В закрытый сосуд неизвестного объема

В закрытый сосуд неизвестного объема thumbnail

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

Яна, Шпаргалочка в помощь!

Ольга Коваленко

Ольга Коваленко

Яна,
8.А2Б1В4Г3

9.CO2+C⇔2CO;
1 моль CO2 ——14.52кДж;
0.2 моль CO2 —–x кДж;
x= 0.2*14.52/1=2.904кДж
10. CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2 (CaCO3)

1. Какое вещество в избытке
30100=0,3 моль карбоната кальцияCaCO3
29116=0,25 CaSiO3
Ищем массу х—–100
29———-116
х=25.
25———-х
30——-100
х=83,33%

Ольга Коваленко

Яна,
9Уравнение реакции:
H₃PO₄ + NaOH = NaH₂PO₄ + H₂O
Рассчитаем массу щелочи в растворе:
m(NaOH) = ω*m(р-ра) = 0,04*250г = 10г
Рассчитаем количество вещества щелочи:
n = m/M = 10г/40г/моль = 0,25 моль
По уравнению реакции:
n(H₃PO₄) = n(NaOH) = 0,25 моль
Ответ: количество вещества ортофосфорной кислоты равно 0,25 моль
10.
v(O2)=112 дм3
n=112/22,4=5 моль
Запишем уравнение
2KNO3=2KNO2+O2
составим пропорцию
х:2=5:1
х=10 моль
M(KNO3)=101 г
m=10*101=1010г-масса вещества вместе с прмесями
100%-5%=95%-масса вещества без примесей
m(KNO3)=(95*1010)/100=959,5 г-масса чистого вещества
Ответ:959,5 г.

Ольга Коваленко

Яна, не за что Лишь бы правильно всё было.

Ольга Коваленко

Яна, В этой задаче допускается и такое решение – см фото При сплавлении известняка массой 30 кг с оксидом кремния(4) получился силикат кальция массой 29 кг. Вычислите массовую долю(%) СаСо3 в природном
х—–100
29———-116
х=25.
3-25=5, а потом 530 и умножу на 100 С точки зрения логики- это вернее

Читайте также:  Как обезболить боль в ногах сосуды

А во втором листе в 8 задании дано видимо с ошибкой Ибо вода в водном растворе не может быть Да и бесцветного с малиновым в лакмусе нет В общем, я иногда с ЕГЭшными заданиями порой офигеваю

помогите пожалуйста решить б12

Ольга Коваленко

Александра, если не ошибаюсь,то
CO (М = 28 г/моль) + 2H2 (М = 2 г/моль) = CH3OH (М = 32 г/моль);

пусть в исх-й смеси х моль CO массой 28*х г и 1-х моль H2 массой 2*(1-х) г, тогда в соот-и с условием пол-м неравенство 28*x+2*(1-x)>28*0.386>10.808 (1), откуда x>0.33877, а 1-x<0.66123;

в р-ию выше с выходом 56% вст-о 0.56*х моль CO и 0.56*х*2 = 1.12*х моль H2 с образ-м 0.56*х моль CH3OH массой 32*0.56*х г, след-но, с учетом условия, пол-м неравенство 28*(x-0.56*x)+2*(1-x-1.12*x)+32*0.56*x/(x-0.56*x+1-x-1.12*x+0.56*x)>28*0.714>19.992 (2), откуда x>0.3718;

с учетом (2) пол-м уточненное неравенство 1-x<0.6282 (3);

т.о. с точностью до целых, макс. V доля H2 в исх-й смеси = 0.62 или 62%, с точностью до сотых – 0.6281 или 62.81%.

Оля, всё правильно. огромное спасибо ????

Ольга Коваленко

Задача 1. Плотность смеси кислорода и озона по водороду равна 17.
Определите массовую, объемную и мольную доли кислорода в смеси.
Задача 2. Плотность смеси озона и кислорода по водороду равна 18.
Найдите объемные доли газов в этой смеси.
Задача 3. Найдите плотность по водороду генераторного газа, имеющего
следующий объемный состав: 25% СО, 70% N2,5% СО2.
Задача 4. Имеется смесь азота и углекислого газа. При добавлении какого
газа к этой смеси ее плотность: а) увеличится; б) уменьшится? Приведите по
два примера в каждом случае.
Задача 5. Какой из галогеноводородов находится в смеси с азотом, если
известно, что при нормальном атмосферном давлении и температуре 70◦С
плотность смеси равна 0,8859 г/л?

Задача 6. Смесь оксидов углерода занимает объем 1,68 л (н.у.) и
содержит 8,73∙1023 электронов. Вычислите объемные доли газов в смеси.
Задача 7. Плотность смеси оксидов углерода (II) и (IV) равна плотности
кислорода. Определите массовую, объемную и мольную доли оксида
углерода (II) в смеси.
Задача 8. 1 л смеси угарного газа и углекислого газа при нормальных
условиях имеет массу 1,43 г. Определите состав смеси в объемных долях.
Задача 9. Вычислите объем фтороводорода, который надо добавить к
3,36 л криптона для того, чтобы средняя молярная масса полученной газовой
смеси стала равной 60 г/моль.
Задача 10. Вычислите среднюю молярную массу смеси, состоящей из
30 % (по объему) сероводорода и 70 % азота.

Задача 11. Какова масса 1 л смеси газов, состоящей из оксида
углерода (II) и оксида углерода (IV), если содержание первого газа составляет
35 % по объему?
Задача 12. Найдите плотность по азоту воздуха, имеющего следующий
объемный состав: 20,0% О2, 79,0% N2, 1,0% Аг.
Задача 13. При каком молярном соотношении оксида серы (IV) и аргона
получается смесь, которая в два раза тяжелее воздуха?

Задача 1. В закрытом сосуде вместимостью 5,6 л находится при 0°С
смесь, состоящая из 2,2 г оксида углерода (IV), 4 г кислорода и 1,2 г метана.
Вычислите: а) общее давление газовой смеси; б) парциальное давление каждого
из газов; в) процентный состав смеси по объему.

Задача 2. Вычислите парциальные давления азота и кислорода в воздухе,
приняв давление воздуха 101,3 кПа (воздух содержит 21% О2 и 78% N2 по
объему).

Задача 3. В баллоне вместимостью 56 л содержится смесь, состоящая из
4 моль СН4, 3 моль H2 и 0,5 моль СО. Вычислите: а) общее давление смеси
газов (в кПа); б) процентный состав ее по массе; в) процентный состав по
объему; г) парциальное давление каждого газа (в Паскалях).
Задача 4. В камеру вместимостью 1м3
заключили 15 моль N2, 25 моль СО2
и 10 моль О2. Вычислите: а) общее давление смеси газов при 27°С;
б) процентный состав смеси по массе; в) процентный состав смеси по объему;
г) парциальное давление каждого из газов при заданной температуре.

Задача 1. В процессе синтеза триоксида серы из диоксида серы и
кислорода в замкнутом сосуде, давление в реакционной смеси упало на 20%
(при постоянной температуре). Определите состав образовавшейся газовой
смеси (в % по объему), если в исходной смеси содержалось 50% диоксида серы
по объему.
Задача 2. Имеется 2 л смеси диоксида серы и кислорода. В результате
реакции, между ними образовалось 0,17 г триоксида серы. Определите
объемный состав исходной смеси, учитывая, что диоксид серы вступил в
реакцию полностью
Задача 3. К 250 мл смеси NO и NO2 добавили 100 мл О2. После реакции
общий объем смеси составил 300 мл. Определите состав исходной смеси в
объемных и массовых долях.
Задача 4. Рассчитайте, какую долю от массы реагирующих газов при
синтезе хлороводорода составляет водород, если он взят с 10%-ным избытком
по объему.
Задача 5. Оксид серы (IV) смешали с кислородом в молярном отношении
1:1 при давлении 304 кПа и температуре 427 °С, полученную смесь пропустили
через контактный аппарат для синтеза оксида серы (VI). Объем газов,
вышедших из аппарата при 427 °С и 266 кПа, оказался равным исходному
объему газов, измеренному до реакции. Определите объемную долю паров
оксида серы (VI) в реакционной смеси и процент превращения оксида серы (IV)
в оксид серы (VI)

Задача 6. Имеется смесь оксида углерода (II) и хлора, которая на 20 %
легче оксида серы (IV). После пропускания смеси над нагретым катализатором,
образовался фосген, в результате чего смесь стала тяжелее оксида серы (IV) при
тех же условиях. Рассчитайте объем допустимых значений для выхода реакции.
Задача 7. Вычислите процентное содержание водорода в смеси его с
кислородом, если известно, что 40 мл смеси после сжигания водорода заняли
объем, равный 31 мл.

Задача 8. Вычислите процентное содержание метана в смеси его с
кислородом, если известно, что 36 мл газовой смеси после сгорания метана
сократились в объеме на 1,8 мл.
Задача 9. Какой объем займет кислород после разложения 400 мл
озонированного кислорода, содержащего 28 % озона?
Задача 10. В кварцевом сосуде объемом 5,0 л находилась смесь водорода
и хлора. В течение некоторого времени смесь облучали рассеянным светом, а
затем проанализировали на содержание хлороводорода и хлора. В полученной
смеси объемная доля хлороводорода составила 25 %, а объемная доля
непрореагировавшего хлора – 20 % от исходного количества. Каковы объемные
доли (%) компонентов в исходной и конечной смеси?
Задача 11. Имеется смесь двух газов, характеризующаяся следующими
свойствами: 1) при пропускании ее через раствор серной кислоты объём смеси
уменьшается на 15 %; 2) при пропускании смеси над раскаленной платиновой
проволокой газы вступают в реакцию, в результате которой объём уменьшается
на 10,4 %, причем одним из продуктов реакции является вода. Определите
качественные и количественные составы смеси, а также количество продуктов
реакции.
Задача 12. В закрытый сосуд неизвестного объема ввели 560 г азота и
16 г водорода. После нагревания до 500 °С в присутствии катализатора
прореагировало 75 % водорода и установилось равновесие при давлении 15,15-
105
па. Вычислите объем сосуда.

Читайте также:  Сделать узи сосудов ног в новосибирске

Задача 1. При пропускании смеси азота и аммиака (объемные доли газов
равны) над раскаленной смесью оксида кремния (IV) и оксида железа (II) масса
последней уменьшилась на 4,8 г. Какой объем газовой смеси (н.у.) был
пропущен?
Задача 2. При сжигании 0,896 л (н.у.) смеси СO и СО2 в избытке
кислорода было израсходовано 0,112 л кислорода. Образовавшаяся смесь была
пропущена через раствор, содержащий 2,96 г гашеной извести. Определите
состав исходной газовой смеси (в % по объему), а также состав и массу
образовавшейся соли.
Задача 3. При пропускании 11,2 л смеси метана, оксида углерода (IV) и
оксида углерода (II) через раствор гидроксида натрия, взятый в избытке, объем
исходной смеси уменьшился на 4,48 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся
смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода. Определите состав исходной
смеси (в % по объему).
Задача 4. Объем смеси СО и О2 равен 200 мл (н.у.). После сгорания всего
СО и приведения газа к н.у., объем смеси уменьшился до 150 мл. Во
сколько раз уменьшится объем газовой смеси после пропускания ее через
50 г 2%-ного раствора КОН?
Задача 5. Смесь аммиака и водорода пропустили над раскаленным
оксидом меди (II), при этом масса трубки с оксидом меди (II) уменьшилась на
0,16 г, затем смесь пропустили над фосфорным ангидридом, получив на выходе
22,4 мл газа (н.у.). Определите плотность исходной газовой смеси по воздуху.
Задача 6. Смесь двух газов подвергли воздействию электрической дуги.
После охлаждения полученную смесь пропустили через раствор гидроксида
натрия, при этом ее объём уменьшился на 30 % по сравнению с исходным.
Оставшаяся смесь имела плотность по водороду 15,43. Определите
качественный и количественный состав смеси.
Задача 7. Смесь некоторого газа с кислородом имеет плотность по
кислороду 1,15. При пропускании 224 мл (при н. у.) этой смеси через
насыщенный раствор оксида бария в воде образуется 0,788 г осадка.
Определите качественный и количественный составы смеси.
Задача 8. Имеется смесь двух газов, характеризующаяся следующими
свойствами: 1) при пропускании этой смеси объёмом 10 л через раствор
гидроксида кальция образуется соль массой 10 г; 2) при пропускании этой
смеси объёмом 5 л через раствор серной кислоты образуется соль массой
11,43 г. Определите качественный и количественный состав смеси, если ее
плотность по водороду равна 11,52.

Источник

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)

Задания 8 класс

Задача 1.

Главная роль элемента «А» в организме определяется тем, что оно отвечает за уровень гемоглобина в крови, а также входит в состав сотни ферментов, тем самым выполняя множество важных функций. Дефицит этого элемента в организме может привести к развитию серьезных заболеваний. Если ощущаете хроническую усталость, кожные покровы бледные, есть апатия и сонливость, появились судороги, обязательно проверьте уровень гемоглобина. 

В 100 г яблок содержится 2,8 мг элемента «А».

  1. О каком элементе идет речь?
  2. Рассчитайте число атомов этого элемента в яблоке массой 200 г.
  3. Сколько яблок массой 200 г надо съесть человеку, чтобы в организм попало 3,01 · 1020 атомов этого элемента?

Задача 2.

В лаборатории имеются образцы различных металлов. Данные об этих металлах приведены в таблице.

Вещество

Число частиц N

Масса

m, г

Молярная масса М

г/моль

Количество вещества

n, моль

Плотность

ρ, г/см3

Объем V, cм3

?

37,7 · 1023

?

?

?

7,9

44,24

?

?

192

?

3

9

?

?

3,01· 1023

?

?

?

2,7

5

  1. Определите какие это металлы.
  2. Расположите, образцы этих металлов, по возрастанию числа атомов в них, если предположить, что они взяты одинаковым объемом.

Задача 3.

Говоря на химическом языке, химик должен правильно употреблять и специальные химические понятия. Постарайтесь восстановить абзац текста, вставив вместо каждого пробела одно из предложенных понятий (слово можно изменять, вставляя в нужном падеже и числе). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Напишите в ответе полученный текст, подчеркните вставленные слова.

Морская вода это…(1) веществ: хлорид магния, хлорид натрия, хлорид калия и другие. Каждое из этих веществ имеет  …(2) строение, которые в свою очередь состоят из …(3) разных химических …(4). Так, в составе этих веществ присутствуют …(5) хлора. Также в морской воде есть …(6) – вещество, необходимое для дыхания рыб. Его …(7) состоит из двух …(8). В воздухе этого …(9) содержится 21% по объему. Человеку и животным для дыхания необходим …(10)

  Список понятий: вещество, немолекулярное, смесь, ион, простое, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, грязное, азот, кислород.

Задача 4.

Определите простое вещество «А» в уравнениях реакций, проставьте коэффициенты.

           1) А + О2 = ZnO       2) A + S = ZnS       3) A + HBr = ZnBr2 + H2   

         4) A + CuSO4  = ZnSO4 + Cu                 5) A + NaOH + H2O = Na2 [Zn(OH)4] + H2

Задача 5

Соедините линиями различные названия одного вещества.

  1. Мрамор

А. Оксид азота (IV)

  1. Пищевая сода

Б. Оксид водорода

  1. Кальцинированная сода

В. Оксид углерода (IV) тв.

  1. Песок

Г. Карбонат натрия

  1. Бурый газ

Д. Гидрокарбонат натрия

  1. Вода

Е. Оксид кремния (IV)

  1. Алмаз

Ж. Оксид алюминия

  1. Глинозем

З. Пероксид водорода

  1. Пергидроль

И. Углерод

  1. Сухой лед

К. Карбонат кальция

1.Запишите: номера и буквы соответствующих названий;

2. Выпишите: названия оксидов и составьте их формулы

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)

Читайте также:  Проверить сосуды ног в воронеже

Задания 9 класс

Задание 1

Определите методом электронного баланса коэффициенты в уравнении окислительно – восстановительной реакции. Укажите окислитель и востановитель.

КI + H2SO4(конц) = I2 + S + K2SO4 + H2O

Задание 2

При действии на твердое вещество А соляной кислотой образуется газ Б со специфическим запахом. На воздухе он сгорает образованием нового бесцветного газа В с резким запахом. Если через раствор последнего пропустить газ Б, выпадает осадок простого вещества Г желтого цвета. Последнее может быть получено при неполном сгорании вещества Б. При нагревании смеси вещества Г с порошком двухвалентного  металла (в оксиде которого массовая доля кислорода равна 19,75%)  образуется исходное вещество А. Определите вещество А. Составьте уравнения всех описанных реакций.

Задача 3

Рассчитайте объем и радиус атома натрия, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара. Плотность натрия равна 0,968 г/см3. Объем шаров составляет 72,72% от общего объема.

Задача 4

В четырех склянках без этикеток находятся растворы следующих солей: нитрат бария, нитрат свинца, иодид калия, карбонат натрия. Используя реактивы: гидроксид натрия, серную кислоту, нитрат серебра, определите какое вещество находится в той или иной склянке.

1. Составьте уравнения всех реакций.

2. Укажите признаки каждой реакции.

Задача 5.

Составьте уравнения реакций по схемам.

Назовите вещества А, В. С и Д если  известно, что  вещество А входит в состав воздух (массовая доля 78%)

А + О2 = В

В + О2 = С

С + Н2О = В + Д

Д + Сu = В + …

С + Сu = В + ….

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)

Задания 10 класс

Задание 1

Химический элемент состоит из двух изотопов, находящихся в атомном

 отношении 16:9. Ядро первого изотопа содержит 38 нейтронов и 31 протон. Ядро второго изотопа содержит на 2 нейтрона больше.  Назовите элемент и вычислите его среднюю относительную атомную массу.  

                                                                                                        (5 баллов)

Задание 2

Напишите уравнения протекающих реакций, соответствующих следующей последовательности превращений (вещества А и С – гомологи).

                    3               2               1                 4                       5             6

С2H7NO2            B           A           CxHy         CH3Br          C         C3H6OВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объема

    Укажите структурные формулы веществ и условия протекания

   реакций                                                                                                     (12 баллов)

Задание 3

При добавлении к 1 л бутана (200С, 1 атм) неизвестного газа объем газовой смеси увеличился в 3 раза, а ее плотность составила 1,276  г/л. Определите неизвестный газ. Как изменится плотность газовой смеси при добавлении к ней 2 л хлороводорода.

(8 баллов)

Задание 4

Смесь калия  и алюминия массой 15,87 г залили 25 мл воды. В исходной смеси количество калия превышает количество алюминия в 40 раза. Рассчитайте массовые доли металлов в исходной смеси  и объем газа (н.у.), который выделится после полного протекания реакций. Какой объем 0,6 М раствора соляной кислоты потребуется добавить к полученному раствору, чтобы масса выпавшего осадка максимальной. Рассчитайте массу осадка.

(10 баллов)

Задание 5

         Углеводород «А», подвергаясь одновременному дегидрированию и    

 циклизации, превращается в соединение «Б», которое способно при нитровании образовывать взрывчатое вещество «В». При окислении вещества «Б» образуется карбоновая кислота «Г», входящая в состав сока брусники и обладающая консервирующими свойствами. Дайте названия и составьте структурные формулы всех веществ. Составьте уравнения соответствующих реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)

Задания 11 класс

Задание 1

При частичном термическом разложении хлората калия в присутствии катализатора. в результате чего выделился кислород объемом 6,72 л (в пересчете на н. у.) и образовался твердый остаток.  Этот остаток прореагировал с  30 %-ным раствором нитрата серебра. При этом образовалось 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10 %. Определите массу исходного образца хлората калия.                      (10баллов)

Задание 2

 Приведите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме (все известные вещества содержат хлор). Расшифруйте неизвестные вещества, укажите условия протекания реакций.

                                        H2SO4(20%)             Fe    t0         Na2S  H2O

HCl       Cl2       CaOCl2                   X1             X2               X3             NaClO3В закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объемаВ закрытый сосуд неизвестного объема

(12 баллов)

Задание 3

Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при разложении перманганата калия, если в результате реакции образовалось 64 г кислорода. Теплоты образования КMnO4, K2MnO4 и MnO2 равны 829, 1184, 521 кДж/моль соответственно.                                                                   (5 баллов)

Задание 4

Металл массой 19,5  г растворили в разбавленной азотной кислоте, при этом кислота восстановилась до оксида азота (II)  и было получено 250 мл 1,2 М раствора соли. Определите неизвестный металл и запишите уравнение вышеупомянутой реакции. Напишите уравнение реакции металла с концентрированной серной кислотой.

(8 баллов)

Задание 5

       Вычислить концентрацию формиат – ионов в растворе, 1 л которого содержит 0,1 моль муравьиной кислоты и 0,01 моль хлороводородной кислоты, считая диссоциацию последней полной.   Кд = 1,8 ·10−4

 (15 баллов)        

Источник