Задачи по его про цилиндрические сосуды

Задачи по его про цилиндрические сосуды thumbnail

В
заданиях ЕГЭ по математике встречаются задачи, в которых речь идёт о
погружении детали в жидкость или о переливании жидкости из одного сосуда
в другой.

Вопросы
в условии связаны с нахождением объёма погружаемого в жидкость тела или
с нахождением какого-либо параметра сосуда. Форма сосуда может быть
различной: цилиндр, призма.

Что необходимо понимать?

Если
жидкость залита в цилиндрический сосуд, то она принимает форму
цилиндра. Если она залита в имеющий форму призмы, то соответственно
принимает форму призмы. Это означает, что формулы для объёмов цилиндра и
призмы работают и для объёмов жидкостей помещённых в такие сосуды.

Формула объёма (цилиндра и призмы):

Если
жидкость перливается в аналогичный сосуд с меньшим основанием, уровень
(высота) жидкости увеличивается; если в сосуд с большим основанием, то
уровень жидкости уменьшается.

Рекомендации!

В
задачах на погружение детали в жидкость следует найти объём полученный
после её погружения, далее найти разность объёмов до и после (если
данные в условии это позволяют). Можно такие задачи решать и другим
способом, используя закон Архимеда. Примеры рассмотрены ниже.

В
задачах, где идёт речь о переливании жидкости в другой сосуд (с
уменьшенной или увеличенной площадью основания) помните о том, что сам
объём жидкости остаётся неизменным. Вы можете выразить его через площадь
основания и высоту (S1 и H1) одного сосуда и площадь основания и высоту (S2 и H2) другого сосуда, далее полученные выражения приравнять.

При
дальнейших преобразованиях получите отношение соответствующих величин –
либо площадей оснований, их рёбер, либо высот. Пример такой задачи
рассмотрен ниже в статье.

В цилиндрический сосуд налили 5000 см3
воды. Уровень жидкости оказался равным 40 см. В воду полностью
погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 15 см.
Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3.

Мы знаем, что объём цилиндра равна произведению площади основания на высоту:

В
жидкость погружаем деталь. Её уровень поднимается. Для того, чтобы
вычислить объём детали необходимо из полученного объёма (полученного
после погружения детали) вычесть объём жидкости, который был изначально.

Высота это есть уровень жидкости.

Итак, из имеющихся данных можем найти площадь основания:

Основание
цилиндра у нас величина неизменная, но изменилась высота жидкости (при
погружении детали) на 15 сантиметров, то есть она стала  

40 +15 = 55 см.

Найдём полученный объём:

Теперь можем вычислить объём детали:  6875 – 5000 = 1875 см3

Можно решать подобные задачи более рациональным способом.

По закону Архимеда объем детали равен объему вытесненной ею жидкости. Объем вытесненной жидкости равен 15/45  исходного объема:

Ответ: 1875

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 2500 см3 воды
и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде
поднялся с отметки 20 см до отметки 24 см. Чему равен объем детали?
Ответ выразите в см3.

Принцип решения тот же самый, что и в предыдущей задаче.

Мы знаем, что объём призмы равен произведению площади основания на высоту:

В
жидкость погружаем деталь. Её уровень поднимается. Для того, чтобы
вычислить объём детали необходимо из полученного объёма (полученного
после погружения детали) вычесть объём жидкости, который был изначально.

Из имеющихся данных можем найти площадь основания призмы:

Основание призмы  не изменилось, но изменилась высота жидкости (при погружении детали)  она стала 24см.

Найдём полученный объём:

Теперь можем вычислить объём детали:  3000 – 2500 = 500 см3

Второй способ:

По закону Архимеда объем детали равен объему вытесненной ею жидкости. Объем вытесненной жидкости равен 4/20  исходного объема:

Ответ: 500

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

В
сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили воду.
Уровень воды достигает 250 см. На какой высоте будет находиться уровень
воды, если ее перелить в другой такой же сосуд, у которого сторона
основания в 5 раз больше, чем у первого? Ответ выразите в см.

В
подобных задачах с переливаниями жидкости следует помнить, что объём её
остаётся прежним (он не изменен – куда бы её не перелили).

Объем
жидкости в данном случае это объём правильной  треугольной призмы  (в
её основании лежит правильный треугольник). Он равен произведению 
площади основания призмы на высоту:

Суть
дальнейших действий сводится к тому, что мы можем выразить объёмы
жидкостей в двух призмах: первой и второй (основание которой в 4 раза
больше), а затем приравнять полученные выражения, в итоге после
преобразований получим отношение двух высот.

Естественно, что высота жидкости уменьшится, если увеличить площадь основания.

Обозначим исходную высоту жидкости Н1, полученную после переливания Н2.

Найдём площадь основания призмы, обозначив его сторону как а. Площадь правильного треугольника равна:

Читайте также:  Сосуды и аппараты стальные сварные общие технические требования

Таким образом, объём залитой жидкости  в первую призму равен:

Площадь основания второй призмы равна:

Объём залитой жидкости  во вторую призму равен:

Найдём отношение высот:

Таким образом, при том же объёме жидкости её высота уменьшится в 25 раз и будет равна 10.

Или можно сказать так:

При увеличении стороны основания а в 5 раз уровень воды уменьшится в 25 раз.

Ответ: 10

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

В
цилиндрический сосуд, в котором находится 14 литров воды, опущена
деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся в 1,1 раза. Чему
равен объем детали? Ответ выразите в литрах.

Объём цилиндра равна произведению площади его основания на высоту:

Жидкость в сосуде имеет цилиндрическую объёмную форму.

Уровень
жидкости поднялся в 1,1 раза – означает, что высота цилиндра
увеличилась в 1,1 раза. Исходя из формулы объёма цилиндра понятно, что
при увеличении высоты в 1,1 раза влечёт за собой увеличение объёма также
в 1,1 раза (так как зависимость величин  прямопропорциональная).

Это означает, что после погружения детали объём будет равен 14∙1,1 = 15,4 литра.

Таким образом, объём детали будет равен: 15,4 – 14 = 1.4 литра.

Ответ: 1,4

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

Если ход решения сразу не увидели, ставьте вопрос – что можно найти исходя из условия?

Например,
если дан начальный объём и высота жидкости (в сосуде формы призмы или
цилиндра), то мы можем найти площадь основания. Затем, зная площадь
основания и высоту жидкости после погружения детали мы можем найти
полученный объём.

Далее
найти разницу между объёмами не составит труда  (это относится к первым
двум задачам). В последней задаче для решения  требуется немного
логики.

Источник

Решение №1

  • Давайте посчитаем объём жидкости в первом сосуде: (V = pi r^2 times 16)
  • Посчитаем тот же объём во втором сосуде, предположив, что там вода поднялась на h: (V=pi left(2rright)^2times h=4pi r^2times h)
  • Так как переливали один и тот же объём воды, объёмы, вычисленные выше в обоих сосудах, равны. То есть:
    (begin{eqnarray} pi r^2times 16 &=& 4pi r^2times h \ 16 &=& 4h \ h &=& 4 end{eqnarray})

Таким образом, высота воды во втором сосуде равна 4 см.

Задачи по его про цилиндрические сосуды

Решение №2

Объем цилиндрического сосуда выражается через его диаметр и высоту как:

(V=Hfrac{pi d^2}{4})

При увеличении диаметра сосуда в 2 раза высота равного объёма жидкости уменьшится в 4 раза и станет равна 4. 

Ответ: 4

Задачи по его про цилиндрические сосуды

ЕГЭ-Центр «Пять с плюсом» основан в 2008 году. С основания и по настоящий момент Центр возглавляет Елизавета Владимировна Глазова, мать пятерых детей, профессиональный педагог и преподаватель русского языка и литературы.

– Oбразование как Стиль Жизни

Присылайте свои колонки
и предложения

У вас есть интересная новость
или материал из сферы образования
или популярной науки?
Расскажите нам!

© 2014-2020 Newtonew. 12+

Просветительский медиа-проект об образовании,
посвящённый самым актуальным и полезным
концепциям, теориям и методикам, технологиям
и исследованиям, продуктам и сервисам. Мы
говорим о том, как развиваются и изменяются
образование и наука.
Копирование материалов возможно только
с разрешения редакции Newtonew.

Мы используем файлы cookie для улучшения пользовательского опыта. Подробнее вы можете посмотреть в нашем пользовательском соглашении.

Источник

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока: Урок открытия и первичного закрепления знаний.

Цель урока: получить выражение для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда; проверка качества знаний учащихся при решении задач.

Задачи урока:

  • Предметные: углубить и закрепить знания о давлении жидкости.
  • Метапредметные: продолжить развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.
  • Личностные: способствовать формированию научного мировоззрения, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, содействовать формированию самостоятельности, воспитанию интереса к предмету.
Читайте также:  Гимнастика для сосудов профессора ху сяофэя

Оборудование к уроку: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, два стакана с водой, цилиндрические сосуды с основаниями различной площади, деревянный брусок, камень, два одинаковые пластмассовые груза, широкий сосуд, аквариум, удочка, каточки с заданиями, учебник по физике.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Взаимопроверка в парах по вопросам. Слайд 1

  1. Чем отличается процесс передачи давления в жидкости и газе от передачи давления твёрдыми телами? (давление твёрдыми телами передаётся в направлении действия силы, в жидкости и газе по всем направлениям одинаково)
  2. Сформулируйте закон Паскаля. (давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях)
  3. Мальчик выдувает мыльные пузыри. Почему они принимают форму шара? (они приобретают форму шара, так как давление в газе, согласно закону Паскаля передаётся одинаково по всем направлениям)
  4. От чего зависит давление газа? (от объёма, массы и температуры газа)
  5. Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков? (Закон Паскаля)
  6. Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов? (давление взрыва в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям, и от этого животные могут погибнуть)
  7. Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах? (с глубиной давление увеличивается; пловец испытывает боль в ушах, так как вода с большой силой давит на барабанные перепонки)

3. Открытие нового знания. Слайд 2

В три сосуда с одинаковой площадью дна, стоящие на столе, налили воды до одного уровня

1) В каком сосуде масса воды больше? Меньше?

2) Одинаковым ли будет давление воды на дно сосудов?

Рисунок 1

Вы уверены? Как рассчитать давление жидкости на дно сосуда? (Затруднение).

  • Какая цель нашего урока? (Узнать, как рассчитать давление жидкости на дно сосуда)
  • Какая тема урока? (Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда) Слайд 3

Учащиеся записывают тему к себе в тетрадь.

Попытаемся вывести формулу для расчёта этого давления. Но какую же форму сосуда нам надо выбрать для расчёта нашей формулы? Я предлагаю взять форму прямоугольного параллелепипеда.

Для того чтобы упростить вывод формулы для расчета давления на дно и стенки сосуда, удобнее всего использовать сосуд в форме прямоугольного параллелепипеда (Рис. 2).

Рисунок 2

Рис. 2. Сосуд для расчета давления жидкости

Площадь дна этого сосуда – S, его высота – h. Предположим, что сосуд наполнен

жидкостью на всю высоту h. Чтобы определить давление на дно, нужно силу,

действующую на дно, разделить на площадь дна. В нашем случае сила – это вес жидкости P, находящейся в сосуде

Поскольку жидкость в сосуде неподвижна, ее вес равен силе тяжести, которую можно вычислить, если известна масса жидкости m.

= mg

Напомним, что символом g обозначено ускорение свободного падения.

Для того чтобы найти массу жидкости, необходимо знать ее плотность ρ и объем V

m = ρV

Объем жидкости в сосуде мы получим, умножив площадь дна на высоту сосуда

V = Sh

Эти величины изначально известны. Если их по очереди подставить в приведенные выше формулы, то для вычисления давления получим следующее выражение:

В этом выражении числитель и знаменатель содержат одну и ту же величину S – площадь дна сосуда. Если на нее сократить, получится искомая формула для расчета давления жидкости на дно сосуда:

p = ρgh

Итак, для нахождения давления необходимо умножить плотность жидкости на величину ускорения свободного падения и высоту столба жидкости.

Полученная выше формула называется формулой гидростатического давления. Согласно этой формуле гидростатическое давление не зависит от формы сосуда, в котором находится жидкость и от площади его сечения. Оно зависит от высоты столба жидкости и от плотности жидкости.

Возвратимся к нашему вопросу: Одинаковым ли будет давление воды на дно сосудов? (одинаковым)

Данная формула позволяет найти давление на дно сосуда. А как рассчитать давление на боковые стенки сосуда? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что на прошлом уроке мы установили, что давление на одном и том же уровне одинаково во всех направлениях. Это значит, давление в любой точке жидкости на заданной глубине h может быть найдено по той же формуле.

Возвратимся к нашему вопросу: Одинаковым ли будет давление воды на дно сосудов?

4. Физминутка (под медленную, спокойную мелодию)

Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем (гимнастика проводится под спокойную музыку).

Читайте также:  Сварка сосудов для масла

– Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

– А какой физический закон лежит в основе дыхательной гимнастики, как он называется? (в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля)

5. Закрепление материала.

 Решение задач.

а) Проведение игры «рыбалка»

Качественные задачи:

  1. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю или в литровую бутылку? (в литровую бутылку)
  2. Какие из жидкостей: вода или керосин оказывает меньшее давление на дно сосудов одной формы, если объёмы жидкостей одинаковы? (керосин)
  3. Как изменится давление воды на дно доверху наполненного стакана, если в воду опустить камень? (не изменится)
  4. В цилиндрический сосуд, частично наполненный водой, опустили деревянный брусок. Как изменится давление воды на дно сосуда? (увечится)
  5. Два одинаковых предмета были опущены в цилиндрические сосуды с основаниями различной площади. В цилиндрических сосудах уровень воды до погружения предмета одинаков. В каком сосуде гидростатическое давление больше? (в сосуде меньшей площади)

Ответы на задачи подтверждаются опытами.

б) Расчётные задачи:

  1. упр. 17(2)
  2. Определите высоту столба керосина, который оказывает давление на дно сосуда равное 8 кПа. Слайд 4

Самостоятельная работа по решению задачи упр.17(1) по рядам?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведём итоги.

Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке, что узнали?

Мне очень важно, с каким настроением вы уходите с урока. Поэтому я прошу вас заполнить лист самоанализа, который находится столах у каждого из вас.

Лист самоанализа (нужное подчеркнуть)

Чувствую вдохновение, подавленность .

Интересно, неинтересно.

Не устал(ла), устал(ла).

Доволен(довольна), недоволен(недовольна).

Вызвало затруднения(перечислить)…

7. Домашнее задание. Слайд 5

п. 40, упр.17(3), задания на с.118

Источник


Ïîäãîòîâêà ê îëèìïèàäå


8 êëàññ

11.
 íèæíåé ïîëîâèíå ñôåðè÷åñêîé ÷àñòè êîëáû íàõîäèòñÿ âîäà, à â âåðõíåé –
ìàñëî. Ñ êàêîé ñèëîé ìàñëî äåéñòâóåò íà âîäó, åñëè ìàññà ìàñëà
m
= 400 ã? Àòìîñôåðíîå äàâëåíèå íå ó÷èòûâàéòå.

ðåøåíèå


12.

Îïðåäåëèòå òåìïåðàòóðó âîäû â ñîñóäå, åñëè â íåãî íàëèëè îäíó êðóæêó
âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t
1
= 40 îÑ, ÷åòûðå êðóæêè âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t
2
= 30 îÑ è ïÿòü êðóæåê âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t
3
= 20 îÑ. Ïîòåðè òåïëîòû íå ó÷èòûâàòü.

ðåøåíèå


13.

Òî÷å÷íûé ïðåäìåò ðàñïîëîæåí ïîñåðåäèíå ìåæäó îïòè÷åñêèì öåíòðîì è
ãëàâíûì ôîêóñîì ñîáèðàþùåé ëèíçû. Ïîñòðîéòå èçîáðàæåíèå ïðåäìåòà è
äîêàæèòå, ÷òî îíî íàõîäèòñÿ â ôîêàëüíîé ïëîñêîñòè ëèíçû.

ðåøåíèå


14.

 ñîñóä íàëèòà âîäà, à ñâåðõó íåå êåðîñèí. Ïëàñòìàññîâûé øàðèê ïëàâàåò
òàê, ÷òî â âîäó ïîãðóæåíî 60 % åãî îáúåìà, à â êåðîñèí – 30 %. Êàêàÿ
÷àñòü îáúåìà øàðèêà áóäåò íàõîäèòüñÿ â âîçäóõå, åñëè åãî îïóñòèòü â
ñîñóä òîëüêî ñ îäíèì òîëüêî êåðîñèíîì? Ïëîòíîñòü âîäû
rî = 1 ã/ñì3, êåðîñèíà
r
= 0,8 ã/ñì3.

ðåøåíèå


15.

Îïðåäåëèòü òåìïåðàòóðó âîäû â ñîñóäå, åñëè â íåãî íàëèëè
n
1
êðóæåê âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t
1,
n2
êðóæåê âîäû ïðè òåìïåðàòóðå
t
2
è n3
êðóæåê ïðè òåìïåðàòóðå
t
3.
Ïîòåðè òåïëîòû íå ó÷èòûâàòü.

ðåøåíèå


16.

 ïàðèêìàõåðñêîé íà ïðîòèâîïîëîæíûõ ñòåíàõ íàïðîòèâ äðóã äðóãà íàõîäÿòñÿ
äâà ïàðàëëåëüíûõ ïëîñêèõ çåðêàëà. ×åëîâåê ñìîòðèò â îäíî èç íèõ.
Îïðåäåëèòå ðàññòîÿíèå
l

ìåæäó äâóìÿ ñîñåäíèìè èçîáðàæåíèÿìè ëèöà ÷åëîâåêà â ýòîì çåðêàëå.
Ðàññòîÿíèå ìåæäó çåðêàëàìè 4 ì.

ðåøåíèå


17
.
Æåëåçíûé øàðèê (r
= 7800 êã/ì3) ðàäèóñîì
R

= 10 ñì, íàãðåòûé äî òåìïåðàòóðû t1 = 500 îÑ,
ïîëîæèëè íà ëåä, òåìïåðàòóðà êîòîðîãî t2 = 0 îÑ.
Íà êàêóþ ãëóáèíó ïîãðóçèòñÿ øàðèê â ëåä? Òåïëîïðîâîäíîñòüþ øàðèêà è
íàãðåâàíèåì âîäû ïðåíåáðå÷ü. Ñ÷èòàòü, ÷òî øàðèê ïîãðóçèëñÿ â ëåä
ïîëíîñòüþ. Óäåëüíàÿ òåïëîåìêîñòü æåëåçà 460 Äæ/êã×îÑ,
óäåëüíàÿ òåïëîòà ïëàâëåíèÿ ëüäà 3,3×105
Äæ/êã, ïëîòíîñòü ëüäà 900 êã/ì3.

ðåøåíèå


18.

Âïëîòíóþ ê ïðîòèâîïîëîæíûì ñòåíêàì ïðÿìîóãîëüíîãî ñòåêëÿííîãî ñîñóäà
âñòàâëåíû äâå ìåòàëëè÷åñêèå ïëàñòèíêè, èõ ðàçìåðû îäèíàêîâû è ðàâíû
ðàçìåðàì ñîîòâåòñòâóþùèõ ñòåíîê ñîñóäà. Ïëàñòèíû ïîäêëþ÷åíû ê èñòî÷íèêó
ïîñòîÿííîãî íàïðÿæåíèÿ U = 4,5 B. Â ñîñóä íàëèâàþò ïîäêèñëåííóþ
âîäó. Îïðåäåëèòå ìàññó âîäû, åæåñåêóíäíî íàëèâàåìîé â ñîñóä, åñëè ñèëà
òîêà â öåïè ñî âðåìåíåì èçìåíÿåòñÿ òàê, êàê ïîêàçàíî íà ãðàôèêå.
Ðàññòîÿíèå ìåæäó ïëàñòèíàìè
l

= 25 ñì, ïëîòíîñòü âîäû
D

= 1 ã/ñì3, åå óäåëüíîå ñîïðîòèâëåíèå
r
= 7,2×10-4 Îì×ì.

ðåøåíèå


19.

Íà ãîðèçîíòàëüíîì äíå çàïîëíåííîãî âîäîé ñîñóäà ëåæèò êðóãëàÿ ïëàñòèíêà.
Âîäà ïîä íåå íå ïðîíèêàåò. Êàêóþ ìèíèìàëüíóþ ñèëó íóæíî ïðèëîæèòü ê
ïëàñòèíêå, ÷òîáû îòîðâàòü åå îò äíà ñîñóäà, åñëè ìàññà ïëàñòèíêè m,
åå ðàäèóñ R, âûñîòà ñòîëáà âîäû h, åå ïëîòíîñòü
r,
àòìîñôåðíîå äàâëåíèå po?

ðåøåíèå

20.
 öèëèíäðè÷åñêîì ñîñóäå ñ âîäîé ïëàâàåò äîùå÷êà, íà êîòîðîé íàõîäèòñÿ
æåëåçíûé êóá. Íà ñêîëüêî èçìåíèòñÿ óðîâåíü âîäû â ñîñóäå, êîãäà êóá,
óïàâ ñ äîùå÷êè, áóäåò íàõîäèòüñÿ íà äíå ñîñóäà? Ïëîùàäü äíà ñîñóäà,
äëèíà ðåáðà êóáà, ïëîòíîñòü âîäû, ïëîòíîñòü æåëåçà ñîîòâåòñòâåííî ðàâíû
S, a,
rî,
ræ.
ðåøåíèå

<<<ïðåäûäóùàÿ äåñÿòêà                                                
 ñëåäóþùàÿ äåñÿòêà >>>

Источник