В комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водой

В комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водой thumbnail

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 2557965
Читайте также:  Народные методы почистить сосуды
Онтонио Веселко

более месяца назад

Просмотров : 55   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

В комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водой

Остынет тот который с водой

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

В комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водой

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

В комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водойВ комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водой

    В комнату внесли 2 сосуда один наполнен горячей водой

    Другие вопросы:

    Мари Умняшка

    При выстреле с ружья дробь массою 30 грамм вылетела со скоростью 600 м/с . Сколько процентов от энергии, что освободилась при сгорании порохового заряда массою 6 грамм, составляет кинетическая энергия дроби?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 13   
    Ответов : 1   

    Главный Попко

    Допишите уравнения химических реакций.а) CaO H2O→ …б) … H2O→ H3PO4в) K …→ KOH H2↑г) Zn H2O→ … H2↑ ( над стрелочкой t)д) C H2O→ CO H2↑помогииите

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 10   
    Ответов : 1   

    Пармезан Черница

    1-Наиболее толстая земная кора… а- в Тихом океане; б- в районе города Москвы; в- в районе Гималайских гор. 2-К метаморфическим горным породам относят… а- гранит; б- мел; в- мрамор. 3-Эпицентром землетрясения называют… а- очаг землетрясения; б- силу землетрясения ; в- место на поверхности земли…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 27   
    Ответов : 1   

    Энджелл

    к 200 г гидроксида калия с массовой долей 15% добавили КОН массой 10 г. Определить массовую долю КОН в полученном растворе . ребят , с решением надооо только.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 17   
    Ответов : 1   

    Таня Масян

    Слово предмет отвечает на вопрос что

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 24   
    Ответов : 1   

    Источник

      Главная
      физика

    Артак2002
    14 июня 2013 г., 17:36:08 (7 лет назад)

    Tema4elove4ek

    14 июня 2013 г., 19:52:40 (7 лет назад)

    Мне кажется, что с маслом, потому что у масла меньшая теплоемкость.

    Kinderl

    14 июня 2013 г., 21:42:37 (7 лет назад)

    разность теиператур обратно пропрционально удельной теплоемкости, следовательно

    у кого меньше удельная теплоемкость, тот остывает быстрее

    уд теплоемкость воды в 2 раза больше масла, следовательно масло остынет быстрее

    Ответить

    Другие вопросы из категории

    Читайте также

    1522masha / 19 апр. 2015 г., 5:16:58

    Ответьте на вопросы пожалуйста.1.В алюминиевую и стеклянную кастрюлю одинаковой вместимости наливают горячую воду.Какая из кастрюль быстрее нагреется до

    температуры налитой в нее воды.2.Какой из кирпичей-обыкновенный или пористый-обеспечит лучшую теплоизоляцию здания?Почему?3.На каком из участков поля-покрытом снегом или льдом-лучше сохранятся озимые посевы?почему?4.Почему в одном и том же помещении каменный пол кажется более холодным,чем деревянный?5.В каком случае нагретая деталь быстрее охладится:если положить ее на деревянную подставку или на стальную плиту?почему?6.Мука из-под жерновов выходит горячей.Хлеб из печи также вынимают горячим.Чем вызывается в каждом из этих случаев увеличение внутренней энергии тела(муки,хлеба)?7.Почему в то время,когда начинают топить печь,в комнате наблюдается понижение температуры воздуха?8.В какой трубе лучше образуется тяга:кирпичной или металлической, если они имеют одинаковый диаметр и одинаковую высоту?9.В летний день в густом лесу воздух среди деревьев теплее,чем у поверхности земли,а ночью наоборот.Почему?10.В каких телах может происходить конвекция: в твердых телах,жидкостях,газах?11.Каким образом в утюге осуществляется теплопередача от внутренней горячей части в внешней поверхности.12.Почему чистое оконное стекло под действием солнечных лучей почти не нагревается,а закопченное стекло становится теплым?13.В каком из чайников-светлом или закопченном-кипяток остынет быстрее?14.Почему снег,покрытый сажей или грязью,тает быстрее,чем чистый?_______________Заранее спасибо.Ответьте пожалуйста.

    101klass34 / 06 февр. 2014 г., 4:02:12

    1)Почему очень медленно сохнет бельё , если оно сложено в кучку?

    2)Почему вспотевшему человеку вредно выходить на сухой и холодный воздух?
    3)при отсутствии холодильника можно сохранить в жару молоко холодным,обернув бутылку куском марли и поставив её в тарелку с водой так,чтобы концы марли были в воде.Почему?
    4)Какой из термометров 1 (в спирте) или 2 (в эфире) покажет более низкую температуру,когда их вынут из сосудов?Почему?
    5)в морозный день через открытую форточку в теплую комнату валит густой туман.Почему
    6)нагреется ли до более высокой температуры вода если он будет дольше кипеть
    7)Две жидкости равных по массе нагреваются на одинаковых горелках до кипения. Определите по графикам у какой жидкости:
    – выше температура кипения
    – больше удельная теплоемкость
    – больше удельная теплота парообразования
    8)в каком сосуде -1или 2- вода будет горячее,если температура вливаемого кипятка и пропускаемого пара ,а также другие условия опыта одинаковы?почему?
    9)какое количество теплоты необходимо чтобы воду массой 100 г взятую при 0 градусах нагреть до теприратуры кипения и испарить построеть график

    Вы находитесь на странице вопроса “в комнату внесли два сосуда: один наполнен горячей водой, другой-горячим маслом. Массы и температуры жидкостей одинаковы. Какой из сосудов остынет быстрее?“, категории “физика“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “физика“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    Источник

    1. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ для куска льда массой 480 г, помещённого при температуре −20 °С в калориметр. В тот же калориметр помещён нагреватель. Найдите, какую мощность развивал нагреватель при плавлении льда, считая эту мощность в течение всего процесса постоянной. Теплоёмкостью калориметра и нагревателя можно пренебречь. (Удельная теплота плавления льда — 330 кДж/кг.)

    Читайте также:  Для укрепления стенок кровеносных сосудов

    Решение.

    Чтобы расплавить весь имеющийся лёд необходимо затратить энергию:

     

    Здесь m — масса льда, λ — удельная теплота плавления льда.

    Мощность нагревателя W — есть расход энергии в единицу времени. Время плавления определяем по графику:

     

    Тогда, используя табличные данные и данные задачи, получаем:

     

    Ответ: 330 Вт.

    2. Сколько грам­мов воды можно на­греть на спир­тов­ке на 30 °С, если сжечь в ней 21 грамм спирта? КПД спир­тов­ки (с учётом по­терь теплоты) равен 30 %. (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния спир­та 2,9·107Дж/кг, удель­ная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг·°С)).

    Решение.

    При на­гре­ва­нии тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты  При сго­ра­нии тела вы­де­ля­ет­ся энер­гия  Учитывая, что КПД спир­тов­ки равен 30 %, получаем:

     

     

    Ответ: 1450 г.

    3. Теплоизолированный сосуд содержит смесь льда и воды, находящуюся при температуре 0 °С. Масса льда 40 г, а масса воды 600 г. В сосуд впускают водяной пар при температуре +100 °С. Найдите массу впущенного пара, если известно, что окончательная температура, установившаяся в сосуде, равна +20 °С.

    Решение.

    Окончательная температура положительна, значит, весь лед расплавился, и вся получившаяся вода нагрелась.

    При этом пар конденсировался и полученная вода остыла. С учетом этого запишем уравнение теплового баланса:

     

    и выразим отсюда массу пара:
     

     

    Здесь Qпол и Qотд — полученная и отданная теплота соответственно, m1, m2, m3 — массы льда, воды, пара соответственно, λ — удельная теплота плавления льда, c — удельная теплоемкость воды, τ — удельная теплота парообразования, t2 — конечная температура, t1 — исходная температура смеси лед-вода, t3 — температура пара.

    Переведя граммы в килограммы и подставляя данные задачи и табличные данные, получаем:

     

    Ответ: 25,4 г.

    4. Литровую кастрюлю, пол­но­стью за­пол­нен­ную водой, из ком­на­ты вы­нес­ли на мороз. За­ви­си­мость тем­пе­ра­ту­ры воды от вре­ме­ни пред­став­ле­на на рисунке. Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты вы­де­ли­лось при кри­стал­ли­за­ции и охла­жде­нии льда?

     
    Примечание.
    Удельную теп­ло­ту плавления льда счи­тать равной 

    Решение.

    Поскольку объём воды равен од­но­му литру, масса воды равна од­но­му килограмму. Таким образом, кри­стал­ли­зо­вал­ся 1 кг льда, вы­де­лив при этом

     

    Также тепло вы­де­ля­лось при охла­жде­нии льда:

     

    Следовательно, при кристаллизации и охлаждении льда выделилось 372 кДж энергии.

     
    Ответ: 372 кДж.

    5. Сколько грам­мов спир­та нужно сжечь в спиртовке, чтобы на­греть на ней воду мас­сой 580 г на 80 °С? КПД спир­тов­ки (с учётом по­терь теплоты) равен 20%. (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния спир­та 2,9·107Дж/кг, удель­ная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг·°С)).

    Решение.

    При на­гре­ва­нии тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты  При сго­ра­нии тела вы­де­ля­ет­ся энер­гия  Учитывая, что КПД спир­тов­ки равен 20%, получаем:

     

     

    Ответ: 33,6 г.

    6. Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты вы­де­лит­ся при кри­стал­ли­за­ции 2 кг рас­плав­лен­но­го олова, взя­то­го при тем­пе­ра­ту­ре кристаллизации, и по­сле­ду­ю­щем его охла­жде­нии до 32 °С? (Удель­ная теплоёмкость олова — 230 Дж/(кг · °С).)

    7. Тонкостенный сосуд содержит смесь льда и воды, находящуюся при температуре 0 °С. Масса льда 350 г, а масса воды 550 г. Сосуд начинают нагревать на горелке мощностью 1,5 кВт. Сколько времени понадобится, чтобы довести содержимое сосуда до кипения? Потерями теплоты и удельной теплоёмкостью сосуда, а также испарением воды можно пренебречь.

    Решение.

    Чтобы довести содержимое сосуда до кипения за время τ, необходимо расплавить лёд, а затем нагреть всю получившуюся воду до температуры кипения, следовательно, затратить энергию, равную

     

    Здесь m1, m2, — массы льда и воды соответственно, λ — удельная теплота плавления льда, c — удельная теплоёмкость воды, t2 — температура кипения воды, t1 — исходная температура смеси лед-вода.

    Мощность горелки W есть расход энергии в единицу времени, откуда находим τ:

     

    Подставляя табличные данные и данные задачи, находим:

     

    Ответ: 5,5 мин.

    8. На ри­сун­ке представлен гра­фик зависимости тем­пе­ра­ту­ры от по­лу­чен­но­го количества теп­ло­ты для ве­ще­ства массой 1 кг. Пер­во­на­чаль­но вещество на­хо­ди­лось в твёрдом состоянии. Опре­де­ли­те удельную теплоёмкость ве­ще­ства в твёрдом состоянии.

    Решение.

    Удельная теплоёмкость — это ко­ли­че­ство теплоты, не­об­хо­ди­мое для того, чтобы на­греть вещество на 1 °C. Из гра­фи­ка видно, что для на­гре­ва­ния 1 кг ве­ще­ства на 200 °C по­тре­бо­ва­лось 50 кДж. Таким образом, удель­ная теплоёмкость равна:

     

    Ответ: 

    9. В тон­ко­стен­ный сосуд на­ли­ли воду, по­ста­ви­ли его на элек­три­че­скую плит­ку мощ­но­стью 800 Вт и на­ча­ли нагревать. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры воды t от вре­ме­ни τ. Най­ди­те массу на­ли­той в сосуд воды. По­те­ря­ми теп­ло­ты и теплоёмкостью со­су­да пренебречь.

    10. Какое ко­ли­че­ство теплоты потребуется, чтобы в алю­ми­ни­е­вом чайнике мас­сой 700 г вски­пя­тить 2 кг воды? Пер­во­на­чаль­но чайник с водой имели тем­пе­ра­ту­ру 20 °С.

     
    Примечание.
    Удельную теплоёмкость алюминия считать равной 

    Решение.

    Для на­гре­ва­ния чайника необходимо

     

    Для на­гре­ва­ния воды:

     

    Всего потребуется

     

    Ответ: 723,52 кДж.

    11. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40 °С при нормальном атмосферном давлении?

    Решение.

    В данном случае тепло отдавали пар и получившаяся из него вода. Пар отдал:

     

    вода отдала:
     

     

    Таким образом:

     

    Ответ: 5104 кДж.

    12. Какое ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство теп­ло­ты не­об­хо­ди­мо для пре­вра­ще­ния в воду 500 г льда, взя­то­го при тем­пе­ра­ту­ре −10 °С? По­те­ря­ми энер­гии на на­гре­ва­ние окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха пренебречь.

    Решение.

    Для на­гре­ва­ния льда до тем­пе­ра­ту­ры плав­ле­ния необходимо:

     

    Для пре­вра­ще­ния льда в воду:

     

    Таким образом:

     

    Ответ: 175 500 Дж.

    13. В сосуд с водой по­ло­жи­ли кусок льда. Ка­ко­во от­но­ше­ние массы льда к массе воды, если весь лёд рас­та­ял и в со­су­де уста­но­ви­лась тем­пе­ра­ту­ра 0 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щим воз­ду­хом пренебречь. На­чаль­ные тем­пе­ра­ту­ры воды и льда опре­де­ли­те из гра­фи­ка за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры t от вре­ме­ни τ для воды и льда в про­цес­се теплообмена.

    Читайте также:  Лопают сосуды в одном глазу

    Решение.

    Лёд рас­та­ет за счёт того, что вода будет осты­вать и тем самым от­да­вать своё тепло. За­пи­шем это в фор­муль­ном виде:  где  — теп­ло­ём­кость воды,  — удель­ная теплота плав­ле­ния льда,  — масса воды и льда соответственно.

    Таким образом, 

     
    Ответ: 0,42.

    14. Как из­ме­нит­ся внут­рен­няя энер­гия 500 г воды, взя­той при 20°С, при её пре­вра­ще­нии в лёд при тем­пе­ра­ту­ре 0 °С?

    Решение.

    При охлаждении воды до 0 °С выделится количество теплоты, равное:

     

    Затем при кристаллизации воды выделится количество теплоты, равное:

     

    Таким образом, всего вода отдаст  теплоты.

     
    Ответ: 207 кДж.

    15. В ста­кан мас­сой 100 г, долго сто­яв­ший на улице, на­ли­ли 200 г воды из лужи при тем­пе­ра­ту­ре +10 °С и опу­сти­ли в неё кипятильник. Через 5 минут ра­бо­ты ки­пя­тиль­ни­ка вода в ста­ка­не закипела. Пре­не­бре­гая по­те­ря­ми теп­ло­ты в окру­жа­ю­щую среду, най­ди­те мощ­ность кипятильника. Удель­ная теплоёмкость ма­те­ри­а­ла ста­ка­на равна 600 Дж/(кг · °С).

    16. Два од­но­род­ных ку­би­ка при­ве­ли в теп­ло­вой кон­такт друг с дру­гом (см. рисунок). Пер­вый кубик из­го­тов­лен из цинка, длина его ребра 2 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t1 = 1 °C. Вто­рой кубик из­го­тов­лен из меди, длина его ребра 3 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t2 = 74,2 °C. Пре­не­бре­гая теп­ло­об­ме­ном ку­би­ков с окру­жа­ю­щей средой, най­ди­те тем­пе­ра­ту­ру ку­би­ков после уста­нов­ле­ния теп­ло­во­го равновесия.

    Примечание.

    Плотности цинка и меди соответственно: 

    Удельные теплоёмкости цинка и меди соответственно: 

    Решение.

    При на­гре­ва­нии(охлаждении) тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет(отдаёт) ко­ли­че­ство теп­ло­ты  Более го­ря­чее тело передаёт тепло более холодному, за­пи­шем урав­не­ние теп­ло­во­го баланса:  Заметим, что теплоёмкости цинка и меди равны, по­это­му их можно сократить. Рас­кро­ем скобки:

     

    Найдём массы кубиков:

     

    Подставим эти зна­че­ния в фор­му­лу для ко­неч­ной температуры:

     

    Ответ: 

    17. Сколько лит­ров воды при 83 °С нужно до­ба­вить к 4 л воды при 20 °С, чтобы по­лу­чить воду тем­пе­ра­ту­рой 65 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей средой пренебречь.

    Решение.

    Плотность воды равна 1 кг/л, теп­ло­ем­кость равна 4 200 Дж/кг. Таким образом, из­на­чаль­но мы имеем m0 = 4 кг воды при тем­пе­ра­ту­ре t0 = 20 °C. До­бав­ля­ет­ся некоторое ко­ли­че­ство воды мас­сой m1 при тем­пе­ра­ту­ре t1 = 83 °C. Ко­неч­ная температура смеси равна tкон, а её масса m+ m1.

    Составим урав­не­ние теплового ба­лан­са для процесса:

     — от­дан­ное в про­цес­се тепло;
     — по­лу­чен­ное в про­цес­се тепло;

    .
     

    Таким образом,

     

    следовательно, не­об­хо­ди­мо 10 л воды.
     
    Ответ: 10.

    18. В тон­ко­стен­ный сосуд на­ли­ли воду мас­сой 1 кг, по­ста­ви­ли его на элек­три­че­скую плит­ку и на­ча­ли нагревать. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры воды t от вре­ме­ни τ. Най­ди­те мощ­ность плитки. По­те­ря­ми теп­ло­ты и теплоёмкостью со­су­да пренебречь.

    Решение.

    Мощность, это от­но­ше­ние теп­ло­ты ко времени, за ко­то­рую эта теп­ло­та по­лу­че­на  Теплота, по­лу­чен­ная телом при на­гре­ва­нии на тем­пе­ра­ту­ру  рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле  Ис­поль­зуя график, найдём мощ­ность плитки:

     

    Ответ: 700 Вт.

    19. 3 л воды, взя­той при тем­пе­ра­ту­ре 20 °С, сме­ша­ли с водой при тем­пе­ра­ту­ре 100 °С. Тем­пе­ра­ту­ра смеси ока­за­лась рав­ной 40 °С. Чему равна масса го­ря­чей воды? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей сре­дой пренебречь.

    Решение.

    Более хо­лод­ная вода на­гре­лась за счет осты­ва­ния го­ря­чей воды: . Масса воды вы­чис­ля­ет­ся по формуле: 

    Выражаем массу го­ря­чей воды: 

     
    Ответ: 1.

    20. Килограммовый кусок льда внесли с мороза в тёплое помещение. Зависимость температуры льда от времени представлена на рисунке. Какое количество теплоты было получено в интервале времени от 50 мин до 60 мин?

    Решение.

    Исходя из графика, в интервале от 50 до 60 минут происходил нагрев воды от 0 °C до 20 °C. Вычислим количество теплоты:

     

    Ответ: 84 кДж.

    21. В ста­кан мас­сой 100 г, долго сто­яв­ший на столе в комнате, на­ли­ли 200 г воды при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре +20 °С и опу­сти­ли в неё ки­пя­тиль­ник мощ­но­стью 300 Вт. Через 4 ми­ну­ты ра­бо­ты ки­пя­тиль­ни­ка вода в ста­ка­не закипела. Пре­не­бре­гая по­те­ря­ми теп­ло­ты в окру­жа­ю­щую среду, най­ди­те удель­ную теплоёмкость ма­те­ри­а­ла стакана.

    22. Два од­но­род­ных ку­би­ка при­ве­ли в теп­ло­вой кон­такт друг с дру­гом. Пер­вый кубик из­го­тов­лен из меди, длина его ребра 3 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t1 = 2 °C. Вто­рой кубик из­го­тов­лен из алюминия, длина его ребра 4 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t2 = 74 °C. Пре­не­бре­гая теп­ло­об­ме­ном ку­би­ков с окру­жа­ю­щей средой, най­ди­те тем­пе­ра­ту­ру ку­би­ков после уста­нов­ле­ния теп­ло­во­го равновесия.

    Примечание.

    Плотности алю­ми­ния и меди соответственно: 

    Удельные теплоёмкости алю­ми­ния и меди соответственно: 

    Решение.

    При на­гре­ва­нии(охлаждении) тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет(отдаёт) ко­ли­че­ство теп­ло­ты  Более го­ря­чее тело передаёт тепло более холодному, за­пи­шем урав­не­ние теп­ло­во­го баланса:  Рас­кро­ем скобки:

     

    Найдём массы кубиков:

     

    Подставим эти зна­че­ния в фор­му­лу для ко­неч­ной температуры:

     

    Ответ: 

    23. Двигатель трак­то­ра со­вер­шил по­лез­ную ра­бо­ту 23 МДж, из­рас­хо­до­вав при этом 2 кг бензина. Най­ди­те КПД дви­га­те­ля трактора.

    Решение.

    При сго­ра­нии 2 кг бен­зи­на вы­де­ля­ет­ся  теплоты, где  — удель­ная теп­ло­та сго­ра­ния бензина. КПД рас­счи­ты­ва­ет­ся по формуле: 

     
    Ответ: 25 %.

    24. Автомобиль УАЗ из­рас­хо­до­вал 30 кг бен­зи­на за 2 ч. езды. Чему равна мощ­ность дви­га­те­ля автомобиля, если его КПД со­став­ля­ет 30%? (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния бен­зи­на 4,6·107Дж/кг).

    Решение.

    Энергия, по­лу­чен­ная дви­га­те­лем от 30 кг бен­зи­на  КПД опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние по­лез­ной ра­бо­ты к энергии, по­треб­ля­е­мой дви­га­те­лем  Мощ­ность дви­га­те­ля — это от­но­ше­ние по­лез­ной ра­бо­ты со­вер­ша­е­мой дви­га­те­лем ко времени:

     

    Ответ: 57,5 кВт.

    25. В сосуд с водой по­ло­жи­ли кусок льда. Ка­ко­во от­но­ше­ние массы воды к массе льда, если весь лёд рас­та­ял и в со­су­де уста­но­ви­лась тем­пе­ра­ту­ра 0 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щим воз­ду­хом пренебречь. На­чаль­ную тем­пе­ра­ту­ру воды и льда опре­де­ли­те из гра­фи­ка за­ви­си­мо­сти  от вре­ме­ни  для воды и льда в про­цес­се теплообмена.

    Решение.

    Лед рас­та­ет за счёт того, что вода будет осты­вать и тем самым от­да­вать своё тепло. За­пи­шем это в фор­муль­ном виде:  где  — удель­ная теп­лоём­кость воды,  — удель­ная теплота плав­ле­ния льда,  — масса воды и льда соответственно.

    Таким образом, 

     
    Ответ: 2,38.

    Источник