Влияние полета на сосуды

Влияние полета на сосуды thumbnail

Знаете ли вы, что для стюардессы «полетный» стаж, необходимый для выхода на пенсию, составляет всего 10 лет? И это не благотворительность и не жест доброй воли работодателя, а признание того печального факта, что любой, даже самый короткий перелет – это испытание для организма.

Влияние полета на сосуды

На минимуме

Что происходит в полете? По мере набора высоты падает атмосферное давление и содержание кислорода в воздухе.

На высоте 10000 метров (на которой в основном и летают пассажирские лайнеры) содержание кислорода в воздухе становится критически низким. Это серьезная нагрузка на сердце даже у молодых и здоровых людей, а для пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями – подавно. Сердечный приступ – главная причина, по которой так часто во время полета раздается призыв «если на борту есть врач, просьба сообщить об этом членам экипажа».

Крайне негативно перелет влияет на состоянии вен. В самолете человек вынужден долго сидеть, зачастую – в неудобном положении. Пребывание в некомфортной позе вызывает сильную нагрузку на ноги, в результате чего происходит застой крови и замедление кровотока. Это может привести к возникновению тромбоза. Если после продолжительного сидения человек резко встает, тромб может оторваться. В группе риска – люди с варикозным расширением вен или те, у кого хоть раз в жизни диагностировали тромбофлебит, тромбообразование и т.д.

Влияние полета на сосуды

Влажность воздуха в салоне самолета обычно не превышает 10-20% (при норме – 50-60%). Это негативно влияет на работу дыхательных путей. Поэтому такие заболевания как пневмония, обострение бронхиальной астмы, недавно перенесенные операции на грудной клетке, повышенное легочное давление, а пневмоторакс (скопление газов в плевральной полости) служат абсолютным противопоказанием для перелетов.

Влияние полета на сосуды

Бомба на борту

Еще одна жизнеугрожающая ситуация – наличие у человека аневризмы аорты (растягивание и истончение стенок сосудов). В обычных условиях болезнь может никак не проявлять себя, но по сути человек носит в себе бомбу с часовым механизмом – стенки сосудов напряжены, и могут лопнуть в любой момент. Вероятность такого варианта развития событий в полете резко возрастает. Спасти человека с разрывом аорты в 90% случаев не удается даже в условиях стационара, а в полете это равносильно неминуемой гибели. Кстати, аневризма аорты – не такая уж и редкая патология. При вскрытии она обнаруживается у 7% людей, умерших по другим причинам. Врачи убеждены, что если провести поголовное скрининговое исследование, число пациентов возрастет втрое.

Влияние полета на сосуды

Исследования показывают, что стюардессы в два раза чаще страдают от рака груди и от меланомы по сравнению с остальными женщинами. Среди возможных причин – воздействие ионизирующего космического излучения. Если замерить уровень радиации в самолете, вы обнаружите, что она превышает установленную норму почти в десять раз (при норме 0.20 мкЗв/час показатели на борту доходят до 3.00 мкЗв/час и более). Это связано с тем, что во время полета самолет поднимается в верхние слои атмосферы, которая служит естественным щитом от воздействия космической радиации. А чем меньше защитный слой – тем выше уровень радиации.

Онкологические заболевания провоцирует и джетлаг (десинхроз) – синдром, вызванный сменой часовых поясов и нарушением биоритмов. Его симптомы – усталость, головная боль, тошнота и общий дискомфорт. Физиологи считают, что при пересечении 3 часовых поясов организму для восстановления нужно около 4 дней при пересечении 6 часовых поясов – 6 дней, при пересечении 12 часовых поясов – около 9 дней.

Если у человека, отправляющегося в продолжительное путешествие, есть время для восстановления, то у тех, кто регулярно совершает марш- броски в разные части света, риски накапливаются и суммируются.

Влияние полета на сосуды

Как часто можно летать без вреда для здоровья?

Точную безопасную периодичность полета врачи пока не вычислили. Однако последнее исследование показало, что людям среднего возраста без вреда для на короткие расстояния можно летать не чаще двух раз в месяц (два перелета туда – обратно), и одного раза в месяц (в обе стороны) в том случае, если полет длится более 5-6 часов.

Влияние полета на сосуды

Что делать тем, кто вынужден летать чаще?

«Первое, что нужно сделать людям, которые часто летают – пройти полную диагностику организма, чтобы узнать свои слабые места и заблаговременно подготовится к перелету, – поясняет кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории Ольга Александрова, – Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нужно помнить, что в полете существует риск возникновения сердечного приступа. Поэтому накануне поездки необходимо проконсультироваться с врачом. Пациентам, состоящим на учете, в таких случаях назначают плановую медикаментозную терапию.

Пациентам с заболеваниями венозной системы в полете нужно регулярно выполнять специальные упражнения, цель которых – восстановить кровоснабжение в ногах, вставать с кресла и перемещаться по салону. Людям с варикозной болезнью в полете строго рекомендован компрессионный трикотаж.

Остальным путешественникам достаточно придерживаться общих правил безопасности – в полет надевать комфортную свободную одежду и обувь, больше пить воды, чаще вставать с кресла».

Источник

Независимо от того, какого уровня самолет и насколько престижна авиакомпания, перелет представляет собой опасность. Риск разбиться намного меньше, чем вероятность заполучить инфаркт, инсульт или другую сердечно-сосудистую катастрофу. Отправляясь в путешествие на самолете особенно осторожными должны быть сахарные диабетики, курильщики, гипертонические больные, беременные, люди в постинфарктый, послеоперационный и постинсультный периоды. Удивительно, но даже те, кто принимают контрацептивы в таблетках, тоже должны быть настороже и знать о рисках связанных для них с перелетами.

Перелетные угрозы для здоровья

На пассажира в салоне действуют отрицательные факторы еще до взлета и продолжаются они до самого приземления. К ним относят:

– Переживания при сборах, прохождении таможенного контроля, посадке. Даже у здорового человека хлопоты перед поездкой способны подорвать нервную систему. О гипертониках и сердечниках и говорить не стоит. Скачки давления, тахикардия, приступы кардиалгии – все это может сопутствовать в сборах и при прохождении всех формальностей на пути к заветному самолету. Дополнительный стресс присутствует у аэрофобов, которые панически бояться летать. В данном случае уровень адреналина в крови зашкаливает и без приступа гипертонического криза или стенокардии будет достаточно сложно обойтись;

– Перегрузка повышенным давлением при взлете и посадке. Понятно, что при взлете и посадке организм получает нагрузку как на сосуды, так и на сердечную мышцу. Они вынуждены подстраиваться и достаточно быстро под изменения давления при разгоне, отрыве от земли и наборе высоты, а также возвращении на твердую землю аэропорта;

– Турбулентность, вибрационная нагрузка. При таких типах воздействия к переживаниям добавляется риск отрыва атеросклеротической бляшки, возникновение сбоев в ритме сердца;

– Снижение концентрации кислорода при наборе высоты. Казалось бы, ну все, летим по ровной линии в пункт назначения. На самом деле на высоте начинает сказываться на состоянии организма недостаток кислорода. Развивается гипоксия мозга и сердечной мышцы. Именно на этом этапе полета появляются головокружения, сонливость, одышка, перебои в работе сердца. Для людей с ишемической болезнью сердца и постинфарктных больных это может привести к обострению или даже повторному инфаркту. Для людей с астмой даже советуют брать с собой ингалятор, так как гипоксическая обстановка с большой долей вероятности приводит к приступу;

Читайте также:  Тромбы в сосудах что делать

– Снижение атмосферного давления в салоне. На высоте регуляция артериального давления в организме может быть нарушена из-за непривычности внешнего атмосферного давления. Сосуды могут, как чрезмерно сужаться, так и расширяться;

– Нахождение в неподвижном неудобном положении длительное время. Это наиболее частая причина проблем в воздухе со здоровьем. Суть ее заключается, конечно, не в гиподинамии, а в нарушении полноценного кровообращения в конечностях из-за передавливания сосудов во время длительного сидения. Застой крови и неполноценное выведение продуктов обмена из клеток и сосудов ног провоцирует слипание тромбоцитов и формирование тромбов. Если тромболитическая система организма не сработает вовремя, то тромб вполне может оторваться и вызвать инфаркт, ишемический, инсульт, тромбоз глубоких вен, легочную эмболию. Доказано, что именно тромбоз в результате перелета стал причиной смерти трех человек в Японии и десятерых в Великобритании. Особенно опасно садиться в самолет, если перед этим накануне было погружение на глубину. Риски тромбозов в этом случае удваиваются.

Профилактика «самолетных» осложнений

Многие факторы исключить невозможно, но вооружиться необходимыми средствами защиты и знаниями просто необходимо. Во-первых, необходимо собрать аптечку самых важных лекарств. В нее входят валидол, седативные препараты, нитроглицерин, препараты от давления, таблетки от укачивания и т.д. Некоторым может быть прописан врачом дополнительный кислород во время перелета. Этот момент стоит согласовать с авиакомпанией и взять с их разрешения кислородную подушку на борт. Как профилактику накануне можно принять таблетку разжижающего кровь препарата (например, на основе ацетилсалициловой кислоты). Показано употреблять до и во время полета достаточное количество чистой воды, чтобы предотвратить обезвоживание. Алкоголь и кофе в качестве спасения от обезвоживания рассматривать не стоит. Они только усугубят проблему с сердечно-сосудистой системой и увеличат давление и могут даже спровоцировать сгущение крови. При длительных перелетах показано надевать компрессионное белье, периодически вставать и разминать ноги, прохаживаться по салону.

Противопоказания к перелетам

Не стоит забывать, что человеку с больным сердцем необходимо согласовать возможность полета на самолете с лечащим врачом. Полностью противопоказаны перелеты в течение 2 недель после перенесенного инфаркта, инсульта, при нестабильной стенокардии, неконтролируемых нарушениях ритма, в ранний постоперационный период после шунтирования, в случаях декомпенсации сердечной недостаточности.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Почему люди не летают как птицы? Потому что произошли не от того класса животных. Впрочем, бог не зря дал нам разум, люди не смирились с аксиомой «рожденный ползать летать не может» и устремились в небо на разнообразных подручных средствах. И стремились долго и настойчиво, пока воздушный перелет не стал естественной, привычной частью бытия. Однако человеческий организм не чувствует себя в небесах как дома, как бы ему ни хотелось. Даже в салоне комфортабельного лайнера вы подвергаетесь вредному влиянию перегрузок и перепадов атмосферного давления. А если к тому же вы подсознательно боитесь летать, летите в сухом воздухе салона эконом – класса через океан, сидя несколько часов без возможности размять ноги – назвать такую дорогу легкой не получится.

Конечно, периодические перелеты не вредят здоровым людям – у нашего организма достаточный запас крепости, чтобы легко пережить несколько часов в небе раз в полгода. Однако, если вы страдаете определенными хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой систем, варикозным расширением, тромбофлебитом- летайте осторожно.

Многие испытывали после перелета или длительного путешествия дискомфорт, чувство тяжести и распирания в ногах, судороги, обнаруживали отек, возникало желание предать ногам возвышенное положение. Все это является следствием долгого и неудобного нахождения тела в кресле самолета. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. А долгое пребывание, сидя с малой подвижностью во время путешествий, приводит к замедлению кровотока в ногах, к венозному застою. Это в сочетании с другими факторами, в том числе и обезвоживанием, сопутствующими заболеваниями и проблемами, увеличивает риск развития тромбоза вен.

Также во время полета увеличивается риск развития осложнения варикозной болезни – тромбофлебита, нарастания явлений венозной недостаточности (это проявляется усилением ранее возникающих жалоб, появлением отека, зуда и судорог, может открыться трофическая язва).

При этом мало кто задумывается, что перелеты, особенно на длительные расстояния, могут быть очень опасны для нашего здоровья. По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может привести к тромбоэмболии легочной артерии и смерти.

К основным факторам, повышающим риск тромбоза вен, относят:

предшествующая история тромбоза вен, генетическая предрасположенность к тромбозам (тромбофилия);

онкологическое заболевание;

выраженная сердечная недостаточность;

недавняя хирургическая операция или травма;

ограничение движений ног (иммобилизация);

возраст (чем старше – тем выше риск);

прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);

беременность;

избыточный вес;

в случае путешествий, место у окна.Признаками тромбоза глубоких вен являются отек и боль в голени, кожа голени может приобретать синюшный оттенок. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди, возможна потеря сознания. В тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Есть вероятность возникновения такой ситуации и спустя несколько часов или дней после перелета.

Тромбофлебит варикозно измененной вены проявляется болью, покраснением, уплотнением по ходу выпирающей вены, как правило, по внутренней поверхности ноги. Если у вас появились вышеописанные жалобы, обязательно пройдите ультразвуковое сканирование вен, консультацию сосудистого хирурга – флеболога. Также поводом для ультразвукового обследования вен могут явиться сохраняющиеся в течение нескольких дней после прилета, казалось бы, привычные для вас жалобы в ногах.

Коварство тромбоза вен в том, что в 25% случаев он развивается бессимптомно – человек может сидеть и не знать, что у него развился тромбоз.

Существуют некоторые способы, помогающие предотвратить развитие застоя крови в венах ног.

Итак, общие рекомендации для летающих пассажиров:

На время перелета надевайте компрессионный трикотаж (чулки, гольфы);

Старайтесь периодически вставать и прохаживаться по салону;

Гуляйте по салону каждый час, если вы сидите у окна, не стесняйтесь побеспокоить соседа;

Если нет возможности вставать время от времени, двигайте ногами: совершайте круговые движения ступнями, шевелите пальцами, приподнимайте ноги с пятки на носок (педальные движения);

Ускорить ток крови по венам поможет и глубокое брюшное дыхание;

По возможности не сгибайте ноги под острым углом, чем больше вы их вытянете, тем лучше будет ток крови по сосудам;

Не сидите, закинув ногу на ногу;

Читайте также:  Полезно для сосудов от тромбов

Пейте достаточное количество жидкости, исключите алкоголь;

Выполняйте текущие рекомендации врача. Это могут быть препараты, разжижающие кровь (антикоагулянты), венотоники, если у вас уже были эпизоды тромбоза и пр.;

Если вечером в день прилета сохраняется дискомфорт в ногах, поможет охлаждающий душ на ноги, возвышенное положение ног в сочетании с упражнением: приведение стопы к себе – отведение от себя в течение 30 минут.Выполняйте все эти советы правильно, и это поможет уменьшить те неприятные ощущения, которые мы получаем после длительного полета. А можно подойти к вопросу защиты своих вен и здоровья более профессионально!

Если у вас варикозное расширение вен или вы уже ранее перенесли тромбоз вен, а предстоит длительный перелет или частые перелеты, пройдите ультразвуковое сканирование вен у флеболога. Не дожидайтесь осложнений, узнайте о необходимости лечения и правильной профилактике тромбоза.

Поднимаясь по трапу самолета, настраивайтесь на хороший полет, соблюдайте нехитрые правила безопасности и наслаждайтесь полетом!

Будьте здоровы!

Источник

https://ria.ru/20190611/1555462640.html

Ученые выяснили, как организм реагирует на длительные авиаперелеты

Ученые выяснили, как организм реагирует на длительные авиаперелеты

Недавно ученые подсчитали, что у рядом сидящих пассажиров самолета риск заразиться гриппом повышается на восемьдесят процентов. Длительный полет чреват… РИА Новости, 11.06.2019

2019-06-11T08:00

2019-06-11T08:00

2019-06-11T08:01

свиной грипп в россии

сша

наука

/html//[@name=’og:title’]/@content

/html//[@name=’og:description’]/@content

https://cdn21.img.ria.ru/images/155546/02/1555460268_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_8d1633b5ce4453c7976041f459db6182.jpg

МОСКВА, 11 июн – РИА Новости, Татьяна Пичугина. Недавно ученые подсчитали, что у рядом сидящих пассажиров самолета риск заразиться гриппом повышается на восемьдесят процентов. Длительный полет чреват обострением тромбофлебита. Бояться же высокой радиации, наоборот, не стоит. Что происходит с организмом в полете и как это отражается на здоровье – в материале РИА Новости. Синдром экономклассаНа большой высоте организм оказывается в довольно специфических условиях. В первую очередь сказывается пониженное парциальное давление кислорода. Именно поэтому высокогорные альпинисты используют кислородные маски. В герметичном салоне пассажирского лайнера поддерживается давление примерно как на высоте 1800-2400 метров над уровнем моря. Это терпимо, но все-таки ниже того, к чему привыкло большинство живущих на равнинах и побережьях. По мере набора высоты, когда давление в самолете уменьшается, организм начинает немножко “закипать”. Растворенные в наших жидкостях газы образуют пузырьки и рвутся наружу. Некоторые ощущают это как легкое покалывание в ушах или даже метеоризм в кишечнике. Снижение самолета, наоборот, ощущается как давление на барабанные перепонки, пазухи носа, что может оказаться болезненным. В целом же подавляющее большинство пассажиров переносит эти перепады давления нормально. Не страшна и другая проблема на большой высоте – мороз ниже пятидесяти градусов Цельсия. В самолете поддерживается комфортная температура. А вот влажность мала – всего примерно двадцать процентов. Из-за этого во время полета нередко возникают ощущения сухости кожи, раздражение носоглотки, кашель, чихание. Все это, впрочем, мелочи по сравнению с гиподинамией – малой подвижностью. Сидеть в одном положении в узком кресле даже короткое время некомфортно, а если полет длится более трех часов, еще и опасно. В положении сидя пережимаются артерии, сосуды, нарушается кровоток. Это может вызвать застой лимфы и, как следствие, отек ног даже у здорового человека, не говоря уже о тех, кто страдает такими системными заболеваниями, как нарушения сердечно-сосудистой системы, функций печени, почек. Гиподинамия грозит обострением или возникновением тромбофлебита – воспаления стенок вен, что приводит к образованию тромбов. Страдают главным образом те, кто путешествует экономклассом. Вот почему пожилым и всем, кто в группе риска, врачи рекомендуют бинтовать ноги или надевать компрессионные чулки. Они сдавливают поверхностные вены, и кровоток устремляется по глубоким венам. Полезно также периодически разминаться, прохаживаться по салону, больше пить.Ученые из Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия) отмечают, что условия на борту весьма способствуют тромбофлебиту, который может развиться спустя дни и недели после перелета: неподвижность, высотная гипоксия (из-за низкого парциального давления кислорода), низкая влажность. Кроме того, в группе риска находятся люди с лишним весом, те, кто принимает гормональные контрацептивы или заместительную гормональную терапию, у кого рак. Играют роль также генетическая предрасположенность к тромбозам, возраст, вредные привычки и многое другое.Доза излученияСолнечное и особенно космическое излучение способно повреждать клетки ДНК. Конечно, у организма есть множество механизмов восстановления, “ремонта” носителей генетической информации. Но если повреждений слишком много или они очень сильные, как, например, двухнитевые разрывы ДНК, ткани не успевают регенерироваться, в генах накапливаются мутации, что влечет за собой проблемы со здоровьем и поведением. На Земле от космических лучей и солнечного излучения нас защищает атмосфера. Чем выше мы поднимаемся, тем она тоньше, тем больше мы облучаемся. Корпус самолета задерживает лишь ультрафиолет, остальные виды более жесткого излучения проходят беспрепятственно. Однако получаемые дозы очень малы: в час примерно три микрозиверта. В журнале Scientific American подсчитали дозу излучения, которую получил самый часто летающий пассажир в мире. В 2017 году им стал бизнесмен Том Стакер. За 14 лет он налетал почти 30 миллионов километров. При этом риск развития рака у него вырос всего на полпроцента. Доза излучения, полученная за время двух семичасовых перелетов, будет равносильна тому, что организм получит от одного рентгена грудной клетки. От насморка к трепанацииВ королевский госпиталь города Перт в Австралии обратился 31-летний мужчина с жалобами на заложенность носа, шум в ушах, боли в области лица. Выяснилось, что он каждые две недели летал самолетом на работу.Врачи заподозрили у него воспаление кости за ухом (мастоидит) и сделали компьютерную томографию головы. На снимке справа обнаружилась большая полость, заполненная воздухом. Больному пришлось делать трепанацию черепа. Это всего четвертый описанный в научной литературе случай пневмоцефалии, связанный с частыми перелетами. Несмотря на исключительную редкость, ученые считают, что часто летающие люди находятся в группе риска. В одном салоне с вирусомСмена часовых поясов может сбить внутренние часы организма. Человек будет испытывать бессонницу, усталость. Если предстоит весь день работать и затем снова лететь, может накопиться нервное напряжение, стресс. Все это напрямую ослабляет иммунную защиту, делает организм подверженным инфекциям. В таком состоянии даже внутренняя микрофлора может стать источником воспаления, не говоря уже о возбудителях опасных болезней. То, что авиасообщение способствует распространению инфекций, особенно опасных, известно давно. Нынешняя вспышка кори в США во многом обязана приезжим из других стан, где ситуация с этим вирусным заболеванием неблагополучна. Об этом заявили недавно ученые из США, Канады и Австралии.Если от кори большинство жителей развитых стран защищают прививки, то от других инфекций, как, например, от лихорадки Денге, различных штаммов гриппа, защиты часто нет. Впрочем, и здесь нет причины для паники. Ученые из Университета Эмори (США) решили оценить вероятность заражения гриппом во время трансконтинентальных перелетов. Они исходили из того, что инфекция передается воздушно-капельным путем, поэтому передвижение пассажиров и членов команды по салону способствует ее распространению. Эксперимент во время реальных перелетов показал, что у тех, кто сидит в непосредственной близости от больного, в пределах одного ряда и двух кресел по бокам, риск заражения повышается до 80 процентов и больше. Для остальных – всего три процента.

Читайте также:  Если сужение сосудов артериальное давление

https://ria.ru/20190203/1550258337.html

https://ria.ru/20141021/1029357602.html

https://ria.ru/20190225/1551263313.html

https://ria.ru/20190307/1551602613.html

сша

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs//copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/155546/02/1555460268_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_5906666314082c3f998fb8343f0567d0.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

свиной грипп в россии, сша

МОСКВА, 11 июн – РИА Новости, Татьяна Пичугина. Недавно ученые подсчитали, что у рядом сидящих пассажиров самолета риск заразиться гриппом повышается на восемьдесят процентов. Длительный полет чреват обострением тромбофлебита. Бояться же высокой радиации, наоборот, не стоит. Что происходит с организмом в полете и как это отражается на здоровье – в материале РИА Новости.

Синдром экономкласса

На большой высоте организм оказывается в довольно специфических условиях. В первую очередь сказывается пониженное парциальное давление кислорода. Именно поэтому высокогорные альпинисты используют кислородные маски. В герметичном салоне пассажирского лайнера поддерживается давление примерно как на высоте 1800-2400 метров над уровнем моря. Это терпимо, но все-таки ниже того, к чему привыкло большинство живущих на равнинах и побережьях.

По мере набора высоты, когда давление в самолете уменьшается, организм начинает немножко “закипать”. Растворенные в наших жидкостях газы образуют пузырьки и рвутся наружу. Некоторые ощущают это как легкое покалывание в ушах или даже метеоризм в кишечнике. Снижение самолета, наоборот, ощущается как давление на барабанные перепонки, пазухи носа, что может оказаться болезненным. В целом же подавляющее большинство пассажиров переносит эти перепады давления нормально.

Не страшна и другая проблема на большой высоте – мороз ниже пятидесяти градусов Цельсия. В самолете поддерживается комфортная температура. А вот влажность мала – всего примерно двадцать процентов. Из-за этого во время полета нередко возникают ощущения сухости кожи, раздражение носоглотки, кашель, чихание.

Все это, впрочем, мелочи по сравнению с гиподинамией – малой подвижностью. Сидеть в одном положении в узком кресле даже короткое время некомфортно, а если полет длится более трех часов, еще и опасно.

В положении сидя пережимаются артерии, сосуды, нарушается кровоток. Это может вызвать застой лимфы и, как следствие, отек ног даже у здорового человека, не говоря уже о тех, кто страдает такими системными заболеваниями, как нарушения сердечно-сосудистой системы, функций печени, почек.

Гиподинамия грозит обострением или возникновением тромбофлебита – воспаления стенок вен, что приводит к образованию тромбов. Страдают главным образом те, кто путешествует экономклассом. Вот почему пожилым и всем, кто в группе риска, врачи рекомендуют бинтовать ноги или надевать компрессионные чулки. Они сдавливают поверхностные вены, и кровоток устремляется по глубоким венам. Полезно также периодически разминаться, прохаживаться по салону, больше пить.

Ученые из Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия) отмечают, что условия на борту весьма способствуют тромбофлебиту, который может развиться спустя дни и недели после перелета: неподвижность, высотная гипоксия (из-за низкого парциального давления кислорода), низкая влажность. Кроме того, в группе риска находятся люди с лишним весом, те, кто принимает гормональные контрацептивы или заместительную гормональную терапию, у кого рак. Играют роль также генетическая предрасположенность к тромбозам, возраст, вредные привычки и многое другое.

Доза излучения

Солнечное и особенно космическое излучение способно повреждать клетки ДНК. Конечно, у организма есть множество механизмов восстановления, “ремонта” носителей генетической информации. Но если повреждений слишком много или они очень сильные, как, например, двухнитевые разрывы ДНК, ткани не успевают регенерироваться, в генах накапливаются мутации, что влечет за собой проблемы со здоровьем и поведением.

На Земле от космических лучей и солнечного излучения нас защищает атмосфера. Чем выше мы поднимаемся, тем она тоньше, тем больше мы облучаемся. Корпус самолета задерживает лишь ультрафиолет, остальные виды более жесткого излучения проходят беспрепятственно. Однако получаемые дозы очень малы: в час примерно три микрозиверта.

В журнале Scientific American подсчитали дозу излучения, которую получил самый часто летающий пассажир в мире. В 2017 году им стал бизнесмен Том Стакер. За 14 лет он налетал почти 30 миллионов километров. При этом риск развития рака у него вырос всего на полпроцента.

Доза излучения, полученная за время двух семичасовых перелетов, будет равносильна тому, что организм получит от одного рентгена грудной клетки.

От насморка к трепанации

В королевский госпиталь города Перт в Австралии обратился 31-летний мужчина с жалобами на заложенность носа, шум в ушах, боли в области лица. Выяснилось, что он каждые две недели летал самолетом на работу.

Врачи заподозрили у него воспаление кости за ухом (мастоидит) и сделали компьютерную томографию головы. На снимке справа обнаружилась большая полость, заполненная воздухом. Больному пришлось делать трепанацию черепа.

Это всего четвертый описанный в научной литературе случай пневмоцефалии, связанный с частыми перелетами. Несмотря на исключительную редкость, ученые считают, что часто летающие люди находятся в группе риска.

В одном салоне с вирусом

Смена часовых поясов может сбить внутренние часы организма. Человек будет испытывать бессонницу, усталость. Если предстоит весь день работать и затем снова лететь, может накопиться нервное напряжение, стресс. Все это напрямую ослабляет иммунную защиту, делает организм подверженным инфекциям. В таком состоянии даже внутренняя микрофлора может стать источником воспаления, не говоря уже о возбудителях опасных болезней.

То, что авиасообщение способствует распространению инфекций, особенно опасных, известно давно. Нынешняя вспышка кори в США во многом обязана приезжим из других стан, где ситуация с этим вирусным заболеванием неблагополучна. Об этом заявили недавно ученые из США, Канады и Австралии.

Если от кори большинство жителей развитых стран защищают прививки, то от других инфекций, как, например, от лихорадки Денге, различных штаммов гриппа, защиты часто нет. Впрочем, и здесь нет причины для паники.

Ученые из Университета Эмори (США) решили оценить вероятность заражения гриппом во время трансконтинентальных перелетов. Они исходили из того, что инфекция передается воздушно-капельным путем, поэтому передвижение пассажиров и членов команды по салону способствует ее распространению. Эксперимент во время реальных перелетов показал, что у тех, кто сидит в непосредственной близости от больного, в пределах одного ряда и двух кресел по бокам, риск заражения повышается до 80 процентов и больше. Для остальных – всего три процента.

Источник