В сосуд с водой не касаясь стенок и дна плавает

Задача 4. Часть 2.

Скопировать ссылку на задачу

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.11

На рисунке изображена зависимость амплитуды установившихся колебаний маятника от частоты вынуждающей силы (резонансная кривая). Частота вынуждающей силы вначале была равна 0,5 Гц, а затем стала равна 1,0 Гц.

Во сколько раз изменилась при этом амплитуда установившихся вынужденных колебаний маятника?

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.12

Гидроакустик, находящийся на корабле, переговаривается по рации с матросом, находящимся на лодке. Расстояние между кораблем и лодкой составляет 7,5 км. Во время разговора матрос наносит удар гаечным ключом по корпусу своей лодки. Звук от этого удара гидроакустик сначала слышит через рацию, а затем — через свою гидроакустическую аппаратуру. Считая, что второй звук распространяется в воде со скоростью 1500 м/с, найдите время между ударами, которые слышит гидроакустик. (Ответ дайте в секундах.)

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.13

В сосуде с водой, не касаясь стенок и дна, плавает деревянный (сосновый) кубик с длиной ребра 10 см. Кубик вынимают из воды, заменяют половину его объёма на материал, плотность которого в 5 раз больше плотности древесины, и помещают получившийся составной кубик обратно в сосуд с водой. На сколько увеличится модуль силы Архимеда, действующей на кубик? Ответ выразите в Н. (Плотность сосны — 400 кг/м3м3.)

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.14

К левому концу невесомого стержня прикреплен груз массой 3 кг (см. рисунок).

Стержень расположили на опоре, отстоящей от его левого конца на 0,2 длины стержня. Чему равна масса груза, который надо подвесить к правому концу стержня, чтобы он находился в равновесии? (Ответ дайте в килограммах.)

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.15

Под действием силы тяжести mg груза и силы F рычаг, представленный на рисунке, находится в равновесии. Расстояния между точками приложения сил и точкой опоры, а также проекции этих расстояний на вертикальную и горизонтальную оси указаны на рисунке. Если модуль силы F равен 600 Н, то каков модуль силы тяжести, действующей на груз? (Ответ дайте в ньютонах.)

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.16

Математический маятник, колеблющийся с циклической частотой ω = 3 с−1, в нижней точке траектории имеет ускорение, равное по модулю a = 1 м/с2. Масса груза маятника m = 900 г. Чему равен запас механической энергии маятника?

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.17

Звуковой сигнал, отразившись от препятствия, вернулся обратно к источнику через 5 с после его испускания. Каково расстояние от источника до препятствия, если скорость звука в воздухе 340 м/с? (Ответ дайте в метрах.)

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.18

Кубик из резины с ребром 10 см опускают в воду. Каково отношение объёма кубика, находящегося под водой, к объёму кубика, находящегося над водой? Плотность резины 0,8 г/см3.

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.19

К горизонтальной лёгкой рейке, лежащей на двух опорах А и В, в точке О прикреплён груз массой 10 кг. Длина отрезка ОА равна 4 м, длина отрезка ОВ равна 1 м. Определите модуль силы, с которой действует на рейку опора А.

Показать ответ

Скопировать ссылку на задачу

Задача 4.20

На плавающем в воде теле объёмом 500 см3 стоит кубик массой 100 г. При этом тело погружено в воду целиком, а кубик весь находится над водой. Чему станет равным объём погружённой в воду части тела, если снять с него кубик? В обоих случаях плавание тела является установившимся. Ответ выразите в кубических сантиметрах и округлите до целого числа.

Показать ответ

Отлично, идём дальше

Перейти к следующему разделу

Источник

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

Читайте также:  Операции на сосудах рентген

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе два опыта. В первом опыте в большом сосуде с вертикальными стенками, частично заполненном водой, вначале плавал стакан, в котором находился небольшой деревянный шарик (рис. 1). Затем деревянный шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом не изменялся.

Читайте также:  Лопается сосуд на фаланге пальца

Рис. 1

Во втором опыте в стакане, который также плавал вначале в большом сосуде с водой, находился стальной шарик. Затем стальной шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом понижался.

Почему же так происходит? Дело в том, что (А)________ на дно сосуда равна весу воды, стакана и шарика. Представим себе, что мы поставили сосуд (который для простоты можно считать невесомым) с его содержимым на весы. Тогда они покажут вес содержимого, то есть вес воды, стакана и шарика вместе взятых, причём их показания не зависят от того, где находится шарик − в стакане или в сосуде с водой. С другой стороны, весы должны показывать силу, действующую на (Б)________, которая в начальной ситуации определяется только уровнем воды в сосуде.

В случае, когда из стакана перекладывают деревянный шарик, он будет плавать на поверхности воды, и действующая на дно сосуда сила будет, по-прежнему, определяться лишь (В)________. А поскольку сила не меняется, то и уровень воды должен остаться прежним.

Иным будет результат в случае, когда шарик стальной. Тяжёлый стальной шарик утонет, то есть опустится на дно сосуда. Поэтому полная сила давления будет складываться из силы давления воды и силы давления шарика. Однако полная сила не должна измениться, значит, должна уменьшиться сила давления воды. А это может произойти только в том случае, если уровень воды (Г)________.

Показать полностью

Список слов и словосочетаний:

  1. сила тяжести
  2. дно сосуда
  3. боковая поверхность сосуда
  4. уровень воды
  5. сила давления
  6. понизится
  7. повысится

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 5 тыс. раз. С ним справились 28% пользователей.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Учитель на уроке, используя палочку и два лоскутка одной и той же ткани, последовательно провёл два опыта по электризации. В первом опыте, взяв один из лоскутков ткани, учитель потёр друг о друга этот лоскуток и палочку, после чего ученики могли наблюдать взаимное притяжение между палочкой и куском ткани (рис. 1).

Рис. 1

Это объясняется тем, что в результате трения палочка и кусок ткани (А)________ и приобретают (Б)________ электрические заряды. А взаимодействие таких зарядов заключается в их взаимном (В)________.

Во втором опыте два лоскутка ткани по очереди потёрли о палочку. После этого лоскутки стали взаимно отталкиваться друг от друга (рис. 2).

Рис. 2

Так происходит потому, что оба лоскутка ткани после трения их об одну и ту же палочку, приобрели (Г)________ электрические заряды. Взаимодействие же подобных зарядов одного знака заключается в их взаимном отталкивании.

Список слов и словосочетаний:

  1. притяжение
  2. отталкивание
  3. электризуются
  4. намагничиваются
  5. свободные электроны
  6. противоположные по знаку
  7. одинаковые по знаку

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 2 тыс. раз. С ним справились 65% пользователей.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Учитель на уроке, используя две одинаковые лёгкие палочки и кусок шёлковой ткани, последовательно провёл два опыта по электризации.
В первом опыте, взяв одну из палочек, учитель потёр друг о друга шёлковую ткань и эту палочку, после чего ученики могли наблюдать взаимное притяжение между палочкой и куском ткани (рис. 1).

Рис. 1.

Это объясняется тем, что и палочка, и ткань (А)________, причём они приобретают (Б)________ заряды. А, как известно, взаимодействие разноимённых зарядов заключается в их взаимном (В)________.

Во втором опыте после поочерёдного натирания о ткань обе палочки стали взаимно отталкиваться друг от друга (рис. 2).

Рис. 2.

Так происходит потому, что обе палочки после натирания их одним и тем же куском ткани приобрели (Г)________ электрические заряды. Взаимодействие же таких зарядов заключается в их взаимном отталкивании.

Список слов и словосочетаний:

  1. одинаковые по знаку
  2. противоположные по знаку
  3. электризуются через влияние
  4. электризуются при трении
  5. отталкивание
  6. притяжение
  7. не проводят электрический заряд

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 1 тыс. раз. С ним справились 77% пользователей.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе следующий опыт. На левой чашке весов были установлены
стакан с водой и штатив с подвешенным к нему грузом, а на другой — уравновешивающая их гиря (рис. 1). Груз при этом находился целиком над
водой. Затем учитель удлинил нить настолько, что груз оказался в воде, не касаясь стенок и дна стакана. При этом равновесие весов, вопреки
ожиданиям некоторых учеников, не нарушилось.

Почему же так происходит? Ведь при опускании груза в воду натяжение нити уменьшается на величину (А) ________, действующей на груз, а это
значит, что уменьшается и сила давления штатива на левую чашку. Однако, согласно (Б) ________, на эту же величину возрастает сила, действующая
со стороны груза на воду и (В) ________. Таким образом, давление стакана на чашку увеличится. Причём уменьшение силы давления штатива будет
в точности скомпенсировано увеличением (Г) ________ стакана на чашку весов. Вот поэтому равновесие весов не нарушается.

Читайте также:  Asme стандарт по сосудам давления

Показать полностью

Список слов и словосочетаний:

  1. сила тяжести
  2. второй закон Ньютона
  3. архимедова сила
  4. нить
  5. третий закон Ньютона
  6. сила давления
  7. дно сосуда

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 1 тыс. раз. С ним справились 39% пользователей.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания)
из приведённого списка.

Для изучения зависимости гидростатического давления жидкости
от высоты столба и рода жидкости, учитель провёл опыты с прибором,
предложенным Паскалем. Прибор представляет собой сосуд, дно которого
имеет фиксированную площадь и затянуто резиновой плёнкой. В прибор
наливается жидкость. Дно сосуда при этом прогибается, и его движение
передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой
жидкость давит на дно сосуда. Учитель взял несколько таких приборов
с одинаковой площадью дна, затянутого одинаковой резиновой плёнкой.

Сначала в первый сосуд налили воду, высота столба которой была h1.
Стрелка прибора отклонилась на некоторое расстояние (рис.1). Затем,
во втором опыте, воду долили до уровня h2>h1. Стрелка прибора отклонилась
ещё больше (рис. 2). Это свидетельствует о том, что при увеличении
(А)________ давление на дно сосуда увеличивается.

Показать полностью

В следующем, третьем, опыте учитель налил в третий сосуд другую
жидкость (глицерин), высота столба которой также была равна h2. Стрелка
прибора с глицерином отклонилась больше, чем стрелка прибора с водой
во втором опыте (рис.3). Данный опыт показывает, что давление, создаваемое
жидкостью на дно сосуда, зависит также от (Б)________. Чем больше
плотность жидкости, тем (В)________ давление оказывает эта жидкость
на (Г)________. Плотность воды меньше плотности глицерина, поэтому
прибор, в который налита вода, показывает меньшее давление, чем прибор,
в который налит глицерин.

Показать полностью

Список слов и словосочетаний:

  1. род жидкости
  2. высота столба жидкости
  3. площадь дна сосуда
  4. плотность жидкости
  5. дно сосуда
  6. меньшее
  7. большее

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 1 тыс. раз. С ним справились 58% пользователей.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для изучения условий плавания тел провели два эксперимента. В первом эксперименте взяли железную гирю и поместили её в сосуд с водой. Гиря утонула (рис. 1). Это произошло потому, что плотность железа больше плотности воды, поэтому сила тяжести, действующая на гирю, (А)________ выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны воды, и гиря будет тонуть в воде, пока не опустится на дно сосуда.

Во втором эксперименте эту же самую гирю поместили в сосуд со ртутью. Гиря всплыла (рис. 2). Плотность железа меньше, чем плотность ртути. Поэтому сила тяжести, действующая на гирю,
(Б)________, выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны воды, и гиря будет всплывать, поднимаясь к поверхности ртути. Поднявшись на поверхность, гиря будет плавать так, что часть её будет выступать из ртути. Это объясняется тем, что при равновесии тела, плавающего в жидкости, вес (В)________ жидкости (в данном случае объёма части гири, находящейся под свободным уровнем ртути) должен быть равен (Г)________ гири.

Показать полностью

Список слов и словосочетаний:

  1. больше
  2. меньше
  3. масса
  4. вес
  5. вытесненный объём
  6. общий объём
  7. плотность

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 1 тыс. раз. С ним справились 51% пользователей.

Прочитайте текст.

Для изучения электрических свойств стержней, изготовленных из разных материалов (рис. 1), провели следующие опыты. Взяли два одинаковых электрометра. Первый зарядили от наэлектризованной палочки, а второй оставили незаряженным (рис. 2).

Когда шары электрометров соединили друг с другом одним из стержней, показания приборов не изменились. Это объясняется тем, что материал этого стрежня является ________(А). Такие материалы ________(Б), поэтому второй электрометр остался незаряженным.

Когда шары электрометров соединили другим стержнем, стрелка незаряженного электрометра практически моментально отклонилась от вертикального положения. Это объясняется тем, что материал данного стержня является ________(В). В таких материалах имеются ________(Г), поэтому второй электрометр заряжается.

Показать полностью

Вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Список слов и словосочетаний:

  1. проводник
  2. кристалл
  3. диэлектрик
  4. электризуются при соприкосновении
  5. не проводят электрический заряд
  6. свободные электрические заряды
  7. связанные электрические заряды

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Это задание решали 10 тыс. раз. С ним справились 60% пользователей.

Источник