В сосуд помещено 10 пар мух

1. В один сосуд помещено 10 пар мух дрозофилы из линии с ре­цессивными коричневыми глазами и 50 пар — из линии дикого типа с доминантными красными глазами. Какое будет соотношение фе­нотипов в F5 при условии панмиксии?

 А если исходное соотношение мух — 50 пар с коричневыми гла­зами и 10 пар дикого типа?

2. Группа состоит из 10% особей с генотипом АА и 90% с гено­типом аа. Показать, что в условиях панмиксии в первом же по­колении возникает равновесие генотипов АА, аа и Аа, подчиняю­щееся закону Харди—Вайнберга. Установить частоты (в долях единицы) этих трех генотипов в популяции после установления равновесия.

3. Группа состоит из 80% особей с генотипом DD и 20% – с ге­нотипом dd. Показать, что в условиях панмиксии в первом же поко­лении установится равновесие генотипов DD, dd, Dd. Определить частоты этих трех генотипов после установления равновесия попу­ляции, выразив частоты в долях единицы.

4. Что должно произойти с популяцией, подчиняющейся правилу Харди—Вайнберга, за 10 поколений, если исходное соотношение генотипов 25% АА; 25% аа и 50% Аа?

5. Напишите генотипическую структуру панмиктической попу­ляции в F3, если исходное соотношение генотипов было: 2АА : 1 Аа : 3аа

6. Две популяции имеют следующие генотипические частоты: первая —0,24АА; 0,32Аа и 0,44аа; вторая — 0,ЗЗАА; 0,14Аа и 0,53 аа. Каково будет соотношение генотипов в следующем поколе­нии при условии панмиксии?

7. Имеются три группы особей со следующей частотой гено­типов:

 60% особей РР и 40%— рр;

 50% особей РР, 30% — Рр и 20% рр;

 30% особей РР, 40%— Рр и 30% pp.

 Определить, какие частоты (в %) генотипов РР, Рр, рр уста­новятся во втором поколении в каждой из трех групп при условии панмиксии.

8. Соотношение генотипов в выборке следующее: 1 АА и 1 аа. Определите генотипическую структуру F5 в случае самоопыления и панмиксии.

9. Соотношение генотипов в выборке следующее: 10 аа, I АА и 10 Аа. Определите генотипическую структуру F3 в случае само­опыления и панмиксии.

10. Соотношение генотипов в выборке следующее: 10 АА, I аа и 1 Аа. Определите соотношение генотипов в  F3  в случае самоопыле­ния и панмиксии.

11. Где легче отобрать доминантные гомозиготные опушенные растения — у ржи (перекрестник) или у пшеницы (самоопыли­тель)?

12.  В какой популяции больше шансов найти гетерозиготные формы — ржи или пшеницы?

13. При изучении панмиктической популяции было установлено, что гомозиготы по рецессивным генам (а, b, с, d, e) встречаются в популяции со следующей частотой: аа—10%, bb—1,0%, cc—0,1%, dd—0,01%, ее—0,001%. Предлагается вычислить для каждого из пяти генов частоты доминантных и рецессивных, аллелей и генотипическую структуру популяции.

14. У крупного рогатого скота породы шортгорн генотип RR имеет красную масть, Rr — чалую и rr —белую. В этой породе было зарегистрировано 4169 красных .животных, 3780 чалых и 756 белых. Определите частоты аллелей R и r, выразив их в %.

15. В трех популяциях человека частота генотипов при неполном доминировании аллелей М и N составили

в первой популяции:     ММ — 25%; NN — 25%; MN — 50%;

во второй популяции:   ММ — 49%; NN — 4%;   MN — 47%;

в третьей популяции:    ММ — 4%;   NN — 81%; MN — 15%.

Определить частоты аллелей М и N в каждой из этих популяций, выразив их в долях единицы.

16. В панмиктической популяции соотношения трех аллелей следующие: 1 А : la; 99 В : l b и 1 D : 99 d. Определите частоты разных генотипов по каждой паре аллелей.

Источник

В. установлении риска заболеть у здоровых родственников пробанда

Г. А, Б, В

       530. Цитогенетический метод используется для:

А. обнаружения генных мутаций

Б. обнаружения микроаберраций хромосом

В. изучения кариотипа

Г. Б, В

       531. Биохимический метод используется для:

А. анализа кариотипа

Б. определения уровня ферментов – первичных продуктов гена

В. диагностики врожденных нарушений обмена у плода или ребенка, установления зиготности

Г. Б, В

       534. Почему аутосомно-доминантный тип наследования иногда называют вертикальным?

А. передача патологического признака происходит из поколения в поколение

Б. в родословных нередко можно обнаружить «пропуск поколения»

В. родители передают свое заболевание детям

Г. высокий уровень появления признака у членов одного поколения (например, внуков)

       536. Чем можно объяснить рождение ребенка с аутосомно-доминантным заболеванием у двух здоровых родителей?

А. новой мутацией в половой клетке

Б. неполной пенетрантностью патологического фенотипа

В. варьирующей экспрессивностью данного гена, его малой выраженностью у одного из родителей, считающего себя здоровым

Г. А, Б, В

Генетика популяций.

       582. Закон Харди-Вайнберга был предложен в:

А. 1908г.

Б. 1911г.

В. 1914г.

Г. 1916г.

       583. Генофонд вида составляют

А. совокупность генов популяции

Б. генофонды популяций одного вида

В. генофонды чистых линий

Г. генетический груз популяций одного вида

       584. Популяции, в которых происходит случайное, ничем не ограниченное скрещивание (свободный выбор партнера), называются:

А. идеальными

Б. панмиксными

В. свободными

Г. изоляты

       585. Популяции, бесконечно большие по численности особей, с полной панмиксией, отсутствием мутаций и естественного отбора, называются:

А. идеальными

Б. панмиксными

В. свободными

Г. изоляты

       586. Формулировка закона Харди-Вайнберга:

А. соотношение гомо- и гетерозигот не меняется в последующих поколениях так как исходные данные одинаковые

Б. в идеальной популяции частоты генов и генотипов находятся в равновесии и не изменяются в ряду поколений

Читайте также:  Кт при заболеваниях сосудов

В. в панмиксной популяции из поколения в поколение генетические классы множественных аллелей встречаются с одинаковой частотой

Г. в панмиксной популяции доли разных генотипов не могут неограниченно долго оставаться постоянными.

       587. Закон Харди-Вайнберга не выполняется в случае:

А. нарушения панмиксии и малочисленности популяции

Б. нет полной изоляции популяций, т.е. имеет место частичное перемешивание разных популяций

В. возникновение мутаций и наличие отбора

Г. А, Б, В

       588. Насыщенность популяций рецессивными мутациями – это ___, что имеет большое значение для выживания вида.

А. генетический груз

Б. генофонд популяции

В. генофонд вида

Г. дрейф генов

       589. Случайные колебания частот генов в малых популяциях – это:

А. популяционные волны

Б. иммиграция

В. эммиграция

Г. дрейф генов

       590. ___ способствует дивергенции – разделению популяций на отдельные группы и изменению частот генотипов.

А. иммиграция

Б. эмиграция

В. изоляция

Г. дрейф генов

       591. Малые популяции человека ___ насчитывают 1,5-4 тыс. человек, а ___ до 1,5 тыс. человек.

А. изоляты; демы

Б. демы; изоляты

В. иммигранты; эммигранты

Г. демы; эммигранты

       592. К инцестным бракам относят браки между:

А. родные брат х сестра

Б. отец х дочь

В. мать х сын

Г. родственниками I степени родства

       593. Кровнородственные браки – это браки между:

А. двоюродные брат х сестра

Б. троюродные брат х сестра

В. родные брат х сестра

Г. родственниками II и III степени родства

       594. Если в популяции изменяется соотношение различных генотипов, то речь идет о:

А. эммиграции

Б. иммиграции

В. дрейфе генов

Г. популяционных волнах

       595. ___ поставляет новые аллели или новые комбинации генотипов.

А. эммиграция

Б. иммиграция

В. дрейф генов

Г. изоляция

       596. Сколько процентов людей в настоящее время не вносят свой вклад в генофонд будущих поколений?

А. 25%

Б. 50%

В. 75%

Г. 2,5%

Решение задач по теме «Генетика популяций».

       602. Популяция состоит из 80% особей с генотипом АА и 20% с генотипом аа. Определите частоты генотипов АА, Аа, аа после установления равновесия в популяции.

А. р2 (АА)= 0,64, 2рq (Аа)=0,32, q2 (аа)=0,04

Б. АА=0,32; Аа=0,64; аа=0,4

В. АА=0,99; АА=0,1; Аа=0,97

Г. Аа=2%; АА=97%; аа=1%

       603. Вычислите частоту доминантного аллеля и рецессивного в выборке из популяции, где 400 особей (СС) и 100 особей (сс).

А. р=0,8; q=0,2

Б. р=0,7; q=0,3

В. р=0,9; q=0,1

Г. р=0,6; q=0,4

       604. Вычислите частоту доминантногоаллеля и рецессивного в выборке из популяции, где 700 особей (АА) и 300 особей (аа).

А. р=0,8; q=0,2

Б. р=0,7; q=0,3

В. р=0,9; q=0,1

Г. р=0,6; q=0,4

       605. Вычислите частоту доминантного аллеля и рецессивного в выборке из популяции, где 180 особей (ММ) и 20 особей (mm).

А. р=0,8; q=0,2

Б. р=0,7; q=0,3

В. р=0,9; q=0,1

Г. р=0,6; q=0,4

       606. Вычислите частоту доминантногоаллеля и рецессивного в выборке из популяции, где 60 особей (NN) и 40 особей (nn).

А. р=0,8; q=0,2

Б. р=0,7; q=0,3

В. р=0,9; q=0,1

Г. р=0,6; q=0,4

       607. В одной панмиктической популяции частота аллеля равна 0,2, а в другой – 0,8. В какой популяции больше гетерозигот?

А. в 1-ой больше

Б. во 2-ой больше

В. одинаково

Г. невозможно посчитать

       608. Вычислите частоты аллелей (р) и (q) в популяции: АА=36%, Аа=48%, аа=16%.

А. р=0,6; q=0,4

Б. р=0,8; q=0,2

В. р=0,7; q=0,3

Г. р=0,9; q=0,1

       609. Вычислите частоты аллелей (р) и (q) в популяции: АА=64%, Аа=32%, аа=4%:

А. р=0,6; q=0,4

Б. р=0,8; q=0,2

В. р=0,7; q=0,3

Г. р=0,9; q=0,1

       610. Вычислите частоты аллелей (р) и (q) в популяции: АА=49%, Аа=42%, аа=9%:

А. р=0,6; q=0,4

Б. р=0,8; q=0,2

В. р=0,7; q=0,3

Г. р=0,9; q=0,1

       611. Выборка растений оказалась состоящей из 128 гетерозигот (Кк). Определить частоту доминантногоаллеля и частоту рецессивного аллеля.

А. р=50%; q=50%

Б. р=70%; q=30%

В. р=60%; q=40%

Г. р=75%; q=25%

612. В один сосуд помещено 10 пар мух дрозофил из линии с рецессивными коричневыми глазами и 40 пар из красноглазой линии. Какое соотношение фенотипов будет в F5 при условии панмиксии?

А. 0,94 красноглазых и 0,6 коричневоглазых

Б. 0,96 красноглазых и 0,04 коричневоглазых

В. 0,92 красноглазых и 0,08 коричневоглазых

Г. 0,91 красноглазых и 0,9 коричневоглазых

613. Популяция состоит из 10000 особей (АА), 20000 (Аа) и 20000 (аа). Годовой приплод составляет 25000 детенышей. Каков состав этого приплода по генотипу?                             

А. АА=4000; аа=9000; Аа=12000

Б. АА=6000; аа=7000; Аа=12000

В. АА=5000; аа=1000; Аа=10000

Г. АА=7000; аа=8000; Аа=10000

       614. В некоторой популяции 1000 особей имеют генотип СС, 2000 особей – генотип (Сс) и 7000 особей – (сс). Определите частоту аллелей (С) и (с).

А. С-0,25; с-0,75

Б. С-0,2; с-0,8

В. С-0,35; с-0,65

Г. С-0,3; с-0,7

Генетика и селекция.

       615. Из ___ видов растений, которые могли быть использованы как источники питания, только ___ видов служат основными продовольственными культурами.

А. 3 тыс.; 30

Б. 5 тыс.; 50

В. 4 тыс.; 40

Г. 2 тыс.; 20

       616. Успех селекции обуславливается достижениями генетики. Кроме традиционных методов в селекции используются:

Читайте также:  Средства для укрепления венозных сосудов

А. экспериментальная полиплоидия и индуцированный мутагенез

Б. гетерозис (в сочетании с ЦМС), моно- и полисомный анализ

В. биохимические и биотехнологические методы

Г. А, Б, В

       617. Большой вклад в развитие генетики и селекции растений внесли ученые:

А. Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, О.В. Гаркави

Б. Н. В. Цицин, А.Р. Жебрак, А.А. Сапегин

В. М. И, Вавилов, Б.Л. Астауров, Н.В. Цицин

Г. Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин, Б.Н. Васин

       618. Большой вклад в развитие генетики и селекции животных внесли ученые:

А. Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, О.В. Гаркави

Б. Н. В. Цицин, А.Р. Жебрак, А.А. Сапегин

В. М. И, Вавилов, Б.Л. Астауров, Н.В. Цицин

Г. Н.И. Вавилов, И.В. Мичурин, Б.Н. Васин

       619. Термин «гетерозис» был предложен:

А. в 1914г. Т.Шеллом

Б. в 18 веке Кельрейтером

В. в 1935г. Н.И. Вавиловым

Г. в 1910г. В.В. Талановым

       620. Первые опыты по изучению гетерозиса в СНГ проводились:

А. в 1914г. Т.Шеллом

Б. в 18 веке Кельрейтером

В. в 1935г. Н.И. Вавиловым

Г. в 1910г. В.В. Талановым

       621. Впервые явление гетерозиса описано:

А. в 1914г. Т.Шеллом

Б. в 18 веке Кельрейтером

В. в 1935г. Н.И. Вавиловым

Г. в 1910г. В.В. Талановым

       622. Н.И. Вавиловым была собрана коллекция растений из ___ образцов, принадлежащих к ___ видам.

А. 20 тыс., 140

Б. 30 тыс., 180

В. 10 тыс., 90

Г. 40 тыс., 210

       623. Н.И. Вавилов совершил ___ экспедиций по миру и ___ по территории СССР.

А. 40; 80

Б. 60; 140

В. 50; 110

Г. 70; 160

       624. Метод выращивания растений в специальных сосудах или климатических камерах – фитотронах называется:

А. биотехнологический

Б. вегетационный

В. полевого опыта

Г. новообразованний

       625. К биотехнологическим методам селекции относятся:



Источник

1. В один сосуд помещено 10 пар мух дрозофилы из линии с ре­цессивными коричневыми глазами и 50 пар — из линии дикого типа с доминантными красными глазами. Какое будет соотношение фе­нотипов в F5 при условии панмиксии?

А если исходное соотношение мух — 50 пар с коричневыми гла­зами и 10 пар дикого типа?

2. Группа состоит из 10% особей с генотипом АА и 90% с гено­типом аа. Показать, что в условиях панмиксии в первом же по­колении возникает равновесие генотипов АА, аа и Аа, подчиняю­щееся закону Харди—Вайнберга. Установить частоты (в долях единицы) этих трех генотипов в популяции после установления равновесия.

3. Группа состоит из 80% особей с генотипом DD и 20% – с ге­нотипом dd. Показать, что в условиях панмиксии в первом же поко­лении установится равновесие генотипов DD, dd, Dd.Определить частоты этих трех генотипов после установления равновесия попу­ляции, выразив частоты в долях единицы.

4. Что должно произойти с популяцией, подчиняющейся правилу Харди—Вайнберга, за 10 поколений, если исходное соотношение генотипов 25% АА; 25% аа и 50% Аа?

5. Напишите генотипическую структуру панмиктической попу­ляции в F3, если исходное соотношение генотипов было: 2АА : 1 Аа : 3аа

6. Две популяции имеют следующие генотипические частоты: первая —0,24АА; 0,32Аа и 0,44аа; вторая — 0,ЗЗАА; 0,14Аа и 0,53 аа. Каково будет соотношение генотипов в следующем поколе­нии при условии панмиксии?

7. Имеются три группы особей со следующей частотой гено­типов:

60% особей РР и 40%— рр;

50% особей РР, 30% — Рр и 20% рр;

30% особей РР, 40%— Рр и 30% pp.

Определить, какие частоты (в %) генотипов РР, Рр, рр уста­новятся во втором поколении в каждой из трех групп при условии панмиксии.

8. Соотношение генотипов в выборке следующее: 1 АА и 1 аа.Определите генотипическую структуру F5 в случае самоопыления и панмиксии.

9. Соотношение генотипов в выборке следующее: 10 аа, I АА и 10Аа. Определите генотипическую структуру F3 в случае само­опыления и панмиксии.

10. Соотношение генотипов в выборке следующее: 10 АА, I аа и 1Аа. Определите соотношение генотипов в  F3  в случае самоопыле­ния и панмиксии.

11. Где легче отобрать доминантные гомозиготные опушенные растения — у ржи (перекрестник) или у пшеницы (самоопыли­тель)?

12.  В какой популяции больше шансов найти гетерозиготные формы — ржи или пшеницы?

13. При изучении панмиктической популяции было установлено, что гомозиготы по рецессивным генам (а, b, с, d, e) встречаются в популяции со следующей частотой: аа—10%, bb—1,0%, cc—0,1%, dd—0,01%, ее—0,001%. Предлагается вычислить для каждого из пяти генов частоты доминантных и рецессивных, аллелей и генотипическую структуру популяции.

14. У крупного рогатого скота породы шортгорн генотип RR имеет красную масть, Rr — чалую и rr —белую. В этой породе было зарегистрировано 4169 красных .животных, 3780 чалых и 756 белых. Определите частоты аллелей R и r, выразив их в %.

15. В трех популяциях человека частота генотипов при неполном доминировании аллелей М и N составили

в первой популяции:     ММ — 25%; NN — 25%; MN — 50%;

во второй популяции:   ММ — 49%; NN — 4%;   MN — 47%;

в третьей популяции:    ММ — 4%;   NN — 81%; MN — 15%.

Определить частоты аллелей М и N в каждой из этих популяций, выразив их в долях единицы.

16. В панмиктической популяции соотношения трех аллелей следующие: 1 А : la; 99 В : l b и 1 D : 99 d. Определите частоты разных генотипов по каждой паре аллелей.

Источник

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Читайте также:  Как лечат вены и сосуды на ногах

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник