В сосуд с водой налили 6 л 64 ного раствора спирта

Урок 15. Текстовые задачи. Смеси

Домашнее задание из В.В. Ткачук “Математика – абитуриенту”

  1. От двух однородных кусков сплава с различным процентным содержанием меди, весящих соответственно m и n кг, отрезано по куску равного веса. Каждый из отрезанных кусков был сплавлен с остатком другого куска, после чего процентное содержание меди в получившихся сплавах стало одинаковым. Сколько весил каждый из отрезанных кусков?
  2. [3] В сосуд с чистой водой налили 6 литров 64%-ного (по объему) раствора спирта, а затем после полного перемешивания вылили равное количество (т.е. 6 литров) получившегося раствора. Сколько воды было первоначально в сосуде, если после троекратного повторения этой операции в сосуде получился 37%-ный раствор спирта?
  3.  В баке находится 100 литров смеси кислоты с водой. Из бака отлили часть смеси и добавили равное по объему количество воды, которое на 10 литров превышает первоначальное количество кислоты в смеси.  Затем снова отлили такое же количество смеси, как в первый раз, в результате чего количество кислоты в баке уменьшилось в 4 раза по сравнению с количеством ее в исходной смеси. Определить количество воды в исходной смеси.
  4. [3] В двух различных емкостях содержались смеси воды и песка, причем в первой емкости было 1000 кг смеси, а во второй – 1960 кг. В обе емкости добавили воды. При этом процентное содержание песка в смесях уменьшилось в k раз в первой емкости и в p раз во второй. О числах k иp известно только, что kp=9-k. Найти наименьшее количество воды, которое могло быть долито в обе емкости вместе.
  5. Свежие фрукты содержат 72% воды, а сухие – 20%. Сколько сухих фруктов получится из 20 кг свежих фруктов?
  6. Имеются два слитка золота с серебром. Процентное содержание золота в первом слитке в два с половиной раза больше, чем процентное содержание золота во втором слитке. Если сплавить оба слитка вместе, то получится слиток, в котором будет 40% золота. Найти, во сколько раз первый слиток тяжелее второго, если известно, что при сплавке равных по весу частей первого и второго слитков получается сплав, в котором 35% золота.
  7. Имеются два раствора серной кислоты в воде, первый – 40% -ный, второй – 60%-ный. Эти два раствора смешали, после чего добавили 5 кг чистой воды и получили 20%-ный раствор. Если бы вместо 5 кг чистой воды добавили 5 кг 80%-ного раствора, то получился бы 70%-ный раствор. Сколько было 40%-ного и 60%-ного растворов?
  8.  Сплавляя два одинаковых по весу куска чугуна с разным содержанием хрома, получили сплав, в котором 12 кг хрома. Если бы первый кусок был в два раза тяжелее, то в сплаве содержалось бы 16 кг хрома. Известно, что содержание хрома в первом куске на 5% меньше, чем во втором. Найти процентное содержание хрома в каждом из кусков.
  9. Для приготовления смеси из двух жидкостей А и В было взято 16 литров жидкости А и разлито в два сосуда объемом по 16 литров каждый. Затем первый сосуд был долит жидкостью В и произведено перемешивание. Полученной смесью был дополнен сверху второй сосуд. Если отлить из второго сосуда в первый 8 литров получившийся смеси, то в первом сосуде будет жидкости А на три литра больше, чем во втором. Сколько всего использовано жидкости В для приготовления смеси?
  10. Имеются два бака. Первый наполнен чистым глицерином, второй – водой. Взяли два трехлитровых ковша, зачерпнули первым полным ковшом глицерин из первого бака, а вторым полным ковшом зачерпнули воду из второго бака. После этого содержимое первого ковша влили во второй бак, а содержимое второго ковша – в первый. После перемешивания эту процедуру повторили. В результате половину объема первого бака занял чистый глицерин. Найти объемы баков, если известно, что их суммарный объем в 10 раз больше объема первого бака.
  11. Имеются два сплава, состоящих из цинка, меди и олова. Первый сплав содержит 40% олова, второй – 26% меди. Процентное содержание цинка в первом и втором сплавах одинаково. Сплавив 150 кг первого сплава и 250 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 30% цинка. Сколько кг олова в новом сплаве?
  12. [2] Имеются три сплава. Первый сплав содержит 60% алюминия, 15% меди и 25% магния; второй – 30% меди и 70% магния; третий – 45% алюминия и 55% магния. Из них необходимо приготовить новый сплав, содержащий 20% меди. Какое наименьшее и какое наибольшее процентное содержание алюминия может быть в этом новом сплаве?
  13.  Имеются два раствора одной и той же соли в воде.  Для получения смеси, содержащей 10 г соли и 90 г воды, берут первого раствора по весу вдвое больше, чем второго. Через неделю из каждого килограмма первого и второго растворов испарилось по 200 г воды, и для получения такой же смеси, как и раньше, требуется первого раствора уже вчетверо больше по весу, чем второго. Сколько г соли содержалось первоначально в 100 г каждого раствора?
  14. Имеются два слитка сплавов меди и олова. Первый весит 3 кг и содержит 40% меди, второй весит 7 кг и содержит 30% меди. Какого веса нужно взять куски этих слитков, чтобы после их переплавки получить 8 кг сплава, содержащего r% меди? При каких r задача имеет решение?
  15. Имеются три слитка золота с серебром. Известно, что количество золота в 2 г сплава из третьего слитка то же самое, что во взятых вместе 1 г сплава из первого слитка и 1 г сплава из второго слитка. Вес третьего слитка равен суммарному весу части первого слитка, содержащей 10 г золота и части второго слитка, содержащей 80 г золота. Третий слиток в четыре раза тяжелее первого и содержит    75 г золота. Сколько золота содержит первый слиток?
  16. [2] Даны две смеси, состоящие из одних и тех же веществ А, Б, В, но взятых в различных весовых соотношениях. В первой смеси вещества А в два раза меньше, чем вещества Б, и в три раза меньше, чем вещества В. Во второй смеси вещества Б в три раза меньше, чем вещества А, и в два раза меньше, чем вещества В. Сколько следует взять каждой смеси и сколько добавить вещества Б, чтобы получить 7 кг новой смеси, в которой вещества А в три раза меньше, чем вещества Б и в два раза меньше, чем вещества В?
  17. Есть два слитка – сплавы цинка с медью. Вес первого – 2 кг, второго – 3 кг.  Эти два слитка сплавили вместе с 5 кг сплава цинка с медью, в котором цинка было 45%, и получили сплав, в котором цинка стало 50%. Если бы процентное содержание цинка в первом слитке было равно процентному содержанию цинка во втором, а процентное содержание цинка во втором было такое же, как в первом (то есть их процентные содержания поменялись), то сплавив эти два слитка с 5 кг сплава, в котором содержится 60% цинка, получили бы сплав, в котором цинка содержится 55%. Найти процентное содержание цинка в первом и во втором слитках.
  18. В пустой резервуар по двум трубам одновременно начинают поступать чистая вода и раствор кислоты постоянной концентрации. После наполнения резервуара в нем получился 5% раствор кислоты. Если бы в тот момент, когда резервуар был наполнен наполовину, подачу воды прекратили, то после наполнения резервуара получили бы 10%-ный раствор кислоты. Определить, какая труба и во сколько раз подаёт раствор быстрее.
  19. Две трубы, работая вместе, подают в бак 100 литров жидкости в минуту. Имеются два раствора кислоты – сильный и слабый. Если смешать по 10 литров каждого раствора и 20 л воды, то получится 40 литров 20%-ного раствора. Известно также, что если в течение часа подавать в первоначально пустой бак по первой трубе слабый раствор, а по второй – сильный, то получится 30%-ный раствор кислоты. Какой концентрации ( в процентах) получится кислота, если в течение часа первоначально подавать в пустой бак по первой трубе сильный, а по второй трубе – слабый растворы? (Считать, что при смешивании воды и кислоты объем не меняется)
Читайте также:  Узи по кровеносным сосудам

Ответы к домашнему заданию урока 15 из В.В. Ткачук “Математика – абитуриенту”

  1. mn/(m+n) кг
  2. 18 л
  3. 60 л
  4. 3480 кг
  5. 7 кг
  6. первый в 2 раза тяжелее второго слитка
  7. 40% – 1 кг и 60% – 2 кг
  8. 5%, 10%
  9. 4 л
  10. 10 л и 90 л
  11. 170 кг
  12. 15% и 40%
  13. 5 г и 20 г
  14. 0,8r-24; 32-0,8r,  
  15. 12,5 г
  16. 4 кг 1-й смеси, 1 кг 2-й смеси и 2 кг вещества Б
  17. 40% и 65%
  18. первая труба в два раза быстрее
  19. 50%

Источник

Математику нельзя изучать,
наблюдая, как это делает сосед.
А.Нивен.

Цель урока: Создание условий для выработки
алгоритма решения задач на смеси, сплавы,
растворы.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Обобщение и систематизация знаний, умений и
    навыков учащихся по теме “Решение задач на
    смеси, сплавы, растворы”;
  • Формирование умений и навыков применения
    знаний в нестандартной ситуации.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического
    мышления, самостоятельной учебно-познавательной
    деятельности.

Воспитывающие: Воспитывать математическую
культуру, ответственность, настойчивость в
учебе.

Тип урока: практикум по решению задач.

Формы работы учащихся: коллективная,
индивидуальная.

Оборудование: Компьютер,
мультимедиа-проектор, дидактический раздаточный
материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эпиграф СЛАЙД 2

– Сообщение темы урока. СЛАЙД 3

– Постановка цели урока.

2. Подготовительный этап.

Повторение теоретического материала о
процентах: СЛАЙД 4

– Что такое процент? (Сотая часть числа)

– Как перевести проценты в дробь? (Разделить
количество процентов на 100)

– Как перевести дробь в проценты? (Умножить
данную дробь на 100)

– Как найти проценты от данного числа? (Проценты
перевести в дробь и умножить данное число на эту
дробь)

– Как найти число по его процентам? (Проценты
перевести в дробь и разделить данное число на эту
дробь)

Читайте также:  Когда лопаются сосуды во рту

– Как найти процентное отношение двух чисел?
(Первое число разделить на второе и результат
умножить на 100)

– Что такое концентрация вещества? (Это
величина, которая определяет содержание
компонента в сплаве, смеси, растворе)

3. Закрепление материала. Решение задач.

Рассмотрим способы решения задач:
арифметический, с помощью уравнения и с помощью
систем уравнений. СЛАЙД 5

Арифметический способ.

СЛАЙД 6. Задача 1. В сосуд, содержащий 5 литров 12
процентного водного раствора некоторого
вещества, добавили 7 литров воды. Сколько
процентов составляет концентрация
получившегося раствора?

Рассмотрим три способа решения этой задачи.

Первый способ.

объем
получившегося раствора

объем
чистого вещества в первом растворе.

концентрацияполучившегося раствора.

Второй способ. По формуле.

где концентрация
первого и второго растворов соответственно.

объемы
первого и второго растворов соответственно

Третий способ.

Объем раствора увеличился в 2,4 раза (было 5 л.,
стало 12 л. 12:5 = 2,4),

содержание вещества не изменилось, поэтому
процентная концентрация получившегося раствора
уменьшилась в 2,4 раза.12:2,4=5(%)

Ответ: 5 %.

СЛАЙД 7. Задача 2. Сколько литров воды нужно
добавить в 2 л водного раствора, содержащего 60%
кислоты, чтобы получить 20 процентный раствор
кислоты?

Объем чистой кислоты в растворе не меняется,
процентное содержание кислоты в растворе
уменьшится в 3 раза (60:20=3)

Объем раствора увеличится в 3 раза: 2 * 3=6(л)

6 – 2 = 4 (л) воды нужно добавить.

Ответ: 4 л.

СЛАЙД 8. Задача 3. Смешали 4 литра 15 процентного
водного раствора с 6 литрами 25 процентного
водного раствора этого же вещества. Сколько
процентов составляет концентрация
получившегося раствора?

Рассмотрим два способа решения этой задачи.

Первый способ. По формуле.

где концентрация
первого и второго растворов соответственно.

объемы
первого и второго растворов соответственно.

Второй способ.

объем
получившегося раствора.

объем
чистого вещества в четырех литрах раствора.

объем
чистого вещества в шести литрах раствора.

объем
чистого вещества в получившемся растворе.

концентрация получившегося раствора.

Ответ: 21%

СЛАЙД 9. Задача 4. Влажность сухой цементной
смеси на складе составляет 18%. Во время перевозки
из-за дождей влажность смеси повысилась на 2%.
Найдите массу привезенной смеси, если со склада
было отправлено 400 кг.

воды в
цементе на складе.

сухого
вещества в цементе на складе.

сухого
вещества в цементе в 328 килограммах.

масса
привезенной смеси.

Ответ: 410 кг.

Минута отдыха.

Напишите в воздухе кончиком носа свою фамилию и
имя.

Решение задач с помощью уравнения.

СЛАЙД 10. Задача 5. Сколько надо взять 5
процентного и 25 процентного раствора кислоты,
чтобы получить 4 л 10 процентного раствора
кислоты?

0,1· 4=0,4(л) – кислоты в новом растворе.

Пусть х л надо взять первого раствора. Тогда
второго – (4 – х) л, а количество
получившегося раствора 2х.

0,05х л – кислоты в первом растворе.

0,25· (4 – х) л – кислоты во втором растворе.

0,05х + 0,25· (4 – х) = 0.05х + 1 – 0,25х = (1 –
0,2х) л.

Получим уравнение

3 л надо взять первого раствора.

4 – 3 = 1 л – второго.

Ответ: 1 л, 3 л.

СЛАЙД 11. Задача 6. В сосуд емкостью 6л налито 4л
70% раствора серной кислоты. Во второй сосуд той же
емкости налито 3л 90% раствора серной кислоты.
Сколько литров раствора нужно перелить из
второго сосуда в первый, чтобы в нем получился 74%
раствор серной кислоты? Найдите все допустимые
значения процентного содержания раствора серной
кислоты в 6л раствора в первом сосуде.

Пусть х литров раствора кислоты нужно
перелить из второго сосуда в первый. Тогда в нем
станет (4 + х) литров 74 процентного раствора.

кислоты в
первом сосуде.

(0,9х) литров – кислоты нужно перелить.

(2,8 + 0,9х) литров – кислоты в новом растворе.

Учитывая, что новый раствор 74% и его объем (4 + х)
литров, то кислоты в нем (0,74·(4 + х )) литров.

Получим уравнение:

Найдем допустимые значения процентного
содержания.

Так как в первый сосуд налит 70 процентный
раствор серной кислоты, а будем доливать 90
процентный раствор, то процентное содержание
раствора будет увеличиваться.

Из второго сосуда в первый можно перелить
максимальное количество раствора кислоты – 2
литра.

кислоты в
двух литрах.

кислоты
будет в первом сосуде.

Тогда процентное содержание раствора серной
кислоты в шести литрах раствора в первом сосуде
может быть

Читайте также:  Как очисть сосуды эффективно

Ответ: 1;

СЛАЙД 12. Задача 7. Первый сплав содержит 10%
меди, второй – 40% меди. Масса второго сплава
больше массы первого на 3кг. Из этих двух сплавов
получили третий сплав, содержащий 30% меди.
Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в
килограммах.

Пусть х кг масса первого сплава. Тогда масса
второго сплава (х + 3) кг, а масса третьего
сплава (х + (х + 3)) = (2х + 3) кг.

Масса меди в первом сплаве (0,1х) кг, во втором
– (0,4·(х + 3)) кг, а в третьем – (0,3· (2х +3)) кг.

Получим уравнение:

3 кг масса первого сплава.

2 · 3 + 3 = 9 (кг) – масса третьего сплава.

Ответ: 9 кг.

СЛАЙД 13. Задача 8. Имеется два сплава золота и
серебра: в одном массы этих металлов находятся в
отношении 2:3, а в другом – в отношении 3:7. Сколько
килограммов нужно взять от каждого сплава, чтобы
получить 8 кг нового сплава, в котором золото и
серебро находились бы в отношении 5:11?

Пусть х кг масса куска, взятого от первого
сплава. Тогда масса куска, взятого от второго
сплава (8 – х) кг.

Масса золота в первом куске

Масса золота во втором куске

Масса золота в новом сплаве

Получим уравнение

1 кг нужно взять от первого сплава.

8 – 1 = 7 (кг) – от второго сплава.

Ответ: 1кг; 7 кг.

В этой задаче можно было бы составить и другие
уравнения

*

*

*

Решение задач с помощью систем уравнений

СЛАЙД 14. Задача 9. Имеется два сплава. Первый
содержит 10% никеля, второй- 30% никеля. Из этих двух
сплавов получили третий сплав массой 200 кг,
содержащий 25% никеля. На сколько килограммов
масса первого сплава меньше массы второго?

Пусть х кг масса первого сплава, у кг –
второго.

Так как масса третьего сплава 200 кг, то получим
уравнение

Масса никеля в первом сплаве (0,1х) кг, во
втором – (0,3у) кг, а в новом – 200·0,25=50 кг. Получим
второе уравнение

Получим систему уравнений:

50 кг – масса первого сплава.

150 кг – масса второго сплава.

150 – 50 = 100 (кг)

Ответ: на 100 кг.

СЛАЙД 15. Задача 10. При смешивании 30
процентного раствора серной кислоты с10
процентным раствором серной кислоты получилось
400 г 15 процентного раствора. Сколько граммов 30
процентного раствора было взято?

Пусть х г масса 30 процентного раствора
серной кислоты, а у г – 10 процентного. Получим
уравнение х + у = 400.

кислоты в
новом растворе.

кислоты в
первом растворе.

кислоты во
втором растворе.

Получим второе уравнение

Получим систему уравнений:

100 г 30 процентного раствора было взято.

Ответ:100 г.

Слайд 16. Задача 11. Имеются два слитка сплава
серебра и олова. Первый слиток содержит 360г
серебра и 40г олова, а второй слиток – 450г серебра
и 150г олова. От каждого слитка взяли по куску,
сплавили их и получили 200г сплава, в котором
оказалось 81% серебра. Определите массу (в граммах)
куска, взятого от второго слитка.

Первый слиток имеет вес 400 г, второй – 600 г.

серебра в
первом слитке (соответственно и в первом куске).

серебра во
втором слитке (соответственно и во втором куске).

Пусть х г масса куска, взятого от первого
слитка, а у г – от второго.

0,9х (г) – серебра в первом куске;

0,75у (г) – серебра во втором куске;

200 * 0,81 = 162 (г) – серебра в новом сплаве.

Получим систему уравнений:

120 г нужно взять от второго слитка.

Ответ: 120 г.

СЛАЙД 17. Задача 14. Первый раствор содержит 40%
кислоты, а второй – 60% кислоты. Смешав эти растворы
и добавив 5 л воды, получили 20 процентный раствор.
Если бы вместо воды добавили 5 л 80 процентного
раствора, то получился бы 70 процентный раствор.
Сколько литров 60 процентного раствора кислоты
было первоначально?

Пусть х л было 40 процентного, а у л – 60
процентного раствора кислоты. Тогда нового, 20
процентного раствора – (х + у + 5) л.

0,4х (л) – кислоты в первом растворе;

0,6у (л) – кислоты во втором растворе;

0,2·(х + у + 5) (л) – кислоты в новом растворе.

Получим уравнение

кислоты в 80
процентном растворе;

кислоты в
новом, 70 процентном растворе.

Получим второе уравнение

Получим систему уравнений:

2 л 60 процентного раствора было первоначально.

Ответ: 2 л.

Контроль знаний. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют работу по карточкам и сдают
на проверку.

Приложение 1

Домашнее задание.

Даются карточки с дифференцированными
заданиями.

Приложение 2

Источник