Задачи на сообщающиеся сосуды по физике для 7 класса

Задачи на сообщающиеся сосуды по физике для 7 класса thumbnail

План-конспект открытого урока по физике в 7А классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
  • Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Развивающие:

  • Развивать умения применять полученные знания на практике;
  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
  •  воспитывать коммуникативную культуру;
  • создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1

Организационный момент.

3

Рассказ учителя

2

Актуализация знаний.

22

Индивидуальные карточки, фронтальный опрос, индивидуальное задание, задание у доски.

3

Изучение нового материала.

25

Беседа. Записи на доске. Проведение эксперимента. Презентация на проекторе. Обсуждение результатов.

Выводы.

4

Физическая пауза.

3

Делаем зарядку для глаз. Слушаем релаксирующую музыку.

5

Развитие знаний при решении задач.

18

Решение задач.

6

Подведение итогов.

3

Выделение главного учителем. Выставление оценок за работу на уроке.

7

Домашнее задание.

1

Запись на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 (Поприветствовать класс, отметить отсутствующих, рассказать план урока)

План урока сегодня такой: проверяем д/з, изучаем новый учебный материал, учимся решать задачи по новой теме.

  1. Актуализация знаний.

Домой вам было задано повторить п.33-38. Проверим как вы выполнили Д/з.

  1. Выдать индивидуальные карточки на повторение материала (3-4 человека)
  2. Задание у доски (1-2 человека) – вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
  3. Провести фронтальный опрос по пройденному ранее материалу.

Остальные будут отвечать на мои вопросы:

– способы уменьшения давления (увеличивают площадь – шире колеса, гусеничный ход, фундамент зданий, широкие лямки рюкзака, лыжи, шпалы);

– способы увеличения давления (уменьшение площади – заточка инструментов, в природе – шипы, острый клюв, когти и зубы);

– чем вызвано давление газа (ударами молекул о станки сосуда);

– что происходит с газом при уменьшении объема (число ударов о стенки сосуда возрастет и давление увеличится);

– как зависит давление газа от температуры (увеличивается с увеличением температуры);

– почему сжатые газы содержат в специальных баллонах (т.к. при сжатии газа давление возрастает, что очень опасно, следовательно, баллоны должны быть очень прочные);

– сформулируйте Закон Паскаля (давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях);

– как показать на опыте, что давление внутри жидкости на разных уровнях разное (стеклянная колба с резиновой пленкой);

– почему во многих случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом (из-за маленькой плотности газов);

– от каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда (от плотности и от высоты столба жидкости);

– зависит ли давление жидкости на дно сосуда от формы сосуда, от площади поверхности (нет, нет).

  1. Проверяем правильность вывода формул у доски.
  1. Доклад учащегося на тему «Блез Паскаль. Биография и интересные факты жизни».
  2. Проверка карточек: 1 вариант (а, а, а, б, г, г) 

                                   2 вариант (в, б, г, в, в, а)

(Вопросы с ошибками предложить разобрать классу.)  

  1. Изучение нового материала

А теперь приступим к НУМ.

Объявить тему урока. (Запись в тетрадях – число и тема урока)

  1. Сообщающие сосуды (определение, эксперименты)

 Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. Как вы думаете, что это такое?

Записываем: «Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части.»

Сообщающиеся сосуды мы встречаем в нашей жизни ежедневно. Попробуйте привести примеры (чайник, кофейник, лейка)

Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется XI в (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.                        

С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем вот такие сообщающие сосуды (показываю). Наливаем воду и смотрим, что происходит (вода в обоих сосудах установилась на одном уровне).  Возьмем теперь сообщающиеся сосуды разных форм и тоже нальем воду. Что вы заметили? (Вода тоже установилась во всех сосудах на одном уровне) Какой же вывод мы можем сделать?

Записываем: «Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне».

Докажем это с помощью формул:

Вывод формулы для случая с однородными жидкостями:                            

                                    p1= ρgh1          p2= ρgh2  

                                                                 ρgh1= ρgh2

                                                h1= h2

Ответим на вопросы: Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.) При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.  

Читайте также:  Магний в бляшках сосудов

 А как вы думаете, что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Проверим это теоретически:

                                    p1= ρ1gh1          p2= ρ2 gh2  

                                                                 ρ1gh1= ρ2gh2

                                             ρ1h1= ρ2h2

Следовательно, высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Записываем: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.

  1. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.

Где же применяются сообщающиеся сосуды?

       Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; гидравлическом прессе; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации; действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов.

Еще один пример использования сообщающихся сосудов, это фонтаны. На них мы остановимся поподробнее.

В России существует единственный в мире комплекс фонтанов, который работает на принципе сообщающихся сосудов. Есть идеи, что это за фонтаны? Подсказка – эти фонтаны были созданы по распоряжению Петра 1. Это фонтаны в Петергофе. (Презентация1)

Рассмотрим для начала принцип действия фонтана (слайд2) Если уровень жидкости в обоих сосудах одинаковый, то фонтан бить не будет. Струя фонтана возникает под напором (давлением), который можно создать, если изменить уровень жидкости в одном из сосудов.

      В современных фонтанах для создания давления на входе в трубы используются в большинстве случаев насосы (Слайд3). А в фонтанах Петергофа используется, как я уже говорила, принцип сообщающихся сосудов. Здесь нет ни насосов, ни сложных водонапорных сооружений. (Слайд4)

         Петр не случайно выбрал именно это место для строительства загородной резиденции – Петергофа. (Слайд5) Обследуя местность вблизи Финского залива, он обнаружил множество водоемов и ключей, бьющихся из-под земли. По этим ключам можно было установить, что где-то неподалеку есть источник воды, расположенный выше уровня местности. Такой источник действительно был найден на Ропшинских высотах, расположенных на 100 м выше уровня моря.

         Под руководством русского мастера Василия Туволкова в течение лета 1721 года были построены канал и другие водоводы, по ним из водоемов Ропшинских высот вода самотеком пошла в накопительные бассейны Верхнего сада Петродворца, объединив все озёра и ручьи. Здесь (в Верхнем саду) можно было уже устроить небольшие по высоте струи-фонтаны. А вот в Нижнем парке, на 16 метров ниже Верхнего сада, вода по трубам из накопительных бассейнов по принципу сообщающихся сосудов взмывает вверх множеством высоких струй в фонтанах парка. Далее она по прямому Морскому каналу, обрамленному множеством фонтанов, стекает в Финский залив.

У фонтанов есть свои секреты:

1. (Слайд6) Денег на возведение фонтанов в Петергофе потратили действительно немало, а вот энергии эти сооружения не расходуют совсем. Каждый фонтан в парке тратит 1000 литров в секунду, а в целом за день уходит до 8 млн литров воды. Однако, чтобы фонтан заработал, необходимо лишь с помощью вентиля открыть задвижку. При этом никакого постороннего звука от шумных моторов и механизмов вы не услышите, ведь их тут действительно нет.

2. (Слайд7) Под фонтанами находится огромное количество труб – маленьких и больших. Кстати, во времена Петра Великого не существовало прочных труб, их заменяли полые деревья, а чистить их приходилось изнутри очень худым детям. На ночь все фонтаны останавливают с помощью всё того же вентиля, а к утру всё вновь готово к полноценной работе. Зимой фонтаны не работают, а вода течёт задуманным ещё при Петре обходным путём через речку Шинкарка.

3. (Слайд8) Петергоф также известен своими фонтанами-шутками. По легенде, которую рассказывают экскурсоводы туристам, если наступить на один из камней, фонтан сразу же заработает. После рассказа все тут же спешат это проверить сами и тотчас попадают под брызги. Но никто из посетителей не замечает, что рядом с фонтаном сидит неприметный дяденька и держится за палку, которая со стороны похожа на трость. На самом деле именно он руководит процессом поступления воды. Рядом ещё с одним фонтаном находится будка с окошечком, в которой тоже сидит специальный человек. Такие невидимые сотрудники Петергофа несут свою вахту около каждого фонтана-шутки.

          Многие уверены, что шикарные фонтаны дворцового комплекса работают на насосах. Однако из-за дороговизны такого процесса даже фонтаны во французском королевском дворце Версале включают только на 2 часа 2 раза в неделю. А в России, благодаря гениальной задумке Петра I и точному расчету русского инженера Туволкова, тысячи российских и иностранных туристов могут наслаждаться великолепием этих фонтанов ежедневно в течение всего лета.

На этом теоретическая часть нового материала закончена, приступим к практике, т.е. к решению задач.

  1. Развитие знаний при решении задач.

 Физическая пауза.  Прежде, чем приступить к решению задач, проведем “Гимнастику для глаз”.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  3. Закроем глаза, откинемся на спинку стула и послушаем музыку – 1 минуту. (Включить релаксирующую музыку)
Читайте также:  Артерии это сосуды стенки которых трехслойные

Задача1: (Презентация2)

 Какую высоту должен иметь столб нефти, чтобы уравновесить в сообщающихся сосудах столб ртути высотой 16см?

Дано:

hрт = 16см = 0,16м

ρрт = 13600 кг/м3

ρн = 800 кг/м3

Найти:

hн – ?

Решение:

Запишем формулу для давления:

Р = ρgh

По условию задачи Ррт = Рн, или ρрт ghрт = ρнghн, отсюда

hн = (ρртhрт) / ρн

hн = 2,7м

Ответ: hн = 2,7м

Задача2: №26.22 (Задачник, стр. 130) Прочитаем условие задачи. Предложить учащимся выйти у доске и решить задачу.

Решение: Уровни ртути будут совпадать, если давление столба воды и столба керосина одинаково:  pв = pк, т.к.  давление определяется по формуле:

p = ρ · g · h  ,

то ρв · g · h в = ρк · g · h к. Отсюда находим h к = ρв · g · h в/ ρк · g, производя математическое действие, получим: h к = ρв· h в/ ρк :  

h к = ρв· h в/ ρк = 1000 кг/м3 ·0,2м /800 кг/м3  =  0,25м=25см                              

Ответ: 25см

 Задача2: 26.7  

В сосуде с керосином уровень будет больше, т.к. плотность керосина меньше плотности воды.

Задача3: №26.23 (Задачник) ?

  1. Итоги урока.

Сегодня мы с вами изучили сообщающиеся сосуды. Что вы запомнили из урока? Что такое сообщающиеся сосуда? Какой будет уровень в сообщающихся сосудах при однородных жидкостях? При неоднородных жидкостях? Где используется принцип сообщающихся сосудов?

Выставляются оценки за работу на уроке, оценки озвучиваются.

  1. Домашнее задание. 

Запишите пожалуйста домашнее задание. На доске: п. 39, зад. 26.2, 26.13 (задачник)

Урок закончен. До свидания!

Источник

Задания

ЕГЭ по теме: «Движение тела по вертикали».

А1.В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел позже всех достигнет дна трубки при их свободном падении с одной высоты?

1) Дробинка. 2) Пробка.

3) Птичье перо. 4)Все три тела достигнут дна трубки одновременно.

А2. Камень, брошенный вертикально вверх с поверхности Земли со скоростью 20 м/с, упал обратно на Землю. (Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.) Камень находился в полете примерно

1) 1 с 2) 2 с 3) 4 с 4) 8 с

А3 Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. (Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.) Чему равно время полета тела до точки максимального подъема?

1) 0,5 с 2) 1 с 3) 1,5 с 4) 2 с

А4 Тело свободно падает с некоторой высоты с начальной скоростью, равной нулю. Время, за которое тело пройдет путь L, прямо пропорционально

1) L2 2) 1/L 3) L 4)

А5. От высокой скалы откололся и стал свободно падать камень. Какую скорость он будет иметь через 3с от начала падения?hello_html_1cfb3a94.png

1) 30 м/с. 2) 10 м/с. 3) 3 м/с. 4) 2 м/с.

А6.Стрела пущена вертикально вверх. Проекция ее скорости на вертикальное направление меняется со временем согласно графику на рисунке. В какой момент времени стрела достигла максимальной высоты?

1) 1,5 с. 2) 3 с. 3) 4,5 с. 4) 6 с.

А7. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Чему равен модуль скорости тела через 0,5с после начала движения? (Сопротивление воздуха можно не учитывать.)

1) 5 м/с 2) 10 м/с 3) 15 м/с 4) 20 м/с

А8. С крыши с интервалом времени в 1с падают одна за другой две капли. Через 2 с после начала падения второй капли расстояние между каплями станет равным

1)5м 2) 10м 3)15м 4) 20м 5) 25м

А9. С вертолета, находящегося на высоте 30 м, упал камень. Если вертолет при это опускался со скоростью 5 м/с, то камень достиг земли через

1) 2,4с 2) 2,2с 3) 2,0с 4) 1,8с 5) 1,6с.

А10. Если мяч, брошенный вертикально вверх, упал на землю через 3 с, то величина скорости мяча в момент падения равна

1)5м/с 2) 10м/с 3) 15м/с 4) 20м/с 5) 30м/с

А11. Мяч брошен вертикально вверх из точки, находящейся на высоте h. Если известно, что за время движения мяч пролетел путь Зh, то модуль его начальной скорости равен

1) 2) 3) 4) 5)

А12. Если за последнюю секунду свободно падающее без начальной скорости тело пролетело 3/4 всего пути, то полное время падения тела равно

1)1,5с 2) 2,0с 3)2,5с 4) 3,0с 5) 3,5с

А13. Камень свободно падает без начальной скорости. Последние 5 м камень пролетел за 1 секунду. В момент удара о Землю камень обладал скоростью, равной

1) 5 м/с 2) 10м/с 3) 15 м/с 4) 20 м/с 5) 25 м/с

А14. Камень свободно падает без начальной скорости. Третий метр своего пути камень пролетит за

1) 0,09с 2) 0,14с 3) 0,19с 4) 0,24 с 5) 0,29 с

А15. Вертикально вверх подбросили шарик. На одной и той же высоте шарик побывал дважды; через 1,5 с и через 3,5 с после начала движения. Начальная скорость шарика равна

1) 5 м/с 2) 10 м/с 3) 20 м/с 4) 25 м/с 5) 30м/с

А16. Сосулька, упав с края крыши, долетела до земли за 3,0 с. Путь сосульки приблизительно равен

1) 12 м 2) 24 м 3) 30 м 4) 45 м

А17. Тело начинает падать с высоты h с начальной скоростью, равной нулю. Через 2 с тело оказывается на высоте h/2. Найдите высоту h, пренебрегая силой сопротивления воздуха.

Читайте также:  Видно сосуд на задней стенке горла

1) 39,2 м 2) 45,4 м 3) 50,2 м 4) 60,8 м

А18. Тело бросили вертикально вверх с поверхности земли с начальной скоростью 20 м/с. На какую высоту поднимется тело?

1) 10,4 м 2) 15,2 м 3) 18,6 м 4) 20,4 м

А19. Камень брошен с башни с начальной скоростью 8 м/с в горизонтальном направлении. Его скорость станет по модулю равной 10 м/с спустя

1)0,6 с 2) 0,7 с 3)0,8 с 4) 0,9 с 5) 1,0 с

А20. Камень бросили с башни высотой 20 м в горизонтальном направлении. Он упал на землю на расстоянии 30 м от основания башни. Начальная скорость камня

1)6,7 м/с 2) 12,0 м/с 3) 13,4 м/с 4) 15 м/с 5) 20 м/с

А21. Камень брошен в горизонтальном направлении. Через 3 с вектор скорости относительно горизонтальной поверхности Земли составил угол 30°. Начальная скорость камня равна

1) 48 м/с 2) 52 м/с 3) 56 м/с 4) 60 м/с 5) 62 м/с

А22. Самолет летит с грузом к месту назначения на высоте 405 м над песчаной местностью с горизонтальным профилем со скоростью 130 м/с. Чтобы груз попал в намеченное место на земле (силой сопротивления движению пренебрегаем), летчик должен освободить его от крепежа, не долетев до цели

1) 0,41 км 2) 0,53 км 3) 0,81 км 4) 0,95 км 5) 1,17 км

А23. Дальность полета тела, брошенного в горизонтальном направлении со скоростью υ0 = 15 м/с, равна высоте, с которой тело было брошено, и равна

1)15м 2) 18 м 3)30м 4) 36 м 5) 45 м

А24. Тело брошено горизонтально с высоты H = 20 м. Если траектория его движения описывается уравнением у = 20 — 0,05х2, то скорость, с которой было брошено тело, равна

I) 60м/с 2)10м/с 3)5м/с 4) 2м/с 5) 1м/с

А25. Мяч брошен с начальной скоростью 20 м/с. Дальность полёта мяча при угле бросания в 30° равна

1) 30 м 2) 35 м 3) 40 м 4) 45 м 5) 50 м.hello_html_10946d37.png

А26. Шарик, брошенный под углом α = 30° к горизонту со скоростью 10 м/с (см. рис.), поднимался до верхней точки А траектории движения в течение …

1) 0,1 с 2) 0,25с 3) 0,5 с 4) 1сhello_html_m171c3983.png

А27. Шарик брошен под углом к горизонту так, как представлено на рисунке. В точке А его скорость равна …

1) 3 м/с 2) 4 м/с 3) 5 м/с 4) 7 м/с

А28. Мяч брошен с начальной скоростью V0 = 30 м/с. Время всего полета мяча при угле бросания 45° равно

1) 1,2с 2) 2,1с 3)3,0с 4) 4,3 с 5) 6,3 с

А29. Двое играют в мяч, бросая его под углом α = 60° к горизонту. Мяч находится в полете t=2с. При этом расстояние, на котором находятся играющие, равно

1)9,5м 2) 10,0м 3) 10,5 м 4) 11,0м 5) 11,5 м

А30. Мяч бросили с начальной скоростью 22 м/с под углом 60° к горизонту. Скорость мяча будет направлена под углом 45° к горизонту дважды за время полета. В первый раз это случится через

1)0,5с 2) 0,6с 3)0,7с 4) 0,8 с 5) 0,9с

А31. Мяч бросили с начальной скоростью 22 м/с под углом 60°. к горизонту. Скорость мяча будет направлена под углом 45° к горизонту дважды во время полета. Во второй раз это случится через

1) 2,4 с 2) 2,6 с 3) 2,8 с 4) 3,0 с 5) 3,2 с

А32. Мяч бросили с начальной скоростью 20 м/с под углом 60° к горизонту. Скорость мяча будет направлена под углом 45° к горизонту на высоте H, равной

1)8м 2) 9м 3)10м 4) 11 м 5) 12 м

А33. Мяч бросили с начальной скоростью 20 м/с под углом 60° к горизонту. Скорость мяча будет направлена под углом 45° к горизонту дважды за время полета. В первый раз это произойдет над точкой поверхности Земли, удаленной от места броска на расстоянии, равном

I) 6,1 м 2) 6,4 м 3) 6,7 м 4) 7,0 м 5) 7,3 м

Часть В

1. Мяч бросили с горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту. Минимальная скорость мяча во время полета была равна 6м/с, а максимальная — 12м/с. На какую максимальную высоту поднялся мяч? Ответ округлите до десятых долей.

2. Мяч бросили с горизонтальной поверхности земли под углом к горизонту. Минимальная скорость мяча во время полета была равна: 7м/с, а максимальная — 10м/с. Через какой промежуток времени мяч упадет на землю? Ответ округлите до десятых.

3.Через какое время после выстрела стрела, пущенная вертикально вверх со скоростью 12 м/с, первый раз оказывается на высоте 4 м? Ответ округлить до десятых.

4.Через какое время после выстрела стрела, пущенная вертикально вверх со скоростью 12 м/с, второй раз оказывается на высоте 4 м? Ответ округлить до десятых, считая g = 10 м/с2.

5.Стрела, пущенная вертикально вниз с обрыва высотой 30 м со скоростью 5 м/с достигает воды. Чему равно время полета стрелы?

6.Стрела, пущенная вертикально вверх со скоростью 12 м/с, два раза оказывается на высоте 4 м. Каков промежуток времени между двумя этими событиями? Ответ округлить до десятых.

Источник