В сосуде имелось некоторое количество граммов 10 уксуса

Если вы хотите научиться плавать, то
смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи – решайте их.
Д.Пойа. Математическое открытие
Цель урока:
- Образовательные: Отработать и проверить
умения, навыки в решении задач составлением
уравнений на смеси, растворы, сплавы. - Развивающие: содействовать развитию
логического мышления, правильной математической
речи; - Воспитательные: воспитывать у обучающихся
наблюдательность, умение находить и исправлять
свои ошибки, уважение в одноклассникам;
Структура урока:
I этап. Организационный момент, сообщение темы,
девиза и цели урока (2 мин.)
I I этап. Актуализация опорных знаний (10 мин.)
I I I этап. Работа в разноуровневых группах
самостоятельно(15мин)
I V этап. Проверка решённых задач(10мин)
V этап. Составить алгоритм решения задачи и
решить уравнение графически с помощью
электронных таблиц (30мин)
VI . Итог урока (2мин)
VII этап. Домашнее задание (1мин)
Оборудование: доска, мел, компьютер,
проектор. Карточки (разноуровневые)
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы,
девиза и цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать
умения и навыки в решении задач на смеси,
растворы, сплавы составлением уравнений и
проверим как вы усвоили данную тему.
Для этого вспомним основные понятии и этапы
необходимые для решения таких задач.
Актуализация опорных знаний
1) Перевести проценты в десятичную дробь: 12%, 60%,
5%, 0,3%
2) Основные понятия, встречающиеся в этих
задачах.
Смесь, концентрация. доли, чистое вещество,
примеси
3) Примеры решения задач.(задачи показываются
через проектор)
Задача 1.
В мастерской имелось 400гр сплава металла с
примесями. Причём, примеси составляли 5%. Сколько
чистого металла (гр) необходимо добавить к
сплаву, чтобы процент примесей стал равным 4%?
Металл | Масса | Концентрация |
С примесью | 400г | 5% |
Чистый | х | 4% |
1 способ:
Пусть х гр масса чистого металла, которую нужно
добавить к сплаву.
(400+ х) гр – стала масса сплава.
Была концентрация примеси 5% = 0,05, а стала равной
4% = 0,04
Составим уравнение:
400 * 0,05 = (400 + х) * 0,04
20 = 16 + 0,04х
0,04х = 4
х = 100
Ответ: 100 г чистого металла
2 способ:
Пусть х гр масса чистого металла, которую нужно
добавить к сплаву.
(400+ х) гр – стала масса сплава.
Была концентрация примеси 5% = 0,05, найдем массу
примесей в исходном сплаве 400*0,05 = 20(г).
Примеси в новом сплаве 4% = 0, 04, 0,04 =
20 = (400 + х) * 0,04
20 = 16 + 0,04х
0,04х = 4
х = 100
Ответ: 100г чистого металла
Задача 2.
Сколько воды нужно выпарить из 40 кг 20% -го
раствора соли, чтобы получить 25%-й раствор этой
соли?
Решение:
40 кг – 20%
(40-х) кг- 25%
Это обратно пропорциональная зависимость,
составим пропорцию .
Учащиеся самостоятельно завершают решение
задачи.
Ответ: 8 кг
Задача 3.
Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько
пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды,
чтобы концентрация соли оставляла 1,5%?
Ответ: 70 кг
3. Работа разноуровневых групп.
Класс разбивается на группы трёх уровней.
Каждая группа получает памятку по решению задач.
Памятка
Смесь состоит из чистого вещества и примеси.
Чистое вещество в каждой задаче определяется
отдельно, а все остальные вещества относят к
примеси . Доля чистого вещества в смеси – это
отношение количества чистого вещества в смеси к
общему количеству смеси: у=m/M, где доля чистого
вещества равна отношению процентного содержания
чистого вещества в смеси к ста процентам .При
решении задач следует помнить, что при
соединении( разъединении) смесей с одним и тем же
чистым веществом количества чистого вещества и
общие количества смесей складываются
(вычитаются).
1 уровень. Задача №1
В химической лаборатории имеется 4 кг 10%-го
раствора серной кислоты.
Сколько необходимо добавить к этому раствору
воды (кг), чтобы раствор стал 4 %-м
1 уровень. Задача №2
В открытом сосуде содержалось 10 кг морской
воды, содержащей 6% соли.
Через две недели концентрация соли в сосуде
составила 24%. Сколько воды (кг) испарилось из
сосуда?
1 уровень. Задача №3
Слиток сплава меди и цинка массой 1 кг содержит
42% меди. Сколько граммов цинка надо добавить к
этому куску, чтобы полученный сплав содержал 20%
меди?
2 уровень. Задача №1
Сколько кг соли необходимо добавить к 15 кг 20-го
солевого раствора, чтобы получить раствор, в
котором концентрация соли составит 25% ?
2 уровень. Задача №2
В сосуде имелось некоторое количество граммов
10 %-го уксуса. Известно, что к нему добавили 300
грамм воды, в результате чего получили 4 %-й уксус.
Сколько граммов уксуса было в сосуде
первоначально?
2 уровень. Задача №3
В 1 кг сплава меди и олова содержится 45% олова.
Сколько граммов меди надо добавить к этому
сплаву, чтобы процентное содержание олова в
новом сплаве стало равным 15% ?
4. Проверка задач третьего уровня
проводится через проектор,
Учащийся второго уровня решает задачу на доске,
а остальные задачи проверяют учащиеся третьего
уровня и учащийся первого уровня решает задачу
на доске, а остальные задачи проверяют учащиеся
второго уровня.
5. Итог урока
Оценивание учащихся за работу на уроке с
комментированием.
Сегодняшний урок хотелось бы закончить словами
А.Энштейна
“Мне приходится делить время между
политикой и уравнениями.
Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее.
Политика существует только для данного момента,
а уравнения будут существовать вечно.”
6.Домашнее задание.
Задание предлагается на карточках и дается
разъяснение его оценивания
(оценка “3” – одно задание, оценка “4” – два
задания, оценка “5” – три задания.)
Задача №1
В лаборатории изготовили 1 кг 16 %-го солевого
раствора. Через неделю из этого раствора
испарилось 200 г воды. Определите процентное
содержание соли в новом растворе.
Задача №2
Сколько граммов воды нужно добавить к 700
граммам 12 %-го уксусного раствора, чтобы получить
7 %-й ?
Задача №3
Морская соль содержит 6% (по массе) соли. Сколько
килограммов чистой воды надо испарить из 80 кг
морской воды, чтобы содержание соли в последней
составляло 8% ?
Литература.
1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по
математике.- Чел.: “Взгляд”, 2005.
2. Приложение к газете 1 сентября
3. Манвелов С.Г.Современный урок математики
4. Манвелов С.Г. Основы творческой разработки
урока математики
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 4021393
более месяца назад
Просмотров : 12
Ответов : 1
Лучший ответ:
400гр уксуса …………
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи за : неделю месяц все время
Другие вопросы:
Падеж род и число на. Слова. Красивый белое душистая нежной колючих красные зелёный
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 6
Ответов : 1
Сколько будет 2у умножить на у. пожалуйста
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 32
Ответов : 1
Две моторные лодки отошли от пристани на озере одновременно в противоположных направлениях через 3 часа расстояние между ними было 87 км. Найди скорость второй лодки если скорость первой 14 километров час
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 11
Ответов : 1
Определите объем кислорода который необходим для сжигания 38 , 8 г цинка сульфида
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 13
Ответов : 1
Какую работу выполняет двигатель подъемного крана за 5 минут имея мощность 30кВт
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 7
Ответов : 1
Источник
При решении задач на сплавы и смеси считают, что сумма масс сплавляемых веществ равна массе получаемого сплава, что сумма масс вещества, входящего в сплавы равна массе этого вещества в полученном сплаве. Аналогичное допущение принимаем и для сумм масс (объёмов) при смешивании жидкостей.
Рассмотрим подготовительную задачу.
Задача 1. Имеется уксусный раствор массой 1,5 кг, содержащий 40 % уксуса. Сколько килограммов воды нужно добавить в раствор, чтобы новый раствор содержал 10 % уксуса?
Решение. I способ.
1) 40 : 10 = 4 (раза) — во столько раз уменьшилась концентрация уксуса в растворе и увеличилась масса раствора,
2) 1,5 * 4 = 6 (кг) — масса нового раствора,
3) 6 – 1,5 = 4,5 (кг) — воды надо добавить.
II способ. 1) 0,4 * 1,5 = 0,6 (кг) — масса уксуса в первом растворе.
2) Пусть добавили x кг воды. Составим уравнение:
0,1(1,5 + x) = 0,6.
Оно имеет единственный корень 4,5. Значит, надо добавить 4,5 кг воды.
Ответ. 4,5 кг.
Рассмотрим способы решения задач на смеси и сплавы из сборников вариантов для подготовки к ЕГЭ.
Задача 2. (2017) В сосуд, содержащий 7 литров 15-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 8 литров воды. Определите процентную концентрацию того же вещества в новом растворе.
Задача 3. (2018) Имеется два сплава. Первый содержит 25 % никеля, второй — 30 % никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 150 кг, содержащий 28 % никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Решение. Пусть масса первого сплава x кг, второго (150 – x) кг, третьего — 150 кг. Найдём массу никеля в каждом из трёх сплавов. Никеля было
в первом сплаве 0,25x кг,
во втором — 0,3(150 – x) кг,
в третьем — 0,28 *150 = 42 (кг).
Составим уравнение:
0,25x + 0,3(150 – x) = 42.
Решив уравнение, получим его единственный корень x = 60. Теперь ответим на вопрос задачи. Масса первого сплава 60 кг, масса второго сплава 90 кг, первая меньше второй на 30 кг.
Ответ. На 30 кг.
Задача 4. (2019) Первый сплав содержит 5 % меди, второй — 14 % меди. Масса второго сплава больше массы первого сплава на 7 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10 % меди. Найдите массу третьего сплава.
Решение. Пусть масса первого сплава x кг, второго (x + 7) кг, третьего — (2x + 7) кг. Меди было в первом сплаве 0,05x кг, во втором — 0,14(x + 7) кг, в третьем — 0,1(2x + 7) кг. Составим уравнение:
0,05x + 0,14(x + 7) = 0,1(2x + 7).
Решив уравнение, получим его единственный корень x = 28. При x = 28 масса третьего сплава 2x + 7 равна 63 кг.
Ответ. 63 кг.
Задача 5. (2017) Смешав 70 %-й и 60 %-й растворы кислоты и добавив 2 кг чистой воды, получили 50 %-й раствор кислоты. Если бы вместо 2 кг воды добавили 2 кг 90 %-го раствора той же кислоты, то получили бы 70 %-й раствор кислоты. Сколько килограммов 70 %-го раствора кислоты использовали для получения смеси?
Решение. Пусть масса первого раствора x кг, второго y кг. Приравняв массы кислоты до смешивания и после смешивания, составим два уравнения:
0,7x + 0,6y = 0,5(x + y + 2),
0,7x + 0,6y + 0,9*2 = 0,7(x + y + 2).
Решив систему этих двух уравнений, получим её единственное решение:
x = 3, y = 4. Использовали 3 кг 70 %-го раствора кислоты.
Ответ. 3 кг.
Задача 6. (2017) Имеется два сосуда. Первый содержит 100 кг, а второй — 50 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 28 % кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 36 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Для второго смешивания возьмём 1 кг первого раствора и 1 кг второго, получим 2 кг смеси. Составим первое уравнение:
Решив систему уравнений (1) и (2), получим её единственное решение: x = 12, y = 60. В первом сосуде содержится x * 100 / 100 = 12 (кг) кислоты. Ответ. 12 кг.
Для самостоятельного решения
7. Имеется 400 г морской воды, содержащей 4 % соли. Сколько граммов чистой воды нужно добавить в эту морскую воду, чтобы новый раствор содержал 2 % соли?
8. (2016) В сосуд, содержащий 10 литров 24-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 5 литров воды. Определите процентную концентрацию того же вещества в новом растворе.
9. (2009) В бидон налили 4 литра молока трёхпроцентной жирности и 6 литров молока шестипроцентной жирности. Сколько процентов составляет жирность молока в бидоне?
10. (2017) Имеется два сплава. Первый содержит 5 % никеля, второй — 20 % никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 225 кг, содержащий 15 % никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
11. (2017) Первый сплав содержит 5 % меди, второй — 11 % меди. Масса второго сплава больше массы первого сплава на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10 % меди. Найдите массу третьего сплава.
12. В первом сплаве отношение массы олова к массе свинца 2 : 3, во втором 1 : 5. В каком отношении надо взять массы этих сплавов, чтобы получить третий сплав с отношением массы олова к массе свинца 1 : 2?
13. В первом сплаве отношение массы олова к массе свинца 2 : 3, во втором 1 : 5. В каком отношении надо взять массы этих сплавов, чтобы получить третий сплав с отношением массы олова к массе свинца 1 : 2?
Ответы. 7. 400 г. 8. 16 %. 9. 4,8 %. 10. На 75 кг. 11. 6 кг. 12. 5 : 2. 13. 5 : 2.
Для работы с задачами в классе можно использовать вариант заметки в виде презентации: Сплавы и смеси. Задачи 11 из ЕГЭ.
Источник