Золотые сосуды с росой что за бог

Глава 1. Золотой сосуд
Апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2Тим.2:20,21) указывает на один очень важный факт, касающийся церкви. Имея в виду видимую церковь здесь, на земле, Павел говорит, что в церкви можно увидеть людей возрожденных и невозрожденных. Как это ни печально, но этот факт имеет место: в церкви есть “примесь”. Здесь, на земле, нам не найти совершенной церкви. В данном случае я не говорю о Вселенской, невидимой Церкви, о “теле Христовом”, как названа эта Церковь в Библии (Еф.1:22,23). Конечно, к этой невидимой Церкви, к “телу Христову”, принадлежат все, кто пережил рождение свыше. А кто именно родился свыше – знает только один Господь. Но в церкви, которую мы видим, независимо от того, какое название она носит, есть два рода людей. Апостол Павел пишет: “А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении” (2Тим.2:20).
Итак, к сосудам в почетном употреблении он относит золотые и серебряные сосуды, а к сосудам в низком употреблении – деревянные и глиняные. В данном случае нас интересуют сосуды золотые и серебряные, которые символизируют собой возрожденных членов церкви. Но необходимо обратить внимание на то, что не все сосуды, находящиеся в почетном употреблении, одинаковые: одни – золотые, а другие – серебряные. Разумеется, золотой сосуд ценнее, и употребляется он в более почетных случаях, предназначен для более высоких целей. Как бы хотелось нам быть этими золотыми сосудами, не так ли? В Библии сказано, что царь Соломон пользовался только золотыми сосудами (3Цар.10:21). Однако, быть золотым сосудом в доме Божьем совсем не значит, что ты особо избранный и святой. Нет. Каждое чадо Божье может быть этим золотым сосудом: мы к этому призваны. Но Бог употребляет и серебряные сосуды. И не зазорно стремиться быть лучше. Так давайте же стремиться быть золотыми сосудами.
Дал бы нам Господь такое же желание, какое имел апостол Павел: “…забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп.3:13,14). Его не удовлетворяло быть только серебряным сосудом в доме Божьем – он постоянно стремился быть “сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2Тим.2:21). И никто из нас не сомневается, что он действительно стал золотым сосудом в руках Господа. Дорогие друзья, поставим и мы перед собою эту высшую цель – быть золотыми сосудами. Но что же необходимо для достижения этой высшей цели? Прежде всего, вручить себя в руки нашего Небесного Плавильщика. Только тогда Он сможет начать Свое святое дело в нас: Он начнет “переплавлять нас, как золото и как серебро”, очищать нас от всякой примеси, “чтобы мы приносили жертву Ему в правде”, как говорит слово Божье (Мал.3:3).
В качестве примера Божьей работы по переплавке и очищению я хочу взять историю жизни одного человека, во многих отношениях необыкновенного, но в то же время во всем подобного нам. Это ветхозаветный пророк Илия. Интересно отметить, что ни один из пророков не упоминается в Новом Завете так часто, как Илия. Апостол Иаков говорит о нем: “Илия был человек подобный нам…” (Иак.5:17). И вот этот “человек подобный нам”, оказался золотым сосудым, благопотребным Богу! Если мы обратимся к истории Илии, то увидим, как проходила “переплавка” этого человека, как Бог готовил этот сосуд для Своей славы. А в том, что Илия действительно стал золотым сосудом, не может быть никаких сомнений. Я убежден, что пример Илии может быть полезным для каждого и послужит “для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2Тим.3:16).
Возлюбленные, Бог именно сейчас особо нуждается в золотых сосудах, которые Он мог бы использовать для осуществления Своих планов. В эти последние дни до пришествия нашего Господа Иисуса Христа, само время, в которое мы живем, требует таких людей, как Илия, самоотверженных, преданных делу Божьему, верных Ему до конца, способных бесстрашно нести живое слово Господне. Посмотрите, как наше время похоже на тот период в истории Израиля, когда Бог воздвиг Илию. Бог и сегодня ищет подобных ему. Он ищет человека, который бы встал “в проломе за землю сию” (Иез.22:30). Тогда говорил Господь: “Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел” (Иез.22:30). Какие печальные слова! Бог не нашел человека, которому Он мог бы поручить Свое слово для спасения народа. Неужели и сегодня Он должен сказать: “Искал… и не нашел”.
О, какая благодать, что во дни царя Ахава, в одно из самых смутных времен в истории израильского народа, когда жена царя, Иезавель, поклонница Ваала, умертвила всех пророков Божьих, Бог нашел этого человека, нашел верного Своего пророка! В Галааде – не в столице, не во дворце царя Ахава, Бог нашел человека, стоящего на коленях в молитве, – Илию.
История Илии начинается спустя 80 лет после того торжественного момента в жизни народа Божьего, когда царь Соломон произнес молитву об освящении храма, построенного им в Иерусалиме. Можно сказать, что тот момент был кульминационным во всей истории израильского народа.
После царствования царя Соломона, сына царя Давида, в Израильском царстве произошел раскол. Закончился золотой век израильского народа. Образовалось два царства: Южное, Иудейское (со столицей в Иерусалиме), в котором царствовал Ровоам, сын Соломона; и Северное, Израильское, в котором царствовал Иеровоам. После происшедшего раскола в израильском народе началось духовное разложение.
Седьмым израильским царем был Ахав; о нем мы читаем: “И делал Ахав… неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова, – он взял себе в жены Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему” (3Цар.16:30,31). Вместе с Ахавом пал и весь народ. Все, за исключением семи тысяч, которые не преклонили колени пред Ваалом, пошли блудодействовать за Ваалом. Иезавель умертвила всех пророков, за исключением тех ста, которых Авдию, начальствующему при дворе Ахава, удалось спрятать. Однако ни один из тех семи тысяч, ни один из ста пророков, которые вынуждены были скрываться, ни сам Авдий не дерзнули возвысить свои голоса в защиту правды. А Иезавель, проводя свою пропаганду, все больше вводила народ в заблуждение и в грехи любодейства с Ваалом. Все жертвенники Господни были превращены в жертвенники Ваала. Духовная жизнь Израиля померкла. Произошло полное затмение. Светильник в Израиле погас, не осталось ни одного огонька: не слышно было ни одного голоса в защиту истины; духовная смерть царствовала от Дана до Вирсавии, и по всему казалось, что сатана одержал победу. На этом бы закончилась печальная история народа Божьего. Но именно в такое смутное время Бог нашел человека, который стал посредником между народом и Богом. К этому времени Бог приготовил золотой сосуд, благоугодный Ему!
Прочтем из 3-й книги Царств 1-й стих 17-й главы: “И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову”. Какими значительными словами начинается этот новый, чудный абзац в истории народа Божьего. Вникнем в каждое слово, начиная с союза “и”. Одна буква “и” начинает поворотный этап в истории израильского народа. Тот, кто думал, что восторжествовал Ваал (а оно так в действительности и было), упустил из виду самый важный факт – что жив Господь. Он не умер. Рано или поздно отвергающий Бога должен будет предстать пред Ним. Никто не избежит этой встречи.
Обратите внимание, как внезапно на арене израильской истории появился этот человек по имени Илия. До этого момента о нем ничего не говорилось на страницах Библии. Мы ничего не знаем о его происхождении, кроме того, что он “Фесвитянин, из жителей Галаадских” (3Цар.17:1). Это все, что о нем сказано. Нам не известно, в каком возрасте был Илия, когда предстал он пред царем Ахавом. Но и из приведенного выше краткого отрывка мы можем сделать некоторые выводы. Совершенно ясно, что Бог готовил этот золотой сосуд. В пустынных и диких краях Галаада Илия знал своего Бога, находился с Ним в постоянном молитвенном общении. Мы можем сказать, что Илия был проницателен в изучении слова Божьего и верил тому, что написано в нем. В результате такого знания слова Божьего он мог истолковать события того времени, в которое он жил, а это, в свою очередь, делало его сильным в молитве. Илия был человеком молитвы, и его молитвы согласовались с волей Божией; он верил обетованиям Божьим и тому, что Бог исполнит Свое слово. Вот из такого материала Бог отливает Свои золотые сосуды.
Итак, первое, что необходимо отметить, говоря об Илии, это то, что он был человеком молитвы. Бог ничего не может делать через человека, который не молится. Апостол Иаков говорит: “Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой” (Иак.5:17,18). Откуда у Илии появилась такая дерзость просить Бога, чтобы не было дождя? Как он дерзнул так молиться? Как он осмелился требовать у Бога, чтобы Он больше не орошал землю? Видите, Илия был не только человеком молитвы, но он знал слово Божье и верил тому, что написано в нем. Он знал, что в Своем слове Бог предупредил израильский народ об отступлении: “Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились им” (Втор.11:16). Но именно это народ как раз и сделал: израильтяне начали служить Ваалу и поклоняться чужим богам. И дальше было написано в книге Моисеевой: “И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих; и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам” (Втор.11:17).
Нет; молитва Илии не была дерзкой. Он не выдумал ее сам; он не был советником Богу – Бог был его Советником. Основой для молитвы Илии было слово Божье. Оно дало ему веру и смелость молиться Богу, чтобы спасти народ, чтобы он покаялся. Вот поэтому так молится Илия: “Боже! Заключи небо, не дай дождя, чтобы земля не дала своего плода, сделай это по слову Твоему, дабы народ Твой оставил грехи и злодеяния и обратился к Тебе”. Илия молился согласно слову Божьему, а значит, согласно воле Божьей. И Бог услышал эту молитву.
Нет; молитва Илии не была опрометчивой. Апостол Иаков говорит, что “он молитвою помолился” (Иак.5:17). Что это значит? Только то, что он молился во время молитвы. “Странно”, – вы скажете. Илия не просто произносил слова молитвы, он молился всем своим существом: духом, душою и телом. Он как бы весь был в молитве. Это не значит, что он вдруг решил, что вот хорошо бы теперь помолиться об этом. Нет. Эта молитва была особенной: она требовала времени, сосредоточенности и полной отдачи духовных сил. Молитва Илии – его важное служение перед Богом.
Возлюбленные, когда мы проникнемся глубоким смыслом молитвы в нашей жизни, только тогда мы начнем понимать пути Божьи. Только тогда мы начнем отличать Божий голос от других голосов, которые проникают в наше сознание и постоянно отвлекают наше внимание. Только тогда Его слово будет живым словом для нас, и мы будем знать, о чем нам молиться.
Бог готовит Свои золотые сосуды втайне, в пустыне, на коленях. Так Он готовил новозаветного “Илию” – Иоанна Крестителя. О нем в Евангелии от Луки сказано, что он “возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю” (Лк.1:80).
Псалмопевец говорит о народе, “знающем трубный зов”, и о том, что народ этот блажен, и секрет этого народа в том, что “он ходит во свете лица Господня” (Пс.88:16). Для человека, пребывающего в слове Божьем и в молитве, не скрыто время, назначенное Богом. Бог открыл ему эту тайну. Однако религиозным людям Своего времени Иисус Христос должен был сказать: “Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете?” (Мф.16:3). О, возлюбленные, как важно знать времена, а их могут узнать только те, кто постоянно пребывает в присутствии Божьем.
Об Аврааме, человеке веры, Господь мог сказать: “Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!” (Быт.18:17) Верующие, которые принадлежат к совету Господню – воистину привилегированные люди, ибо “тайна Господня боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Пс.24:14). Илия принадлежал к этому тайному совету Господню. Иоанн Креститель был членом этого совета, и поэтому он точно знал время, когда он должен был начать свое служение. Он не опоздал ни на один день. Когда для Христа пришло время явиться, Иоанн был на месте, чтобы приветствовать Иисуса словами: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин.1:29).
Быть сосудом, угодным Богу для служения, – значит быть членом тайного совета Господня. Дорогие мои, понятно ли нам время, в которое мы живем? Видим ли мы положение народа Божьего в нашей стране так, как видел его Илия, или как видел это Иоанн Креститель? Может ли Бог доверить нам Свое слово, которое Он хочет передать сегодня? Бог хочет приготовить такие сосуды, через которые Он мог бы передать Свое слово и через которые Он мог бы начать пробуждение.
Илия имел слово от Бога. Он получил его непосредственно от Господа, поэтому Илия так смело говорит: “Жив Господь, Бог Израилев, перед Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову” (3Цар.17:1). Вы обратили внимание, как Илия заканчивает свою речь? “…По моему слову”. Божье слово стало его словом, и поэтому он мог так уверенно и авторитетно произнести эти слова. Его голос был голосом вопиющего в пустыне, – и этот голос был голосом Божьим. Илия был всего-навсего сосудом, при помощи которого Бог мог сказать именно то, что Он хотел передать народу – не больше и не меньше. Через таких людей, как Илия, находящихся в союзе с Богом, Господь и передает Свое слово.
Каким чудным примером такого союза, такого единства, является наш Господь Иисус Христос. Он мог сказать: “…ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю… Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня…” (Ин.8:28; 7:16). Илия так был исполнен силой Божьей, что когда на эту землю явился Господь Иисус Христос, то иудеи говорили: “Это Илия…”. В этом и есть значение золотого сосуда: золото расплавлено и очищено от примеси до такой степени, что может отразить лицо Небесного Плавильщика. В этом и есть сила – и сила тем больше, чем больше в нас отражается Господь.
Отражается ли в тебе Господь? Видят ли окружающие в тебе Иисуса Христа? Дорогие друзья, только в том случае мы можем отражать Иисуса, если мы согласны пройти вместе с Ним через огненное горнило. Человек, не прошедший через горнило испытаний, не может приносить жертву Господу в правде. Господь не может доверить такому человеку Своей тайны. Готов ли ты на такую “переплавку” ? Готов ли ты пойти в пустыню, чтобы там Господь “переплавлял” тебя? Если да, то ты сможешь стать золотым сосудом, “благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2Тим.2:21).
Источник
1-9. Пир Валтасара, появление кисти руки, начертавшей на стене таинственные письмена, бессилие вавилонских мудрецов прочитать их. 10-16. Приглашение по совету матери царя Даниила. 17-29. Речь пророка к Валтасару и объяснение им таинственной надписи. 30-31. Смерть Валтасара и воцарение Дария Мидянина.
Дан.5:1. Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
По свидетельству кн. пророка Даниила, последним вавилонским царем был Валтасар (Белшацар), сын Навуходоносора (Дан.5:2, 11, 13, 18), царствовавший более двух лет (Дан 8.1) и убитый в ночь падения Вавилона (Дан.5:30). Но между преемниками Навуходоносора по престолу, как они перечислены у халдейского историка Бероза, нет Валтасара. Сыном-преемником Навуходоносора он называет Евильмеродаха, а завоевание Вавилона относит к 17-ому году неизвестного пророку Даниилу Набонида. Равным образом, и по свидетельству Геродота, последним вавилонским царем был не Валтасар, а Лабинет.
Подобное разногласие библейских и внебиблейских показаний, давшее одним экзегетам повод к отрицанию подлинности сказания кн. Даниила, заставляет других стремиться к их примирению. Самым естественным и верным средством к этому считалось до последнего времени отожествление Валтасара книги пророка Даниила с каким-либо из упоминаемых Берозом преемников Навуходоносора. Первую попытку в этом роде сделал Иосиф Флавий, по словам которого, последним вавилонским царем был Валтасар, «Набонидом от вавилонян называемый». Того же взгляда держался известный историк Нибур, утверждая, что имя Валтасар – почетный титул Набонида, а равно Михаэлис, Корнилий а Лапиде, Кальмет, Кнобель, Эвальд, из отечественных экзегетов Бухарев. Другие – Кранихфельд, Клифот, Кейль и Делич, Геферниик, Гуфман, Смирнов, основываясь на названии Валтасара «сыном Навуходоносора» отожествляли его с действительным сыном этого последнего – Евильмеродахом, царствовавшим два года, и, наконец, третьи – с Лавосоардахом.
Что касается состоятельности данных взглядов, то она весьма незначительна. Так, против отожествления Валтасара с Евильмеродахом и Лавосоардахом говорит то соображение, что ни тот, ни другой не был последним вавилонским царем, каковым является у пророка Даниила Валтасар. Его смерть и разделение вавилонской империи между мидянами и персами представляются неразрывно связанными между собою событиями (Дан.5:30-31). Равным образом недопустимо отожествление Валтасара с Набонидом. Во-первых, о двойном имени, которое носил будто бы последний вавилонский царь, не говорит ни пророк Даниил, ни Бероз; во-вторых, судьба Валтасара и Набонида, как она представлена пророком Даниилом и Берозом, совершенно различна. Первый был убит в ночь взятия Вавилона (Дан.5:30), а второй, разбитый Киром, был выслан им из Вавилонии в Карманию, где и умер.
Оставив все эти попытки, как заведомо несостоятельные, новейшая литература о книге пророка Даниила держится того мнения, что упоминаемый в ней Валтасар есть действительное, настоящее имя последнего вавилонского царя, – имя сына Набонида. Подобный взгляд основывается на клинообразных надписях из времени этого последнего. В одной из них, открытой англичанином Лофтусом в развалинах Ура халдейского, Набонид обращается к богу Сину с такою просьбою: «меня, Набонида, царя вавилонского, сохрани от какого-либо греха против твоего светлого божества и дай мне в удел долгую жизнь, а сердце Валтасара, моего первородного сына, моего наследника, направь к тому, чтобы он почитал твое светлое божество, да не идет он путем греха, но да наслаждается счастьем жизни».
В другой надписи того же царя дважды встречается следующая фраза: «да наслаждаюсь я, Набонид, царь вавилонский, почитатель твоего светлого божества, счастьем жизни, а Валтасару, моему первородному сыну продолжи дни его, да не уклоняется он во грех».
На основании этих надписей Раулинсон и признает упоминаемого в них Валтасара за одно лицо с Валтасаром книги пророка Даниила. «Старший сын Набонида назван, говорит он, Бельшар-етзаром, именем, которое сокращено в книге Данииа в Бельшатзар, подобно тому, как имя Нергаль-шаретзора обратилось у греков в Нериглиссора». Одно тожество имен не говорит еще, конечно, за тожество личностей. Но полная возможность отожествления библейского Валтасара с Валтасаром, сыном Набонида, клинообразных надписей не подлежит, по мнению экзегетов, никакому сомнению. И прежде всего, судя по обещанию сделать Даниила за объяснение таинственной надписи третьим лицом в государстве (Дан.5:16), Валтасар не был верховным царем вавилонским; сам он занимал второе место, а потому и Даниилу мог обещать только третье. Другими словами, Валтасар книги Даниила выступает в роли соправителя: единоличные правители давали за заслуги второе место в царстве (Эсф.10:3; 2Ездр.3:7; 2Ездр.4:42). Такой же точно властью облечен и Валтасар, сын Набонида.
По словам Вигуру, текст так называемого Кирова цилиндра представляет его вице-царем: он стоит во главе войска, окруженный высшими сановниками, в крепостях страны Аккад (северная часть Вавилонии), тогда как его отец в течение нескольких лет добровольно удаляется от дел правления.
Равным образом Раулинсон, обращая внимание на некоторые надписи Набонида, ограничивающиеся одною молитвой о спасении сына его Валтасара, утверждает, что упоминание о царском принце вместо самого царя представляет явление совершенно беспримерное, и единственное его объяснение в том, что Валтасар принимал участие в правлении своего отца при его жизни.
Что же касается соправительства Валтасара, то его причины заключаются, как думают, в следующем. Набонид, будучи узурпатором, в целях упрочения власти за своим потомством еще при своей жизни объявил царем своего сына, рожденного ему дочерью или внучкой Навуходоносора, на которой он женился с тем же самым намерением удержать за собою вавилонский престол (Вигуру, Кнабенбауер). Назначенный соправителем своего отца, Валтасар в последние годы его правления является уже настоящим царем. В виду завоевательного движения Кира персидского Набонид был поставлен в необходимость провести конец своего царствования в постоянном отсутствии из Вавилона, сначала как союзник Креза лидийского, а затем как защитник своей страны на ее границах. При таких обстоятельствах переход власти над Вавилоном в руки оставленного здесь Валтасара был делом вполне естественным. Затем, по свидетельству Ксенофонта, Набонид, разбитый Киром, возвратился не в Вавилон, а в Борзиппу. Правителем первого, вершителем его судеб оказался Валтасар, как про то и говорит книга пророка Даниила.
Устроенный Валтасаром пир падал на время осады Вавилона Мидянами и Персами (Дан.5:28, 30-31). Согласно с этим и Геродот рассказывает, что вавилоняне во время взятия их столицы Киром весело пировали; весь народ предавался пляскам и забавам. Ярко выступающая в этом обстоятельстве беспечность царя, – он пирует с вельможами в критические минуты, – находит свое объяснение прежде всего в его надежде на прочность вавилонских стен (см. объяснение Дан.4:27). Они казались неприступными не только ему, но даже Киру, который, по словам Геродота, сомневался в возможности взять Вавилон силою и прибегнул к хитрости. Не меньшее значение играла в беспечности Валтасара его молодость. По указанно Бероза, Набонид царствовал 17 лет. И если его брак на родственнице Навуходоносора, родившей ему Валтасара, падает на первый год правления, то во время завоевания Вавилона этому последнему не могло быть более 16 лет. По ассиро-вавилонским изображениям пирующих царей пиры состояли из питья, а не из еды: пирующие представляются обыкновенно только пьющими. Теми же самыми чертами описывает пир Валтасара и пророк Даниил. На тех же памятниках заметны среди пирующих женщины. Присутствие последних на пиршествах древних персов отмечается также в кн. Есфирь (Эсф.1и др.).
Дан.5:2. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
Дан.5:3. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.
Дан.5:4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
Протекавший обычным порядком, пир Валтасара неожиданно закончился глумлением над Богом, выраженным в превращении посвященных Ему сосудов в пиршественные чаши и в хвалебных песнопениях в честь богов языческих. Первое говорило, что в глазах верующих Бог израильский не заслуживает никакого уважения – Его сосуды взяты для низкого употребления, вторые еще более усиливали и подчеркивали эту мысль, – богохульственно противопоставляли могущество языческих богов бессилию Бога еврейского. Поэтому вполне прав Иосиф Флавий, называя Валтасара «дерзновеннее» Навуходоносора, не посмевшего употреблять сосуды иерусалимского храма для себя и положившего их в храме своего бога.
Дан.5:5. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
Дан.5:6. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
Забывшийся Валтасар был вразумлен явлением кисти руки, начертавшей на стене дворца таинственные письмена: дерзость сменилась испугом. Как свидетельствуют производимые в Вавилонии раскопки, внутренние стены домов покрывались штукатуркой – крепким цементом из гашенной извести и гипса, а она в свою очередь – белой мастикой, на которой изображались иногда целые картины. Легко начертанные на так отделанной стене письмена были видны пирующим, так как на них падал свет освещавшей пиршественную залу лампады.
Дан.5:7. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
За прочтение надписи Валтасар обещает обычно жалуемую восточными царями за важные заслуги награду: пурпуровую одежду, изготовлением каковой материи славился особенно Вавилон (Иез.27:24) и золотую цепь. Подобный обычай наблюдался у египтян (Быт.41:42), мидян, персов (Эсф.6:8; Эсф.8:15), сирийцев (1Мак.10:20; 1Мак.14:43-44) и других народов древности.
Дан.5:8. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.
По мнению Придо и Кранихфельда, халдейские мудрецы не могли прочитать надпись потому, что она была написана на древне-финикийском языке. Но подобное предположение едва ли вероятно: древне-финикийский язык был известен вавилонянам в силу их постоянных торговых сношений с Финикией. Талмудисты объясняют бессилие халдеев тем, что надпись была сделана особым каббалистическим способом, напр., не в горизонтальном, а в вертикальном направлении, или же слова писались в обратном порядке, или, наконец, от каждого слова было написано только по одной или по две начальных буквы, отчего и нельзя было уловить смысл как отдельных выражений, так и целой фразы.
Дан.5:9. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.
Дан.5:10. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего!
Дан.5:11. Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь,
Дан.5:12. потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение.
Поставленный бессилием своих мудрецов в безвыходное положение, Валтасар был выведен из него советом «царицы» пригласить для прочтения и объяснения таинственной надписи Даниила. Присутствие царских жен в пиршественной зале (Дан.5:2-3), царица же входит в «палату пиршества» (Дан.5:10), а равно ее решимость дать царю публичный совет, на что не могла осмелиться жена восточного деспота, заставляют думать, что под «царицей» разумеется не жена Валтасара, а его мать, дочь или внучка Навуходоносора (Флавий). В ее устах Валтасар – сын Навуходоносора не в буквальном, а в переносном смысле, – потомок. С подобным значением слово «сын» употребляется и в клинообразных надписях. Так, в надписи Салманассара II Ииуй, царь израильский, называется сыном Амврия, хотя на самом деле он был сыном Иосафата (4Цар.9:2). Если бы Навуходоносор приходился родным отцом Валтасару, то незачем было бы прибавлять его имя: «Навуходоносор, отец твой».
Дан.5:13. Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи?
Дан.5:14. Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.
Дан.5:15. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого.
Дан.5:16. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
Валтасару была известна история царствования Навуходоносора, по крайней мере, история его болезни (Дан.5:22; ср. ст. Дан.5:18-21), но Даниила он не знает («ты ли Даниил?») и о мудрости его слышит, по-видимому, в первый раз (Дан.5:16; Дан.5:13). Причины этого заключаются, кажется, в начавшихся после смерти Навуходоносора дворцовых смутах в переворотах: его сын Евильмеродах, процарствовав два лишь года, был убит мужем своей сестры Нериглиссором; этот последний правил около 4 лет и был убит в войне с персами; его сын и преемник Лавосоардах процарствовал только 9 месяцев и был убит заговорщиками, в числе которых значился и Набонид, отец Валтасара. Неизбежная при подобных переворотах смена вельмож сказалась на Данииле удалением его из Вавилона: по крайней мере в третий год правления Валтасара он находится в Сузах (Дан.8:1-2). Нет ничего удивительного, что при подобных обстоятельствах пророк не был известен Валтасару.
Дан.5:17. Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
Отказом от награды Даниил хотел сказать, что он, как пророк Господень, без всяких корыстных видов и расчетов будет изрекать истину, какова бы она ни была – приятна или неприятна для царя.
Дан.5:18. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
Дан.5:19. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
Дан.5:20. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей,
Дан.5:21. и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.
Дан.5:22. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,
Дан.5:23. но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
Дан.5:24. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.
Дан.5:25. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
Дан.5:26. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
Дан.5:27. Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким;
Дан.5:28. Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Пример Навуходоносора должен бы был предостеречь Валтасара от превозношения пред истинным Богом. Но он не внял этому уроку, – проявил неслыханную гордость, – сознательно оскорбил Всевышнего. Подобным поступком Валтасар показал, что он не имеет в себе никаких достоинств, вообще ничего такого, за что можно было бы продлить существование его и его царства («текел – ты взвешен на весах и найден очень легким»). Поэтому Бог и определил покончить с ними, – прекратить их дальнейшее бытие («мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему»).
Дан.5:29. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
Несмотря на грозное предсказание, Валтасар исполняет свое обещание, награждает пророка, надеясь, может быть, тем самым заслужить прощение у Бога Даниилова, или отменить, по крайней мере, отсрочить грозную кару (Иоанн Златоуст, Ефрем Сириянин). Не отказывается теперь (ср. Дан.5:17) от награды и Даниил. Блаженный Иероним объясняет это тем, что пророк хотел сделаться известным через это преемнику Валтасара и через то более полезным своему народу.
Дан.5:31. и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.
См. Дан.6:1
Источник