В сосуд заполненный раствором соли поместили растительную клетку

В сосуд заполненный раствором соли поместили растительную клетку thumbnail

Зубр

1. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

Ответ

1) Основу плазматической мембраны составляет двойной слой фосфолипидов, которые повернуты гидрофобными хвостами друг к другу, а гидрофильными головками к воде.

2) В состав мембраны входят проникающие, погруженные и поверхностные белки.

3) К белкам и фосфолипидам с наружной стороны могут прикрепляться углеводы гликокаликса.

2. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

Ответ

1) На рисунке А происходит фагоцитоз, а на рисунке Б пиноцитоз.

2) В этих процессах участвует плазматическая мембрана.

3) Бактерия на рисунке А далее будет переварена: фагоцитозный пузырек сольется с лизосомой, образуется пищеварительная вакуоль, бактерия расщепится на мономеры, которые поступят в цитоплазму.

3. Чем отличается оболочка растительной и животной клетки? Назовите не менее двух отличий.

Ответ

1. У растительной клетки имеется клеточная стенка из целлюлозы.

2. У животной клетки имеется гликокаликс (слой гликолипидов и гликопротеидов на поверхности мембраны).

4. Почему эритроцит в пресной воде лопается, а инфузория-туфелька и хламидомонада – нет?

Ответ

1) Осмос – это движение воды через мембрану в сторону более высокой концентрации веществ. Концентрация веществ в цитоплазме живой клетки выше, чем в пресной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки.

2) Эритроцит набухнет, а затем лопнет.

3) Хламидомонада надуется водой, но лопнуть ей не даст клеточная стенка.

4) Инфузория-туфелька не лопнет, т.к. будет выкачивать воду с помощью сократительных вакуолей.

5. Известно, что в плазме крови концентрация солей в норме соответствует концентрации хлорида натрия 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

Читайте также:  Калина помогает от сосудов

Ответ

1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по закону диффузии (осмоса) поступила из эритроцита в раствор;

2) концентрация раствора соли в стакане – более 0,9%

6. Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?

Ответ

Засоленность почвы приведет к тому, что растениям становится тяжелее забирать из почвы воду. Засоление водоемов приводит к тому, что водные организмы обезвоживаются, их обмен веществ нарушается.

7. В пробирку с кровью человека добавили такое же количество 0,1%-ного раствора поваренной соли. Что произойдет с эритроцитами крови? Ответ поясните.

Ответ

1) эритроциты начнут набухать, могут лопаться;

2) при добавлении 0,1%-ного раствора соли понижается концентрация солей плазмы, вода по закону осмоса (диффузии) поступает в эритроциты

8. Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что и почему произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?

Ответ

1) в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу);

2) методы: эксперимент, микроскопия (наблюдение)

9. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

Ответ

1) в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор;

2) нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

10. Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?

Ответ

1) Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.

2) Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.

3) Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.

Читайте также:  Лопаются сосуды образуется синяк что это

4) Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

11. Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Каковы их функции в этой структуре? Назовите не менее двух функций. С какой стороны (А или Б) от мембраны находится цитоплазма клетки? Ответ аргументируйте.

Ответ

1) модель плазматической мембраны;

2) белки;

3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);

4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;

5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс

Источник

Автор:

Лучкин Денис, Рыбаков Иван

В данной научно-исследовательской работе изучалось влияние растворов хлорида натрия различной концентрации на клетки кожицы лука, клетки корнеплода моркови и корневые волоски фасоли.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние растворов соли на клетки и органы растительного организма Рыбаков Иван Лучкин Денис ученики 5»Б» класса МБОУ «Школа №11» Руководитель Макарова А.М. учитель биологии МБОУ «Школа №11»

Слайд 2

Использованием соли в качестве средства борьбы с гололедом.

Слайд 3

Гипотеза: мы считаем, что растворы соли с высокой концентрацией губительно влияют на органы и клетки растений. Целью нашего исследования является изучение влияния растворов хлорида натрия с различной концентрацией на клетки кожицы лука, корнеплода моркови, корневых волосков фасоли. Задачи: Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной теме; Исследовать свойство поваренной соли поглощать воду; Изучить влияние растворов соли различной концентрации на клетки и органы растения (кожица лука, корнеплод моркови, корневые волоски фасоли); Проанализировать результаты и сделать выводы по теме исследования; Осветить ход и результаты экспериментов в презентации.

Слайд 4

Методы исследования: Эксперимент и наблюдение ; Математический анализ . Объект исследования : клетки и органы растительного организма. Предмет исследования : растворы поваренной соли различной концентрации.

Читайте также:  Чем снять спазм сосудов глазного дна

Слайд 5

w растворённого вещества – это безразмерная величина, равная отношению массы растворённого вещества m растворённого вещества к общей массе раствора m раствора : m раствора = m растворённого вещества + m растворителя

Слайд 6

Эксперимент № 1

Слайд 7

Эксперимент № 2 плазмолиз в клетках кожицы лука

Слайд 8

Клетки кожицы лука в дистиллированной воде Клетки кожицы лука в начале эксперимента Клетки кожицы лука в 5 % растворе соли Клетки кожицы лука в 10 % растворе соли

Слайд 9

Эксперимент № 3

Слайд 10

Клетки кожицы лука в после нагревания. Плазмолиз не происходит

Слайд 11

Эксперимент №4 Приготовление растворов соли разной концентрации

Слайд 12

Изготовление стержней из моркови и измерение их

Слайд 13

Повторные измерения стержней моркови после суточного нахождения их в растворах соли

Слайд 14

Масса стержня, мг Ширина, мм Длина, мм Объём, мм 3 Начало опыта 500 10 25 2500 Окончание опыта 840 13 27 4563 Таблица 1 Изменение морковного стержня в дистиллированной воде Масса стержня, мг Ширина, мм Длина, мм Объём, мм 3 Начало опыта 500 15 25 5625 Окончание опыта 450 12 22 3168 Таблица 2 Изменение морковного стержня в 5% растворе поваренной соли

Слайд 15

Масса стержня, мг Ширина, мм Длина, мм Объём, мм 3 Начало опыта 510 14 25 4900 Окончание опыта 455 12 22 3168 Таблица 3 Изменение морковного стержня в 10% растворе поваренной соли

Слайд 16

Эксперимент №5

Слайд 17

Выводы Соль обладает способностью поглощать и задерживать воду. В растворе соли происходит процесс плазмолиза – отделение цитоплазмы от наружной мембраны при потери клеткой воды. Мертвые клетки не способны к плазмолизу. В более концентрированных растворах происходит потеря воды, обезвоживание. В растворах соли происходит гибель корневых волосков. Чем больше концентрация соли, тем быстрее происходит гибель.

Источник