Задания на сообщающиеся сосуды

Задания на сообщающиеся сосуды thumbnail

План-конспект открытого урока по физике в 7А классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о сообщающихся сосудах и их свойствах;
  • Показать примеры применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Развивающие:

  • Развивать умения применять полученные знания на практике;
  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к родному краю;
  •  воспитывать коммуникативную культуру;
  • создать условия для развития исследовательских навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1

Организационный момент.

3

Рассказ учителя

2

Актуализация знаний.

22

Индивидуальные карточки, фронтальный опрос, индивидуальное задание, задание у доски.

3

Изучение нового материала.

25

Беседа. Записи на доске. Проведение эксперимента. Презентация на проекторе. Обсуждение результатов.

Выводы.

4

Физическая пауза.

3

Делаем зарядку для глаз. Слушаем релаксирующую музыку.

5

Развитие знаний при решении задач.

18

Решение задач.

6

Подведение итогов.

3

Выделение главного учителем. Выставление оценок за работу на уроке.

7

Домашнее задание.

1

Запись на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 (Поприветствовать класс, отметить отсутствующих, рассказать план урока)

План урока сегодня такой: проверяем д/з, изучаем новый учебный материал, учимся решать задачи по новой теме.

  1. Актуализация знаний.

Домой вам было задано повторить п.33-38. Проверим как вы выполнили Д/з.

  1. Выдать индивидуальные карточки на повторение материала (3-4 человека)
  2. Задание у доски (1-2 человека) – вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
  3. Провести фронтальный опрос по пройденному ранее материалу.

Остальные будут отвечать на мои вопросы:

– способы уменьшения давления (увеличивают площадь – шире колеса, гусеничный ход, фундамент зданий, широкие лямки рюкзака, лыжи, шпалы);

– способы увеличения давления (уменьшение площади – заточка инструментов, в природе – шипы, острый клюв, когти и зубы);

– чем вызвано давление газа (ударами молекул о станки сосуда);

– что происходит с газом при уменьшении объема (число ударов о стенки сосуда возрастет и давление увеличится);

– как зависит давление газа от температуры (увеличивается с увеличением температуры);

– почему сжатые газы содержат в специальных баллонах (т.к. при сжатии газа давление возрастает, что очень опасно, следовательно, баллоны должны быть очень прочные);

– сформулируйте Закон Паскаля (давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях);

– как показать на опыте, что давление внутри жидкости на разных уровнях разное (стеклянная колба с резиновой пленкой);

– почему во многих случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом (из-за маленькой плотности газов);

– от каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда (от плотности и от высоты столба жидкости);

– зависит ли давление жидкости на дно сосуда от формы сосуда, от площади поверхности (нет, нет).

  1. Проверяем правильность вывода формул у доски.
  1. Доклад учащегося на тему «Блез Паскаль. Биография и интересные факты жизни».
  2. Проверка карточек: 1 вариант (а, а, а, б, г, г) 

                                   2 вариант (в, б, г, в, в, а)

(Вопросы с ошибками предложить разобрать классу.)  

  1. Изучение нового материала

А теперь приступим к НУМ.

Объявить тему урока. (Запись в тетрадях – число и тема урока)

  1. Сообщающие сосуды (определение, эксперименты)

 Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. Как вы думаете, что это такое?

Записываем: «Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части.»

Сообщающиеся сосуды мы встречаем в нашей жизни ежедневно. Попробуйте привести примеры (чайник, кофейник, лейка)

Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется XI в (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.                        

С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем вот такие сообщающие сосуды (показываю). Наливаем воду и смотрим, что происходит (вода в обоих сосудах установилась на одном уровне).  Возьмем теперь сообщающиеся сосуды разных форм и тоже нальем воду. Что вы заметили? (Вода тоже установилась во всех сосудах на одном уровне) Какой же вывод мы можем сделать?

Записываем: «Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне».

Докажем это с помощью формул:

Вывод формулы для случая с однородными жидкостями:                            

                                    p1= ρgh1          p2= ρgh2  

                                                                 ρgh1= ρgh2

                                                h1= h2

Ответим на вопросы: Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.) При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.  

Читайте также:  Рыбий жир в капсулах для сосудов

 А как вы думаете, что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Проверим это теоретически:

                                    p1= ρ1gh1          p2= ρ2 gh2  

                                                                 ρ1gh1= ρ2gh2

                                             ρ1h1= ρ2h2

Следовательно, высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Записываем: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.

  1. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.

Где же применяются сообщающиеся сосуды?

       Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; гидравлическом прессе; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации; действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов.

Еще один пример использования сообщающихся сосудов, это фонтаны. На них мы остановимся поподробнее.

В России существует единственный в мире комплекс фонтанов, который работает на принципе сообщающихся сосудов. Есть идеи, что это за фонтаны? Подсказка – эти фонтаны были созданы по распоряжению Петра 1. Это фонтаны в Петергофе. (Презентация1)

Рассмотрим для начала принцип действия фонтана (слайд2) Если уровень жидкости в обоих сосудах одинаковый, то фонтан бить не будет. Струя фонтана возникает под напором (давлением), который можно создать, если изменить уровень жидкости в одном из сосудов.

      В современных фонтанах для создания давления на входе в трубы используются в большинстве случаев насосы (Слайд3). А в фонтанах Петергофа используется, как я уже говорила, принцип сообщающихся сосудов. Здесь нет ни насосов, ни сложных водонапорных сооружений. (Слайд4)

         Петр не случайно выбрал именно это место для строительства загородной резиденции – Петергофа. (Слайд5) Обследуя местность вблизи Финского залива, он обнаружил множество водоемов и ключей, бьющихся из-под земли. По этим ключам можно было установить, что где-то неподалеку есть источник воды, расположенный выше уровня местности. Такой источник действительно был найден на Ропшинских высотах, расположенных на 100 м выше уровня моря.

         Под руководством русского мастера Василия Туволкова в течение лета 1721 года были построены канал и другие водоводы, по ним из водоемов Ропшинских высот вода самотеком пошла в накопительные бассейны Верхнего сада Петродворца, объединив все озёра и ручьи. Здесь (в Верхнем саду) можно было уже устроить небольшие по высоте струи-фонтаны. А вот в Нижнем парке, на 16 метров ниже Верхнего сада, вода по трубам из накопительных бассейнов по принципу сообщающихся сосудов взмывает вверх множеством высоких струй в фонтанах парка. Далее она по прямому Морскому каналу, обрамленному множеством фонтанов, стекает в Финский залив.

У фонтанов есть свои секреты:

1. (Слайд6) Денег на возведение фонтанов в Петергофе потратили действительно немало, а вот энергии эти сооружения не расходуют совсем. Каждый фонтан в парке тратит 1000 литров в секунду, а в целом за день уходит до 8 млн литров воды. Однако, чтобы фонтан заработал, необходимо лишь с помощью вентиля открыть задвижку. При этом никакого постороннего звука от шумных моторов и механизмов вы не услышите, ведь их тут действительно нет.

2. (Слайд7) Под фонтанами находится огромное количество труб – маленьких и больших. Кстати, во времена Петра Великого не существовало прочных труб, их заменяли полые деревья, а чистить их приходилось изнутри очень худым детям. На ночь все фонтаны останавливают с помощью всё того же вентиля, а к утру всё вновь готово к полноценной работе. Зимой фонтаны не работают, а вода течёт задуманным ещё при Петре обходным путём через речку Шинкарка.

3. (Слайд8) Петергоф также известен своими фонтанами-шутками. По легенде, которую рассказывают экскурсоводы туристам, если наступить на один из камней, фонтан сразу же заработает. После рассказа все тут же спешат это проверить сами и тотчас попадают под брызги. Но никто из посетителей не замечает, что рядом с фонтаном сидит неприметный дяденька и держится за палку, которая со стороны похожа на трость. На самом деле именно он руководит процессом поступления воды. Рядом ещё с одним фонтаном находится будка с окошечком, в которой тоже сидит специальный человек. Такие невидимые сотрудники Петергофа несут свою вахту около каждого фонтана-шутки.

          Многие уверены, что шикарные фонтаны дворцового комплекса работают на насосах. Однако из-за дороговизны такого процесса даже фонтаны во французском королевском дворце Версале включают только на 2 часа 2 раза в неделю. А в России, благодаря гениальной задумке Петра I и точному расчету русского инженера Туволкова, тысячи российских и иностранных туристов могут наслаждаться великолепием этих фонтанов ежедневно в течение всего лета.

Читайте также:  Гемодинамика при транспозиция магистральных сосудов

На этом теоретическая часть нового материала закончена, приступим к практике, т.е. к решению задач.

  1. Развитие знаний при решении задач.

 Физическая пауза.  Прежде, чем приступить к решению задач, проведем “Гимнастику для глаз”.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  3. Закроем глаза, откинемся на спинку стула и послушаем музыку – 1 минуту. (Включить релаксирующую музыку)

Задача1: (Презентация2)

 Какую высоту должен иметь столб нефти, чтобы уравновесить в сообщающихся сосудах столб ртути высотой 16см?

Дано:

hрт = 16см = 0,16м

ρрт = 13600 кг/м3

ρн = 800 кг/м3

Найти:

hн – ?

Решение:

Запишем формулу для давления:

Р = ρgh

По условию задачи Ррт = Рн, или ρрт ghрт = ρнghн, отсюда

hн = (ρртhрт) / ρн

hн = 2,7м

Ответ: hн = 2,7м

Задача2: №26.22 (Задачник, стр. 130) Прочитаем условие задачи. Предложить учащимся выйти у доске и решить задачу.

Решение: Уровни ртути будут совпадать, если давление столба воды и столба керосина одинаково:  pв = pк, т.к.  давление определяется по формуле:

p = ρ · g · h  ,

то ρв · g · h в = ρк · g · h к. Отсюда находим h к = ρв · g · h в/ ρк · g, производя математическое действие, получим: h к = ρв· h в/ ρк :  

h к = ρв· h в/ ρк = 1000 кг/м3 ·0,2м /800 кг/м3  =  0,25м=25см                              

Ответ: 25см

 Задача2: 26.7  

В сосуде с керосином уровень будет больше, т.к. плотность керосина меньше плотности воды.

Задача3: №26.23 (Задачник) ?

  1. Итоги урока.

Сегодня мы с вами изучили сообщающиеся сосуды. Что вы запомнили из урока? Что такое сообщающиеся сосуда? Какой будет уровень в сообщающихся сосудах при однородных жидкостях? При неоднородных жидкостях? Где используется принцип сообщающихся сосудов?

Выставляются оценки за работу на уроке, оценки озвучиваются.

  1. Домашнее задание. 

Запишите пожалуйста домашнее задание. На доске: п. 39, зад. 26.2, 26.13 (задачник)

Урок закончен. До свидания!

Источник

«Сообщающиеся сосуды». 7 класс

Общеобразовательная: учащийся должен иметь представление о принципах работы и применении технических устройств и приборов, в которых используется закон Паскаля: шлюзов, водопровода; уметь описывать и объяснять принцип действия сообщающихся сосудов.

Развивающая: создать условия для активизации познавательной деятельности, развивать способности учащихся грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, показать значение физики для развития техники.

Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, модель фонтана, фотографии шлюзов, фонтанов, компьютерная презентация «Сообщающиеся сосуды», компьютер, проектор, экран.

1. Организационный этап. Актуализация знаний.

К новым знаниям спешим.

По давленью повторим.

Фронтальный опрос.

Работа индивидуально у доски – 3 человека.

Физический диктант (фронтальная проверка)

2. Объяснение нового материала.

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются,

Опыты прекрасные с ними получаются!

Сhello_html_m3e3116b7.jpgосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.

hello_html_m4c516950.jpg

Если в сообщающиеся сосуды налить однородную жидкость, то она в них установиться на одном уровне.

Демонстрируются сосуды. Опыт.

Доказательство:

P1=P2 так как жидкость покоиться

gρвh1= gρвh2 так как ρв=ρв h1= h2

Закон сообщающихся сосудов.

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

hello_html_m43451398.jpghello_html_m6c901411.jpg

Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, то столб жидкости меньшей плотности будет выше.

Демонстрация опыта.

Доказательство:

P1=P2 так как жидкость покоиться

gρвh1= gρкh2 так как ρв>ρк h1< h2

Закон сообщающихся сосудов.

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

3hello_html_m54b58a8d.jpg. Закрепление нового материала.

  1. В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно
    в обоих случаях будет одинаковое.))

  2. Рассмотрите рис. а—в и ответьте на вопрос: что произойдет
    с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а из правого колена
    жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в
    сосудах не уравняется; на рис. б
    из левого колена жидкость
    будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко­
    ленах не станет равным; на рис. в жидкость перетекать не
    будет.)hello_html_d0827df.jpg

  1. Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?

Самостоятельная работа

1, 3, 3, N

Загадки:

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)

2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится. (Чайник.)

Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носи­ке чайника.

3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –

Читайте также:  Зачем нужно узи сосудов

Как мы это назовем? (Водопровод.)

Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)

  1. Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Кран.)

4. Итог урока. Домашнее задание

Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть.

Расстроены ребята? Нет!

Тогда для вас ларец конфет!

Источник

Учитель физики МОУ Уральская СОШ Сырова Ирина Васильевна

урок физики 7 класс

(авт. уч. А.В. Пёрышкин , Москва, Дрофа 2010 год)

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Цель урока: продолжить формирование понятия  давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе; уметь решать задачи на расчёт давления жидкости.

Оборудование: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, бытовые приборы (чайник, кофейник, лейка), таблицы «Водопровод», «Шлюзы» и др.

План урока: I. Организационный момент.

                      II. Изучение нового материала: исследование зависимости  уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

                      III. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

                      IV. Решение задач.

                       V. Итоги урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I.Орг. момент. Раздаются тетради с итогами самостоятельной работы. Запись темы урока. Сообщение о целях уроках.

II. Обращается внимание на отличительную особенность всех подготовленных к демонстрации приборов: они соединены в нижней части.

         Определение: сосуды, соединённые друг с другом в нижней части, называются сообщающимися (напр.лейка, чайник, кофейник) /запись в тетрадь/.

Первая учебная проблема: как поведёт себя жидкость, если один из сосудов заполнить и открыть зажим? (рис 107 (а) учеб.)

 Жидкость по соединительной трубке частично перейдёт  во вторую трубку (рис 107(б)). Обращается внимание на то, что как только жидкость успокоится, её уровни в обоих сосудах становятся одинаковыми. Далее опыт видоизменяется: одну трубку поднимают (рис 107(в)), опускают, наклоняют. На основании опыта делается вывод: однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/

Вторая учебная проблема: Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (рис 109 учеб.)

Продемонстрировать опыт с сосудами разной формы и сделать вывод:  в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/

Третья учебная проблема: как устанавливаются  в сообщающихся сосудах жидкости разной плотности?

Один сосуд заполняется водой, другой (аккуратно) керосином или бензином (рис 110).

Почему жидкости в сообщающихся сосудах установились не на одном уровне?

(необходимо обратиться к таблице 3 «Плотности некоторых жидкостей» стр. 51)

Мы знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкости различны, поэтому и высоты столбов этих жидкостей будут различны. Приходим к выводу: высота столба жидкости большей плотности  меньше, чем высота столба  жидкости меньшей  плотности. /запись в тетрадь/

 III. Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах.

а) водопровода с водонапорной башней (сл 6)

б) фонтанов; (сл 7)

в) шлюзов;  (сл 8)

г) водомерного стекла;

д) артезианских колодцев;

е) гидравлического пресса.

IV. Решение задач:

           1. Площадь дна кастрюли равна 0,13м2. Вычислите, на сколько увеличилось давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объёмом 4 л.

Дано:        «СИ»        Решение:

S=0,13 м2

V=4 л        0,004 м3        р== ;  m=pV  p=

р-?

        P==307,7 Па

        Ответ: р=307,7 Па.

2.В аквариум высотой 32 см, длиной 50 см и шириной 20 см налита вода, уровень которой ниже края на 2 см. Рассчитайте вес воды.

 Дано:        «СИ»            Решение:

h1=32 см        0,32 м        Р=mg   т.к. m=pV      V=abh      h=h1-h2 ,

a=50 см        0,5 м        

b=20 см        0,2 м        P=pab(h1-h2)g

h2=2 см        0,02 м

        P=1000кг/м3*0,5м*0,2м*(0,32м-0,02м)*9,8Н/кг=300 Н.

P-?

        Ответ: Р=300 Н

3. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе станции показывает 763 мм.рт.ст., а при входе в метро -760 мм.рт. ст.

Дано:        Решение:

р1=763 мм.рт.ст.        1 мм.рт.ст. – 12 м

р2=760 мм.рт.ст.        (763-760)мм.рт.ст. – h м

        Пользуясь основным свойством пропорции найдём h:

h-?

        h==36 м

        Ответ: h=36 м.

4. Какое значение атмосферного давления больше: а) 100 кПа или  700мм.рт.ст.;

б) 1000мм.рт.ст. или 1000 Па

а) 100 кПа=100000 Па, т.к. 1 кПа=1000 Па

     700мм.рт.ст.=93310 Па,  т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па

100000 Па>93310 Па, значит 100кПа>700мм.рт.ст.

б) 1000мм.рт.ст.=133300 Па, т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па

      133300 Па>1000 Па, значит 1000мм.рт.ст.>1000 Па

  V. Фронтальный опрос:

                  1. Определение сообщающихся сосудов

      2. Примеры сообщающихся сосудов

      3. Упр 16 (4)  (ответ: нет, от формы сосуда положение жидкости не зависит)

Домашнее задание:

                          §  39, Упр.16(3п), Задание 9(у).

Источник