Задачи расчет давления на дно и стенки сосуда 7 класс задачи

Задачи расчет давления на дно и стенки сосуда 7 класс задачи thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Технологическая карта урока

Учитель: Зубкова Людмила Ивановна

Учебный предмет: физика.

Класс: 7

Тема урока: «Расчёт давления на дно и стенки сосуда».

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления в жидкости от высоты столба жидкости и её плотности, а также деятельность по первичному закреплению полученных знаний, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Задачи урока:

  • Получение новых знаний о давлении на основе имеющихся (давление твёрдого тела и давление газа). В ходе выполнения эксперимента установить зависимость давления жидкости от высоты и плотности жидкости.

  • Развитие речевых навыков, способностей к анализу, умение делать вывод. Способность к точному измерению, вычислению.

  • Продолжить формирование умения решать качественные задачи.

  • Развитие умения работать в группе, выслушивать товарищей, уважать мнение других, стремление к познанию мира.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование урока:

Демонстрационное и лабораторное оборудование:1) сосуд с отверстиями на разной высоте; 2)поддон для воды; 3) стакан с водой; 4) стакан с маслом; 5) колбы; 6) мензурки.

Технические средства обучения:

1) компьютер 2) мультимедийный проектор; 3 ) презентация по теме урока; 4) рабочая карта урока.

Демонстрации на уроке:

  1. Напор жидкости на разных уровнях;

  2. Зависимость давления жидкости от плотности жидкости.

Фронтальный эксперимент:

1. Зависимость давления жидкости на дно сосуда от его площади.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие учащихся.

Вовлечение учащихся в деятельность. Комментирует, что

на партах учащихся лежат рабочая карта урока, в которой представлены виды деятельности на уроке, критерии выставления оценок, таблица плотностей, тетради, лабораторное оборудование для фронтального эксперимента.

Словесные методы

Личностные. Познавательные

2. Актуализация опорных знаний.

Предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный ранее, выполняя физический диктант. (презентация. слайд № 1)

Отвечают на вопросы физического диктанта.

В соответствии с критериями оценивают себя; выставляют оценку за физический диктант в рабочую карту урока.

Физический диктант

Познавательные и регулятивные.

3.Мотивационный этап.

Организует беседу, выдвигая учебную проблему.

1. Вы уже знаете, что твердые тела, жидкости и газы оказывают давление.

От чего зависит давление твердых тел?

2. От чего зависит давление газов?

3. Знаете, что внутри жидкости существует давление. Как оно изменяется с глубиной?

4. Известно ли вам от чего зависит давление жидкости ?

Нужно ли знать людям, чему равно давление на разных глубинах, на дно и стенки сосуда? (Выслушает ответы)

Просит выдвинуть предположение о теме урока .

5.Что значит «рассчитать» давление?

6. Что необходимо знать, чтобы выполнить вычисления?

7. Какими способами можно получить формулу?

8.Что вы должны узнать на уроке? Ставим цель нашего урока.

Подводит итог беседы.

Итак, чтобы решить проблему

«От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда?», составим план ее решения, я вам в этом помогу. Предлагаю план, если учащиеся самостоятельно затрудняются его составить.

(презентация. слайд № 4)

Учащиеся отвечают на вопросы. Слушают.

Осуществляют поиск смысла своей деятельности.

Определяют тему и цель урока с помощью учителя, определяют план решения учебной задачи, следующей из проблемы.

1)Учащиеся формулируют и записывают в тетради тему урока. (презентация. слайд № 2)

2) Формулируют цель урока. (презентация. слайд № 3)

Проблемный метод. Фронтальная беседа.

Познавательные и регулятивные.

4. Изучение нового материала.

Посмотрим на рис.1 (презентация. слайд № 5).

В цилиндрический сосуд налита вода. Вода находится в покое.

Какой слой жидкости давит на точку А, на точку В? (Выслушает ответы).

«Верховным судьей всякой физической теории является опыт», – говорил академик Л.Д. Ландау. Обратимся и мы к опыту.

Сделайте вывод из опыта о давлении на стенки сосуда.

От чего еще зависит давление жидкости?

Сравните давление в сосудах и

сделайте вывод. Записать его в тетрадь.

Запишем итоговый вывод (презентация. слайд № 7).

в виде математической формулы.

Приступаем к её выводу.

Показывает на рис 3. сосуд, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. (презентация. слайд № 8).

Представьте, что это аквариум, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, в котором налита вода. Попытаемся определить давление жидкости на дно аквариума.

Организует беседу по вопросам:

– Запишите формулу для расчета давления?

– Чему равна сила, с которой жидкость давит на дно ?

-Как найти массу жидкости в сосуде?

_ Исходя из формы сосуда как найти объем жидкости в сосуде?

Производим подстановки

(см. соответствующие ступеньки «лесенки»),

получаем окончательную формулу.

Вопрос: Объясните, что нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда? Берем в «рамку» окончательную формулу. Объясните физические величины, входящие в формулу и их единицы в СИ

Отвечают на вопросы.

Первый ученик показывает демонстрационный опыт №1.

В стакане из пластмассовой бутылки проделаны отверстия на разной высоте, закрытой вставленными в них спичками. Наливает подкрашенную воду в сосуд и вытаскивает спички.

Все наблюдают картину, показанную на рис. 2.

Читайте также:  Лекарства для чистки сосудов от бляшек

(презентация. слайд № 5).

Учащиеся делают вывод:

Давление зависит от высоты столба жидкости, от глубины.

Записывают вывод в тетрадь.

Второй ученик показывает демонстрационный

опыт № 2.

Берет 2 сосуда одинаковой формы (две одинаково отрезанные сверху пластмассовые бутылки) на одинаковом расстоянии от верха в них проделаны отверстия, закрытыми спичками. В один сосуд наливает подсолнечное масло, в другой – воду до того же уровня. Располагает сосуды рядом и одновременно открывает отверстия, вынимая спички.

Учащиеся наблюдают картину, изображенную на рис.3 .

(презентация. слайд № 6).

Делают вывод из опыта № 2: Давление зависит от плотности жидкости.

Учащиеся записывают формулы на доске и в тетради.

( см. приложение 2.)

Записывают и анализируют окончательную формулу.

Расшифровывают её: называя физические величины и единицы их измерения.

(презентация. слайд № 9).

Эвристическая беседа, демонстрационный эксперимент, презентация.

Используется прием вывода формулы в виде структурно-логической схемы «лесенка».

Познавательные. Коммуникативные.

5. Закрепление изученного материала.

Выполните эксперимент и докажите:

«Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от его площади ».

Ход выполнения эксперимента:

Вам даны 2 сосуда с разной площадью дна: колба и мензурка. Высота столба жидкости (воды) в сосудах одинакова. Используя таблицу плотностей и полученную формулу, определите давление жидкости на дно в данных сосудах. Сделайте вывод о зависимости (независимости) давления жидкости на дно сосуда от его площади.

Выполняют фронтальный эксперимент. Делают измерения и вычисления, записывают полученный результат.

Сравнивают результат с результатами учащегося выполняющего эксперимент у доски.

(презентация. слайд № 10)

Фронтальный эксперимент в парах.

Индивидуальная работа.

Эвристическая беседа.

Познавательные и регулятивные.

6. Решение задач.

Выполните самостоятельную работу по решению задач. По окончании решения обменяетесь вариантами и проверьте ответы, оцените работу согласно критериям.

(презентация. слайд № 11 ).

В рабочей карте поставьте оценку за урок.

Выполняют самостоятельную работу

(решение задач) по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Выставляют итоговую оценку за урок.

Работа в парах.

Познавательные и регулятивные.

7.Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

(презентация. слайд № 12 )

Записывают в дневник.

Познавательные и личностные

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Задает вопросы:

– Что нового узнали на уроке?

-Чему научились? Где можем применить новые знания?

– Какие есть вопросы по теме урока? В чём испытывали трудности?

– Как себя чувствовали на уроке?

Заканчивая наш урок, выполните еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением окна. Представьте, что ваше настроение – это сезон года. Изобразите на карточках ваше настроение.

Спасибо за урок.

Уч-ся отвечают на вопросы.

Отмечают в карточках свое настроение.

Сдают учителю рабочие карты и карточки с изображением окна.

Регулятивные.

Приложение 1 – презентация

Приложение 2-оформление доски

Рабочая карта учащегося на уроке.

Источник

Урок решения задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

Разделы: Физика

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • систематизировать материал по теме;
  • осуществить коррекцию знаний;
  • закрепить полученные знания на примерах решения задач.
  1. Воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности учащихся.
  2. Развивающие:
  • развитие устной речи учащихся;
  • развитие творческих навыков;
  • развитие логической памяти.

План урока:

  1. Организационный момент.(1мин.)
  2. Актуализация знаний.(5мин.)
  3. Закрепление материала.(20 мин.)
  4. Контроль знаний.(15мин.)
  5. Рефлексия. (2мин.)
  6. Домашнее задание.(2 мин.)

Ход урока

(На партах учащихся лежат рабочие карты урока, в которых представлены две самостоятельные работы и критерии выставления оценки; две ручки с разными стержнями, например синий и зеленый; таблицы плотностей веществ, учебники и тетради).

Приветствие. Напоминание как заполняем рабочую карту урока. (Приложение 1) Создание положительной мотивации урока.

  1. Актуализация знаний.

Выполнение самостоятельной работы № 1, предложенной в рабочей карте урока.(Приложение 1).

Проверка с.р. №1 (можно провести самопроверку или взаимопроверку), согласно представленным ответам (записанным заранее на доске) и оценка работы с использованием критериев оценки.

Выяснить какое количество учащихся поставили “5”, “4”, “3” и ничего не поставили.

  1. Закрепление материала.

На доске и в тетрадях записываем число, название темы урока

  1. Решение качественных задач.
  • № 1. Под колоколом воздушного насоса находится сосуд, закупоренный пробкой. Почему при интенсивном выкачивании воздуха из-под колокола пробка может вылететь?
  • № 2. Если стрелять в пустой стакан, то пуля пробьет только два отверстия. При попадании пули в стакан, наполненный водой, он разбивается на мелкие части. Почему?
  • № 3. Какая из жидкостей вода или керосин оказывает меньшее давление на дно сосуда одинаковой формы, если уровень жидкостей одинаков? Если масса жидкостей одинакова?
  • № 4. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в пятилитровую кастрюлю, или в литровую бутылку? Почему?
  1. Решение расчетных задач.
  • № 1. На рисунке представлен график зависимости давления внутри жидкости от глубины (глубина отсчитывается от поверхности жидкости). Определите, для какой жидкости построен этот график.
  • № 2. Какое давление на дно канистры оказывает находящееся в ней машинное масло, если высота слоя равна 50 см?
  • № 3. Манометр, установленный на батискафе, показывает, что давление воды составляет 9,8 МПа. Определите глубину погружения батискафа.
  • № 4. Длина аквариума 40 см, ширина 20 см, высота 30 см. С какой силой вода оказывает давление на дно аквариума?
Читайте также:  Можно ли очистить сосуды полностью

Фронтально обобщаем:

  • закон Паскаля;
  • почему возникает гидростатическое давление;
  • от каких величин зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда;
  • по какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно сосуда?
  1. Контроль знаний.

Выполнение самостоятельной работы № 2, предложенной в рабочей карте урока. (Приложение 1).

Проверка с.р. № 2, согласно заранее заготовленным ответам (на доске или на экране) и выставление отметок (самооценка или взаимооценка) с использованием критериев оценки. (В зависимости от наличия времени с.р. № 2 может проверять учитель).

Выяснить какое количество учащихся поставили “5”, “4”, “3”, ничего не поставили.

  1. Рефлексия.
  • Какие задачи вызвали наибольшее затруднение?
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Как оцениваете свою работу на уроке в целом?

Если с.р. № 2 оценивали учащиеся, то они выставляют себе общую оценку за урок (Приложение 1)

  1. Домашнее задание: §38; Упр.15 (3); Задание 8(2); стр.178 §5.

Источник

Решение задач по теме «Давление в жидкости»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (504,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предложенный материал может быть использован учителем физики для проведения урока в 7-м классе при закреплении темы “Давление в жидкости”. Данное пособие включает в себя сценарий к уроку, дополнительный материал. Средства мультимедиа позволяют преподнести материал наглядно, доступно, красочно, эстетично. Электронная презентация сопровождает весь ход урока.

Данная презентация дает возможность проводить урок в соответствии с планом. Охватывается большой материал. Позволяет изучить необходимый материал с большой степенью самостоятельности. Презентация помогает контролировать план урока, удерживает повышенное внимание, вызывает дополнительный интерес и увеличивает возможности урока.

Цели урока: формировать умение использовать полученные знания для описания явлений в жидкостях; развивать общеучебные умения наблюдать, оформлять решения задач, аргументировать выводы.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, составленная с помощью Microsoft PowerPoint. Стакан с водой, линейка (на каждой парте). Карточки с физическими величинами и единицами измерения.

1.Повторение 5-7 минут. (Индивидуальная и фронтальная работа).

2. Решение задач 32-35 минут. (Записи, рисунки, решение задач и их обсуждение. коллективная и индивидуальная работа).

3.Подведение итогов. Домашнее задание. 3-5 минут. (Ответы на вопросы. Запись задания в дневниках).

Ход урока

Слайд 1. (Тема урока).

1.К доске вызывается ученик для вывода формулы давления жидкости на дно сосуда.

Пока ученик выводит формулу работа с карточками. Назвать физическую величину и ее единицы измерения или наоборот. Единица измерения, и какой величине она соответствует.

Например:

– плотность, единица измерения кг/м?.

Па – Паскаль, единица измерения давления.

– Пожалуйста, объясни, что ты написал. И расскажи, что ты знаешь о давлении в жидкости.

Какие есть вопросы?

– От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?

От

и h. Чем больше , тем больше р. Чем больше h, тем больше р.

– По какой формуле рассчитывается давление на стенки сосуда? Давление внутри жидкости?

р=

gh, т. к. давление внутри жидкости на одном уровне одинаково во всех направлениях.

– В каких единицах нужно выражать величины, входящие в эту формулу?

[

]=кг/м 3 ; [h]=м.

– Как определить силу давления на дно?

F =

ghs.

Тема сегодняшнего урока: Решение задач на расчет давления в жидкости.

2. Устное решение задач.

В сосуды 1 и 2 наливают воду так, что ее уровень в обоих сосудах одинаков. Одинаковы ли давления на дно сосудов? Одинаковы ли силы давления на дно?

Да, давления одинаковы, т. к.

1=2 и h1=h2

На рисунке изображены три одинаковые трубки, низ у которых затянут тонкой резиновой пленкой. Какие ошибки допущены на рисунке?

Т. к. пленки на рисунке выгнуты одинаково, то на них оказывается одинаковое давление. Значит, у жидкости с минимальной плотностью должна быть максимальная высота.

Молоко из бутылки вылили в кастрюлю. Как изменились величины:

А) масса молока?
Б) сила тяжести?
В) объем?
Г) давление?

Масса не изменилась.

Сила тяжести не изменилась, т. к. не изменилась масса.

Объем не изменился.

Давление уменьшилось, т. к. уменьшилась высота.

1). Фронтальный опыт: определите давление воды на дно стакана.

2).Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в воду опустить палец?

Проверяем. Опускаем в воду пальчик, что произошло с уровнем жидкости?

Уровень жидкости стал больше, значит и давление стало больше.

3)Изменится ли давление воды на дно ведра, если в воду опустить мячик? Камень?

Да, давление увеличится, т. к. увеличится уровень жидкости.

Давление увеличится, если ведро было неполным, и останется неизменным, если ведро заполнено доверху.

Какая глубина соответствует давлению воды 392 кПа?

– Как вы думаете, на какую глубину возможно погружение?

Читайте также:  Аппараты и сосуды для химической промышленности

Искатели жемчуга-30 м.

Погружение с аквалангом – 143 м.

В жестком скафандре – 250 м.

Подводные лодки до 900 м.

В батискафе – 10919 м.

Плоская баржа получила в дне пробоину площадью 200 см?. С какой силой надо давить на пластырь, которым закрыли отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 1,8 м?

– Почему стенки внутренних органов глубоководных морских животных и рыб, быстро поднятых на поверхность, оказываются разорванными?

На глубине давление очень большое. И давление внутри рыб тоже очень большое. При быстром подъеме давление изнутри становится много больше давления снаружи, что и приводит к разрыву внутренних органов.

– Давление в глубинах океана огромно. Если порожнюю закупоренную бутыль опустить на значительную глубину, а затем извлечь вновь, то обнаружится, что давление воды вогнало пробку внутрь бутылки и вся посудина полна воды.

Был проделан такой опыт. Три стеклянные трубки различных размеров, с обоих концов запаянные, были завернуты в холст и помещены в медный цилиндр с отверстиями для свободного впуска воды. Цилиндр был опущен на глубину 5 км. Когда его извлекли, оказалось, что холст наполнен снегообразной массой, это было раздробленное стекло.

№528.Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?

На рисунке представлен график зависимости давления внутри жидкости от глубины. Определите, для какой жидкости построен график.

1) От чего зависит давление на дно и стенки сосуда? (От ?(жидкости) и h).
2) Что можно сказать о давлении жидкости на одном и том же уровне во всех направлениях? (На одном и том же уровне давление внутри жидкости одинаково во всех направлениях).
3) Что можно сказать о давлении жидкости на различных уровнях? (На разных уровнях давление различное. С глубиной давление увеличивается.)

Источник

Давление жидкости на дно и стенки сосуда 7 класс задачи

Формулы, используемые на уроках «Задачи на давление жидкостей и газов».

Название величины

Обозначение

Единица измерения

Формула

Высота столба жидкости

h = p / (pg)

Плотность жидкости

кг/м 3

p = p / (gh)

Давление

p = pgh

Постоянная

g ≈ 10 Н/кг

Физика 7 класс: все формулы и определения МЕЛКО на одной странице

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1. Определить давление бензина на дно цистерны, если высота столба бензина 2,4 м, а его плотность 710 кг/м 3

Задача № 2. Какая жидкость находится в сосуде, если столб высотой 0,3 м оказывает давление 5400 Па ?

Задача № 3. Плотность спирта 800 кг/м 3 . Какова будет высота столба спирта при давлении 2,4 кПа?

Задача № 4. В цилиндре с маслом на поршень действует сила 40 Н. Чему равна сила давления на внутреннюю поверхность цилиндра площадью 8 дм 2 ? Площадь поршня 2,5 см 2 . Вес масла не учитывайте.

Задача № 5. Вычислите давление и силу давления керосина на дно бака площадью 50 дм 2 , если высота столба керосина в баке 40 см.

Задача № 6. Площадь малого поршня гидравлического пресса равна 10 см 2 , большого — 50 см 2 . На малый поршень поместили гирю массой 1 кг. Какой груз нужно поместить на большой поршень, чтобы жидкость осталась в равновесии?

Задача № 7. Рыба камбала находится на глубине 1200 м и имеет площадь поверхности 560 см 2 . С какой силой она сдавливается водой?

Задача № 8. На какой глубине давление воды в море равно 412 кПа?

Задача № 9 (повышенной сложности). Брусок массой m = 2 кг имеет форму параллелепипеда. Лежа на одной из граней, он оказывает давление p1 = 1 кПа, лежа на другой — давление 2 кПа, стоя на третьей — давление 4 кПа. Каковы размеры бруска?

ОТВЕТ: 5 см х 10 см х 20 см.

РЕШЕНИЕ. Обозначим размеры бруска а, b, с, где а > b > с. Тогда из условия следует, что b = а/2, с = а/4, p1 = mg/(ab) = 2mg/a 2 . Отсюда

, а = 20 см.

Задача № 10 (олимпиадный уровень). Оцените массу атмосферы Земли (радиус Земли R = 6400 км)

ОТВЕТ: примерно 5 • 10 18 кг

РЕШЕНИЕ. Вес атмосферы равен силе давления воздуха на всю поверхность Земли, площадь которой S = 4πR 2 . Следовательно, mg = ра • 4πR 2 , где ра = 10 5 Па — атмосферное давление. Отсюда m = 4πR 2 ра /g = 5 • 10 18 кг. Эта величина составляет менее одной миллионной части полной массы нашей планеты. Такая простая оценка массы атмосферы возможна потому, что основная часть атмосферы сосредоточена на высотах, малых по сравнению с радиусом Земли. Поэтому можно считать, что вес атмосферы равен mg, где g — ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли.

Теория для решения задач.

Давление жидкости на покоящееся в ней тело называют гидростатическим давлением. Гидростатическое давление на глубине h равно р = ратм + p*g*h

Закон Паскаля. Жидкость и газ передают оказываемое на них давление во всех направлениях одинаково.

Конспект урока «Задачи на давление жидкостей».

Источник

Источник