В сосуд содержащий 10 л воды со скоростью

Задачи физического и геометрического характера требующие решения дифференциальных уравнений и систем

В физических и геометрических задачах нужно прежде решить, какую из величин взять за независимую переменную , а какую – за неизвестную функцию (или функции – при составлении систем ДУ) . Затем нужно выразить, на сколько изменится значение искомой функции , когда независимая переменная получит приращение . Затем выразить разность через величины, о которых говорится в задаче. Разделив эту разность на и переходя к пределу при , получим дифференциальное уравнение. Иногда ДУ можно составить более простым путем используя физический смысл производной.

№ 1. В сосуд, содержащий 10 л воды, непрерывно поступает со скоростью 2 л в минуту раствор, в каждом литре которого содержится 0,3 кг соли. Поступающий в сосуд раствор перемешивается с водой, и смесь вытекает из сосуда с той же скоростью. Сколько соли будет в сосуде через 5 минут?

Примем за независимую переменную время , а за неизвестную функцию – количество соли в сосуде через минут. За промежуток времени от до минут количество соли в сосуде увеличивается из-за притока раствора на кг соли. С другой стороны в вытекающих л раствора содержится кг соли, где – изменение количества соли за время .

Итак, во втекающем растворе содержится кг соли, а в вытекающем – кг. Приращение количества соли за это время

.

Разделив эту разность на и переходя к пределу при , получим дифференциальное уравнение

.

Решая его, получим общее решение: .

Так как при соли в сосуде не было, то . Найдем .

. Частное решение: .

Найдем количество соли в сосуде через 5 минут: кг соли.

№ 2. Составить систему дифференциальных уравнений для задачи. «Тело массы движется на плоскости , притягиваясь к точке с силой , где расстояние до этой точки.» Найти движение тела при начальных условиях , , , и траекторию этого движения.

Читайте также:  Что капать если лопнул сосуд

Согласно второму закону Ньютона, система дифференциальных уравнений движения имеет вид . Эта система распадается на два уравнения.

Рассмотрим первое уравнение . Это линейное однородное уравнение с постоянными коэффициентами с характеристическим уравнением . Решения характеристического уравнения , соответствующее решение: . Аналогично для второго уравнения: . Найдем произвольные постоянные .

, .

.

Последние уравнения являются параметрическим уравнением эллипса с полуосями и . На рисунке показаны фазовые траектории для , (красная , синяя ).

В зависимости от величины изменяется периодичность движения. При за время фазовая точка пройдет один оборот (против часовой стрелки), а при за то же время – два оборота.

Повторять ДУ и системы перед контрольной

№ 3. Один конец пружины закреплен неподвижно в точке (0,0), а к другому при креплен груз массы , соединенный другой пружиной с грузом массы . Оба груза двигаются без трения по одной прямой, проходящей через точку (0,0). Каждая из пружин растягивается на величину под действием силы . Найти возможные периодические движения системы.

№ 4. На концах вала закреплены два шкива, моменты инерции которых и . При повороте одного шкива относительно другого на любой угол вследствие деформации вала возникают упругие силы с крутящим моментом . Найти частоту крутильных колебаний вала при отсутствии внешних сил.

№ 5. К источнику тока с напряжением последовательно присоединено сопротивление . Далее цепь разветвляется на две ветви, в одной из которых включена самоиндукция , а в другой – емкость . Найти силу тока в цепи (установившийся режим), проходящего через сопротивление . При какой частоте сила тока наибольшая? Наименьшая?

№ 6. Какое условие достаточно наложить на собственные значения матрицы A, чтобы система уравнений (в векторной записи) имела периодическое решение при всякой непрерывной вектор – функции периода ?

Читайте также:  Ворсины хориона лишенные сосудов

Домашнее задание

Оформить и сдать ИДЗ № 1

Источник

Задачи из открытого банка заданий ФИПИ.

Задача 1. В сосуд, содержащий 10 литров 24-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 5 литров воды. Сколько процентов составит концентрация получившегося раствора?

Решение. В 10 литрах 24-процентного раствора содержится 0,24*10 = 2,4 литра вещества. В новом растворе вещества останется столько же, в объём раствора станет 15 литров.

2,4 : 15 *100% = 16%.

Ответ 16.

Задача 2. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй – 35% никеля.

Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 150 кг, содержащий

25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?

Решение.

Обозначим через х – массу первого сплава, тогда масса второго 150 – х.

Масса чистого никеля в первом сплаве 0,1х, а во втором 0,35(150 – х). Получаем уравнение

0,1х+0,35(150 – х)=0,25*150, раскроем скобки и перемножим числа.

0,1х+52,5 -0,35 х = 37,5. Приведём подобные члены.

-0,25 х = -15. Умножив обе части уравнения на -4 получим х=60. Тогда масса второго сплава 1540-60=90. Масса второго сплава больше массы первого на 30 кг.

Ответ 30.

Задача 3. Смешав 24-процентный и 67-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 41-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 45-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 24-процентного раствора использовали для получения смеси?

Решение.

Обозначим через х – количество 24-процентного раствора кислоты,

y- количество 67-процентного раствора кислоты, тогда

кислоты в первом растворе 0,24х,

кислоты во втором растворе 0,67y,

кислоты в третьем растворе 0,41(х + y + 10), получаем первое уравнение 0,24х+0,67y=0,41(х + y+ 10).

Читайте также:  Витамин с и стенки кровеносных сосудов

кислоты в четвёртом растворе 0,45(х + y + 10),

получаем второе уравнение 0,24х+0,67y +10*0,5=0,45(х + y+ 10). Раскроем скобки

0,24х+0,67y = 0,41х + 0,41y + 4,1

0,24х+0,67y +5 = 0,45х + 0,45y+ 4,5, перенесем члены, содержащие х вправо, получим

0,67y – 0,41y =0,41х – 0,24х +4,1

0,67y – 0,45y =0,45х – 0,24х +4,5 – 5, приводим подобные члены

0,26y =0,17х +4,1

0,22y =0,21х – 0,5, умножив оба уравнения на 10 получим

26y =17х +41

22y =21х – 5, вычтем из первого уравнения второе

4y =-4х +46, отсюда y =-х +11,5. Подставим во второе уравнение

22(-х +11,5) =21х – 5, -22х +253 =21х – 5, 258 =43х, х = 6.

Ответ 6.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. В сосуд, содержащий 8 литров 15-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составит концентрация получившегося раствора?
  2. В сосуд, содержащий 7 литров 15-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 8 литров воды. Сколько процентов составит концентрация получившегося раствора?
  3. В сосуд, содержащий 10 литров 14-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 4 литра воды. Сколько процентов составит концентрация получившегося раствора?
  4. Смешав 43-процентный и 89-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 69-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 73-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 43-процентного раствора использовали для получения смеси?
  5. Смешав 38-процентный и 52-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 46-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 38-процентного раствора использовали для получения смеси?

Источник