В сосуде с водой на подставках находится цилиндр без дна

Проверка: Каким способом можно осуществить проверку? (Действия с наименованиями)

Задача 5:

На дополнительную оценку. В сосуде с водой на подставках находится цилиндр без дна. Высота выступающей из воды части цилиндра равна . Внутрь цилиндра наливают керосин. Какую высоту должен иметь цилиндр, чтобы его можно было заполнить маслом целиком?

Найти: Решение:

Керосин, наливаемый внутрь цилиндра, будет

вытеснять из него воду. Из условия известно,

что давление столба высотой ( – высота цилиндра)

должно быть равно давлению столба воды высотой

(на глубине нижнего конца цилиндра).

, решив уравнение относительно :

,

Ответ: .

Проверка:

Полный анализ:

1.  Что описывается в условии задачи? (В задаче описывается сосуд, в котором находится цилиндр без дна)

2.  Можно ли данную ситуацию изобразить графически (рисунок, схема, график)? (см. рис.).

Частный анализ:

1)  Что нам известно о цилиндре? (Нам известно, что высота выступающей из воды части цилиндра равна .)

2)  Что наливают внутрь цилиндра? (Внутрь цилиндра наливают керосин).

3)  Что необходимо найти в задаче? (В задаче необходимо найти, высоту, которую должен иметь цилиндр, чтобы его можно было заполнить маслом целиком).

Поиск решения:

1)  Что будет происходить с водой, если в цилиндр будем наливать воду? (Вода будет вытесняться под действием веса керосина)

2)  Что можно сказать о давлениях воды и керосина на глубине нижнего конца цилиндра? Почему? (Они будут равны).

3)  Чему равно давление керосина? ()

4)  Чему равно давление воды? ()

5)  Какой вид будет иметь уравнение для искомой величины? ().

6)  Чему равна высота цилиндра? ()

Проверка: Каким способом можно осуществить проверку? (Действия с наименованиями)

X.  Конспект учебного занятия:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный момент.

Добрый день! Садитесь.

II

Предъявление домашнего задания

Сегодня домашнее задание будет заключаться в следующем: вам надо решить задачи, которые напечатаны на листочке, а также дорешить те задачи, которые не успеем решить в классе. Кто желает получить дополнительную оценку, может решить задачу на дополнительную оценку из листка-минимума.

Записывают дом. задание.

III

Вступительная часть

Сегодня мы с вами будем решать задачи по теме «Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды». Научимся применять наши знания при решении задач разных типов, познакомимся с обобщенным планом решения физических задач.

IV

Повторение ранее изученного материала

Сейчас вы напишите небольшую проверочную работу по тому, что мы изучили на прошлых уроках. На выполнение этого задания даю вам 5-7 минут.

Дети пишут проверочную работу.

V

Изучение нового материала

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Перед вами обобщенный план решения физических задач. Сегодня мы с вами будем пользоваться ими при решении задач.

Сейчас мы приступим к решению задач.

Тот, кто решит все 4 задач, получит пять. Кто хочет дополнительную оценку может решить 5 задачу.

3 и 4 задачи решаем в парах, а потом обсудим ваши решения все вместе!

Первая задача будет на вычисление давления на определенной глубине.

См СНВ и оформление задачи №1.

Молодцы, мы справились с этой задачей. Сейчас мы попробуем решить задачу потруднее. Здесь главное внимательное чтение условия задачи.

См. СНВ и оформление задачи № 2

Хорошо, сейчас вы решаете 3 и 4 задачу в парах. Если у кого-то появятся вопросы по ходу решения, поднимайте руки, и я подойду, мы вместе попытаемся разобраться.

См. СНВ и оформление задач №3 и №4

Не забывайте о задаче на дополнительную оценку, она трудная, но вы всегда можете спросить меня, если возникают какие-то вопросы.

См. СНВ и оформление задачи №5.

Дети записывают: «Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды»

Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах.

В цилиндрический сосуд налиты ртуть, вода и керосин. Определите общее давление, которое оказывают жидкости на дно сосуда, если объемы всех жидкостей равны, а верхний уровень керосина находится на высоте 12 см от дна сосуда.

VI

Заключительное слово

Итак, ребята. Чему мы с вами сегодня научились?

Итак, оценки за сегодняшний урок…..

В следующий раз в начале урока мы проверим с вами решение домашних задач.

Всем спасибо, до свидания.

Мы сегодня научились решать задачи разных типов.

Познакомились с обобщенным планом решения физических задач.

XI.  Дидактический раздаточный материал:

Проверочная работа:

Вариант 1

1.  Напишите схему устройства водопровода.

2.  Что будет происходить, если с однородной жидкостью, если открыть кран (см. рис)?

3.  Как установятся поверхности разнородной жидкости в сообщающихся сосудах разной формы?

Вариант 2

1.  Что такое шлюз?

2.  Как установятся поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах разной формы?

3.  В три сосуда различной формы налили жидкость таким образом, чтобы ее уровень был во всех сосудах одинаков. В каком сосуде давление жидкости на дно сосуда больше?

Вариант 3

1.  Определите, в какой из трубок находится ртуть, а в какой – вода (см. рис.1).

Читайте также:  Голень стопа сосуды анатомия

2.  Что произойдет, если в среднее колено сообщающихся сосудов с водой долить воды (см. рис.2)?

3.  В сообщающиеся сосуды налили воду и подсолнечное масло. Нарисуйте схематично, как расположатся эти жидкости в сосуде.

Листок-минимум задач по теме:

«Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды»

1.  Цилиндрические сосуды уравновешены на весах (рис.1). Нарушится ли равновесие весов, если в них налить воды столько, что поверхность ее установится на одинаковом уровне от дна сосудов? Одинаково ли будет давление на дно сосудов?

2.  Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах.

3.  В цилиндрический сосуд налиты ртуть, вода и керосин. Определите общее давление, которое оказывают жидкости на дно сосуда, если объемы всех жидкостей равны, а верхний уровень керосина находится на высоте 12 см от дна сосуда.

4.  В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 3 м имеется кран, площадь отверстия которого 30 см2. С какой силой давит нефть на кран?

5.  В сообщающихся сосудах находится ртуть и вода ( рис.2). Высота столба воды 68см. Какой высоты столб керосина следует налить в левое колено, чтобы ртуть установилась на одинаковом уровне?

6.  На дополнительную оценку. В сосуде с водой на подставках находится цилиндр без дна. Высота выступающей из воды части цилиндра равна . Внутрь цилиндра наливают масло. Какую высоту должен иметь цилиндр, чтобы его можно было заполнить маслом целиком?

Задачи для домашней работы:

4.  Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, налитая до того же уровня?

5.  Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10м?

6.  В левом колене сообщающихся сосудов налита вода, а в правом – керосин. Высота столба керосина 20 см. Рассчитайте, на сколько уровень воды в левом колене ниже верхнего уровня керосина.

XII.  Диагностика результативности обучения:

1.  Решать следующие задачи:

·  Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах.

·  В цилиндрический сосуд налиты ртуть, вода и керосин. Определите общее давление, которое оказывают жидкости на дно сосуда, если объемы всех жидкостей равны, а верхний уровень керосина находится на высоте 12 см от дна сосуда.

·  В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 3 м имеется кран, площадь отверстия которого 30 см2. С какой силой давит нефть на кран?

·  В сообщающихся сосудах находится ртуть и вода ( рис.1). Высота столба воды 68см. Какой высоты столб керосина следует налить в левое колено, чтобы ртуть установилась на одинаковом уровне?

·  Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, налитая до того же уровня?

·  Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10м?

·  В левом колене сообщающихся сосудов налита вода, а в правом – керосин. Высота столба керосина 20 см. Рассчитайте, на сколько уровень воды в левом колене ниже верхнего уровня керосина.

Осуществлять проверку различными способами (экспериментально, действия с наименованиями).

XIII.  Литература для учителя:

1.  Кириллова для чтения по физике: Учеб. пособие для учащихся 6 – 7 кл. ср. шк. /Сост. . – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил. (стр.67 – 71)

2.  развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. I. Моделирование информационно-образовательной среды учения: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – 294 с. (стр. 247 – 253)

3.  Элементарный учебник физики: Учеб. пособие. В 3 т./Под ред. : Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. – 12-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000 г. – 608с. (стр. 293 – 295)

4.  Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 Кл./ Авт.-сост. . – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 120 с. – (Портфель учителя).

5.  Остер . – М.: «Росмэн», 1994. – 128 с.

6.  Книга для чтения по физике. Часть I. Механика. М.:1985 г.

7.  , Иванова задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.: ил. (стр. 72 – 77).

8.  Лукашик олимпиада в 6 – 7 классах средней школы. Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1987. – 192с.: ил. (стр. 39 – 45).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

Классика в гидростатике

В статье пойдет речь о законе Архимеда и его применении в задачах на плавание тел погруженных в цилиндрический сосуд с вертикальными стенками. Формулировка закона известна с древних времен. На целиком погруженное в жидкость или газ тела действует выталкивающая сила модуль которой равен весу жидкости или газа в объеме погруженной части тела. За такое большое время придумали огромное количество задач, и несколько приемов их решения. остановимся на классическом решении которое применяют большинство учеников использующих условие плавания тел и то что объем жидкости изначально налитой в сосуд не изменяется. Рассмотрим как реализуют этот прием в решении конкретных задач предлагаемых в различные вузы.

Читайте также:  Виды днищ для сосудов

Задача 1. В цилиндрический сосуд с водой опустили железную коробочку, из-за чего уровень воды в сосуде поднялся на 2 см. На сколько опустится уровень воды, если коробочку утопить.

Сделаем рисунок, на котором укажем развитие ситуации. Был объем воды SH стал SH1–Vж где Vж объем жидкости вытесненнной плавающим телом найдем его из условия плавания mg = r0gVж

В сосуде с водой на подставках находится цилиндр без днаПолучим Для первого и третьего рисунка где объем железной коробочки. Перепишем эти выражения

(1)

(2)

Разделив первое на второе получим откуда

и ∆h = ∆h1 – ∆h2

Задача 2. В одном из двух одинаковых заполненных водой цилиндрических сообщающихся сосудах плавает шарик (рис). Масса шарика m, площадь сечения дна каждого сосуда S. На сколько изменится уровень воды, если вынуть шарик?

В решении изменим условие. Пусть шарик плавает

в цилиндрическом сосуде, изобразим как развивалось ситуация. Объем жидкости в сосуде не меняется

SH1 = SH2 – Vж

Vж – объем жидкости вытесненный погруженной частью тела. Из условия плавания

mg = rgVж

Для нашей задачи очевидно

Задача 3. В прямой цилиндрический сосуд, площадь основания которого 100см2, налили 1л соленой воды плотностью 1,15 г/см3 и опустили льдинку из пресной воды массой 1кг. Определите, как изменится уровень воды в сосуде, если половина льдинки растает. Считать, что при растворении соли в воде объем жидкости не изменится.

Найдем плотность воды после таяния льда r2 если до этого ее плотность была по условию

r1 =1,15 г/см3

r2 =1,1 г/см3

Изобразим развитие действия

Объем воды не меняется Из условия плавания mg = r1 gVж

В сосуде с водой на подставках находится цилиндр без дна

Для второго случая

Задача 4. В цилиндрическом сосуде площадью сечения 11см2 находится кубик льда массой 11г при температуре -100С. Какое минимальное количество теплоты нужно сообщить льду для того, чтобы уровень воды в сосуде не изменялся. При расчете принять, что при плавлении лед сохраняет форму куба.

Уровень вод в сосуде не будет меняться в процессе плавления льда когда он плавает так как в этом случае объем содержимого не меняется и давление на дно остается постоянным. Количество теплоты идет на нагревание и частичное плавление льда Q =cm∆t + l∆m; ∆m масса растаявшего льда ∆m = m –m1;

В сосуде с водой на подставках находится цилиндр без днаm1 масса плавающего льда. Изобразим процесс на рисунке. В момент плавания льда m1g = rgVж =rgHa2 Объем воды равен . Заменим Н в последнем выражении раскрыв скобки получим с другой стороны m1=ra3 Заменим а отсюда Окончательно

Упражнения

1.  В цилиндрическом стакане с водой плавает льдинка, притянутая нитью ко дну. Когда льдинка растаяла, уровень воды изменился на ∆h. Каково было натяжение нити? Площадь дна стакана S

(Ответ T =r0gS∆h)

2.  Дубовый цилиндр высотой 12см плавает в стакане с водой, как изменится уровень воды в стакане, если поверх воды налить слой керосина толщиной 2 см. Площадь поперечного сечения стакана в четыре раза больше площади цилиндра. Плотность керосина и дуба равна 0,8 г/см3

(Ответ ∆Н = 4мм)

3.  В двух цилиндрических сообщающихся сосудах имеющих одинаковые поперечные сечения 11,5см2, находится ртуть. В один из сосудов поверх ртути наливают один литр воды, в другой один литр масла. На какое расстояние переместится уровень ртути в сосудах? Каков будет ответ, если в воду опустить плавать тело массой 150г? rm = 800кг/м3

(Ответ: 0,64см, 1,2см)

4.  В сосуд с водой цилиндрической формы, отпустили кусок льда, в который был вморожен осколок стекла. В результате уровень воды в сосуде поднялся на 11мм, а лед стал плавать целиком погрузившись в воду. На сколько опустится уровень воды в сосуде за время таяния льда? Плотность стекла 2г/см3

(Ответ ∆h =1мм)

5.  В цилиндрический сосуд радиусом 10см налили воду до уровня 15см. В сосуд бросили губку массой 60г которая впитала в себя часть воды, но продолжала плавать на поверхности. Найдите установившийся уровень воды в сосуде

(Ответ 15,3см)

Источник

Окончательно с.

Задача 2. Метеорологическая ракета. Метеорологическая ракета стартует в вертикальном направлении с по­верхности Земли. Ее топливо сгорает за τ = 40 с полета. В течение этого времени ускорение ракеты возрастает линейно от а0 = g до аτ = 5g. Найдите мощность двигателя ракеты перед окончанием его работы. Масса не заправ­ленной ракеты m0 = 10 кг, ускорение свободного падения g = 10 м/с2.

Читайте также:  Расширения сосудов головного в домашних условиях

Возможное решение

Ускорение ракеты а(t) = а0 + (аτ – а0).

По аналогии с тем, что пройденному пути соот­ветствует площадь под графиком скорости, нахо­дим скорость Vτ ракеты в момент τ как площадь под графиком ускорения (рис.13): Vτ= τ ( аτ + а0)/2.

Согласно второму закону Ньютона, m аτ =Fmg, где F сила тяги в конце полета. Мощность двигателя в этот момент

N = F Vτ = ( аτ + g) ( аτ + а0) = 720 кВт.

Задача 3. Тяжелый поршень. В теплоизолированном цилиндрическом сосуде с вертикаль­ными гладкими стенками на небольших опорах лежит тяже­лый однородный поршень толщиной h и плотностью ρ (рис. 14). Под поршнем находится газ массой m c удельной теплоемко­стью C. Первоначально давление газа внутри цилиндра равно атмосферному. Газ начинают нагревать, при этом увеличение его давления Δp = α mΔt, где α – заданная константа, Δt – изменение температуры. Какое минимальное количество Q подвести к газу, чтобы поршень сдвинулся с места?

Возможное решение

Пусть М — масса поршня, S — площадь его основания, тогда чтобы он сдвинулся с места, давление газа в цилиндре должно превысить атмосферное на величину

.

Из связи Δр и Δt находим . Следовательно, Q=cmΔt = .

Задача 4. Сосуд на опорах Легкий цилиндрический сосуд с жидкостью плотностью ρ0 стоит на двух параллельных опорах, силы реакций ко­торых составляют N1 и N2 (рис. 15). В сосуд опустили на нити шарик массой m и плотностью ρ так, что он оказался на одной вертикали со второй опорой. При этом шарик пол­ностью погружен в воду и не касается сосуда. Определите новые силы N‘1 и N‘2 реакций опор.

Возможное решение

Пусть F и F’ — силы давления жидкости на основание сосуда до и после погружения шарика, тогда F’ =F +.

Поскольку сосуд легкий и цилиндрический, то при увеличении уровня воды центр масс сосуда с водой не смещается по горизонтали. Следовательно, точ­ки приложения сил F и Fсовпадают. Запишем условия равновесия сосуда до и после погружения шарика:

N1+N2= F, N‘1+N‘2= F, N1l1 = N2l2, N‘1l1 = N‘2l2, где l1 и l2 плечи реакций опор относительно точки приложения силы F.

Откуда N‘1 = N1, N‘2 = N2.

Заметим, что ответ не зависит от места погружения шарика.

Задача 5. Измерения в электрической цепи. Семь резисторов сопротивлениями R1=1кОм, R2=2кОм, R3=0,5кОм, R4=2,5кОм, R5=2кОм, R6=1кОм, R7=1кОм соединены с источни­ком постоянного напряжения U=30 В (рис.16). К резисторам подключили два вольтметра и два амперметра. Определите их показания V1, V2, I1, I2. Приборы считайте идеальными.

Возможное решение

Перерисуем схему без вольтметров (рис. 17). Сопротивление каждой из параллельных ветвей цепи составляет r = R1 + R2 = R3 + R4= R5 + R6 = 3 кОм, поэтому полное сопротивление цепи

кОм.

Через резистор R7 сила тока I = U/R. Через каждую из параллельных ветвей цепи течет одинаковый ток, поэтому сила тока в каждой из них i = I/3, откуда

I1= I2=2i=2U/3R=10 мА.

Показания V1 и V2 вольтметров найдем как напряжения между соответству­ющими точками: В, В.

10 класс

Задача 1. Клин и шайба (1). Вблизи вершины клина массой М, высотой Н и с длиной основания L удерживают небольшую шай­бу массой m (рис. 18). Клин покоится на гладкой го­ризонтальной поверхности. Шайбу отпускают и она соскальзывает к основанию клина. На какое рассто­яние S при этом переместится клин?

Возможное решение

Поскольку внешние силы, действующие на систему «клин-шайба», не име­ют горизонтальных составляющих, горизонтальная координата центра масс системы не меняется: m(LS) – MS = 0, откуда S = .

Задача 2. Клин и шайба (2). При выполнении условий предыдущей задачи най­дите максимальную скорость V клина. Трением меж­ду клином и шайбой пренебречь.

Возможное решение

Скорость клина будет максимальной, когда шайба достигнет его основания. Пусть – ско­рость шайбы в этот момент относительно кли­на, а – ее скорость в неподвижной системе отсчета (рис. 22). По теореме косину­сов для треугольника скоростей:

v2 = u2 + V2 – 2uVcos a. (1)

Поскольку внешние силы, действующие на систему «клин-шайба» вертикальны, проекция импульса системы на ось х не меняется: О = m(u cos a – V) – MV, откуда

(2).

По закону сохранения энергии: mgH =

Подставив (1) и (2) в последнее уравнение и учитывая, что cos а = , найдем .

Задача 3. Стакан-поплавок. В глубоком цилиндрическом сосуде с внутренним диаметром D находится вода, в которой дном вниз плавает тонкостенный металлический стакан мас­сой m и высотой H. Благодаря направляющим стенки стакана и цилиндра остаются параллельными. Какую минимальную работу А нужно совершить, чтобы утопить этот стакан, то есть заставить его пойти ко дну? Известно, что утопленный стакан не всплывает, а максимальная масса вмещаемой им воды равна М.

Возможное решение

Будем медленно опускать стакан в воду. Для этого к нему нужно прикла­дывать вертикально вниз силу F, уравновешивающую сумму силы Архимеда и силы тяжести, действующие на стакан. Пока в стакане нет воды, F линейно зависит от глубины погружения х, причем F(0) = 0.

Край стакана сравняется с уровнем жидкости в сосуде при х = х1, (рис. 20). При этом

F(x1) = Мgmg = F.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник