Вместимость сосуда 1 литр
Математика, 1 класс
Урок 42. Литр.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Вместимость – новая величина.
- Литр – единица измерения.
- Сравнение сосудов по вместимости.
- Упорядочивание сосудов, в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.
Глоссарий по теме
Литр.
Вместимость сосудов, как величина.
Сравнение сосудов по вместимости.
Ключевые слова
Вместимость; литр; вместимость сосудов в литрах; сравнение сосудовпо вместимости.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 38.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл.2 ч.– М.: Просвещение, – С. 22.
На уроке мы узнаем о новой величине – вместимости, и единице её измерения – литре. Научимся сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.
Основное содержание урока.
Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной.
Как вы думаете, почему так произошло?
Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз.
Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку.
Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.
Какой вывод мы можем сделать?
Чем больше мерка, тем … меньше число измерений.
Саша сбегал за водой 7 раз, а Наташа – 10.
Даша и её младшая сестрёнка Полина наливали воду в таз. Даша подставляла под кран кувшин, набирала воды и выливала в таз.
Полина набирала воду в бутылку и тоже выливала в таз.
Девочки наливали воду по очереди и возвращались с пустыми сосудами одинаковое количество раз. Через некоторое время таз с водой стал полным.
Как вы думаете, кто из девочек налил в таз больше воды, а кто меньше?
Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не знаем вместимость бутылки и кувшина.
Как нам это проверить?
Посмотрите, что получится, если Даша наполнит свой кувшин водой доверху и перельёт её в бутылку Полины.
Бутылка Полины оказалась полной, а кувшин пуст.
Можно сделать наоборот: из полной бутылки Полины переливаем воду в кувшин Даши. Что же мы видим?
Бутылка Полины пуста, а кувшин Даши наполнен водой доверху.
Какой можно сделать вывод?
Вместимость кувшина Даши и бутылки Полины имеют одинаковую мерку. Значит, Даша и Полина налили в таз одинаковое количество воды.
Чтобы правильно определять вместимость сосудов, надо иметь одинаковую мерку. Измеряют вместимость, или по-другому – ОБЪЁМ, сосудов в ЛИТРАХ.
Записывается это так:
Тема нашего урока: «Литр».
Разные ёмкости имеют разный объём:
Литр – это единая международная единица измерения объёма ёмкости, а ёмкость – это сосуд, в который помещена жидкость.
Посмотрите на изображение.
Объём жидкости в сосуде измеряется в литрах. В каждом кувшине 1 литр жидкости. Жидкость в кувшинах разная, а объём одинаковый – 1л.
Бутылка Полины и кувшин Даши имели одинаковый ОБЪЁМ, равный одному ЛИТРУ.
Каков был объём таза, в который девочки наливали воду, если известно, что каждая из них сходила за водой по 5 раз?
Ответ: 10 литров.
Разбор тренировочных заданий.
Объём ведра 9 литров. Сколько двухлитровых кувшинов можно заполнить водой из этого ведра?
Решите равенства:
Ответ:
Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какой сосуд вмещает 1л, 3л, 2л, 7л, 10л?
Ответ:
Наташа сравнивала объём воды в двух вёдрах. В одно ведро входит три бутылки воды, а в другое 3 кувшина. Выберите правильный ответ:
1. В вёдрах одинаковое количество воды.
2. В первом ведре воды меньше, чем во втором.
3. Это задание выполнить нельзя.
Прочитайте задачу, запишите решение.
В банке 3 л сока, а в кувшине на 1 л меньше. Сколько всего литров сока в банке и в кувшине?
Ответ:
Закрасьте уровень жидкости в банках так, чтобы в каждой следующей банке объём жидкости увеличивался.
Ответ:
В кружки налили чай. Сравните кружки по объёму. Выберите ту картинку, на которой точно можно сравнить объём жидкости.
Ответ: картинка № 3
Прочитайте условие задачи и рассмотрите таблицу.
На автозаправке папа купил две канистры с моторным маслом. Всего в двух канистрах было 9 литров масла. Укажите все возможные варианты объёма двух канистр с моторным маслом.
Ответ:
Заполните водой такое количество вёдер, чтобы наполнить бочку объёмом 12 литров. Объем каждого ведра составляет 3 литра.
Ответ:
Решите задачу.
В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Мама налила один стакан сока Андрею и один стакан сока Тане. Андрей попросил маму налить ему ещё один стакан сока. Сколько всего стаканов сока выпили дети? Сколько стаканов сока осталось в пакете?
Ответ:
Рассмотрите схему. Кто какой напиток выпил?
Заполните таблицу:
ИМЯ | НАПИТОК |
Наташа | |
Сергей | |
Татьяна | |
Миша | |
Юля |
Ответ:
ИМЯ | НАПИТОК |
Наташа | СОК |
Сергей | ЧАЙ |
Татьяна | КАКАО |
Миша | МОЛОКО |
Юля | СОК |
Сколько вёдер может получиться из этого количества воды?
Соберите пазлы в группы по 9л.
На каждой части пазл записано определённое количество воды, нужно собрать их в группы по 9 л.
Ответ:
Источник
ЦЕЛЬ: Ввести новую единицу измерения вместимости 1 литр.
ЗАДАЧИ:
Предметные
- создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;
- дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;
Метапредметные
- формировать интерес к новому учебному материалу;
- учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
- развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов
- развивать коммуникативные навыки
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки для разминки, для работы в группах
а) кувшин, кастрюля, банки 2 л и 3 л (во всех сосудах налито 1 литр воды)
б) мензурка 100мл, стакан 200 мл, банки 250мл и 500мл (для измерения воды)
в) 4 ведра, 4 банки по 1 л (для сливания воды)
ХОД УРОКА
1. Организация класса на работу.
Учитель: – Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Актуализация знаний.
На доске карточки: 5кг, 2см, 10кг, 10см, 1кг, 1м, 1дм
Учитель:- Что вы можете сказать о записи на доске?
– На карточках написаны именованные числа
– Их еще называют величинами
Учитель:- Какое задание вы можете сделать с этими величинами?
– Мы можем разбить их на две группы.
Учитель:- На какие две группы вы разобьете эти величины?
– Я предлагаю в одну группу отнести 5кг, 10кг, 1кг потому, что это единицы измерения веса.
– Во вторую группу я бы отнес 2см, 10см, 1дм, 1м потому, что это единицы измерения длины.
– А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм.
Учитель:- Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания.
– Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг
Учитель: – Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания.
– Марина Николаевна, а как быть, если два числа должны стоять на одном месте?
Учитель:- Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации.
– Может быть можно сделать так:
2 см, 10 см, 1 м.
2см, 1 дм, 1 м.
Учитель:- Правильно, предложенный Димой вариант имеет право на существование.
– А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство.
Учитель:- Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо! Учитель: Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.
3. Открытие новых знаний.
А) создание проблемной ситуации
(Дети разделены на 4 группы, каждая группа сидит отдельно. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы банка 2 литра, у третьей группы банка 3 литра, у четвертой группы кастрюля. В каждой ёмкости налито 1л воды)
Учитель:- Что вы видите перед собой на столах? Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что видите?
-Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.
– А еще можно узнать, сколько воды всего налили.
– Я предлагаю сравнить, где воды больше, а где меньше.
Учитель:- Как вы предлагаете сравнить количество воды в каждой емкости?
-Можно взвесить.
– Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный.
– Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше.
– Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно.
– Надо воду перелить куда-то
Учитель:- Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?
– Нужна какая-то мерка.
Б) самостоятельная работа в группах
Учитель: – Сейчас я раздам вам мерки. 1 группа вам – стакан (200мл), 2 группа вам мензурка (100мл), 3 и 4 группы вам – баночки (500мл и 250мл). Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерка, а не половину. Приступаем к измерению.
Учитель:- Давайте проверим, как вы измерили.(учитель записывает данные на доске)
- 1 группа 5 мерок
- 2 группа 10 мерок
- 3 группа 2 мерки
- 4 группа 4 мерки
Учитель: – У кого воды больше?
-У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.
-Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.
– Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.
Учитель:- Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости
– Это литр
Учитель:- Правильно! Вместимость этой банки 1 литр. Аккуратно перелейте воду из ведерка в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?
-Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было
Учитель:- Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?
-Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.
-В литровых пачках продают молоко и кефир.
-Папа на заправке покупает бензин в литрах.
4. Сообщение темы урока
Учитель:- Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?
-Новая единица измерения жидкости.
– Жидкость измеряют в литрах.
Учитель:- Правильно! (открывается запись на доске)
1 литр – единица измерения жидкости.
5. Закрепление.
Учитель:- Откройте учебник с. 48 № 106 (1). Прочитайте его глазками.
Учитель:- Что нового вы узнали?
– Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л.
– А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость.
Учитель:- Молодцы , вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер , задание под цифрой 2 давайте попробуем выполнить самостоятельно.
Учитель:- Проверяем, я называю предмет, а вы карточкой показываете его вместимость.
Учитель:- Устно выполняем задание 3 этого номера. Молодцы! Я вижу. Что вы хорошо поняли тему нашего урока.
Учитель:- В начале практической работы Ира предлагала узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать?
-Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 4 раза прибавить 1 литр.
Учитель:- Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись?
-Это математическое равенство.
– Это сумма четырех одинаковых чисел.
Учитель:- Молодцы!
6. Работа с ранее изученным материалом.
Учитель: В № 107 тоже записаны суммы. Сравните их? Чем они похожи?
– Второе слагаемое в каждой сумме одинаковое 5.
-Первое слагаемое двузначное число.
-У первого слагаемого 8 десятков.
-Каждое следующее первое слагаемое на один больше чем предыдущее.
Учитель:- Запишите первую сумму и найдите ее значение
Учитель:- Прочитайте задание под цифрой 2. Как вы думаете, поможет ли значение первой суммы 88 найти значение второй суммы, если мы знаем, что одно слагаемое у них одинаковое, а другое на 1 больше. Сделайте вывод, как в таком случае изменится значение суммы.
– Если одно слагаемое одинаковое, а второе на 1 больше, значит и значение суммы будет на 1 больше.
Учитель:- Молодцы! Продолжайте работать самостоятельно. Я помогу тем, кто нуждается в помощи. Нужно просто поднять руку.
Учитель:- Проверяем. (дети читают ответы, учитель записывает их на доске)
88 89 90 91 92 93 94
Учитель:- Как можно назвать получившийся ряд чисел.
-Это отрезок натурального ряда чисел.
7. Итог урока
Учитель:- Наш урок подходит к концу. Чему нам нужно было научиться, чтобы хорошо усвоить тему урока?
-Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.
– Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.
-А еще, если нужно будет узнать, сколько литров в двух или трех сосудах мы сможем найти.
Учитель:- Добились ли мы своей цели?
-Да
Учитель:- Молодцы! Вот как много мы успели сделать сегодня на уроке, много чему научились. Значит, цели урока мы выполнили!
8. Домашнее задание.
Учитель:- Дома вам нужно выполнить задание № 108, с. 49 ( устно, т.е. ничего записывать не надо); № 109, с 49 выполняете в тетрадях. Задание под цифрой 3 выполняется по желанию. С уравнений, которые вы придумаете для своих одноклассников мы, и начнем урок завтра.
А теперь урок закончен. Спасибо за работу. Мне очень понравился сегодняшний урок. Вы – молодцы!
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
В ходе урока у обучающихся сформированы:
Личностные УУД:
- Доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах, оказанию помощи друг другу;
- Стремление к успешности в учебной деятельности;
- Позитивная самооценка.
Регулятивные УУД:
- Понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- Выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
- Осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.
Познавательные УУД:
- формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
- осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
- анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;
Коммуникативные УУД:
- Задавать вопросы и отвечать на вопросы;
- Проявлять интерес к общению и групповой работе;
- Уважать мнение собеседников;
- Преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Источник
Тема: Три состояния вещества
I вариант
I. Как расположены молекулы в твёрдых телах и как они движутся?
Молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
II. Какие из приведённых ниже свойств принадлежат газам?
Имеют определённый объём Занимают объём всего сосуда Принимают форму сосуда Мало сжимаются Легко поддаются сжатию
III. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 литр в сосуд вместимостью 2 литра?
Увеличится в 2 раза Уменьшится в 2 раза Не изменится
IV. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по отношению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?
Газ Твёрдое тело Жидкость Такого тела нет
V. В каком состоянии может находиться сталь?
Только в твёрдом состоянии Только в жидком состоянии Только в газообразном Во всех трёх состояниях
Тема: Три состояния вещества
II вариант
I. Как расположены молекулы жидкостей и как они движутся?
Молекулы расположены на расстояниях, соизмеримых с размерами самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга. Молекулы расположены на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга и движутся беспорядочно. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
II. Какие из приведённых свойств принадлежат газам?
Занимают весь предоставленный им объём Трудно сжимаются Имеют кристаллическое строение Легко сжимаются Не имеют собственной формы
III. В мензурке находится вода объёмом 100 см3. Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды?
Увеличится Уменьшится Не изменится
IV. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула колеблется около определённого положения. Какое это тело?
Газ Жидкость Твёрдое тело Таких тел нет
V. В каком состоянии может находиться вода?
Только в жидком состоянии Только в газообразном состоянии Только в твёрдом состоянии Во всех трёх состояниях
Тема: Три состояния вещества
III вариант
I. Как расположены молекулы газов и как они движутся?
Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга. Молекулы расположены на расстояниях, во много раз больше размеров самих молекул, и движутся беспорядочно. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений.
II. Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым телам?
Трудно изменить форму Занимают весь предоставленный им объём Сохраняют постоянную форму Легко меняют форму Трудно сжимаются
III. Изменится ли объём газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 литров в баллон вместимость.40 литров?
Увеличится в 2 раза Уменьшится в 2 раза Не изменится
IV. Есть ли такое вещество, у которого молекулы расположены на больших расстояниях, сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определённых положений?
Газ Жидкость Твёрдое тело Такого вещества не существует
V. В каком состоянии может находиться ртуть?
Только в жидком Только в твёрдом Только в газообразном Во всех трёх состояниях
Тема: Три состояния вещества
IV вариант
I. Ниже указано поведение молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Что является общим для жидкостей и газов?
То, что молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и движутся свободно относительно друг друга То, что молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга и движутся беспорядочно То, что молекулы движутся беспорядочно друг относительно друга То, что молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений
II. Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?
Имеют определённый объём Занимают объём всего сосуда Принимают форму сосуда Мало сжимаются Легко сжимаются
III. В бутылке находится вода объёмом 0,5 литра. Её переливают в колбу вместимостью 1 литр. Изменится ли объём воды?
Увеличится Уменьшится Не изменится
IV. Молекулы расположены так, что расстояние между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и перемещаются с места на место. Какое это тело?
Газ Жидкость Твёрдое тело
V. В каком состоянии может находиться спирт?
Только в твёрдом состоянии Только в жидком состоянии Только в газообразном состоянии Во всех трёх состояниях
Ответы к тестам
I вариант I – 3 II – 2, 5 III – 1 IV – 1 V – 4 | II вариант I – 1 II – 1, 4, 5 III – 3 IV – 3 V – 4 | III вариант I – 2 II – 1, 3, 5 III – 1 IV – 4 V – 4 | IV вариант I – 3 II – 1, 4 III – 3 IV – 2 V – 4 |
Источник