Зона проведения содержит сосуды клетки

Зона проведения содержит сосуды клетки thumbnail

На продольном разрезе различают следующие зоны корня (участки корня растения):

  • Зона роста с корневым чехликом;
  • зона растяжения и начала дифференцировки клеток;
  • зона всасывания;
  • проводящая зона.

Зоны корня

Рисунок: зоны корня растения Рисунок: зоны корня растения

Роста

Зона роста (зона деления) корня занимает кончик длиной 2-3 мм. Это зона активно делящихся клеток, меристема корня. Все ткани корня возникают из этой образовательной ткани.

Зона роста покрыта корневым чехликом, который защищает ее от повреждений и облегчает продвижение корня в почве. Клетки чехлика обладают повышенным тургором. По мере углубления корня в почве они стираются, наружный слой их слущивается, а изнутри нарастают новые клетки за счет меристемы корня.

Растяжения

В зоне растяжения клетки сильно увеличиваются в продольном направлении и становятся цилиндрическими. В них появляются большие вакуоли. Совокупный рост клеток этой зоны создает силу, благодаря которой корень углубляется в почву.

Эта зона также невелика и занимает несколько миллиметров. В верхней ее части клетки начинают специализироваться, превращаясь окончательно в зоне всасывания в сосуды, трахеиды и другие виды клеток корня.

Всасывания

Зона всасывания корня имеет длину от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Поверхность ее защищена покровной тканью – кожицей с корневыми волосками. Под кожицей находится кора корня, окружающая его центральную часть с проводящей системой.

Корневые волоски и корневой чехлик развиты у наземных растений; у водных и растений-паразитов они отсутствуют. На поперечном срезе через всасывающую зону видно первичное строение корня.

Проводящая

Проводящая зона – вся остальная часть корня, начиная от всасывающей и до стебля растения. Этот участок имеет более плотную покровную ткань, утолщен, число сосудов и ситовидных трубок увеличено за счет деятельности камбия.

Зона проведения корня – посредник между всасывающей зоной и надземной частью растения.

Сводная таблица строения и функций зон корня

Название зоныОсобенности строенияФункции
Зона деленияМелкие живые клетки, быстро делятсяНачало всех остальных зон и тканей корня
Зона ростаКлетки растут и увеличиваются в размерахОбеспечивает основной рост корня
Зона всасыванияНаружный слой, представлен клетками с корневыми волоскамиОбеспечивает всасывание воды с растворенными в ней полезными веществами
Зона проведенияХорошо развиты проводящие тканиТранспортная

Внутреннее строение корня растения

Наружная покровная ткань корня – кожица – отличается от кожицы стебля и листа наличием корневых волосков, отсутствием устьиц и кутикулы, легкой проницаемостью для воды, поглощающей способностью.

Клетки кожицы располагаются в один слой. Многие из них имеют корневые волоски – удлиненные цилиндрические выросты внешней стенки клеток кожицы, длиной от 0,15мм до 1см при поперечнике в сотые доли миллиметра. Ядро клетки переходит в корневой волосок и располагается обычно на самом его конце.

В цитоплазме корневого волоска кроме ядра содержатся вакуоли с клеточным соком, бесцветные пластиды. Поверхность волосков покрыта слизистым веществом, склеивающим их с частичками почвы.

Корневые волоски недолговечны. Формируются они за 30-40 часов, живут 10-20 дней, затем отмирают. На смену их на молодом участке корня образуются новые, а участок с отмершими волосками становится проводящей зоной. Количество корневых волосков на 1мм2 достигает нескольких сотен (например, у кукурузы – 425, у гороха – 230). Благодаря их наличию всасывающая поверхность корня увеличивается в десятки раз.

Кора корня, прилегающая к кожице изнутри, состоит из расположенных в несколько рядов клеток основной ткани. Клетки коры имеют разные размеры. Непосредственно под кожей они крупные, а в слоях, лежащих глубже, – более мелкие.

Самый внутренний слой коры (энтодерма), облегающий центральную часть корня (центральный цилиндр) с проводящей системой, состоит из одного ряда плотно уложенных клеток. Наружные их стенки (со стороны коры) тонкие, а боковые и внутренние – утолщены и непроницаемы для воды и газов.

Между толстостенными клетками есть небольшое число тонкостенных, расположенных против сосудов центрального цилиндра. Это пропускные клетки, они проводят воду из коры корня в сосуды центрального цилиндра.

Центральный цилиндр занимает срединную часть стебля и состоит из различных тканей. Наружный его слой, примыкающий изнутри к энтодерме, состоит из тонкостенных паренхимных клеток и называется перициклом, или корнеродным слоем.

Клетки перицикла (вторичная образовательная ткань) периодически делятся и дают начало боковым корням, паренхиме корня, придаточным почкам корнеотпрысковых растений, камбию.

Далее, к центру осевого цилиндра, располагается закрытый сосудисто-волокнистый пучок, в котором чередуются участки флоэмы и ксилемы, расположенные радиально. Центр осевого цилиндра корня у большинства видов растений занят одним крупным или несколькими мелкими сосудами. У некоторых видов центр занят клетками основной ткани (паренхимы), заполняющей также промежутки между флоэмными и ксилемными участками.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (6 оценок, среднее: 4,17 из 5)

Загрузка…

Источник

Опубликовано 8 месяцев назад по предмету Биология от 9673869

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Математика – 1 год назад

Сколько здесь прямоугольников

История – 1 год назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

Литература – 1 год назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

Читайте также:  Имеются 2 сосуда в первом из них 1 л воды

Русский язык – 1 год назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса 1. укажите личное местоимение: 1) некто 2) вас 3) ни с кем 4) собой 2. укажите относительное местоимение: 1) кто-либо 2) некоторый 3) кто 4) нам 3. укажите вопросительное местоимение: 1) кем-нибудь 2) кем 3) себе 4) никакой 4. укажите определительное местоимение: 1) наш 2) который 3) некий 4) каждый 5. укажите возвратное местоимение: 1) свой 2) чей 3) сам 4) себя 6. найдите указательное местоимение: 1) твой 2) какой 3) тот 4) их 7. найдите притяжательное местоимение: 1) самый 2) моего 3) иной 4) ничей 8. укажите неопределённое местоимение: 1) весь 2) какой-нибудь 3) любой 4) этот 9. укажите вопросительное местоимение: 1) сколько 2) кое-что 3) она 4) нами 10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением? 1) увидел их 2) её нет дома 3) её тетрадь 4) их не спросили

Русский язык – 1 год назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью. 1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал. 2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя 3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Русский язык – 1 год назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения-.поэт – трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Физика – 1 год назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a – снизу, а точка b – сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a – «от нас», в точке b – «к нам» 2. в точке a – «к нам», в точке b – «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник

Зубр

Основная ткань – паренхима (клетки не вытянутые и не плоские).

  • Хлоренхима – фотосинтезирует. В листе делится на столбчатую (лежит непосредственно под эпидермисом) и губчатую (лежит в глубине листа).
  • Запасающая – входит в состав сложных тканей, например, в состав ксилемы и флоэмы.

Образовательная ткань (меристема) обеспечивает рост растения. Состоит из мелких постоянно делящихся клеток.

  • Верхушечная меристема обеспечивает рост стебля.
  • Зона деления корня обеспечивает рост корня.
  • Камбий – меристема, за счет которой стебель растет в толщину. Откладывает внутрь от себя вторичную ксилему, наружу – вторичную флоэму.

Механическая ткань придаёт прочность органам растений.

  • Колленхима состоит из живых клеток с утолщенными, но не одревесневшими первичными оболочками. Они способны к росту, поэтому не препятствуют росту органов, в которых они расположены. Для выполнения опорной функции требуется тургор.
  • Склеренхима. Состоит из клеток с утолщенными одревесневшими оболочками. Клетки мертвые, поэтому не могут расти, но зато работают без тургора.

Проводящая ткань состоит из проводящих элементов, волокон механической ткани и паренхимы.

  • По ксилеме (древесине) передвигается вода с минеральными солями от корня наверх. Проводящие элементы – сосуды и трахеиды (мёртвые клетки).
  • По флоэме (лубу) передвигается вода с сахарами. Проводящие элементы – ситовидные трубки. Они живые, но безъядерные, поэтому рядом с ними находятся клетки-спутники, производящие РНК.

Покровная ткань отделяет растение от окружающей среды, образована плотно прилегающими клетками.

  • Эпидермис состоит из плотно сомкнутых основных клеток (прозрачные, не фотосинтезируют), устьиц (регулируют газообмен и транспирацию, фотосинтезируют) и железистых волосков.
  • Пробка состоит из мертвых клеток, не пропускает через себя вещества. Всё, что лежит снаружи от пробки, отмирает, не может растягиваться и постепенно лопается (корка).
  • Ризодерма содержит корневые волоски, покрывает зону всасывания кончика корня.

Как всё это расположено

Ткани ствола

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Корень, Лист, Побег, Видоизмененные органы растений, Обзор образовательной, проводящей и механической ткани растений

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток

1) ситовидные трубки

2) волокна

3) сосуды

4) клетки камбия

ОСНОВНАЯ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1) образовательная, 2) запасающая

А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками

Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться

Читайте также:  Дуплексное сканирование сосудов нижних конечностей новосибирск

В) расположена в точках роста корней и побегов

Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах

Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей

Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – МЕХАНИЧЕСКАЯ – ПРОВОДЯЩАЯ – ПОКРОВНАЯ

Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящая, 2) механическая, 3) образовательная, 4) покровная. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) эпидермис листа

Б) сосуды

В) ситовидные трубки

Г) зона деления корня

Д) кора стебля

Е) волокна древесины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – ПОКРОВНАЯ

1. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: 1) покровная, 2) образовательная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выполняет защитную функцию

Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками

В) обеспечивает рост и развитие растения

Г) является исходной для всех остальных тканей

Д) осуществляет связь растения с окружающей средой

Е) располагается в конусе нарастания

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей: 1) образовательная, 2) покровная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивает рост растений

Б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей

В) имеются устьица

Г) имеются чечевички

Д) обеспечивает газообмен

Е) клетки интенсивно делятся

Зона проведения содержит сосуды клетки

ПРОВОДЯЩИЕ ТАБ

Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) восходящий ток воды и минеральных солей

2) между корой и древесиной

3) выделение продуктов обмена веществ

4) нисходящий ток органических веществ

5) образовательная ткань

6) ситовидные трубки

7) кора

8) сердцевина

КСИЛЕМА

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы?

1) является основной тканью растения

2) служит для проведения воды от корней к листьям

3) клетки имеют сильно вытянутую форму

4) в клетках есть хлоропласты

5) стенки клеток утолщены

6) клетки живые

ФЛОЭМА

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы?

1) служит для проведения воды от корней к листьям

2) является проводящей тканью растения

3) клетки лишены клеточной стенки

4) в клетках есть хлоропласты

5) клетки лишены ядер

6) клетки имеют клетки-спутницы

КСИЛЕМА – ФЛОЭМА

1. Установите соответствие между признаком проводящей ткани и её типом: 1) ксилема (древесина), 2) флоэма (луб). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) состоит преимущественно из живых клеток

Б) в стебле расположена снаружи от камбия

В) проводящие элементы – сосуды (трахеи)

Г) проводит воду и органические вещества

Д) обычно проводит воду и минеральные соли

2. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) наличие клеток-спутниц

Б) образуют древесину

В) расположение клеток в лубе

Г) передвижение воды с минеральными веществами

Д) обеспечение нисходящего тока веществ

Е) мёртвые толстостенные клетки

3. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки, 3) волокна. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) многоклеточные полые трубки с одревесневшими стенками и отмершим содержимым

Б) вертикальные ряды живых клеток

В) длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым

Г) обеспечивают нисходящий ток воды с органическими веществами

Д) придают механическую прочность органам растений

Е) обеспечивают восходящий ток воды и минеральных веществ

Зона проведения содержит сосуды клетки

КСИЛЕМА – ФЛОЭМА РИС

Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) расположение в коре

Б) наличие ситовидных трубок

В) наличие лубяных волокон

Г) проводящие элементы мёртвые

Д) ток веществ только восходящий

Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ

ПРОВОДЯЩИЕ – ПОКРОВНЫЕ

1. Установите соответствие между структурами и группами тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) устьице

Б) механическое волокно

В) пробка

Г) корневой волосок

Д) ситовидная трубка

Е) железистый волосок

2. Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) эпидермис

Б) механическое волокно

В) пробка

Г) трахеиды

Д) ситовидная трубка

Е) корка

ПОКРОВНЫЕ

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры растения участвуют в процессе фотосинтеза?

1) камбий

2) луб

3) устьица

4) хлоренхима

5) ксилема

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТКАНЕЙ

Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя

А) камбий

Б) луб

В) пробка

Г) древесина

Д) сердцевина

ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

1. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна: 1) растение, 2) животное.

А) эпителиальная

Б) запасающая

В) соединительная

Г) механическая

Д) образовательная

Е) покровная

2. Установите соответствие между тканью и царством организмов, для которого эта ткань характерна: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) проводящая

Б) мышечная

В) запасающая

Г) основная

Д) соединительная

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ткани из перечисленных присутствуют только у растений?

Читайте также:  Ощущение что лопнул сосуд

1) покровная

2) проводящая

3) основная

4) соединительная

5) эпителиальная

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник

Определение

Корень – осевой подземный орган растения, обладающий неограниченным концевым ростом.

Зона проведения содержит сосуды клетки

Виды корней (рис. 1):

Главный корень развивается из зародышевого корешка семени и играет в растении роль центральной оси подземной части.

Придаточные корни растут от побега.

Боковые корни образуются на главном и придаточных корнях.

Вся совокупность корней растения называется корневой системой.

типы корневых систем

В зависимости от развития тех или иных видов корней выделяют два типа корневых систем (рис. 2).

Стержневая корневая система состоит из хорошо развитого главного корня и отходящих от него более мелких боковых корней, которые в свою очередь делятся на боковые корни второго, третьего и т. д. порядков.

Такая корневая система характерна для двудольных растений и хорошо просматривается только у молодых растений, выращенных из семян. У старых многолетних растений главный корень со временем замедляет рост, а боковые корни догоняют его или даже перерастают.

Мочковатая корневая система состоит из многочисленных придаточных и боковых корней. Главный корень не развивается или развивается слабо.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений.

Зона проведения содержит сосуды клетки

Рис. 2. Типы корневых систем

внутреннее строение корня

В строении корня различают несколько зон, каждая из которых имеет определенное строение и выполняет определенные функции (рис. 3).

Зона деления состоит из мелких постоянно делящихся клеток верхушечной меристемы. Это зона находится на кончиках всех корней растения. Благодаря верхушечной меристеме осуществляется рост корня в длину.

Корневой чехлик – несколько слоёв плотно сросшихся клеток с утолщенными стенками.

Функция корневого чехлика:

  • механическая защита зоны деления;

  • выделение слизистых веществ для более легкого проникновения в почву.

Клетки снаружи корневого чехлика постоянно разрушаются, а с внутренней стороны он нарастает благодаря клеткам меристемы.

Пикировка корня – удаление кончика главного корня – производится с целью прекращения роста главного корня и усиления роста боковых корней: общая площадь корневого питания увеличивается.

Зона проведения содержит сосуды клетки

Рис. 3. Зоны корня

Зона растяжения (роста). В ней клетки растут, вытягиваясь в длину, благодаря чему и происходит удлинение корня.

В этой же зоне начинается дифференцировка клеток. Поверхностные клетки превращаются в клетки ризодермы. В центре формируются клетки проводящих тканей.

Зона всасывания. Зона всасывания снаружи покрыта тонкой покровной тканью эпиблемой (или ризодермой). В этой зоне клетки эпиблемы образуют выросты – корневые волоски. Корневые волоски представляют собой длинные тонкие нитевидные клеточные выросты, в которые перемещается ядро клетки. По мере роста корня они разрушаются, эпидерма замещается пробкой и зона всасывания замещается зоной проведения.

Функция корневых волосков: поглощение из почвы воды и минеральных веществ.

Зона проведения продолжается до наземных частей растения. В ней находятся сосуды ксилемы, по которым от корня поднимается вода с минеральными веществами, и ситовидные трубки флоэмы, по которым в корень поступают органические вещества из листьев.

Гистологическое строение корня

На поперечном срезе молодой части (верх зоны растяжения) корня видно, что большую его часть составляют паренхимные клетки коры (рис. 4). Сверху они покрыты однослойной эпиблемой, а в середине находятся зачатки ксилемы и флоэмы. Они окружены двумя специальными слоями клеток: эндодермой и перициклом.

Эндодерма – внутренний однорядный слой плотно сомкнутых клеток первичной коры, прилегающий к центральному цилиндру осевых органов высших растений.

В корнях радиальные и поперечные стенки клеток эндодермы имеют утолщения в виде поясков, содержащие суберин и лигнин (пояски Каспари), тонкостенными остаются пропускные клетки этого слоя. Таким образом, эндодерма является физиологическим барьером, регулирующим поступление воды и ионов из первичной коры в центральный цилиндр корня.

Перицикл или перикамбий – первичная образовательная ткань растений, окружающая проводящие ткани. Формирует осевой цилиндр, наружным слоем которого он является. В нём закладываются придаточные и боковые корни. У двудольных дифференцируется в камбий и феллоген в процессе вторичного утолщения корня.

Феллоген, или пробковый камбий – образовательная ткань, дающая начало вторичной покровной ткани – пробке.

Зона проведения содержит сосуды клетки

Рис. 4. Молодая часть корня (поперечный срез)

На более поздних стадиях формируется проводящая система корня (рис. 5).

Зона проведения содержит сосуды клетки

Рис. 5. Проводящая система корня

Поводящая система имеет на срезе форму круга, поэтому её часто называют проводящим цилиндром. Ксилема располагается в центре и образует структуру звезды с лучами, доходящими до края проводящего цилиндра.

Флоэма располагается в промежутках между лучами ксилемы.

Между ксилемой и флоэмой имеется слой камбия, благодаря которому происходит образование новых проводящих элементов.

Эндодерма, окружающая проводящий цилиндр, играет роль запирающего механизма. Её клетки плотно соединены друг с другом, их стенки пропитаны водонепроницаемыми веществами, благодаря чему вода и минеральные соли не могут выйти из проводящего цилиндра вбок и вынуждены двигаться вверх. Из клеток коры вода и минеральные соли попадают в проводящий цилиндр благодаря наличию в кольце эндодермы специальных пропускных клеток.

Перицикл, расположенный под эндодермой, является образовательной тканью, которая даёт начало боковым корням (рис. 6).

Зона проведения содержит сосуды клетки

Рис. 6. Образование перициклом боковых корней

В результате деления клеток перицикла формируется верхушечная меристема боковых корней, которая обеспечивает их рост.

Таким образом, проводящая система бокового корня сразу оказывается связанной с проводящей системой материнского корня и может получать от неё вещества, необходимые для роста, а в дальнейшем передавать в неё воду и минеральные соли.

Источник