Сосуд для хранения мира

Сосуд для хранения мира thumbnail

Аналои

Аналои

Баки для святой воды

Баки для святой воды

Блюда всенощные

Блюда всенощные

Блюда для приготовления Агнца

Блюда для приготовления Агнца

Бра церковные

Бра церковные

Венцы

Венцы

Вывески церковные

Вывески церковные

Гробницы, раки

Гробницы, раки

Дароносицы

Дароносицы

Дарохранительницы

Дарохранительницы

Дикирии-трикирии

Дикирии-трикирии

Древки и оглавия для хоругви и крест-икон

Древки и оглавия для хоругви и крест-икон

Евхаристический набор и принадлежности

Евхаристический набор и принадлежности

Жезлы Посохи

Жезлы Посохи

Жертвенники, Облачения на жертвенник

Жертвенники, Облачения на жертвенник

Иконки на митру

Иконки на митру

Кадила

Кадила

Капсула для закладки храма

Капсула для закладки храма

Книги богослужебные

Книги богослужебные

Киоты для храма

Киоты для храма

Ковчеги для преждеосвященных даров

Ковчеги для преждеосвященных даров

Копие

Копие

Крестики нательные

Крестики нательные

Крест-иконы запрестольные

Крест-иконы запрестольные

Голгофы

Голгофы

Кресты для дома

Кресты для дома

Кресты на купол

Кресты на купол

Кресты на митру, клобук, скуфью

Кресты на митру, клобук, скуфью

Кресты наперсные

Кресты наперсные

Кресты напрестольные

Кресты напрестольные

Кресты погребальные, могильные

Кресты погребальные, могильные

Кропило

Кропило

Кружки для пожертвования

Кружки для пожертвования

Кувшины для омовения

Кувшины для омовения

Купели

Купели

Ладан

Ладан

Ладаница

Ладаница

Лампады

Лампады

Масло лампадное

Масло лампадное

Масло освященное

Масло освященное

Мощевики и ковчеги для святых мощей

Мощевики и ковчеги для святых мощей

Накладки на алтарную дверь

Накладки на алтарную дверь

Панагии

Панагии

Панагиары

Панагиары

Паникадила

Паникадила

Панихидные столы, крышки, кануны

Панихидные столы, крышки, кануны

Пасочницы

Пасочницы

Печати

Печати

Подсвечники

Подсвечники

Подставки

Подставки

Полки и футляры под иконы

Полки и футляры под иконы

Престолы, Облачения на престол

Престолы, Облачения на престол

Приборы для соборования

Приборы для соборования

Решётки на солею

Решётки на солею

Рипиды

Рипиды

Читайте также:  Сосуд мариотта для печки на отработке

Розовая вода

Розовая вода

Семисвечники

Семисвечники

Сосуды для елея

Сосуды для елея

Сосуды для миро

Сосуды для миро

Стаканы для лампад

Стаканы для лампад

Стрючцы

Стрючцы

Тарелочки венчальные

Тарелочки венчальные

Трехсвечники

Трехсвечники

Уголь кадильный

Уголь кадильный

Фонари пасхальные

Фонари пасхальные

Хоругви

Хоругви

Цепи для крестов и панагий

Цепи для крестов и панагий

Чаши водосвятные

Чаши водосвятные

Чаши для святых частиц

Чаши для святых частиц

Четки

Четки

Чистящее средство для церковной утвари

Чистящее средство для церковной утвари

Штандарты

Штандарты

Ящики для свечей и огарков

Ящики для свечей и огарков

Ящики крестильные

Ящики крестильные

Источник

Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) – общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь – во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова – например, лжица (т.е. ложка).

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание[править | править код]

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копие – железное. Для прочих сосудов материал строго не определен[1].

«Чи́нъ бл҃гослове́нїѧ и҆ ѡ҆сщ҃е́нїѧ сосꙋ́дѡвъ слꙋже́бныхъ: сі́есть ді́скоса, ча́ши, ѕвѣзди́цы и҆ лжи́цы, съ тремѧ̀ и҆́хъ покро́вцы, предложе́нныхъ вкꙋ́пѣ» находится в Требнике[2]. После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители. Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника, либо в каком-либо шкафу, доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Читайте также:  Вопрос ответ эксплуатация сосудов под давлением

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды»[1].

Список священных сосудов в Православной церкви[править | править код]

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона[1] перечисляет 7 предметов («под именем священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра»). Затем энциклопедия уточняет, что «в более общем смысле “священными” называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви», однако об этом см. статью Церковная утварь.

В православии к священным (литургическим) сосудам относятся:

НаименованиеИллюстрацияНазначение
ДароносицаПереносная дарохранительница для ношения запасных Святых даров; используется для осуществления таинства Причастия вне храма (например, на дому тяжелобольных и умирающих людей)
ДарохранительницаСосуд в форме храма, устанавливаемый на престоле, внутри которого хранятся запасные Святые Дары, употребляемые для причащения
ДискосБлюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях, на котором освящают часть просфоры – так называемого Агнца во время литургии. Поверх него ставится звездица.
ЗвездицаДве металлические дуги, соединенные в центре, поставляется на дискос для поддержания покровца над Святыми Дарами и частицами, вынутыми из просфор. Ставится поверх дискоса.
КопиеОбоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Большим копием вырезается и дробится Евхаристический Агнец, малым – на проскомидии вынимаются частицы из просфор
ЛжицаЛожечка, с которой причащают православных монашествующих, церковнослужителей и мирян.
ПотирЧаша, в которую вливается вино, пресуществляемое в Кровь Христову
Читайте также:  Уздг сосудов в спб

Также упоминают Ковш разливной (для вливания евхаристической Крови Христовой в другие потиры), Чаша для святых частиц (накрываемая крышкой чаша для хранения частиц, вынутых из просфор за день или за несколько дней до полной литургии), Сосуд для преждеосвященных даров (для хранения преждеосвященных даров), Блюдо для приготовления и раздробления Агнца (деревянные или металлические тарелочки, на которых вырезается и раздробляется Евхаристический Агнец)[источник не указан 2298 дней].

Блю́да и корцы́ (ковши́) для теплоты́ и запи́вки, входящие в евхаристический набор, не считаются священными сосудами, поэтому ими часто пользуются пономари[источник не указан 2298 дней].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Долоцкий В. И. «О Священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» // «Христианское чтение», 1852, часть I.
  • Лебедев П. «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • Архимандрит Гавриил. «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Источник