В сосуд заполненный раствором соли поместили растительную клетку
1. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.
Ответ
1) Основу плазматической мембраны составляет двойной слой фосфолипидов, которые повернуты гидрофобными хвостами друг к другу, а гидрофильными головками к воде.
2) В состав мембраны входят проникающие, погруженные и поверхностные белки.
3) К белкам и фосфолипидам с наружной стороны могут прикрепляться углеводы гликокаликса.
2. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
Ответ
1) На рисунке А происходит фагоцитоз, а на рисунке Б пиноцитоз.
2) В этих процессах участвует плазматическая мембрана.
3) Бактерия на рисунке А далее будет переварена: фагоцитозный пузырек сольется с лизосомой, образуется пищеварительная вакуоль, бактерия расщепится на мономеры, которые поступят в цитоплазму.
3. Чем отличается оболочка растительной и животной клетки? Назовите не менее двух отличий.
Ответ
1. У растительной клетки имеется клеточная стенка из целлюлозы.
2. У животной клетки имеется гликокаликс (слой гликолипидов и гликопротеидов на поверхности мембраны).
4. Почему эритроцит в пресной воде лопается, а инфузория-туфелька и хламидомонада – нет?
Ответ
1) Осмос – это движение воды через мембрану в сторону более высокой концентрации веществ. Концентрация веществ в цитоплазме живой клетки выше, чем в пресной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки.
2) Эритроцит набухнет, а затем лопнет.
3) Хламидомонада надуется водой, но лопнуть ей не даст клеточная стенка.
4) Инфузория-туфелька не лопнет, т.к. будет выкачивать воду с помощью сократительных вакуолей.
5. Известно, что в плазме крови концентрация солей в норме соответствует концентрации хлорида натрия 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).
Ответ
1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по закону диффузии (осмоса) поступила из эритроцита в раствор;
2) концентрация раствора соли в стакане – более 0,9%
6. Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?
Ответ
Засоленность почвы приведет к тому, что растениям становится тяжелее забирать из почвы воду. Засоление водоемов приводит к тому, что водные организмы обезвоживаются, их обмен веществ нарушается.
7. В пробирку с кровью человека добавили такое же количество 0,1%-ного раствора поваренной соли. Что произойдет с эритроцитами крови? Ответ поясните.
Ответ
1) эритроциты начнут набухать, могут лопаться;
2) при добавлении 0,1%-ного раствора соли понижается концентрация солей плазмы, вода по закону осмоса (диффузии) поступает в эритроциты
8. Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что и почему произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?
Ответ
1) в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу);
2) методы: эксперимент, микроскопия (наблюдение)
9. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.
Ответ
1) в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор;
2) нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.
10. Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?
Ответ
1) Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
2) Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
3) Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.
4) Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.
11. Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Каковы их функции в этой структуре? Назовите не менее двух функций. С какой стороны (А или Б) от мембраны находится цитоплазма клетки? Ответ аргументируйте.
Ответ
1) модель плазматической мембраны;
2) белки;
3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);
4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;
5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс
Источник
Автор:
Лучкин Денис, Рыбаков Иван
В данной научно-исследовательской работе изучалось влияние растворов хлорида натрия различной концентрации на клетки кожицы лука, клетки корнеплода моркови и корневые волоски фасоли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Влияние растворов соли на клетки и органы растительного организма Рыбаков Иван Лучкин Денис ученики 5»Б» класса МБОУ «Школа №11» Руководитель Макарова А.М. учитель биологии МБОУ «Школа №11»
Слайд 2
Использованием соли в качестве средства борьбы с гололедом.
Слайд 3
Гипотеза: мы считаем, что растворы соли с высокой концентрацией губительно влияют на органы и клетки растений. Целью нашего исследования является изучение влияния растворов хлорида натрия с различной концентрацией на клетки кожицы лука, корнеплода моркови, корневых волосков фасоли. Задачи: Изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной теме; Исследовать свойство поваренной соли поглощать воду; Изучить влияние растворов соли различной концентрации на клетки и органы растения (кожица лука, корнеплод моркови, корневые волоски фасоли); Проанализировать результаты и сделать выводы по теме исследования; Осветить ход и результаты экспериментов в презентации.
Слайд 4
Методы исследования: Эксперимент и наблюдение ; Математический анализ . Объект исследования : клетки и органы растительного организма. Предмет исследования : растворы поваренной соли различной концентрации.
Слайд 5
w растворённого вещества – это безразмерная величина, равная отношению массы растворённого вещества m растворённого вещества к общей массе раствора m раствора : m раствора = m растворённого вещества + m растворителя
Слайд 6
Эксперимент № 1
Слайд 7
Эксперимент № 2 плазмолиз в клетках кожицы лука
Слайд 8
Клетки кожицы лука в дистиллированной воде Клетки кожицы лука в начале эксперимента Клетки кожицы лука в 5 % растворе соли Клетки кожицы лука в 10 % растворе соли
Слайд 9
Эксперимент № 3
Слайд 10
Клетки кожицы лука в после нагревания. Плазмолиз не происходит
Слайд 11
Эксперимент №4 Приготовление растворов соли разной концентрации
Слайд 12
Изготовление стержней из моркови и измерение их
Слайд 13
Повторные измерения стержней моркови после суточного нахождения их в растворах соли
Слайд 14
Масса стержня, мг Ширина, мм Длина, мм Объём, мм 3 Начало опыта 500 10 25 2500 Окончание опыта 840 13 27 4563 Таблица 1 Изменение морковного стержня в дистиллированной воде Масса стержня, мг Ширина, мм Длина, мм Объём, мм 3 Начало опыта 500 15 25 5625 Окончание опыта 450 12 22 3168 Таблица 2 Изменение морковного стержня в 5% растворе поваренной соли
Слайд 15
Масса стержня, мг Ширина, мм Длина, мм Объём, мм 3 Начало опыта 510 14 25 4900 Окончание опыта 455 12 22 3168 Таблица 3 Изменение морковного стержня в 10% растворе поваренной соли
Слайд 16
Эксперимент №5
Слайд 17
Выводы Соль обладает способностью поглощать и задерживать воду. В растворе соли происходит процесс плазмолиза – отделение цитоплазмы от наружной мембраны при потери клеткой воды. Мертвые клетки не способны к плазмолизу. В более концентрированных растворах происходит потеря воды, обезвоживание. В растворах соли происходит гибель корневых волосков. Чем больше концентрация соли, тем быстрее происходит гибель.
Источник