Вытеснение воздуха из сосуда

КОНКУРС “Я ИДУ НА
УРОК”

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (1 ч) 8 КЛАСС

Работа проводится учащимися
самостоятельно под контролем учителя.
Предлагаю результат моей многолетней работы по
подготовке и проведению практических работ в
общеобразовательной школе на уроках химии в 8–9-х
классах:

  • «Получение и свойства
    кислорода»,
  • «Приготовление
    растворов солей с определенной массовой долей
    растворенного вещества»,
  • «Обобщение сведений о
    важнейших классах неорганических соединений»,
  • «Электролитическая
    диссоциация»,
  • «Подгруппа кислорода»
    (см. след. номера газеты «Химия»).

Все они апробированы мною на занятиях. Их
можно использовать при изучении школьного курса
химии как по новой программе О.С.Габриеляна, так и
по программе Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.
Ученический эксперимент – это вид
самостоятельной работы. Эксперимент не только
обогащает учащихся новыми понятиями, умениями,
навыками, но и является способом проверки
истинности приобретенных ими знаний,
способствует более глубокому пониманию
материала, усвоению знаний. Он позволяет более
полно осуществлять принцип вариативности
восприятия окружающего мира, т. к. главная
сущность этого принципа – связь с жизнью, с
будущей практической деятельностью учащихся.

Цели. Уметь получать кислород в
лаборатории и собирать его двумя методами:
вытеснением воздуха и вытеснением воды;
подтвердить опытным путем свойства кислорода;
знать правила техники безопасности.
Оборудование. Металлический штатив с
лапкой, спиртовка, спички, пробирка с
газоотводной трубкой, пробирка, комочек ваты,
пипетка, химический стакан, лучинка,
препаровальная игла (или проволока),
кристаллизатор с водой, две конические колбы с
пробками.
Реактивы. KMnO4 кристаллический (5–6
г), известковая вода Сa(OH)2, древесный уголь,
Fe (стальная проволока или скрепка).

Правила техники безопасности.
Осторожно обращайтесь с химическим
оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в
наклонном положении, по всей длине двумя-тремя
движениями в пламени спиртовки. При нагревании
направляйте отверстие пробирки в сторону от себя
и соседей.

Тушите спиртовку только колпачком (а). Запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (б). Запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (в). Запрещается пробовать вещество на вкус (г). Работу проводить только над столом (д)
Тушите спиртовку только колпачком (а).
Запрещается зажигать одну спиртовку с помощью
другой (б).
Запрещается передавать спиртовку в зажженном
виде (в).
Запрещается пробовать вещество на вкус (г).
Работу проводить только над столом (д)

Предварительно учащиеся получают
домашнее задание, связанное с изучением
содержания предстоящей работы по инструкции,
одновременно используя материалы учебников 8-го
класса авторов О.С.Габриеляна (§ 14, 40) или
Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 19, 20). В тетрадях для
практических работ записывают название темы,
цель, перечисляют оборудование и реактивы,
оформляют таблицу для отчета.

ХОД УРОКА

Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рожденных только
воображением.

М.В.Ломоносов

1. Перманганат калия (КMnO4) поместите в
сухую пробирку. У отверстия пробирки положите
рыхлый комочек ваты.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной
трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).

Рис. 1.
Проверка прибора
на герметичность

(Пояснения учителя, как проверить
прибор на герметичность.) Укрепите прибор в лапке
штатива.

3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не
касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2).

Рис. 2.
Получение из перманганата калия кислорода
и собирание его методом вытеснения воздуха.
Обнаружение кислорода тлеющей лучинкой

4. Подогрейте вещество в пробирке.
(Помните правила техники безопасности.)
5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой
(угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно
собирать методом вытеснения воздуха?
6. Соберите полученный кислород в две колбы для
проведения следующих опытов. Колбы закройте
пробками.
7. Оформите отчет, пользуясь табл. 1, которую
разместите на развороте тетради.

1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку
большим пальцем и переверните ее вверх дном. В
таком положении опустите руку с пробиркой в
кристаллизатор с водой. Подведите к концу
газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из
воды (рис. 3).

Рис. 3.
Прибор для получения кислорода
и собирание его методом вытеснения воды

2. Когда кислород вытеснит воду из
пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из
воды. Почему кислород можно собирать способом
вытеснения воды?
Внимание! Выньте газоотводную трубку из
кристаллизатора, не прекращая нагревать
пробирку с КMnО4. Если этого не сделать, то
воду перебросит в горячую пробирку. Почему?

1. Закрепите уголек на металлической проволоке
(препаровальной игле) и внесите в пламя
спиртовки.
2. Раскаленный уголек опустите в колбу с
кислородом. Что наблюдаете? Дайте объяснение
(рис. 4).

Рис. 4.
Горение угля в кислороде

3. После извлечения несгоревшего угля
из колбы, прилейте в нее 5–6 капель известковой
воды
Са(ОН)2. Что наблюдаете? Дайте объяснение.
4. Оформите отчет о работе в табл. 1.

1. Прикрепите к одному концу стальной проволоки
кусочек спички. Зажгите спичку. Проволоку с
горящей спичкой опустите в колбу с кислородом.
Что наблюдаете? Дайте объяснение (рис. 5).

Рис. 5.
Горение Fe
(стальная проволока)
в кислороде

2. Оформите отчет о работе в табл. 1.

Читайте также:  Виды сосудов малого круга кровообращения

Таблица 1

Выполняемые
операции
(что делали)
Рисунки с
обозначениями исходных и полученных веществ
Наблюдения.
Условия
проведения реакций.
Уравнения реакций
Объяснения
наблюдений. Выводы
Сборка прибора для
получения кислорода. Проверка прибора на
герметичность
   
Получение кислорода
из KMnО4 при нагревании
   
Доказательство
получения кислорода c помощью
тлеющей лучинки
   
Характеристика
физических свойств О2. Собирание О2
двумя методами:
вытеснением воздуха,
вытеснением воды
   
Характеристика
химических свойств О2. Взаимодействие
с простыми веществами:
горение угля, горение железа (стальная проволока,
скрепка)
   

Сделайте
письменный общий вывод о проделанной работе (5
мин).

ВЫВОД. Один из способов получения
кислорода в лаборатории – разложение КMnO4.
Кислород – газ без цвета и запаха, тяжелее
воздуха в 1,103 раза (Mr(O2) = 32, Mr(возд.)
= 29, из чего следует 32/29 1,103),
малорастворим в воде. Вступает в реакции с
простыми веществами, образуя оксиды.

Приведите рабочее место
в порядок (3 мин): разберите прибор, расставьте
посуду и принадлежности на свои места.

Сдайте тетради на
проверку.

Домашнее задание.

Задача. Определите, какое из соединений
железа – Fe2О3 или Fe3О4 –
богаче железом?

Дано:Найти:
Fe2O3,
Fe3O4.
(Fe) в Fe2O3,
‘(Fe) в Fe3O4

Решение

(Х) = nAr(X)/Mr,
где n – число атомов элемента Х в формуле
вещества.

Mr(Fe2O3) = 56•2 + 16•3 = 160,

(Fe) = 56•2/160 = 0,7,
(Fe) = 70%,

Mr (Fe3O4) = 56•3 + 16•4 = 232,
‘(Fe)
= 56•3/232 = 0,724,
‘(Fe) = 72,4%.

Ответ. Fe3O4 богаче железом, чем Fe2O3.

Учитель во время практической работы наблюдает
за правильностью выполнения приемов и операций
учащимися и отмечает в карточке учета умений
(табл. 2).

Таблица 2

Карточка учета умений
Операции практической
работы
Фамилии учащихся
АБВГДЕ
Сборка прибора для получения
кислорода
      
Проверка прибора на
герметичность
      
Укрепление пробирки в лапке
штатива
      
Обращение со спиртовкой      
Нагревание пробирки с KМnО4      
Проверка выделения О2      
Собирание О2 в сосуд
двумя методами:
вытеснением воздуха,
вытеснением воды
      
Сжигание угля      
Сжигание Fe (стальной
проволоки)
      
Kультура выполнения опытов      
Оформление работы в тетради      
Образец отчета о проделанной практической
работе (табл. 1)
Выполняемые операции
(что делали)
Рисунки с
обозначениями исходных и полученных веществ
Наблюдения.
Условия
проведения реакций. Уравнения реакций
Объяснения
наблюдений.
Выводы
Сборка прибора для
получения кислорода.
Проверка прибора на герметичность
Выделяются пузырьки
воздуха
Прибор собран
герметично
Получение кислорода
из KMnO4
при нагревании
При нагревании KMnO4
происходит реакция:

О2 получают в
лаборатории разложением KMnO4 при нагревании
Доказательство
получения кислорода при помощи
тлеющей лучинки
Тлеющая лучинка
(уголь) ярко загорается
в О2
Полученный газ О2
поддерживает горение
Характеристика
физических свойств О2. Собирание О2
двумя методами:
вытеснением воздуха (а),
вытеснением воды (б)
Kислород вытесняет
воздух и воду из сосудов
Kислород – газ без
цвета и запаха,
немного тяжелее воздуха, поэтому
его собирают в сосуд, поставленный на дно.
Kислород малорастворим в воде
Характеристика
химических свойств О2. Взаимодействие с
простыми веществами: горение угля (a), горение
железа (стальная проволока, скрепка, стружка) (б)
Раскаленный уголек
ярко горит в О2:

Известковая вода мутнеет, т. к.
образуется нерастворимый в воде осадок СaСО3:
СО2 + Са(ОН)2
СaСО3 + H2O.
Железо горит ярким пламенем в кислороде:

О2
взаимодействует
с простыми
веществами – металлами и неметаллами.
Образование осадка белого цвета подтверждает
наличие в колбе СО2 

О.М.БЫКОВА,
учитель химии
Красноярской средней школы № 2
(с. Красный Яр, Астраханская обл.)

Источник

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ
УЧИТЕЛЮ

Демонстрационный эксперимент и многие
практические работы основаны на использовании
простых химических приборов. Кроме знакомства с
химическими превращениями веществ, учащиеся
должны разобраться в физической сущности того,
что происходит, и уметь по рисунку прибора
объяснить суть происходящего: что куда движется
и что где происходит.

Один из приборов в кабинете химии – газометр.
На рис. 1 изображен газометр, наполненный газом.
Это может быть кислород, как указано на рисунке,
углекислый газ или просто воздух. Краны 1 и 2
в этот момент закрыты. Газ в соответствии с
законом Паскаля оказывает давление на стенки
сосуда и воду. Открываем кран 1, столб воды из
воронки оказывает давление на газ, поджимая его,
но т.к. внутреннее давление газа и давление воды
уравновешены, ничего не происходит. Открываем
кран 2, газ устремляется в выходное отверстие
(скорость потока регулируется осторожным
поворотом крана). Давление внутри сосуда падает
– и вода из воронки поступает в газометр. После
закрытия крана 2 отбор газа прекращается,
уровень воды устанавливается на более высокой
отметке, т.к. наступает новое равновесие сил. Для
прекращения давления воды перекрывается кран 1.

Читайте также:  Истечение жидкости из закрытого сосуда
Рис. 1.
Отбор газа (кислорода) из газометра

Второй прибор, сходный с газометром, –
аппарат Киппа (рис. 2). В этом приборе можно
получать водород из цинка и соляной кислоты (см.
рис. 2), сероводород из сернистого железа,
углекислый газ из мрамора. В позиции а прибор
находится в рабочем состоянии, кран открыт.
Крепкий раствор соляной кислоты устремляется в
нижнюю часть прибора, заполняет его и смачивает
металлический цинк, лежащий на медной сетке. Цинк
растворяется в кислоте, реагирует с ней,
образующийся водород устремляется в среднюю
сферу прибора, вытесняет воздух, смешиваясь с
ним. Поэтому выходящий газ надо проверить на
чистоту. Распределение физических сил в приборе
показано на рис. 2 при помощи стрелок.

Рис. 2.
Работа аппарата Киппа:
а – начало работы; б – остановка

Закрываем кран. Водород продолжает
образовываться, его количество увеличивается.
Поскольку выход газу перекрыт, внутри сферы
увеличивается давление. Оно и выдавливает
кислоту из средней сферы до тех пор, пока кислота
перестанет покрывать поверхность цинка.
Химическая реакция прекращается (смоченный
кислотой цинк продолжает некоторое время
реагировать с ней). Внутреннее давление в
приборе, создаваемое водородом, и давление,
создаваемое гидравлическим затвором,
уравновешиваются.

Рассмотрим методы собирания газов. На рис. 3
показано, как собирать газ методом вытеснения
воздуха. Если газ токсичный, эта операция
проводится в вытяжном шкафу. Газы, которые
тяжелее воздуха, – СО2, О2, HCl, SO2,
поступая в банку или химический стакан,
вытесняют воздух.

Рис. 3.
Собирание тяжелых газов
методом вытеснения воздуха

При изучении углекислого газа: его
физических свойств и неспособности поддерживать
горение органических веществ – демонстрируется
занимательный опыт гашения горящей на воздухе
парафиновой свечи (рис. 4). Углекислый газ, как
более тяжелый, под действием силы тяжести
опускается вниз. Он заполняет емкость и
вытесняет воздух, который в ней содержится. Свеча
в атмосфере углекислого газа гаснет.

Рис. 4.
Переливание углекислого газа
из сосуда в сосуд и гашение
пламени свечи

Прибор, изображенный на рис. 5, учащиеся
собирают на практической работе «Получение
кислорода и изучение его свойств». Этот прибор
иллюстрирует метод собирания газа путем
вытеснения воздуха (физическое обоснование
понятия «относительная плотность»).

Рис. 5.
Получение и собирание кислорода

Другой способ собирания газов связан с
вытеснением воды из сосуда. Таким путем можно
собирать газы, мало растворяющиеся в воде, в
частности оксид азота(II) (рис. 6). Газ из реактора 1
поступает в газоотводную трубку 2,
подведенную под перевернутый вверх дном цилиндр 3.
Проходя через толщу воды, газ собирается в зоне
дна цилиндра. Под давлением газа вода
выталкивается из цилиндра.

Если газ плохо растворяется в воде, то этим
газом мож

Рис. 6.
Получение оксида азота(II) и
собирание его методом вытеснения воды

но насыщать воду, как показано на рис. 7.
В таком приборе можно получать хлор (см. рис. 7) или
сернистый газ, добавляя к кристаллам сульфита
натрия концентрированную серную кислоту. Газ,
получаемый в колбе Вюрца, поступает в
газоотводную трубку, концом погруженную в воду.
Частично газ растворяется в воде, частично
заполняет пространство над водой, вытесняя
воздух.

Рис. 7.
Получение хлора и его поглощение водой

Если газ хорошо растворяется в воде, то
его нельзя собирать методом вытеснения воды. На
рис. 8 и 9 показано, как собирают хлороводород и
аммиак методом вытеснения воздуха. На тех же рис.
8 и 9
(cм. c. 22) изображено растворение газов при
погружении пробирок с HCl и NH3 отверстием в
воду.

Рис. 8.
Собирание хлороводорода (а)
и растворение его в воде (б)
Рис. 9.
Собирание аммиака (а)
и растворение его в воде (б)

Если насыщать хлороводородом из
пробирки (с реагентами) с газоотводной трубкой,
опущенной в воду (рис. 10), то первые порции газа
мгновенно растворяются в воде. В 1 л воды
растворяется около 500 л хлороводорода,
следовательно, поступающий газ не создает
избыточного давления. На рис. 10 отмечено
последовательное изменение давления газа pвнутр
в реакционной пробирке по отношению к
атмосферному давлению pатм. Давление
внутри прибора становится меньше внешнего
давления, и вода стремительно заполняет
газоотводную трубку и сам прибор. Кроме того, что
эксперимент испорчен, еще и пробирка может
треснуть.

Читайте также:  Разрыв внутренних сосудов в кишечнике
Рис. 10.
В таком приборе нельзя растворять газы
HCl и NH3, а SO2 и Сl2 – можно

При изучении химических свойств
металлического натрия (рис. 11) важно не только
наблюдать его поведение в реакции с водой, но и
объяснять наблюдаемые явления. Первое
наблюдение – натрий остается на поверхности
воды, следовательно, его плотность меньше
единицы (плотность воды). Второе наблюдение –
натрий «мечется» по воде по причине
отталкивающего действия выделяющегося газа.
Третье наблюдение – натрий плавится и
превращается в шарик. Реакция взаимодействия
натрия с водой – экзотермическая. Выделяющейся
теплоты достаточно, чтобы расплавить натрий,
следовательно, он – легкоплавкий металл.
Четвертое наблюдение – реакция сопровождается
вспышками, следовательно, теплоты реакции
достаточно и для самовозгорания натрия, и для
микровзрыва водорода. Если реакцию проводить в
узком пространстве (в пробирке), да еще и с
крупным кусочком натрия, то взрыва водорода не
избежать. Чтобы не было взрыва, реакцию проводят
в кристаллизаторе или в большом по диаметру
химическом стакане и с использованием
маленького кусочка натрия.

Рис. 11.
Растворение
металлического натрия
в воде

Необходимо уделить большое внимание
правилу растворения концентрированной серной
кислоты в воде (рис. 12). Кислота, как более тяжелая
жидкость, устремляется на дно круглодонной
колбы. Все остальное показано на рис. 12.

Рис. 12.
Растворение серной кислоты в воде

Формированию физико-химического
мышления способствует изучение кислорода (как в
начальном курсе химии, так и в курсе органической
химии). Речь идет об использовании кислорода и
ацетилена при сварке и автогенной резке металла
(рис. 13). При сварке высокотемпературное пламя
горящего в кислороде ацетилена (до 2500 °С)
направляется на металлический провод и
свариваемое место. Металл плавится, получается
шов. При автогенной резке пламя подплавляет
металл, а избыток кислорода его выжигает.

Рис. 13.
Сварка и резка металлов

Не в каждом кабинете химии имеется
кремний как простое вещество. Проверим его на
электропроводность при помощи простейшего
прибора: щуп с упругими удлиненными железными
концами, лампочка (смонтированная на подставке),
и электропровод с вилкой (рис. 14). Лампочка
светится, но не ярко – видно, что кремний
проводит электрический ток, но оказывает ему
значительное сопротивление.

Рис. 14.
Исследование электропроводности кремния
(простого вещества)

Химический элемент кремний – аналог
углерода, но радиус его атомов больше, чем радиус
атомов углерода. Кремний, как простое вещество,
имеет такую же (как алмаз) кристаллическую
решетку (атомную) с тетраэдрической
направленностью химических связей. В алмазе
ковалентные связи прочные, он не проводит
электрический ток. В кремнии, как показывает даже
грубый эксперимент, какая-то часть электронных
пар распаривается, что обусловливает некоторую
электропроводность вещества. Кроме того, кремний
разогревается (у некоторых учащихся есть
возможность в этом убедиться), что тоже
свидетельствует о сопротивлении вещества
электрическому току.

С большим интересом учащиеся наблюдают за
исследованием физических и химических свойств
бензола (рис. 15). К небольшому количеству воды
приливаем слой бензола толщиной ~2 мм (см. рис. 15,
а
). Видно, что две бесцветные жидкости не
смешиваются. Интенсивным встряхиванием
перемешиваем эту расслоенную смесь, получаем
«седую» эмульсию. Фиксируем пробирку в
вертикальном положении. Учащиеся наблюдают
постепенное расслоение бензола и воды, причем
сначала прозрачным становится нижний уровень
содержимого, и через непродолжительное время
получаем исходное распределение. Молекулы воды
легче молекул бензола, но ее плотность несколько
больше. Взаимодействие между неполярными
молекулами бензола и полярными молекулами воды
незначительное, очень слабое, поэтому большая
часть бензола выталкивается на поверхность воды
(см. рис. 15, б).

Рис. 15.
Исследование поведения
двух несмешивающихся жидкостей:
а – бензол, вода; б – бензол, бромная вода

Теперь приливаем бензол к нескольким
миллилитрам бромной воды (небольшой
интенсивности окрашивания) (см. рис. 15, б).
Жидкости не смешиваются. Интенсивно
перемешиваем содержимое пробирки и даем
возможность системе отстояться. Бром, прежде
растворенный в воде, экстрагируется в слой
бензола, что видно по изменению окраски и
увеличению ее интенсивности.

К содержимому пробирки прильем несколько
миллилитров слабого раствора щелочи
(см. рис. 15, б). Бром вступает в реакцию со
щелочью. Слой бензола обесцвечивается, а
образовавшиеся неорганические вещества и вода
переходят в нижний (водный) слой.

В данной статье мы ограничились примерами,
которые иллюстрируют не просто связь
преподавания химии с физикой, а компенсируют
недостаток учебников, в которых названные
физические явления, как правило, не находят
отражения.

Е.Г.Шмуклер,
заслуженный учитель Украины
(г. Славута, Украина)

Источник