Вода жидкая поэтому может разливаться из сосуда
Конспекты занятий
«Опыты с водой»
«Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Опыт № 1
Цель:
– продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода жидкая, может разливаться из сосуда,
– обогащать словарь детей словами: жидкая, полный, плещется, разливаться.
Материалы и оборудование: пластмассовые стаканчики, посуда для кукол.
Ход занятия
Дети сидят полукругом перед столом, на котором организована кукольная комната: накрыт стол, на столе посуда для кукол.
Воспитатель: – Ребята, куклам жарко, они хотят пить. Сейчас мы будем поить кукол водой. Я наливаю в стакан воду доверху. Сколько воды в стакане? (Много). Какой стакан? (Полный). А теперь, Сережа, попробуй донести стакан с водой быстрым шагом и посмотри, пролилась вода или нет? Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полный стакан, жидкая вода в нем плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем. (Дети наливают воду в стаканы и медленно возвращаются).
Воспитатель: – А теперь нальем воды куклам. Сколько нужно налить воды куклам, чтобы они не облились? (Наполовину стакана, неполный стакан)
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если налить слишком полный стакан воды, что может произойти? (Вода может разлиться, можем облиться).
«Вода может литься, а может брызгать»
Опыт № 2
Цель:
– продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может литься, а может брызгать,
– обогащать словарь детей словами: льется, брызгает, сухой, мокрый.
Материалы и оборудование: комнатные растения, лейка, пульверизатор.
Ход занятия
На столе перед детьми стоят комнатные растения (1-2).
Воспитатель: – Ребята, кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Поливать, протирать листья) Чем мы будем поливать растения? (Водой). Давайте польем растения (Воспитатель наливает в лейку воду и поливает комнатные растения). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льется). Откуда льется вода? (Из носика лейки). Растения могут пить воду не только корнями, которые находятся в земле, но и листочками. На комнатные растения брызгают из специальной брызгалки, которая называется пульверизатор. Когда мы брызгаем, то освежаем листочки, им легче дышится, особенно в жаркую погоду. Растения принимают душ, как и люди. Давайте понаблюдаем за процессом разбрызгивания. Обратите внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Теперь подставьте свои ладошки. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой).
Вывод. Сегодня мы с вами полили растения из лейки и побрызгали на листочки растений из брызгалки. О чем мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).
«Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»
Опыт № 3
Цель: познакомить детей со свойствами воды – прозрачная, бесцветная. Закрепить уже имеющиеся знания о воде, как о жидкости, которая может разлиться.
Материал: пластмассовые прозрачные стаканчики, кисточки, краски (по одной на каждого ребенка).
Ход занятия.
Ребята, совсем недавно вы рисовали рыбок, осьминогов. А где они живут? (В воде). А какого цвета вода? (Голубая, синяя, белая). Сейчас мы с вами узнаем, какого цвета бывает вода.
Возьмите свои стаканчики и налейте воды из-под крана до половины стакана. Почему я сказала налить воды до половины стакана, а не целый стакан? (Чтобы не разлить). Правильно, ведь вода жидкая и может разлиться.
Возьмите кисточки и опустите их в воду. Кисточки видны в воде? (Да). Видны – потому что вода прозрачная.
Посмотрите на свои стаканчики с водой. Какого цвета вода? (Белая). Давайте проверим. Возьмите краску любого цвета, какая вам больше нравится. Наберите краску на кисточку, окуните ее в воду и размешайте. Какого цвета стала вода? (Синяя, красная, желтая, оранжевая, белая и т.д.). Вода не имеет своего цвета. Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Посмотрите, видны ли в окрашенной воде кисточки? (Нет). Вода осталась прозрачной? (Нет).
Итак, мы узнали, что вода бывает прозрачной, не имеет цвета, ее можно окрашивать в разные цвета.
«Прозрачная вода может стать мутной»
Опыт № 4
Цель:
– продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная вода может стать мутной,
– обогащать словарь детей словами: прозрачная, мутная, жидкая, непрозрачная.
Материалы и оборудование: пластмассовые стаканчики, мука, ложки, поднос с небольшими предметами (пуговицы, камешки).
Ход занятия.
Воспитатель: – Ребята, давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о воде? (Вода жидкая, может разливаться, у воды нет цвета, но ее можно покрасить). Да, действительно, вода жидкая, поэтому она может течь из крана. Возьмите стаканчики и налейте в них воды до половины, чтобы она не пролилась. Теперь бросьте в один стаканчик любой предмет с подноса. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавим ложку муки, размешаем и опустим в стаканчик предмет. Видно то, что лежит в стакане? Почему? (Вода мутная, непрозрачная).
Вывод. О чем вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).
«Вода может смыть грязь»
Опыт № 5
Цель:
– закрепить знания детей о том, что вода может смыть грязь,
– обогащать словарь детей словами: влажный, сырой.
Материалы и оборудование: центр для игры с водой и песком, формочки, совки.
Ход занятия.
Дети располагаются вокруг центра для игры с водой и песком.
Воспитатель предлагает детям потрогать руками песок.
– Песок какой наощупь? (Холодный, мокрый).
– Что можно делать с таким песком? (Делать куличики).
Воспитатель предлагает детям сделать куличики с помощью формочек.
– Вот какие красивые фигурки из песка у вас получились. Теперь посмотрите на свои руки. Какими они стали? (Грязными). Что же делать? Может быть, давайте отряхнем ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Давайте это сделаем.
Вывод. О чем мы сегодня узнали? (Вода может смыть грязь, песок).
«Помощница вода»
Опыт № 6
Цель:
– закрепить знания детей о том, что вода может смыть грязь, песок, а также пятна от еды, чая, краски.
Материалы: тряпки, тазик с водой.
Ход занятия
После завтрака воспитатель предлагает детям посмотреть на свои столы. Что мы видим? На столах после завтрака остались крошки, пятна от чая. Столы грязные. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Мокрой тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые? (Да).
Вывод. О чем мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть тряпочкой, смоченной водой).
«Вода не имеет вкуса, запаха»
Опыт № 7
Цель:
– продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода не имеет вкуса, запаха,
– показать, что чистая вода не пахнет, приобретает запах растворенных в ней веществ,
– уточнить смысл слов “вкус”, “вкусная”; показать, что кипяченая простая вода не имеет вкуса,
– развивать любознательность, мышление и речь детей;
– ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой, соком, молоком, соломинки.
Ход занятия
Ребята попробуйте через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьем воду, а чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Для сравнения попробуйте теперь попить сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить нельзя.
А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Итак. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Вода не имеет запаха.
«Вода бывает теплой и холодной»
Опыт № 8
Цель: уточнить знания детей о воде разной температуры. Дать представление детям о воде, как о среде обитания растений и животных.
Обогащение словаря.
Материалы: стаканчики с водой разной температуры, рисунки, фотографии водоемов и водных растений и животных.
Ход занятия.
Ребята, кто из вас бывал на озере, на реке, на пруду, на море? Видели ли вы там какие-нибудь растения, животных?(Лягушка, дельфин, кувшинка, рыбы и т.д.) Давайте рассмотрим рисунки и фотографии водных растений и животных.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает.
А сейчас попробуйте угадать, герои каких сказок оказались на листе кувшинки.
Воспитатель читает фрагмент сказки Андерсена «Дюймовочка»:
«В реке росло много белых кувшинок и их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, – кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали».
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению».
Давайте еще раз хорошенько рассмотрим лист кувшинки и его стебель.
А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки?
Воспитатель читает из книги А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главу «Буратино знакомится с обитателями пруда…»:
«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии (это и была кувшинка). Сел на нем, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока, спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе… Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья водяных лилий и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами».
А еще очень часто на листья кувшинки в реках, озерах опускаются стрекозы.
У кувшинок прекрасные белые цветки с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые. Кувшинки – это водные растения, они могут жить только в воде. Если вы сорвете их, они быстро завянут.
Растения в реке, озере – это еда и дом для многих животных. Послушайте стихотвоение:
Посмотришь на реку
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу,
Незнамо куда.
Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так.
Вот под корягою
Прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это –
Огромная щука
Плывет, как ракета…
Кто у нас только в реках, океанах, морях и озерах не плавает! А кто из вас, ребята, умеет плавать? Давайте я вам покажу, как плавают настоящие рыбы!
Физкультминутка. Имитация движений рыб.
Опыт.
В реках, озерах и морях вода бывает с разной температурой: и теплая и холодная. У меня в стаканчиках налита вода разной температуры. Попробуйте определить пальчиком, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком самая теплая. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали – теплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплых морях или в холодных? В холодных морях, реках живет меньше разных животных.
Итак, вода в водоемах бывает разной температуры, значит в них живут разные растения и животные.
«Как вытолкнуть воду»
Опыт № 9
Цель:
– формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы,
– обогащать словарь детей словами: уровень, вытолкнуть.
Материалы и оборудование: мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости (для воспитателя); стаканчики пластмассовые, камешки (для детей).
Ход занятия
Дети стоят полукругом перед столом, на котором стоит емкость с водой, а в ней плавает кораблик.
Ребята, как вы думаете, как достать кораблик из емкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок)? Для этого мы будем класть камешки в воду до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев и кораблик не поднимется. Камешки, заполняя емкость, выталкивают воду.
А теперь возьмите стаканчики, налейте в них воды. Сколько нужно налить воды? (Половину стакана). Как нужно идти с водой, чтобы не облиться? (Медленно). Все налили воды, но не у всех количество воды одинаковое. Поэтому мы возьмем фломастер и отметим черточкой уровень воды в стакане. Теперь возьмите камешки и кладите их по одному в стакан с водой.
Что происходит с водой? (Она поднимается) Опять возьмем фломастер и отметим второй черточкой уровень воды, который получился после того, как мы положили в стакан камешки. Чем больше мы положим в стакан камешков, тем выше поднимется вода в стакане. Когда в воду кладут камешки, уровень воды повышается, камешки выталкивают воду.
«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду»
Опыт № 10
Цель:
– продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду,
– обогащать словарь детей словами: превращаться, гладкий, скользкий.
Материалы и оборудование: формочки для льда.
Ход занятия
В группе. Ребята, какая сегодня погода? (Холодная, морозная). Давайте мы с вами посмотрим, что станет с водой, если мы вынесем ее на улицу. У меня есть формочки, в которые мы нальем воду. Как вы думаете, что станет с водой на холоде? (Замерзнет). Сейчас я вынесу формочки на улицу, а на прогулке мы с вами увидим, что же произойдет с водой.
На улице. Ребята, что стало с водой? (Она замерзла, превратилась в лед). Почему? (На улице очень холодно). Потрогайте лед. Какой лед наощупь? (Гладкий, холодный, скользкий). А теперь понесем формочки со льдом в группу.
В группе. Ребята, посмотрите, что стало со льдом в группе. (Он растаял). Почему он растаял? (В группе тепло). Вода превращается в лед, а лед в воду.
Вывод. О чем мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лед? (Тогда, когда очень холодно). Когда лед превращается в вод? (Тогда, когда очень тепло).
Источник
Фото https://rulib.info/uploads/11_05_2013/view/201209/oboik.ru_37226.jpg
Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)
Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной»
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)
Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)
Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)
Опыт 5. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)
Опыт 6. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)
Опыт 7. «Руки станут чище, если помыть их водой»
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)
Опыт 8. «Какая лужа высохнет быстрее?»
– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)
Опыт 9. «Вода – наша помощница»
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
– Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.
– Что же делать? (Помыть.)
– Чем? (Водой и тряпочкой.)
– А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.
– Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)
Источник