В сосуде объемом 10 л исходные количества вещества
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Средняя скорость химической реакции υ – это изменение концентрации
∆ С (С2 – С1) реагирующих или образующихся веществ в единицу времени ∆
СΔ
τ (τ2 – τ1). υ = ± τΔ
. Скорость реакции выражается в моль/(л∙с), моль/
(л∙мин.), моль/(л∙час). Единица измерения времени зависит от скорости
протекания реакции.
Скорость химической реакции – величина
положительная. Знак «минус» в правой части равенства ставят потому, что
концентрация исходных веществ при протекании химической реакции
уменьшается (∆ С < 0). Если скорость реакции определяют по изменению
концентрации продуктов реакции, то в правой части уравнения ставят знак
«плюс», так как концентрация продуктов реакции увеличивается (∆ C > 0). С
– молярная концентрация – количество вещества, содержащегося в единице
V
, где ∆ ν
объема, моль/л. Следовательно: С = V
– изменение количества вещества, участвующего в реакции, V – объем
системы (п р и м е р 1).
, а ∆ С = V
, тогда υ =
Закон действующих масс: при данной температуре скорость
химической реакции прямо пропорциональна произведению молярных
концентраций реагирующих веществ в степени их стехиометрических
коэффициентов.
фазе, не включаются в уравнение закона действующих масс:
Так, для гомогенной реакции:
mA + nB = pD (2NO(г) + О2(г) = 2NO2(г))
математически закон выражается так:
υ = k[A]m ∙ [B]n (υ = k[NO]2 ∙ [O2])
Для гетерогенной реакции концентрации веществ, находящихся в твердой
mA(тв.) + nB(г) = pD(тв.) (4Aℓ(тв.) + 3О2(г) = 2Aℓ2O3)
υ = k[B]n (υ = k[O2]3),
где k – константа скорости химической реакции, равная скорости реакции
при концентрациях реагирующих веществ, равных единице. Она зависит от
природы реагирующих веществ, температуры, но не зависит от концентрации
реагирующих веществ;
[A], [B] – молярные концентрации реагирующих веществ;
m, n – стехиометрические коэффициенты (коэффициенты реакции). (П р и
м е р 2.)
Правило ВантГоффа: при повышении температуры на каждые
десять градусов скорость химической реакции увеличивается в 2–4 раза: υ(t2) = υ(t1) ∙
1
2
t
10
t
,
где υ(t1) и υ(t2) – скорости реакции при температурах t1 и t2, γ –
температурный коэффициент.
Из определения скорости химической реакции следует, что скорость
реакции обратно пропорциональна времени реакции, следовательно:
)t(
2
)t(
1
1
2
. (П р и м е р ы 3 и 4.)
П р и м е р 1. В сосуде объемом 2 л смешали хлор количеством вещества
4,5 моль и водород количеством вещества 3 моль. Сосуд оставлен на
рассеянном свету при постоянной температуре. Через 2 с в реакционной
системе образовался хлороводород количеством вещества 1 моль. Определите
среднюю скорость реакции и количества веществ хлора и водорода, которые
не прореагировали.
Решение.
Cℓ2 + H2 = 2HCℓ
1 моль 1 моль 2 моль
1. Определяем количество вещества хлора, вступившего в реакцию. Из
уравнения реакции следует, что:
1
∆ ν (Cℓ2) = 2
2. Аналогично получаем для водорода:
∆ ν (HC ), тогда ∆
ℓ
ν (Cℓ2) = –0,5 моль.
1
∆ ν (Н2) = 2
3. Вычисляем среднюю скорость реакции за данный промежуток времени:
∆ ν (HC ), тогда ∆
ν (Н2) = –0,5 моль.
ℓ
V
)Cl
(
2
5,0
с2л2
моль
125,0
моль
сл
υ =
4. Определяем количества веществ хлора и водорода, которые не вступают
в реакцию:
ν2(Cℓ2) = ν1(Cℓ2) + ∆ ν(Cℓ2), ν2(Cℓ2) = 4,5 – 0,5 = 4 (моль),
ν2(Н2) = ν1(Н2) + ∆ ν(Н2), ν2(Н2) = 3 – 0,5 = 2,5 (моль).
П р и м е р 2. Окисление серы и оксида серы (IV) протекает по уравнениям:
а) S(тв.) + О2(г) = SO2(г),б) 2SO2(г) + О2(г) = 2SO3(г).
Как изменятся скорости этих реакций, если объемы каждой из систем
уменьшить в четыре раза?
Решение.
а) S(тв.) + О2(г) = SO2(г) (гетерогенная реакция).
Обозначим концентрацию кислорода: [O2] = a.
1. Согласно закону действующих масс скорость реакции до изменения
объема равна: υ1 = k[O2] = ka. 2. Скорость реакции после уменьшения объема (вследствие уменьшения
объема концентрация кислорода увеличится в четыре раза): υ2 = k[4а] = 4ka.
2
1
ka4
ka
= 4.
3. Определяем, во сколько раз возрастает скорость реакции:
Следовательно, скорость реакции увеличится в 4 раза.
б) 2SO2(г) + О2(г) = 2SO3(г) (гомогенная реакция).
Обозначим концентрации реагирующих веществ:
[O2] = a, [SO2] = в.
1. Скорость реакции до изменения объема равна:
υ1 = k[O2] ∙ [SO2]2 = k a в2.
2. Скорость реакции после уменьшения объема равна:
υ2 = k(4a) ∙ (4в)2 = k 4a ∙ 16в2 = 64 k a в2.
3. Определяем, во сколько раз возрастет скорость реакции:
1
Следовательно, скорость реакции увеличится в 64 раза.
П р и м е р 3. Вычислите, во сколько раз увеличится скорость реакции при
повышении температуры от 30 до 70° С, если температурный коэффициент
скорости реакции равен 2.
вka
вka
2
= 64.
64
2
2
Решение.
По правилу ВантГоффа: υ(t2) = υ(t1) ∙
По условию задачи требуется определить υ(t2) / υ(t1). Подставим данные в
2
t
10
t
.
1
формулу и решим задачу:
t
t
2
10
70
30
10
1
2
= 24 = 16.
)t(
2
)t(
1
Следовательно, скорость реакции увеличится в 16 раз.
П р и м е р 4. Реакция при температуре 30° С протекает за 2 мин 15 с.
Вычислите, за сколько времени закончится эта реакция при 60° С, если
температурный коэффициент скорости равен 3.
Решение.
1. По правилу ВантГоффа вычисляем, во сколько раз увеличится скорость
реакции при повышении температуры с 30 до 60° С:
t
t
2
10
60
30
10
1
3
)t(
2
)t(
1
то есть скорость реакции увеличится в 27 раз.
2. Вычисляем время, за которое произойдет реакция при температуре
= 33 = 27,
60° С. По определению скорости реакции:
υ(t1) =
С
1
, υ(t2) =
С
2 то есть скорость реакции обратно пропорциональна времени реакции,
следовательно:
)t(
2
)t(
1
1
2
)t(
1
)t(
2
1
= 135 ∙ 27
= 5 (с).
Отсюда получаем: ∆ τ2 = ∆ τ1
(∆ τ1 = 2 мин 15 с = 135 с.)
Реши самостоятельно:
1. Химическая реакция протекает в растворе согласно уравнению А + В =
С. Исходные концентрации: А – 0,80 моль/л, В – 1,00 моль/л. Спустя 20 мин
концентрация А снизилась до 0,78 моль/л. Определите среднюю скорость
реакции и концентрацию вещества В, которое не прореагировало. (0,001 моль/
(л ∙ мин.), 0,98 моль/л.)
2. Реакция протекает по уравнению А + В = 2С. Начальная концентрация
вещества А равна 0,22 моль/л, а через 10 с – 0,215 моль/л. Вычислите среднюю
скорость реакции. Как изменилась за это время концентрация вещества В?
3. В сосуде объемом 10 л исходные количества оксида углерода (II) и
кислорода равны и составляют по 2 моль. Через 4 с образовался оксид
углерода (IV), количество вещества которого составило 0,8 моль. Определите
среднюю скорость реакции по кислороду и количества веществ оставшихся в
сосуде газов СО и О2.(υ ср. = 0,01 моль/(л ∙ с), ν (О2) = 1,6 моль, ν (СО) =
1,2 моль.)
4. Как изменится скорость реакции 2NO + O2 = 2NO2, если уменьшить
объем реакционного сосуда в 3 раза? (В 27 раз.)
5. Определите, во сколько раз увеличится скорость реакции N2 + O2 = 2NO,
если увеличить количества веществ азота и кислорода в реакционной системе
в два раза при постоянном объеме. (В 4 раза.)
6. Определите, во сколько раз изменится скорость реакции 2А + В = А2В,
если концентрацию вещества А увеличить в 2 раза, и концентрацию вещества
В уменьшить в 2 раза. (В 2 раза.)
7. Через некоторое время после начала реакции 3А + В = 2С + D
концентрации веществ составляли: [A] = 3 моль/л, [B] = 1 моль/л, [C] =
0,8 моль/л. Определите исходные концентрации веществ А и В. ([A] исх. =
4,2 моль/л, [B] исх. = 1,4 моль/л.)
8. В системе СО + Cℓ2 = COCℓ2 концентрацию СО увеличили от 0,3 до
1,2 моль/л, а концентрацию хлора – от 0,2 до 0,6 моль/л. Найдите, во сколько
раз возрастет скорость реакции. (В 12 раз.)
9. Найдите значение константы скорости реакции А + В = АВ, если при
концентрациях веществ А и В, равных соответственно 0,5 и 0,1 моль/л,
скорость реакции равна 0,005 моль/(л∙с). (0,1 моль/(л∙с).) 10. Реакция идет по уравнению Н2 (г) + I2 (г) = 2HI (г). Константа скорости
этой реакции равна 0,16 моль/(л∙с). Исходные концентрации реагирующих
веществ: [H2] = 0,4 моль/л, [I2] = 0,5 моль/л. Вычислите начальную скорость
реакции и скорость ее, когда [H2] = 0,3 моль/л. (0,032 моль/(л∙с);
0,0192 моль/(л∙с).)
11. Реакция идет по уравнению N2 + 3H2 = 2NH3. Концентрации
участвующих в ней веществ были: [N2] = 0,80 моль/л, [H2] = 1,5 моль/л, [NH3]
= 0,10 моль/л. Вычислите концентрации водорода и аммиака, когда [N2] =
0,5 моль/л. ([NH3] = 0,7 моль/л, [H2] = 0,60 моль/л.)
12. Вычислите, как изменится скорость реакции: а) при повышении
температуры на 30° С; б) при понижении температуры на 20° С, если
температурный коэффициент скорости реакции равен 3. (а) увеличится в
27 раз; б) уменьшится в 9 раз.)
13. Определите, на сколько градусов следует повысить температуру, чтобы
скорость реакции возросла в 8 раз, если температурный коэффициент
скорости реакции равен 2. (∆t = 30° С.)
14. При 20° С скорость реакции равна 0,04 моль/(л∙с). Определите скорость
этой реакции при: а) 40° С, б) 10° С, в) 0° С. Температурный коэффициент
скорости реакции равен 2. (а) 0,16; б) 0,02; в) 0,01 моль/(л∙с).)
15. Реакция при температуре 150° С протекает за 16 мин. Вычислите, за
сколько времени закончится эта реакция: а) при 200° С, б) при 80° С.
Температурный коэффициент скорости реакции равен 2,5. (а) 9,8 с; б) 162 ч
46 мин.)
16. При температуре 30° С реакция протекает за 25 мин, при 50° С – за 4 мин.
Рассчитайте температурный коэффициент скорости реакции. (2,5.)
Источник
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Химическая термодинамика и кинетика»,
предполагающая изучение условий, влияющих на
скорость химической реакции, встречается в
школьном курсе химии дважды – в 9-м и в 11-м
классах. Однако именно эта тема является одной из
наиболее трудных и достаточно сложной не только
для понимания «средним» учеником, но даже для
изложения некоторыми учителями, особенно
неспециалистами, работающими в сельской
местности, для которых химия является
дополнительным предметом, с учетом часов
которого у педагога набирается ставка, а значит,
и надежда на более-менее приличную зарплату.
В условиях резкого уменьшения числа учащихся в
сельских школах, в силу хорошо известных причин,
учитель вынужден быть универсалом. Посетив 2–3
курса, он начинает преподавание предметов,
зачастую очень далеких от его основной
специальности.
Данная разработка ориентирована в первую
очередь на начинающих учителей и предметников,
вынужденных преподавать химию в условиях
рыночной экономики. Материал содержит задачи на
нахождение скоростей гетерогенных и гомогенных
реакций и увеличения скорости реакции при
повышении температуры. Несмотря на то, что данные
задачи базируются на школьном, хотя и сложном для
усвоения «средним» учеником материале,
целесообразно прорешать несколько из них на
уроке химии в
11-м классе, а остальные предложить на кружковом
или факультативном занятии учащимся, которые
планируют свою дальнейшую судьбу связать с
химией.
Помимо подробно разобранных и снабженных
ответами задач данная разработка содержит
теоретический материал, который поможет учителю
химии, в первую очередь неспециалисту, понять
суть этой сложной темы курса общей химии.
С опорой на предлагаемый материал можно создать
свой вариант урока-лекции, в зависимости от
способностей учащихся в классе, причем
использовать предложенную теоретическую часть
можно при изучении этой темы как в 9-м, так и в 11-м
классе.
Наконец, материал, содержащийся в данной
разработке, будет нелишним разобрать
самостоятельно выпускнику, готовящемуся к
поступлению в вуз, в том числе и в тот, в котором
химия является профилирующим предметом.
Условия, влияющие на скорость
химической реакции
1. Скорость химической реакции зависит от
природы реагирующих веществ.
П р и м е р ы.
Металлический натрий, имеющий щелочную
природу, бурно реагирует с водой с выделением
большого количества теплоты, в отличие от цинка,
имеющего амфотерную природу, который реагирует с
водой медленно и при нагревании:
Порошкообразное железо более энергично
взаимодействует с сильной минеральной соляной
кислотой, чем со слабой органической уксусной
кислотой:
2. Скорость химической реакции зависит от
концентрации реагирующих веществ, находящихся в
растворенном или газообразном состоянии.
П р и м е р ы.
В чистом кислороде сера горит более энергично,
чем на воздухе:
С 30%-м раствором соляной кислоты
порошкообразный магний реагирует более
энергично, чем с 1%-м ее раствором:
3. Скорость химической реакции прямо
пропорциональна площади поверхности
реагирующих веществ, находящихся в твердом
агрегатном состоянии.
П р и м е р ы.
Кусок древесного угля (углерод) очень трудно
поджечь спичкой, но древесная угольная пыль
сгорает со взрывом:
С + О2 = СО2.
Алюминий в виде гранулы не реагирует с
кристаллом йода количественно, но измельченный
йод энергично соединяется с алюминием в виде
пудры:
4. Скорость химической реакции зависит от
температуры, при которой происходит процесс.
П р и м е р.
При повышении температуры на каждые 10 °С
скорость большинства химических реакций
увеличивается в 2–4 раза. Конкретное увеличение
скорости химической реакции определяется особым
температурным коэффициентом (гамма).
Рассчитаем, во сколько раз возрастет скорость
реакции:
2NO + O2 = 2NO2,
если температурный коэффициент равен 3, а температура процесса
возросла с 10 °С до 50 °С.
Изменение температуры составляет:
t = 50 °С – 10 °С
= 40 °С.
Используем формулу:
где –
скорость химической реакции при повышенной
температуре, –
скорость химической реакции при начальной
температуре.
Тогда
Следовательно, скорость химической реакции при
повышении температуры с 10 °С до 50 °С
возрастет в 81 раз.
5. Скорость химической реакции зависит от
присутствия некоторых веществ.
Катализатор – это вещество, ускоряющее ход
химической реакции, но само в процессе реакции не
расходующееся. Катализатор понижает
активационный барьер химической реакции.
Ингибитор – это вещество, замедляющее ход
химической реакции, но само в процессе реакции не
расходующееся.
П р и м е р ы.
Катализатором, ускоряющим ход данной
химической реакции, является оксид марганца(IV).
Катализатором, ускоряющим ход данной
химической реакции, является красный фосфор.
Ингибитором, замедляющим ход данной химической
реакции, является вещество органической природы
– уротропин (гексаметилентетрамин).
• Скорость гомогенной химической реакции
измеряется числом молей вещества, вступившего в
реакцию или образовавшегося в результате
реакции за единицу времени в единице объема:
где гомог
– скорость химической реакции в гомогенной
системе, – число
молей одного из вступивших в реакцию или одного
из образовавшихся в результате реакции веществ, V
– объем,
t – время, – изменение числа молей
вещества за время реакции t.
Поскольку отношение числа молей вещества к
объему системы представляет собой концентрацию с,
то
Следовательно:
Скорость гомогенной химической реакции
измеряется в моль/(л•с).
Учитывая это, можно дать следующее определение:
• скорость гомогенной химической реакции
равна изменению концентрации одного из
вступивших в реакцию или одного из образующихся
в результате реакции веществ в единицу времени.
Если реакция протекает между веществами в
гетерогенной системе, то реагирующие вещества
соприкасаются между собой не во всем объеме, а
только на поверхности твердого тела. Так,
например, при горении кусочка кристаллической
серы молекулы кислорода реагируют только с теми
атомами серы, которые находятся на поверхности
кусочка. При измельчении кусочка серы площадь
реагирующей поверхности возрастает, и скорость
горения серы увеличивается.
В связи с этим определение скорости
гетерогенной химической реакции следующее:
• скорость гетерогенной химической реакции
измеряется числом молей вещества, вступившего в
реакцию или образовавшегося в результате
реакции в единицу времени на единице
поверхности:
где S – площадь поверхности.
Скорость гетерогенной химической реакции
измеряется в моль/(см2•с).
1. В сосуд для проведения химических реакций
ввели 4 моль оксида азота(II) и избыток кислорода.
Через 10 с количество вещества оксида азота(II)
оказалось равным 1,5 моль. Найдите скорость данной
химической реакции, если известно, что объем
сосуда равен 50 л.
2. Количество вещества метана в сосуде для
проведения химических реакций равно 7 моль. В
сосуд ввели избыток кислорода и смесь взорвали.
Опытным путем было установлено, что через 5 с
количество вещества метана уменьшилось в 2 раза.
Найдите скорость данной химической реакции, если
известно, что объем сосуда равен 20 л.
3. Начальная концентрация сероводорода в
сосуде для сжигания газов была равна 3,5 моль/л. В
сосуд ввели избыток кислорода и смесь взорвали.
Через 15 с концентрация сероводорода составила 1,5
моль/л. Найдите скорость данной химической
реакции.
4. Начальная концентрация этана в сосуде для
сжигания газов была равна 5 моль/л. В сосуд ввели
избыток кислорода и смесь взорвали. Через 12 с
концентрация этана составила 1,4 моль/л. Найдите
скорость данной химической реакции.
5. Начальная концентрация аммиака в сосуде
для сжигания газов была равна 4 моль/л. В сосуд
ввели избыток кислорода и смесь взорвали. Через 3
с концентрация аммиака составила 1 моль/л.
Найдите скорость данной химической реакции.
6. Начальная концентрация оксида углерода(II)
в сосуде для сжигания газов была равна 6 моль/л. В
сосуд ввели избыток кислорода и смесь взорвали.
Через 5 с концентрация оксида углерода(II)
уменьшилась вдвое. Найдите скорость данной
химической реакции.
7. Кусочек серы с площадью реагирующей
поверхности 7 см2 сожгли в кислороде с
образованием оксида серы(IV). За 10 с количество
вещества серы уменьшилось с 3 моль до 1 моль.
Найдите скорость данной химической реакции.
8. Кусочек углерода с площадью реагирующей
поверхности 10 см2 сожгли в кислороде с
образованием оксида углерода(IV). За 15 с
количество вещества углерода уменьшилось с 5
моль до 1,5 моль. Найдите скорость данной
химической реакции.
9. Кубик магния с общей площадью реагирующей
поверхности 15 см2 и количеством вещества
6 моль сожгли в избытке кислорода. При этом через 7
с после начала реакции количество вещества
магния оказалось равным 2 моль. Найдите скорость
данной химической реакции.
10. Брусок из кальция с общей площадью
реагирующей поверхности 12 см2 и
количеством вещества 7 моль сожгли в избытке
кислорода. При этом через 10 с после начала
реакции количество вещества кальция оказалось в
2 раза меньше. Найдите скорость данной химической
реакции.
Решения и ответы
1.
Дано:
1(NO) = 4 моль,
О2 – избыток,
t2 = 10 c,
t1 = 0 c,
2(NO) = 1,5
моль,
V = 50 л.
Найти:
р-ции.
Решение
2NO + О2 = 2NO2.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (4 – 1,5)/(50•(10 – 0)) = 0,005 моль/(л•с).
Ответ. р-ции
= 0,005 моль/(л•с).
2.
Дано:
1(CH4) =
7 моль,
О2 – избыток,
t2 = 5 c,
t1 = 0 c,
2(CH4) =
3,5 моль,
V = 20 л.
Найти:
р-ции.
Решение
CH4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (7 – 3,5)/(20•(5 – 0)) = 0,035 моль/(л•с).
Ответ. р-ции
= 0,035 моль/(л•с).
3.
Дано:
с1(H2S) = 3,5 моль/л,
О2 – избыток,
t2 = 15 c,
t1 = 0 c,
с2(H2S) = 1,5 моль/л.
Найти:
р-ции.
Решение
2H2S + 3О2 = 2SО2 + 2Н2О.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (3,5 – 1,5)/(15 – 0) = 0,133 моль/(л•с).
Ответ. р-ции
= 0,133 моль/(л•с).
4.
Дано:
с1(С2H6) = 5 моль/л,
О2 – избыток,
t2= 12 c,
t1 = 0 c,
c2(С2H6) = 1,4 моль/л.
Найти:
р-ции.
Решение
2С2H6 + 7О2 = 4СО2 + 6Н2О.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (5 – 1,4)/(12 – 0) = 0,3 моль/(л•с).
Ответ. р-ции
= 0,3 моль/(л•с).
5.
Дано:
с1(NH3) = 4 моль/л,
О2 – избыток,
t2 = 3 c,
t1 = 0 c,
с2(NH3) = 1 моль/л.
Найти:
р-ции.
Решение
4NH3 + 3О2 = 2N2 + 6Н2О.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (4 – 1)/(3 – 0) = 1 моль/(л•с).
Ответ. р-ции.
= 1 моль/(л•с).
6. Ответ. р-ции.
= 0,6 моль/(л•с).
7.
Дано:
1(S) = 3 моль,
t2 = 10 c,
t1 = 0 с,
2(S) = 1 моль,
S(кус. S) = 7 см2.
Найти:
р-ции.
Решение
S + О2 = SО2.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (3 – 1)/(7•(10 – 0)) = 0,0286 моль/(см2•с).
Ответ. р-ции
= 0,0286 моль/(см2•с).
8. Ответ. р-ции
= 0,0233 моль/(см2•с).
9.
Дано:
1(Мg) = 6
моль,
О2 – избыток,
t2 = 7 c,
t1 = 0 с,
2(Mg) = 2 моль,
S(куб. Мg) = 15 см2.
Найти:
р-ции.
Решение
2Мg + О2 = 2МgО.
Используя формулу:
найдем скорость данной химической реакции:
р-ции
= (6 – 2)/(15•(7 – 0)) = 0,0381 моль/(см2•с).
Ответ. р-ции
= 0,0381 моль/(см2•с).
10. Ответ. р-ции
= 0,0292 моль/(см2•с).
Литература
Глинка Н.Л. Общая химия, 27-е изд. Под ред.
В.А.Рабиновича. Л.: Химия, 1988; Ахметов Н.С. Общая
и неорганическая химия. М.: Высш. шк., 1981; Зайцев
О.С. Общая химия. М.: Высш. шк,, 1983; Карапетьянц
М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия.
М.: Высш. шк., 1981; Корольков Д.В. Основы
неорганической химии. М.: Просвещение, 1982; Некрасов
Б.В. Основы общей химии. 3-е изд., М.: Химия, 1973; Новиков
Г.И. Введение в неорганическую химию. Ч. 1, 2.
Минск: Вышэйш. шк., 1973–1974; Щукарев С.А.
Неорганическая химия. Т. 1, 2. М.: Высш. шк., 1970–1974; Шретер
В., Лаутеншлегер К.-Х., Бибрак Х. и др. Химия.
Справочное изд. Пер. с нем. М.: Химия, 1989; Фельдман
Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия-9. Учебник для 9 класса
средней школы. М.: Просвещение, 1990; Фельдман Ф.Г.,
Рудзитис Г.Е. Химия-9. Учебник для 9 класса
средней школы. М.: Просвещение, 1992.
В.А.Демидов,
учитель химии Синегорской средней школы
(с. Синегорье, Нагорский р-н, Кировская обл.)
Источник