Зажги свечу не ставь ее в сосуде
Свт. Иоанн Златоуст
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, – и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Иларий Пиктавийский
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
См. Толкование на Мф. 5:14
Прп. Макарий Великий
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:15-16). А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим.
Духовные беседы. Беседа 1.
Прп. Исихий Иерусалимский
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице», а под «светильником» – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.
Первое слово на Святую Пасху.
Прав. Иоанн Кронштадский
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).
Дневник. Том XVIII. 10 мая.
Блж. Иероним Стридонский
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
См. Толкование на Мф. 5:14
Блж. Феофилакт Болгарский
И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме
Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)
Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас на подсвечнике, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Не ставят… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова.
Толковое Евангелие.
Анонимный комментарий
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора – это Христос, о Котором говорит Даниил: Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:34-35). Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы поставить под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: Слово Твое – светильник ногам моим (Пс. 118:105). Чтобы светила – то есть чтобы стало видно и озарилось, кто – в доме Церкви, а кто – в доме всех миров. Что означает подсвечник? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни (Флп. 2:15-16). Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. Сосуд же – это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего.
Лопухин А.П.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но – лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата – древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία – собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину (Евр. 9:2 – “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках 1:12; 2:1 и проч.).
Троицкие листки
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (иначе для чего было бы и зажигать ее?), но на подсвечнике, и (светильник) светит всем в доме. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим.
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
См. Толкование на Мф. 5:14
Источник
Подробности Категория: Полезные материалы Опубликовано 28.02.2018
Притча о зажженной свече под сосудом: “14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Евангелие от Матфея 5:14-16).
Толкование притчи
Эта притча – единственная, которая встречается в Новом Завете четыре раза, дважды встречается в Евангелии от Луки. Более того с нее начинается Нагорная Проповедь. Как и всякая притча, как и всякая фраза Евангелия, она долгое время передавалась из уст в уста, записывалась на клочках бумаги или папируса отдельно от всех прочих – и в одной этой фразе заключается целый мир, все благовествование, и если бы ничего более не сохранилось из сказанного Христом, можно было бы из размышлений на одной этой фразой проникнуть в Царство Его Слова.
Это Царство не похоже на человеческие империи, которые гордятся обширными землями, властью над морями и континентами. Это Царство – дом, просто Дом Божий. В воздухе нашей комнаты мелькают пылинки – в Доме Отца кружатся звезды, планеты, кометы. Но в Его доме – нет пыли, в нем все чисто, все прибрано и убрано для входящих в дом (светить “входящим в дом” – так заканчивается эта притча у Луки) или, что-то же, для всех в доме. То, что представляется ученым темными бездонными просторами, насыщено светом, не какими-то потоками частиц, а светом Истины – и в центре мироздания стоит не какая-то звезда и не планета, не земля, а – человек, сотворенный свечою. Так, проходя фразу Христа, притчу Христа в обратном направлении – от слова “дом” к слову “свеча” мы обнаруживаем, насколько иначе каждое слово наполнено для Сына Божия, наполнено принадлежностью Отцу и бытием Отца. Нам может показаться, будто речь идет о нашем доме, о нашем свете, о наших делах – Он знает, что все это – Отчее, неизмеримо более великое, чем мы можем себе представить. Это видение не умаляет ценности нашей комнатки, нашего маленького подвига, нашего слабого света – наоборот, открывает в них ценность выше всякой ценности мира сего. “Видят добрые дела ваши” – так заканчивается притча, доступной верующим и неверующим. Но Иисус продолжает и говорит: “И прославят Отца”. Совершенно никакой логической связи – с точки зрения логики языка – нет: дела-то наши, почему же прославят Отца? Но кто делал дело, кто убирал свой дом, кто пытался поглядеть на другого в свете истины – знает, что всякое делание доброе и светлый взгляд – от Бога.
Комментируя слова Христа “вы свет миру”, Златоуст сказал: “Не столько вреда приносит язычник, поступающий нечестиво, сколько христианин, так поступающий”. Потому что всему свое место: огарок нормален в корзине, не в подсвечнике. Трудно только сориентироваться в пространстве, отчего в истории, да и в быту, христиане чаще строже судят других, чем себя.
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. «(Евангелие от Иоанна 8:12). Иисус Христос есть свет в этом греховном мире. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Евангелие от Иоанна 12:46). Когда мы будем следовать за Нашим Господом, мы ни когда не будем ходить во тьме. Как и Иисус Христос, так и мы будем светом.
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. «(Евангелие от Матфея 5:16).
Истинные Христиане должны быть светом в этом греховном мире. Как Иисус Христос сказал «Так да светит свет ваш пред людьми» Кругом нас одна тьма, тьма духовная полная грехов и зла. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Евангелие от Иоанна 3:19-21). Люди настолько грешные, что не видят своих грехов, потому и ненавидят свет. Тот, кто грешит, тот не хочет делать добрые дела. Когда свет светит в комнате, то все видно и не может скрыться от света ни чего. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Евангелие от Луки 7:17). Так само и мы когда грешим, мы ненавидим свет. Когда Бог осияет нас своим светом. Есть даже такие люди, что считают тьму светом, а свет тьмою. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Книга пророка Исаии 5:20). Дьявол заслепляет глаза людей. Люди все больше делают беззакония. Апостол Павел пишет в послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. (Послание к Тимофею 3:1-7)
К сожалению настоящих христиан очень мало. Впрочем, и прозорливцев мало, а больше всего нас, ставящих свечу веры под горшок мира сего. Что ж удивляться, когда мы унываем, когда в глазах черным-черно и жизнь кажется такой поганой. Свеча под горшком, прежде всего, начинает жутко коптить и копоть эта оседает на горшке, так что если у свечи есть глаза, они видят лишь черноту. Так что веровать означает осветить сердцем Христовым путь своей жизни. Идти надо к Небу, которое совсем близко, идти нужно за нашим Спасителем Иисусом Христом, который есть светом. И когда мы увидим свет, тогда нам не будет страшна темнота. «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечна». (1 Иоанна 5:19-20).
«И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да услышит!» – Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и по делам. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, говорит, будет видна всем – и все будут смотреть на нее. Поэтому постарайтесь жизнь вести добрую, ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником, а под кровать светильника не скрывают, но ставят на виду, на подсвечник. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечник, то есть на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под сосудом, где находиться чревоугодия и заботы о пище и не под кроватью бездействия. Ибо никто занятый попечением о пище и преданный лености не может быть светильником, своей жизнью светящим для всех. (Мк.4:21-23). Иисус Христос своей жизней показал нам пример яркого света. Наш Спаситель когда, был на земле делал великие чудеса, исцелял больных, проповедовал слово Божье. Иисус Христос показал свою любовь, страдая на кресте. В Евангелиях Иисус Христос называет себя «я свет миру». Но, к сожалению, многие люди не приняли Его свет, потому что дела их были злы. Они более возлюбили тьму, нежели свет. Давайте будем спешить делать добрые дела, показывая окружающим людям свой свет, так же как делал добрые дела Иисус Христос. Давайте будем действительно светом в этом греховном мире.
https://sobor.1gb.ru
Источник
Лк., 36 зач., 8, 16-21
Сказал Господь: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.
«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16, 23).
«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют.
«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7, 5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3, 21).
Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены – от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера – выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера – выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.
Семья Божия – Святое Семейство – родство веры и жизни по воле Божией. Господь включает в Свою Семью всякого, кто творит волю Отца Небесного. Разумеется, не может быть противопоставления между семьей учеников Христовых и семьей Господа по плоти. Ясно, что слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» относятся и к родственникам Его. Мы знаем, что никто в роде человеческом не мог, как Матерь Божия, сказать: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», которые определяли каждое мгновение Ее жизни. Но здесь – первое и единственное упоминание о братьях Господних рядом с Божией Матерью – в значении их ученичества, предваряющее, как сказано в книге Деяний, «единодушное пребывание в молитве и молении Церкви с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Божия Матерь участвует в славе Своего Сына не просто потому, что Она родила Спасителя мира. Ее блаженство основано на том, что Она слышала, веровала, повиновалась, хранила и продолжала исполнять слово Божие до Креста Христова, до собственного Своего Успения, в полноте причастного Его Кресту и Воскресению.
Источник