В трех сосудах 54 литра воды если из первого
Алгебра
7 класс
Урок № 49
Решение задач при помощи систем уравнений первой степени
Перечень рассматриваемых вопросов:
• Решение задач.
• Система уравнений.
• Решение системы уравнений.
Тезаурус:
Система уравнений – это условие, состоящее в одновременном выполнении нескольких уравнений относительно нескольких (или одной) переменных.
Решить систему – это значит найти все её решения.
Алгебраический способ состоит в получении ответа на вопрос задачи с помощью составления уравнения или системы уравнений и последующего решения уравнения или системы.
Основная литература:
- Никольский С. М. Алгебра: 7 класс. // Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Алгебра: тематические тесты 7 класс. // Чулков П. В. – М.: Просвещение, 2014 – 95 с.
- Потапов М. К. Алгебра: дидактические материалы 7 класс. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
- Потапов М. К. Рабочая тетрадь по алгебре 7 класс: к учебнику С. М. Никольского и др. «Алгебра: 7 класс». 1, 2 ч. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Рассмотрим задачу. Сошлись два пастуха, Иван и Пётр. Иван и говорит Петру: «Отдай-ка ты мне одну овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя!» А Пётр ему отвечает: «Нет, лучше ты мне отдай одну овцу, тогда у нас будет овец поровну!» Сколько же было у каждого овец?
Мы не знаем, сколько овец у Ивана, и сколько у Петра.
Обозначим за х число овец у Ивана, а за у – число овец у Петра.
Мысленно разделим условие задачи на две независимые части:
1. Иван и говорит Петру: «Отдай-ка ты мне одну овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя!»
2. А Пётр ему отвечает: «Нет, лучше ты мне отдай одну овцу, тогда у нас будет овец поровну!»
Для каждой из частей составим уравнение с двумя неизвестными.
Начнем с первой части.
Если бы Пётр отдал Ивану одну овцу, то у Петра осталось бы (у – 1) овец.
А у Ивана стало бы (х + 1) овец.
Но тогда у Ивана было бы вдвое больше овец, чем у Петра.
Можем составить уравнение x + 1 = 2(y – 1).
Составим уравнение с двумя неизвестными для второй части. Если бы Иван отдал Петру 1 овцу, то у Ивана осталось бы (x – 1) овец. А у Петра стало бы (y + 1) овец, и тогда они имели бы овец поровну. Можем составить уравнение: x – 1 = y + 1
Мы составили два уравнения.
И в первом и во втором уравнении х обозначает число овец у Ивана, а у – число овец у Петра. Другими словами, каждое неизвестное число обозначает одно и то же в обоих уравнениях. Значит, эти уравнения можно рассматривать совместно, то есть объединить их в систему уравнений:
Решим эту систему способом подстановки.
Раскроем скобки в правой части первого уравнения.
Выразим х через у.
Подставим (2у – 3) вместо х во второе уравнение системы. Получим уравнение с одним неизвестным у.
Решим его. Упростим левую часть уравнения.
Перенесем неизвестные в левую часть. уравнения, а числа – в правую.
Подставим у = 5 в первое уравнение.
Получим х = 7.
Система имеет единственное решение: х = 7, у = 5.
Вернемся к исходным обозначениям.
Получаем, что у Ивана было 7 овец, а у Петра 5 овец.
Таким образом, мы решили задачу при помощи системы уравнений первой степени.
Задачи с помощью системы уравнений можно решать по следующей схеме.
Сначала вводим обозначения неизвестных.
Мысленно разделив условие задачи на две части, составляем 2 уравнения и объединяем их в систему.
Решаем полученную систему уравнений.
Возвращаемся к условию задачи и использованным обозначениям.
Отбираем решения и записываем ответ.
Разбор заданий из тренировочного модуля.
1. Решим задачу алгебраическим способом.
Задача.
Даны 3 числа, сумма которых равна 23. Если к удвоенному первому числу прибавить второе число и вычесть третье, то получится 32. А если из первого числа вычесть удвоенное второе и прибавить третье, то получится 8.
В задаче 3 неизвестные, поэтому введем следующие обозначения:
Пусть х – первое число, у – второе число, z – третье число.
Мысленно разделим условие задачи на 3 части, по каждой из которых составим уравнение с тремя неизвестными:
Вернёмся к условию задачи: первое число 15, второе число 5, третье число 3.
Ответ: 15, 5, 3.
Составим систему уравнений по условию задачи.
В трех сосудах 54л воды. Если из первого перелить во второй сосуд 4л, то в обоих сосудах будет воды поровну, а если из третьего сосуда перелить во второй 17л, то во втором сосуде окажется в 4 раза больше воды, чем в третьем. Сколько воды в каждом сосуде?
Пусть x л воды было в первом сосуде, y л воды – во втором, z воды – в третьем. Значит, всего в трёх сосудах было x + y + z л воды, что равно 54 л. Составим уравнение: x + y + z = 54.
Когда из первого сосуда перелили 4 л воды во второй сосуд, то во втором сосуде стало y + 4 л воды, а в первом сосуде x – 4 л воды. По условию задачи воды стало в сосудах поровну. Составляем уравнение:
y + 4 = x – 4.
Если из третьего сосуда перелить во второй 17 л, то в третьем останется z – 17 л, а во втором станет y + 17 л. По условию задачи во втором сосуде окажется в 4 раза больше воды, чем в третьем. Можем составить уравнение: y + 17 = 4(z – 17).
Записываем систему уравнений:
2. Система уравнений по условию задачи.
Составим систему уравнений по условию задачи: 5% одного числа и 4% другого вместе составляют 46, а 4% первого числа и 5% второго вместе составляют 44. Найдите эти числа.
Источник
52 vital77 В 3 ех сосудах 54 л воды. Если из первого перелить во второй сосуд 4 л, то в обоих сосудах будет воды поровну, а если за 3 его сосуда перелить во второй 17 л, то во втором сосуде окажется в 4 разв больше воды, чем в третьем. Сколько воды в каждом сосуде?категория: алгебра ответить в избранное 62 vasile-milescu 12 октября 2020 { x+y+z=54 (1) {x-4=y+4 (2) {4 (z-17)=y+17 (3) из (3): y=4z-4*17-17=4z-85 (4) из (2) и (4): x=y+8=4z-85+8 (5) подставляем в (1) (4) и (5): 9z-85-85+8=54 9z=216 z=24 Значит: y=24*4-85=11x=11+8=19 пользователи выбрали этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Знаете другой ответ? Другие вопросы по алгебре olgert 12 октября 2020 1 ответ В треугольнике ABC угол C равен 90, высота CD=корень из 6, AD: BD=2:1. Найдите BC. masteryoda 12 октября 2020 1 ответ Помогите, пожалуйста, решить логарифмическое неравенство: 2log по основанию 2 числа (x+1) svetok 12 октября 2020 1 ответ Найдите расстояние от точки А (-2,8) до точки с наибольшей целой координатой, которая меньше модуля координаты точки allex 12 октября 2020 1 ответ y=x cos x+3x найти производную ladyart 12 октября 2020 1 ответ -x^2-4x-5=y надо иследовать на екстремум, найти точки, и построить график. anton198909 12 октября 2020 1 ответ Найдите А5+ А13 арифметической прогрессии (Аn), если А10+ А8=3/4 alexjob 12 октября 2020 1 ответ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА) многократная проверка показала, что всхожесть семян огурцов определенного сорта равна 0,9. Посадили 85 семян этого сорта. Какоепредположение можно сделать о числе проросших семян? garvar 12 октября 2020 1 ответ Если заработная плата была 10284,4 руб., а затем возросла и стала 13292,27, то на сколько процентов онавозросла? ovsyanka-69 12 октября 2020 1 ответ Известно что папабола y=ax^2 проходит через точку B (-1; 1/4) запишите уравнение параболы и определите в каких точках она пересекает прямую y=9 | Задайте свой вопрос ПОПУЛЯРНОЕ olgert, 12 октября 2020 В треугольнике ABC угол C равен 90, высота CD=корень из 6, AD: BD=2:1. Найдите BC masteryoda, 12 октября 2020 Помогите, пожалуйста, решить логарифмическое неравенство: 2log по основанию 2 числа (x+1) svetok, 12 октября 2020 Найдите расстояние от точки А (-2,8) до точки с наибольшей целой координатой, которая меньше модуля координаты точки allex, 12 октября 2020 y=x cos x+3x найти производную ladyart, 12 октября 2020 -x^2-4x-5=y надо иследовать на екстремум, найти точки, и построить график anton198909, 12 октября 2020 Найдите А5+ А13 арифметической прогрессии (Аn), если А10+ А8=3/4 alexjob, 12 октября 2020 ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА) многократная проверка показала, что всхожесть семян огурцов определенного сорта равна… garvar, 12 октября 2020 Если заработная плата была 10284,4 руб., а затем возросла и стала 13292,27, то на сколько процентов онавозросла? ovsyanka-69, 12 октября 2020 Известно что папабола y=ax^2 проходит через точку B 27400 Алгебра 14821 Английский язык 14216 Биология 7369 Другой 720 Экономика 18828 Физика 8304 География 15850 Геометрия 5255 Информатика 11818 История 23332 Химия 15992 Литература 73118 Математика 8152 Обществознание 465 Правоведение 46271 Русский язык |
Источник