Возраст самого старого сосуда в эрмитаже
« | »
|
Источник
Как создавалась экспозиция
В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков выступил с инициативой создать в музее Египетский зал. С тех пор ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира стали доступны для всеобщего обозрения. Тематическое пространство обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.
Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, учёному удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ в Россию.
Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают три зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная экспозиция позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца IV тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э. и даёт возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов. Экспонаты помогают определить характеристики как присущие древнеегипетской культуре, так и заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима.
Зловещая улыбка мумии
В Эрмитаже хранится самая знаменитая мумия, которая есть в Петербурге. Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет, они выставлены на всеобщее обозрение в Египетском зале. Для того чтобы мумия лучше сохранилась, она замурована в вакууме. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.
Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно. Фото: АиФ/ Татьяна Швецова
Сложное оборудование поддерживает в саркофаге особую атмосферу, чтобы не допустить порчи ценного артефакта. Учёные внимательно следят за состоянием мумии. Время от времени её специальным образом дезинфицируют. Жреца запрещено фотографировать – свет губителен для него.
Одна из смотрительниц рассказывает историю о том, как в 2004 году мумия неожиданно задёргала мышцей на руке, а потом на её левом плече появился нарост размером с орех. Всё прекратилось так же внезапно, как и началось. Больше активности она не проявляла.
Древний жрец появился в Эрмитаже в XIX веке. Коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов, который, выйдя в отставку после войны 1812 года, много путешествовал и покупал раритетные и уникальные вещи из Древнего Египта.
Властный облик
Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением.
Статуя позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до н. э.). При нём египетское государство достигло большого могущества, что проявилось в грандиозном строительстве. Облик правителя поражает властностью. В плотно сжатых губах и твёрдом подбородке угадываются энергия и воля. Лицо с узкими глазами и выступающими скулами тщательно проработано.
Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова
Разгневанная богиня
Сами хранители музея наиболее мистическим экспонатом Египетского зала считают изваяние богини войны и воздаяния Сехмет, которая является старейшим памятником Древнего Египта на территории России. Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то её голову украшал диск, символизирующий лучезарное солн-
це – Ра. Сейчас он сильно повреждён, так же, как и лицо, точнее, морда – у богини голова львицы.
На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которые свидетельствуют, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III.
Изначально она стояла в храме Мут-Сехмет в Карнаке, построенном в XV веке до нашей эры, а привёз её в Санкт-Петербург русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Норов. Во время своей экспедиции по Египту он нашёл артефакт наполовину засыпанным песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру и выкупил его у властей Египта. Из десятков разбитых статуй монумент был единственным, сохранившим целостность.
Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с её рук готовы были сорваться стрелы пламени. Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.
Но, видимо, не навсегда. Говорят, что красный налёт на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что мистическое совпадение не повторится.
Гробница Гомера
В зале Юпитера посетители музея могут увидеть несколько гробниц античной эпохи. Многие верят, что одна из них принадлежит древнегреческому поэту-сказителю Гомеру.
Саркофаг был найден в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского и подарен графу Строганову – прославленному коллекционеру редких вещей. Строганов объявил саркофаг гробницей Гомера, и его авторитетному мнению поверили. Позже учёные пришли к выводу, что древнегреческий поэт упокоился в другом месте, поскольку она была создана во II веке, а Гомер жил задолго до этого. Тем не менее загадка осталась нераскрытой – изображения на лицевой и задней стенках саркофага выполнены в совершенно разных стилистиках. Это противоречие и позволяет надеяться, что в Эрмитаже хранится гробница именно великого поэта античности.
Следы древней культуры
Следы древней культуры можно найти в самых разных уголках Северной столицы. Это объясняется тем, что многие правители России увлекались историей Египта. Одной из его главных почитательниц считалась Екатерина II. Именно по её приказу в Екатерининском парке построили пирамиду. Артефактом она не является – там погребены любимые собачки императрицы: Том-Андерсон, Земира и Дюшеса, и, по легенде, в особенно мрачные вечера можно услышать их радостный лай.
Египетские ворота в Царском Селе. Фото: Commons.wiki.org
Николай I также увлекался древней культурой. По его приказу в Царском Селе возвели Египетские ворота. Они выполняли простую, но благородную функцию – украшали парадный въезд в город, а ещё имели караульные башни, пригодные для жилья.
Почти два столетия на Университетской набережной возлежат древние сфинксы. Эти мифологические существа охраняли святилище фараона Аменхотепа III, и их лица считаются одними из лучших его изображений. Они постепенно погружались в песок, пока в начале XIX века не были спасены от забвения греческим археологом Атанасисом. Статуи перевезли в Александрию, где их купил российский дипломат Андрей Муравьёв. Путешественник так впечатлился красотой сфинксов, что написал письмо Николаю I, а тот выслал необходимую для покупки сумму – 64 тысячи рублей. Изваяния добирались до Петербурга около года, везли их в специальных клетках на корабле «Добрая надежда». Поначалу сфинксы обитали в Академии художеств, а в 1834-м заняли привычное всем место на Университетской набережной.
Воробьев М.Н. «Набережная Невы у Академии художеств» (1835 г.) Фото: Commons.wiki.org
Источник
Пройдя мимо грозных атлантов, стоящих на страже Нового Эрмитажа, из просторного вестибюля можно попасть в 2 абсолютно разных измерения. Если на 2-ом этаже музея посетителей ждёт огромная Картинная галерея, то сразу на 1-ом открываются двери в мистический античный мир. Здесь в секторах Древней Греции и Рима, а также Северного Причерноморья выставлено более 170 тысяч произведений античного искусства.
В Новом Эрмитаже на I этаже расположены залы 107-109, 127-129, где представлены скульптуры Древнего Рима, произведения античного искусства. Коллекция памятников римского искусства охватывает период от республиканского времени (I век до н.э.) до поздней Империи (IV век н.э.). Она включает в себя скульптуру, рельефы, мраморные саркофаги, алтари, мозаики, предметы художественного ремесла.
Самую значительную часть эрмитажного собрания составляет коллекция скульптурного портрета. К её шедеврам относятся портреты Люция Вера (II в.), молодой женщины, так называемой Сириянки (II в.), два памятника III века – портреты императоров Бальбина и Филиппа Араба.
Можно увидеть произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний – величественная статуя Юпитера. Увидеть красоту, которая досталась нам от античных мастеров, и почувствовать, как оживают мифы, можно, пройдясь по роскошным залам 1-го этажа музея.
“Спящая Ариадна”
Работа скульптора Паоло Трискорни “Спящая Ариадна” была куплена для музея в 1798 году. В основе работы сюжет древнегреческого мифа. Ариадна – единственная дочь царя Миноса. Она помогла Тесею убить Минотавра и вывела героя из сложного лабиринта, дав ему клубок ниток. Тесей увез Ариадну с собой, но Минос взмолился к богам о возвращении дочери. Тесей не смог привезти царевну в Афины, его корабль настигла страшная буря. Чтобы вернуться домой, он был вынужден покинуть любимую на острове Накрос, пока та спала.
“Диана, отдыхающая после охоты”
Изваяние было создано скульптором Эмилем Вольфом. Автору удалось передать совершенную красоту Дианы, дочери Зевса – девственной богини охоты, властной покровительницы растений и животных. Диана была олицетворением Луны и сестрой-близнецом Аполлона, который отождествлялся с Солнцем. Она очаровала всех богов Олимпа и многие из них хотели взять ее в жены, но она выпросила у своего отца дозволение остаться навсегда одинокой.
“Вакханка”
Автор работы Луиджи Бьенеме. Скульптура создана в далёком 1838 году. После завершения работы, статую приобрел князь Ливен. Перед смертью князь завещал свое собрание произведений искусства Николаю Первому, так “Вакханка” оказалась в музее. Вакханками в античных мифах называли жриц и спутниц бога виноделия Вакха, а в древнегреческих мифах – это спутницы Диониса. Прекрасная жрица изображена на ложе с чашей вина в руке.
“Венера и Амур, вынимающий ей занозу из ноги”
Мраморная скульптура создана Пьетро Тенерани в 1849 году. Совершенная Афродита смотрит на Амура, который склонился над ее ножкой, вынимая занозу. Сюжет рассказывает о драматическом моменте. Когда Афродита бежала к возлюбленному Адонису, она уколола ножку и опоздала на свидание. Пока доставали занозу, дикий вепрь растерзал ее любимого.
“Венера в раковине”
Знаменитый шедевр – творение итальянского скульптора Карло Финелли, одного из самых талантливых приверженцев классического направления. По легенде Венера появилась из искрящейся морской пены. Ветер принес обнаженную богиню на огромной раковине к берегам острова Кипра.
“Прометей с первым человеком”
Скульптуру, созданную Пьетро Стаджи, подарил императору Павлу I король Станислав-Август Понятовский в 1797 году. Прометей зажег факел от солнца и передал пламя людям. Прометей вглядывается в небо, а человек с факелом в руке смотрит на него, стоя на одном колене.
“Амур и Психея”
Амур похитил прекрасную земную девушку Психею и приходил к ней только ночью. Она не должна было видеть его лица. Но Психея ослушалась и зажгла ночью лампаду. Увидев красавца Амура, девушка непреднамеренно укололась его стрелой, полюбив его навсегда. Узнав, что Психея его ослушалась, Амур оставил ее. Девушке пришлось пройти тяжелые испытания, пока влюбленные смогли снова встретиться. Скульптор изобразил встречу Амура и Психеи после долгой разлуки.
Скульптуры Эрмитажа хранят в себе множество мифов, легенд и интересных исторических фактов. В отдел античного искусства можно приходить очень часто, чтобы каждый раз узнавать что-то новое и наслаждаться созерцанием работ великих скульпторов.
Большая Колыванская ваза
Большую Колыванскую вазу можно увидеть в зале № 128 Нового Эрмитажа. Самая большая каменная ваза в мире весит более 19 тонн, её наружный диаметр достигает 5,04 метра, а внутренний составляет 3,22 метра, общая с пьедесталом высота – 2,57 метра. С момента обнаружения огромной глыбы зелено-волнистой яшмы до размещения Большой Колыванской вазы в здании Нового Эрмитажа прошло долгих 30 лет…
В далёком 1815 году на каменоломнях в Алтайском крае горнорабочими был обнаружен утёс зелёно-волнистой яшмы. Камень оказался хорошего качества и пригодным для поделочных работ. Следующей находкой стал камень, имевший длину 8,5 метров. Этот монолит яшмы имел дефект, из-за которого кусок пришлось разделить. После тщательного обследования полученных обломков в работу взяли большую часть: её длина составляла 5,6 метра.
Автором проекта элипсовидной чаши, которую было предписано изготовить из монолита, стал Авраам Мельников. В феврале 1828 года начались подготовительные работы. Силами 230 работников камень переместили к каменотесному сараю и немного приподняли. Здесь более двух лет рабочие занимались предварительной обработкой монолита.
В 1830 году обтёсанную глыбу переложили на дворни, и 567 человек вручную толкали её 30 вёрст до каменотёсной фабрики в селе Колывань. Там следующие 11 лет искусные мастера-каменотёсы создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность. В это время уже был обнаружен камень, достойный стать пьедесталом для чаши.
С огромными предосторожностями в нём сделали отверстие для стержня, который должен соединить постамент с чашей. Яшма – камень твёрдый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить.
К февралю 1843 года чаша была полностью готова. Для её транспортировки в Барнаул использовали почти 200 лошадей, впряженных в специально оборудованные сани. Далее обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург. Полгода плыла баржа по рекам России, и, наконец, в августе 1843 года чаша прибыла в столицу. Ещё долгие четыре года для Колыванской царицы сооружали фундамент: было решено определить это чудо в здании Нового Эрмитажа. Зал, в котором поместили изделие, называется теперь Залом Большой вазы.
Гидрия ‘Царица ваз’
В Новом Эрмитаже, в зале № 130 находится Гидрия, ‘Царица ваз’, созданная из глины в Южной Италии в IV в. до н.э. Её высота: 65,5 см. Одним из самых замечательных произведений керамики Великой Греции несомненно является большая гидрия, широко известная как “Царица ваз”. Эта ваза с узкой шейкой и яйцевидным туловом почти сплошь покрыта чёрным лаком. Край отогнутого венчика украшен поясом позолоченных ов (яйцевидным орнаментом).
Тулово, за исключением узкого пояса, сплошь декорировано узкими вертикальными ребрами; покрытые блестящим лаком, они напоминают отделку металлических сосудов. Пояс на тулове украшен рельефами, изображающими грифонов, львов и пантер.
Однако главным украшением вазы является рельефная композиция на плечиках сосуда, изображающая божества преимущественно элевсинского круга. Мы видим мать олимпийских богов Рею, богиню подземного царства Гекату с факелом в руке, бога земледелия Триптолема на колеснице, запряженной крылатыми змеями, юного Диониса с тирсом в руке, богиню земледелия и плодородия Деметру, божество подземного царства Евбулея, Афину, сидящую на скале, Артемиду с двумя факелами в руках и Афродиту.
Все эти фигуры были вначале вылеплены из глины, а затем приклеены жидкой глиной к сосуду. Они богато украшены белой, синей и пурпурной красками, а также позолотой. Мотивы этих изображений восходят к ряду скульптурных оригиналов IV в. до н.э. Однако нужно отметить, что своеобразная замена рисунков раскрашенными барельефами могла быть также связана со стремлением вазописцев идти в ногу с достижениями монументальной живописи, заимствуя свойственные ей объемно-пластическую моделировку и богатство колорита.
“Святое семейство” (Мадонна с безбородым Иосифом)
В Новом Эрмитаже, в зале № 229 можно увидеть знаменитое полотно “Святое семейство”, созданное Рафаэлем (Рафаэлло Санти) в период его пребывания во Флоренции, возможно, для правителя Урбино Гвидобальдо Монтефельтро в Италии, 1506-1507 гг.
Картину отличает особое настроение возвышенной печали. Прозаичность, будничность чужды её героям, но это не лишает их образы жизненной убедительности и естественности. Плавные линии, гармоничные сочетания цветов, компактность композиции создают впечатление монументальности и величия. Мягкая светотень, моделирующая формы, свидетельствует о воздействии на молодого мастера искусства Леонардо да Винчи.
“Мадонна с Младенцем” (Мадонна Конестабиле)
Полотно находится в зале № 229 Нового Эрмитажа. Её создал Рафаэль (Рафаэлло Санти, 1483-1520), в Италии, около 1504 г. В историю итальянского искусства Рафаэль вошел как “гений гармонии”. В его творчестве наиболее полно воплотились идеалы Высокого Возрождения. “Мадонна Конестабиле” – одно из ранних произведений мастера.
Несмотря на то, что стиль художника к тому времени еще не сложился, картину отличают превосходная композиция, красота линейного ритма, благородство цветовых созвучий и совершенство образов, все то, что получит блистательное развитие в его зрелом творчестве. Весенняя прозрачность далёкого пейзажа созвучна образу Марии, юной и прекрасной, как окружающий её мир.
Картина сохранила первоначальную раму, украшенную гротескным орнаментом и исполненную, очевидно, по рисунку Рафаэля. До перевода живописи с дерева на холст рама составляла с картиной одно целое. В 1871 году картину из собрания графа Конестабиле купил Александр II и преподнес в дар супруге, императрице Марии Александровне.
“Юноша с лютней”
В Новом Эрмитаже, в зале № 232 стоит посмотреть на знаменитую картину “Юноша с лютней”, написанную Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо, 1571-1610) в Италии, 1595 -1596 гг. Живопись Караваджо, одного из величайших европейских художников XVII века, подчинена прежде всего стремлению убедительно передать материальность окружающего мира.
“Юноша с лютней” – раннее произведение, но в нём уже в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера. Фигура молодого человека, одетого в белую рубашку, чётко выделяется на тёмном фоне стены. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объёмность и весомость.
Караваджо увлекает неповторимость окружающего мира; чертами индивидуальности наделено не только лицо юноши, но и предметы натюрморта: повреждённая груша, лютня с трещиной, затрёпанные ноты. В них записана модная в те времена мелодия мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) – “Вы знаете, что я вас люблю”. Символика любви скрыта и в других предметах. До сих пор в европейских языках существует выражение: “Его лютня дала трещину”, что означает: “Его любовь закончилась неудачно”.
“Рождение Иоанна Крестителя”
В зале № 237 Нового Эрмитаж стоит большого внимания картина “Рождение Иоанна Крестителя”, написанная Якопо Тинторетто в Италия, в 1550-е гг. Якопо Тинторетто – последний великий мастер Возрождения. Большая часть его работ хранится в Венеции, в так называемых скуолах – зданиях, принадлежавших религиозным братствам, для которых художник часто работал бесплатно.
Эрмитажное полотно посвящено событию из истории Иоанна Крестителя. В Евангелии от Луки (1, 57-80) говорится, что Бог покарал немотой священника Захарию, который не поверил, что у него может родиться сын, так как они с женой были уже преклонного возраста. Дар речи вернулся к Захарии только после того, как он начертал указанное ему свыше имя новорожденного – “Иоанн”. В картине Тинторетто сочетаются черты жанровости и почти мистическая напряжённость настроения.
“Апостолы Пётр и Павел”
В зале Нового Эрмитажа № 240 можно увидеть знаменитую картину Эль Греко “Апостолы Петр и Павел”, написанную мастером в Испании, между 1587 и 1592 гг. Эль Греко – один из самых ярких и самобытных художников, творчество которого нельзя отнести к какой-то одной национальной школе.
Грек по происхождению, он обучался живописи в Италии в мастерской великого Тициана, где испытал сильное воздействие венецианских колористов. У них он научился технике масляной живописи. В 35 лет он переехал в древнюю столицу Испании – Толедо, где познакомился с реалистическим испанским искусством.
Вдохновлялся он и художественными приемами итальянского маньеризма. Эль Греко отличался оригинальностью драматически-экспрессивного стиля. В портретах художник придавал большое значение острым психологическим характеристикам. Здесь, на эрмитажном полотне, представлены два разных типа людей.
Слева – апостол Пётр, трижды отрекшийся от Христа, взятого под стражу. В его облике выражаются печаль и неуверенность, а во взгляде и жесте ощущаются раскаяние и мольба. Властный апостол Павел, который, как известно, вначале был ревностным гонителем христиан, показан исполненным душевного горения в утверждении истины. Возможно, в его облике мастер запечатлел собственные черты. Жесты рук, образующих композиционный центр, выражают диалог, который объединяет обоих апостолов.
“Болото”
В зале № 249 Нового Эрмитажа можно увидеть один из шедевров мировой пейзажной живописи, полотно “Болото”, созданное гениальным голландским мастером пейзажа Якобом ван Рейсдалом. Картину “Болото” написал в Голландии в 1660-е – Якоб Изакс ван Рейсдал, подошедший в середине XVII века к осмыслению природы как символа вечности.
Художник разворачивает грандиозную суровую картину: могучие кряжистые деревья стремятся удержать свои изогнутые стволы на маленьких кочках, со всех сторон окруженных болотом. Вода, источник жизни, здесь грозит все поглотить своей трясиной. Чахнет молодая береза, теряет последние силы погибающий бук.
И всё же буйство зелёной листвы, необычайная сила, с которой разрастается, стремится ввысь, к свету все живое, дает надежду. Вдалеке видна чистая полоска горизонта, и к ней стремится, выходя на твердую землю, заплутавший путник. Обобщая эту величественную и трагическую картину бытия, Рейсдал выделяет каждую деталь и любуется ею.
Он мастерски передаёт нежность цветущих кувшинок, отражения деревьев в воде, испуг улетающей птицы. Листва расцвечена тёплыми красками осени, а тёмные землисто-оливковые тона постепенно растворяются в свете голубоватых далей. Художник-философ, Рейсдал постигает сущность законов бытия и создаёт новый тип психологического пейзажа, открывающего путь поздним романтикам.
“Возвращение блудного сына”
Знаменитую картину “Возвращение блудного сына” стоит увидеть в Новом Эрмитаже, в зале № 254, ведь её написал сам Рембрандт Харменс ван Рейн 91606-1669). “Возвращение блудного сына” была создана мастером в Голландии, около 1668 г.
Когда-то в молодости на одном из своих автопортретов Рембрандт изобразил себя – кутилу и баловня судьбы в расцвете славы и сил, с бокалом в руке и любимой женщиной на коленях. Обращение к сюжету возвращения блудного сына (Лк. 15:11-32) – это своеобразный финал истории.
Картина написана мастером за несколько месяцев до смерти. В бледном, исхудавшем, усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий, игрока и мота, выпросившего у отца своё наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались его самоуверенность и богатые одежды?
Всё бренное спало с него, как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий. Войдя в родной дом, больной и обессиленный, он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. В дымчатом сумраке пространства лицо старика сияет и на сына нисходит свет его утешения. Красная накидка на плечах старца словно образует шатёр над бедным скитальцем. Рядом молча стоят потрясённые свидетели.
В Голландии, протестантской стране, где в храмах не было живописных алтарей и где крупные полотна на религиозные сюжеты создавались не часто, Рембрандт без всякого заказа написал огромную картину, в которой особенности зрелой живописной манеры художника, сами цвет и свет, приобрели одухотворённый характер. Он словно подводит итог своему жизненному и творческому пути, передавая себя на суд высшему милосердию и миру.
“Портрет старика в красном”
В этом же зале № 254 в Зимнем есть ещё один шедевр Рембрандта – “Портрет старика в красном”, написанный мастером в Голландии, около 1652 – 1654 гг. В 1650-е в творчестве великого голландского художника XVII века Рембрандта наиважнейшее место занимает портрет. Это было время глубокого осмысления человеческой личности, годы раздумий над судьбами тех, кто, завершая свой жизненный путь, стоит на пороге вечности.
К числу таких работ относится эрмитажный шедевр – “Портрет старика в красном”. Имя человека, изображённого Рембрандтом, неизвестно, но интерес художника к нему был велик: существует еще одно изображение этого старика – “Старик в кресле” (Лондон, Национальная галерея). Сложив на коленях руки, в кресле спокойно сидит старый человек, облачённый в свободные красно-коричневые одежды.
На его голове – маленькая тёмная шапочка-кипа, выдающая в нем приверженца иудейской веры. Фигура старика выступает из мягкой полутьмы, как из прошлого. Животворным рембрандтовским светом выделены его мудрое лицо и натруженные кисти рук. В одном мгновении жизни этого человека Рембрандт соединил прошлое, настоящее и будущее. “Старик в красном” – один из немногих образов в мировой живописи, несущих в себе большую внутреннюю силу, достоинство и глубокую печаль многих знаний.
Источник