Вышколить сосуд проверочное слово

Безударные гласные в корне. Правописание
1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ. Написание безударных гласных проверяется ударением. Нужно изменить слово так или подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на сомнительный звук: голова – голову – голов; подарить – подарок, синева – синий.
Примечание. Нельзя проверять правописание гласных при помощи глаголов с суффиксами -ыва, -ива. Например, слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать. Проверочными словами здесь могут быть: работа, работать.
2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ Если написание безударного гласного нельзя проверить ударением, то обратитесь к орфографическому словарю (словарное слово, написание этого слова надо запомнить).
1. Проверяем безударные гласные в корне.
1.1. Изменение формы слова.
1.2. Подбор однокоренного слова.
1.3. Сложные случаи при проверке гласных.
Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, – это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова (омофоны), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:
- Старожил нашего города (старый житель) – сторожил склад (сторож);
- Вытачка на блузке (тачать) – выточка детали (точит);
- Вытесненный из толпы (тесно) – вытисненный на книге (тиснуть);
- Вышколить ребенка (школа) – вышкалить сосуд (шкалы);
- Умолять о пощаде (молит) – умалять значение (делать малым);
- Флаг развевается (веет) – ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
- Удариться оземь (о землю) – взошла озимь (озимые);
- Разреженный воздух (редко) – разрядить пушку (разряд);
- Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) – скрипя зубами во сне (скрип);
- Осветить комнату (включить свет) – освятить храм;
- Просвещение (переносное значение слова свет) – посвящение другу (святость);
Подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению проверяемому.
2. НЕпроверяемые гласные в корне.
К сожалению, невозможно вывести никакой алгоритм – основная нагрузка ложится на вашу память. Однако мы можно дать несколько практических советов, облегчающих запоминание трудных слов.
2.1 Совет первый.
Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, моторная. Одни легче всего запоминают зрительный облик слова, у других рука как бы сама выводит слова, третьи в трудный момент «слышат» объяснение учителя. Самый распространенный тип памяти – зрительная. Как приучить ее работать? Советуем выписывать слова, которые надо запомнить, на разноцветных бумажках и вывешивать их в наиболее посещаемых местах вашей квартиры: в прихожей, у зеркала, возле холодильника, над кроватью и т.п. Пишите на каждой бумажке не больше трех-четырех слов, причем гласные выделяйте разноцветными фломастерами. Вы и сами не заметите, как в нужный момент включится подсознание: вы вспомните, что именно это слово висит у вас над письменным столом.
2.2. Совет второй.
Наша память не любит механических действий: список разрозненных, не связанных между собой слов запомнить труднее, чем логически организованную последовательность. Подскажем два способа запоминания: по сходству и по контрасту.
По сходству: президент претендует на кресло в президиуме или вином Грета запивает винегрет (ложное проверочное слово, но ведь для того, чтобы правильно писать, это не суть важно), обаятельный – байки говорит, обоняние – вонь (в обоих случаях проверочное слово этимологически родственное). Можно придумать свою, «веселую» этимологию: иждивенец – «сиди и жди, когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Чем неожиданнее и остроумнее проверка, тем легче она запоминается.
По контрасту: режиссер, но продюсер, импресарио. Деликатный дилетант (Е-И, И-Е).
2.3 Совет третий.
Если вы неплохо владеете иностранным языком, попробуйте вспомнить, например, английское правописание слова оппозиция – opposition.
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова». Следующая тема «Чередующиеся гласные в корне»
Источник
Орфограммы в корне слова – сложная и большая тема. Орфографические ошибки в корне слова – не редкость, поэтому важно помнить все правила. Так, что касается гласных в корне, то основную проблему представляют безударные гласные, которые проверяются ударением, и чередующиеся, правописание которых зависит от разных факторов.
Разберем правописание гласных в корне – ударные, безударные и чередующиеся.
Безударные гласные
1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ. Написание безударных гласных проверяется ударением. Нужно изменить слово так или подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на сомнительный звук: голова – голову – голов; подарить – подарок, синева – синий.
Примечание. Нельзя проверять правописание гласных при помощи глаголов с суффиксами ‑ыва, -ива. Например, слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать. Проверочными словами здесь могут быть: работа, работать.
2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ. Если написание безударного гласного нельзя проверить ударением, то обратитесь к орфографическому словарю (словарное слово, написание этого слова надо запомнить).
Способы проверки:
- Изменение формы слова.
- Подбор однокоренного слова.
- Сложные случаи при проверке гласных.
Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, – это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова (омофоны), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:
- Старожил нашего города (старый житель) – сторожил склад (сторож);
- Вытачка на блузке (тачать) – выточка детали (точит);
- Вытесненный из толпы (тесно) – вытисненный на книге (тиснуть);
- Вышколить ребенка (школа) – вышкалить сосуд (шкалы);
- Умолять о пощаде (молит) – умалять значение (делать малым);
- Флаг развевается (веет) – ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
- Удариться оземь (о землю) – взошла озимь (озимые);
- Разреженный воздух (редко) – разрядить пушку (разряд);
- Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) – скрипя зубами во сне (скрип);
- Осветить комнату (включить свет) – освятить храм;
- Просвещение (переносное значение слова свет) – посвящение другу (святость);
Подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению проверяемому.
НЕпроверяемые гласные в корне
Гласные, которые не ставятся под ударение и не проверяются ни по одному правилу, их написание нужно запомнить, можно проверить по словарю. Например: винегрет, альфонс и т.д.
Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т – кабине́ты – кабине́та – кабине́тный).
В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.
Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н – капита́на – капита́ны – капита́нский).
Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к – у́зел – узелки́).
К сожалению, невозможно вывести никакой алгоритм – основная нагрузка ложится на вашу память. Однако мы можно дать несколько практических советов, облегчающих запоминание трудных слов.
Совет первый.
Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, моторная. Одни легче всего запоминают зрительный облик слова, у других рука как бы сама выводит слова, третьи в трудный момент «слышат» объяснение учителя. Самый распространенный тип памяти – зрительная.
Как приучить ее работать? Советуем выписывать слова, которые надо запомнить, на разноцветных бумажках и вывешивать их в наиболее посещаемых местах вашей квартиры: в прихожей, у зеркала, возле холодильника, над кроватью и т.п.
Пишите на каждой бумажке не больше трех-четырех слов, причем гласные выделяйте разноцветными фломастерами. Вы и сами не заметите, как в нужный момент включится подсознание: вы вспомните, что именно это слово висит у вас над письменным столом.
Совет второй.
Наша память не любит механических действий: список разрозненных, не связанных между собой слов запомнить труднее, чем логически организованную последовательность. Подскажем два способа запоминания: по сходству и по контрасту.
По сходству: президент претендует на кресло в президиуме или вином Грета запивает винегрет (ложное проверочное слово, но ведь для того, чтобы правильно писать, это не суть важно), обаятельный – байки говорит, обоняние – вонь (в обоих случаях проверочное слово этимологически родственное).
Можно придумать свою, «веселую» этимологию: иждивенец – «сиди и жди, когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Чем неожиданнее и остроумнее проверка, тем легче она запоминается.
По контрасту: режиссер, но продюсер, импресарио. Деликатный дилетант (Е‑И, И‑Е).
Совет третий.
Если вы неплохо владеете иностранным языком, попробуйте вспомнить, например, английское правописание слова оппозиция – opposition.
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?
Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей:
Примеры и пояснения к таблице.
- Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР‑, ‑ПИР-/-ПЕР‑, ‑МИР/-МЕР‑, ‑ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ‑, ‑БЛИСТ-/-БЛЕСТ‑, ЖИГ/ЖЕГ, ‑ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).
- Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется – ПЛАВ-.
- Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
- Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
Полная таблица всех случаев чередования.
Самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса.
В таких корнях, как -бир-/-бер‑, ‑пир-/-пер-,-дир-/-дер‑, ‑тир-/ ‑тер‑, ‑жиг-/-жеч‑, ‑блист-/ ‑блест‑, ‑стил-/ ‑стел‑, ‑чит-/-чест‑, ‑мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.
Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг.
То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.
Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.
Так, в русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели.
В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне.
Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.
Практические упражнения
Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»
- В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) препод..вать, пол..гается, упр..щать
2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория
4) пригл..шать, уг..сать, выр..сти
2. В каком ряду во всех словах пропущено И?
1) проб..раться, соед..нение, от..гощать
2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет
3) прив..легированный, пост..лать, изв..нился
4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно
3. В каком ряду во всех словах пишется буква О?
1) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия
2) з..ря, г..лантерея, пок..яние
3) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп
4) укр..щать, предл..жение, зап..нки
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) б..режливый, выб..рем, выб..раем
2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться
3) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять
4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание
5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?
1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед
2) к..сающийся, изл..жение, п..стух
3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать
4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра
6. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) благосл..вить, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение
2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая
3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать
4) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ст..рательно, прик..снуться, кв..танция
2) эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать
3) пре..бладать, п..чать, тор..пясь
4) осл..жненный, м..лькают, м..тодика
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание
2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея
3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный
4) дел..гат, перег..реть, об..зательный
- Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?
1) пригл..шать, уг..сать, выр..сти
2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория
4) препод..вать, пол..гается, упр..щать
- Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) с..мейный, ч..ловечество, оз..рять
2) м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться
3) возвр..щение, согр..вать, л..рический
4) гл..внейший, преод..ление, д..намичный
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) умн..жать, напр..вление, фин..нсист
2) р..альный, ск..зание, м..тинговать
3) м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться
4) мин..ральный, зап..саться, повт..рение
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр..вать, стр..мление, подж..гатель
2) под..рить, хв..стун, просл..вляя
3) переб..решь, к..варный, ст..рона
4) об..яние, прик..снуться, л..скающий
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) в..зти, к..пучий, взр..стить
2) выт..рать, р..гламент, огр..жденный
3) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать
4) пр..зидиум, пож..мать, см..гченный
Тест «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
- В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
- В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна
2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь
3) д..алог, зап..рать, выл..ли
4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий
- В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение
2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться
3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать
4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение
- В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) неприм..римый, кам..ра, ном..р
2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант
3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание
4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки
- Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
1) к..лонна, водор..сли, б..калея
2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард
3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти
4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать
- Из предложений 15-19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.
- Из предложений 1-4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне
(1)Загрязнение – это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители – это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.
- Из предложений 21-24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(21) Беспечность человека – вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…
- Из предложений 4-9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой – богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное – наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.
- Из предложений 6-7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.
(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
Источник