В одном сосуде вода в другом вода со льдом масса воды равна

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Читайте также:  Допплерография сосудов конечностей что это

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

Решебник по физике Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы

1. а) Два алюминиевых шарика имеют одинаковый объем, но один из них полый, а другой — сплошной. Можно ли, используя знания о выталкивающей силе, определить, какой из них полый, а какой сплошной? Как это сделать?

Полый шар в воде будет весить  меньше, чем сплошной, архимедова сила вытолкнет. Сплошной шар в воде утонет.

б) Льдина объемом 15 дм3 плавает на поверхности озера. Определите объем надводной и подводной частей этой льдины.

2. а) В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?

б) Когда подвешенный к динамометру сплошной груз опускают в воду, динамометр показывает 34 Н, а когда груз опускают в керосин, показание динамометра — 38 Н. Каковы масса и плотность груза?

3. а) Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое?

Если ляжет на дно, то водяной прослойки не будет, и закон Архимеда перестанет действовать.

б) Шарик плавает в керосине так, как показано на рисунке. Определите плотность шарика.

Плотность керосина 800 кг/м3, т.к. шарик погружен наполовину то  плотность шарика = 800/2 =400 кг/м3

4. а) В сосуде с водой плавает кусок льда с вмерзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лед растает?

Так как кусок льда со стальным шариком имеет массу, большую, чем кусок чистого льда того же объема, то он глубже погружен в воду, чем чистый кусок льда, и вытесняет больший объем воды, чем тот, который займет вода, образовавшаяся при таянии льда. Поэтому, когда лед растает, уровень воды понизится (стальной шарик при этом упадет на дно, но его объем остается прежним, и он непосредственно уровня воды не изменяет).

б) Плотность жидкости в 4 раза больше плотности материала тела. Какая часть объема тела будет выступать над поверхностью, если тело поместить в жидкость?

5. а) Сплошные шары — алюминиевый и стальной — уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи:
1) когда шары имеют одинаковую массу;
2) когда шары имеют одинаковый объем.

б) Кусок парафина в форме параллелепипеда толщиной 5 см плавает в воде. На сколько он выступает над водой?

6. а) В сосуде с водой плавает кусок льда, в котором находится пузырек воздуха. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лед растает?

При наличии пузырьков воздуха лед имеет массу, меньшую, чем сплошной кусок льда того же объема, и, следовательно, погружен на меньшую глубину, чем сплошной кусок льда того же объема. Однако поскольку массой воздуха можно пренебречь (по сравнению с массой, льда), то кусок льда по-прежнему вытесняет воду, масса которой равна массе льда, и когда лед растает, уровень жидкости не изменится (когда лед растает, пузырьки подымутся кверху и уйдут из воды). 

б) Какую долю объема стеклянного шарика должна занимать внутренняя полость, чтобы шарик плавал в воде?

7. а) Стакан плавает в сосуде с водой. Изменится ли уровень воды в сосуде, если, наклонив стакан, зачерпнуть им из сосуда немного воды и пустить стакан снова плавать?

Вес плавающего стакана увеличится на вес изъятой из сосуда воды. Поэтому стакан будет погружен в воду немного глубже, так что уровень воды в сосуде не изменится.
(Вес плавающего стакана увеличится на вес изъятой из сосуда воды. Поэтому стакан вытеснит дополнительно объем воды того же веса, т. е. тот же самый объем, который занимала зачерпнутая вода. Уровень воды в сосуде не изменится.)

б) Сколько сосновых бревен потребуется для изготовления плота грузоподъемностью 600 кг? Длина каждого бревна равна 5 м, а площадь поперечного сечения 2 дм2.

8. а) В сосуде с водой плавает кусок льда, к которому примерзла пробка. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лед растает?

Уровень воды после таяния льда не изменится. Суммарный вес воды, льда и пробки будет равен суммарному весу воды и пробки после того, как лед растает. Давление на дно сосуда не изменится, а значит, не изменится и высота уровня воды в сосуде.

б) Некоторое тело, изготовленное в форме цилиндра, плавает в воде так, как показано на рисунке. Определите плотность этого тела.

Источник

1. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ для куска льда массой 480 г, помещённого при температуре −20 °С в калориметр. В тот же калориметр помещён нагреватель. Найдите, какую мощность развивал нагреватель при плавлении льда, считая эту мощность в течение всего процесса постоянной. Теплоёмкостью калориметра и нагревателя можно пренебречь. (Удельная теплота плавления льда — 330 кДж/кг.)

Решение.

Чтобы расплавить весь имеющийся лёд необходимо затратить энергию:

 

Здесь m — масса льда, λ — удельная теплота плавления льда.

Мощность нагревателя W — есть расход энергии в единицу времени. Время плавления определяем по графику:

 

Тогда, используя табличные данные и данные задачи, получаем:

 

Читайте также:  Глазные сосуды извиты у ребенка

Ответ: 330 Вт.

2. Сколько грам­мов воды можно на­греть на спир­тов­ке на 30 °С, если сжечь в ней 21 грамм спирта? КПД спир­тов­ки (с учётом по­терь теплоты) равен 30 %. (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния спир­та 2,9·107Дж/кг, удель­ная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг·°С)).

Решение.

При на­гре­ва­нии тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты  При сго­ра­нии тела вы­де­ля­ет­ся энер­гия  Учитывая, что КПД спир­тов­ки равен 30 %, получаем:

 

 

Ответ: 1450 г.

3. Теплоизолированный сосуд содержит смесь льда и воды, находящуюся при температуре 0 °С. Масса льда 40 г, а масса воды 600 г. В сосуд впускают водяной пар при температуре +100 °С. Найдите массу впущенного пара, если известно, что окончательная температура, установившаяся в сосуде, равна +20 °С.

Решение.

Окончательная температура положительна, значит, весь лед расплавился, и вся получившаяся вода нагрелась.

При этом пар конденсировался и полученная вода остыла. С учетом этого запишем уравнение теплового баланса:

 

и выразим отсюда массу пара:
 

 

Здесь Qпол и Qотд — полученная и отданная теплота соответственно, m1, m2, m3 — массы льда, воды, пара соответственно, λ — удельная теплота плавления льда, c — удельная теплоемкость воды, τ — удельная теплота парообразования, t2 — конечная температура, t1 — исходная температура смеси лед-вода, t3 — температура пара.

Переведя граммы в килограммы и подставляя данные задачи и табличные данные, получаем:

 

Ответ: 25,4 г.

4. Литровую кастрюлю, пол­но­стью за­пол­нен­ную водой, из ком­на­ты вы­нес­ли на мороз. За­ви­си­мость тем­пе­ра­ту­ры воды от вре­ме­ни пред­став­ле­на на рисунке. Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты вы­де­ли­лось при кри­стал­ли­за­ции и охла­жде­нии льда?

 
Примечание.
Удельную теп­ло­ту плавления льда счи­тать равной 

Решение.

Поскольку объём воды равен од­но­му литру, масса воды равна од­но­му килограмму. Таким образом, кри­стал­ли­зо­вал­ся 1 кг льда, вы­де­лив при этом

 

Также тепло вы­де­ля­лось при охла­жде­нии льда:

 

Следовательно, при кристаллизации и охлаждении льда выделилось 372 кДж энергии.

 
Ответ: 372 кДж.

5. Сколько грам­мов спир­та нужно сжечь в спиртовке, чтобы на­греть на ней воду мас­сой 580 г на 80 °С? КПД спир­тов­ки (с учётом по­терь теплоты) равен 20%. (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния спир­та 2,9·107Дж/кг, удель­ная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг·°С)).

Решение.

При на­гре­ва­нии тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет ко­ли­че­ство теп­ло­ты  При сго­ра­нии тела вы­де­ля­ет­ся энер­гия  Учитывая, что КПД спир­тов­ки равен 20%, получаем:

 

 

Ответ: 33,6 г.

6. Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты вы­де­лит­ся при кри­стал­ли­за­ции 2 кг рас­плав­лен­но­го олова, взя­то­го при тем­пе­ра­ту­ре кристаллизации, и по­сле­ду­ю­щем его охла­жде­нии до 32 °С? (Удель­ная теплоёмкость олова — 230 Дж/(кг · °С).)

7. Тонкостенный сосуд содержит смесь льда и воды, находящуюся при температуре 0 °С. Масса льда 350 г, а масса воды 550 г. Сосуд начинают нагревать на горелке мощностью 1,5 кВт. Сколько времени понадобится, чтобы довести содержимое сосуда до кипения? Потерями теплоты и удельной теплоёмкостью сосуда, а также испарением воды можно пренебречь.

Решение.

Чтобы довести содержимое сосуда до кипения за время τ, необходимо расплавить лёд, а затем нагреть всю получившуюся воду до температуры кипения, следовательно, затратить энергию, равную

 

Здесь m1, m2, — массы льда и воды соответственно, λ — удельная теплота плавления льда, c — удельная теплоёмкость воды, t2 — температура кипения воды, t1 — исходная температура смеси лед-вода.

Мощность горелки W есть расход энергии в единицу времени, откуда находим τ:

 

Подставляя табличные данные и данные задачи, находим:

 

Ответ: 5,5 мин.

8. На ри­сун­ке представлен гра­фик зависимости тем­пе­ра­ту­ры от по­лу­чен­но­го количества теп­ло­ты для ве­ще­ства массой 1 кг. Пер­во­на­чаль­но вещество на­хо­ди­лось в твёрдом состоянии. Опре­де­ли­те удельную теплоёмкость ве­ще­ства в твёрдом состоянии.

Решение.

Удельная теплоёмкость — это ко­ли­че­ство теплоты, не­об­хо­ди­мое для того, чтобы на­греть вещество на 1 °C. Из гра­фи­ка видно, что для на­гре­ва­ния 1 кг ве­ще­ства на 200 °C по­тре­бо­ва­лось 50 кДж. Таким образом, удель­ная теплоёмкость равна:

 

Ответ: 

9. В тон­ко­стен­ный сосуд на­ли­ли воду, по­ста­ви­ли его на элек­три­че­скую плит­ку мощ­но­стью 800 Вт и на­ча­ли нагревать. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры воды t от вре­ме­ни τ. Най­ди­те массу на­ли­той в сосуд воды. По­те­ря­ми теп­ло­ты и теплоёмкостью со­су­да пренебречь.

10. Какое ко­ли­че­ство теплоты потребуется, чтобы в алю­ми­ни­е­вом чайнике мас­сой 700 г вски­пя­тить 2 кг воды? Пер­во­на­чаль­но чайник с водой имели тем­пе­ра­ту­ру 20 °С.

 
Примечание.
Удельную теплоёмкость алюминия считать равной 

Решение.

Для на­гре­ва­ния чайника необходимо

 

Для на­гре­ва­ния воды:

 

Всего потребуется

 

Ответ: 723,52 кДж.

11. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40 °С при нормальном атмосферном давлении?

Решение.

В данном случае тепло отдавали пар и получившаяся из него вода. Пар отдал:

 

вода отдала:
 

 

Таким образом:

 

Ответ: 5104 кДж.

12. Какое ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство теп­ло­ты не­об­хо­ди­мо для пре­вра­ще­ния в воду 500 г льда, взя­то­го при тем­пе­ра­ту­ре −10 °С? По­те­ря­ми энер­гии на на­гре­ва­ние окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха пренебречь.

Решение.

Для на­гре­ва­ния льда до тем­пе­ра­ту­ры плав­ле­ния необходимо:

 

Для пре­вра­ще­ния льда в воду:

 

Таким образом:

 

Ответ: 175 500 Дж.

13. В сосуд с водой по­ло­жи­ли кусок льда. Ка­ко­во от­но­ше­ние массы льда к массе воды, если весь лёд рас­та­ял и в со­су­де уста­но­ви­лась тем­пе­ра­ту­ра 0 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щим воз­ду­хом пренебречь. На­чаль­ные тем­пе­ра­ту­ры воды и льда опре­де­ли­те из гра­фи­ка за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры t от вре­ме­ни τ для воды и льда в про­цес­се теплообмена.

Решение.

Лёд рас­та­ет за счёт того, что вода будет осты­вать и тем самым от­да­вать своё тепло. За­пи­шем это в фор­муль­ном виде:  где  — теп­ло­ём­кость воды,  — удель­ная теплота плав­ле­ния льда,  — масса воды и льда соответственно.

Читайте также:  Зажим сосудов в шейном отделе

Таким образом, 

 
Ответ: 0,42.

14. Как из­ме­нит­ся внут­рен­няя энер­гия 500 г воды, взя­той при 20°С, при её пре­вра­ще­нии в лёд при тем­пе­ра­ту­ре 0 °С?

Решение.

При охлаждении воды до 0 °С выделится количество теплоты, равное:

 

Затем при кристаллизации воды выделится количество теплоты, равное:

 

Таким образом, всего вода отдаст  теплоты.

 
Ответ: 207 кДж.

15. В ста­кан мас­сой 100 г, долго сто­яв­ший на улице, на­ли­ли 200 г воды из лужи при тем­пе­ра­ту­ре +10 °С и опу­сти­ли в неё кипятильник. Через 5 минут ра­бо­ты ки­пя­тиль­ни­ка вода в ста­ка­не закипела. Пре­не­бре­гая по­те­ря­ми теп­ло­ты в окру­жа­ю­щую среду, най­ди­те мощ­ность кипятильника. Удель­ная теплоёмкость ма­те­ри­а­ла ста­ка­на равна 600 Дж/(кг · °С).

16. Два од­но­род­ных ку­би­ка при­ве­ли в теп­ло­вой кон­такт друг с дру­гом (см. рисунок). Пер­вый кубик из­го­тов­лен из цинка, длина его ребра 2 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t1 = 1 °C. Вто­рой кубик из­го­тов­лен из меди, длина его ребра 3 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t2 = 74,2 °C. Пре­не­бре­гая теп­ло­об­ме­ном ку­би­ков с окру­жа­ю­щей средой, най­ди­те тем­пе­ра­ту­ру ку­би­ков после уста­нов­ле­ния теп­ло­во­го равновесия.

Примечание.

Плотности цинка и меди соответственно: 

Удельные теплоёмкости цинка и меди соответственно: 

Решение.

При на­гре­ва­нии(охлаждении) тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет(отдаёт) ко­ли­че­ство теп­ло­ты  Более го­ря­чее тело передаёт тепло более холодному, за­пи­шем урав­не­ние теп­ло­во­го баланса:  Заметим, что теплоёмкости цинка и меди равны, по­это­му их можно сократить. Рас­кро­ем скобки:

 

Найдём массы кубиков:

 

Подставим эти зна­че­ния в фор­му­лу для ко­неч­ной температуры:

 

Ответ: 

17. Сколько лит­ров воды при 83 °С нужно до­ба­вить к 4 л воды при 20 °С, чтобы по­лу­чить воду тем­пе­ра­ту­рой 65 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей средой пренебречь.

Решение.

Плотность воды равна 1 кг/л, теп­ло­ем­кость равна 4 200 Дж/кг. Таким образом, из­на­чаль­но мы имеем m0 = 4 кг воды при тем­пе­ра­ту­ре t0 = 20 °C. До­бав­ля­ет­ся некоторое ко­ли­че­ство воды мас­сой m1 при тем­пе­ра­ту­ре t1 = 83 °C. Ко­неч­ная температура смеси равна tкон, а её масса m+ m1.

Составим урав­не­ние теплового ба­лан­са для процесса:

 — от­дан­ное в про­цес­се тепло;
 — по­лу­чен­ное в про­цес­се тепло;

.
 

Таким образом,

 

следовательно, не­об­хо­ди­мо 10 л воды.
 
Ответ: 10.

18. В тон­ко­стен­ный сосуд на­ли­ли воду мас­сой 1 кг, по­ста­ви­ли его на элек­три­че­скую плит­ку и на­ча­ли нагревать. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры воды t от вре­ме­ни τ. Най­ди­те мощ­ность плитки. По­те­ря­ми теп­ло­ты и теплоёмкостью со­су­да пренебречь.

Решение.

Мощность, это от­но­ше­ние теп­ло­ты ко времени, за ко­то­рую эта теп­ло­та по­лу­че­на  Теплота, по­лу­чен­ная телом при на­гре­ва­нии на тем­пе­ра­ту­ру  рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле  Ис­поль­зуя график, найдём мощ­ность плитки:

 

Ответ: 700 Вт.

19. 3 л воды, взя­той при тем­пе­ра­ту­ре 20 °С, сме­ша­ли с водой при тем­пе­ра­ту­ре 100 °С. Тем­пе­ра­ту­ра смеси ока­за­лась рав­ной 40 °С. Чему равна масса го­ря­чей воды? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей сре­дой пренебречь.

Решение.

Более хо­лод­ная вода на­гре­лась за счет осты­ва­ния го­ря­чей воды: . Масса воды вы­чис­ля­ет­ся по формуле: 

Выражаем массу го­ря­чей воды: 

 
Ответ: 1.

20. Килограммовый кусок льда внесли с мороза в тёплое помещение. Зависимость температуры льда от времени представлена на рисунке. Какое количество теплоты было получено в интервале времени от 50 мин до 60 мин?

Решение.

Исходя из графика, в интервале от 50 до 60 минут происходил нагрев воды от 0 °C до 20 °C. Вычислим количество теплоты:

 

Ответ: 84 кДж.

21. В ста­кан мас­сой 100 г, долго сто­яв­ший на столе в комнате, на­ли­ли 200 г воды при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре +20 °С и опу­сти­ли в неё ки­пя­тиль­ник мощ­но­стью 300 Вт. Через 4 ми­ну­ты ра­бо­ты ки­пя­тиль­ни­ка вода в ста­ка­не закипела. Пре­не­бре­гая по­те­ря­ми теп­ло­ты в окру­жа­ю­щую среду, най­ди­те удель­ную теплоёмкость ма­те­ри­а­ла стакана.

22. Два од­но­род­ных ку­би­ка при­ве­ли в теп­ло­вой кон­такт друг с дру­гом. Пер­вый кубик из­го­тов­лен из меди, длина его ребра 3 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t1 = 2 °C. Вто­рой кубик из­го­тов­лен из алюминия, длина его ребра 4 см, а на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра t2 = 74 °C. Пре­не­бре­гая теп­ло­об­ме­ном ку­би­ков с окру­жа­ю­щей средой, най­ди­те тем­пе­ра­ту­ру ку­би­ков после уста­нов­ле­ния теп­ло­во­го равновесия.

Примечание.

Плотности алю­ми­ния и меди соответственно: 

Удельные теплоёмкости алю­ми­ния и меди соответственно: 

Решение.

При на­гре­ва­нии(охлаждении) тела на тем­пе­ра­ту­ру  тело по­лу­ча­ет(отдаёт) ко­ли­че­ство теп­ло­ты  Более го­ря­чее тело передаёт тепло более холодному, за­пи­шем урав­не­ние теп­ло­во­го баланса:  Рас­кро­ем скобки:

 

Найдём массы кубиков:

 

Подставим эти зна­че­ния в фор­му­лу для ко­неч­ной температуры:

 

Ответ: 

23. Двигатель трак­то­ра со­вер­шил по­лез­ную ра­бо­ту 23 МДж, из­рас­хо­до­вав при этом 2 кг бензина. Най­ди­те КПД дви­га­те­ля трактора.

Решение.

При сго­ра­нии 2 кг бен­зи­на вы­де­ля­ет­ся  теплоты, где  — удель­ная теп­ло­та сго­ра­ния бензина. КПД рас­счи­ты­ва­ет­ся по формуле: 

 
Ответ: 25 %.

24. Автомобиль УАЗ из­рас­хо­до­вал 30 кг бен­зи­на за 2 ч. езды. Чему равна мощ­ность дви­га­те­ля автомобиля, если его КПД со­став­ля­ет 30%? (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния бен­зи­на 4,6·107Дж/кг).

Решение.

Энергия, по­лу­чен­ная дви­га­те­лем от 30 кг бен­зи­на  КПД опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние по­лез­ной ра­бо­ты к энергии, по­треб­ля­е­мой дви­га­те­лем  Мощ­ность дви­га­те­ля — это от­но­ше­ние по­лез­ной ра­бо­ты со­вер­ша­е­мой дви­га­те­лем ко времени:

 

Ответ: 57,5 кВт.

25. В сосуд с водой по­ло­жи­ли кусок льда. Ка­ко­во от­но­ше­ние массы воды к массе льда, если весь лёд рас­та­ял и в со­су­де уста­но­ви­лась тем­пе­ра­ту­ра 0 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щим воз­ду­хом пренебречь. На­чаль­ную тем­пе­ра­ту­ру воды и льда опре­де­ли­те из гра­фи­ка за­ви­си­мо­сти  от вре­ме­ни  для воды и льда в про­цес­се теплообмена.

Решение.

Лед рас­та­ет за счёт того, что вода будет осты­вать и тем самым от­да­вать своё тепло. За­пи­шем это в фор­муль­ном виде:  где  — удель­ная теп­лоём­кость воды,  — удель­ная теплота плав­ле­ния льда,  — масса воды и льда соответственно.

Таким образом, 

 
Ответ: 2,38.

Источник