Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды thumbnail

Инфоурок

Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

Описание слайда:

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

2 слайд

Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­

Описание слайда:

Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­же сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.

3 слайд

Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского

Описание слайда:

Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.

4 слайд

В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку с

Описание слайда:

В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охва­тывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда

5 слайд

А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люд

Описание слайда:

А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.

6 слайд

Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а кост

Описание слайда:

Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.

7 слайд

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

8 слайд

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

9 слайд

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

10 слайд

Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не

Описание слайда:

Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, изли­шеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!

11 слайд

Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты про

Описание слайда:

Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрожда­ют культуру предков.

12 слайд

Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних с

Описание слайда:

Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисун­ках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.

13 слайд

Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается

Описание слайда:

Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.

14 слайд

Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны и

Описание слайда:

Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.

15 слайд

В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах.

Описание слайда:

В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы спле­таются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.

16 слайд

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а сост

Описание слайда:

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а состав­лял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красо­ты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.

Выберите книгу со скидкой:

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Курс повышения квалификации

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-807013

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:  Огонь мерцающий в сосуде или сосуд в котором

Оставьте свой комментарий

Источник

Изобразительное искусство, 5 класс.

Урок 1. Древние образы в народном искусстве

Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа

Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки

Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.

Задачи:

  • Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

На уроке мы

узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

научимся понимать язык образных знаков

сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке

Обязательная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. – ISBN 978-5-09-071788-5

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

  • Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» https://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Музеи онлайн https://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Культура. РФ – портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Теоретический материал

Декоративно-прикладное искусство – раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.

Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.

Цвет имеет символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?

Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Читайте также:  Сосуд для нагрева воздуха

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.

Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Символы воды

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.

Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.

Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

Образ коня

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.

Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.

Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.

Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.

Задание 1.

Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы

Птица

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Конь

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Древо жизни

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Макошь

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Вода

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Выполни роспись сосуда используя древние символы солнца земли воды

Задание 2.

Что означает слово декор в переводе с латинского языка?

А) рисовать

Б) украшать.

В) раскрашивать

Источник

1. Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам.

Урок технологии в 4 классе
По программе «Гармония»
( рассчитан на 2 урока)

2. Часть 1

Керамикой* называют искусство изготовления
различных изделий из глины, а также сами эти
изделия.
Керамическая посуда с незапамятных времён
служила человеку.
В ней как в зеркале отразились различные
эпохи*.
Ведь каждый народ создавал свою, особую,
посуду, по которой мы можем судить о его
образе жизни, обычаях, познаниях.

3. Современная керамическая посуда

Глиняный горшок из раскопок
древнеславянского поселения. I
в. до н. э.

4. В чём же тут секрет?

Прежде всего в его форме.
Плоское дно позволяет
горшку сохранять
устойчивость как в печи, так
и на столе.
Пламя очага со всех сторон
охватывает его шаровидную
форму и равномерно
прогревает пищу — она не
подгорает.
А более узкое горлышко не
позволяет жидкости выкипать
и испаряться.
Глиняный горшок из раскопок
древнеславянского поселения. I в.до н. э.
Современная керамическая посуда

Читайте также:  Что такое компрессорный сосуд

5. А теперь внимание!

Такой очаг сооружают лишь на постоянном
месте.
Значит, люди, которые использовали подобный
горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили
постоянно на одном месте.

6.

Совсем другая
посуда у кочевых
народов.
Очаг у них
временный: не печь,
а костёр.
Над костром
устанавливается
котелок.
Дно у такого
котелка не плоское,
а округлое: чтобы
лучше нагревалось
от костра, от жара,
идущего снизу.

7. Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств,

Вот и судите сами,
о чём поведал нам
простой горшок…
Его форма, которая
на первый взгляд
очень проста, на
деле хорошо
выверена и
разумна.
А приглядевшись,
замечаешь, что она
ещё очень
выразительна и понастоящему
красива!

8.

Почти у каждого
народа на земле
существовали свои
традиции и свои
секреты производства
керамической
посуды, которые
бережно
передавались из
поколения в
поколение.
Современные мастера
изучают и
возрождают культуру
предков.

9. Практическая работа: лепка простого сосуда

Для лепки можно использовать глину или
пластилин. Они оба пластичны, то есть легко
изменяют и сохраняют вновь обретённую форму.
Но глина при высыхании становится более
твёрдой, а пластилин нет. При нагревании глина
твердеет, а пластилин размягчается, так как в его
составе есть воск.
Изготовление сосуда начинается с формовки –
придания формы.
Последовательность лепки представлена на
следующем слайде.

10.

Стенки сосуда нужно хорошо разгладить – подготовить под роспись.

11. Часть 2. Роспись сосудов

Интересно, что
«говорящей» является не
только форма древних
сосудов, но и узоры на их
поверхности.
На первый взгляд эти
узоры просто украшают
посуду и как будто бы
совсем не похожи один на
другой.
Но приглядимся
внимательнее: во многих
рисунках используются
одни и те же знаки —
символы Солнца, Земли,
Воды.

12.

Первый и основной
символ в древнем
орнаменте — Солнце.
Оно часто изображается в
виде кругов или крестов, а
также в виде свастики.
Считают, что это слово
произошло от
санскритского «свастя» —
свет.

13.

14.

Очень важный знак —
прямые и волнистые
линии.
Они символизируют
воду: волны или дождь.
Вода, как и Солнце,
источник жизни.
Линии изображались
на горлышке сосуда, и
в таком виде узор
дошёл до наших дней.

15.

В древних росписях мы находим также изображения
змей в спиральных орнаментах.
В древних росписях все символы сплетаются в весьма
сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их
обнаружить, приходится долго всматриваться в
изделие: знаки будто бы зашифрованы.

16.

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не
выдумывал их от себя, а составлял из строго
определённых символов.
По одним и тем же правилам настоящие мастера
создавали удивительно разнообразные вещи, в которых
помимо внешней красоты и удобства скрывался
глубокий смысл и серьёзные познания.

17.

18.

19. Практическая часть: роспись посуды

Если сосуд вылеплен из пластилина, следует
проверить, хорошо ли ложится краска (гуашь) на его
поверхность.
Если краска скатывается, то необходимо обвалять
изделие в муке и оставить на несколько дней. Мука
впитает лишний жир и расписывать пластилин будет
легче.
Для росписи больше подходит гуашь, но к ней
желательно добавить немного клея ПВА, чтобы
впоследствии краска не смазалась.
!!! Не нужно добавлять клей в баночку с краской.

20.

Набрав на кисточку нужную краску, обмакивайте
её в клей и наносите всё вместе.
Перед набором следующей краски хорошо
промойте кисточку водой.
Ещё один вариант нанесения росписи: цветным
пластилином в технике барельефа. Но следите за
тем, чтобы жгутики были тонкие и ровные.
Готовое изделие можно покрыть прозрачным
лаком.

21. Примеры работ, выполненных учащимися

22. Ребята!

Работа рассчитана на 2 урока, т.е. на две недели.
В течение первой недели – с 7 по 13 сентября –
вы выполняете лепку изделия, обрабатываете его
мукой.
В течение второй недели – с 14 по 20 сентября –
роспись изделия.
21 сентября сдаёте изделие на оценку.

Источник