Закономерности движения крови по сосудам впервые описал

Закономерности движения крови по сосудам впервые описал thumbnail

Закономерности движения крови по сосудам впервые в 1628 г. описал английский врач и анатом Уильям Гарвей. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о его работе.

Ответ

Уильям Гарвей (1 апреля 1578 — 3 июня 1657) сосредоточил большую часть своих исследований на механизме кровотока в организме человека. Большинство врачей того времени догадывались, что легкие ответственны за перемещение крови по всему телу. Знаменитая работа Гарвей «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» («Exercitatio Anatomica de Motu Cordis et Sanguinis in Animalibus»), обычно называемая «О движении сердца» («De Motu Cordis») была опубликована на латыни во Франкфурте в 1628 году, когда Гарвею было 50 лет. Первый перевод на английский язык появился только два десятилетия спустя.

Гарвей, наблюдая и пытаясь понять сердце живых животных, смог увидеть, что систола является активной фазой движения сердца, выкачивая кровь посредством мышечного сокращения. Обнаружив, что количество крови, исходящее из сердца, слишком велико, чтобы быть вовремя поглощенным тканями, он смог показать, что клапаны в венах позволяют крови двигаться только в направлении сердца, и доказать, что кровь циркулирует по телу и возвращается к сердцу. Сами клапаны были открыты учителем Гарвея — Фабрицио — но никак не были ассоциированы последним с процессом кровообращения.

В трактате «De Motu cordis» Гарвей полностью разрушил большинство представлений Галена относительно структуры и функций сердца. И в главе VIII написал: «…Наконец я увидел, что кровь, которая усилием со стороны левого желудочка выталкивается в артерии, распределяется по всему телу… а тогда, уже описанным способом, через вены по полой вене течет обратно в левый желудочек. Мы вполне можем назвать такое движение круговым».

В главе XIII Гарвей подытожил суть своих выводов: «И доказательства, и наглядная демонстрация показывают, что кровь проходит через легкие и сердце благодаря работе [предсердий и] желудочков, выталкивающих ее ко всем частям тела, где она проходит через вены и поры плоти, а затем перетекает по венам от периферии к центру, из меньших вен в большие, а затем эти вены передают ее в полую вену и правое предсердие сердца. Учитывая, что количество крови или ее приток и отток, в одну сторону — по артериям, в другую сторону — по венам, не может восполняться пищей, и к тому же значительно превышает количество, необходимое лишь для обеспечения питания, позволяет однозначно утверждать, что кровь пребывает в бесконечном движении. Такое положение вещей является действием или функцией, которую сердце осуществляет посредством пульсации. Только в этом и состоит цель движения и сокращений сердца.»

Предшественники и современники Гарвея полагали, что кровь постоянно формируется заново из переваренной пищи, рассеивается и расходуется в тканях. Они считали, что основной функцией сердца является выработка тепла. Кровь постоянно расходовалась на периферии и пополнялась посредством проглоченными питательными веществами, а осуществлялись все эти процессы правым желудочком и большими венами.

Гарвей изучал сердце не только различных рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих, но и других видов животных. Но самое главное — он не только сравнивал их, но и манипулировал как живыми, так и мертвыми животными.

Он изолировал части сердца, лигировал и разделял артерии, воздействовал на вены по обе стороны клапанов. Его наблюдения за рассеченными сердцами показали, что клапаны в сердце позволяют крови двигаться только в одном направлении.

Гарвей измерил объем левого желудочка и подсчитал, что за полчаса через сердце человека проходит большее количество крови, чем количество, содержащееся во всем теле.

Непосредственное наблюдение за ритмом сердца живых животных показало, что желудочки сжимались вместе, опровергнув теорию Галена о том, что кровь направлялась от одного желудочка к другому.

Диссекцией перегородки сердца Гарвей показал, что она не содержит каких-либо щелей или пор.

Когда Гарвей оперативным путем удалил бьющееся сердце из живого животного, оно продолжало биться, функционируя как насос, а не всасывающий орган.

Гарвей также использовал математические данные, чтобы доказать, что кровь не расходуется, и предположил существование небольших капиллярных анастомозов между артериями и венами, но они были обнаружены только в 1661 году Марчелло Мальпиги.

Источник

Закономерности движения крови по сосудам впервые описал

Закономерности движения крови по сосудам впервые описал

Мы поможем в написании ваших работ!

Закономерности движения крови по сосудам впервые описал

Мы поможем в написании ваших работ!

Закономерности движения крови по сосудам впервые описал

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности движения крови по сосудам основаны на законах гидродинамики. В соответствии с этими законами движение крови по сосудам определяется двумя силами: разностью давления в начале и конце сосуда и гидравлическим сопротивлением, которое препятствует току крови. Отношение разности давления к сопротивлению определяет объемную скорость тока жидкости, протекающей по сосудам в единицу времени. Эта зависимость носит название основного гидродинамического закона: количество крови, протекающей в единицу времени через кровеносную систему, тем больше, чем больше разность давления в ее артериальном и венозном концах и чем меньше сопротивление току крови. Однако физические законы в живом организме, где все явления, в том числе и движение крови, происходят в сложных биологических условиях, приобретают своеобразный характер. Это убедительно видно на примере беспрерывности тока крови как в фазе систолы, так и диастолы. Кровь движется по сосудам во время расслабления желудочков за счет потенциальной энергии.

Движению крови по венам способствует ряд факторов: работа сердца, клапанный аппарат вен, сокращение скелетных мышц и отрицательное давление в грудной полости.

Время, за которое частица крови однократно проходит большой и малый круги кровообращения, называется временем кругооборота крови. В норме у человека в покое оно составляет 20-25 с, из этого времени 1/5 (4-5 с) приходится на малый круг и 4/5 (16-20 с) – на большой. При физической работе время кругооборота у человека достигает 10-12 с.

Читайте также:  Чистка сосудов настоем из травы

Линейная скорость кровотока – это путь, пройденный в единицу времени (в секунду) каждой частицей крови. Линейная скорость кровотока обратно пропорциональна суммарной площади поперечного сечения сосудов. В состоянии покоя линейная скорость кровотока составляет: в аорте – 0,5 м/с, в артерияx – 0,25 м/с, в капиллярах – 0,5 мм/с, в полых венах – 0,2 м/с, в периферических венах среднего калибра – от 6 до 14 см/с.

КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ

Кровяное (артериальное) давление – это давление крови на стенки кровеносных (артериальных) сосудов организма. Измеряется в мм рт.ст. В различных отделах сосудистого русла кровяное давление неодина­ково: в артериальной системе оно выше, в венозной — ниже. Так, например, в аорте кровяное давление составляет 130-140 мм рт.ст., в легочном стволе – 20-30 мм рт.ст., в крупных артериях большого круга – 120-130 мм рт ст., в мелких артериях и артериолах–60-70 мм рт.ст., в артериальном и венозном концах капилляров тела – 30 или 15 мм рт.ст., в мелких венах – 10-20 мм рт.ст.

Величина кровяного давления зависит от трех основных факторов:

1) частоты и силы сердечных сокращений;

2) величины периферического сопротивления, т.е. тонуса стенок сосудов, главным образом, артериол и капилляров;

3) объема циркулирующей крови

Различают систолическое, диастолическое, пульсовое и среднединамическое давление.

Систолическое (максимальное) давление – это давление, отражающее состояние миокарда левого желудочка. Оно составляет 100-120 мм рт.ст.

Диастолическое (минимальное) давление – давление, характеризующее степень тонуса артериальных стенок. Равно в среднем 60-80 мм рт.ст.

Пульсовое давление – это разность между величинами систолического и диастолического давления. Пульсовое давление необходимо для открытия полулунных клапанов аорты и легочного ствола во время систолы желудочков. Равно 35-55 мм рт.ст.

Среднединамическое давление – это сумма минимального и одной трети пульсового давления. Выражает энергию непрерывного движения крови и представляет собой постоянную величину для данного сосуда и организма.

Величину АД можно измерить двумя методами: прямым и непрямым.

При измерении прямым, или кровавым, методом в центральный конец артерии вставляют и фиксируют стеклянную канюлю или иглу, которую резиновой трубочкой соединяют с измерительным прибором. Этим способом регистрируют АД во время больших операций, например, на сердце, когда необходим постоянный контроль за давлением.

В медицинской практике обычно измеряют АД непрямым, или косвенным (звуковым), методом Н.С.Короткова (1905) при помощи тонометра (ртутного сфигмоманометра Д.Рива-Роччи, мембранного измерителя АД общего применения и т.д.).

На величину АД оказывают влияние различные факторы: возраст, положение тела, время суток, место измерения (правая или левая рука), состояние организма, физические и эмоциональные нагрузки и т.д. Единых общепринятых нормативов АД для лиц различного возраста нет, хотя известно, что с возрастом у здоровых лиц АД несколько повышается.

Повышение АД свыше нормальных величин называется гипертензией, понижение – гипотензией.

Источник

Цель урока: формирование у обучающихся
представлений об особенностях движения крови по
сосудам, о кровяном давлении, скорости тока
крови.

Задачи урока.

  1. Образовательные
  2. : усвоение учащимися
    закономерностей движения крови по сосудам на
    основе применения знаний по физике о давлении и
    скорости;

  3. Развивающие
  4. : развитие познавательных
    интересов школьников, развитие умения учащихся
    применять знания, полученные при изучении
    физики, для решения новых познавательных задач
    по биологии, овладение учащимися навыками
    измерения кровяного давления;

  5. Воспитательные
  6. : формирование у учащихся
    сознания того, что здоровье каждого человека – в
    его руках, убеждённости познаваемости мира
    окружающего, формирования навыков коллективной
    работы.

Методы: cловесные, наглядные, практические.
Самостоятельная работа в группах.

Средства обучения: ЦОР, схема движения
жидкости по трубам с разной площадью сечения,
таблица “ Кровеносная система человека”, муляж
сердца человека.

Тип урока: семинарское занятие.

Ход урока

1. Организация.

За 2 недели до семинара обучающиеся класса
получают вопросы семинарского занятия. Им
предлагается по взаимному соглашению
объединиться в 7 групп и выбрать для подготовки
один из следующих вопросов:

1. История открытия кровообращения. Круги
кровообращения.

2. Давление, способы его измерения, единицы,
приборы.

3. Кровяное давление, его роль в движении крови
по сосудам, измерение его.

4. Сопротивление стенок сосудов. Пульсовые
волны, закон сохранения энергии.

5. Скорость, единицы измерения, зависимость
скорости от сечения сосуда. Закон Бернулли.

6. Работа и движение органов тела, их роль в
движении и перераспределении крови в организме.

7. Регуляция величины просвета сосудов. Роль
химических веществ и их концентрация в крови.

Групповая работа обучающихся в период
подготовки к семинарскому занятию обеспечивает
их высокую активность во время коллективного
обсуждения основных вопросов семинара. В этой
работе появляется взаимосвязь учителя и
обучающихся, использование различных методов и
приёмов обучения: изложение и беседа,
выступление обучающихся, работа с учебником, ЦОР,
демонстрация приборов, создание проблемных
ситуаций, дискуссии, подведение к выводам.

2. Изучение нового материала.

В начале семинарского занятия я знакомлю
обучающихся с целью и задачами урока, с планом
изучения вопросов. Затем рассказываю о том, что в
средние века, когда ещё не было глубоких знаний о
составе и свойствах крови, церковь приписывала
ей таинственные и сверхъестественные свойства.
Церковники убеждали людей, что кровь – это душа
человека, поэтому она непознаваема. Церковь
преследовала учёных, которые стремились изучить
кровь и её свойства, движение по сосудам. Об
истории открытия кровообращения рассказывают
обучающиеся 1 группы. Используя презентация,
Лепнева Алина, Малахова Алёна, Мяшин Андрей,
Мокина Вика, приводят сведения о том, что в 4 веке
до н.э. великий учёный Древней Греции Аристотель
установил, что главный кровеносный сосуд – аорта
– отходит от сердца, а не от головы, как считали
до него. Во 2 веке н.э. римский врач Гален доказал,
что кровь образуется в печени и от неё по полой
вене поступает в сердце, где обогащается “
жизненным духом”, а затем течёт по всему
организму. Ошибочные представления Галена
господствовали в медицине около 1,5 тысяч лет.

В 16 веке испанский священник Сервет открыл
малый круг кровообращения. Сервет хотя и был
священником, но во многом противостоял церкви и
за “ еретические” взгляды в богословии
протестантская церковь сожгла его в 1558 году на
костре. Новое учение о кровообращении было
создано английским врачом и физиологом Гарвеем.
В 1628 году Гарвей открыл два круга кровообращения.
Он доказал, что центральным органом кровеносной
системы является сердце. В 1661 году итальянский
врач Мальпиги открывает капилляры. Их видел под
микроскопом и Левенгук.

Обобщая выступления обучающихся, делаем вывод,
что Гарвей впервые применил экспериментальный
метод для изучения закономерностей
жизнедеятельности организма. Он доказал, что с
помощью опытов можно познать движение крови.

Я предлагаю обучающимся начертить в тетради
таблицу. По ходу урока записывать в таблицу те
понятия, которые применяются в процессе
раскрытия особенностей движения крови по
сосудам.

Таблица .

ПредметИспользуемые понятия.
ФизикаЭнергия, механическое движение,
давление, сопротивление, сила трения, сила
тяжести, упругая деформация, волновые колебания,
закон сохранение энергии, скорость, закон
Бернулли.
ГеографияРусло реки
ГеометрияПлощадь поперечного сечения
ХимияКонцентрация, соли.

В конце урока таблицу проверяем.

Подводим итог по 1 вопросу:

  1. Какие круги кровообращения вы изучили? Покажите
    по таблице.
  2. Под действием чего кровь начинает двигаться по
    сосудам?
  3. Что такое энергия? Какие виды механической
    энергии вы знаете?
  4. Что такое механическое движение?

Для раскрытия особенностей движения крови по
сосудам необходимо знать особенности движения
жидкостей по трубам. Жидкости обладают
текучестью и действуют на поверхность
соприкасающихся с ними твёрдых тел с
определённой силой, которая называется силой
давления жидкости. Давление – это
энергетическая характеристика движения крови.
Обучающиеся 2 группы расскажут нам о давлении из
курса физики. Дают определение давления,
записывают на доске формулу и единицы измерения
давления. Используя презентацию, рассказывают о
способах измерения давления, демонстрируют
действие металлического и жидкостного
манометра.

Затем переходим к вопросу о кровяном давлении и
его роли в движении крови по сосудам.

Обучающиеся 3 группы, используя презентацию
рассказывают о том, как измеряют кровяное
давление у человека. Демонстрируют и объясняют
способ измерения давления с помощью манометра
Рива-Роччи.

Везде ли в кровяном русле давление крови на
стенки сосудов одинаково? На экране появляется
таблица. Прошу её проанализировать. Делаем вывод.
Самое высокое давление имеет кровь в момент
выхода из сердца в аорте, а самое низкое – в
момент входа в сердце в полых венах.

Таблица 2

Сосуды.Диаметр в мм.Кровяное давление в мм.рт.стСкорость тока крови в м/сек.
Аорта20-30130-1500,5
Крупные артерии20-25110-1200,3
Мелкие артерии0,1-0,270-900,2
Капилляры0,00520-300,0005-0,0012
ВеныОколо 2510-120,06-0,14
Полые вены24-253-5 при выдохе, 4-7 при вдохе0,25

После анализа таблицы, прошу обучающихся
ответить на вопросы:

1. Какое значение для движения крови имеет
постоянное наличие разности кровяного давления?

2. В чём причины падения давления в кровяном
русле?

Выслушав ответы обучающихся, я поясняю, что для
выяснения причин падения давления в кровяном
русле необходимо рассмотреть вопросы о
сопротивлении стенок сосудов и о скорости тока
крови.

Слово обучающимся 4 группы. Они рассказывают,
что величина кровяного давления характеризует
энергию движения крови. Кровь, протекая по
кровеносным сосудам, расходует значительную
часть энергии, сообщённой ей сокращением сердца,
на преодоление сопротивления току крови в
сосудах. На экране появляется формула: Р= QxR, где Р
– давление, Q – объём, R – сопротивление.
Сопротивление зависит от длины сосуда, его
радиуса, вязкости жидкости. Наибольшее
сопротивление движению крови имеется в наиболее
тонких кровеносных сосудах.

В это время обсуждаем вопрос: Какие основные
силы действуют на кровь при её движении? Делаем
вывод: при движении крови действуют две основные
силы – сила давления, которая способствует
движению, и сила сопротивления – тормозит
движение. Вывод записываем в тетрадь. Затем в
беседе выясняем следующие вопросы:

1. Чем различаются строение и свойства стенок
артерий и вен?

2. В каких сосудах происходит упругая
деформация стенок?

3. Что такое сила упругости?

4. Как возникают пульсовые волны? Ответ на
последний вопрос даёт ученик из 4 группы.
Используя презентацию, он показывает те места,
где прощупывается пульс и рассказывает о
возникновении пульсовых волн. Я поясняю, что
колебания и волны – это виды механического
движения, они изучаться в курсе физики 10 класса.
Скорость распространения пульсовой волны в
аорте равняется 5,5–8 метров в секунду. По мере
снижения эластичности сосудов (например, с
возрастом человека) скорость пульсовой волны
повышается. Затем предлагаю обсудить вопрос “На
что же расходуется энергия, полученная кровью в
результате сокращения желудочков сердца?”.
Беседуем обучающиеся высказывают своё мнение. В
ходе беседы с моей помощью формулируем выводы:

1) Значительная часть энергии движущейся крови
расходуется на работу по преодолению
сопротивления сосудов малого и большого кругов
кровообращения. Часть кинетической энергии
переходит в потенциальную энергию упругой
деформации эластичных стенок аорты и крупных
артерий. При этом полная энергия движущейся
крови остаётся относительно постоянной
величиной.

2) При движении крови по сосудам происходит
превращение одного вида механической энергии в
другой и проявляется важнейший всеобщий закон
природы – закон сохранения энергии.

Далее отмечаю, что кроме давления движение
крови по сосудам характеризуется скоростью.
Работаем с текстом учебника. Анализируем
материал и отвечаем на вопросы:

1) Почему кровяное русло сравнивается с руслом
реки? Что между ними общего?

2) Как изменится общая ширина русла, если река
шириной 40 м разделится на два протока по 20 м
каждый? На четыре протока по 20 м каждый?

3) Как измерить ширину кровеносного сосуда?
Здесь прослеживается связь с геометрией.
Необходимые вычисления нужно сделать по формуле:
S=pr2.

4) Как измерить ширину кровяного русла в области
аорты? Нижних полых вен? Капиллярной области?

5) Какое место кровяного русла является самым
узким?

Самым широким?

В ходе беседы рождается истина. Высказываем
предположения и проверяем по таблице № 2.
Обучающиеся 5 группы формулируют определение
скорости, приводят формулу и единицы измерения,
отмечают, что скорость движения жидкости зависит
от её объёма, площади поперечного сечения трубки
и сопротивления. Затем поясняю, что в замкнутой
кровеносной системе при равномерной работе
сердца отток крови от сердца в каждую единицу
времени в артериальном русле, в капиллярно или в
венозном – одинаков. Если объём постоянен, то его
величина не влияет на скорость движения
жидкости.

Какая же в таком случае существует зависимость
скорости от сечения трубки? Смотрим на экран.
Презентация. Комментируют обучающиеся 5 группы.
Объём жидкости, протекающей через сечение S в
единицу времени, равен произведению величины
сечения на скорость: V = S v.

Так как жидкость практически несжимаема, то
объёмы жидкости, протекающей в единицу времени
через сечения S1 и S2 трубки, равны: V1=V2.

Значит, S1.v1=S2.v2.

Следует вывод: скорость течения жидкости
обратно пропорциональна площади поперечного
сечения трубки, через которую она протекает.
Отмечаю, что согласно установленной зависимости,
скорость движения крови в узких частях кровяного
русла должна быть во столько раз больше, во
сколько раз площадь сечения в них меньше, чем в
широкой части русла крови, и предлагаю
определить, во сколько раз скорость движения
крови в аорте должна быть больше, чем в
капиллярах. Отвечают, что в 500- 600 раз, так как
площадь сечения аорты в 500–600 раз меньше, чем
общая площадь сечения капиллярного русла.

Вопрос: “Какое биологическое значение имеет
факт, что в капиллярах наименьшая скорость
движения крови?”. Отвечают: небольшая скорость
движения крови в капиллярах способствует
осуществлению более полного обмена веществами и
газами между тканями и кровью. Затем вычисляем
скорость крови в полых венах. Зная, что их диаметр
около 2,5 см, скорость крови в аорте 0, 5 м/с и
диаметр аорты 2, 5 см. Устанавливаем, что скорость
крови в полых венах должна быть в 2 раза меньше,
чем в аорте, т.е. примерно, 0, 25 м/с, так как полых
вен – две, верхняя и нижняя, и, значит, суммарная
площадь их сечения в 2 раза больше, чем площадь
сечения аорты. Затем по таблице № 2 сравниваем
результаты.

В ходе нашего разговора, делаем вывод, что в
аорте и в артериях происходит падение давления
одновременно с уменьшением скорости крови, а при
движении крови от капилляров по венам к сердцу
наблюдается обратная зависимость между
скоростью и давлением крови. Какой закон физики
здесь проявляется? Закон Бернулли “Давление
текущей жидкости больше в тех сечениях потока, в
которых скорость её движения меньше, и наоборот,
в тех сечениях, в которых скорость больше,
давление меньше”. Но почему в кровеносном русле
не везде проявляется закон Бернулли? Данный
закон справедлив для идеальной физической
системы, т.е. системы, для которой принимаются два
условия: несжимаемость жидкости и отсутствия
трения. Такие условия отсутствуют в кровеносной
системе, в ней и трение велико, и кровь, вероятно,
способна к сжатию. Падение давления крови в венах
объясняется трением. Силы трения направлены
противоположно движению крови. Скорость тока
крови в венах возрастает, так как уменьшается
общая площадь поперечного сечения венозного
русла по сравнению с капиллярным. Но при этом
повышается и сила трения, поэтому давление и
падает. Затем в беседе выясняются особенности
движения крови по венам.

Обучающиеся 6 группы рассказывают, используя
презентацию, о роли работы и движений органов
тела в перераспределении крови по организму.
Затрагивается вопрос о влиянии малоподвижного
образа жизни на состояние сердечно- сосудистой
системы.

Обучающиеся 7 группы рассказывают о нервной и
гуморальной регуляции величины просвета
сосудов, о роли гормонов, действующих в очень
малых концентрациях.

3. Закрепление изученного материала.

В заключение проводится беседа, в ходе которой
обобщаются и закрепляются полученные на уроке
знания.

Проверяем правильность заполнения таблицы № 1.

Вывод.

Движение крови по сосудам, с одной стороны,
подчиняется общим физическим закономерностям,
которые имеют место в организме как в физическом
теле. С другой стороны, движение крови по сосудам
имеет особенности, обусловленные
закономерностями жизнедеятельности организма
как биологической системы. Физико – химические
закономерности приобретают специфику в
биологической системе. Организм – это единое
целое, в котором физические, химические и
биологические процессы взаимосвязаны.

4. Домашнее задание.

Выучить п. 23. Выполнить лабораторную работу на
странице 117 и на странице 118.

Источник

Читайте также:  При цдк питающий сосуд