Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Задачи на тему сообщающиеся сосуды thumbnail

План-конспект открытого урока по физике в 7А классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
  • Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Развивающие:

  • Развивать умения применять полученные знания на практике;
  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
  •  воспитывать коммуникативную культуру;
  • создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1

Организационный момент.

3

Рассказ учителя

2

Актуализация знаний.

22

Индивидуальные карточки, фронтальный опрос, индивидуальное задание, задание у доски.

3

Изучение нового материала.

25

Беседа. Записи на доске. Проведение эксперимента. Презентация на проекторе. Обсуждение результатов.

Выводы.

4

Физическая пауза.

3

Делаем зарядку для глаз. Слушаем релаксирующую музыку.

5

Развитие знаний при решении задач.

18

Решение задач.

6

Подведение итогов.

3

Выделение главного учителем. Выставление оценок за работу на уроке.

7

Домашнее задание.

1

Запись на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 (Поприветствовать класс, отметить отсутствующих, рассказать план урока)

План урока сегодня такой: проверяем д/з, изучаем новый учебный материал, учимся решать задачи по новой теме.

  1. Актуализация знаний.

Домой вам было задано повторить п.33-38. Проверим как вы выполнили Д/з.

  1. Выдать индивидуальные карточки на повторение материала (3-4 человека)
  2. Задание у доски (1-2 человека) – вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
  3. Провести фронтальный опрос по пройденному ранее материалу.

Остальные будут отвечать на мои вопросы:

– способы уменьшения давления (увеличивают площадь – шире колеса, гусеничный ход, фундамент зданий, широкие лямки рюкзака, лыжи, шпалы);

– способы увеличения давления (уменьшение площади – заточка инструментов, в природе – шипы, острый клюв, когти и зубы);

– чем вызвано давление газа (ударами молекул о станки сосуда);

– что происходит с газом при уменьшении объема (число ударов о стенки сосуда возрастет и давление увеличится);

– как зависит давление газа от температуры (увеличивается с увеличением температуры);

– почему сжатые газы содержат в специальных баллонах (т.к. при сжатии газа давление возрастает, что очень опасно, следовательно, баллоны должны быть очень прочные);

– сформулируйте Закон Паскаля (давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях);

– как показать на опыте, что давление внутри жидкости на разных уровнях разное (стеклянная колба с резиновой пленкой);

– почему во многих случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом (из-за маленькой плотности газов);

– от каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда (от плотности и от высоты столба жидкости);

– зависит ли давление жидкости на дно сосуда от формы сосуда, от площади поверхности (нет, нет).

  1. Проверяем правильность вывода формул у доски.
  1. Доклад учащегося на тему «Блез Паскаль. Биография и интересные факты жизни».
  2. Проверка карточек: 1 вариант (а, а, а, б, г, г) 

                                   2 вариант (в, б, г, в, в, а)

(Вопросы с ошибками предложить разобрать классу.)  

  1. Изучение нового материала

А теперь приступим к НУМ.

Объявить тему урока. (Запись в тетрадях – число и тема урока)

  1. Сообщающие сосуды (определение, эксперименты)

 Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. Как вы думаете, что это такое?

Записываем: «Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части.»

Сообщающиеся сосуды мы встречаем в нашей жизни ежедневно. Попробуйте привести примеры (чайник, кофейник, лейка)

Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется XI в (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.                        

С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем вот такие сообщающие сосуды (показываю). Наливаем воду и смотрим, что происходит (вода в обоих сосудах установилась на одном уровне).  Возьмем теперь сообщающиеся сосуды разных форм и тоже нальем воду. Что вы заметили? (Вода тоже установилась во всех сосудах на одном уровне) Какой же вывод мы можем сделать?

Записываем: «Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне».

Докажем это с помощью формул:

Вывод формулы для случая с однородными жидкостями:                            

                                    p1= ρgh1          p2= ρgh2  

Читайте также:  Сосуд для чая турция

                                                                 ρgh1= ρgh2

                                                h1= h2

Ответим на вопросы: Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.) При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.  

 А как вы думаете, что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Проверим это теоретически:

                                    p1= ρ1gh1          p2= ρ2 gh2  

                                                                 ρ1gh1= ρ2gh2

                                             ρ1h1= ρ2h2

Следовательно, высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Записываем: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.

  1. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.

Где же применяются сообщающиеся сосуды?

       Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; гидравлическом прессе; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации; действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов.

Еще один пример использования сообщающихся сосудов, это фонтаны. На них мы остановимся поподробнее.

В России существует единственный в мире комплекс фонтанов, который работает на принципе сообщающихся сосудов. Есть идеи, что это за фонтаны? Подсказка – эти фонтаны были созданы по распоряжению Петра 1. Это фонтаны в Петергофе. (Презентация1)

Рассмотрим для начала принцип действия фонтана (слайд2) Если уровень жидкости в обоих сосудах одинаковый, то фонтан бить не будет. Струя фонтана возникает под напором (давлением), который можно создать, если изменить уровень жидкости в одном из сосудов.

      В современных фонтанах для создания давления на входе в трубы используются в большинстве случаев насосы (Слайд3). А в фонтанах Петергофа используется, как я уже говорила, принцип сообщающихся сосудов. Здесь нет ни насосов, ни сложных водонапорных сооружений. (Слайд4)

         Петр не случайно выбрал именно это место для строительства загородной резиденции – Петергофа. (Слайд5) Обследуя местность вблизи Финского залива, он обнаружил множество водоемов и ключей, бьющихся из-под земли. По этим ключам можно было установить, что где-то неподалеку есть источник воды, расположенный выше уровня местности. Такой источник действительно был найден на Ропшинских высотах, расположенных на 100 м выше уровня моря.

         Под руководством русского мастера Василия Туволкова в течение лета 1721 года были построены канал и другие водоводы, по ним из водоемов Ропшинских высот вода самотеком пошла в накопительные бассейны Верхнего сада Петродворца, объединив все озёра и ручьи. Здесь (в Верхнем саду) можно было уже устроить небольшие по высоте струи-фонтаны. А вот в Нижнем парке, на 16 метров ниже Верхнего сада, вода по трубам из накопительных бассейнов по принципу сообщающихся сосудов взмывает вверх множеством высоких струй в фонтанах парка. Далее она по прямому Морскому каналу, обрамленному множеством фонтанов, стекает в Финский залив.

У фонтанов есть свои секреты:

1. (Слайд6) Денег на возведение фонтанов в Петергофе потратили действительно немало, а вот энергии эти сооружения не расходуют совсем. Каждый фонтан в парке тратит 1000 литров в секунду, а в целом за день уходит до 8 млн литров воды. Однако, чтобы фонтан заработал, необходимо лишь с помощью вентиля открыть задвижку. При этом никакого постороннего звука от шумных моторов и механизмов вы не услышите, ведь их тут действительно нет.

2. (Слайд7) Под фонтанами находится огромное количество труб – маленьких и больших. Кстати, во времена Петра Великого не существовало прочных труб, их заменяли полые деревья, а чистить их приходилось изнутри очень худым детям. На ночь все фонтаны останавливают с помощью всё того же вентиля, а к утру всё вновь готово к полноценной работе. Зимой фонтаны не работают, а вода течёт задуманным ещё при Петре обходным путём через речку Шинкарка.

Читайте также:  Что такое спадение сосудов

3. (Слайд8) Петергоф также известен своими фонтанами-шутками. По легенде, которую рассказывают экскурсоводы туристам, если наступить на один из камней, фонтан сразу же заработает. После рассказа все тут же спешат это проверить сами и тотчас попадают под брызги. Но никто из посетителей не замечает, что рядом с фонтаном сидит неприметный дяденька и держится за палку, которая со стороны похожа на трость. На самом деле именно он руководит процессом поступления воды. Рядом ещё с одним фонтаном находится будка с окошечком, в которой тоже сидит специальный человек. Такие невидимые сотрудники Петергофа несут свою вахту около каждого фонтана-шутки.

          Многие уверены, что шикарные фонтаны дворцового комплекса работают на насосах. Однако из-за дороговизны такого процесса даже фонтаны во французском королевском дворце Версале включают только на 2 часа 2 раза в неделю. А в России, благодаря гениальной задумке Петра I и точному расчету русского инженера Туволкова, тысячи российских и иностранных туристов могут наслаждаться великолепием этих фонтанов ежедневно в течение всего лета.

На этом теоретическая часть нового материала закончена, приступим к практике, т.е. к решению задач.

  1. Развитие знаний при решении задач.

 Физическая пауза.  Прежде, чем приступить к решению задач, проведем “Гимнастику для глаз”.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  3. Закроем глаза, откинемся на спинку стула и послушаем музыку – 1 минуту. (Включить релаксирующую музыку)

Задача1: (Презентация2)

 Какую высоту должен иметь столб нефти, чтобы уравновесить в сообщающихся сосудах столб ртути высотой 16см?

Дано:

hрт = 16см = 0,16м

ρрт = 13600 кг/м3

ρн = 800 кг/м3

Найти:

hн – ?

Решение:

Запишем формулу для давления:

Р = ρgh

По условию задачи Ррт = Рн, или ρрт ghрт = ρнghн, отсюда

hн = (ρртhрт) / ρн

hн = 2,7м

Ответ: hн = 2,7м

Задача2: №26.22 (Задачник, стр. 130) Прочитаем условие задачи. Предложить учащимся выйти у доске и решить задачу.

Решение: Уровни ртути будут совпадать, если давление столба воды и столба керосина одинаково:  pв = pк, т.к.  давление определяется по формуле:

p = ρ · g · h  ,

то ρв · g · h в = ρк · g · h к. Отсюда находим h к = ρв · g · h в/ ρк · g, производя математическое действие, получим: h к = ρв· h в/ ρк :  

h к = ρв· h в/ ρк = 1000 кг/м3 ·0,2м /800 кг/м3  =  0,25м=25см                              

Ответ: 25см

 Задача2: 26.7  

В сосуде с керосином уровень будет больше, т.к. плотность керосина меньше плотности воды.

Задача3: №26.23 (Задачник) ?

  1. Итоги урока.

Сегодня мы с вами изучили сообщающиеся сосуды. Что вы запомнили из урока? Что такое сообщающиеся сосуда? Какой будет уровень в сообщающихся сосудах при однородных жидкостях? При неоднородных жидкостях? Где используется принцип сообщающихся сосудов?

Выставляются оценки за работу на уроке, оценки озвучиваются.

  1. Домашнее задание. 

Запишите пожалуйста домашнее задание. На доске: п. 39, зад. 26.2, 26.13 (задачник)

Урок закончен. До свидания!

Источник

Урок №51 Дата____________

Тема урока: Решение задач по теме «Сообщающие сосуды»

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Цели урока:

  • Развивающая: развитие аналитического чтения с целью глубокого осмысления содержания задачи с последующей записью её краткого условия; развитие логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей;

  • Обучающая: формирование умений решать комбинированные задачи по теме «Сообщающие сосуды».

  • Воспитательная: формирование умения выслушивать до конца и понять собеседника.

Оборудование и источники информации:

1. Исаченкова, Л.А. Физика: учеб. пособие для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с рус.яз. обучения / Л.А. Исаченкова, Ю.Д. Лещинский; под ред. Л.А.Исаченковой. Минск: Народная асвета, 2017.-с.114-118.

2.Сборник задач по физике. 7 класс: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус.яз. обучения / Ю.И.Гладков [и др.]. Минск: Аверсэв, 2016.-с.121-130.

3.Проектор,ЭСО «Наглядная физика. Введение».

Структура урока:

  • Организационный момент-1 мин.

  • Актуализация знаний-5 мин.

  • Основной этап урока-26 мин.

  • Физкультминутка-1 мин.

  • Закрепление знаний и умений-8 мин.

  • Рефлексия-2 мин.

  • Информация о домашнем задании- 2 мин.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте! Садитесь.

Выявляем готовность класса к уроку. Проверяем выполнение домашнего задания, отвечаем на вопросы учащихся по домашнему заданию.

2.Актуализация знаний.

Актуализация знаний проводится в процессе диалога.

Используя модель «Двухкамерный шлюз» ЭСО «Наглядная физика. Введение», объясняем практическое применение закономерности, установленной для сообщающихся сосудов.

Подводя итоги первого этапа, ещё раз подчеркиваем, что уровни однородной жидкости в открытых покоящихся сосудах одинаковые.

3.Основной этап урока.

Читайте также:  Водка как лекарство для сосудов

Решение задач в приложении 1.

Переходим к решению расчётных задач.

Задача №443 (Сб.)

В вертикальные открытые цилиндрические сообщающиеся сосуды, площади поперечных сечений которых различаются в n=4 раза, налита вода. Определите массу воды в широком сосуде, если вес воды в узком сосуде Р1=1,5 Н.

Задача упр.14 №3 (уч.)

Давление воды в кране водопроводной трубы, проходящей по дачному участку, p=200 кПа. Определите высоту от уровня крана до поверхности воды в баке водонапорной башни.

Задача № 448 (Сб.)

В две сообщающиеся цилиндрические трубки с разными диаметрами налита ртуть. В широкую трубку площадью поперечного сечения S=8,0см2 опустили деревянный брусок массой m=272 г. Определите разность уровней ртути в трубках.

4.Физкультминутка.

Раз, два, три , четыре,

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево,

Всё мы делаем умело

Одну ногу поднимаем,

Этим площадь уменьшаем.

А давление растёт,

Прыгнем – вовсе пропадёт!

5.Закрепление знаний и умений.

Закрепление производим с помощью решения расчётной задачи.

Решение задачи в приложении 1.

Поверхность воды в водонапорной башне находится на h=40 м выше кухонного водопроводного крана. Определите давление воды в кране. Коэффициент g примите равным 10 .

6.Рефлексия.

Побуждаем учащихся к рефлексии.

На сколько % продвинулись в решении аналитических задач?

Учащиеся отвечают на вопрос рефлексии.

7.Информация о домашнем задании.

§32. Упр.14, №4-5

Источник

Сообщающиеся сосуды

Подробности

Просмотров: 458

Что такое сообщающиеся сосуды?
– это сосуды, имеющие между собой сообщение, заполняемое жидкостью.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Пример сообщающихся сосудов – обыкновенный чайник!
А как же выглядят уровни жидкости внутри чайника?

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Уровень воды в носике чайника и уровень воды в основном объеме чайника всегда одинаковы.
Теперь вы легко сможете отличить “правильный” чайник от “неправильного” чайника.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Есть ли смысл делать чайник с носиком, который заканчивается значительно ниже корпуса чайника? Лучше уж наоборот, тогда при любом заполнении чайника из носика ничего не выльется!

В сосуде с жидкостью верхние слои жидкости давят на нижние, и по закону Паскаля это давление передается жидкостью по всем направлениям одинаково.
Поэтому при равновесии жидкости (в состоянии покоя) давление на любом горизонтальном уровне одинаково по всем направлениям.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Давление жидкости пропорционально высоте столба жидкости и плотности жидкости.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Основное свойство сообщающихся сосудов:
В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне, если давление воздуха над ними одинаково.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Усложним задачу для сообщающихся сосудов!
Если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а в другой – жидкость другой плотности, то уровни этих жидкостей в сосудах не будут одинаковыми.
При равенстве давлений над жидкостями высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностьью.

Задачи на тему сообщающиеся сосудыЗадачи на тему сообщающиеся сосуды

В сообщающихся сосудах высоты столбов над уровнем раздела двух разнородных жидкостей обратно пропорциональны плотностям жидкостей.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Еще в Древней Греции жрецы сумели использовать свойства сообщающихся сосудов для устройства “неиссякаемой” священной чаши.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Позднее основное свойство сообщающихся сосудов, открытое заново в 16 веке, стали использовать в различных технических устройствах.
Так по принципу действия сообщающихся сосудов работает водомерное стекло парового котла.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Сообщающиеся сосуды используют и при устройстве фонтанов.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Например, в пригороде Санкт-Петербурга, в Петергофском парке еще со времен Петра Первого есть интересный фонтан-шутиха.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

В основу шлюзовой системы для прохода судов также заложены знания о работе сообщающихся сосудов.
В России первые шлюзы на реках были обустроены с 18 века.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

И современные водопроводные системы представляют собой разветвленную сеть сообщающихся сосудов.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

А вот в Древнем Риме, к сожалению, почему-то о свойствах сообщающихся сосудов не знали и построили водопровод на высоких акведуках, трубам на которых на всем пути, а он составлял более 400 километров, придавался уклон.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Утонет ли лодка?

Один рыбак для хранения живой рыбы сделал в своей лодке ящик с отверстием в дне. Не потонет ли лодка, если спустить ее на воду?

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

Нет! Ящик и вода в реке представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в ящик, не дойдет до края лодки и будет на таком же уровне, как и вода в реке.

А как ведет себя жидкость в невесомости?

1. Интересно, что под воздействием силы поверхностного натяжения, которая стремится уменьшить площадь поверхности жидкости, вода в невесомости собирается в шар.

Задачи на тему сообщающиеся сосуды

2. Так как закон Паскаля в невесомости выполняется, то и поршневой насос, и гидравлическая машина в невесомости будут работать, как на Земле.

3. А вот закон сообщающихся сосудов в невесомости не работает, т.е. столб жидкости в условиях невесомости давления не оказывает, поэтому уровни жидкости в сообщающихся сосудах могут быть разными и зависят от действия случайных сил.

Источник