Верблюды из песка в сосуде

Верблюды из песка в сосуде thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Белоснежка»

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования

 на тему: «Верблюды в пустыне»

для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

                                                                Выполнила: воспитатель первой

                                       квалификационной категории

                   Кононенко И.Л.

г. Мегион, 2015 г.

         Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

            Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

            Цель: 

обобщить и систематизировать представления детей о пустыне и ее обитателях – верблюдах.

            Задачи:

  • углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
  • продолжать знакомство с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни, показать, почему он может жить в пустыне, неделями обходясь без воды;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе; выявить свойства песка; устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, обогащать словарный запас детей;
  • развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность; развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

    Материалы и оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, стаканчики, вода, ключи, трубочка из тонкой бумаги, сито, лупа, фигурка верблюда, макет пустыни; обитатели пустыни (зоологические фигурки).

    Предварительная работа: рассматривание изображений пустыни и верблюдов на фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; знакомство с силуэтом.

    Содержание организованной деятельности детей:

  1. Вводное слово педагога.

Воспитатель загадывает детям загадку: 

В ней песков большие груды,

Называются барханы

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном. (Пустыня)

(Перед детьми стоит макет пустыни с её обитателями: зоологические фигурки).

Воспитатель:

 – Ребята, как вы думаете, что такое пустыня? (пустая земля).

– Что вы видите на ней? (дети рассказывают).

– Да, ребята, пустыня, это такое место на Земле, где очень жаркий и сухой  климат, там мало растительности и много – много песка (обращает внимание детей на макет и фотографии).

2. Беседа педагога с детьми.

Воспитатель: 

– Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? (на песочное море).

– Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застывшее. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

– А какой климат в пустыне? Опишите (климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце).

Воспитатель:

– Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения? (нет).

– А какие растения могут выжить? Назовите их (кактусы, суккуленты).

– А почему они выживают в условиях пустыни? (потому что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях).

– Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? Каких животных вы знаете? (черепаха, змеи, скорпионы, тарантулы, верблюды, суслики). 

– Какие животные могут выжить в условиях пустыни? Послушайте загадку.

Путешественник отважный
Он идет пустыней важно,
Не боится он жары
2 горба как 2 горы.
(Верблюд.)

Воспитатель (показывает игрушку верблюда). 

– Почему про верблюда говорят, что он отважный? (Ответы детей.)

Что помогает верблюду выжить в пустыне? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)

Воспитатель: 

– У верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Какие у верблюда копыта? Почему широкие? (Не позволяют ногам провалится в песок).

Воспитатель: 

– Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете?

(Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).

Воспитатель: 

– А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.

– Почему и как они приспособились к таким жестким условиям жизни? (у верблюдов есть горб).

– Правильно, ребята, у них есть горбы с запасами жира, который легко превращается в воду и помогает верблюдам утолять жажду изнутри. К тому же, верблюды едят кактусы и верблюжью колючку. Как в народе ещё называют верблюдов? (корабли пустыни).

– Правильно, их называют кораблями пустыни. Они, подобно дрейфующим кораблям в море, преодолевают огромные расстояния в пустыне. Подобно выстроившим кораблям в одну линейку на рейде, их называют верблюжьим караваном.

Педагог показывает иллюстрации с изображением каравана верблюдов.

– Верблюды – незаменимые помощники человека, они перевозят через пустыню людей и грузы.

Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Воспитатель:

Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем – 
Ждет нас опыт, наблюденье.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.)

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать: Ребята, отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок)

Воспитатель:

– Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (Ответы детей).

Да, сегодня мы будем говорить о песке.

Опыты с песком

1) Из чего состоит песок?

Воспитатель:

Читайте также:  Смесь одинаковых масс гелия водорода и азота помещена в сосуд

– Рассмотрим под лупой песчинки. Форма разная. В пустыне песчинки имеют разную форму ромба. Взять в руки песок, почувствуем сыпучесть.

2) Песчаный конус

Воспитатель:

– Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает сплыв; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок может двигаться.

3) Свойство рассеянного песка

Воспитатель:

– Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом аналогичные действия. В набросанный песок ключ  погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Вывод: рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Продолжим наши опыты.

4) Своды и тоннели

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталось не смятой.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

5) Свойства мокрого песка

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока он не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: 

– Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными  ходами и выходами).

Воспитатель: 

– А нужен ли песок людям? (Выставка.)

  • Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
  • Изготавливают стекла.
  • Песочные часы.
  • Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
  • Делают художественные изделия из стекла, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.

Игра «Что вы знаете о пустыне?»

(Дети, стоят в кругу, передают волшебную палочку друг другу, рассказывают о пустыне).

Например.

Пустыни: Сахара, Гоби, Каракумы. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно. Лето очень жаркое, зима очень холодная. Сухо, нет воды. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.

Камни почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Весной цветут маки, тюльпаны. Есть деревья – саксаул. Растет верблюжья колючка, кактусы. В пустыне много птиц, зверей, ящериц, жуков: джейран, кулан, верблюд, тушканчики, феникс, сойка, вороны.

Вывод: Пустыня – это где очень много песка, очень жарко, сухо, обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут растения, которые приспособились к жаркому климату. 

Итог НОД:  

Воспитатель:

– Сегодня мы с вами путешествовали по пустыне. Кому что больше запомнилось в путешествии. Кто узнал что-то новое? (Дети с помощью «волшебной палочки» делятся своими впечатлениями.) Песок состоит из песчинок. (Песчинки имеют разную форму, песок сыплется; (что делает) движется, пропускает воду, намокает, рассеивается; мокрый песок не сыплется, принимает форму).

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Читайте также:  Лекарства для очистки сосудов от холестерина

Источник

Знать фарватер, ориентироваться по барханам и звездам, содержать в порядке транспорт и всегда быть готовым двинуться в путь… Присоединившись к каравану в марокканских песках, «Вокруг света» понял, что жизнь погонщика верблюдов похожа на жизнь моряка. И кое-что узнал про корабли.

SIM-707181.jpg

34_ph-BP.jpgГЕРОЙ
Мустафа Эйтруйя

Погонщик верблюдов в песчаных дюнах Эрг-Шебби, Марокко. Родился в 1995 году. Жил в Сахаре в берберском кочевом племени до 12 лет, пока в 2007-м семья не переехала в деревню Також (чуть севернее Мерзуги). Начал работать погонщиком верблюдов в возрасте 15 лет. Никогда не учился в школе. Говорит на английском, испанском, французском языках. Не женат, имеет троих братьев, тоже занятых в фамильном бизнесе. Семье принадлежат четыре дромадера (одногорбых верблюда).

Верблюды ступают неспешно, огибая цепочкой очередной песчаный вал. Мерные широкие шаги Скуби-Ду, служащего мне транспортным средством, создают ощущение качки на волнах. Он поворачивает вслед за флагманом Джимми, а тот — за человеком с веревкой в руке. Одетый в развевающуюся синюю джеллабу, в черном тюрбане, делающем голову раза в три больше, Мустафа уверенно ведет свой маленький флот привычным курсом.

FCR-459780.jpg

ЗООСПРАВКА
Одногорбый верблюд (дромадер)
Camelus dromedarius

iStock-481523413-.jpgКласс — млекопитающие
Отряд — парнокопытные
Подотряд — мозоленогие
Семейство — верблюдовые

Диких популяций дромадера, в отличие от бактриана (двугорбого верблюда), в мире не сохранилось. Есть только популяция вторично одичавших в Австралии (потомки завезенных туда в XIX веке верблюдов). Распространены как домашние животные по всей Северной Африке от Марокко до Сомали, на Аравийском полуострове и Ближнем Востоке. Дромадеры миниатюрнее бактрианов: высота в холке — от 1,8 до 2,3 м; длина тела — от 2,3 до 3,4 м; вес — от 300 до 600 кг. Продолжительность жизни — 40–50 лет. Самка вынашивает детеныша (как правило, одного) около 15 месяцев. Уже на следующий день после рождения он начинает кочевать вместе со стадом. Дромадер может проходить за сутки 60 километров с грузом до 100 кг.

Тонкости навигации

Как вы ориентируетесь в пустыне?

RHA75354.jpg
Я знаю здесь каждую дюну, каждый колодец. Видишь большой холм впереди? Это Лелемерзул, переводится с берберского как «мать Мерзуги». А вон там, слева, еще два — это Бехнеон, то есть «близнецы». Отсюда не так видно, но с противоположной стороны они похожи друг на друга как две капли воды.

А они не меняют очертаний?

Нет, такие большие не меняют. Разве что очень медленно. А вот маленькие могут измениться из-за песчаных бурь. Пустыня легко запутает неопытного гостя. Но, скажем, если ты здесь отстанешь или заблудишься, для тебя лучший выход — пытаться вспомнить, каким путем сюда пришла, и вернуться к исходной точке. Или дождаться ночи, тогда можно по звездам сориентироваться. Или положиться на верблюда: он выведет к людям.

Верблюд не может заблудиться?

Нет, они прекрасно ориентируются, даже когда маленькие. Например, детеныши верблюда всегда помнят, где мама их кормила. Бывает, что верблюжонок, заигравшись, прибивается к чужому стаду или просто теряется в пустыне. Чтобы найти своих, он возвращается к месту, где в последний раз сосал молоко, даже если ему придется идти несколько часов. Там верблюжонок целый день будет ждать маму. Если же она не придет — отправится в предыдущее место кормления. И так далее по цепочке. Верблюдица идет тем же маршрутом в поисках своего малыша, так что обычно они благополучно находят друг друга. А еще верблюды помнят, где им было хорошо. Место, где они отдыхают и кормятся, всегда найдут.

Много ли отдыхают верблюды-труженики?

В сезон, с октября по апрель, они работают раза по три в неделю, часов по пять. В остальное время пасутся. Летом ходят в пустыню еще реже: жарко, туристов мало. Вам вот с погодой повезло — и жары нет, и ветер слабый. Тут знаешь какие бури бывают!

Что делать, если начнется песчаный шторм?

Искать надежное укрытие. За высокой дюной вставать опасно, ветер очень быстро наметет песок, в котором можно и утонуть. Нужно уложить верблюда на землю и спрятаться за ним, прижавшись к боку с подветренной стороны. Дромадеры хорошо защищены. Они умеют полностью закрывать ноздри, так что мелкая пыль не попадает в нос. А толстые брови и ресницы спасают глаза от песка. Человеку же лучше всего повязать на голову тюрбан и прикрыть нижнюю часть лица концом ткани.

Вода и песокSIM-707125.jpg

Ощутимый толчок под локоть заставляет меня обернуться — идущий в кильватере «кораблик» по кличке Билли Марли настойчиво требует внимания. Пытается запихнуть голову мне под мышку, блаженно жмурится, когда я чешу его за ухом. Похоже, пора отдохнуть. По команде капитана караван ложится в дрейф. Мустафа подходит к каждому животному, слегка тянет веревку вниз, придавливая рукой переднюю часть седла и что-то приговаривая. Верблюд опускается на песок. Теперь можно слезть и пассажиру. Тянусь погладить своего Скуби-Ду по курчавой шее. Но с ним такие нежности не проходят: дромадер недовольно отдергивает голову и скалится, высоко задрав верхнюю губу.

Почему Скуби-Ду такой вредный?

Не то что Билли Марли, да?! У всех верблюдов характеры разные, как у людей. Вот Джимми, например, наш флагман, очень добрый и покладистый. Ему уже больше десяти лет. Впереди всегда должен идти тот, у кого опыта много: лет семь или больше.

Читайте также:  Как вылечить сосуды в шейном отделе

В караване только самцы? Почему девочки не участвуют?

Да что ты! Если эти парни увидят верблюдицу, они с ума сойдут! Не вмешаешься вовремя — все может плохо кончиться: передерутся до смерти, ногами друг друга забьют. Самцы очень ревнивые и агрессивные. Поэтому в караване самок нет никогда. Отдыхайте, ребята…

А их напоить не надо? У вас, наверное, вода всегда с собой?

Зачем с собой? Вон видишь там бетонный домик с замком на двери? Это колодец. Мы ездим с братьями за водой где-то раз в две недели — берем верблюдов, осликов, нагружаем их канистрами… В Сахаре и другие колодцы есть, мы обычно отправляемся подальше, километров за десять-пятнадцать.

Как-то странно — ехать за водой в пустыню. Разве в Мерзуге ее недостаточно?

В Мерзуге крупный подземный источник. И в Такоже вода есть. Но там она стоит денег, а в пустыне бесплатная. Колодцы в дюнах глубокие, и вода в них есть всегда, даже в засушливый период. А поить верблюдов нам сейчас не надо, они редко пьют.

Как долго они могут без воды?

Зависит от времени года. Зимой до двух недель. Летом меньше. Но вообще, им часто хватает жидкости, которая содержится в растениях.

Как же вы понимаете, что пора обеспечить верблюда «жидким топливом»?

RHA146899.jpgСамый простой способ — оттянуть кожу на шее и отпустить. Если все в порядке, то кожа упругая и не обвисает. А если складка остается, значит, у верблюда обезвоживание, пора поить. Но такое редко случается. Верблюды не потеют, пока температура не поднимется выше 41 градуса. Они хорошо контролируют температуру тела: не ложатся боком к солнцу, только мордой, чтобы уменьшить поверхность тела, на которую падают солнечные лучи. И — видишь? — они так подкладывают под себя ноги, что между телом и горячим песком остается пространство. А еще верб люды едят много соли, помогающей удерживать воду в организме. Раз в шесть больше, чем ослики или мулы. Мы всегда добавляем им соль в кормушки. В жару — до 140 граммов в день.

А чем вы их кормите?

Верблюдам нужен специальный корм: сено, зерно, иногда минеральные добавки. Видишь какой высокий горб у твоего Скуби-Ду? Значит, он хорошо питается. Иначе бы горб повис, как пустой мешок. Корм для одного верблюда обходится примерно в 1500 дирхамов в месяц, около 140 евро. Конечно, верблюд может и не есть почти месяц, но тогда он не работник.

Если верблюд заболеет, вы вызываете врача или сами справляетесь?

Конечно, ветеринара вызываем, и не только в случае болезни. Раз в полгода он приходит в нашу деревню, чтобы осмотреть верблюдов, почистить им уши от песка. Это не так дорого, доктор берет 200 дирхамов за осмотр четырех животных.

А сколько тебе платят за работу с туристами?

100 дирхамов. Если выезд с ночевкой, то 300. Плюс по 50 за каждого из моих верблюдов. За год можно накопить достаточно, чтобы купить еще одного верблюда и зарабатывать больше. У кочевников, живущих глубоко в пустыне, на границе с Алжиром, верблюд стоит 1000–1500 дирхамов. У них мы и покупаем.

ИНФОГРАФИКА

Дромадер в деталях

1524400.jpg

Глаза защищены прозрачным третьим веком и длинными ресницами.

Ноздри имеют щелеобразную форму и снабжены клапанами, при необходимости верблюд может их полностью закрыть.

Губы, язык и поверхность полости рта достаточно жестки, чтобы верблюд мог пережевывать колючки.

Густая шерсть в ушах не дает им забиться песком и пылью.

Мозоли на ступнях и суставах ног защищают от ожогов части тела, соприкасающиеся с песком, когда верблюд стоит или лежит.

Длина ног позволяет телу находиться на значительном расстоянии от раскаленной земли.

Широкие ступни с двумя пальцами обеспечивают устойчивость на песке.

Горб верблюда, вопреки заблуждениям, не хранит воду. В нем откладывается жир, что позволяет эффективно охлаждать тело и служит спине дополнительной защитой от солнца.

В специальных складках желудка накапливается вода.

Кровеносные сосуды располагаются близко к коже и помогают осуществлять теплообмен, так что потеть верблюд начинает гораздо позже, чем любое другое животное.

Эритроциты имеют овальную форму, благодаря чему при большой потере воды кровь животного не загустевает. Это же помогает выдержать скачки осмотического давления, когда верблюд за кратчайшее время выпивает огромное количество воды.

Большому кораблю большое плавание

SIM-438997.jpgЯ мысленно считаю: с каждого из восьми пассажиров хозяин риада (местной гостиницы) получил 150 дирхамов. Выходит, что 200 из них идут одной семье, предоставившей половину флотилии, еще 200 — семье Мустафы плюс 100 за его работу. А 700 дирхамов остаются хозяину риада. Обычная история, турбизнес… Мустафа неожиданно начинает суетиться и угрожающе покрикивать на верблюдов. Ну конечно, Скуби-Ду! Воспользовавшись тем, что за ним никто не присматривает, верблюд с независимым видом встает на ноги. За ним последовательно поднимаются все лежащие сзади: ведь каждый верблюд «пришвартован» короткой веревкой к седлу предыдущего. Стоит тому распрямить задние ноги — и «канат» тянет наверх следующего. Досадливо покачав головой, капитан вновь ставит провокатора на якорь, а за ним — всех остальных.

Дромадеры легко обучаются?

Они умные. Обычно мы берем сильных, активных трехлеток. Это самый подходящий возраст для обучения. Но очень важно сразу дать верблюду понять, что ты — главный. Раньше кочевники, поймавшие дикого верблюда, с этой целью отпускали его, чтобы почувствовал себя на свободе и побежал. Сами же хватали его за кончик хвоста и валили на бок. Хвост — чувствительное место, и пока человек его держит, верблюд не будет лягаться. После этого верб люд признает силу человека и станет слушаться. Чтобы приучить верблюда к веревке, мы обвязываем ему нижнюю челюсть и ставим за самцом, который уже привык следовать за погонщиком. Глядя на своего сородича, новичок перестает упрямиться. Через некоторое время можно будет водить его на веревке одного. А примерно через месяц — ставить в караван, где-то в середину, между более опытными животными. К седлу верблюды быстро привыкают.

А к хозяину они привязываются?

Конечно. Дромадер никогда ничего не забывает. Если с ним плохо обошлись — может отомстить и через несколько лет. А если человек завоевал его доверие, верблюд будет заботиться о нем. Мне друг рассказывал, как ночью к нему подбирался скорпион, а верблюд вскочил и давай его топтать, защищая хозяина. У них же такие мозоли на ступнях — никакой скорпион не страшен!

Сложно тут у вас: бури, змеи, скорпионы…

Ничего сложного, если знать, как себя вести. Я люблю эти места, люблю эту жизнь. Вот ты путешествуешь, а я и не стал бы. Здесь — все, что мне нужно.

***

Мустафа помогает мне «подняться на борт». Удержаться на встающем верблюде непросто: сначала он распрямляет задние ноги, и, если не отклониться в этот момент назад, есть риск нырнуть рыбкой через голову животного. К счастью, на передней части седла имеется своего рода мачта: Т-образный железный штырь, за который можно ухватиться при качке. Мы разворачиваемся и на всех парусах идем в порт приписки. Капитан смотрит вперед, за горизонт, куда уходят барханы, рябя оттенками — желтыми, белыми, ярко-оранжевыми. Горизонт чист, солнце садится в песчаное море, обещая, что завтра снова можно будет отправляться в плавание.

Фото: SIME (X7) / LEGION-MEDIA, БОРИС ПАЛТУСОВ, CUBO (X3) / LEGION-MEDIA, SPL / LEGION-MEDIA, NPL / LEGION-MEDIA, ISTOCK

Редакция благодарит Марокканский национальный офис по туризму за помощь в подготовке материала.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2019

Источник