Задачи с 2 сосудами

Задачи с 2 сосудами thumbnail

Это учебная статья по математике, перед началом занятий мы рекомендуем ознакомиться с
вводной частью

Все задачи на переливания принципиально делятся на 2 типа.

Первый – когда у нас есть много жидкости (озеро, бесконечно большая бочка, водопровод), и мы можем наполнять доверху сосуды сколь угодно большое количество раз, то есть количество жидкости не ограничено. При этом мы можем безбоязненно выливать воду из сосудов.

Второй – это когда жидкости у нас ровно столько, сколько изначально налито в сосудах (в этом случае у нас обычно не простая жидкость, а какая-либо особенная: молоко, сок и т. д.). Чаще всего эту жидкость ещё и нельзя проливать – авторы стараются это отдельно оговаривать. Если же мы можем выливать жидкость, то в условиях задачи обычно присутствует какой-либо персонаж, который может пить данный тип жидкости: Кот Баюн, сосед Гриша и т. п.

Также стоит понять принцип задач на переливания: например, если у нас есть сосуд объемом 8 литров и 5 литров, и нам надо отмерить 2 литра воды, мы не имеем права на следующее решение: «Наполним восьмилитровый сосуд на четверть – таким образом, мы и получим 2 литра воды». Или: «Давайте опустошим наш 5 литровый сосуд на 60%, тогда в нем останется ровно 2 литра воды». Нет, так делать нельзя. (Если у ребёнка в этом месте возникают вопросы, то вы можете придумать, например, такое оригинальное объяснение: «А вдруг наш сосуд – это какая-нибудь замысловатая ваза (или древняя амфора), конечно, без шкалы делений!» Или даже просто банка не вполне симметрична, а на глаз определить середину – проблематично…) Мы можем либо полностью наполнять сосуды, либо полностью опустошать их, либо переливать из одного сосуда в другой. При этом мы можем пользоваться тем, что при этих операциях часть воды может оставаться в сосуде, из которого дополняется другой сосуд.

Для примера решим три задачи.

Задача 1-го типа

Для приготовления компота маме нужно налить в 5-литровую кастрюли 4 литра воды. Как маме справиться с этой задачей, если у мамы есть кроме этой кастрюли ещё 3-литровая банка, водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду?

Решение.

Нальём в 3-литровую банку воду и перельём её в кастрюлю. Затем еще раз наполним банку и выльём в кастрюлю, сколько поместится. Тогда в кастрюле будет 5 литров и 1 литр в 3-литровой банке. Теперь выльем всю воду из кастрюли в раковину. Затем перельем литр из банки в кастрюлю и добавим ещё три литра, наполнив банку ещё раз. Теперь в кастрюле 1 + 3 = 4 литра, что и требовалось. Задача решена.

Наше решение можно проиллюстрировать таблицей:

Alt text

Итак, мы получили желанные 4 литра. Задача решена! Мы считаем, что такой способ решения с помощью таблицы является достаточно наглядным, и рекомендуем для вашего совместного с ребёнком решения.

Задача 2-го типа

У Марьи есть 2 кувшина объёмом 8 и 3 литра. В восьмилитровом кувшине налит весь имеющийся у Марьи кисель. Как отмерить 2 литра киселя? Все излишки киселя можно отдать Коту Баюну, который просто обожает это лакомство.

Решение.

Наполним трехлитровый кувшин доверху из восьмилитрового, после этого у нас будет 5 литров в 8-литровом и 3 литра в 3-литровом. Отдадим весь кисель из 3-литрового кувшина Коту Баюну. После этого у нас осталось 5 литров в 8-литровом и 3-литровый кувшин пуст. Снова наполним 3-литровый кувшин из 8-литрового. После этой операции в 8-литровом кувшине у нас останется ровно 2 литра (5 – 3 = 2). Мы отмерили 2 литра. Задача решена!

Решение также можно проиллюстрировать таблицей:

Alt text

Ещё одна задача 2-го типа

Задача 3.

В кастрюле налито 8 литров супа. Есть также пустые 3-х и 5-тилитровая банки. Требуется отмерить 4 литра супа. Как это сделать, если суп нельзя проливать?

Решение.

1 способ. Нальём суп доверху в меньшую банку, затем перельём полученные три литра в 5-литровую банку, а 3-литровую наполним снова. Теперь будем лить суп из 3-литровой банки в 5-литровую, пока она не наполнится доверху. Тогда в меньшей банке останется 1 литр (5 – 3 = 2 и 3 – 2 = 1). Перельём 5 литров в кастрюлю, а 1 литр – в большую банку. Затем перельём 3 литра из кастрюли в меньшую банку. После этого в кастрюле останется ровно 4 литра. Задача решена.

2 способ. Нальём суп доверху в большую банку, тогда в кастрюле останется ровно 3 литр. Перельём из большой банки в меньшую 3 литра, после чего перельём их в кастрюлю. Перельём 2 литра из большой банки в меньшую, и наполним большую банку доверху супом из кастрюли. После чего дольём меньшую банку (там было 2 литра, а помещается 3) из большей банки. Получим 4 литра в большой банке. Задача решена.

Читайте также:  С образные изгибы сосудов

Проиллюстрируем оба способа таблицам:

Alt text

Советуем использовать таблицу при решении подобных задач.

Также ребёнку можно дать следующую подсказку. Речь пойдет о задачах, где разрешается выливать жидкости. Пусть в какой-то момент наполнены все сосуды, может быть, частично. Тогда перед ребенком стоит вопрос о том, откуда вылить жидкость. Выливать стоит из полного сосуда, а не из полупустого, так как количество литров в полном сосуде мы всегда с лёгкостью снова получим, тогда как получить полупустой сосуд − дело затруднительное. Надеемся, что в процессе работы вы сами сможете придумать множество оригинальных приемов и способов!

Обратите внимание, что приведённые решения могут не являться единственными. Ни в коем случае не говорите ребёнку, что он как-то не так стал решать задачу, если первым ходом он, допустим, налил воду из крана не в больший, а в меньший сосуд! Просто тщательно следите за его действиями. В большинстве задач есть как минимум 2 способа решения, и, скорее всего, при правильном выполнении переливаний ваш ребёнок в конечном итоге получит результат. Правда, возможно, за большее число ходов, зато – сколько удовольствия от самостоятельного решения без подсказок он получит!

Желаем успехов!

Испытайте свои знания!

Для самых умных и талантливых учеников мы проводим на сайте дистанционную интернет-олимпиаду.
Сразу же после прохождения олимпиады показываются результаты и полный разбор задач для работы над ошибками. В зависимости от успехов олимпиадника выдаются электронные дипломы и похвальные грамоты.

Каждый участник получает электронный сертификат участника.

Принять участие

Источник

Предмет математики настолько
серьезен, что нельзя упускать случая, 
сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль 
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его
применять.

Рене Декарт

Математика – самый короткий путь к
самостоятельному мышлению.

В. Каверин

Введение

В этой работе приведены материалы одного
занятия математического кружка, проводимого для
учащихся 5-6 классов в Центре образования №1454 г.
Москвы.

Цель проведения кружка:  создание
условий для развития творческой, познавательной
активности учащихся при изучении математики,
развитие и сохранение устойчивого и
долговременного интереса к предмету.

Задачи:

  • развивать познавательные интересы  ребенка
    (восприятие, мышление, внимание, воображение,
    память и др.);
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к
    предмету и познавательную активность;
  • формировать навыки самостоятельной работы и
    потребности в исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные качества учащихся.

Увлечение математикой часто начинается с
размышлений над какой-то новой, интересной,
нестандартной задачей. Она может встретиться и
на школьном уроке, и на занятии математического
кружка, в журнале или книге, ее можно услышать от
друга или от родителей. Задачи на логику
развивают сообразительность, интеллект и
упорство в достижении цели. Очень часто одна
решенная логическая задача  пробуждает у
ребенка устойчивый и долговременный интерес к
изучению математики,  желание искать и решать
новые логические, нестандартные задачи и задачи
повышенной трудности. А это, во многом, и есть
главная цель учителя.
Логические задачи – это хороший способ развития
умственных способностей.

Задачи на переливания

1. Имеются двухлитровая и пятилитровая банки.
Как сделать так, чтобы,  в одной из них оказался
ровно один литр воды?
2. Для марш-броска солдату необходимо иметь 4
литра воды. Больше он взять не может. На базе, где
имеется источник воды, есть только 5-литровые
фляги и 3-литровые банки. Как с помощью одной
фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?
3. Как, имея 5-литровое ведро и 9-литровую банку,
набрать из реки ровно три литра воды?
4. Из полного восьмилитрового ведра отлейте 4 л с
помощью пустых 3-литровой банки и
5-литрового бидона. (Пользоваться другими
емкостями и выливать воду на землю нельзя).
5. Отлейте из цистерны 13 л молока, пользуясь
бидонами емкостью 17 л и 5 л.
6. Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л
краски и хочет отлить из этого количества
половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л.
У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой
– вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л
краски в сосуд на
8 л? Какое наименьшее число переливаний
необходимо при этом сделать?
7. Имеются два полных десятилитровых бидона
молока и пустые кастрюли емкостью четыре литра и
пять литров. Отлейте по 2 л молока в каждую
кастрюлю.

Читайте также:  Лекарство для сосудов из меда чеснока и лимона

Решения задач

1. Имеются двухлитровая и пятилитровая банки.
Как сделать так, чтобы,  в одной из них оказался
ровно один литр воды?

Решение.

Отразим результаты каждого шага переливания в
таблице.

Банка 2 л

Набрать 2 л и вылить их в 5-литровую
банку

Набрать 2 л и вылить их в 5-литровую
банку

Набрать 2 л и наполнить 5-литровую
банку, вылив туда 1 л

1

Банка 5 л

2

4

5

5

2. Для марш-броска солдату необходимо иметь 4
литра воды. Больше он взять не может. На базе, где
имеется источник воды, есть только 5-литровые
фляги и 3-литровые банки. Как с помощью одной
фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?

Решение.

Фляга 4 л

2

2

2

4

Фляга 5 л

Набираем 5 л и 3 л выливаем
в банку

2
Переливаем в 4-литровую флягу

Набираем 5 л и 3 л выливаем
в банку

2
Переливаем в 4-литровую флягу

Банка 3 л

3
Выливаем

3
Выливаем

3. Как, имея пятилитровое ведро и девятилитровую
банку, набрать из реки ровно три литра воды?

Решение.

Заполняем 9-литровую банку и выливаем из нее 5 л
в 5-литровое ведро. в 9-литровом ведре остается 
4 литра. выливаем воду из 5-литрового в реку и
наливаем в него 4 литра из 9-литрового. В
9-литровое  набираем воду из реки,  выливаем
оттуда 1 литр в 5-литровое, заполняя его доверху.
Теперь в 9-литровом ведре осталось 8 л. Выливаем
воду из 5-литрового опять в реку и из
9-литрового переливаем воду в 5-литровое. В
9-литровом теперь 3 литра. Если вода в ведре не
нужна, то ее можно вылить.

4. Из полного восьмилитрового ведра отлейте 4 л с
помощью пустых трехлитровой банки и
пятилитрового бидона. (Пользоваться другими
емкостями и выливать воду не землю нельзя).

Решение.

Ведро, 8л

8

3

3

6

6

1

1

4

Бидон, 5 л

5

2

2

5

4

4

Банка, 3 л

3

2

2

3

5. Отлейте из цистерны 13 л молока, пользуясь
бидонами емкостью 17 л и 5 л.

Решение.

Бидон 17 л

5

5

10

10

15

15

17
вылить
в цистерну

3

3

8

8

13

Бидон 5 л

5

5

5

5

3

3

5

5

6. Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12
л краски и хочет отлить из этого количества
половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л.
У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой
– вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л
краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число
переливаний необходимо при этом сделать?

Решение.

Сосуд 12 л

12

4

4

9

9

1

1

6

Сосуд 5 л

5

3

3

5

Сосуд 8 л

8

3

3

8

6

6

7. Имеются два полных десятилитровых бидона
молока и пустые  четырехлитровая и
пятилитровая кастрюли. Отлейте по 2 л молока в
каждую кастрюлю.

Решение.

№ шагаФляга 10 лФляга 10 лКастрюля 5 лКастрюля 4 л

1

10

10

2

10

5

5

3

10

5

1

4

4

10

9

1

5

10

4

5

1

6

10

4

2

4

7

10

8

2

8

10

8

2

9

10

3

5

2

10

10

3

3

4

11

10

7

3

12

6

7

3

4

13

6

7

5

2

14

6

10

2

2

Дополнительные задачи и задачи для
самостоятельного решения

1. Для разведения картофельного пюре быстрого
приготовления “Зеленый великан” требуется 1
л воды. Как, имея два сосуда емкостью 5 и 9 литров,
налить 1 литр воды из водопроводного крана?

2. В походе приготовили ведро компота. Как, имея
банки, вмещающие 500г и 900г воды, отливать компот
порциями по 300 г?

3. Нефтяники пробурили скважину нефти.
Необходимо доставить в лабораторию на
экспертизу 6 литров нефти. В распоряжении имеется
9-литровый и 4-литровый сосуды. Как с помощью этих
сосудов набрать 6 литров?

4. Взгляни на берег – там ты увидишь  две
банки. В одну из них помещается ровно два литра
воды, а в другую – три. Как налить в двухлитровую
банку точно один литр? Укажи два способа.

5. В два достаточно больших бидона как-то
разлили  3 л воды. Из первого переливают 
половину имеющейся в нем воды во второй, затем из
второго переливают половину имеющейся  в 
нем  воды  в первый,  затем  из первого
переливают половину имеющейся в  нем воды во
второй и т.д. Докажите, что независимо от того,
сколько воды было сначала в каждом из сосудов,
после  100 переливаний в них будет 2 л и  1 л с
точностью до миллилитра.

6. Две группы альпинистов готовятся к
восхождению. Для приготовления еды они
используют примусы, которые заправляют бензином.
В альплагере имеется 10-литровая канистра
бензина. Имеются еще пустые сосуды в 7 и 2 литров.
Как разлить бензин в два сосуда по 5 литров в
каждом?

Читайте также:  Узи почек с допплерографией сосудов почек в ижевске

7. Летом Винни Пух сделал запас меда на зиму и
решил разделить его пополам, чтобы съесть
половину до Нового Года, а другую половину –
после Нового года. Весь мед находится в ведре,
которое вмещает 6 литров, у него есть 2 пустые
банки – 5-литровая и 1-литровая. Может ли он
разделить мед так, как задумал?

8. Белоснежка ждет в гости гномов. Зима выдалась
морозной и снежной, и Белоснежка не знает точно,
сколько гномов решатся отправиться в далекое
путешествие в гости, однако знает, что их будет не
более 12. В ее хозяйстве есть кастрюлька на 12
чашек, она наполнена водой, и две пустых – на 9
чашек и на 5. Можно ли приготовить кофе для любого
количества гостей, если угощать каждого одной
чашкой напитка?

9. Нефтяники пробурили скважину нефти.
Необходимо доставить в лабораторию на
экспертизу 6 литров нефти. В распоряжении имеется
9-литровый и 4-литровый сосуды. Как с помощью этих
сосудов набрать 6 литров?

10. Бидон ёмкостью 10 л наполнен молоком.
Требуется перелить из этого бидона 5 л в
семилитровый бидон, используя при этом ещё один
бидон, вмещающий 3 л. Как это сделать?

11. Можно ли отмерить 8 л воды, находясь у реки и
имея два ведра: одно вместимостью 15 л, другое
вместимостью 16 л?

12. Есть три бидона емкостью 14, 9 и 5 литров. В
большом бидоне 14 л молока, остальные пусты. Как с
помощью этих бидонов разделить молоко пополам?

13. Имеется три сосуда без делений объемами 6 л, 7
л, 8 л, кран с водой, раковина и 6 л сиропа в самом
маленьком сосуде. Можно ли с помощью переливаний
получить 12 л смеси воды с сиропом, так чтобы в
каждом сосуде воды и сиропа было поровну?

Источник

задачи на переливаниезадачи на переливание

Задачи на переливание воды

При проведении олимпиад по математике, особенно в 6-х классах, востребованы задачи на переливание воды и других жидкостей. В данной статье приведен разбор нескольких задач с использованием матриц.

1. Можно ли имея два сосуда емкостью 3 и 5 л, набрать из водопроводного крана 4 л воды?

Решение

1. Набираем 5 литров в пятилитровый сосуд,

2. Из пятилитрового сосуда вливаем в трехлитровый три литра, в пятилитровом остаётся два литра

3. Из трехлитровой выливаем все и остается 2 литра в пятилитровой.

4. Из пятилитровой переливаем все в трехлитровую. В пятилитровой 0 литров в трехлитровой 2 литра.

5. Набираем в пятилитровую пять литров.

6. Из пятилитровой переливаем литр в трехлитровую.

7. Выливаем 3 литра из трехлитровой и остается 4 литра в пятилитровой.

Данный алгоритм решения задачи можно изобразить в виде таблицы

0 литров0 литров3 литра0 литров2 литра2 литра3 литра0 литров
0 литров5 литров2 литра2 литра0 литров5 литра4 литра4 литра

2. Как разделить поровну между двумя семьями 12  л кваса , который находится в 12-ти литровом сосуде, для этого у вас есть 2 сосуда 8-ми литровый и 3-ех литровый.

Решение задачи на переливание

12л емкость12л9л9л6л6л
8л емкость0л0л3л3л6л
3л емкость0л3л0л3л0л

3. Бидон емкостью 10 л наполнен керосином. Имеются пустые сосуды в 7 и 2 литра. Как разлить керосин в два сосуда по 5 литров?

Решение

10л емкость10л3л3л5л
2л емкость0л0л2л0л
7л емкость0л7л5л5л

4. Есть 2 сосуда. Емкость одного 9 л другого 4л. Как с их помощью из бака набрать 6л воды? Воду можно сливать обратно в бак.

Решение

9л емкость0л9л5л5л1л1л0л9л6л
4лемкость0л0л4л0л4л0л1л1л1л

5. Как, имея два сосуда емкостью 6л и 9л, набрать 3л воды?

Решение

0л0л5л0л4л4л5л0л5л0л
0л9л4л4л0л9л8л8л3л3л

Замечание. Подробное решение приведено только в первом случае. В последних приведены только таблицы. Надеюсь с помощью их легко восстанавливается решение задач на переливание.

Источник