленных веществ может реагировать с водным раствором сульфата меди(II)?
1)Fe(OH)2 2)H3PO4 3)K2S 4)HCl.
7.Кристалл алмаза состоит из…
1)двухатомных молекул; 2)атомов углерода, соединенных ковалентными связями; 3)положительных ионов углерода, соединенных с помощью электронного газа; 4)положительных и отрицательных ионов углерода.
8.Кристалл поваренной соли состоит из…
1)молекул NaCl; 2)молекул Na и Cl2; 3)ионов натрия и хлора; 4)атомов натрия и хлора, соединенных полярными ковалентными связями.
9. В каком веществе все химические связи – ковалентные неполярные?
1)алмаз; 2)золото; 3)оксид углерода (IV); 4)метан.
10. Каким веществом надо подействовать на медь, чтобы получить сульфат меди(II)?
1)H2SO4(разб.) 2)H2SO4(конц.) 3)FeSO4 4)SO3.
11.Чему равен заряд ядра атома натрия?
1)0; 2)+1; 3)+11; 4)+23.
12. Кристаллический йод состоит из…
1)двухатомных молекул; 2)атомов йода; 3)положительных ионов йода и электронного газа; 4)положительных и отрицательных ионов йода.
13.Каким веществом надо подействовать на гидроксид магния, чтобы получить нитрат магния?
1)Ba(NO3)2 2)NO2 3)HNO3 4)Cu(NO3)2.
14.Какое из перечисленных веществ может реагировать с водным раствором оксида углерода (IV)?
1)Fe(OH)2 2)CaCl2 3)CaCO3 4)HNO3.
15.Сколько электронов в атоме неона?
1)0; 2)10; 3)20; 4)1.
16. Укажите, какое вещество в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.
1)графит; 2)натрий; 3)гидроксид натрия; 4)водород.
17.Чем отличаются изотопы одного и того же химического элемента?
1)числом протонов; 2)числом электронов; 3)зарядом ядра; 4)массовым числом.
18.Какое вещество под действием фосфорной кислоты превращается в фосфат кальция?
1)Ca(NO3)2 2)CaSO4 3)Ca(OH)2 4)CaHPO4
19. Какой из перечисленных оксидов реагирует с водой?
1)Rb2O 2)Ag2O 3)CuO 4)Fe2O3
20. Укажите элемент, который может иметь в соединениях как положительную, так и отрицательную степень окисления.
1)аргон; 2)фтор; 3)хлор; 4)магний.
21.В четырех сосудах содержится по одному литру перечисленных ниже веществ с концентрацией 1моль/л. Укажите, в каком растворе содержится больше всего ионов:
1)K2SO4 2)KOH 3)H3PO4 4)C2H5OH
22.Степень окисления атома азота в ионе аммония NH4+ равна…
1)-3 2)-4 3)+3 4)+4
23. В 100г теплой воды растворили 150г нитрата серебра. Рассчитайте его концентрацию в растворе.
1)40% 2)60% 3)67% 4)150%
24.Минимально возможная степень окисления азота в соединениях равна…
1)-4 2)-3 3)0 4)+1
25.Какие частицы образуют кристалл железа?
1)атомы железа, соединенные ковалентными связями;
2)положительные ионы железа и свободно двигающиеся электроны; 3)двухатомные молекулы; 4)положительные и отрицательные ионы железа, образующие между собой ионные связи.
26.Рассчитайте массу хлороводорода в 200мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1г/мл).
1)36,4г 2)44г 3)909г 4)1100г
27.Укажите вещество, в котором атом азота имеет наименьшую степень окисления:
1)NaNO2 2)N2O3 3)N2O5 4)Na3N
28.В каком веществе есть одновременно ионные и ковалентные химические связи?
1)хлорид натрия; 2)хлороводород; 3)сульфат натрия; 4)фосфорная кислота.
29.В четырех сосудах содержится по одному литру перечисленных ниже веществ с концентрацией 0,5моль/л. Укажите, в каком растворе содержится меньше всего ионов:
1)NaCl 2)CaCl2 3)H2SO4 4)HF
30.Кристаллическая решетка льда –…
1)атомная; 2)молекулярная; 3)ионная; 4)металличе
31.Из 200г 15%-ного раствора сахарозы выпарили 50г воды. Определите концентрацию сахарозы в оставшемся растворе.
1)11,25% 2)12% 3)20% 4)25%
32.Укажите вещество, которое в твердом состоянии имеет атомную кристаллическую решетку.
1)хлороводород; 2)хлор; 3)оксид кремния; 4)оксид кальция.
33.Из приведенных элементов третьего периода наиболее ярко выраженными неметаллическими свойствами обладает
1)алюминий; 2)кремний; 3)сера; 4)хлор
34.С соляной кислотой не будет взаимодействовать
1)Cu 2)Fe 3)Al 4)Na
35.При растворении натрия в воде получается раствор
1)натрия; 2)оксида натрия; 3)гидроксида натрия; 4)гидрида натрия
36.Смесь песка и железных опилок можно разделить
1)фильтрованием; 2)с помощью магнита; 3)выпариванием; 4)отстаиванием
37.Каков состав воздуха?
1)основной объем занимает кислород, затем идут азот, оксид углерода (IV), инертные газы; 2)примерно 4/5объема – азот, почти 1/5 – кислород, затем – небольшое количество благородных газов; 3)кислород и азот; 4)оксид углерода (IV), инертные газы, азот и кислород.
КЛЮЧИ
к ответам на вопросы теста по дисциплине «Химия»
вопрос ответ вопрос ответ вопрос ответ
1. 1 14. 3 27. 4
2. 1 15. 2 28. 3
3. 2 16. 4 29. 4
4. 3 17. 4 30. 2
5. 3 18. 3 31. 3
6. 2 19. 1 32. 3
7. 2 20. 3 33. 4
8. 3 21. 1 34. 1
9. 1 22. 1 35. 3
10. 2 23. 2 36. 2
11. 3 24. 2 37. 2
12. 1 25. 2
13. 3 26. 2
Источник
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
Другие предметы
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Химия
- 5+3 б
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
Elizayt
8 месяцев назад
- Elizayt
Источник
Анатолий Краснянский
Единый государственный экзамен (2003): дефекты типовых тестовых заданий по химии
Педагогические науки. 2004. № 4. С.21-24. М. Издательство “Вестник+”
Тысячи людей видят нелепость какого-нибудь
положения, не имея ни возможности, ни способности
начисто опровергнуть его. Георг Лихтенберг
Введение
Единый государственный экзамен в форме всеобщего тестирования – эксперимент над школьным образованием проводят уже четвертый год. Теоретикам и организаторам различного рода реформ, инноваций и модернизаций полезно напомнить, что при “старой” системе образования страна одержала победу в самой большой войне в мировой истории, создала современные технологии, в том числе ядерные и космические. Традиционный экзамен – социальное и культурное наследие, которое сохранялось (и сохранится!) в течение длительного времени. Замена традиционного экзамена на централизованное тестирование требует обоснования, как, впрочем, требует обоснования любая идея и любое конструктивное действие. Один из законов традиционной логики формулируется так: “Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной”. Речь идет об обосновании истинных мыслей; ложные же мысли (идеи) доказать нельзя. Обоснование – нахождение убедительных оснований (аргументов) для принятия некоторого положения или решения. Принимать решение – это делать выбор между разными способами достижения поставленной цели на основании сравнения их возможных следствий. Структура сравнительного обоснования [1]: “Лучше принять A, чем B, в силу C”, где С – совокупность аргументов. Эксперимент основан на утверждении: “Централизованное тестирование лучше традиционного экзамена”. Где опубликовано и существует ли вообще системное обоснование этого утверждения? Системный подход к принятию решений сформулировал Л.Н. Толстой [2]: “Всякий предмет осматривай со всех сторон. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы. При всяком деянии рассматривай, сколькими способами оно может быть сделано и который из этих способов лучший. Рассматривай причины всякого явления и могущие от него быть следствия”.
По-видимому, оптимизм экспериментаторов зиждется лишь на том, что с каждым годом все больше школьников сдают ЕГЭ: “В прошлом году – миллион, а в этом – два!” Но расширение масштабов эксперимента не является доказательством. Анализ педагогической литературы показывает, что многие специалисты критически относятся к ЕГЭ в форме всеобщего тестирования. Не совсем о успешности (пользы). Как и в случае ядерных аварий, губительные последствия реформ в образовании могут проявляться только через 10 – 25 лет.
Анализ педагогической литературы показывает, что многие специалисты критически относятся к ЕГЭ в форме всеобщего тестирования. Не совсем ясно, какие именно знания, умения и навыки измеряют “измерительные материалы” (тесты), насколько “объективным” является централизованное тестирование, как (конкретно!) эта “объективность” обеспечивается. Методика определения итогового количества баллов, по остроумному выражению авторов статьи [3], остается “страшной военной тайной” Центра тестирования. Идет четвертый год эксперимента (ЕГЭ), но до сих пор не выполнено необходимое условие для проведения любого экзамена: не подготовлены экзаменационные задания высокого качества. В частности, экзаменационные задания по химии (2001, 2003) содержат различного рода погрешности [3,4].
В данной статье обсуждаются химические ошибки, неточности и некоторые другие (но не все!) дефекты в типовых вариантах тестовых заданий (тестах) единого государственного экзамена 2003 года по химии. Эти тесты опубликованы в виде учебного пособия [5]. Сборник содержит 10 вариантов (10 тестов), каждый из вариантов – 30 заданий, ответы на все задания и подробные решения одного из вариантов. Первая часть каждого варианта включает 16 простых заданий А1 – А16 с выбором ответа. Вторая часть варианта включает 5 заданий А17 – А21 с выбором ответа, 7 заданий В1 – В7 с ответом в виде целого числа и два задания С1, С2 с ответом в произвольной форме.
Ошибки и неточности в типовых тестовых заданиях
1. Логически некорректный вопрос
7-В5. Сколько литров кислорода надо добавить к 50 л оксида азота(II), чтобы полученная смесь имела такую же плотность, как аммиак (при одинаковых условиях). Предпосылка вопроса – ложное суждение: “Такую смесь можно приготовить”.Вопрос, основанный на ложном суждении – это логически некорректный вопрос. Логически некорректные вопросы (задачи) не имеют приавильных (истинных) ответов [6]. (Примечание: 7-В5 означает вариант 7, задание В5).
2. При правильном решении задачи получается “неправильный” ответ
9-В5. Средняя молекулярная масса воздуха – 29 г/моль. Сколько молекул азота приходится на одну молекулу кислорода в воздухе?
Ответ авторов: 3. Этот ответ ученик получит исходя из предположения, что воздух состоит только из азота и кислорода. Из системы уравнений: 28a1 + 32a2 = 29, a1 + a2 =1, следует, что a1/a2 = 3. Отношение объемных долей газов a1/a2 равно отношению числа молекул этих газов в смеси, то есть N1/N2 = 3 (“правильный” ответ). Однако хорошо подготовленный выпускник может вспомнить, что воздух содержит около 1 % аргона (объемная доля a3 = 0,01). В этом случае он составит систему уравнений: 28a1+ 32a2 + 40a3 = 29, a1+a2 +a3 = 1, из которой получит, что a1/a2 = 3,7 и даст “неправильный”, с точки зрения составителей тестов, ответ (в виде целого числа): N1/N2 = 4. Он может также вспомнить, что объемные доли азота и кислорода в воздухе равны соответственно 0,78 и 0,21 (a1/a2 = N1/N2 = 3,7) и опять получит “неправильный” ответ: N1/N2 = 4.
3. Некорректные формулировки заданий
1-А15. В четырех сосудах содержится по одному литру перечисленных ниже веществ с концентрацией 1 моль/л. Укажите, в каком растворе содержится больше всего ионов: 1*) K2SO4(звездочкой здесь и далее отмечены правильные ответы – А.К.); 2) KOH; 3) H3PO4; 4) C2H5OH.
В первом предложении пропущено слово “растворов”. Следует читать: “… по одному литру растворов“. Сильному ученику, в отличие от слабого, сложнее преодолеть противоречивую информацию: 1) 1 л K2SO4 (?), 2) концентрация K2SO4 1 моль/л. Такая же погрешность допущена в вопросе 6-А15.
5-А9. Вещество X может реагировать с метилбензолом, но не реагирует с бензолом. Какое это вещество? 1) H2; 2) Cl2; 3) CH3Cl; 4*) KMnO4. Правильная формулировка: “Раствор вещества X…”. Хорошо известно, что после смешивания (при 20 оС) перманганата калия (в виде кристаллического порошка) с глицерином полученная смесь вскоре самовозгорается. Смеси перманганата калия с органическими веществами могут даже взрываться [7]. Поэтому перманганат калия (порошок) при определенных условиях будет реагировать как с метилбензолом, так и с бензолом. Аналогичная погрешность допущена и в задании 6-А7.
1-А20. В колбе объемом 10 л содержится 50,8 г газообразного I2, 128 г HI и 0,5 г H2. Рассчитайте константу равновесия H2(г)+ I2(г)<–> 2HI(г), выраженную через молярные концентрации.
Авторы не указывают, что система находится в равновесии, но требуют рассчитать константу равновесия. Хорошо знающий химию ученик может подумать, что в этой неопределенности есть какой-то непонятный ему смысл. Аналогичная погрешность в тестах 3-А20, 7-А20, 9-А20.
5-А20. В колбе объемом 10 л установилось химическое равновесие H2(г) + I2(г)<–> 2HI(г). Равновесная концентрация иодоводорода [HI] = 0,2 моль/л. Как изменится скорость обратной реакции, если в колбу добавить 128 г HI? Обратную реакцию можно считать элементарной.
Точная формулировка: “Как изменится скорость обратной реакции в первые моменты времени после введения в колбу 128 г HI?” При быстром введении иодоводорода концентрация HI резко возрастает и, следовательно, возрастает скорость обратной реакции, но затем, согласно принципу Ле Шателье-Брауна, концентрация HI начнет снижаться до тех пор, пока в системе снова не установится равновесие, но уже при других равновесных концентрациях всех участвующих в процессе компонентов. Аналогичные погрешности имеют задания: 6-А20, 8-А20, 10-А20.
6-А11. Укажите пару веществ, которые смешиваются друг с другом в любых отношениях: 1) H2O, NaOH; 2*) H2O, C2H5OH; 3) H2O, Br2; 4) C6H6, NaCl.
При смешивании веществ образуется смесь веществ, эта смесь может быть как гомогенной (однородной), так и гетерогенной системой. Точная формулировка: “Укажите пару веществ, которые смешиваются друг с другом в любых отношениях с образованием однородной системы“.
9-А14. Авторы считают (судя по ответу на задание), что наличие сероводорода в загрязненном воздухе можно установить с помощью реакции H2S + Pb(NO3)2 = PbS(осадок) + HNO3. Можно, но не нужно. Это задание противоречит здравому смыслу. Дело в том, что для обнаружения H2S в воздухе не имеет смысла проводить какие-либо химические реакции. Органы обоняния человека, расположенные в задней части полости носа, позволяют обнаружить наличие сероводорода даже при очень низкой (меньше предельно допустимой) концентрации в воздухе. Задание 9-А14 лучше сформулировать так: “Концентрацию сероводорода в воздухе можно определить с помощью реакции…”. Можно, но нелегко: проведение аналитических реакций при очень низких концентрациях веществ (ПДК – предельно допустимая концентрация H2S в воздухе 0,008 мг/м3) связано с большими трудностями.
3-А14. Авторы уверены (судя по ответу на задание), что наличие фтороводорода в загрязненном воздухе можно установить с помощью реакции 4HF + SiO2 = SiF4 + 2H2O. Как можно обнаружить присутствие HF в воздухе, если реакция HF (газ) с диоксидом кремния протекает медленно (даже при повышенной температуре), тетрафторид кремния – бесцветный газ, а ПДК HF в воздухе 0,005 мг/м3?
4. Ошибка в термине
5-А2. Кристалл поваренной соли состоит из… 1) молекул NaCl; 2) молекул Na и Cl2; 3*) ионов Na+ и Cl-; 4) атомов натрия и хлора, соединенных полярными ковалентными связями. Ответ 2) следует сформулировать так: атомов Na и молекул Cl2.
5. Случайные ошибки и дефекты, присущие тестовым заданиям
4-А15.В этом задании указаны несуществующие в природе ионы AlOH+(вместо AlOH2+) – случайная ошибка.
2-А14. При пропускании избытка оксида серы(IV) через известковую воду (раствор гидроксида кальция) происходит реакция… 1)Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3+ H2O; 2*) Ca(OH)2 + 2SO2 = Ca(HSO3)2 + H2O; 3) Ca(OH)2+ SO2 = CaSO4+ H2; 4) Ca(OH)2+ 2SO2+ H2O = Ca(HSO4)2+ H2. Ошибку авторов в в уравнении 2* можно считать случайной ошибкой. Отметим, что уравнения 3) и 4) – это ложная информация. Из четырех уравнений два не соответствуют реальным процессам. Ложная информация в виде химических уравнений, не отражающих реальные процессы, содержится также в заданиях: 2-А8, 3-А8, 4-А14, 5-А14, 6-А14, 7-А14, 7-А15, 8-А14, 10-А14. Ложная информация (дефект тестовых заданий) наносит вред школьникам, сдающим ЕГЭ.
6. Ошибки авторов [5] при операции: “Указать правильный ответ”
Авторы сборника тестов [5]сделали подробный разбор первого варианта. Они правильно ответили на ими же составленные задания (что неудивительно), но ошиблись при указании ответов на задания: 1-А8 [3) вместо 4)], 1-А20 [1) вместо 2)], 1-В6 [4 г/моль вместо 282 г/моль]. Таким образом, операция: “указать правильный ответ в тесте”, как невольно доказали сами авторы тестов (!), может быть источником ошибки в каждом десятом задании и это – в комфортных условиях! Школьник, в отличие от авторов [5], во время выполнения заданий находятся в стрессовом состоянии, выполняет задания в одиночку, при этом никто его ответы не редактирует. Таким образом, ЕГЭ сам по себе является источником случайных ошибок, причем, в отличие от традиционного экзамена, ЕГЭ в форме автоматизированной проверки заданий не отличает случайную ошибку при обозначении правильного ответа в тестовом задании, от неправильного (по существу) ответа.
Выводы
1. Тестовые задания по химии ЕГЭ содержат химические ошибки и неточности, причем нет тенденции (2001 – 2003) к повышению качества тестов. 2. Можно ожидать, что хорошо знающим химию ученикам труднее, чем слабым ученикам, преодолевать неточности в формулировках заданий. 3. ЕГЭ, в отличие от традиционного экзамена, не является видом учебно-познавательной деятельности. Он наносит вред ученикам, так как задания содержат большое количество ложной информации. 4. ЕГЭ в форме автоматизированной проверки заданий не отличает случайную ошибку – неправильное обозначение истинного ответа в задании, от ложного ответа.
Литература
[1] А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. Словарь по логике. М.: “Владос”. 1998.
[2] Л.Н. Толстой. Правила для развития обдуманности.
[3] В.В. Загорский, Е.А.Менделеева, Н.И. Морозова. Как мы “поиздевались” над нашими школьниками. Химия в школе. № 3. 2002.
[4] Ошибки в заданиях ЕГЭ (2003): httr://www.chem.msu.su/rus/school/ege-errors/.html.
[5] О.Н. Рыжова, Е.А. Еремина. Единый государственный экзамен. Химия. Типовые тестовые задания: Учебно-практическое пособие. Под общей ред. Н.Е. Кузьменко. М.: “Экзамен”. 2003.
[6] Ю.В. Ивлев. Логика. М.: “Проспект”. 2002.
[7] Химическая энциклопедия. Том 2. М. 1990.
Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев
Источник