Задачи расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Цели урока:
- Образовательные:
- систематизировать материал по теме;
- осуществить коррекцию знаний;
- закрепить полученные знания на примерах
решения задач.
- Воспитательные: воспитание личностных
качеств, обеспечивающих успешность
исполнительской и творческой деятельности
учащихся. - Развивающие:
- развитие устной речи учащихся;
- развитие творческих навыков;
- развитие логической памяти.
План урока:
- Организационный момент.(1мин.)
- Актуализация знаний.(5мин.)
- Закрепление материала.(20 мин.)
- Контроль знаний.(15мин.)
- Рефлексия. (2мин.)
- Домашнее задание.(2 мин.)
Ход урока
- Организационный момент.
(На партах учащихся лежат рабочие карты
урока, в которых представлены две
самостоятельные работы и критерии выставления
оценки; две ручки с разными стержнями, например
синий и зеленый; таблицы плотностей веществ,
учебники и тетради).
Приветствие. Напоминание как заполняем рабочую
карту урока. (Приложение 1) Создание
положительной мотивации урока.
- Актуализация знаний.
Выполнение самостоятельной работы № 1,
предложенной в рабочей карте урока.(Приложение
1).
Проверка с.р. №1 (можно провести самопроверку
или взаимопроверку), согласно представленным
ответам (записанным заранее на доске) и оценка
работы с использованием критериев оценки.
Выяснить какое количество учащихся поставили
“5”, “4”, “3” и ничего не поставили.
- Закрепление материала.
На доске и в тетрадях записываем число,
название темы урока
- Решение качественных задач.
- № 1. Под колоколом воздушного насоса находится
сосуд, закупоренный пробкой. Почему при
интенсивном выкачивании воздуха из-под колокола
пробка может вылететь? - № 2. Если стрелять в пустой стакан, то пуля
пробьет только два отверстия. При попадании пули
в стакан, наполненный водой, он разбивается на
мелкие части. Почему? - № 3. Какая из жидкостей вода или керосин
оказывает меньшее давление на дно сосуда
одинаковой формы, если уровень жидкостей
одинаков? Если масса жидкостей одинакова? - № 4. Куда бы вы перелили сок из литровой банки,
чтобы его давление на дно сосуда стало больше: в
пятилитровую кастрюлю, или в литровую бутылку?
Почему?
- Решение расчетных задач.
- № 1. На рисунке представлен график зависимости
давления внутри жидкости от глубины (глубина
отсчитывается от поверхности жидкости).
Определите, для какой жидкости построен этот
график.
- № 2. Какое давление на дно канистры оказывает
находящееся в ней машинное масло, если высота
слоя равна 50 см? - № 3. Манометр, установленный на батискафе,
показывает, что давление воды составляет 9,8 МПа.
Определите глубину погружения батискафа. - № 4. Длина аквариума 40 см, ширина 20 см, высота 30
см. С какой силой вода оказывает давление на дно
аквариума?
Фронтально обобщаем:
- закон Паскаля;
- почему возникает гидростатическое давление;
- от каких величин зависит давление жидкости на
дно и стенки сосуда; - по какой формуле рассчитывается давление
жидкости на дно сосуда?
- Контроль знаний.
Выполнение самостоятельной работы № 2,
предложенной в рабочей карте урока. (Приложение
1).
Проверка с.р. № 2, согласно заранее
заготовленным ответам (на доске или на экране) и
выставление отметок (самооценка или
взаимооценка) с использованием критериев оценки.
(В зависимости от наличия времени с.р. № 2 может
проверять учитель).
Выяснить какое количество учащихся поставили
“5”, “4”, “3”, ничего не поставили.
- Рефлексия.
- Какие задачи вызвали наибольшее затруднение?
- Что получилось? Что не получилось?
- Как оцениваете свою работу на уроке в целом?
Если с.р. № 2 оценивали учащиеся, то они
выставляют себе общую оценку за урок (Приложение
1)
- Домашнее задание: §38; Упр.15 (3); Задание
8(2); стр.178 §5.
Источник
Технологическая карта урока по физике
7 класс базовый уровень изучения
Авторы разработки:
учитель физики и астрономии Гизатова Л.В. Костромская обл., г. Галич МОУ СОШ №4 им.Ф.Н.Красовского
Тема: Практикум по решению задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Материал соответствует рабочей программе по физике для 7 класса (ФГОС) ориентированной на учебник А.В.Перышкина. Выделенные задачи предназначены для решения детям с ЗПР.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
-Повторить основные понятия, формулы, закрепить навыки решения задач по формуле давления, применять знания в нестандартной ситуации.
Способствовать активизации познавательной деятельности, создать условия для развития у школьников навыков решения задач
Планируемые результаты
научатся выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины.
Метапредметные:
Познавательные- анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы; анализировать информацию, обобщать и делать вывод;
Регулятивные- составлять план проведения опытов; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Коммуникативные– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей.
Личностные: проявление познавательного интереса; развитие культуры умственного труда, инициативности.
Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь.
Структура урока.
Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые способы деятельности
1.
2.
3.
4.
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.
Настраиваются на учебную деятельность.
Формировать навыки самоорганизации.
2.Проверка домашнего задания
Спрашивает обучающихся с какими трудностями они столкнулись при выполнении д/з.
Определяют с какими трудностями они столкнулись при выполнении д/з.
Умение осуществлять анализ выполненной работы.
3.Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи.
– Действует ли на все жидкости на Земле сила тяжести?
-объяснить явление давления внутри жидкости.
-как зависит давление в жидкости от глубины погружения тела в жидкость
Дает возможность учащимся объяснить одноклассникам некоторые понятия.
Вопрос запуска постановки учебной задачи.
-Знаете ли вы, как рассчитать давление (от чего может зависеть) давление жидкости на дно и стенки сосуда?
-для чего необходимо знать давление в жидкости.
Формулирует учебную задачу:
-Исследовать вопрос расчета давления на дно и стенки сосуда.
Отвечают на вопросы. Выступают перед классом.
-Да
-давление в жидкости обусловлено ударами молекул о дно и стенки сосуда.
– давление увеличивается по мере увеличения глубины погружения
Осознают важность решения поставленной учебной задачи.
Развивать навыки целеполагания.
4.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.
-что от вас сегодня ожидается на уроке?
-чему нужно научиться?
-Какие цели и задачи урока вы бы предложили?
Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока:
-усвоить знания о давлении жидкости, на которую действует сила тяжести;
-научиться решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
-определить практическое значение давления в жидкости
Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.
5.Мотивирование к учебной деятельности.
Создает условия для мотивирования учебной деятельности:
-как изучаемая тема поможет мне в повседневной жизни?
-почему я буду активно работать на уроке?
Отвечают на поставленные вопросы.
Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации.
6.Решение задач на данную тему.
Организует обсуждение и решение задач по теме расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Задание 1
В каком сосуде давление воды на дно сосуда наибольшее ( рис. 1)?
Задание 2
На рисунке 2 приведены результаты двух опытов по изучению давления, создаваемого столбом жидкости. Какие выводы можно сделать по результатам данных опытов?
Задание 3
Определить давление керосина на дно цистерны, если высота столба керосина 15 м
Задание 4
Каково давление вертикального столбика ртути высотой 760 мм?
Задание 5
Давление, развиваемое насосом водонапорной башни, равно 500 кПа. На какую высоту сможет поднимать воду такой насос?
Задание 6
Какой высоты столбик спирта производит такое же давление, как и столбик бензина, высотой 16см?
Задание 7
Вычислите давление воды на стенку плотины на глубине 5 м?
Задание 8
Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 200см2. С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 1,8 м?
Экспериментальная задача.
Выполняют школьники по желанию и при наличии времени.
Рассчитайте, какое давление оказывает спичечный коробок.
Рассчитать давление, какое оказывает школьный стул на пол.
Принимают участие в обсуждении задач , делают записи в рабочих тетрадях.
1.одинаково.
2.т.к.высоты разные, то там ,где высота больше, там и давление больше;
Т.к. плотности разные, то там, где плотность больше, там и давление больше.
3.решение:
p=gph
p=10 н/кг*800 кг/м3*15 м = 120000Па=120кпа.
4. решение:
p=gph h=0,760м
р=10*13600*0,760=103360(Па)
5. p=gph , h=р/gр
h=500000Па/10*1000=50(м)
Ответ:50м
6. решение.
p=gph , h=р/gр ; р=10*710*0,16= 1136Па.
h=1136Па/10 н/кг*800кг/м3=0,142 м
Ответ:0,142 м
7. решение.
Р1=gph=10*1000*5=50000(Па)
Ответ: р2=50000Па
8. решение.
p=gph=10*1000*1,8=18000(Па)
р=F/S; F=p*S;
F=18000*0,02=360(Н)
Ответ: F=360H
Выражать свои мысли в соответствии с задачей.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Организация подведения итогов урока обучающимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:
-что сегодня на уроке у меня лучше всего получалось?
-какой материал остался для меня непонятным?
-какими вопросами по физике я заинтересовался?
-как бы я оценил свою работу на уроке?
Подводят итоги своей работы на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
Отслеживать цель учебной деятельности.
8.Домашнее задание
Повт.п.40,упр.17(2,3) ,стр.120 (по желанию). Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, по заранее подготовленным карточкам. Обращает внимание на возможности и способности учащихся.
Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание в тетрадь.
Формировать навыки самоорганизации.
Источник
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Котова Мария Леонидовна, учитель физики
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
«Кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее». С. Нерис
Цели урока:
- Образовательные:
- активизировать знания учащихся о причинах возникновения давления жидкости,
- создать условия для овладения учащимися формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда,
- продолжить работу по формированию навыков научного познания мира,
- создать условия для овладения учащимися эвристическим методом представления наблюдаемого явления – методом графических образов.
- Развивающие:
- развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы, выделять главное, представлять информацию в различных знаковых системах,
- развивать у учащихся интерес к познанию законов природы и их применению;
- развивать умение проводить рефлексию своей деятельности.
- Воспитательные:
- создать условия для приобретения убежденности учащихся в познаваемости окружающего мира,
- приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке.
Задачи урока:
- изучение теоретического материала;
- решение задач на расчет давления в жидкости и газе;
- практическое значение знаний о давлении жидкости.
План урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Объяснение материала. (20 мин.)
- Закрепление материала. (15 мин.)
- Рефлексия. (2 мин.)
- Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
(На партах учащихся лежат рабочие карты урока, в которых представлены две самостоятельные работы и критерии выставления оценки; две ручки с разными стержнями, например синий и зеленый; таблицы плотностей веществ, учебники и тетради).
II. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа (см. рабочую карту)
III. Объяснение нового материала
Провожу эксперимент: в пластмассовую бутылку с тремя отверстиями на разных уровнях по высоте наливаем подкрашенную воду.
Беседа с классом:
- почему вода вытекает из сосуда?
- сравните струи воды?
- объясните, почему они разные?
Когда учащиеся объяснят, что столбы жидкости разные и давление на разной глубине разное, ставлю проблему: а нужно ли знать людям, чему равно давление жидкости на разных глубинах, на дно, на стенки сосуда?
Открываем тетради, записываем тему урока.
Ставим цель: вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Давление жидкости
Вокруг нас много жидкостей. Одни из них движутся, например, вода в реках или нефть в трубах, другие – покоятся. При этом все они имеют вес и поэтому давят на дно и стенки сосуда, в котором находятся. Подсчет давления движущейся жидкости – непростая задача, поэтому изучим лишь как рассчитывать давление, создаваемое весом покоящейся жидкости. Оно называется гидростатическим давлением и вычисляется по следующей формуле.
p – давление слоя жидкости, Па |
ρ – плотность жидкости, кг/м3 |
g – коэффициент, Н/кг |
h – высота слоя жидкости, м |
Рассмотрим, как выведена эта формула. Сила F, с которой жидкость давит на дно сосуда, является весом жидкости. Его мы можем подсчитать по формуле F тяж = mg, так как жидкость и ее опора (дно сосуда) покоятся. Вспомним также формулу m = ρV для выражения массы тела через плотность его вещества и формулу V = Sh для подсчета объема тела, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. В результате имеем равенство:
Это равенство иллюстрирует не только способ вывода формулы для вычисления гидростатического давления. Оно также показывает, что формула p = ρgh является частным случаем определения давления – формулы p = F/S.
Заметим также, что при выводе формулы совсем необязательно предполагать, что слой высотой h и плотностью ρ образован именно жидкостью. В наших рассуждениях ничего не изменится, если вместо давления жидкости мы рассмотрим давление твердого тела прямоугольной формы или даже газа, заключенного в соответствующий сосуд. Создаваемое ими весовое давление будет именно таким, как предсказывает формула p = ρgh.
Формула p = ρgh показывает, что давление, создаваемое слоем жидкости, не зависит от ее массы, а зависит от плотности жидкости, высоты ее слоя и места наблюдения. При увеличении толщины слоя жидкости или ее плотности гидростатическое давление будет возрастать.
Полученный нами вывод можно проверить опытами. Проделаем их. Справа изображена стеклянная трубка с водой, дно которой затянуто тонкой резиновой пленкой. Увеличивая высоту слоя налитой жидкости, мы будем наблюдать увеличение растяжения пленки. Этот опыт подтверждает, что при увеличении высоты слоя жидкости создаваемое ею давление увеличивается.
На следующем рисунке изображены трубки с водой и “крепким” раствором соли. Видно, что уровни жидкостей находятся на одной и той же высоте, но давление на пленку в правой трубке больше. Это объясняется тем, что плотность раствора соли больше, чем плотность обычной воды.
На доске нарисован параллелепипед высотой h и площадью основания S. Предлагаю ребятам представить, что это аквариум, в котором налита вода. Попытаемся определять давление воды Р на дно аквариума. Работаем на магнитной доске с карточками, выкладывая поочередно формулы, получая цепочку: m=ρV, V=Sh, m=ρSh, P=gm, P=gρSh, ρ=P/S, p=ρgh.
Анализируем окончательную формулу: что же нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости.
Зависит ли давление от площади или формы сосуда?
Вьполняем фронтальный эксперимент: на каждой парте стоит стакан с водой. Высота налитой воды одинаковая.
Цель: определить давление воды на дно стакана.
Один ученик выполняет у доски. Остальные за партой. Сверяем ответ. Анализируем его: какую физическую величину мы измеряли? какую физическую величину брали в таблице? какое численное значение давления получили учащиеся, работающие за партой и у доски? большое это или маленькое давление?
IV. Закрепление изученного материала.
- ~ Приведи примеры движущихся жидкостей.
- И движущиеся, и покоящиеся жидкости оказывают давление …
- Гидростатическое давление – это …
- ~ Произведение в правой части формулы для вычисления гидростатического давления представляет собой …
- ~ По какой формуле мы сможем подсчитать вес покоящейся жидкости?
- Объем слоя жидкости мы нашли при помощи произведения …
- Выражение “p = … = ρgh” представляет собой …
- ~ О чем говорит равенство p=ρgh?
- Как можно подтвердить справедливость формулы p=ρgh?
- ~ Увеличение растяжения пленки свидетельствует, что …
- Описанный опыт иллюстрирует зависимость гидростатического давления от ..
- ~ Плотность раствора соли больше, чем плотность воды. Это приводит к тому, что …
- Этот опыт иллюстрирует зависимость давления жидкости от ее плотности. Эта иллюстрация стала возможной благодаря тому, что …
Расчетные задачи
а) Высота столба воды в стакане 8 см. Какое давление на дно стакана оказывает вода? Какое давление оказывала бы ртуть, если бы она была налита вместо воды?
б) Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 1,5 м?
Качественные задачи
в) Волк плывет под водой с дыхательной трубкой. Какие ограничения накладывает на ныряльщика дыхательная трубка? Ответ найдите в учебнике стр. 95.
Задача с недостающими данными
г) Какое давление на глубине 1,5 м? Решить устно.
Качественные задачи, предполагающие работу с дополнительными источниками информации
д) Какое преимущество дает ныряльщику акваланг? Какие ограничения он накладывает? Ответ в учебнике.
е) В следующем сюжете мы видим глубоководный аппарат. Почему у него такая внешняя форма?
ж) Чтобы человек мог работать на больших глубинах он должен находиться в специальном скафандре. Найдите о нем информацию в учебнике.
з) Анализируя рис. 103 учебника давайте познакомимся с тем, что говорит нам учебник о глубоководных аппаратах. Какие ограничения в их использовании имеются?
и) Вычислите, какое давление в самой глубокой Мариинской впадине глубиной.
к) В просмотренном сюжете мы видели с вами глубоководных рыб. Какую длину лески нужно приготовить для лова рыбы камбалы, если она может выдерживать давление 400 кПа.
V. Задаю домашнее задание:
параграф из учебника, упражнение на решение задач и сообщения:
- «Человек изучает подводный мир».
- «Подводные лодки, батисферы и батискафы».
- «Животный мир океанских и морских глубин».
- «Ныряльщики за жемчугом».
Рабочая карта урока
Ф.И. Класс:
Самостоятельная работа № 1
1.Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля:
Давление производимое на …………………… или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.
2. Вставьте пропущенные слова:
Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной …………………. увеличивается.
3. Запишите формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда (гидростатическое давление):………………………………..
4. Запишите единицы измерения физических величин, входящих в формулу для расчета гидростатического давления:…………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..
5.Перечислите, от каких величин зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда:
………………………………………………………………………………………………………
Критерий оценки:
Если вы выполнили 5 заданий без ошибок, то ставим оценку «5»,
Если вы выполнили 4 задания без ошибок, то ставим оценку «4».
Если вы выполнили 3 задания без ошибок, то ставим оценку «3».
Если вы выполнили менее 3 заданий, то ничего не ставим.
____________ ОЦЕНКА ЗА С.Р. №
___________ ОЦЕНКА ЗА УРОК
Источник