Вода принимает форму сосуда

Мы привыкли думать, что жидкости не имеют никакой собственной формы. Это неверно. Естественная форма всякой жидкости – шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него. Находясь внутри другой жидкости такого же удельного веса, жидкость по закону Архимеда “теряет” свой вес: она словно ничего не весит, тяжесть на нее не действует – и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.

Прованское масло плавает в воде, но тонет в спирте. Можно поэтому приготовить такую смесь из воды и спирта, в которой масло не тонет и не всплывает. Введя в эту смесь немного масла посредством шприца, мы увидим странную вещь: масло собирается в большую круглую каплю, которая не вплывает и не тонет, а висит неподвижно [Чтобы форма шара не казалась искаженной, нужно производить опыт в сосуде с плоскими стенками (или в сосуде любой формы, но поставленном внутри наполненного водой сосуда с плоскими стенками)].

Рис. Масло внутри сосуда с разбавленным спиртом собирается в шар, который не тонет и не всплывает (опыт Плато).

Рис. Если масляный шар в спирте быстро вращать при помощи воткнутого в него стерженька, от шара отделяется кольцо.

Опыт надо проделывать терпеливо и осторожно, иначе получится не одна большая капля, а несколько шариков поменьше. Но и в таком виде опыт достаточно интересен.
Это, однако, еще не все. Пропустив через центр жидкого масляного шара длинный деревянный стерженек или проволоку, вращают их. Масляный шар принимает участие в этом вращении. (Опыт удается лучше, если насадить на ось небольшой смоченный маслом картонный кружочек, который весь оставался бы внутри шара.) Под влиянием вращения шар начинает сначала сплющиваться, а затем через несколько секунд отделяет от себя кольцо. Разрываясь на части, кольцо это образует не бесформенные куски, а новые шарообразные капли, которые продолжают кружиться около центрального шара.

Рис. Упрощение опыта Плато.

Впервые этот поучительный опыт произвел бельгийский физик Плато. Здесь описан опыт Плато в его классическом виде. Гораздо легче и не менее поучительно произвести его в ином виде. Маленький стакан споласкивают водой, наполняют прованским маслом и ставят на дно большого стакана; в последний наливают осторожно столько спирта, чтобы маленький стакан был весь в него погружен. Затем по стенке большого стакана из ложечки осторожно доливают понемногу воду. Поверхность масла в маленьком стакане становится выпуклой; выпуклость постепенно возрастает и при достаточном количестве подлитой воды поднимается из стакана, образуя шар довольно значительных размеров, висящий внутри смеси спирта и воды (рис. 58).
За неимением спирта можно проделать этот опыт с анилином – жидкостью, которая при обыкновенной температуре тяжелее воды, а при 75 – 85 °С легче ее. Нагревая воду, мы можем, следовательно, заставить анилин плавать внутри нее, причем он принимает форму большой шарообразной капли. При комнатной температуре капля анилина уравновешивается в растворе соли [Из других жидкостей удобен ортотолуидин – темно-красная жидкость; при 24° она имеет такую же плотность, как и соленая вода, в которую и погружают ортотолуидин].

Источник

Человек настроен на победу, на достижение поставленных целей во что бы то ни стало. Однако часто такая установка не ведет к успеху, а вызывает бесконечное недовольство собой, которое нарастает, приводя к психологическим проблемам. Оказывается, есть иной способ достижения цели: не идти напролом, а просачиваться подобно воде.

Статуя Лао-цзы

Об этом рассказывается в древнекитайском даосском трактате «Дао Дэ Цзин». Предполагается, что автором произведения был философ Лао-цзы. Учение, дошедшее до нас из глубины веков, имеет много последователей.

Брюс Ли — приверженец «философии воды»

При овладении одной из боевых техник выдающийся киноактер понял, что у него ничего не получается. Оставив тренировки, он плыл в лодке, размышляя о своей неудаче. В злобном бессилии Брюс Ли ударил веслом гладь реки. Вода быстро приняла прежнюю форму. Пришло осознание, что сила жидкости в ее мягкости, ничто не нанесет ей вреда. Быть как вода — главный принцип актера, по которому он строил свою жизнь.

Философские воззрения Брюса Ли раскрыты в монологе одного из его экранных героев: «Стань подобным воде. Когда ты льешь жидкость в чашку, она принимает ее форму, когда наполняешь водой чайник, она становится чайником». Выживают способные приспосабливаться к обстоятельствам.

Смирение — путь к решению проблем

Смиренность — важная характеристика воды. Она не стремится вверх, а без усилий течет по низменным местам, обеспечивая жизнь растениям и живым существам. Ее заслуги для планеты огромны, но она не ищет награды. Чему учит смиренность воды:

  • Люди, стыдясь показать себя слабыми, делают вид, что у них все хорошо. Необходимо снять маску успешности и попросить совета и помощи у тех, кто обладает знаниями.
  • Не нужно думать о собственных достижениях, хвалиться ими. Лучше посмотреть на окружающих и, отбросив зависть, оценить их успехи.
  • Не следует безудержно стремиться к собственной победе, лучше помочь другим в достижении целей.

На первый взгляд может показаться, что, следуя этим принципам, не решить собственных проблем. Но это не так. Возникают полноценные отношения с людьми, дух взаимопомощи, вслед за этим открываются неожиданные пути решения проблем. Смиренная речная вода стекает в океан, который находится еще ниже, в итоге обретает небывалую силу.

Успех приходит, если стремиться к гармонии

Вода имеет огромную силу, но, встречая на своем пути препятствие, мягко огибает его, не вступая с ним в борьбу. Она показывает человеку пути достижения гармонии с окружением. Не следует стремиться любой ценой приобрести качества, которые ожидают окружающие. Нужно быть самим собой. В погоне за успехом человек подавляет свою сущность, разрушая внутреннюю гармонию. Без нее не может быть гармонии внешней, которая и ведет к успеху. Не стоит переживать о невозможности все контролировать, нужно подождать, и жизнь устремится в нужное русло.

Читайте также:  Хирург по сосудам ног

Готовность к переменам

Вода всегда готова к изменениям. Она принимает форму любого сосуда, переходит в пар при нагревании, кристаллизуется на морозе, превращаясь в лед или снежинки удивительной конфигурации. Человек живет в мире, где все непрерывно меняется, требуется обновление знаний, умений. Нужно не бояться делать шаги вперед, изменяя образ мышления.

Кадр из доклада Реймонда Теэнга

Реймонд Теэнг, популяризатор «философии воды», приводит на лекции показательный пример. Когда команды должны за несколько минут решить бизнес-задачу, побеждают не обладатели большого опыта, а способные мыслить по-новому, переучиваться.

Древний текст помогает людям найти себя в современном мире, отказавшись от агрессии. Не стоит понимать это как призыв к капитуляции и подчинению. Просто необходимо побеждать, прилагая минимум усилий.

  • Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во ВКонтакте!
  • E-mail для связи с редакцией: kott.media@yandex.ru
  • Литература: wikipedia.org // Реймонд Теэнг: www.ted.com

Источник

ОПЫТЫ С ВОДОЙ. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. КАКУЮ ФОРМУ ПРИНИМАЕТ ВОДА?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

2. ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ВКУС?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»
После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дай­те детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, кото­рое в него добавлено.

3.ЧЕМ ПАХНЕТ ВОДА?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с саха­ром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор вале­рианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

4. ЗАЧЕМ НУЖНА ВОДА РАСТЕНИЯМ?

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустар­ников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмот­рите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без ли­стьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и ве­точки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.

5. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА

Пусть дети положат кристаллы марганцевокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того веще­ства, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что ин­тенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцевокислого калия дают розовую окраску, а де­сять — фиолетовую.

6. ВОДА СМАЧИВАЕТ И ОЧИЩАЕТ ПРЕДМЕТЫ

Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широ­кий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее.

7. ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ

Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, покрой­те его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар пре­вращается снова в капли и падает вниз. Спросите: «Зачем накры­вают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

8. РУЧЕЕК

Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. По­ложите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верх­ний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желоб небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

9. ФОНТАН

Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в два литра), отрежьте у нее дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длиной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не про­текало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А те­перь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем воды в трубке.

10. ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ

Проведите следующий опыт. Сквозь наполненный водой стакан посмотрите на вертикально расположенный за ним карандаш. По­двиньте карандаш влево, затем вправо. По какому пути, как вы ви­дите, двигается карандаш?

Из книги Н.М. Зубковой «Воз и маленькая тележка чудес».

Источник

Тема: Что мы знаем о воде.

Цели:

  1. создать необходимые условия для определения опытным путем свойств воды;
  2. познакомить с понятием состояния воды, прозрачность, текучесть;
  3. способствовать развитию речи, памяти, мышления, интереса к предмету.

Оборудование:

1) ноутбук;

2) интерактивная доска.

Средства обучения

(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):

1) презентация, выполненная в программе PowerPoint

2) песня «Кто тебя выдумал звездная страна» авторы: музыка М.Таривердиев, слова Н.Добронравов

3) 3 раздаточных протокола исследований (для каждой группы)

Ход урока.

I.Организация класса.

Слайд 1.

– Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей, поприветствуйте своих одноклассников. А теперь, возьмитесь за руки и передайте друг другу частичку своего тепла и хорошего настроения. Садитесь.

Мы начинаем урок и давайте вспомним правила поведения на уроке.

Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим.
И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Читайте также:  Из сосудов пьют сперму

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, в нашей жизни есть вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю?

– Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в загадке.

Слайд 2.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

– Ребята, посмотрите, погиб мой любимый цветок. Как вы думаете, почему?

– Что происходит с растениями без воды?

– А сколько сможем мы прожить без воды?

Интересный факт.

А знаете ли вы… (рассказывает ученик) 

Сколько человек может без воды обойтись, во многом зависит от его физической активности и температуры окружающей среды. Проведя исследования, ученые  пришли к выводу, что максимальная продолжительность существования человека без воды может составить до 10 дней. При этом человек должен неподвижно лежать в тени при температуре окружающего воздуха 16 – 23 градусов Цельсия. Если температура будет повышаться, то срок жизни без воды сократится.

Сколько человек может прожить без воды при высокой температуре воздуха? Ученые утверждают, что при 29 градусах –  до недели,  при 33-х  – не более пяти дней, при 40 градусах – максимум двое суток. В пустыне под палящим солнцем человек, незащищенный одеждой, может погибнуть от обезвоживания за несколько часов.

Ученые доказали, что

– А теперь, вернёмся к нашему уроку.

                           Стихотворение о воде (читает Яремчук Егор)

Что такое вода? 

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем

Слайд № 3

– А что такое туман, кто сможет объяснить? (предположения детей)

– Туман-это непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

        – Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях.

III. Постановка учебной задачи.

– Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?

– Что ещё вы знаете о воде?

-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать больше о воде?

Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр.

Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

– Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

– Что делают в лаборатории?

– А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

– Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим!

– Что будет предметом исследования?

– Давайте поставим цели, которые сегодня нам предстоит решить. Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в колбе?

  1. Какого вода цвета?
  2. Имеет ли вода форму?
  3. Чем пахнет вода?
  4. Какая вода на вкус?                  
  5. Что случится, если  воду нагреть или заморозить?
  6. А если воду пролить?

Слайд 4.

– Очень много задач надо решить, за дело.

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

В начале урока класс делится на 3 группы. Каждая группа проводит все опыты самостоятельно (кроме опыта Что произойдёт с водой, если её нагреть?) и  получается все необходимое, для их проведения.

ОПЫТ 1. Какого цвета вода?

На столе:

  1. Лейка
  2. Стаканчик полиэтиленовый – 2 шт.
  3. Кувшин с молоком
  4. Вода

Поставьте перед собой 2 стаканчика. В один налейте жидкость из лейки, в другой из кувшинчика. Поставьте их рядом. Ребята, что вы налили из кувшинчика?

– Действительно, это молоко. Давайте подумаем, сравним две жидкости. Чем отличаются жидкости? Что мы можем сказать про жидкость из кувшина?

– А жидкость из лейки?

Действительно, жидкость из лейки без цвета, значит какое свойство воды мы только, что вывели из опыта?

(Крепим на доске капельку с надписью «БЕЗ ЦВЕТА»)

Слайд 5.

ОПЫТ 2.

– Возьмите карандаши и приложите его с другой стороны стаканчика с водой и молоком. Что вы увидели?

– Что значит прозрачная? Выскажите своё мнение. (Дети отвечают)

– В словаре прозрачность описывается, как способность пропускать свет. Давайте докажем ваши предположения.

– Доказали ли мы с вами опытом это свойство воды?  

(Крепим на доске капельку с надписью «ПРОЗРАЧНАЯ»)

ОПЫТ 3. Имеет ли вода запах.

На столе:

  1. Стаканчик полиэтиленовый с водой
  2. Лимон

– Ребята, понюхайте, лимон и стаканчик с водой. Что вы заметили?

– Молодцы! С помощью очередного опыта мы с вами вывели еще одно свойство воды. Какое?

(Крепим на доске капельку с надписью «БЕЗ ЗАПАХА»)

Слайд 6.

ОПЫТ 4. Имеет ли вода вкус.

На столе:

  1. Стаканчик полиэтиленовый – 3 шт. (пронумерованные)
  2. Лимон
  3. Сахар
  4. Ложка
  5. Вода

        – Уважаемые коллеги,  чем пахнет вода?

– Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас это предположение проверим опытным путём.

– Ребята возьмите 3 стаканчика, налейте в них воду.

– В первый выдавите сок лимона.

– Во второй положите ложечку сахара и перемешайте.

– В третий стаканчик налейте воду.

– Попробуйте на вкус жидкости из всех трех стаканов.

– Что мы можем с вами о вкусах из этих трех стаканчиков?

Читайте также:  Сосуды у кольчатых черве

(Крепим на доске капельку с надписью «БЕЗ ВКУСА»)

Слайд 7.

ОПЫТ 5. Имеет ли вода форму?.

На столе:

  1. Стаканчик полиэтиленовый – 1 шт.
  2. Ваза изогнутая
  3. Колба
  4. Вода

– Имеет ли вода форму? (ответы детей: имеет, не имеет). Коллеги, а вот мы это сейчас и проверим.

– Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, вазу, колбу).

– Какой формы вода? (Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.)

Крепим на доске капельку с надписью «ПРИНИМАЕТ ФОРМУ СОСУДА»

Слайд 8.

Задание.

Ребята, у каждой группы на столе лежит по одному листу. На них нарисованы сосуды с водой. Определите, в каком сосуде налито больше или меньше воды. Докажите свой ответ.

1группа.  В каком сосуде воды налито меньше, чем в остальных?

 – Во втором сосуде воды налито меньше, т.к. второй сосуд имеет узкую форму.

2 группа. В каком сосуде воды налито больше, чем в остальных?

– Во всех трех сосудах налито одинаковое количество жидкости, т.к. сосуды имеет одинаковую форму и уровень воды везде одинаковый.

3 группа. В каком сосуде воды налито меньше?

– По этим сосудам нельзя определить, в каком из сосудов воды налито меньше, т.к. формы у сосудов разные и разный уровень воды. Чтобы узнать в каком сосуде воды больше, надо вылить воду из этих сосудов  в сосуды, имеющие одинаковую форму.

ОПЫТ 6. Что произойдёт с водой, если её нагреть?.

– Для проведения данного опыта мне понадобится помощник или помощница. Так как мы в исследовательской лаборатории, значит сотрудники здесь профессора. Профессор ________, наденьте этот халат и помогите мне, пожалуйста. Это штатив. Это – спиртовка. Я вам её зажгу. Налейте в колбочку воды и вставьте в штатив.  Оставим на время, а пока,  вода нагревается иы проведем физкультминутку для глаз.                                                        

Электронная физминутка для глаз.

– Юные исследователи, я вижу, вы немного устали и, прежде, чем приступить к следующему этапу нашей работы, давайте отдохнём. Следите за фигурами на экране.

Слайд 9.

– Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе. Что наблюдаете?

– Всё это верно. А теперь обобщим  всё сказанное.

– Что происходит с водой при закипании? (Она превращается в пар.)

– Действительно, при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное. Итак, в результате нашего исследования мы выяснили, что вода может быть в газообразном состоянии. Где ещё в природе мы можем встретить воду в таком состоянии? (Туман, облака.)

– Я приглашаю в помощники Артёма. Артём расскажет нам стихотворение.

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.

Слайд № 10

ОПЫТ 8. Что будет, если воду заморозить в разных сосудах?

 – Дома вы вместе с родителями проводили эксперимент.

1 группа замораживала воду в пластиковых бутылках.

2 группа замораживала воду в стеклянных бутылках.

3 группа замораживала воду в формочках для льда.

А теперь расскажите о своих наблюдениях и что вам удалось выяснить?

 (Показывают результат на экране)

– Замечательно, ребята, вы очень наблюдательны. Из вас получились настоящие исследователи. Какой сделаем вывод?

      –  Вода, если её заморозить, превращается в лёд и увеличивается в объёме, т. е. расширяется. Об этом свойстве подробнее вы узнаете в старших классах.

– А вы трогали лёд на ощупь? Какое ещё одно состояние воды мы открыли? (Вода бывает твёрдая.)

– Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода? (газообразное, твёрдое, жидкое.)

Высвечивается  газообразное,  твёрдое на интер. доске

ОПЫТ 8. Что будет, если воду пролить?

– Представьте, мы по неосторожности пролили воду…                                        

– Налейте немного воды в пластмассовую тарелочку. Что заметили? Вам слово, исследователи.

        –  Что происходит с водой? (Вода может растекаться.)

        – Это свойство называется текучесть она присуща жидким веществам. И мы открыли с вами ещё одно состояние воды. Вода – жидкая.

Высвечивается  жидкая на интер. доске

Закрепление.

Слайд № 11

– Ребята, дома с родителями вы подумали над вопросом  «Почему и как нужно беречь воду?» и нарисовали плакаты. Так почему же нужно беречь воду и нужно ли беречь её вообще?

Дети отвечают.

V. Итоговое обобщение.

Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока.

Слайд № 12

– Ответьте на вопросы.

– Ребята! Вы – настоящие  исследователи! Вами  проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат – открытые нами свойства воды. Молодцы! Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.

VI. Рефлексия.

– На столах у вас лежат фишки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите зелёную фишку. Если не очень довольны собой, поднимите жёлтую фишку.

Источник