Закон сообщающихся сосудов в каком классе

Закон сообщающихся сосудов в каком классе thumbnail

Статьи

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Физика

Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?

26 апреля 2019

Закон сообщающихся сосудов 

Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.

 ρ1 / ρ2 = h2 / h1

Физика. 7 класс. Учебник

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Купить

Свойство сообщающихся сосудов

Возьмем несколько различных по размеру и форме открытых сосудов, проделаем в каждом из них отверстие и соединим отверстия в сосудах трубками, чтобы жидкость, которую мы будем наливать в один из них, могла свободно перетекать из одного сосуда в другой. Для большего эффекта, пожмем трубки, которые их соединяют и наполним один из сообщающихся сосудов водой. Теперь откроем трубки и увидим, что когда жидкость перестанет перетекать, то, вне зависимости от формы и размера сосудов, уровни жидкости в каждом будут совершенно одинаковыми. Или проведём иной опыт – возьмём пластиковую бутыль и срежем донышко, а крышку плотно прикрутим, проделаем в ней небольшое отверстие и вставим в него небольшой шланг, место соединения шланга и крышки бутыли сделаем герметичным с помощью пластилина. Теперь закрепим бутыль вверх дном, а шланг расположим параллельно бутыли открытым концом чуть выше её срезанного дна. Заполним бутыль жидкостью, например, подкрашенной водой. И вновь мы увидим, что вне зависимости от высоты сообщающихся сосудов, уровень воды в бутыли будет точно таким же, как и уровень воды в шланге. В этом и заключается первое и основное свойство сообщающихся сосудов: в открытых сообщающихся сосудах уровни одинаковой жидкости будут одинаковыми. Это замечательное свойство нашло широкое применение в практике, но об этом поговорим чуть позже. А теперь возьмём U-образную стеклянную трубку. Это тоже сообщающиеся сосуды, их, в данном случае, называют коленами трубки. В правое колено нальём воду и она, конечно же, перетечёт в левое колено так, что уровни воды в обоих коленах будут одинаковыми – мы уже знаем, что так и должно быть, хоть пока что и не знаем, почему. А теперь в левое колено, очень аккуратно, чтобы жидкости не смешивались, нальём керосин или подкрашенный спирт. И мы увидим, что теперь верхние уровни каждой жидкости в коленах будут отличаться. Уровень спирта или керосина будет выше уровня воды. Заглянем заодно в таблицу плотности жидкостей и увидим, что плотность керосина или спирта меньше плотности воды, а уровень, наоборот, выше. Из этого эксперимента можно сделать вывод – если в открытых сообщающихся сосудах налиты две разные жидкости, то уровень будет выше у той, чья плотность меньше. Иными словами, плотности жидкостей и их уровни будут обратно пропорциональными. Настала пора объяснить, почему так получается.
Читайте также:

Проекты на уроках физики: плюсы и минусы

Что такое радуга?

Почему море соленое?

Почему небо голубого цвета? 

Применение на практике

Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:

  • измерители плотности,
  • жидкостные манометры,
  • определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
  • домкраты,
  • гидравлические прессы,
  • шлюзы,
  • фонтаны,
  • водопроводные башни и т.д.

Свойство сообщающихся сосудов реализуется не только в физике. Такая известная поговорка «Если где-то прибыло, значит где-то убыло» фактически напрямую связана со свойством сообщающихся сосудов и означает, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано, а значит – стремится к равновесию. Когда человек смещает это равновесие в одну сторону, это немедленно сказывается в чём-то другом. Над этим стоит задуматься, не так ли?

Материал по физике на тему «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса.

Методические советы учителям

  • При изучении этой темы обязательно необходима демонстрация. Описанные в статье эксперименты обязательно нужно показать детям в живом исполнении.
  • Желательно продемонстрировать принцип действия фонтана (это также довольно не сложно сделать своими руками).
  • Обратите внимание учащихся на формулу для двух жидкостей – это обратная пропорция. На нескольких примерах поясните смысл обратной пропорциональности.
  • Рассмотрите ситуацию с тремя жидкостями (решите соответствующую задачу).
  • А вот действие шлюзов лучше всего продемонстрировать с помощью видео.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Всем известно, что нужно сделать с чайником, чтобы из его носика полилась вода, – просто наклонить. А вот вопрос, можно ли перевести корабль через гору в море или другой водоем, вызовет у нас сомнение. Чтобы ответить на него, сначала следует узнать, что из себя представляют сообщающиеся сосуды.

Закон сообщающихся сосудов в каком классе

Закон сообщающихся сосудов

Сообщающиеся сосуды – это взаимодействующие друг с другом сосуды, которые имеют общее дно.

Закон сообщающихся сосудов в каком классе

Рис. 1. Сообщающиеся сосуды

Закон сообщающихся сосудов гласит, что в таких сосудах, какую бы форму они не имели, поверхности однородных жидкостей в состоянии покоя находятся на одном уровне, то есть давление, оказываемое на стенки на любом горизонтальном уровне является одинаковым.

Если же в сосуде жидкости разные, то уровень выше в сосуде, в котором жидкость обладает меньшей плотностью. То есть, если в один сосуд налить жидкость, обладающую одной плотностью, а во второй – другой, то при равновесии их уровни не будут одинаковыми. Следовательно отсюда можно вывести формулу:

Читайте также:  Пепси кола для чистки сосудов

ρ1/ρ2=h2/h1

Где:

  • ρ – плотность жидкости;
  • h – высота столба.

Также для сообщающихся сосудов важной является формула:

p=gρh

Где:

  • g – ускорение свободного падения;
  • ρ – плотность жидкости (кг/куб.м);
  • h – глубина (высота столба жидкости).

Этой формулой определяется давление жидкости на дно сосуда.

Древним римлянам было неизвестно определение сообщающихся сосудов, поэтому их акведуки – водопроводы занимали огромную протяженность над поверхностью земли и строились с равномерным уклоном вниз.

Свойства сообщающихся сосудов

В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Это происходит потому, что жидкость производит одинаковое давление на стенки сосуда. Достичь разного уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах можно с помощью перегородки между ними.

Перегородка перекроет сообщение между сосудами, и тогда можно в один из них долить жидкость, чтобы уровень изменился. В данной ситуации возникает напор – давление, производимое весом столба жидкости высотой, равной разности уровней. И если убрать перегородку, то именно это давление станет причиной тому, что жидкость будет перетекать в тот сосуд, где ее уровень ниже, до тех пор, пока уровни не станут одинаковыми.

В жизни очень часто можно встретить естественный напор. И таких примеров довольно много. Например, им обладает вода в горных реках, когда падает с высоты. Плотина также является примером естественного напора. Чем она выше, тем больше будет напор воды, поднятой плотиной.

Применение закона о сообщающихся сосудах

Принцип действия сообщающихся сосудов используется при сооружении фонтанов, водопроводов, шлюзов. Чайник и его носик тоже являются сообщающимися сосудами, так как вода, налитая в чайник, заполняет носик и всю остальную часть до одинаковой высоты. Применение свойств таких сосудов, могут даже помочь провести корабль через гору. И для этого как раз понадобиться шлюз. Шлюз – это лифт для судов. Если водное пространство перегорожено плотиной, то уровень воды в водохранилище выше, чем в реке ниже по течению. И чтобы добраться до этого уровня, судно должно зайти в шлюз, который отгорожен двумя водными непроницаемыми воротами. Когда шлюз полностью заполняется водой, судно выходит из шлюза и продолжает свой путь (уровень воды в шлюзе и водохранилище выравнивается по закону сообщающихся сосудов).

Закон сообщающихся сосудов в каком классе

Рис. 2. Шлюз

Что мы узнали?

Из этой темы по физики за 7 класс можно ясно понять, какие сосуды называются сообщающимися. Ими могут называться лишь те сосуды, обладающие общим дном, где жидкость может свободно перетекать из одного сосуда в другой. Также сообщающиеся сосуды играют огромную роль в нашей повседневной жизни, облегчая ее и помогая выходить из трудных ситуаций. Принципы сообщающихся сосудов лежат в основе различных чайников, кофейников, водомерных стекол на паровых котлах.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Алика Квегмайр

    10/10

  • Яна Василькова

    10/10

  • Елена Куренкова

    9/10

  • Мария Егорова

    8/10

  • Тимофей Черный

    10/10

  • Максим Скарнович

    10/10

  • Люба Музыченко

    10/10

  • Владимир Шитов

    9/10

  • Константин Никитич

    9/10

  • Катя Пу

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 846.

Источник

Сообщающиеся сосуды – это сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости в каждом из сосудов. Таким образом жидкость может перемещаться из одного сосуда в другой.

Перед тем как понять принцип действия сообщающихся сосудов и варианты их использования необходимо определиться в понятиях, а точнее разобраться с основным уравнением гидростатики.

Итак, сообщающиеся сосуды имеют одно общее дно и закон о сообщающихся сосудах гласит:

Какую бы форму не имели такие сосуды, на поверхности однородных жидкостей в состоянии покоя на одном уровне действует одинаковое давление.

Для иллюстрации этого закона и возможностей его применения начнем с рассмотрения основного уравнения гидростатики.

Основное уравнение гидростатики

P = P1 + ρgh

где P1 – это среднее давление на верхний торец призмы,

P – давление на нижний торец,
g – ускорение свободного падения,
h – глубина погружения призмы под свободной поверхностью жидкости.

ρgh – сила тяжести (вес призмы).

Звучит уравнение так:

Давление на поверхность жидкости, произведенное внешними силами, передается в жидкости одинаково во всех направлениях.

Из написанного выше уравнения следует, что если давление, например в верхней точке изменится на какую-то величину ΔР, то на такую же величину изменится давление в любой другой точке жидкости

Доказательство закона сообщающихся сосудов

Возвращаемся к разговору про сообщающиеся сосуды.

Предположим, что имеются два сообщающихся сосуда А и В, заполненные различными жидкостями с плотностями ρ1 и ρ2. Будем считать, что в общем случае сосуды закрыты и давления на свободных поверхностях жидкости в них соответственно равны P1 и P2.

Пусть поверхностью раздела жидкостей будет поверхность ab в сосуде А и слой жидкости в этом сосуде равен h1. Определим в заданных условиях уровень воды в сообщающихся сосудах – начнем с сосуда В.

Гидростатическое давление в плоскости ab, в соответствии с уравнение гидростатики

P = P1 + ρgh1

если определять его, исходя из известного давления P1 на поверхность жидкости в сосуде А.

Это давление можно определить следующим образом

P = P2 + ρgh2

где h2 – искомая глубина нагружения поверхности ab под уровнем жидкости в сосуде В. Отсюда выводим условие для определения величины h2

P1 + ρ1gh1 = P2 + ρ2gh2

В частном случае, когда сосуды открыты (двление на свободной поверхности равно атмосферному), а следовательно P1 = P2 = Pатм , имеем

ρ1h1 = ρ2h2

или

ρ1 / ρ2 = h2 / h1

т.е. закон сообщающихся сосудов состоит в следующем.

В сообщающихся сосудах при одинаковом давлении на свободных поверхностях высоты жидкостей, отсчитываемые от поверхности раздела, обратно пропорциональны плотностям жидкостей.

Свойства сообщающихся сосудов

Если уровень в сосудах одинаковый, то жидкость одинаково давит на стенки обоих сосудов. А можно ли изменить уровень жидкости в одном из сосудов.

Можно. С помощью перегородки. Перегородка, установленная между сосудами перекроет сообщение. Далее доливая жидкость в один из сосудов мы создаем так называемый подпор – давление столба жидкости.

Читайте также:  Не регестрируемые сосуды под давлением

Если затем убрать перегородку, то жидкость начнет перетекать в тот сосуд где её уровень ниже до тех пор пока высота жидкости в обоих сосудах не станет одинаковой.

В быту этот принцип используется например в водонапорной башне. Наполняя водой высокую башню в ней создают подпор. Затем открывают вентили, расположенные на нижнем этаже и вода устремляется по трубопроводам в каждый подключенный к водоснабжению дом.

Приборы основанные на законе сообщающихся сосудов

На принципе сообщающихся сосудов основано устройство очень простого прибора для определения плотности жидкости. Этот прибор представляет собой два сообщающихся сосуда – две вертикальные стеклянные трубки А и В, соединенные между собой изогнутым коленом С. Одна из вертикальных трубок заполняется исследуемой жидкостью, а другая жидкостью известной плотности ρ1 (например водой), причем в таких количествах, чтобы уровни жидкости в среднем колене находились на одной и той же отметке прибора 0.

Затем измеряют высоты стояния жидкостей в трубках над этой отметкой h1 и h2. И имея ввиду, что эти высоты обратно пропорциональны плотностям легко находят плотность исследуемой жидкости.

В случае, когда оба сосуде заполнены одной и той же жидкостью – высоты, на которые поднимется жидкость в сообщающихся сосудах, будут одинаковы. На этом принципе основано устройство так называемого водометного стекла А. Его применяют для определения уровня жидкости в закрытых сосудах, например резервуарах, паровых котлах и т.д.

Принцип сообщающихся сосудов заложен в основе ряда других приборов, предназначенных для измерения давления.

Применение сообщающихся сосудов

Простейшим прибором жидкостного типа является пьезометр, измеряющий давление в жидкости высотой столба той же жидкости.

Пьезометр представляет собой стеклянную трубку небольшого диаметра (обычно не более 5 мм), открытую с одного конца и вторым концом присоединяемую к сосуду, в котором измеряется давление.

Высота поднятия жидкости в пьезометрической трубке – так называемая пьезометрическая высота – характеризует избыточное давление в сосуде и может служить мерой для определения его величины.

Пьезометр – очень чувствительный и точный прибор, но он удобен только для измерения небольших давлений. При больших давлениях трубка пьезометра получается очень длинной, что усложняет измерения.

В этом случае используют жидкостные манометры, в которых давление уравновешивается не жидкостью, которой может быть вода в сообщающихся сосудах, а жидкостью большей плотности. Обычно такой жидкостью выступает ртуть.

Так как плотность ртути в 13,6 раз больше плотности воды и при измерении одних и тех же давлений трубка ртутного манометра оказывается значительно короче пьезометрической трубки и сам прибор получается компактнее.

В случае если необходимо измерить не давление в сосуде, а разность давлений в двух сосудах или, например, в двух точках жидкости в одном и том же сосуде применяют дифференциальные манометры.

Сообщающиеся сосуды находят применение в водяных и ртутных приборах жидкостного типа, но ограничиваются областью сравнительно небольших давлений – в основном они применяются в лабораториях, где ценятся благодаря своей простоте и высокой точности.

Когда необходимо измерить большое давление применяются приборы основанные на механических принципах. Наиболее распространенный из них – пружинный манометр. Под действием давления пружина манометра частично распрямляется и посредством зубчатого механизма приводит в движение стрелку, по отклонению которой на циферблате показана величина давления.

Видео по теме

Ещё одним устройством использующим принцип сообщающихся сосудов хорошо знакомым автолюбителем является гидравлический пресс(домкрат). Конструктивно он состоит из двух цилиндров: одного большого, другого маленького. При воздействии на поршень малого цилиндра на большой передается усилие во столько раз большего давления во сколько площадь большого поршня больше площади малого.

Вместе со статьей “Закон сообщающихся сосудов и его применение.” читают:

Источник

Конспект урока в 7-м классе на тему: “Сообщающиеся сосуды”

Цель:  Познакомить учащихся с сообщающимися сосудами и установить закономерность  

             распределения  жидкостей в сообщающихся сосудах.

Задачи:

           1. Обучающая:

  • Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь определением понятия.
  • Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула).
  • Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.

           2. Развивающая:

  • Формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.
  • Развитие любознательности.

           3. Воспитывающая:

  • Воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группе.
  • Воспитать чувство самоконтроля.

           4. Здоровьесберегающая:

  • Применить здоровьесберегающую технологию при проведении урока.

Тип урока:  Объяснение нового материала.

Методы:  Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, постановка проблемной ситуации, групповая работа,

                  индивидуальная работа,

Оборудование: Доска, учебник, индивидуальные карточки, ТСО.

Использование таблиц, рисунков:
а) артезианский колодец
б) работа шлюзов
в) работа фонтанов

Демонстрация набора различных сообщающихся сосудов.

Демонстрации:

Демонстрационные опыты:
Опыт №1: равновесие однородной жидкости в одинаковых сообщающихся сосудах с

                  одинаковой площадью  сечения.
Опыт №2:  различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
Опыт №3:  равновесие однородной жидкости в  сообщающихся сосудах разной площади сечения.

Опыт №4:  различие уровней однородных жидкостей в сосудах при движении жидкости.

           План урока.

  1. Орг.момент.(2 мин)
  2. Опрос д.з. (5 мин)
  3. Постановка учебной задачи.(1 мин)
  4. Знакомство с новым материалом. (18 мин)
  5. Физкультминутка.(2 мин)
  6. Первичное закрепление нового материала. (5 мин)
  7. Практическая работа. (9 мин)
  8. Подведение итогов.(2 мин)
  9. Инструктаж д.з. (1 мин)

Основные этапы урока

Деятельность учащихся

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных

Рабочее место ученика.

2. Опрос д.з.

Какую общую тему изучаем на последних уроках? – “Давление”.

Мы знаем о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеем объяснить причину давления и вычислить его.

От чего зависит давление в жидкости?

Можно ли использовать формулу давления твёрдого тела для расчёта давления в жидкости?

Можно ли использовать формулу давления в жидкости для расчёта давления твёрдого тела?

Один ученик решает задачу на давление в жидкости на доске.

Отвечают на вопросы

3. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:

Сегодня, изучая тему “Сообщающиеся сосуды”, мы узнаем еще что-то новое о давлении. Эти знания сможем применить при объяснении явлений и законов природы, которые наблюдаем повседневно. Все записи мы будем заносить в бланк-отчёт (учитель выдаёт каждому ученику дланк-отчёт)

Сделать вывод о применении знаний.

4.  Объяснение новых знаний

Какая тема урока?

Что означает данное выражение? Какие это могут быть сосуды?

Учитель показывает две трубки, соединённые резиновой трубкой.

Делаем совместный вывод:

Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися.

Установим  закономерности распределения жидкостей в сообщающихся сосудах.

Опыт№1. 

Наливаем воду в один из 2-х сосудов, уровень жидкости одинаков.

Что вы видите, опишите.

– Почему уровень поверхности одинаков? (Т.к. давление на общую площадь соприкосновения одинаково).

Формула.

P = ρgh    

g – const

жидкость покоится, значит p1=p2, следовательно h1=h2.

А всегда ли уровни в сосудах будут одинаковые?

Проверим гипотезы экспериментально.

Какой делаем вывод?

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Докажем это: по закону сообщающихся сосудов. Так как p1=p2, где p1=p1gh1 и p2=p2gh2; то p1gh1= p2gh2 или p1h1=p2h2 отсюда: ρ1/ρ2= h2/h1

Относится ли сосуды в третьем опыте к сообщающимся?

Подведение итогов 4 части.

5. Физкультминутка.

6.  Первичное закрепление нового материала.

На карточке выбрать из списка сосудов те, которые относятся к сообщающимся, используя определение сообщающихся сосудов

Подведение итогов 6 части.

7. Практическая работа.

Ученикам раздаются индивидуальные карточки с заданиями на два варианта.

Объяснить принцип работы артезианского колодца. (по рис.112)

Объяснить принцип работы шлюза. (по плакату и рис.113 (б))

Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую форму?

8. Закрепление

Какие сосуды называются сообщающимися?

Какие два вывода, сделанные нами по проделанным опытам мы установили. 

Где применяются сообщающиеся сосуды, а, следовательно, и законы?

9. Д. з. § 39.

Читают с доски название темы урока, высказывают свои предположения.

Записывают в бланк-отчёт.

 Наблюдают, делают самостоятельный вывод.

 Ответ для них сложен, но через наводящие вопросы могут ответить. Оценки за ответ.

 Записывают определения в бланк-отчёт.

Рассказывают о наблюдаемом и делают вывод, записывают в бланк-отчёт.

 Ученики высказывают гипотезы.

 Все ученики делятся на 3 экспериментальные группы и каждая проводит опыт по проверки гипотезы.

Результаты и выводы запишем в бланке-отчёте.

Вывод по опыту №1:  Равновесие однородной жидкости в  сообщающихся сосудах разной площади сечения.

Вывод по опыту №2:  Различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

Вывод по опыту №3:  Различие уровней однородных жидкостей в сосудах при движении жидкости.

 Стараются дать правильный ответ.

 Желающий ученик выходит и отбирает все сообщающиеся сосуды, находящиеся на учительском столе.

Ученики выполняют задания. После выполнения происходит взаимопроверка работ у противоположного варианта.

Желающий ученик по учебнику объясняет.

Желающий ученик по плакату объясняет.

Ученики отвечают.

Записывают в дневник д.з.

Читайте также:  Плутарх ученик не сосуд

Самоанализ урока

Цели урока:

1. Показать реализацию метода постановки проблемной ситуации и ее разрешения учащимися в ходе урока, где они учатся формулировать, отстаивать и мотивировать свою точку зрения, используя наблюдения, жизненный опыт и знания.

2. Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула).

3. Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь определением понятия.

4. Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.

5. Формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.

Данный урок является одним из основных в разделе “Давление”, т.к. объясняет основной закон сообщающихся сосудов, а этот закон объясняет множество явлений, окружающих нас в быту и практической деятельности.

Тип урока – урок( исследование) изучения нового материала (теория и применение). Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

Формы – фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации. Индивидуальные особенности учитывались на всех этапах, как результат восприятия и усвоения: если понял – отвечает, получает оценку деятельности. Не понял – слушает объяснения других, затем делает по образцу, после этого только может быть оценен.

Самостоятельная работа предполагает выяснить уровень усвоения, чтобы скорректировать результат на следующем уроке. Акцент на уроке сделан согласно целям, которые, считаю, реализованы полностью.

Атмосфера на уроке была рабочая, соответствовала уровню класса. Активность учащихся хорошая, учащиеся работали, делали выводы на основе опытов и предыдущих знаний. Между мною и учащимися был хороший контакт, который помог учащимся раскрыться.

Кроме того все выполнили письменную самостоятельную работу. За хорошие работы оценки выставляю в журнал, учащиеся, не справившиеся с данной работой, после коррекции знаний на следующем уроке, напишут еще одну самостоятельную работу.

Главная цель урока по созданию и реализации проблемной ситуации, нахождение выхода из нее учащимися реализована.

Карточка для индивидуальной работы.___________________________

I вариант

    1. Какие сосуды называют сообщающимися?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. На рисунке  изображены сообщающиеся сосуды различной формы. Объясните,  почему для однородной жидкости (вода, керосин, масло, спирт или др.) поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________ _________________________  

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Карточка для индивидуальной работы. ___________________________

II вариант

    1. Приведите примеры сообщающихся сосудов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. На рисунке  изображен кофейник. Какую ошибку допустил

конструктор? Ответ обоснуйте.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________   

Бланк-отчёт по проделанной работе на уроке по теме «Сообщающиеся сосуды».

Сообщающиеся сосуды.

Сообщающиеся сосуды –  

1 группа

однородные жидкости в  сообщающихся сосудах разной площадью сечения.

2 группа 

разнородные жидкости в сообщающихся сосудах.

3 группа 

однородные жидкости в сосудах при движении жидкости.

рисунок

вывод

Зачеркнуть сосуды не являющиеся сообщающимися:

лейка, стакан,  водонапорная башня, фонтан, ведро, батарея отопления, кофейник, речные каналы, старинный угольный самовар, чайник.

Источник