Многочисленные удары молекул газа о стенки сосуда создают

Многочисленные удары молекул газа о стенки сосуда создают thumbnail

Подробности

Просмотров: 690

«Физика – 10 класс»

Можно ли объяснить свойства вещества во всех его агрегатных состояниях строением вещества, движением и взаимодействием его частиц?

Силы взаимодействия молекул.

Молекулы взаимодействуют друг с другом. Без этого взаимодействия не было бы ни твёрдых, ни жидких тел.

Доказать существование значительных сил взаимодействия между атомами или молекулами несложно. Попробуйте-ка сломать толстую палку! А ведь она состоит из молекул. Но одни силы притяжения не могут обеспечить существования устойчивых образований из атомов и молекул. На очень малых расстояниях между молекулами обязательно действуют силы отталкивания. Благодаря этому молекулы не проникают друг в друга и куски вещества никогда не сжимаются до размеров порядка размеров одной молекулы.

Молекула — это сложная система, состоящая из отдельных заряженных частиц: электронов и атомных ядер.

В целом молекулы электрически нейтральны, тем не менее между ними на малых расстояниях действуют значительные электрические силы: происходит взаимодействие электронов и атомных ядер соседних молекул.

Если молекулы находятся на расстояниях, превышающих их размеры в несколько раз, то силы взаимодействия практически не сказываются.

На расстояниях, превышающих 2—3 диаметра молекул, действуют силы притяжения. По мере уменьшения расстояния между молекулами сила их взаимного притяжения сначала увеличивается, но одновременно увеличивается и сила отталкивания. При определённом расстоянии r0 сила притяжения становится равной силе отталкивания. Это расстояние считается равным диаметру молекулы.

Многочисленные удары молекул газа о стенки сосуда создают

При дальнейшем уменьшении расстояния электронные оболочки атомов начинают перекрываться и быстро увеличивается сила отталкивания. На рисунке 8.5 показаны графики зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул (рис. 8.5, а) и сил притяжения (1) и отталкивания (2) (рис. 8.5, б) от расстояния между молекулами. При r = r0 потенциальная энергия минимальна, сила притяжения равна силе отталкивания. При r > r0 сила притяжения больше силы отталкивания; при r < r0 сила притяжения меньше силы отталкивания.

Молекулярно-кинетическая теория даёт возможность понять, почему вещество может находиться в газообразном, жидком и твёрдом состояниях.

Итак, между молекулами действуют силы притяжения и они участвуют в тепловом движении. Агрегатное состояние вещества определяется тем, какое из этих двух свойств молекул является главным.

Газы.

В газах расстояние между атомами или молекулами в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Например, при атмосферном давлении объём сосуда в десятки тысяч раз превышает объём находящихся в нём молекул.

Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но форма молекулы не изменяется.

Газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объёма. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

Молекулы газа с огромными скоростями — сотни метров в секунду — движутся в пространстве. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны подобно бильярдным шарам. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга.

В газах средняя кинетическая энергия теплового движения молекул больше средней потенциальной энергии их взаимодействия, поэтому часто потенциальной энергией взаимодействия молекул мы можем пренебречь.

Жидкости.

Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу поэтому молекула жидкости ведёт себя иначе, чем молекула газа.

В жидкостях существует так называемый ближний порядок, т. е. упорядоченное расположение молекул сохраняется на расстояниях, равных нескольким молекулярным диаметрам.

Молекула колеблется около своего положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами. Лишь время от времени она совершает очередной «прыжок», попадая в новое положение равновесия.

В положении равновесия сила отталкивания равна силе притяжения, т. е. суммарная сила взаимодействия молекулы равна нулю.

Многочисленные удары молекул газа о стенки сосуда создают

Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. По образному выражению учёного: «…молекулы жидкости ведут кочевой образ жизни…» При этом время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время её колебаний около одного определённого положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10-11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10-12 — 10-13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При уменьшении объёма силы отталкивания становятся очень велики. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

Жидкости: 1) малосжимаемы;
2) текучи, т. е. не сохраняют своей формы.

Объяснить текучесть жидкостей можно так. Внешняя сила заметно не меняет числа перескоков молекул в секунду. Но перескоки молекул из одного оседлого положения в другое происходят преимущественно в направлении действия внешней силы. Вот почему жидкость течёт и принимает форму сосуда.

В жидкостях средняя кинетическая энергия теплового движения молекул сравнима со средней потенциальной энергией их взаимодействия. Наличие поверхностного натяжения доказывает, что силы взаимодействия молекул жидкостей существенны, и ими пренебрегать нельзя.

Твёрдые тела.

Атомы или молекулы твёрдых тел, в отличие от атомов и молекул жидкостей, колеблются около определённых положений равновесия. По этой причине твёрдые тела сохраняют не только объём, но и форму.

Читайте также:  Чем лечить головные сосуды

В твёрдых телах средняя потенциальная энергия взаимодействия молекул много больше средней кинетической энергии их теплового движения.

Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твёрдого тела, то получится правильная пространственная решётка, называемая кристаллической.

Многочисленные удары молекул газа о стенки сосуда создают

На рисунках 8.6 и 8.7 изображены кристаллические решётки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.

Источник: «Физика – 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский

Основные положения МКТ. Тепловые явления – Физика, учебник для 10 класса – Класс!ная физика

Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике —
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул —
Примеры решения задач по теме «Основные положения МКТ» —
Броуновское движение —
Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел —
Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул —
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов —
Примеры решения задач по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории» —
Температура и тепловое равновесие —
Определение температуры. Энергия теплового движения молекул —
Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул —
Измерение скоростей молекул газа —
Примеры решения задач по теме «Энергия теплового движения молекул» —
Уравнение состояния идеального газа —
Примеры решения задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» —
Газовые законы —
Примеры решения задач по теме «Газовые законы» —
Примеры решения задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов»

Источник

10 класс.

Строение газообразных, жидких и твердых тел. § 61, 62

Цель урока: Рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

Задачи урока: 

  1. Образовательные
  1. Способствовать овладению знаниями по теме “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”;
  2. Установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
  3. Учиться решать качественные задачи.
  1. Развивающие 

Развивать:

  1. наблюдательность, самостоятельность;
  2. логическое мышление
  3. умение применять знания теории на практике;
  4. содействовать развитию речи, мышления
  1. Воспитательные:
  1. Формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
  2. Формировать положительное отношение к предмету

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный

Комплексно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, мультимедийный проектор,  презентация, образцы кристаллов, тестовые задания.

Межпредметные связи:

  1. химия
  2. информатика

Этапы урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап постановки целей и задач урока.
  3. Этап объяснения нового материала.
  4. Этап закрепления пройденного материала.
  5. Этап проверки полученных на уроке знаний.
  6. Заключительный этап.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1.        Организационный этап 

Учитель: Здравствуйте. Ещё Наполеон I говорил: “Воображение правит миром”. А Демокрит утверждал, что “Ничего не существует кроме атомов”.

  1. Этап постановки целей и задач урока. 

Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

Русский поэт Фёдор Иванович Тютчев писал.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но со временем человек стал понимать, что именно закон стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями, которыми управляет закон, и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

  1. Если открыть флакон с духами, то …;
  2. Если нагреть лед, то …;
  3. Если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
  4. Если капнуть каплю масла на воду, то …;
  5. Если опустить термометр в горячую воду, то …

Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, полученными ранее. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: Только кажутся.

Учитель: Тогда скажите, из чего состоят все вещества?

Ученик: Из молекул или атомов

Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? Докажите.

Ученик: Нет. Они имеют разные химические соединения.

Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: Да.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде

Учитель: Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего урока. Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока: “Строение газообразных, жидких и твёрдых тел”. 

(Слайд 2).

В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H2O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула – H2O.

Читайте также:  Что такое стеноз сосудов почки

Тогда возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить сегодня на уроке.

(Слайд 3)

Различают четыре агрегатных состояния вещества:

  1. Твёрдое
  2. Жидкое
  3. Газообразное
  4. Плазменное

Сегодня мы поговорим о трёх из них. Прежде познакомимся с понятием – фазовый переход. (Слайд 4)

Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое. При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (плотность, внутренняя энергия)

Реализация агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.

  1. Этап объяснения нового материала 

(Слайд 5)

Что символизирует каждый рисунок? (Разные агрегатные состояния)

Облачко – газообразное состояние вещества, бутылка – жидкое, кубик – твёрдое состояние. Поэтапно разберём строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Выводы запишем в тетрадях.

  1. ГАЗЫ (Слайды 6 – 10) 

Расстояние между атомами или молекулами в газах в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но молекулы не сдавливают друг друга. Молекулы движутся с огромными скоростями — сотни метров в секунду. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Поэтому газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.

Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

  1. ЖИДКОСТИ (Слайды 11 – 14) 

Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, чем молекула газа. Зажатая, как в “клетке”, другими молекулами, она совершает “бег на месте” (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает “ прыжок”, прорываясь сквозь “прутья клетки”, но тут же попадает в новую клетку, образованную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время колебаний около одного определенного положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10-11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10-12—10-13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости (даже на малую величину) начинается деформация самих молекул, для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

Как известно, жидкости текучи, т. е. не сохраняют своей формы, они принимают форму сосуда.

Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. (Слайд 15)

  1. ТВЁРДЫЕ ТЕЛА. (Слайды 16 – 18) 

Атомы или молекулы твердых тел в отличие от атомов и молекул жидкостей колеблются около определенных положений равновесия. Правда, иногда молекулы меняют положение равновесия, но происходит это редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.

Есть еще одно важное различие между жидкостями и твердыми телами.

Жидкость можно сравнить с толпой людей, где отдельные индивидуумы беспокойно толкутся на месте, а твердое тело подобно стройной когорте тех же индивидуумов, которые хотя и не стоят по стойке смирно, но выдерживают между собой в среднем определенные интервалы. Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твердого тела, то получится правильная пространственная решетка, называемая кристаллической.

На рисунках изображены кристаллические решетки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам. 

Итак, пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос: от чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом. 

4.         Этап закрепления пройденного материала. Игра “Что за состояние?”

 (слайды 19 – 28)

 100 Почему газы способны неограниченно расширяться?

Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга

200 Почему газы легко сжимаются?

Расстояние между атомами или молекулами в газах во много раз больше размеров самих молекул.

300  За счёт чего создаётся давление газа на дно и стенки сосуда?

Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

100 Почему сжать жидкость почти так же трудно, как и твёрдое тело?

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке сжать жидкость начинается деформация самих молекул

200 В каких агрегатных состояниях может находиться яблочный сок?

Во всех трёх: жидком, твёрдом, газообразном.

300 Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое?

Кристаллизация

100 Как называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное?

Сублимация

200 Велики или малы силы притяжения между молекулами в твёрдых телах?

Очень велики

300 Как движутся молекулы в твёрдых телах?

Читайте также:  Лечение варикозное расширение сосудов

Колеблются около определённых положений равновесия

Оценку “5” получает учащийся, набравший наибольшее количество баллов.

  1. Этап проверки полученных на уроке знаний. Тест.

Ответы к тестам

I вариант

I – 3

II- 2, 5

III- 1

IV- 1

V- 4

II вариант

I- 1

II- 1, 4, 5

III- 3

IV- 3

V- 4

III вариант

I- 2

II- 1, 3, 5

III- 1

IV- 4

V- 4

IV вариант

I- 3

II- 1, 4

III- 3

IV- 2

V- 4

  1. Заключительный этап.

А теперь давайте подведем итоги нашей работы на сегодняшнем уроке. Что нового узнали на уроке? Какие оценки получили.

  1. Домашнее задание: § 61,62, ответить на вопросы после параграфа, заполнить таблицу. (Слайд 30) 

Учитель:

Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!

Тема: Три состояния вещества

I вариант

  1. Как расположены молекулы в твёрдых телах и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по сравнению с размерами молекул) и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Какие из приведённых ниже свойств принадлежат газам?
  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко поддаются сжатию
  1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 литр в сосуд вместимостью 2 литра?
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга (по отношению с размерами молекул), слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. Какое это тело?
  1. Газ
  2. Твёрдое тело
  3. Жидкость
  4. Такого тела нет
  1. В каком состоянии может находиться сталь?
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

II вариант

  1. Как расположены молекулы жидкостей  и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, соизмеримых с размерами  самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на больших расстояниях (по сравнению с размерами молекул) друг от друга и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений равновесия.
  1. Какие из приведённых свойств принадлежат газам?
  1. Занимают весь предоставленный им объём
  2. Трудно сжимаются
  3. Имеют кристаллическое строение
  4. Легко сжимаются
  5. Не имеют собственной формы
  1. В мензурке находится вода объёмом 100 см3.  Её переливают в стакан вместимостью 200 см3. Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Молекулы плотно упакованы, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула колеблется около определённого положения. Какое это тело?
  1. Газ
  2. Жидкость
  3. Твёрдое тело
  4. Таких тел нет
  1. В каком состоянии может находиться вода?
  1. Только в жидком состоянии
  2. Только в газообразном состоянии
  3. Только в твёрдом состоянии
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

III вариант

  1. Как расположены молекулы газов и как они движутся?
  1. Молекулы расположены на расстояниях, меньших размеров самих молекул, и перемещаются свободно относительно друг друга.
  2. Молекулы расположены на расстояниях, во много раз больше размеров самих молекул, и движутся беспорядочно.
  3. Молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений.
  1. Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым телам?
  1. Трудно изменить форму
  2. Занимают весь предоставленный им объём
  3. Сохраняют постоянную форму
  4. Легко меняют форму
  5. Трудно сжимаются
  1. Изменится ли объём газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 литров в баллон вместимость.40 литров?
  1. Увеличится в 2 раза
  2. Уменьшится в 2 раза
  3. Не изменится
  1. Есть ли такое вещество,  у которого молекулы расположены на больших расстояниях, сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определённых положений?
  1. Газ
  2. Жидкость
  3. Твёрдое тело
  4. Такого вещества не существует
  1. В каком состоянии может находиться ртуть?
  1. Только в жидком
  2. Только в твёрдом
  3. Только в газообразном
  4. Во всех трёх состояниях

Тема: Три состояния вещества

IV вариант

  1. Ниже указано поведение молекул в твёрдых, жидких и газообразных телах. Что является общим для жидкостей и газов?
  1. То, что молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и движутся свободно относительно друг друга
  2. То, что молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга и движутся беспорядочно
  3. То, что молекулы движутся беспорядочно друг относительно друга
  4. То, что молекулы расположены в строгом порядке и колеблются около определённых положений
  1. Какие из указанных свойств принадлежат твёрдым телам?
  1. Имеют определённый объём
  2. Занимают объём всего сосуда
  3. Принимают форму сосуда
  4. Мало сжимаются
  5. Легко сжимаются
  1. В бутылке находится вода объёмом 0,5 литра. Её переливают в колбу вместимостью 1 литр. Изменится ли объём воды?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится
  1. Молекулы расположены так, что расстояние между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и перемещаются с места на место. Какое это тело?
  1. Газ
  2. Жидкость
  3. Твёрдое тело
  1. В каком состоянии может находиться спирт?
  1. Только в твёрдом состоянии
  2. Только в жидком состоянии
  3. Только в газообразном состоянии
  4. Во всех трёх состояниях

Источник