В сосуды налили по 400 г воды при

Задачи на количество теплоты с решениями
Формулы, используемые на уроках «Задачи на количество теплоты,
удельную теплоемкость».
1 г = 0,001 кг; 1 т = 1000 кг; 1 кДж = 1000 Дж; 1 МДж = 1000000 Дж
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача № 1.
В железный котёл массой 5 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты нужно передать котлу с водой для изменения их температуры от 10 до 100 °С?
При решении задачи нужно учесть, что оба тела — и котёл, и вода — будут нагреваться вместе. Между ними происходит теплообмен. Их температуры можно считать одинаковыми, т. е. температура котла и воды изменяется на 100 °С — 10 °С = 90 °С. Но количества теплоты, полученные котлом и водой, не будут одинаковыми. Ведь их массы и удельные теплоёмкости различны.
Задача № 2.
Смешали воду массой 0,8 кг, имеющую температуру 25 °С, и воду при температуре 100 °С массой 0,2 кг. Температуру полученной смеси измерили, и она оказалась равной 40 °С. Вычислите, какое количество теплоты отдала горячая вода при остывании и получила холодная вода при нагревании. Сравните эти количества теплоты.
Задача № 3.
Стальная деталь массой 3 кг нагрелась от 25 до 45 °С. Какое количество теплоты было израсходовано?
Задача № 4.
В сосуде содержится 3 л воды при температуре 20 °С. Сколько воды при температуре 45 °С надо добавить в сосуд, чтобы в нём установилась температура 30 °С? Необходимый свободный объём в сосуде имеется. Теплообменом с окружающей средой пренебречь
Задача № 5.
На сколько градусов изменилась температура чугунной детали массой 12 кг, если при остывании она отдала 648000 Дж теплоты?
Задача № 6.
По графику определите удельную теплоёмкость образца, если его масса 50 г.
Задача № 7.
Для нагревания медного бруска массой 3 кг от 20 до 30 °С потребовалось 12000 Дж теплоты. Какова удельная теплоемкость меди?
Задача № 8.
Нагретый камень массой 5 кг, охлаждаясь в воде на 1 °С, передает ей 2,1 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость камня?
Задача № 9.
Какое количество теплоты потребуется для нагревания на 1 °С воды объемом 0,5 л; олова массой 500 г; серебра объемом 2 см3; стали объемом 0,5 м3; латуни массой 0,2 т?
Задача № 10.
Какое количество теплоты получили алюминиевая кастрюля массой 200 г и находящаяся в ней вода объемом 1,5 л при нагревании от 20 °С до кипения при температуре 100 °С?
Задача № 11.
а) Воздух, заполняющий объем 0,5 л в цилиндре с легким поршнем, нагрели от 0 до 30 °С при постоянном атмосферном давлении. Какое количество теплоты получил воздух?
б) В порожнем закрытом металлическом баке вместимостью 60 м3 под действием солнечного излучения воздух нагрелся от 0 до 20 °С. Как и на сколько изменилась внутренняя энергия воздуха в баке? (Удельная теплоемкость воздуха при постоянном объеме равна 720 Дж/кг-°С.)
Задача № 12.
ОГЭ
Металлический цилиндр массой m = 60 г нагрели в кипятке до температуры t = 100 °С и опустили в воду, масса которой mв = 300 г, а температура tв = 24 °С. Температура воды и цилиндра стала равной Θ = 27 °С. Найти удельную теплоёмкость металла, из которого изготовлен цилиндр. Удельная теплоёмкость воды св = 4200 Дж/(кг К).
Задача № 13.
В теплоизолированном сосуде сначала смешивают три порции воды 100 г, 200 г и 300 г с начальными температурами 20 °C, 70 °C и 50 °C соответственно. После установления теплового равновесия в сосуд добавляют новую порцию воды массой 400 г при температуре 20 °C. Определите конечную температуру в сосуде. Ответ дайте в °C, округлив до целого числа. Теплоёмкостью калориметра пренебрегите.
Решение.
Ответ: 39 °С.
Задача № 14. (повышенной сложности)
Стальной шарик радиусом 5 см, нагретый до температуры 500 ˚С, положили на лед, температура которого 0 ˚С. На какую глубину погрузится шарик в лед? (Считать, что шарик погрузился в лед полностью. Теплопроводностью шарика и нагреванием воды пренебречь.)
Дано: R = 0,05 м; t1 = 500 ˚С; t2 = 0 ˚С;
ρ1 (плотность стали) = 7800 кг/м3.;
ρ2 (плотность льда) = 900 кг/м3.
c (удельная теплоемкость стали) = 460 Дж/кг •˚С,
λ (удельная теплота плавления льда) = 3,3 • 105 Дж/кг,
Найти: h – ?
Краткая теория для решения Задачи на количество теплоты.
Конспект урока «Задачи на количество теплоты».
Посмотреть конспект урока по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»
Следующая тема: «ЗАДАЧИ на сгорание топлива с решениями».
Источник
Ïîäãîòîâêà ê îëèìïèàäå
8 êëàññ
11.
 íèæíåé ïîëîâèíå ñôåðè÷åñêîé ÷àñòè êîëáû íàõîäèòñÿ âîäà, à â âåðõíåé
ìàñëî. Ñ êàêîé ñèëîé ìàñëî äåéñòâóåò íà âîäó, åñëè ìàññà ìàñëà
m
= 400 ã? Àòìîñôåðíîå äàâëåíèå íå ó÷èòûâàéòå.
ðåøåíèå
12.
Îïðåäåëèòå òåìïåðàòóðó âîäû â ñîñóäå, åñëè â íåãî íàëèëè îäíó êðóæêó
âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t1
= 40 îÑ, ÷åòûðå êðóæêè âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t2
= 30 îÑ è ïÿòü êðóæåê âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t3
= 20 îÑ. Ïîòåðè òåïëîòû íå ó÷èòûâàòü.
ðåøåíèå
13.
Òî÷å÷íûé ïðåäìåò ðàñïîëîæåí ïîñåðåäèíå ìåæäó îïòè÷åñêèì öåíòðîì è
ãëàâíûì ôîêóñîì ñîáèðàþùåé ëèíçû. Ïîñòðîéòå èçîáðàæåíèå ïðåäìåòà è
äîêàæèòå, ÷òî îíî íàõîäèòñÿ â ôîêàëüíîé ïëîñêîñòè ëèíçû.
ðåøåíèå
14.
 ñîñóä íàëèòà âîäà, à ñâåðõó íåå êåðîñèí. Ïëàñòìàññîâûé øàðèê ïëàâàåò
òàê, ÷òî â âîäó ïîãðóæåíî 60 % åãî îáúåìà, à â êåðîñèí 30 %. Êàêàÿ
÷àñòü îáúåìà øàðèêà áóäåò íàõîäèòüñÿ â âîçäóõå, åñëè åãî îïóñòèòü â
ñîñóä òîëüêî ñ îäíèì òîëüêî êåðîñèíîì? Ïëîòíîñòü âîäû
rî = 1 ã/ñì3, êåðîñèíà
r
= 0,8 ã/ñì3.
ðåøåíèå
15.
Îïðåäåëèòü òåìïåðàòóðó âîäû â ñîñóäå, åñëè â íåãî íàëèëè
n1
êðóæåê âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t1,
n2
êðóæåê âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t2
è n3
êðóæåê ïðè òåìïåðàòóðå
t3.
Ïîòåðè òåïëîòû íå ó÷èòûâàòü.
ðåøåíèå
16.
 ïàðèêìàõåðñêîé íà ïðîòèâîïîëîæíûõ ñòåíàõ íàïðîòèâ äðóã äðóãà íàõîäÿòñÿ
äâà ïàðàëëåëüíûõ ïëîñêèõ çåðêàëà. ×åëîâåê ñìîòðèò â îäíî èç íèõ.
Îïðåäåëèòå ðàññòîÿíèå
l
ìåæäó äâóìÿ ñîñåäíèìè èçîáðàæåíèÿìè ëèöà ÷åëîâåêà â ýòîì çåðêàëå.
Ðàññòîÿíèå ìåæäó çåðêàëàìè 4 ì.
ðåøåíèå
17.
Æåëåçíûé øàðèê (r
= 7800 êã/ì3) ðàäèóñîì
R
= 10 ñì, íàãðåòûé äî òåìïåðàòóðû t1 = 500 îÑ,
ïîëîæèëè íà ëåä, òåìïåðàòóðà êîòîðîãî t2 = 0 îÑ.
Íà êàêóþ ãëóáèíó ïîãðóçèòñÿ øàðèê â ëåä? Òåïëîïðîâîäíîñòüþ øàðèêà è
íàãðåâàíèåì âîäû ïðåíåáðå÷ü. Ñ÷èòàòü, ÷òî øàðèê ïîãðóçèëñÿ â ëåä
ïîëíîñòüþ. Óäåëüíàÿ òåïëîåìêîñòü æåëåçà 460 Äæ/êã×îÑ,
óäåëüíàÿ òåïëîòà ïëàâëåíèÿ ëüäà 3,3×105
Äæ/êã, ïëîòíîñòü ëüäà 900 êã/ì3.
ðåøåíèå
18.
Âïëîòíóþ ê ïðîòèâîïîëîæíûì ñòåíêàì ïðÿìîóãîëüíîãî ñòåêëÿííîãî ñîñóäà
âñòàâëåíû äâå ìåòàëëè÷åñêèå ïëàñòèíêè, èõ ðàçìåðû îäèíàêîâû è ðàâíû
ðàçìåðàì ñîîòâåòñòâóþùèõ ñòåíîê ñîñóäà. Ïëàñòèíû ïîäêëþ÷åíû ê èñòî÷íèêó
ïîñòîÿííîãî íàïðÿæåíèÿ U = 4,5 B. Â ñîñóä íàëèâàþò ïîäêèñëåííóþ
âîäó. Îïðåäåëèòå ìàññó âîäû, åæåñåêóíäíî íàëèâàåìîé â ñîñóä, åñëè ñèëà
òîêà â öåïè ñî âðåìåíåì èçìåíÿåòñÿ òàê, êàê ïîêàçàíî íà ãðàôèêå.
Ðàññòîÿíèå ìåæäó ïëàñòèíàìè
l
= 25 ñì, ïëîòíîñòü âîäû
D
= 1 ã/ñì3, åå óäåëüíîå ñîïðîòèâëåíèå
r
= 7,2×10-4 Îì×ì.
ðåøåíèå
19.
Íà ãîðèçîíòàëüíîì äíå çàïîëíåííîãî âîäîé ñîñóäà ëåæèò êðóãëàÿ ïëàñòèíêà.
Âîäà ïîä íåå íå ïðîíèêàåò. Êàêóþ ìèíèìàëüíóþ ñèëó íóæíî ïðèëîæèòü ê
ïëàñòèíêå, ÷òîáû îòîðâàòü åå îò äíà ñîñóäà, åñëè ìàññà ïëàñòèíêè m,
åå ðàäèóñ R, âûñîòà ñòîëáà âîäû h, åå ïëîòíîñòü
r,
àòìîñôåðíîå äàâëåíèå po?
ðåøåíèå
20.
 öèëèíäðè÷åñêîì ñîñóäå ñ âîäîé ïëàâàåò äîùå÷êà, íà êîòîðîé íàõîäèòñÿ
æåëåçíûé êóá. Íà ñêîëüêî èçìåíèòñÿ óðîâåíü âîäû â ñîñóäå, êîãäà êóá,
óïàâ ñ äîùå÷êè, áóäåò íàõîäèòüñÿ íà äíå ñîñóäà? Ïëîùàäü äíà ñîñóäà,
äëèíà ðåáðà êóáà, ïëîòíîñòü âîäû, ïëîòíîñòü æåëåçà ñîîòâåòñòâåííî ðàâíû
S, a,
rî,
ræ.
ðåøåíèå
<<<ïðåäûäóùàÿ äåñÿòêà
ñëåäóþùàÿ äåñÿòêà >>>
Источник