Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды
Инфоурок
›
Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева
2 слайд
Описание слайда:
Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
3 слайд
Описание слайда:
Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.
4 слайд
Описание слайда:
В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда
5 слайд
Описание слайда:
А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
6 слайд
Описание слайда:
Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
11 слайд
Описание слайда:
Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
12 слайд
Описание слайда:
Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
13 слайд
Описание слайда:
Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
14 слайд
Описание слайда:
Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
15 слайд
Описание слайда:
В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
16 слайд
Описание слайда:
Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель технологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-807013
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Изобразительное искусство, 5 класс.
Урок 1. Древние образы в народном искусстве
Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа
Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки
Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.
Задачи:
- Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
На уроке мы
узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни
научимся понимать язык образных знаков
сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке
Обязательная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. – ISBN 978-5-09-071788-5
Дополнительная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы:
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» https://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Музеи онлайн https://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Культура. РФ – портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
- Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
Теоретический материал
Декоративно-прикладное искусство – раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.
Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.
Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.
Цвет имеет символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Желтый – солнце;
Красный – жизнь.
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.
Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?
Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.
Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Символы воды
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.
Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.
Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).
Образ коня
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства.
Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.
Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.
Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.
Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.
Задание 1.
Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы
Птица | |
Конь | |
Древо жизни | |
Макошь | |
Вода | |
Задание 2.
Что означает слово декор в переводе с латинского языка?
А) рисовать
Б) украшать.
В) раскрашивать
Источник
1. Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам.
Урок технологии в 4 классе
По программе «Гармония»
( рассчитан на 2 урока)
2. Часть 1
Керамикой* называют искусство изготовления
различных изделий из глины, а также сами эти
изделия.
Керамическая посуда с незапамятных времён
служила человеку.
В ней как в зеркале отразились различные
эпохи*.
Ведь каждый народ создавал свою, особую,
посуду, по которой мы можем судить о его
образе жизни, обычаях, познаниях.
3. Современная керамическая посуда
Глиняный горшок из раскопок
древнеславянского поселения. I
в. до н. э.
4. В чём же тут секрет?
Прежде всего в его форме.
Плоское дно позволяет
горшку сохранять
устойчивость как в печи, так
и на столе.
Пламя очага со всех сторон
охватывает его шаровидную
форму и равномерно
прогревает пищу — она не
подгорает.
А более узкое горлышко не
позволяет жидкости выкипать
и испаряться.
Глиняный горшок из раскопок
древнеславянского поселения. I в.до н. э.
Современная керамическая посуда
5. А теперь внимание!
Такой очаг сооружают лишь на постоянном
месте.
Значит, люди, которые использовали подобный
горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили
постоянно на одном месте.
6.
Совсем другая
посуда у кочевых
народов.
Очаг у них
временный: не печь,
а костёр.
Над костром
устанавливается
котелок.
Дно у такого
котелка не плоское,
а округлое: чтобы
лучше нагревалось
от костра, от жара,
идущего снизу.
7. Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств,
Вот и судите сами,
о чём поведал нам
простой горшок…
Его форма, которая
на первый взгляд
очень проста, на
деле хорошо
выверена и
разумна.
А приглядевшись,
замечаешь, что она
ещё очень
выразительна и понастоящему
красива!
8.
Почти у каждого
народа на земле
существовали свои
традиции и свои
секреты производства
керамической
посуды, которые
бережно
передавались из
поколения в
поколение.
Современные мастера
изучают и
возрождают культуру
предков.
9. Практическая работа: лепка простого сосуда
Для лепки можно использовать глину или
пластилин. Они оба пластичны, то есть легко
изменяют и сохраняют вновь обретённую форму.
Но глина при высыхании становится более
твёрдой, а пластилин нет. При нагревании глина
твердеет, а пластилин размягчается, так как в его
составе есть воск.
Изготовление сосуда начинается с формовки –
придания формы.
Последовательность лепки представлена на
следующем слайде.
10.
Стенки сосуда нужно хорошо разгладить – подготовить под роспись.
11. Часть 2. Роспись сосудов
Интересно, что
«говорящей» является не
только форма древних
сосудов, но и узоры на их
поверхности.
На первый взгляд эти
узоры просто украшают
посуду и как будто бы
совсем не похожи один на
другой.
Но приглядимся
внимательнее: во многих
рисунках используются
одни и те же знаки —
символы Солнца, Земли,
Воды.
12.
Первый и основной
символ в древнем
орнаменте — Солнце.
Оно часто изображается в
виде кругов или крестов, а
также в виде свастики.
Считают, что это слово
произошло от
санскритского «свастя» —
свет.
13.
14.
Очень важный знак —
прямые и волнистые
линии.
Они символизируют
воду: волны или дождь.
Вода, как и Солнце,
источник жизни.
Линии изображались
на горлышке сосуда, и
в таком виде узор
дошёл до наших дней.
15.
В древних росписях мы находим также изображения
змей в спиральных орнаментах.
В древних росписях все символы сплетаются в весьма
сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их
обнаружить, приходится долго всматриваться в
изделие: знаки будто бы зашифрованы.
16.
Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не
выдумывал их от себя, а составлял из строго
определённых символов.
По одним и тем же правилам настоящие мастера
создавали удивительно разнообразные вещи, в которых
помимо внешней красоты и удобства скрывался
глубокий смысл и серьёзные познания.
17.
18.
19. Практическая часть: роспись посуды
Если сосуд вылеплен из пластилина, следует
проверить, хорошо ли ложится краска (гуашь) на его
поверхность.
Если краска скатывается, то необходимо обвалять
изделие в муке и оставить на несколько дней. Мука
впитает лишний жир и расписывать пластилин будет
легче.
Для росписи больше подходит гуашь, но к ней
желательно добавить немного клея ПВА, чтобы
впоследствии краска не смазалась.
!!! Не нужно добавлять клей в баночку с краской.
20.
Набрав на кисточку нужную краску, обмакивайте
её в клей и наносите всё вместе.
Перед набором следующей краски хорошо
промойте кисточку водой.
Ещё один вариант нанесения росписи: цветным
пластилином в технике барельефа. Но следите за
тем, чтобы жгутики были тонкие и ровные.
Готовое изделие можно покрыть прозрачным
лаком.
21. Примеры работ, выполненных учащимися
22. Ребята!
Работа рассчитана на 2 урока, т.е. на две недели.
В течение первой недели – с 7 по 13 сентября –
вы выполняете лепку изделия, обрабатываете его
мукой.
В течение второй недели – с 14 по 20 сентября –
роспись изделия.
21 сентября сдаёте изделие на оценку.
Источник