Змея в змее сосуд в сосуде

Змея в змее сосуд в сосуде thumbnail

Благодаря неукротимому снобизму Павла Бора, набоковская тема успешно пускает корешки в Учёном совете…

Предлагаю вашему вниманию стихотворение Владимира Набокова “Лилит” – пожалуй, самое знаменитое его поэтическое произведение…

С комментарием Николая Доли…

Джон Кольер. Лилит

Владимир НАБОКОВ

ЛИЛИТ

Я умер. Яворы и ставни
горячий теребил Эол
вдоль пыльной улицы. Я шел,
и фавны шли, и в каждом фавне
я мнил, что Пана узнаю:
«Добро, я, кажется, в раю».
От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях,
стройна, как женщина, и нежно
цвели сосцы — и вспомнил я
весну земного бытия,
когда из-за ольхи прибрежной
я близко-близко видеть мог,
как дочка мельника меньшая
шла из воды, вся золотая,
с бородкой мокрой между ног.
И вот теперь, в том самом фраке,
в котором был вчера убит,
с усмешкой хищною гуляки
я подошел к моей Лилит.
Через плечо зеленым глазом
она взглянула — а на мне
одежды вспыхнули и разом
испепелились.
В глубине
был греческий диван мохнатый,
вино на столике, гранаты
и в вольной росписи стена.
Двумя холодными перстами
по-детски взяв меня за пламя:
«Сюда»,— промолвила она.
Без принужденья, без усилья,
лишь с медленностью озорной,
она раздвинула, как крылья,
свои коленки предо мной.
И обольстителен и весел
был запрокинувшийся лик,
и яростным ударом чресел
я в незабытую проник.
Змея в змее, сосуд в сосуде,
к ней пригнанный, я в ней скользил,
уже восторг в растущем зуде
неописуемый сквозил, —
как вдруг она легко рванулась
отпрянула, и ноги сжав,
вуаль какую-то подняв,
в нее по бедра завернулась,
и полон сил, на полпути
к блаженству, я ни с чем остался
и ринулся и зашатался
от ветра странного. «Впусти»,—
и крикнул, с ужасом заметя,
что вновь на улице стою,
и мерзко блеющие дети
глядят на булаву мою.
«Впусти»,— и козлоногий, рыжий
народ все множился. «Впусти же,
иначе я с ума сойду!»
Молчала дверь. И перед всеми
мучительно я пролил семя
и понял вдруг, что я в аду.

Берлин, 1928

КОММЕНТАРИЙ

Это стихотворение В. Набокова, написанное в 1928 году, как нельзя лучше, даже больше чем его «Лолита», отражает не только сексуальную озабоченность автора, но и его психическое заболевание (или перверсию) — так называемую «педофилию»… (из словаря: «повсеместно признаваемое преступным половое тяготение к детям) в самых извращенных форме от вуайеризма (подглядывание за голыми девочками) к эксгибиционизму (демонстрация своего полового органа детям и женщинам).

Наряду с этим… надо же разобрать, почему назвал он свое стихотворение именно «Лилит», а не как-нибудь иначе.

Первые два слова… и сразу же все объяснения: «Я умер». Ну и Слава Богу…

Да, страх перед смертью, как и страх перед жизнью, не дает нормально ни жить, ни нормально умереть… Но сам факт удостоверен… Умер. Даже, как выяснится в последствии — убит… О чем же можно думать в 30 лет? Только о смерти, да о маленьких девочках, которые сами стелятся и хотят…

И сразу же вопрос, который мучит не одно поколение мыслителей и нормальных людей: Куда попадешь, после этого пресловутого перехода из живого состояния в мертвое… Оказывается, лирический герой автора попадает, как ему кажется, в рай… Да… вы только посмотрите, как там все прекрасно: Горячий ветер свистит в чинарах (яворы), терзает ставни, которые как уши слона хлопают, но они же кроме того еще и стучат… пылища вдоль улицы… вокруг одни «ангелы», или Боги. Кто же их не узнает? Все признаки на лицо: козлоногие, с рогами на головах, все их голые тела покрыты мохнатой шерстью… Самый натуральный древнегреческий рай… Только почему древнегреческий, если должен быть древнееврейский? Но это такая мелочь… Какая разница, знали ли древние греки, что в двадцатом веке великий писатель, переселит еврейскую первую женщину, созданную вместе с Адамом, в их так называемый «рай», который, судя по обитателям, больше похож на средневековое описание шабаша на Лысой горе…

Но автору не только удалось это беспрепятственно сделать — древние греки не заругают, так он еще уменьшил возраст нашей героини… сделав ее девчонкой, только-только достигшей половой зрелости… К тому же он ее перекрасил, сделал рыжей… Он наверное знал, что все засланцы, а особенно, засланки (см. «Пятый элемент» Люка Бессона), в том смысле, что все неземные женщины, должны быть рыжие…

Воспоминания с головы до ног (в смысле до того, что между ног) охватили героя… И вспомнился первый вуайристический сексуальный опыт (подглядывание)… И эти ножки, именно там, где они сходятся вместе… или как раз расходятся… когда маленькая дочь мельника, самая меньшая… но уже покрылась бородкой в том самом интересном месте…

Тогда… это было незабываемо… но он был слишком мал, и слишком боялся, чтобы предложить ей тогда… и вот она мечта оказалась возможной… Именно поэтому здесь рай… И сейчас… Все наконец свершится, в первый раз… Именно с такой маленькой, молоденькой… девочкой-целочкой…

Подбоченясь, приосанясь, в полной предсмертной экипировке… ведь если умирать… то непременно от пули… в пылу кабацкого разгула… Как убили, так и ходит он по своему «раю»… — во фраке… Как истинный охотник, он должен завоевать любовь… Сделав на лице «усмешку хищного гуляки», отчего его лицо перекосило от ужаса, он подошел с своей (интересно, когда это она уже стала его?) Лилит. И только мысль, только вопрос: даст не даст? Пошлет опять или… все же удастся?

Ее зеленые глаза… Стоило ей только взглянуть на него… весь фрак превратился в прах… (прямо стишки пишутся, а не анализ, тьфу…) Но он даже не испугался… может только холодным потом прошибло… Но краем глаза он увидел… да! В комнате все как раз для этого!!! челюсть отвисла, сердце забилось… Но там вино, гранаты… порнуха по всем стенам… и диван… конечно же греческий…

И вот оно… Свершается!!! И какая поэтика!

Двумя холодными перстами
по-детски взяв меня за пламя…

Как он ее боится, как он хочет ту дочку меньшую мельника… как он преувеличивает… Его пенис… уже не орган размножения, даже не фаллос, а именно ПЛАМЯ… Но девочка берет его по-детски… как это трогательно звучит… Она не хватает его за это «пламя»… Он боялся, что будут хватать его все эти взрослые шлюхи… Но Лилит именно так нежно… по-детски… хватает и тащит… Типа, давай!!!

Само описание, конечно, поэтично… Мне, конечно, очень понравилось: «без принужденья, без усилья … она раздвинула, как крылья, свои коленки предо мной…» Жутко эротично и неправдоподобно… Выходи, точно — он в раю… когда все сбывается… даже самое небываемое…

И только-только он уже возбудился до зуда… до скрежета зубовного… И на тебе… по морде… Отказала… больше не хочет, даже оделась, чтобы срам прикрыть… вуалькой прикрылась… Я до сих пор считал, что вуаль обычно носят на шляпке, а не прикрываются ею по бедра… Это конечно интересная деталь, но… Не понимаю…

Ветер, вдруг из ниоткуда взявшийся, выкинул его на улицу… и дверь захлопнулась…

А вокруг дети… да какие хорошие — не могу удержаться, чтобы не процитировать — «мерзко блеющие дети»… А ведь именно это обстоятельство никогда и не давало герою полностью отдаться во власть своей страсти… Вот было бы здорово, если бы они такими же маленькими и целенькими оставались, а даже при наличии вторичных половых признаков не имели бы возможности для зачатия… иначе… Вот оно — это дьявольское отродье — дети, мерзко блеющие, козлогногие… и все смотрят не куда-нибудь, не в глаза, не на торс античного героя… и именно на то, что торчит, то, что только-только было ТАМ, но сейчас с позором выкинуто на улицу… И вуайерист стал эксгибиционистом… Теперь его принудили ходить голым перед этой чудной козлоногой рыжей публикой, особенно маленькими… еще меньше… которых только пугать можно, но не трахать… и которые всегда смотрят на его так называемую «булаву». Рай превратился в ад… От наблюдения (подглядывания) он попал в роль того, за кем теперь будут всегда подглядывать… И наш лирический герой кончил, а поэт кончил писать эту чухню, а я свою…

Николай ДОЛЯ

Источник

Богини со змеями, фаянс, ок.1550 г. до н.э.

Читайте также:  Сосуд разделен пористой неподвижной перегородкой

Во многих древних культурах змея часто ассоциируется с перерождением, возобновлением жизни, потому что она периодически сбрасывает кожу. Подобная вера существовала и у древних месопотамцев и семитов, а также в индуистской мифологии. Пеласгический миф о творении упоминает великого змея Орифона, ставшего прародителем всего сущего. Также змеи — существа, несомненно, хтонические, связанные с «нижним миром», миром мертвых.

Змееобразная богиня Меритсегер. Статуэтка из песчаника, 1479-1400 годы до н.э

Например, в древнем Египте в виде женщины со змеиной головой предстает богиня Меритсегер, богиня Фиванского некрополя, покровительница кладбищ и строителей гробниц.

Однако археологические находки на Крите говорят нам, что в минойской религии змея занимала несколько другое положение и скорее была защитницей дома, как это позже проявляется и в греческой религии.

Артур Эванс в 1930 годы находит в Кноссосе так называемые «snake tubes», цилиндры с прикрепленными к ним чашечками-поильниками, предназначавшиеся скорее всего для кормления змей-покровительниц домашнего очага. Подобные артефакты встречаются и в других критских святилищах.

Трипод из Кноссоса

В той же «змеиной комнате» Эванс находит трипод, небольшой столик на трех ногах, служивший, видимо, для тех же целей. Подобную чашу для кормления змей сладким напитком позже описывает Элиан виденной в одном из египетских городов, где обитал гигантский священный змей.

Третий вид змеиных сосудов похож на пчелиные соты, и Эванс предполагал, что благодаря им змеи могли кормиться медом и личинками пчел. Любовь священных змей к сотам упоминается и в сюжете о пещере оракула Трофония, где, кстати, была статуя, тоже якобы созданная Дедалом. Чтобы умилостивить двух охраняющих вход в пещеру змей им по преданию бросали соты. Также мы знаем о священной змее Афины в Парфеноне, которую называли хранительницей дома и кормили медовыми сотами. У Диодора Сицилийсокго мы встречаем упоминание о том, что для храма Афродиты в Эриксе Дедал создал золотые соты, не отличимые от настоящих.

А теперь давайте вспомним всем знакомую чашу со змеей, знаменитый знак медицины, красующийся на аптеках и прочих медицинских учреждениях. Теорий его происхождения много, но в качестве источников образа чаще всего упоминают кадуцей и посох Асклепия. Интересно, что по одной из версий древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шёл, опираясь на посох, в Кноссос ко двору царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту чудо-травку и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Дочь Асклепия Гигею, также богиню здоровья, изображали кормящей змею из чаши.

Чаша со змеей перед павильоном «Ветеринария» на ВДНХ

Читайте также:  Ярко выражены сосуды на лице

В общем, тут как всегда «критский след» налицо, и хотя трансформации змеиных образов в мировой культуре весьма причудливы, в них можно угадать и древнейшие доисторические праобразы.

А эту Гигею в исполнении Густава Климта можно найти на потолочной росписи Венского Университета как часть большой картины «Медицина». Богиня со змеями в стиле “венский модерн”.

Источник

Изображение чаши с оплетающей ее змеей можно довольно часто встретить на продукции различных фармацевтических компаний, на вывесках аптек, частных клиник. Такое изображение у людей уже привычно ассоциируется с врачеванием и медициной. Но, далеко не каждый может сказать, что означает эта эмблема, и как именно она появилась.

Символ чаши со змеей в различных вариациях уже тысячи лет связан с медициной. Его истоки уходят еще к временам Древней Греции и Рима и неразрывно связаны с мифологией этих государств. Так для древних греков с самых давних времен змеи были символом мудрости и бессмертия, за что их безмерно почитали. Аналогично к этим рептилиям относилось и население Рима. Они верили, что, если навредить обыкновенному ужу в своем доме, на него обрушатся несчастья. Поэтому такой живности позволяли свободно перемещаться по всему жилищу, подкармливали ее.

Змея в змее сосуд в сосуде

Почему змея и что она символизирует?

Самое первое из найденных изображений с чашей и змеей датируется еще XI столетием до н. е. Оно было нанесено на одну из фресок и относится к периоду Древней Греции. Исследователи полагают, что такой символ берет свои истоки из мифа про Асклепия, который был популярен в то время.

Асклепий был умелым врачом, который справлялся даже с самыми серьезными недугами. И вот однажды его призвал к себе царь Минос, который надеялся, что лекарь сможет воскресить его убитого сына. Отказать правителю Асклепий не мог и сразу же отправился в дорогу. На протяжении всего своего пути он опирался на деревянный посох. Однажды врачеватель отдыхал в сени дерева, и, когда взял в руки посох, лежащий неподалеку, увидел, что его обвила змея. Испугавшись, он ударил ее и убил. Но, вдруг из травы выползла вторая змея, держащая во рту пучок какой-то травы. Она подползла к убитой рептилии и оживила ее. Асклепий был настолько поражен, что сразу же отправился на поиски растения. Впоследствии, при помощи этой травы он смог исцелить сына царя. Но, такой поступок разгневал верховного бога греков Зевса. Его возмутило, что простой смертный посмел противиться смерти и воскресил погибшего. В наказание он сам убил лекаря, после чего был утрачен и секрет чудодейственного растения.

Конечно же, этот миф был всего лишь легендой, популярной среди греческого народа. Но, именно на его основе змей стали почитать, как символ врачевания. В этот период их изображали обвитыми вокруг посоха, который получил название кадуцей или посох Асклепия.

Змея в змее сосуд в сосуде

Откуда взялась чаша?

Появлением чаши в эмблеме медицины, по мнению врачей, мы обязаны Гигее, дочери великого Асклепия. В соответствии с мифом она была богиней здоровья. При этом, на всех статуях и рисунках ее изображали с чашей в руке, из которой кормиться змея, расположившаяся на плече или в другой руке девушки. В последствие для упрощения оба символа объединили в один и назвали его чашей Гигеи.

Значений у такого символа несколько. Некоторые ассоциировали ее со спасением. Ведь в древние времена, когда отсутствовали полноценные водопроводы, чаша служила для хранения воды, которая в засушливые периоды ценилась на вес золота. Сегодня она символизирует скорее сосуд с ядом, который необходим для лечения недугов. В соответствии с другими источниками чаша выступает символом великого разума и мудрости, к которым должен стремится врач. Он должен постоянно наполнять чашу новыми знаниями и активно использовать их в своей практике.

У российских медиков чаша со змеей стала официальным символом лишь в середине XVIII века и сохранилась по сей день. Такой знак не редко можно увидеть на гербах медицинских колледжей и университетов. Причем их студенты подошли к трактовке своего символа с юмором. По их утверждениям змея символизирует хитрость, которой не обделен ни один современный врач. При этом чаша, представляет собой намек на то, что выпить настоящий специалист никогда не откажется.

Читайте также:  Требования к персоналу обслуживающего сосуды под давлением

Таким образом, один из самых известных символов современности дошел до нас еще со времен Древней Греции. И сегодня его широко используют в военной медицине, в фармацевтике, на гербах учебных заведений.

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник