Волшебный сосуд средство речевой выразительности

Волшебный сосуд средство речевой выразительности thumbnail

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Лексические средства: тропы

АллегорияФемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом. ГиперболаШаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение. Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. МетафораСонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве МетонимияКласс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий Окказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором. ОлицетворениеДождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых. ПерифразЛев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Сарказм Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сравнение Молвит слово – соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. Синекдоха Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку. Эпитет«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Синонимы1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста Антонимыоригинал – подделка, чёрствый – отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения Архаизмочи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление. Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов. Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза. Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия. Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк. Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Источник

Ñðåäñòâà ðå÷åâîé âûðàçèòåëüíîñòè – ýòî îäèí èç âàæíåéøèõ ôàêòîðîâ, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ðóññêèé ÿçûê ñëàâèòñÿ ñâîèì áîãàòñòâîì è êðàñîòîé, êîòîðàÿ íå ðàç áûëà âîñïåòà â ñòèõàõ è áåññìåðòíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ ðóññêèõ êëàññèêîâ-ëèòåðàòîðîâ. Ïî ñåé äåíü ðóññêèé ÿçûê ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå ñëîæíûõ äëÿ èçó÷åíèÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ñðåäñòâ âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûå ïðèñóòñòâóþò â íàøåì ÿçûêå, äåëàþò åãî áîãàòûì è ìíîãîãðàííûì. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü íåò ÷¸òêîé êëàññèôèêàöèè ñðåäñòâ âûðàçèòåëüíîñòè, íî âñ¸ æå ìîæíî âûäåëèòü äâà óñëîâíûõ âèäà: ñòèëèñòè÷åñêèå ôèãóðû è òðîïû

Ñòèëèñòè÷åñêèå ôèãóðû – ýòî ðå÷åâûå îáîðîòû, êîòîðûå èñïîëüçóåò àâòîð äëÿ òîãî, ÷òîáû äîñòèãíóòü ìàêñèìàëüíîé âûðàçèòåëüíîñòè, à çíà÷èò, ëó÷øå äîíåñòè äî ÷èòàòåëÿ èëè ñëóøàòåëÿ íåîáõîäèìóþ èíôîðìàöèþ èëè ñìûñë, à òàêæå ïðèäàòü òåêñòó ýìîöèîíàëüíóþ è õóäîæåñòâåííóþ îêðàñêó. Ê ñòèëèñòè÷åñêèì ôèãóðàì îòíîñÿòñÿ òàêèå ñðåäñòâà âûðàçèòåëüíîñòè, êàê àíòèòåçà, ïàðàëëåëèçì, àíàôîðà, ãðàäàöèÿ, èíâåðñèÿ, ýïèôîðà è äðóãèå.

Òðîïû – ýòî ðå÷åâûå îáîðîòû èëè ñëîâà, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ àâòîðîì â íåïðÿìîì, èíîñêàçàòåëüíîì çíà÷åíèè. Ýòè ñðåäñòâà õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè – íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü ëþáîãî õóäîæåñòâåííîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ê òðîïàì îòíîñÿòñÿ ìåòàôîðû, ãèïåðáîëû, ëèòîòû, ñèíåêäîõè, ìåòîíèìèè è ïð.

Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ ñðåäñòâà âûðàçèòåëüíîñòè.

Êàê ìû óæå ãîâîðèëè, ñóùåñòâóåò î÷åíü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñðåäñòâ ëåêñè÷åñêîé âûðàçèòåëüíîñòè â ðóññêîì ÿçûêå, ïîýòîìó â äàííîé ñòàòüå ðàññìîòðèì òå èç íèõ, êîòîðûå ÷àùå âñåãî ìîæíî âñòðåòèòü íå òîëüêî â ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ, íî è â ïîâñåäíåâíîé æèçíè êàæäîãî èç íàñ.

  1. Ãèïåðáîëà (ãðå÷. hyperbole – ïðåóâåëè÷åíèå) – ýòî âèä òðîïà, îñíîâîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïðåóâåëè÷åíèå. Áëàãîäàðÿ èñïîëüçîâàíèþ ãèïåðáîëû óñèëèâàåòñÿ çíà÷åíèå è ïðîèçâîäèòñÿ íóæíîå âïå÷àòëåíèå íà ñëóøàòåëÿ, ñîáåñåäíèêà èëè ÷èòàòåëÿ. Íàïðèìåð: ìîðå ñëåç; îêåàí ëþáâè.
     
  2. Ìåòàôîðà (ãðå÷. metaphora – ïåðåíåñåíèå) – îäíî èç âàæíåéøèõ ñðåäñòâ ðå÷åâîé âûðàçèòåëüíîñòè. Ýòîò òðîï õàðàêòåðèçóåòñÿ ïåðåíîñîì õàðàêòåðèñòèê îäíîãî ïðåäìåòà, ñóùåñòâà èëè ÿâëåíèÿ íà äðóãîé. Ýòîò òðîï ïîõîæ íà ñðàâíåíèå, íî ñëîâà «ñëîâíî», «êàê áóäòî», «êàê» îïóñêàþòñÿ, íî êàæäûé ïîíèìàåò, ÷òî îíè ïîäðàçóìåâàþòñÿ : ïîäìî÷åííàÿ ðåïóòàöèÿ; ñâåòÿùèåñÿ ãëàçà; áóðëÿùèå ýìîöèè.
     
  3. Ýïèòåò (ãðå÷. epitheton – ïðèëîæåíèå) – ýòî îïðåäåëåíèå, ïðèäàþùåå ñàìûì îáûäåííûì âåùàì, ïðåäìåòàì è ÿâëåíèÿì õóäîæåñòâåííûé îêðàñ. Ïðèìåðû ýïèòåòîâ: ëåòî çîëîòîå; ñòðóÿùèåñÿ âîëîñû; âîëíèñòûé òóìàí.

    ÂÀÆÍÎ. Íå êàæäîå ïðèëàãàòåëüíîå ÿâëÿåòñÿ ýïèòåòîì. Åñëè ïðèëàãàòåëüíîå óêàçûâàåò íà ÷åòêèå õàðàêòåðèñòèêè ñóùåñòâèòåëüíîãî è íå íåñåò íèêàêîé õóäîæåñòâåííîé íàãðóçêè, òî îíî íå ÿâëÿåòñÿ ýïèòåòîì: çåëåíàÿ òðàâà; ìîêðûé àñôàëüò; ÿðêîå ñîëíöå.
     

  4. Àíòèòåçà (ãðå÷. antithesis – ïðîòèâîïîñòàâëåíèå, ïðîòèâîðå÷èå) – åùå îäíî ñðåäñòâî âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðîå èñïîëüçóåòñÿ äëÿ óñèëåíèÿ äðàìàòèçìà è õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïðîòèâîïîñòàâëåíèåì ÿâëåíèé èëè ïîíÿòèé. Î÷åíü ÷àñòî àíòèòåçó ìîæíî âñòðåòèòü â ñòèõàõ: «Òû áîãàò, ÿ î÷åíü áåäåí; òû ïðîçàèê, ÿ ïîýò…» (À.Ñ. Ïóøêèí).
     
  5. Ñðàâíåíèå – ñòèëèñòè÷åñêàÿ ôèãóðà, íàçâàíèå êîòîðîé ãîâîðèò ñàìî çà ñåáÿ: ïðè ñðàâíåíèè îäèí ïðåäìåò ñîïîñòàâëÿåòñÿ ñ äðóãèì. Åñòü íåñêîëüêî ñïîñîáîâ, êîòîðûìè ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíî ñðàâíåíèå:

       – ñóùåñòâèòåëüíûì («…áóðÿ ìãëîþ íåáî êðîåò…»).

       – ðå÷åâûì îáîðîòîì, â êîòîðîì ïðèñóòñòâóþò ñîþçû «áóäòî», «ñëîâíî», «êàê», «ïîäîáíî» (Êîæà åå ðóê áûëà ãðóáîé, êàê ïîäîøâà ñàïîãà).

       – ïðèäàòî÷íûì ïðåäëîæåíèåì (Íà ãîðîä îïóñòèëàñü íî÷ü è â ñ÷èòàííûå ñåêóíäû âñå ñòèõëî, êàê áóäòî è íå áûëî òîé îæèâëåííîñòè íà ïëîùàäÿõ è óëèöàõ âñåãî ÷àñ íàçàä).
     

  6. Ôðàçåîëîãèçìû – ñðåäñòâî ëåêñè÷åñêîé âûðàçèòåëüíîñòè ðå÷è, êîòîðîå, â îòëè÷èå îò äðóãèõ, íå ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíî àâòîðîì èíäèâèäóàëüíî, òàê êàê ýòî, ïðåæäå âñåãî, óñòîé÷èâîå ñëîâîñî÷åòàíèå èëè îáîðîò, ñâîéñòâåííûé òîëüêî ðóññêîìó ÿçûêó (íè ðûáà, íè ìÿñî; äóðàêà âàëÿòü; êàê êîò íàïëàêàë).
  7. Îëèöåòâîðåíèå – ýòî òðîï, êîòîðîìó ñâîéñòâåííî íàäåëåíèå ÷åëîâå÷åñêèìè ñâîéñòâàìè íåîäóøåâëåííûõ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé (È ëåñ îæèëçàãîâîðèëè äåðåâüÿ, çàïåë âåòåð â âåðõóøêàõ åëåé).
Читайте также:  Почему лопаются сосуды на ногах и появляются синяки лечение

Êðîìå âûøåïåðå÷èñëåííûõ, ñóùåñòâóþò ñëåäóþùèå ñðåäñòâà âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûå ìû ðàññìîòðèì â ñëåäóþùåé ñòàòüå:

  • Àëëåãîðèÿ
  • Àíàôîðà
  • Ãðàäàöèÿ
  • Èíâåðñèÿ
  • Àëëèòåðàöèÿ
  • Àññîíàíñ
  • Ëåêñè÷åñêèé ïîâòîð
  • Èðîíèÿ
  • Ìåòîíèìèÿ
  • Îêñþìîðîí
  • Ìíîãîñîþçèå
  • Ëèòîòà
  • Ñàðêàçì
  • Ýëëèïñèñ
  • Ýïèôîðà è äð.
  

Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî ðóññêîìó ÿçûêó äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ
  

Ñèíòàêñèñ â ðóññêîì ÿçûêå.

Ñèíòàêñèñ ðóññêîãî ÿçûêà – ýòî ðàçäåë ÿçûêîâåäåíèÿ, êîòîðûé èçó÷àåò ñòðîåíèå è ïîñòðîåíèå ñëîâîñî÷åòàíèé, ïðåäëîæåíèé , à òàêæå ñîîòíîøåíèå ÷àñòåé ðå÷è â íèõ.
Ñèíòàêñèñ â ðóññêîì ÿçûêå.
  

Îñîáåííîñòè ñîãëàñîâàíèÿ â ðóññêîì ÿçûêå.

Ãëàâíîé íîðìîé ñîãëàñîâàíèÿ â ðóññêîì ÿçûêå ÿâëÿåòñÿ ñîãëàñîâàíèå ïîäëåæàùåãî ñî ñêàçóåìîì â ïðåäëîæåíèè ( Ñîëíöå âñòàëî. Çàïåëè ïåòóõè .), à òàêæå ñîãëàñîâàíèå îïðåäåëÿåìîãî ñ ãëàâíûì ñëîâîì â ñëîâîñî÷åòàíèè ( êðàñíîå ÿáëîêî, äåðåâÿííûé ñòîë ).
Îñîáåííîñòè ñîãëàñîâàíèÿ â ðóññêîì ÿçûêå.

Источник

Для сдачи ЕГЭ по литературе недостаточно просто прочитать всю отечественную классику. Если вы хотите сдать экзамен на высокие баллы, то нужно знать все тонкости приемов в литературе. Такими являются и средства выразительности, без которых невозможно определить, где в тексте оксюморон, где аллегория, а где перифраз. Именно о них мы и поговорим в этой статье, чтобы вы смогли применить эти знания на ЕГЭ в нужном месте и в нужное время.

Всё про подготовку к ЕГЭ по литературе уже рассказали в статье:ЕГЭ по литературе: с чего стоит начать подготовку?Произведения, проверенные справочники, план подготовки

Средства выразительности

Задания на эту тему встречаются в номерах 12 и 13, но помимо этого полезно применять знания о средствах выразительности в сочинении, особенно по лирике. Всего их 10:

  • Сравнение
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора
  • Метонимия
  • Гипербола
  • Литота
  • Аллегория
  • Перифраз
  • Оксюморон
  • Звукопись

Чтобы не запутаться в терминах уделим время каждому из них.

Сравнение

На первый взгляд, все просто даже по названию. Сравнение – это сопоставление явлений на основе наличия у них общего признака. Его относят к тропам и применяют наравне с метафорами, олицетворениями, эпитетами, антитезами и т.п. Например:

  • “На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен.” – А. Н. Толстой.
  • “Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.” – Н. А. Некрасов.

Сравнение выражается с помощью союзов:

  • Как – встал, как столб;
  • Точно – он пролетел мимо, точно пуля;
  • Будто – будто смерч вырвался из под колес;
  • Словно – ты, словно командир, рапортуешь;
  • Подобно – черной молнии подобно;
  • Как бы – он был как бы раненый солдат;
    Как будто – как будто обожгло его.

Но есть еще творительное сравнение, про которое знают не все. Творительное сравнение образуется с использованием существительного в творительном падеже. Например:

  • “Пыль стоит столбом”;
  • “Дым коромыслом”.

Оно редко встречается на экзамене, но лучше знать заранее, чем встретиться с ним на экзамене и потерять баллы.

Эпитет

Эпитет – это образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления. Например:

“Повеселись, мой верный меч,

Повеселись, мой конь ретивый!”

А. С. Пушкин.

В прямом значении меч верным быть не может. Это просто прилагательное в переносном значении, что и называют эпитетом.

Олицетворение

Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов свойствами живых. Например: “Я слышал, как остров зовет меня”. Остров не может никого звать, но автор может добавлять в него жизнь с помощью олицетворения, тем самым лучше передавая ощущения и эмоции.

Чаще всего на экзамене олицетворение выражается с помощью глаголов, поэтому ищите их, если вам нужно будет найти это средство выразительности.

Метафора

Обычно это является самым сложным для понимания средством выразительности. Но мы справимся и с этим. Метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой на основе ассоциативного субъектного сходства. Если проще, то это скрытое сравнение:

  • “Горит восток зарею новой” (А.С. Пушкин)
  • “Прапорщики воткнулись глазами в царя” (А.Н. Толстой)

Обе эти фразы можно сказать по-другому:

  • Небо такого же цвета, как и огонь;
  • Прапорщики очень увлеченно смотрят на царя.

Небо не может гореть, как и нельзя воткнуться глазами в кого-либо. Это и называется метафорой.

Метонимия

Это средство выразительности – разновидность метафоры. Она редко встречается на экзамене, но может быть всякое. Метонимия – это перенос по смежности:

  • Упоминание имени автора вместо его произведений;
  • Указание на признак предмета вместо его названия;
  • Замещение содержимого содержащим.

С примерами будет понятнее:

  • “Читал охотно Апулея, / а Цицерона не читал” – А.С. Пушкин.
  • Серые шлемы / с красной звездой / белой ораве / крикнули: / Стой!” – В.В. Маяковский.
  • “Я три тарелки съел” – И.А. Крылов.

Гипербола

Гипербола – это преувеличение, подчеркивает основные свойства предмета или явления. Приведем пример:

  • “И сосна до звезд достает” – О.Э. Мандельштам.
  • “Редкая птица долетит до середины днепра” – Н.В. Гоголь.

С гиперболой не должно возникнуть проблем, как и с обратным термином этого средства выразительности.

Литота

Литота – это преуменьшение. Так же, как с помощью гиперболы можно изобразить величину, так и литотой можно обозначить незначительность.

“Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка”, – наглядный пример литоты. Собака не может быть размером с наперсток, как ни крути.

Аллегория

Аллегория – иносказание, выражение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегория образами выражает какое-либо понятие. Так, например, в баснях Крылова смерть изображается в виде скелета с косой, трусость обозначается через зайца, хитрость через лису.

Перифраз

Перифраз – это иносказательное описание предмета или явления без прямого называния.

“Царь зверей” – это про льва.

“Люблю тебя, Петра творение” – это про Петербург.

И все это перифраз.

Оксюморон

Чтобы придать чему-либо новый смысл, значение, можно использовать это средство выразительности. Оксюморон – это сочетание не сочетаемого. Например: “Живой труп”, “Весенняя осень” и так далее.

Читайте также:  Проводящая ткань включает сосуды и ситовидные трубки

Звукопись

Звукопись – это повтор определенных звуков. Она делится на два вида:

  • Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.
  • Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

Звукопись нужна, чтобы придать образам эффект объемности.

Все термины ЕГЭ по литературе из кодификатора (не только средства выразительности) можно бесплатно скачать в нашей группе по этой ссылке.

Чтобы получать бесплатные уроки по литературе и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишитесь на еженедельную литературную базу знаний ВКонтакте.

Больше статей на про подготовку к ЕГЭ по литературе по хэштегам: #ум_егэ_литература #ум_егэ

Пишите в комментарии, какое средство выразительности вам кажется самым сложным, и помните, что все эти приемы не всегда получается запомнить с первого раза. Вернитесь к этой статье вечером, на следующий день после прочтения или через пару дней. Так вы закрепите материал и не допустите ошибки на экзамене.

Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.

А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

В этом вам помогут статьи:

Источник

Выразительные средства языка

Тропы

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­повЗначение тер­ми­наПример
АллегорияИносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,
Где льва сра­зив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
ГиперболаСредство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

ГротескПредельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер.Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
ИронияОсмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, люби­мый небесами,
Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

ЛитотаСредство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Со сно­пом волос тво­их овсяных
Отоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
МетонимияВид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

ОлицетворениеТакое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сету­ешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,
И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза)Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи.«Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
СинекдохаВид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Мы все гля­дим в Напoлео­ны.

ЭпитетОбразное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая,
Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум…
(Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
СравнениеПриём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя. (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

ФигураЗначение тер­ми­наПример
Анафора (или единоначатие)Повторение слов или сло­во­со­че­та­ний в нача­ле пред­ло­же­ний, сти­хо­твор­ных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согре­вай­те.
Берегите друг друга,
Обижать не давай­те. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра тво­ре­нье, Люблю твой стро­гий, строй­ный вид…
АнтитезаСтилистический при­ём кон­тра­ста, про­ти­во­по­став­ле­ния явле­ний и поня­тий. Часто осно­ва­на на упо­треб­ле­нии антонимов.

А новое так отри­ца­ет ста­рое!.. Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее! Вожди моло­же. Вот уже ста­рее! Добрее нравы.

Градация(Постепенность)— сти­ли­сти­че­ское сред­ство, поз­во­ля­ю­щее вос­со­здать собы­тия и дей­ствия, мыс­ли и чув­ства в про­цес­се, в раз­ви­тии, по воз­рас­та­ю­щей или убы­ва­ю­щей значимости. Завыл, запел, взле­тел под небо камень,
И заво­лок­ся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не пла­чу, Всё прой­дёт, как с белых яблонь дым.
ИнверсияПерестановка; сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, состо­я­щая в нару­ше­нии обще­грам­ма­ти­че­ской после­до­ва­тель­но­сти речи. Роняет лес баг­ря­ный свой убор,
Сребрит мороз увя­нув­шее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стре­лой Взлетел по мра­мор­ным ступеням. 

Лексический повтор

Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.Простите, про­сти­те, про­сти­те меня! И я вас про­щаю, и я вас про­щаю. Я зла не дер­жу, это вам обе­щаю, Но толь­ко вы тоже про­сти­те меня! 
ПлеоназмПовторение сход­ных слов и обо­ро­тов, нагне­та­ние кото­рых созда­ет тот или иной сти­ли­сти­че­ский эффект.Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание про­ти­во­по­лож­ных по зна­че­нию слов, не соче­та­ю­щих­ся друг с другом.Мёртвые души, горь­кая радость, слад­кая скорбь, звон­кая тишина.
Риторический вопрос, вос­кли­ца­ние, обра­ще­ниеПриёмы, исполь­зу­ю­щи­е­ся для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи. Риторический вопрос зада­ёт­ся не с целью полу­чить на него ответ, а для эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля. Восклицания и обра­ще­ния уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ное восприятие.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизмПриём, заклю­ча­ю­щий­ся в сход­ном постро­е­нии пред­ло­же­ний, строк или строф.

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской… 

УмолчаниеФигура, предо­став­ля­ю­щая слу­ша­те­лю само­му дога­ды­вать­ся и раз­мыш­лять, о чём пой­дёт речь во вне­зап­но пре­рван­ном высказывании.

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

ЭллипсисФигура поэ­ти­че­ско­го син­так­си­са, осно­ван­ная на про­пус­ке одно­го из чле­нов пред­ло­же­ния, лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го по смыслу. Мы сёла — в пепел, гра­ды — в прах, В мечи — сер­пы и плу­ги. (В. Жуковский.)
ЭпифораСтилистическая фигу­ра, про­ти­во­по­лож­ная ана­фо­ре; повто­ре­ние в кон­це сти­хо­твор­ных строк сло­ва или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не най­ти мне места в тихом
Доме Возле мир­но­го огня.
(А. Блок.)
Читайте также:  Как убрать с лица сосуды в домашних условиях быстро и эффективно

Изобразительные возможности лексики

ТерминыЗначениеПримеры

Антонимы,

кон­текст­ные антонимы

Слова, про­ти­во­по­лож­ные по значению.

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Волна и камень, сти­хи и про­за, лёд и пла­мень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

кон­текст­ные синонимы

Слова, близ­кие по значению.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Желать — хотеть, иметь охо­ту, стре­мить­ся, меч-тать, жаж­дать, алкать
ОмонимыСлова, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ные значения.Колено — сустав, соеди­ня­ю­щий бед­ро и голень; пас­саж в пении птиц
ОмографыРазные сло­ва, сов­пав­шие по напи­са­нию, но не по произношению.За́мок (дво­рец) – замо́к (на две­ри), му́ка (муче­ние) – мука́ (про­дукт)
ПаронимыБлизкие по зву­ча­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию слова.Геройский — геро­и­че­ский, двой­ной — двой­ствен­ный, дей­ствен­ный — действительный
Слова в пере­нос­ном значенииВ отли­чие от пря­мо­го зна­че­ния сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го, лишён­но­го образ­но­сти, пере­нос­ное — образ­ное, сти­ли­сти­че­ски окрашенное.Меч пра­во­су­дия, море света
ДиалектизмыСлово или обо­рот, быту­ю­щие в опре­де­лён­ной мест­но­сти и упо­треб­ля­е­мые в речи жите­ля­ми этой местности.Драники, шанеж­ки, буряки
ЖаргонизмыСлова и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми лите­ра­тур­ной нор­мы, при­над­ле­жа­щие какому-нибудь жар­го­ну — раз­но­вид­но­сти речи, упо­треб­ля­ю­щей­ся людь­ми, объ­еди­нён­ны­ми общ­но­стью инте­ре­сов, при­вы­чек, занятий.Голова — арбуз, гло­бус, кастрю­ля, кор­зи­на, тыква…
ПрофессионализмыСлова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся людь­ми одной профессии.Камбуз, боц­ман, аква­рель, мольберт
ТерминыСлова, пред­на­зна­чен­ные для обо­зна­че­ния спе­ци­аль­ных поня­тий нау­ки, тех­ни­ки и прочие.Грамматика, хирур­ги­че­ский, оптика
Книжная лек­си­каСлова, харак­тер­ные для пись­мен­ной речи и име­ю­щие осо­бен­ную сти­ли­сти­че­скую окраску.Бессмертие, сти­мул, превалировать…
Просторечная лек­си­каСлова, раз­го­вор­но­го упо­треб­ле­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся неко­то­рой гру­бо­ва­то­стью, сни­жен­но­го характера.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

 

Неологизмы

Новые сло­ва, воз­ни­ка­ю­щие для обо­зна­че­ния новых поня­тий, толь­ко что воз­ник­ших. Возникают и инди­ви­ду­аль­ные автор­ские неологизмы .Будет буря — мы поспорим
И пому­же­ству­ем с ней.
Устаревшие сло­ва (арха­из­мы)Слова, вытес­нен­ные из совре­мен­но­го язы­ка дру­ги­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми те же понятия. Изрядный — отлич­ный, рачи­тель­ный — забот­ли­вый, чуже­стра­нец — иностранец
ЗаимствованныеСлова, пере­не­сён­ные из сло­ва дру­гих языков.Парламент, сенат, депу­тат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые соче­та­ния слов, посто­ян­ные по сво­е­му зна­че­нию, соста­ву и струк­ту­ре, вос­про­из­во­ди­мые в речи в каче­стве целых лек­си­че­ских единиц.Кривить душой — лице­ме­рить, бить баклу­ши — без­дель­ни­чать, на ско­рую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

РазговорнаяСлова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные.Грязнуля, кри­кун, бородач
Эмоционально окра­шен­ные словаОценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.Прелестный, чуд­ный, отвра­ти­тель­ный, злодей
Слова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценкиСлова с суф­фик­са­ми эмо­ци­о­наль­ной оценки.Миленький, зай­чо­нок, умиш­ко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное исполь­зо­ва­ние паде­жа, рода, оду­шев­лён­но­сти и пр. Что-то воз­ду­ху мне мало,
ветер пью, туман гло­таю…
(В. Высоцкий.)Мы отды­ха­ем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и пере­нос­ное упо­треб­ле­ние форм вре­ме­ни глагола.

Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

Экспрессивное исполь­зо­ва­ние слов раз­ных частей речи.

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не мину­ет тебя чаша сия.

Использо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Вот бли­же! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и лег­че тени Татьяна прыг в дру­гие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

СредствоЗначение тер­ми­наПример
АллитерацияПриём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния соглас­ных звуков.

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снежного шума… (С. Есенин)

Шипе­нье пени­стых бока­лов И пунша пла­мень голубой…

АльтернацияЧередование зву­ков. Мена зву­ков, зани­ма­ю­щих одно и то же место в мор­фе­ме в раз­ных слу­ча­ях ее употребления.Касательная – кос­нуть­ся, забли­стать – блеснуть.
АссонансПриём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти путём повто­ре­ния глас­ных звуков. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б. Пастернак)
ЗвукописьПриём уси­ле­ния изоб­ра­зи­тель­но­сти тек­ста путём тако­го постро­е­ния фраз, строк, кото­рое соот­вет­ство­ва­ло бы вос­про­из­во­ди­мой картине. Трое суток было слыш­но, как в доро­ге скуч­ной, долгой
Перестукивали сты­ки: на восток, восток, восток… 
(П. Антокольский вос­про­из­во­дит звук вагон­ных колёс.)
ЗвукоподражаниеПодражание с помо­щью зву­ков язы­ка зву­кам живой и нежи­вой природы. Когда гре­мел мазур­ки гром… (А. Пушкин.)

Изобразительные возможности синтаксиса

Ряды одно­род­ных чле­нов предложения Когда пустой и сла­бый чело­век слы­шит лест­ный отзыв насчёт сво­их сомни­тель­ных досто­инств, он упи­ва­ет­ся сво­им тще­сла­ви­ем, зазна­ёт­ся и совсем теря­ет свою кро­шеч­ную спо­соб­ность отно­сить­ся кри­ти­че­ски к сво­им поступ­кам и к сво­ей осо­бе. (Д. Писарев.)
Предложения с ввод­ны­ми сло­ва­ми, обра­ще­ни­я­ми, обособ­лен­ны­ми членами Вероятно, там, в род­ных местах, так же, как в моём дет­стве и юно­сти, цве­тут купа­вы на болот­ных зато­нах и шур­шат камы­ши, сде­лав­шие меня сво­им шеле­стом, сво­и­ми вещи­ми шёпо­та­ми тем поэтом, кото­рым я стал, кото­рым я был, кото­рым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
Экспрессивное исполь­зо­ва­ние пред­ло­же­ний раз­но­го типа (сложнопод­чинённых, слож­но­со­чи­нён­ных, бес­со­юз­ных, одно­со­став­ных, непол­ных и пр.) Там вез­де гово­рят по-русски; это язык мое­го отца и моей мате­ри, это язык моей няни, мое­го дет­ства, моей пер­вой люб­ви, почти всех мгно­ве­ний моей жиз­ни, кото­рые вошли в моё про­шлое как неотъ­ем­ле­мое свой­ство, как осно­ва моей лич­но­сти. (К. Бальмонт.)
Диалогичность изло­же­ния

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­за